Рабочая программа по биологии 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа составлена на основе УМК "Биология" 5-9 классы" И.Н.Пономаревой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8_klassa_2018-2019.docx | 238.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 8 класс. 2018-2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф,
Средствами реализации рабочей программы по биологии 8 класса являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.
Достижению результатов обучения способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентация в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В ходе реализации рабочей программы у учащихся буду сформированы следующие планируемые результаты:
Личностные:
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни;
- сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
- участие в общественной жизни на уровне школы и социума.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения;
- формирование рефлексивной самооценки своих возможностей управления;
- умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные УУД
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов, самостоятельно выбирая основания для указанных логических операций;
- умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- умение обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с наименьшим объемом к понятию с большим объемом;
- умение работать с метафорами – понимать переносной смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Коммуникативные УУД:
- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка;
- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов способом;
- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Предметные:
характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
- Содержание курса биологии.
Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор"- 5 часов.
Искусственная (социальная) и природная среда. Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Методы наук о человеке. Части тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида.
Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Ткани организма человека. Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов.
Лабораторные работы:
- «Действие каталазы на пероксид водорода».
- «Клетки и тани под микроскопом»
Практическая работа:
«Изучение мигательного рефлекса и его торможения».
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся научатся
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 9 часов
Строение, состав и типы соединения костей. Скелет головы и туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. Строение, основные типы и группы мышц. Работа мышц. Развитие опорно-двигательной системы.
Лабораторные работы:
3. «Строение костной ткани»
4. «Состав костей»
Практические работы:
«Исследование строения плечевого пояса и предплечья».
«Изучение расположения мышц головы».
«Проверка правильности осанки».
«Выявление плоскостопия».
«Оценка гибкости позвоночника».
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся научатся
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 3. "Кровеносная система. Внутренняя среда организма" - 7 часов
Значение крови и её состав. Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека. Функции крови в организме. Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Сердце. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы органов кровеносной системы. Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные работы:
5. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».
Практические работы:
«Изучение явления кислородного голодания».
«Определение ЧСС, скорости кровотока».
«Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу».
«Функциональная сердечно-сосудистая проба».
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся научатся
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 4. "Дыхательная система" – 7 часа.
Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания. Первая помощь при повреждении органов дыхания.
Лабораторные работы:
6. «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха».
7. «Дыхательные движения».
Практические работы:
«Измерение обхвата грудной клетки».
«Определение запылённости воздуха».
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся научатся
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
Тема 5. "Пищеварительная система" - 7 часов.
Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварительные железы. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения.
Лабораторные работы:
8. «Действие ферментов слюны на крахмал».
9. «Действие желудочного сока на белки».
Практические работы:
«Определение местоположения слюнных желёз».
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
учащиеся научатся
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 4 часа.
Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
Практическая работа:
«Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки».
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
учащиеся научатся
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 7. "Мочевыделительная система" – 2 часа
Строение и функции почек. Заболевания органов мочевыделительной системы. Питьевой режим.
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся научатся
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 8. "Кожа". – 3 часа
Значение кожи и ее строение. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов.
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся научатся
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
Тема 9. "Эндокринная и нервная системы " - 5 часов
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг.
Практические работы:
«Изучение действия прямых и обратных связей».
«Штриховое раздражение кожи».
«Изучение функций отделов головного мозга».
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся научатся:
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
Тема 10. "Органы чувств. Анализаторы" - 6 часов
Принцип работы органов чувств и анализаторов. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.
Практические работы:
«Исследование реакции зрачка на освещённость».
«Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна».
«Оценка состояния вестибулярного аппарата».
«Исследование тактильных рецепторов».
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
предупреждение нарушений слуха | на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
Тема 11. "Поведение человека и высшая нервная деятельность" - 9 часов
Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. Психологические особенности личности. Регуляция поведения. Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. Вред наркогенных веществ.
Практические работы:
«Перестройка динамического стереотипа».
«Изучение внимания».
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся научатся
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
Тема 12. "Половая система. Индивидуальное развитие организма" - 4 часов
Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.
После изучения темы учащиеся получат возможность узнать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся научатся
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне
|
.
