Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Рабочая программа учебного курса биологии 7 класса составлена на основе следующих  нормативно- правовых документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Фундаментального ядра содержания общего образования;

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии;

- программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой,  А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012);

- учебным планом МОУ ГСОШ  на 2018 – 2019 учебный год;

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса биологии 7 класса составлена на основе следующих  нормативно- правовых документов:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Фундаментального ядра содержания общего образования;

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- примерной программы основного и среднего (полного) общего образования по биологии;

- программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой,  А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2012);

- учебным планом МОУ ГСОШ  на 2018 – 2019 учебный год;

Структура документа:  Рабочая программа по биологии представляет собой целостный документ включающий шесть разделов: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

   Актуальность  программы: Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в котором мы живем, - все это объекты биологии.

Программа адресована: учащимся 7 классов общеобразовательной школы.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

•  социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•  приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

•  ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•  развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•  овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•  формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоциональноценностного отношения к объектам живой природы.

 Задачи:

- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности представителей царства Животные;

- систематизировать знания учащихся о животных организмах, их многообразии;

-продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования (работа с биологическими приборами, инструментами, справочниками, наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты);

- продолжить развивать у учащихся устойчивый интерес к естественнонаучным знаниям;

- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

         Общая характеристика учебного предмета.

 Курс биологии на ступени основного общего образования в 7 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции.

     Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины  мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных

аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии для 7 класса включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

     Место курса биологии в учебном плане

    Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения начального курса биологии в 7 классе основной школы из расчета 1учебного часа в неделю.  

     Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе (в том числе в 7 классе) представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Рабочая программа составлена на основе принципов

- научности

-доступности

- наглядности

- последовательности и системности

- прочности, связи с теории с практикой

Учет возрастных и психологических особенностей.

Средний школьный возраст.(11-15лет)
Это переходный возраст от детства к юности. Это 5-9 классы. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно. Большое значение имеет отношение подростка к наблюдаемому предмету. Подросток не умеет связывать восприятие  окружающей жизни с учебным материалом.
Внимание  характерная черта – избирательность внимания. Интерес к необычному часто становится причиной непроизвольного переключения внимания. Хороша та организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростка нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
Мышление Существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению. Мышление приобретает критичность. Подросток не опирается на мнение учителя, а стремится иметь свое мнение.. он склонен к спорам и возражениям. Этот возраст наиболее благоприятный для развития творческого мышления. Нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить причинно-следственные зависимости.
Речь становится более образной и выразительной, со сложной синтаксической структурой.
Идет интенсивное
нравственное формирование. Нравственные идеалы складываются под влиянием различных факторов, идеалы очень разнообразны.

Условия реализации программы:

   Для реализации программы созданы максимальные условия, которые предусматривают наличие кабинета биологии соответствующего нормам САНПиНа, УМК, интерактивный комплекс, раздаточного материала (гербарий, таблицы, наглядных пособий,  коллекций и т.д.)

Организация образовательного процесса:

   В обучении биологии в 6 классе используются следующие педтехнологии и методики:

Педагогические технологии:

  1. На основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества).
  2. На основе эффективности управления и организации учебного процесса ( групповые технологии, технология проблемного обучения, технология уровневой дифференциации, технология саморазвивающего обучения , компьютерная технология и т.д.)

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный метод

-репродуктивный метод

- метод проблемного обучения

-  метод проблемного изложения

- частично-поисковый метод

- исследовательский метод

Сроки и этапы реализации программы:

  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-х классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час  в неделю, 35 часа в год. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы ( предусмотренные  примерной программой), а так же экскурсии.

Связь программы с имеющимися разработками по данному направлению, со смежными дисциплинами: в программе предусмотрена межпредметная связь с историей, обществознанием, экономикой, экологией, географией, физикой, химией.

   Формы текущего и итогового контроля:

 Текущий контроль осуществляется через проведение письменных работ, тестовых заданий разного уровня сложности, лабораторных и практических работ.

 Итоговый контроль:  тестирование, письменные итоговые контрольные работы.

Ожидаемый результат: изучения курса приведены в разделе Требования к уровню подготовки выпускников, которые полностью соответствуют стандарту.

 

Раздел II. Содержание тем учебного курса.

   

  1. Общие сведения о мире животных (4 ч)

Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы.Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Экскурсия № 1: «Разнообразие животных в природе».

