Рабочая программа по биологии 8класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии 8класс по учебнику Романова Н.И., Жемчугова М.Б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.docx | 70.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено Руководитель МО _________/ФоминаТ.Г./ Протокол № 1 от «28» августа 2020г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия № 2» НМР РТ _________/Габдуллахатова Л. А./ от «28» августа 2020 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия № 2» НМР РТ ___________________/А.Н.Гаязова / Приказ № 608 от «28» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 8 А класса
Хабибуллиной Азалии Азатовны
на 2020 -2021 учебный год
Бакый Урманче исемендәге “2 нче гимназия” –
Татарстан Республикасы Түбән Кама муниципаль районы муниципаль бюджет гомуми белем учреждениесе
Каралды МБ җитәкчесе /__________/ФоминаТ.Г../ Беркетмә №1 Боерык №___ “28” август 2020 нчы ел | Килешенде Бакый Урманче исемендәге 2 нче гимназиянең Директор урынбасары /___________Габдуллахатова Л.А./ Боерык №_ “_____”______2015 ел “28” август 2020 нчы ел /____ / Минһаҗева А.Ф./ /_______/ Азизов Р.М./ | Расланды Бакый Урманче исемендәге 2 нче гимназия директоры /____________/ Гаязова А.Н./ Боерык № 608 Боерык №___ “ 28“ август 2020 нчы ел
|
Эш программасы
Биология
фән исеме
8нчы А
сыйныф, литер
Хабибуллина Азалия Азат кызы
укытучы
2020 – 2021 нче уку елы
Планируемые результаты
8 класс
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- уметь выделять эстетические достоинства человеческого тела;
— следить за соблюдением правил поведения в природе;
— использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудах, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего
— уметь рационально организовывать труд и отдых;
--- уметь проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
— понимать ценность здорового и безопасного образа жизни;
— признавать ценность жизни во всех её проявлениях и необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— осознавать значение семьи в жизни человека и общества;
— принимать ценности семейной жизни;
— уважительно и заботливо относиться к членам своей семьи;
— понимать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метопредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-устанавливать причинно-следственные связи между строением органов и выполняемой им функцией;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов ,рефератов, презинтаций;
-находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об заболеваниях организма человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- проводить исследовательскую и проектную работу;
- выдвигать гипотезы о влиянии поведения самого человека и окружающей среды на его здоровье;
- аргументировать свою точку в ходе дискуссии по обсуждению глобальных проблем: СПИД, наркомания, алкоголизм
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки. тканей, органов и систем органов человеческого организма;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- заболевания и заболевания систем органов, а также меры их профилактики;
- вклады отечественных учёных в развитие наук: анатомии, физиологии, психологии, гигиены, медицины
Учащиеся должны уметь:
-выделять существенные признаки строения и функционирования органов человеческого организма;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- в системе моральных норм ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- проводить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
-получать информацию об организме человека из разных источников
Предметные результаты Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание предмета
Человек и его здоровье» - 68ч (8 класс)
Введение в науки о человеке -4ч
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека -4ч
Строение организма человека. Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Опора и движение – 7ч
Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Кровь и кровообращение -3ч
Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание – 4ч
Дыхательная система:строение ифункции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение – 6ч
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.
Обмен веществ и энергии – 3ч
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды.. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение -2ч
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
Размножение и развитие-5ч
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы) -5ч
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Нейрогуморальная регуляция функций организма -12ч
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Высшая нервная деятельность – 5ч
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Межличностные отношения. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Здоровье человека и его охрана – 2ч
Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Учебно - тематический план
№ | Название раздела | Количество часов | Лабораторные работы |
1 | Введение в науки о человеке | 4 часа | |
2 | Общие свойства организма человека | 4 часа | 1 |
3 | Регуляторные системы организма | 12 часов | 2 |
4 | Опора и движение | 7 часов | 4 |
5 | Внутренняя среда организма | 4 часов | 1 |
6 | Кровь и кровообращение | 3 часов | 2 |
7 | Дыхание | 4 часа | 1 |
8 | Питание | 6 часов | 1 |
9 | Обмен веществ и превращение энергии | 3 часа | 1 |
10 | Выделение продуктов обмена | 2 часов | |
11 | Покровы тела | 2 часа | |
12 | Размножение и развитие | 5 часов | |
13 | Органы чувств. Анализаторы | 5 часа | |
14 | Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность | 5 часов | |
15 | Человек и окружающая среда. Заключение | 2 часа | |
итого | 68 | 13 |
Лабораторно - практические работы:
- Лабораторная работа №1 «Типы тканей и их функции»
- Лабораторная работа №2 «Коленный рефлекс человека»
- Лабораторная работа №3 «Строение головного мозга»
- Лабораторная работа №4 «Определение крупных костей в скелете человека при внешнем осмотре»
- Лабораторная работа №5 «Выявления нарушения осанки и наличия плоскостопия»
- Лабораторная работа №6 «Определение основных групп мышц человека при внешнем осмотре».