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с ФГОС и образовательной программы для основного общего образования. На изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Использование резерва учебного времени
Так как в авторской программе выделено резервное время оно было использовано:
- обмен веществ и энергии (нормы питания; что мы едим) – 1ч.;
- половая система. Индивидуальное развитие организма - 1 ч.;
Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье»-2 ч.;
- Календарно – тематическое планирование 8 класс биология.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Форма контроля | Дата проведения | ||||||
План. | Факт. | ||||||||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | |||||||||
Тема I. Общий обзор организма человека (5 часов) | |||||||||||
1 | Введение. Биосоциальная природа. Науки об организме человека. Место человека в живой природе | 1 | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; | Приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; | Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Познавательные: Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; | Фронтальный опрос | |||||
2 | Клетка, её строение, химический состав и жизнедеятельность. | 1 | Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | ||||||||
3 | Ткани, органы и их регуляция. | 1 | Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | ||||||||
4 | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов | 1 | Практическая работа № 1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения» | ||||||||
человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека. | осуществление анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться, приходить к общему мнению; задавать вопросы. | ||||||||||
5 | Контроль знаний по теме «Общий обзор организма человека» | 1 | Определять место человека в живой природе. Характеризовать процессы, происходящие в клетке. Характеризовать идею об уровневой организации организма | ||||||||
Тема II. Опорно – двигательная система (9 часов) | |||||||||||
6 | Строение, состав и типы соединения костей | 1 | Реализация установок здорового образа жизни; | Различение на таблицах, макетах, схемах, рисунках отделов скелета человека, видов мышечной ткани; | Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, одноклассников. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани». | |||||
7 | Скелет головы и скелет туловища. | 1 | Индивидуальный опрос | ||||||||
8 | Скелет конечностей | 1 | Практическая работа № 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | ||||||||
9 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 | Фронтальный опрос | ||||||||
10 | Мышцы человека. | 1 | Практическая работа № 3 «Изучение расположения мышц головы» | ||||||||
11 | Работа мышц. | 1 | Индивидуальный опрос | ||||||||
12 | Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма. | 1 | Практическая работа № 4 «Выявление нарушений осанки и плоскостопия | ||||||||
13 | Развитие опорно-двигательной системы | 1 | |||||||||
14 | Контроль знаний по теме «Опорно-двигательная система» | 1 | |||||||||
Тема III. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 часов) | |||||||||||
15 | Внутренняя среда человеческого организма. Значение крови и её состав. | 1 | . | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | формирование у учащихся новых анатомофизиологических понятий о внутренней среде, составе и функциях крови. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы Формирование у учащихся новых анатомофизиологических понятий о внутренней среде, составе и функциях крови. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, определять цель учебной деятельности, оценивать свои знания. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | Лабораторная работа № 4 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | ||||
16 | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови | 1 | Индивидуальный опрос | ||||||||
17 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | 1 | Индивидуальный опрос | ||||||||
18 | Движение лимфы. | 1 | Практическая работа № 5«Изучение явления кислородного голодания» | ||||||||
19 | Движение крови по сосудам. | 1 | Практическая работа № 6 «Пульс и движение крови» | ||||||||
20 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | 1 | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | Практическая работа № 7 «Доказательство вреда табакокурения» | |||||||
21 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 1 | Практическая работа № 8«Функциональная сердечно-сосудистая проба». | ||||||||
Тема IV. Дыхательная система (7 часов) | |||||||||||
22 | Значение дыхания. Органы дыхания. | 1 | Реализация установок здорового образа жизни; | Различение на таблицах, макетах, схемах, рисунках органы дыхательной системы человека, Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; способность пользоваться терминологией, умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | Индивидуальный опрос | ||||||
23 | Строение лёгких. Газообмен в легких и тканях. | 1 | Лабораторная работа № 5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | ||||||||
24 - 25 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | 2 | Лабораторная работа № 6 «Дыхательные движения» | ||||||||
26 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. | 1 | Практическая работа № 9«Определение запыленности воздуха в зимний период». | ||||||||
27 | Первая помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 1 | Фронтальный опрос | ||||||||
28 | Контроль знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» | 1 | Характеризовать особенности строения кровеносной и дыхательной систем в связи с выполняемыми функциями | Тестирование | |||||||
Тема V. Пищеварительная система (7 часов) | |||||||||||
29 | Строение пищеварительной системы. | 1 | Сформировать внутреннююпозицию ученика на уровне положительного отношения к школе; | Знать о строении и функционировании пишеварительной системы. Знать различия в строении и жизнедеятельности органов пищеварительной системы, демонстрировать взаимосвязь всех органов пищеварительной системы. | Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. Познавательные: Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные Умение работать в группах по выполнению творческих заданий, практических и лабораторных работ, выслушивать другое мнение, использовать форму диалог для решения учебной задачи. | Практическая работа № 10 «Определение местоположения слюнных желёз» | |||||