  1. Строение тела животных (1 ч)

Клетка. Ткани. Органы и системы.

  1. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (3 ч)

Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

  1. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (1 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных.Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.

  1. Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (3 ч)

              Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей:  сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви.  Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.

Л.р. №1. «Внешнее строение дождевого червя»

  1. Тип Моллюски (3 ч)

                Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие  Моллюски.

Л.р. №2 «Внешнее строение раковин моллюсков»

  1. Тип Членистоногие (4 ч)

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Л.Р.№ 3 «Внешнее строение насекомого».

  1. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (3 ч)

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Л.р. № 4 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

  1. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч)

Места обитания и строение тела Земноводных.  Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.

  1. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.

  1. Класс Птицы (3 ч)

Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Л.р.№ 5 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Л.р. № 6 "Строение скелета птицы"

  1. Класс Млекопитающие, или Звери (3 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Л.р. № 7 " Строение скелета млекопитающих".

  1. Развитие животного мира на Земле (1+2 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.

Итоговая к.р.: «Биология. Животные».

Экскурсия № 3: " Жизнь природного сообщества весной".

Раздел III. Учебно-тематический план

Содержание учебного материала (7 класс)

Количество часов (план)

Л.Р

К,Р

1

Общие сведения о мире животных

4

2

Строение тела животных

1

3

Подцарство простейшие

3

Подцарство многоклеточные. Тип кишечнополостные

1

4

Типы Плоские черви, Круглые черви,  Кольчатые черви

3

1

5

Тип моллюски

3

1

6

Тип Членистоногие

4

1

7

Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы

3

1

8

Класс Земноводные, или Амфибии

2

9

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

2

10

Класс птицы

3

2

11

Класс Млекопитающие, или Звери

3

12

Развитие животного мира на Земле

1

1

13

Итоговый контроль знаний

1

1

14

Заключительный урок

1

Итого

35

7


Календарно-тематическое планирование 7 класс

Тема

Тип урока

Виды контроля

Планируемые результаты

ООборудование

Дата

предметные

метапредметные

личностные

План

Факт

Тема 1. « Общие сведения о мире животных» 4 ч

1

Зоология — наука о животных  

УОНЗ

Вопр. стр.9,

23.   п. 1,5

усвоение системы научных знаний о живой природе

формирование первоначальных систематизированных представлений о зоологии как системе биологических наук; методах изучения

освоение умений самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной

воспитание чувства гордости за свою Родину;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,

знание основных принципов и правил

 

учебник

 

2

Животные и окружающая среда

УОМН

Вопр. стр.15,   п 2,

сост. табл. Среды жизни

 

учебник таблицы,

 

3

Классификация животных.

Влияние человека на животных

УОМН

Вопр. стр.17, 20,   п3-4,

животных; о средах жизни, местах обитания и взаимосвязях животных в природе; о классификации животных и краткой истории развития зоологии; о влиянии человека на животных; овладение понятийным аппаратом биологии

(зоология, морфология, физиология, анатомия, палеонтология, среды жизни, экологические факторы, биоценоз, пищевые связи, систематика, вид, популяция, Красная книга, заповедники Аристотель,  К. Линней, П.С.Паллас, Ч.Дарвин)

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний,

объяснение роли биологии животных в практической деятельности человека;

деятельности,  формирование умений давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять;

умение находить анализировать и оценивать биологическую информацию из разных источников;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их;

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии сравнения разных точек зрения, и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

отношения к живой природе,

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений ;

формирование личностных представлений о ценности природы;

освоение социальных норм и правил поведения,

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях

 

учебник таблицы,

 

4

 

 

Экскурсия

«Разнообразие животных в природе»

УРК

УОМН

 

Отчёт по экскурсии

 

учебник таблицы,

 

 


Тема 2 «Строение тела животных» 1 ч

5

 

Клетка

Ткани, органы и системы органов.

 

УОНЗ

УОНЗ

Вопр. стр.26,   п.6.

 

Вопр. стр 32,

  п. 7

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,

формирование первоначальных систематизированных представлений о строении и жизнедеятельности животной клетки, тканях, органах и системах органов о сходстве и различиях растительной и животной клетках; овладение понятийным аппаратом биологии (цитология, органоиды клетки, эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани, симметрия и её типы);

объяснение родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

освоение умений самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,

умение давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, объяснять,

умение находить анализировать и оценивать биологическую информацию из разных источников;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей,

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.