- Лабораторная работа №7 «Утомление при статической и динамической работе»
- Лабораторная работа №8 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
- Лабораторная работа №9 «Подсчет пульса до и после дозированной физической нагрузки»
- Лабораторная работа №10 «Первая помощь при кровотечениях»
- Лабораторная работа №11 «Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания»
- Лабораторная работа №12 «Изучение действия слюны на крахмал»
- Лабораторная работа №13 «Определение норм питания»
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся |
1-4 | Место человека в живой природе 1.Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). 2.Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. 3.Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. 4.Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Современные гипотезы происхождение и эволюции человека. | 4 | - характеристика наук, изучающих человека; - различение теоретической и практической медицины; - определение человека в системе органического мира; - приведение доказательств животного происхождения человека; - сравнение особенностей строения организма человека и человекообразных обезьян; - выделение этапов эволюции человека; - характеристика особенностей строения и образа жизни предшественников человека; - определение понятия «раса»; - выделение существенных признаков представителей различных рас; - различение представителей европеоидной, монголоидной и негроидной рас; - приведение доказательств видового единства человечества; - составление сравнительных и синхронистических таблиц; - демонстрация навыков поиска информации об эволюции человека в различных источниках |
5-8 | Общий обзор организма человека 1-2.Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. 3-4 Ткани. 4.Организм человека как биосистема. Органы и системы органов организма человека, их строение и функции. | 4 | - характеристика строения и химического состава клетки человека как клетки животного организма; - установление соответствия между веществами и функциями, которые они выполняют в клетке; - описание процессов, протекающих в клетке; - различение на рисунках и таблицах органоидов клетки; - определение понятия «ткань»; - выделение существенных признаков у различных типов тканей организма человека; - различение на рисунках и таблицах различных типов тканей организма человека; - перечисление разновидностей тканей организма человека; - установление соответствия между тканями и функциями, которые они выполняют в организме; - определение понятий «орган», «система органов», «аппарат органов», «гомеостаз»; - различение систем и аппаратов органов человека на рисунках и таблицах; - характеристика организма человека как единого целого; - объяснение значения саморегуляции; - выполнение лабораторной работы; - демонстрация навыков поиска информации о строении организма человека в различных источниках |
9-20 | Регуляторные системы организма 1.Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. 2. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. 3. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. 4. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. 5. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. 6. Спинной мозг. 7-8 Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. 9. Вегетативная и соматическая нервная система. 10. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | 12 | - характеристика общих принципов регуляции жизнедеятельности организма; - различение нервной и гуморальной регуляции организма; - сравнение механизмов нервной и гуморальной регуляции; - определение понятий «рефлекс», «гормоны», «рефлекторная дуга»; - различение желез внешней, внутренней и смешанной секреции, умение находить их на таблицах с изображением эндокринного аппарата человека; - установление соответствия между железами и гормонами, которые они выделяют; - характеристика действия гормонов на организм человека; - характеристика особенностей строения и функционирования нервной системы; - классификация нервной системы по местоположению и выполняемым функциям; - различение на рисунках и таблицах органов нервной системы, отделов головного мозга; - описание механизма двухнейронной и трёхнейронной рефлекторных дуг; - описание и сравнение условных и безусловных рефлексов; - характеристика функций соматической и вегетативной нервной системы; - описание механизмов работы подотделов вегетативной нервной системы; - приведение доказательств влияния образа и условий жизни на работу регуляторных систем организма; - демонстрация знаний мер профилактики нарушений в работе регуляторных систем организма; - составление сводных таблиц; - выполнение лабораторных работ; - демонстрация навыков поиска информации о регуляторных системах организма человека в различных источниках |