30 | Строение и значение зубов. | 1 | Индивидуальный опрос | ||||||||
31 | Пищеварение в ротовой полости и желудке | 1 | Лабораторная работа № 7 «Действие ферментов слюны на крахмал». | ||||||||
32 | Пищеварение в кишечнике. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ | 1 | Фронтальный опрос | ||||||||
33 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав | 1 | Тестирование | ||||||||
34 | Заболевания органов пищеварения | 1 | Индивидуальный опрос | ||||||||
35 | Контроль знаний по теме «Пищеварительная система» | 1 | Характеризовать особенности строения пищеварительной системы в связи с выполняемыми функциями | Зачет | |||||||
Тема VI. Обмен веществ и энергии (4 часа) | |||||||||||
36 | Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. | 1 | Знание основных принципов и правил питания; сформирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение собственного организма и сохранения своего здоровья. | Раскрыть сущность обмена веществ, как основного признака живого. Показать взаимосвязь пластического и энергетического обмена Уметь сравнивать биологические процессы. Умение делать выводы, умозаключения на основе сравнения. Овладение основными методами биологической науки. | Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. | Фронтальный опрос | |||||
37 | Нормы питания | 1 | Практическая работа № 11 «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки». | ||||||||
38 | Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждение. | 1 | Тестирование | ||||||||
39* | Что мы едим? Основы правильного питания | 1 | |||||||||
Тема VII. Мочевыделительная система (2 часа) | |||||||||||
40 | Строение и работа почек. | 1 | Соблюдение мер профилактики заболеваний выделительной системы; профилактики вредных привычек. Анализировать и оценивать воздействия факторов риска на здоровье. | Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. | Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. Познавательные Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; | Индивидуальный опрос | |||||
41 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | 1 | |||||||||
Тема VIII. Кожа (3 часа) | |||||||||||
42 | Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи. | 1 | Использование приобретенных знания для соблюдения мер профилактики травм, ожогов, обморожений. | Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. | Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи. | Индивидуальный опрос | |||||
43 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов | 1 | Фронтальный опрос | ||||||||
44 | Контроль знаний по темам «Обмен веществ и энергии», «мочевыделительная система», «кожа» | 1 | Раскрывать значение обмена веществ для организма человека. Характеризовать роль мочевыделительной системы в водно-солевом обмене, кожи — в теплообмене. Устанавливать закономерности правильного рациона и режима питания в зависимости от энергетических потребностей организма человека | Тестирование | |||||||
Тема IX. Эндокринная и нервная системы (5 часов) | |||||||||||
45 | Железы и роль гормонов в организме | 1 | сформировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к школе; | знать о строении и функционировании эндокринной и нервной систем. -знать различия в строении и жизнедеятельности желез внешней, внутренней и смешанной секреции -иметь представления о функциональных системах, емонстрировать взаимосвязь нервной и эндокринной систем, показывать механизм поддержания гомеостаза с помощью функциональных систем, - знать о роли гормонов в обменных процессах организма человека и влияние нейрогуморальной регуляции на здоровье человека. | Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. Познавательные: умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | Тестирование | |||||
46 | Значение, строение и функция нервной системы | 1 | Практическая работа № 12 «Действие прямых и обратных связей». | ||||||||
47 | Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция | 1 | Практическая работа № 13 «Штриховое раздражение кожи» | ||||||||
48 | Спинной мозг. | 1 | |||||||||
49 | Головной мозг: строение и функции. | 1 | Практическая работа № 14 «Изучение функций отделов головного мозга» | ||||||||
Тема X. Органы чувств. Анализаторы (6 часов) | |||||||||||
50 | Принцип работы органов чувств и анализаторов | 1 | Использование приобретенных знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения и слуха. | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов чувств, анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора, органа слуха и слухового анализатора Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска на здоровье; •влияние собственных поступков на здоровье. Объяснять результаты наблюдений. | Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. Познавательные: Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться, приходить к общему мнению; задавать вопросы. | ||||||
51 | Орган зрения и зрительный анализатор. | 1 | Практическая работа № 15 «Исследование реакции зрачка на освещённость», | ||||||||
52 | Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика. | 1 | |||||||||
53 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушение слуха и его профилактика. | 1 | Практическая работа № 16 «Определение выносливости вестибулярного аппарата». | ||||||||
54 | Органы осязания, обоняния и вкуса | 1 | Практическая работа № 17 «Исследование тактильных рецепторов» | ||||||||
55 | Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» | 1 | Характеризовать особенности строения нервной и сенсорной систем в связи с выполняемыми функциями. Выявлять особенности функционирования нервной системы | Зачет | |||||||
Тема XI. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 часов) | |||||||||||
