Рабочая программа по биологии 5 класс.
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе УМК "Биология" 5-9 классы" И.Н.Пономаревой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_2018-2019.docx | 233.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011.-54 с.- (Стандарты второго поколения)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
к рабочей программе курса «Введение в биологию» 5 класс
на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н. Пономарёвой и др.
(концентрический курс)
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.).
- основной образовательной программы МОУ «_Турунтаевская средняя общеобразовательная школа №1»________________________
- Примерная основная образовательная программа.
- Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, (Стандарты второго поколения)
- Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2012-2013 уч. г., авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф,
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 4-х лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
.
Цели биологического образования
Цели в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном. А также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, об группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В ходе реализации рабочей программы у учащихся буду сформированы следующие планируемые результаты:
Личностные:
- принятие следующих базовых ценностей: «добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;
- уважение к своему народу, развитие толерантности;
- освоение личностного смысла учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
- выполнение норм и требований школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять учебную задачу на усвоение готовых знаний и действий;
- использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале;
Познавательные УУД:
- самостоятельно выделять и формулировать цель;
- ориентироваться в учебных источниках;
- отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;
- анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;
- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
- отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
- предвидеть последствия коллективных решений.
Предметными результатами освоения биологии в 5 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере..
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитани взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности.
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере.
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 128 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
Курс биологии 5 класса изучают 1 час в неделю. Он нацелен на создание у учащихся мотивации к дальнейшему изучению предмета в основной школе. Он представляет собой введение в биологию и содержит общие представления о разнообразных формах жизни на Земле, о взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в живой природе.
Тема 1. Биология – наука о живом мире. (9 ч.).
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. (1).
Отличительные признаки живых организмов. (1).
Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. (2).
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. (1).
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. (1).
Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организма. Размножение. (1).
Биология как наука. (1).
Лабораторные работы.
- Изучение устройства увеличительных приборов.
- Знакомство с клетками растений.
Экскурсия.
- Многообразие живого мира.
Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч.)
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. (1).
Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и жизни человека. (2).
Растения. Многообразие растений. Бурятии .Значение растений в природе и жизни человека. (2).
Животные. Строение животных. Многообразие животных Бурятии., их роль в природе и жизни человека. (2).
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. (2).Бурятии.
Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. (1).
Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека. (1).
Лабораторные работы.
- Знакомство с внешним строением побегов.
- Наблюдение за передвижением животных
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч).
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. (1).
Влияние экологических факторов на организмы. (1).
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. (4).
Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. (1).
Тема 4. Человек на планете Земля (6ч.)
Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Речь. Мышление. (1).
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. (4).
Последствия деятельности человека в экосистемах. (1).
Итоговый контроль и обсуждения заданий на лето (2ч.)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс (35 часа, 1 час в неделю)
Название темы | Количество часов | Количество лабораторных работ. | Количество экскурсий |
Раздел 1. Живые организмы
Тема 1. Биология – наука о живом мире. | 8 | 2 | |
Тема 2. Многообразие живых организмов. | 12 | 2 | |
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля. | 8 | ||
Тема 4. Человек на планете Земля. | 4 | ||
Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса. | 1 | ||
Экскурсия «Весенние явления в природе». сТурунтаево | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 35 | 4 | 1 |
Лабораторные работы:
- «Изучение строения увеличительных приборов»
- «Знакомство с клетками растений».
- «Знакомство с внешним строением растения»
- «Наблюдение за передвижением животных»
4. Календарно-тематическое планирование. Биология 5 класс.
Название раздела.
Глава 1. Биология – наука о живой природе (9 ч).