21-27 | Опора и движение 11. Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. 2. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. 3.Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. 4. Работа скелетных мышц. 5. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 7 | - характеристика скелета и мускулатуры человека как частей опорно-двигательного аппарата; - описание особенностей строения костей; - объяснение значения органических и неорганических соединений в составе костей; - различение видов костей; - выделение существенных признаков непрерывных, полуподвижных и прерывных соединений костей; - характеристика особенностей строения отделов скелета человека; - сравнение особенностей строения скелета человека с особенностями строения скелетов других млекопитающих; - демонстрация на модели скелета человека отделов скелета и костей, входящих в их состав; - характеристика особенностей строения скелетной мускулатуры человека; - различение групп мышц - описание механизма работы мышц; - определение понятий «возбудимость», «сократимость», «утомление», «травматизм»; - объяснение причин возникновения утомления; - сравнение влияния статической и динамической нагрузки на развитие утомления; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при повреждениях органов опорно-двигательного аппарата; - приведение примеров нарушений в развитии органов опорно-двигательного аппарата и объяснение причин их возникновения; - приведение доказательств положительного влияния физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; - составление сводных и сравнительных таблиц; - выполнение лабораторных работ; - демонстрация навыков поиска информации об опорно-двигательном аппарате человека в различных источниках |
28-31 | Внутренняя среда организма 1.Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. 2.Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. 3.Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. 4.Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. | 4 | - характеристика состава внутренней среды организма; - выделение особенностей крови как разновидности соединительной ткани; - описание состава и функции крови; - различение эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов на рисунках и микропрепаратах; - характеристика особенностей строения эритроцитов тромбоцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми ими функциями; - объяснение причин малокровия; - описание механизма свёртывания крови и объяснение его значения для организма; - характеристика защитных способностей организма человека; - различение видов иммунитета; - сравнение искусственного и естественного видов иммунитета; - приведение примеров нарушений в работе иммунной системы организма человека; - демонстрация знаний о путях распространения ВИЧ-инфекции; - построение круговых и (или) столбчатых диаграмм и схем; - составление сравнительных таблиц; - выполнение лабораторной работы; - демонстрация навыков поиска информации о внутренней среде организма человека в различных источниках |
32-34 | Кровеносная и лимфатическая система 1. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. 2. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Давление крови. Движение лимфы по сосудам 3.Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | 3 | - характеристика значения кровеносной системы; - описание особенностей сердца как главного органа кровеносной системы человека; - выделение фаз сердечного цикла; - объяснение причин «неутомимости» сердечной мышцы и механизмов регуляции его работы; - различение на рисунках и таблицах кровеносных сосудов артерий, вен и капилляров, выделение их существенных признаков и объяснение причин их различий; - объяснение причин движения крови по сосудам; - показ направления движения крови по большому и малому кругам кровообращения; - демонстрация навыков подсчёта пульса и измерения артериального давления; - сравнение сердца тренированного и нетренированного человека; - объяснение причин нарушений в работе кровеносной и лимфатической систем организма; - приведение доказательств отрицательного влияния вредных привычек на сосудистые системы; - различение капиллярного, венозного и артериального кровотечений; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при кровотечениях; - построение схем; - выполнение лабораторных работ; - демонстрация навыков поиска информации о сосудистых системах организма человека в различных источниках |
35-38 | Дыхание 1.Дыхательная система: строение и функции. 2.Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. 3.Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. | 4 | - характеристика значения дыхательной системы; - описание особенностей строения воздухоносных путей и лёгких; - показ на рисунках и таблицах органов дыхательной системы; - соотнесение особенностей строения органов дыхательной системы с их функциями; - сравнение газообмена в лёгких и тканях других органов; - описание механизма дыхания; - объяснение механизмов регуляции дыхания; - характеристика влияния физического труда и спорта на развитие органов дыхательной системы; - приведение доказательств отрицательного влияния вредных привычек на дыхательную систему; - демонстрация навыков проведения функциональных проб с задержкой дыхания; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при остановке дыхания; - построение круговых и (или) столбчатых диаграмм; - выполнение лабораторной работы; - демонстрация навыков поиска информации о дыхательной системе организма человека в различных источниках |
39-44 | Питание 1.Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. 2.Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. 3. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. 4. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. 5.Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. | 6 | - характеристика значения пищеварительной системы; - описание особенностей строения органов пищеварительной системы; - показ на рисунках и таблицах органов пищеварительной системы; - соотнесение особенностей строения органов пищеварительной системы с их функциями; - описание процесса пищеварения в ротовой полости; - выделение существенных признаков каждого вида зубов в связи с выполняемыми ими функциями; - объяснение значения веществ, входящих в состав желудочного сока, для пищеварения; - описание процессов пищеварения в желудке и кишечнике; - определение понятия «всасывание»; - объяснение механизма регуляции пищеварения; - приведение доказательств отрицательного влияния вредных привычек на пищеварительную систему; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при отравлении; - определение норм питания; - составление сводных таблиц; - выполнение лабораторной работы; - демонстрация навыков поиска информации о пищеварительной системе организма человека в различных источниках |