56 | Врожденные формы поведения. | 1 | Научить высказывать свою точку зрения о проявлении психических процессов, определять положение личности в обществе, ориентироваться в морально-нравственных основах поведения, проводить самооценку особенностей своей психики. | Формирование навыков анализировать содержание текстов, рисунков учебника по главе ВНД, характеризовать и сравнивать основные понятия, объяснять разницу между процессами ВНД человека, отличать базовые потребности от второстепенных, мышление от интуиции, определять по описанию тип нервной системы, тип темперамента, перечислять черты характера, выделять существенные особенности поведения и психики человека. | Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные Умение работать в группах по выполнению творческих заданий, практических и лабораторных работ, выслушивать другое мнение, использовать форму диалог для решения учебной задачи. | ||||||
57 | Приобретенные формы поведения. | 1 | Практическая работа № 18 «Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма». | ||||||||
58 | Закономерности работы головного мозга. | 1 | Фронтальный опрос | ||||||||
59 | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | 1 | |||||||||
60 | Психологические особенности личности | 1 | |||||||||
61 | Регуляция поведения | 1 | Практическая работа № 18 «Изучение внимания при разных условиях». | ||||||||
62 | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | 1 | Фронтальный опрос | ||||||||
63 | Вред наркогенных веществ | 1 | Тестирование | ||||||||
64 | Обобщение и контроль знаний по теме «Поведение человека и ВНД» | 1 | Характеризовать особенности ВНД человека. Обосновывать значимость психических явлений и процессов в жизни человека | ||||||||
Раздел XII Половая система. Индивидуальное развитие организма (4 часа) | |||||||||||
65 | Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём | 1 | Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании) Анализировать и оценивать воздействия факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для | Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; | Индивидуальный опрос | ||||||
66 - | Развитие организма | 2 | осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Познавательные Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; Коммуникативные Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться, приходить к общему мнению; | ||||||||
67 | |||||||||||
человека | проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Называть особенности строения женской и мужской половой системы. Психологические основы личности. Распознавать и описывать на таблицах мужскую и женскую половые системы, органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека | ||||||||||
68 | Контроль знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» | 1 | Тестирование | ||||||||
69 | Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» | 1 | |||||||||
Резервное время – 1 часа |
Информационно-методическое обеспечение
Список учебной литературы
УМК учащегося:
1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш «Биология. 8 класс»: Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Вентана – Граф. 2014 г.
2. Рабочая тетрадь к учебнику в 2-х частях.
Методическая литература:
- Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методическое пособие. 8 класс. - М., Вентана-Граф, 2014 г. – 288с.
- Бодрова Н.Ф. Биология. 8 класс. Человек и его здоровье. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоцепина Н.А., 2011. – 240 с.
- Солодова Е.А. Биология. Тестовые задания: 8 класс: дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128с
- Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах». 8-11 классы - Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1983 г.
Дополнительная литература для учащихся
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987.
Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996.
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
www.bio.1september.ru – газета «Биология»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. - Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ htt - Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
5.Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение должно соответствовать Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения. Значительную роль имеют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения
демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации,
по строении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер,
мультимедиапроектор, интерактивная доска, коллекция медиаресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.
Использование экранно-звуковых и электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭобеспечивать самостоятельность в овладении содержанием
курса биологии, формировании универсальных учебных действий, построении индивидуальной образовательной про граммы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов) по всем разделам школьной биологии находят широкое применение в обучении биологии.
Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ может быть использована как учителем, так и обучающимися в ходе самостоятельной подготовки к итоговой проверке и самопроверке знаний по изученному курсу.
Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Информационно-методическое обеспечение
Предлагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Мультимедийная поддержка курса
- Биология.Человек. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Биология.Человек. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология».
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии.
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8класс УМК Новошинский И.И.
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание материала, ктп, требования к знаниям и умениям....
рабочая программа по географии -8класс
рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...
рабочая программа по географии -8класс
рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...
Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа по географии 8класс
Данная рабочая программа составлена на основании: - стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г., примерная программа основного общего образования по географии...
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....
Рабочая программа по биологии 8класс
Рабочая программа по биологии 8класс по учебнику Романова Н.И., Жемчугова М.Б....