№ | Тема урока. | К-во часов. | Планируемые результаты. | Форма контроля. | Прохождение. | |
План. | Факт. | |||||
1. | Наука о живой природе | 1 | Л. формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека. М. формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения. | устно- знать термины | 4.09. | 4.09. |
2. | Свойства живого. | 1. | Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах. | ответы на вопросы после параграфа | 11.09 | 11.09 |
3. | Методы изучения природы | 1. | Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и характеризовать методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Обсуждать способы оформления результатов исследования Л. Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения. М. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать , выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования. П. Овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования. | Сообщение об А. Левенгуке | 18.09 | 18.09 |
4. | Увеличительные приборы. | 1. | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение. Характеризовать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Находить части микроскопа и называть их. Изучить и запомнить правила работы с микроскопом. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. М. Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. П. Овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами | устный опрос зарисовать и подписать устройство микроскопа | 25.09 | 25.09 |
5. | Строение клетки. Ткани | 1. | Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие. Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. М. Формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов. П. Формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов | Взаимоконтроль. | 2.09 | 2.09 |
6. | Знакомство с клетками растений. | 1. | Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа; , готовить простейшие микропрепараты. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Зарисовывать клетки в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторными приборами и инструментами. Л. Формирование интеллектуальных умений сравнения живых объектов (клеток растений), анализа их особенностей и черт сходства. М. Овладение основами исследовательской деятельности при выполнении лабораторной работы по изучению клеток различных растений. П. Развитие навыков проведения лабораторных исследований; соблюдение правил работы с увеличительными приборами и поведения в кабинете биологии; умение готовить микропрепарат растительных тканей; умение различать на рисунках клетки, входящие в состав тканей растений. | Работа с таблицей. | 7.10 | 7.10 |
7. | Химический состав клетки | 1. | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов Л. Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ. М. Умение извлекать информацию из различных источников(учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы. П. Выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки. | Сообщения обучающихся. | 14.10 | |
8. | Процессы жизнедеятельности клетки | 1. | Оценивать значение питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка - живая система (биосистема) Л. Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки. М. Умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе. П. Выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; соблюдение правил работы с микроскопом во время демонстрации микропрепарата. | тест. | 21.10 | |
9. | Обобщающий урок по теме. Великие естествоиспытатели | 1. | Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации. Знакомиться с именами и портретами учёных, слушая сообщения одноклассников. Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий. Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. Л. Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. М. Умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений и презентаций об учёных-естествоиспытателях; умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. Выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, умение готовить микропрепарат | Тесты. | 28.10 | |
Раздел 2. Многообразие живых организмов. | ||||||
10. | Царства живой природы | 1. | Объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации – «царство» и «вид». Продуктивная: Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Творческая: Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы. М. Умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал. П. Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе. | самоконтроль взаимоконтроль знаний. Составить сравнительную хар-ку. | 13.11. | |
11. | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | 1. | Приобретение знаний: Выделять и называть главные особенности строения бактерий, используя рисунок учебника. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Различать свойства прокариот и эукариот. Творческая: Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе Л. Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике; М. Умение работать с различными источниками информации печатными и электронными. П. Выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе. | Взаимоконтроль. Тренажор «Бактерии». | 20.11 | |
12. | Значение бактерий в природе и жизни человека. | 1. | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать использование процесса брожения в народном хозяйстве. Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий. Л. Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций. М. Умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний. П. Приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления | Сообщения учащихся Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль Тест «Бактерии». | 27.11 | |
13. | Растения. | 1. | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи плауны как споровые растения, знать термин «спора». Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека Л. Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным. М. Умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы над мини-проектами; умение работать в команде при создании проектов и их защите; умение грамотно излагать свою точку зрения. П. Выделение существенных признаков растений; определение различных растений к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп | Приобретение знаний, само и взаимоконтроль. Тренажор. | 4.12. | |
14. | Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением побегов растения» | 1. | Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений Л. Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов. М. Развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; умение осуществлять простейшие исследования; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы. П. Определение существенных признаков семенных растений; различение на таблицах, рисунках, гербариях, живых экземплярах органов цветкового и голосемянного растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами. | Работа в парах, индивидуальная. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растений Ст 50 | 11.12 | |
15. | Животные. | 1. | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. Л. Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. М. Умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. П. Выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных. | Приобретение и первичный контроль знаний; вопросы ст.56. | 18.12 | |
16. | Лабораторная работа «Наблюдение за передвижением животных». | 1. | Лабораторная работа «Наблюдение за передвижением животных Лабораторная работа «Наблюдение за передвижением животных. М. Умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного. П. Развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии. | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных Ст. 56 | 25.12 | |
17. | Грибы. | 1. | Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Рассказывать о своих встречах с грибами в лесу. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами. Л. Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы. М. Умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию. П. Выделение существенных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов. | Самоконтроль,взаимоконтроль Тест «Грибы» | 8.01 | |
18. | Многообразие и значение грибов | 1. | Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Характеризовать значение грибов для человека и для природы Л. Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека. М. Умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их. П. Выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний. | Сообщения учащихся. Составление сравнительной таблицы. Рис. 55. | 15.01 | |
19. | Лишайники. | 1 | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов - гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека Л. Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы. М. Выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её. П. Выделение существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников. | Самоконтроль, взаимоконтроль – работа с гербарным материалом. | 22.01 | |
20. | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | 1. | Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Л. Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы. М. Структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе. П. Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; различение на таблицах и рисунках животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Ульяновской области; знание основных правил поведения в природе | Составить схему «Биологическое разнообразие.» | 29.01 | |
21. | Промежуточный контроль. Обобщающий урок. | 1. | Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала. Л. Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий. М. Умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. П. Продемонстрировать ЗУН по темам. | Контроль знаний, самоконтроль. | 6.02 | |
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч). | ||||||
22. | Среды жизни на планете Земля. | 1. | Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение среда обитания. Л.Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», М. Развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств. П.Выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения. | Индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль | 13.02. | |
23. | Экологические факторы среды. | 1. | Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы. М. Развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе. П. Объяснение места и роль человека в природе, последствий его хозяйственной деятельности для природных биогеоценозов; знание основных правил поведения в природе. Л. Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы. | Самоконтроль Оценка устных ответов, Тестовая проверка знаний | 20.02 | |
24. | Приспособления организмов к жизни в природе. | 1. | Выделять и характеризовать среды обитания. Различать на рисунке учебника. Л. Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам М. Умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля. П.Выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Оценка сообщений учащихся. | 27.02 | |
25. | Природные сообщества. | 1. | Анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, Делать выводы о последствиях нарушения равновесия в био геоценозах. Выбирать целевые установки в действиях человека. Л.Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах. М. Умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника, ЭОР) в другую (рисунок, сообщение). П. Выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Оценка сообщений учащихся. | 5.03 | |
26. | Природные зоны России. | 1. | Анализировать условия в различных климатических зонах, Делать выводы о приспособленности организмов. Выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации. Работа с текстом и таблицами. Л. Формирование эстетического отношения к живой природе» развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов. М. Формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации. П. Приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных климатических зон. | Оценка сообщений учащихся, выборочная проверка тетрадей,оценка дневников исследования Оценка устных ответов. | 12.03 | |
27. | Жизнь организмов на разных материках. | 1. | Анализировать особенности живых объектов на различных материках. Использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков. Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках., умения работать в группе умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её. приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей различных материков; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | Выборочная проверка тетрадей, проверка оформления проекта. Оценка сообщений учащихся, Тестовая проверка знаний со взаимопроверкой. | 19.03. | |
28. | Жизнь организмов в морях и океанах. | 1. | Использование различных источников информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её. Нахождение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. Л.Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде.. М. Умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её. П. Приведение доказательств необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различение на таблицах, рисунках животных и растений, обитателей водоёмов; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. | Оценка сообщений учащихся, Оценка устных ответов. | 2.04 | |
29. | Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля | 1. | Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала Диагностика степени сформированности интеллектуальных умений анализа, синтеза информации. умение аргументировано излагать свои знания, анализировать и оценивать информацию, содержащуюся в контрольных заданиях. диагностика ЗУН по теме. | Оценка знаний учащихся по теме «. Жизнь организмов на планете Земля | 9.04 | |
Глава 4. Человек на планете Земля (4 ч). | ||||||
30. | Как появился человек на Земле. | 1. | Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. Л. Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения. М. умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР. П. аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе. | Приобретение и первичный контроль знаний. | 16.04 | |
31. | Как человек изменял природу. | 1. | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить примеры негативного воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. М. развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, сообщения о ООТ значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. | Сообщения о ООТ. | 23.04 | |
32. | Важность охраны живого мира планеты. | 1. | Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. М. умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой. П. аргументация взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы. | Сочинение о необходимости охраны природы. | 30.04 | |
33. | Сохраним богатство живого мира. | 1. | Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул. Объяснять значение Красной книги Бурятии. Л. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе. М. умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. П. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем. | Тесты. | 7.05 | |
Обобщающее повторение (2 ч). | ||||||
34. | Итоговый контроль | 1. | Отвечать на вопросы итогового теста, знать термины, работать с рисунками и схемами. Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. М. умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П. проверка ЗУН за курс 5 класса. | Тесты. | 14.05 | |
35. | Обобщающее повторение. | 1. | Отвечать на итоговые вопросы по темам 1- 4. Обсуждать проблемные вопросы темы и курса биологии в парах и малых группах. Выбирать задание на лето. Л. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОД и здоровьесберегающих технологий. Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе. М. умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. П. выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; | Работа с раздаточным материалам – карточки, задания,схемы. | 21.05 |
Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса. Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов. Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, по строении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности. Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся. Комплекты печатных демонстрационных пособий: (таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов). Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ. Натуральные объекты: Гербарии Основные группы растений Сельскохозяйственные растения Растительные сообщества Коллекции Голосеменные растения Семена и плоды Чучела позвоночных животных Рыба, голубь, грач, крот Комплекты микропрепаратов Ботаника I Ботаника II Зоология Анатомия Наборы муляжей Плоды, овощи, грибы Раздаточные Лупа ручная Микроскоп Посуда и принадлежности для опытов Демонстрационные Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ Штатив лабораторный Лабораторные Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии Спиртовка лабораторная литая Печатные пособия Демонстрационные Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения. Комплект таблиц «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений» Комплект таблиц «Зоология 1. Беспозвоночные» Комплект таблиц «Зоология 2. Позвоночные» Комплект таблиц «Человек и его здоровье 2. Регуляторные системы» Портреты биологов Дидактические материалы Карточки с заданиями, тесты Экранно-звуковые средства обучения Учебные видеофильмы «Первая медицинская помощь» Дополнительной литературы для учителя: Закон РФ «Об образовании»; ФГОС (базовый уровни); Примерной программы по биологии (базовый уровнь); Требования к оснащению учебного процесса по биологии; Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2016 — 304 с. Дополнительная литература для учащихся: Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с. Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год; «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001. Интернет-ресурсы: http://festival.1september.ru/ http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html http://www/science.up-lif.ru/biologiya-7-klass.html http://www/science.up-lif.ru/biologiya-8-klass.html | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...