45-47 | Обмен веществ и превращение энергии 1.Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. 2.Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. 3.Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. . | 3 | - определение понятия «метаболизм»; - описание особенностей энергетического и пластического обменов веществ; - установление взаимосвязи между пластическим и энергетическим обменами; - объяснение значения питательных веществ, воды и минеральных солей для нормальной жизнедеятельности организма; - описание механизма регуляции обмена веществ в организме; - характеризовать значение витаминов для нормальной жизнедеятельности организма; - различение жирорастворимых и водорастворимых витаминов; - описание последствий нарушения обмена веществ для организма; - демонстрация знаний правил рационального питания; - определение норм и режима питания; - построение круговых и (или) столбчатых диаграмм; - составление сводных таблиц и схем; - демонстрация навыков поиска информации об обмене веществ в организме человека в различных источниках |
48-49 | Выделение продуктов обмена 1.Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. 2.Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | 2 | - характеристика значения мочевыделительной системы; - описание особенностей строения органов, образующих мочевыделительную систему; - показ на рисунках и таблицах органов мочевыделительной системы; - описание строения почки и нефрона, как её функциональной единицы; - описание механизма образования мочи; - различение первичной и вторичной мочи; - описание механизма регуляции мочевыделения; - приведение примеров нарушений в работе органов мочевыделительной системы; - выделение причин нарушений в работе органов мочевыделительной системы; - формулирование правил, позволяющих избежать нарушений в работе органов мочевыделительной системы; - составление сводных таблиц и схем; - демонстрация навыков поиска информации о мочевыделительной системе человека в различных источниках |
50-51 | Покровы тела 1.Покровы тела. Роль кожи в процессах терморегуляции. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды 2.Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 2 | - характеристика кожи как наружного покрова тела; - описание особенностей строения кожи в связи с выполняемыми ей функциями; - показ на рисунках и таблицах слоёв кожи; - описание механизма участия кожи в процессе терморегуляции; - объяснение значения гигиены кожи и её производных; - приведение доказательств положительного влияния закаливания на организм; - формулирование правила закаливания; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях разной степени; - составление сводных и сравнительных таблиц; - демонстрация навыков поиска информации о коже и её производных в различных источниках |
52-56 | Размножение и развитие Размножение и развитие 1.Половая система: строение и функции. 2.Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. 3.Рост и развитие ребенка. Половое созревание. 4.Наследование признаков у человека. Наследственные и врожденные болезни, их причины и предупреждение. 5.Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | 5 | - определение понятий «наследственность», «половое размножение», «развитие»; - описание особенностей строения хромосом; - различение аутосом и половых хромосом, диплоидного и гаплоидного наборов хромосом; - характеристика гена как элементарной единицы наследственности; - описание механизма определения пола; - различение мужских и женских половых клеток; - характеристика особенностей строения органов мужской и женской половых систем; - объяснение значения яичников и семенников как желез смешанной секреции; - определение причин возникновения наследственных заболевания; - объяснение значения дородовой диагностики; - различение наследственных и врождённых заболеваний; - описание процесса внутриутробного развития человека; - характеристика этапов постэмбрионального развития человека; - приведение доказательств отрицательного влияния вредных привычек на репродуктивную систему человека; - различение возбудителей венерических заболеваний; - формулирование правил профилактики венерических заболеваний; - составление сравнительных и синхронистических таблиц; - демонстрация навыков поиска и представления информации о размножении и развитии человека |
57-61 | Органы чувств. Анализаторы 1.Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. 2.Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. 3.Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. 4.Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. | 5 | - определение понятия «анализатор»; - объяснение значения анализаторов для нормальной жизнедеятельности организма; - выделение отделов анализатора; - различение зрительного, слухового, осязательного, обонятельного и вкусового анализаторов; - показ на рисунках и таблицах отделов анализаторов; - объяснение значения вестибулярного аппарата; - характеристика особенностей строения периферических отделов анализаторов в связи с выполняемыми функциями; - приведение примеров нарушений в работе анализаторов и объяснение причин их возникновения; - формулирование правил гигиены органов чувств; - демонстрация навыков оказания первой помощи пострадавшим при повреждениях глаза; - выполнение лабораторной работы; - демонстрация навыков поиска и представления информации об анализаторах человека |
62-66 | Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность 1.Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. 2.Врожденные и приобретенные программы поведения. 3. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. 4. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. 5. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. 6. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. | 5 | - определение понятий «поведение», «психика», «рефлекс», «сон», «внимание», «воля», «обучение», «память», «мышление», «сознание», «эмоции», «личность», «темперамент», «характер»; - установление взаимосвязей между потребностями и поведением человека; - оценка значения деятельности отечественных учёных в области изучения высшей нервной деятельности; - различение врождённых и приобретённых программ поведения человека; - сравнение безусловных и условных рефлексов и объяснение их значения; - различение условного и безусловного торможения условных рефлексов; - объяснение значения сна для нормальной жизнедеятельности; - выделение причин нарушений сна и предложение мер их профилактики; - установление взаимосвязи между ориентировочными рефлексами и вниманием; - объяснение необходимости концентрации внимания и напряжения воли для успешного обучения; - выделение видов памяти; - приведение доказательств преимущества осознанного запоминания перед механическим; - различение первой и второй сигнальной системы; - характеристика воображения как основы творчества; - характеристика сознания как высшей функции мозга человека; - сравнение понятий «задатки», «способности» и «одарённость»; - характеристика особенностей разных типов темпераментов; - различение понятий «темперамент» и «характер»; - составление сводных и сравнительных таблиц; - демонстрация навыков поиска информации о высшей нервной деятельности человека |
67-68 | Человек и окружающая среда Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Заключение | 2 | - определение понятий «биосфера», «ноосфера», «здоровье», «невроз», «стресс», «адаптация», «аутотренинг»; - характеристика биосоциальной сущности человека; - сравнение социальной и природной среды; - оценка влияния факторов среды на здоровье человека; - установление взаимосвязи между экологическим состоянием биосферы и здоровьем человека; - приведение доказательств необходимости личного участия в природоохранной деятельности; - объяснение значения адаптации для нормальной жизнедеятельности организма; - различение физиологического и патологического стресса; - характеристика образа жизни человека как решающего фактора, влияющего на его здоровье; - составление сводных и сравнительных таблиц; - демонстрация навыков поиска и представления информации о связи здоровья человека с состоянием окружающей среды |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | |||||||
план | факт | |||||||||
8А | 8А | |||||||||
1 | Место человека в живой природе(4часа) Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент) | 1 | 01.09 | 01.09 | ||||||
2 | Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Вводный инструктаж по ТБ. | 1 | 03.09 | 03.09 | ||||||
3 | Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. | 1 | 08.09 | 08.09 | ||||||
4 | Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья | 1 | 10.09 | 10.09 | ||||||
5 | Общий обзор организма человека(4часа) Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. | 1 | 15.09 | 15.09 | ||||||
6 | Ткани. Лабораторная работа №1 «Типы тканей и их функции» | 1 | 17.09 | 17.09 | ||||||
7 | Организм человека как биосистема. Органы и системы органов организма человека, их строение и функции. | 1 | 22.09 | 22.09 | ||||||
8 | Тестовая работа по теме «Общий обзор организма человека» | 1 | 24.09 | 24.09 | ||||||
9 | Регуляторные системы организма (12 часов) Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. | 1 | 29.09 | 29.09 | ||||||
10 | Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. | 1 | 01.10 | 01.10 | ||||||
11 | Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. | 1 | 06.10 | 06.10 | ||||||
12 | Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез. | 1 | 08.10 | 08.10 | ||||||
13 | Нервная система: центральная и периферическая. Нейроны, нервы, нервные узлы. | 1 | 13.10 | 13.10 | ||||||
14 | Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Лабораторная работа №2 «Коленный рефлекс человека» | 1 | 15.10 | 15.10 | ||||||
15 | Спинной мозг | 1 | 20.10 | 20.10 | ||||||
16-17 | Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Лабораторная работа №3 «Строение головного мозга» | 2 | 22.10 27.10 | 22.10 27.10 | ||||||
18 | Вегетативная и соматическая нервная система. | 1 | 29.10 | 29.10 | ||||||
19 | Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | 1 | 10.11 | |||||||
20 | Тестовая работа по теме «Регуляторные системы организма» | 1 | 12.11 | 19.11 | ||||||
21 | Опора и движение (7 часов) Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. | 1 | 17.11 | 12.11 | ||||||
22 | Скелет человека. Осевой скелет. Лабораторная работа №4 «Определение крупных костей в скелете человека при внешнем осмотре». | 1 | 19.11 | 24.11 | ||||||
23 | Скелет поясов свободных конечностей: добавочный скелет. Соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. | 1 | 24.11 | 17.11 | ||||||
24 | Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Лабораторная работа №5 «Выявления нарушения осанки и наличия плоскостопия». | 1 | 26.11 | 26.11 | ||||||
25 | Мышцы и их функции. Лабораторная работа №6 «Определение основных групп мышц человека при внешнем осмотре». | 1 | 01.12 | |||||||
26 | Работа скелетных мышц. Гиподинамия. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Лабораторная работа №7 «Утомление при статической и динамической работе» | 1 | 03.12 | |||||||
27 | Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата. | 1 | 08.12 | |||||||
28 | Внутренняя среда организма (4 часа) Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. | 1 | 10.12 | |||||||
29 | Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Лабораторная работа №8 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». | 1 | 15.12 | |||||||
30 | Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. | 1 | 17.12 | |||||||
31 | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. | 1 | 22.12 | |||||||
32 | Кровеносная и лимфатическая система (3 часа) Строение и работа сердца. Сердечный цикл. | 1 | 24.12 | |||||||
33 | Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Пульс. Движение крови по сосудам. Давление крови. Движение лимфы по сосудам Лабораторная работа №9 «Подсчет пульса до и после дозированной физической нагрузки» | 1 | ||||||||
34 | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лабораторная работа №10 «Первая помощь при кровотечениях». | 1 | ||||||||
35 | Дыхание (4 часа) Дыхательная система: строение и функции. | 1 | ||||||||
36 | Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Лабораторная работа №11 «Дыхательные функциональные пробы с задержкой дыхания» | 1 | ||||||||
37 | Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. | 1 | ||||||||
38 | Тестовая работа по теме «Кровеносная и лимфатическая система. Дыхание» | 1 | ||||||||
39 | Питание (6 часов) Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. | 1 | ||||||||
40 | Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Лабораторная работа №12 «Изучение действия слюны на крахмал» | 1 | ||||||||
41 | Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Пищеварение в тонком кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | ||||||||
42 | Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. | 1 | ||||||||
43 | Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Аппетит. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | ||||||||
44 | Тестовая контрольная работа по теме «Питание» | 1 | ||||||||
45 | Обмен веществ и превращение энергии (3 часа) Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. | 1 | ||||||||
46 | Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. | 1 | ||||||||
47 | Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ. Лабораторная работа №13 «Определение норм питания» | 1 | ||||||||
48 | Выделение продуктов обмена (2 часа) Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. | 1 | ||||||||
49 | Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. | 1 | ||||||||
50 | Покровы тела (2 часа) Покровы тела. Роль кожи в процессах терморегуляции. Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды | 1 | ||||||||
51 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. | 1 | ||||||||
52 | Размножение и развитие (5 часа) Половая система: строение и функции. | 1 | ||||||||
53 | Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды | 1 | ||||||||
54 | Рост и развитие ребенка. Половое созревание. | 1 | ||||||||
55 | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | 1 | ||||||||
56 | Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. | 1 | ||||||||
57 | Органы чувств. Анализаторы (5 часа) Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. | 1 | ||||||||
58 | Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. | 1 | ||||||||
59 | Комплексная работа | 1 | ||||||||
60 | Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. | 1 | ||||||||
61 | Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. | 1 | ||||||||
62 | Поведение и психика человека. Высшая нервная деятельность (5 часов) Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. | 1 | ||||||||
63 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | 1 | ||||||||
64 | Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. | 1 | ||||||||
65 | Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. | 1 | ||||||||
66 | Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. | 1 | ||||||||
67 | Человек и окружающая среда(2часа) Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | 1 | ||||||||
68 | Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8класс УМК Новошинский И.И.
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание материала, ктп, требования к знаниям и умениям....
рабочая программа по географии -8класс
рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...
рабочая программа по географии -8класс
рабочая программа по курсу география -8класс, к учебнику "География Росиия.Природф" И.Баринова...
Рабочая программа основной школы (8классы) на 2012-2013гг.на 3 часа
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещен...
Рабочая программа по географии 8класс
Данная рабочая программа составлена на основании: - стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г., примерная программа основного общего образования по географии...
Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
- Мне нравится (1)