 

учебник таблицы,

 

 


Тема 3 «Подцарство Простейшие» 3 ч

6

Подцарство Простейшие. Класс Саркодовые

УОНЗ

Вопр. стр.38,   п.8

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,

формирование первоначальных систематизированных представлений о подцарстве Простейшие. Типах Саркодовые, Жгутиконосцы, Инфузории, их

освоение умений самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

 

учебник таблицы,

 

7

Класс Жгутиконосцы

УОНЗ

Вопр.стр.41,   п.9

 

учебник таблицы,

 

8

Тип Инфузории  

УОНЗ

  вопр. стр 46,

 

учебник таблицы,

 

Тема 4 «Подцарство многоклеточные. Тип кишечнополостные» 1ч

9

 

Общая характеристика типа Кишечнополост ные. Строение и жизнедеятельно сть

 

УОНЗ

 

Вопр. стр.56,   п.12

Вопр. 60-61,   п.13,

 

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,

формирование первоначальных систематизированных представлений о подцарстве Многоклеточные, типе Кишечнополостные их

освоения умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Умение давать определения

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

 

учебник таблицы,

 

 

строении, жизнедеятельности и значении; овладение понятийным аппаратом биологии (гидра, гидроидные, коралловые полипы, сцифоидные медузы,

  • изучения влияния факторов риска на здоровье человека;

объяснение родства, общности происхождения животных;

овладение методами биологической науки ( описание)

понятиям, классифицировать, , делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,

умение находить анализировать и оценивать биологическую информацию из разных источников;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки схемы

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

формирование личностных представлений о ценности природы,

освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, других видов деятельности; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни

Тема 5 «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви»3 ч

10

Тип плоские черви. Общая характеристика

УОНЗ

Вопр. стр.66,   п.14

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,

формирование первоначальных систематизированных представлений о типах Плоские, Круглые и Кольчатые черви их строении, жизнедеятельности и значении; овладение понятийным аппаратом биологии (планария, сосальщики

освоение умений самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать;

умение находить анализировать

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

формирование личностных представлений о ценности

 

учебник таблицы,

 

 

 

11

Тип Круглые черви.  

УОНЗ

Вопр. стр.75,   п. 16

 

учебник таблицы,

12

Тип Кольчатые черви.  

  Л/Р№1

«Внешнее строение и передвижение дождевого червя».

 

УОНЗ

Вопр. стр.80,   п.17

 

Вопр. стр. 85-

86,    п.18,

 

 

учебник таблицы, влажный препарат

 


 

 

   

 

.

(печёночный), цепни, нематоды, основной, промежуточный хозяин, многощетинковые, малощетинковые черви)

  • изучения влияния факторов риска на здоровье человека;

объяснение родства, общности происхождения животных;

овладение методами биологической науки (наблюдение, описание)

и оценивать биологическую информацию из разных источников;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их;

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать схемы.

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

природы, формирование нравственных чувств и

нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях

 

 

Тема 6 «Тип Моллюски» 3 ч

13

 Общая характеристика типа Моллюски.

Класс Брюхоногие моллюски и

УОНЗ

Вопр. стр. 90,

94,   п.19-

20,

усвоение системы научных знаний о живой природе

формирование первоначальных систематизированных представлений о типе Моллюски, их строении, жизнедеятельности, классификации  и значении; овладение понятийным аппаратом биологии (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие; представители:

освоение умений самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать,

умение находить анализировать и оценивать биологическую

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

формирование личностных

 

учебник таблицы, влажный препарат

 

14

Класс двустворчатые моллюски.

Л/Р

№2 «Внешнее строение раковин моллюсков»

УОНЗ

Вопр. стр.100,   п. 21,  

 

учебник таблицы, коллекция

 

15

Класс головоногие

УОНМ

Вопр. стр.104-105,

 

учебник

 


моллюски    

  п.22,

 

большой прудовик, беззубка,)

объяснение родства, общности происхождения животных;

овладение методами биологической науки (наблюдение, описание, сравнение)

информацию из разных источников;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать схемы

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

представлений о ценности природы,

освоение социальных норм и правил поведения,

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях

таблицы,

Тема 7 «Тип Членистоногие» 4ч

16

Общая характеристика типа Членистоногие Класс Ракообразные

УОНЗ

Вопр. стр. 111,  п.23,

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,

формирование первоначальных систематизированных представлений о типе Членистоногие, классах Ракообразные, Паукообразные, Насекомые, их строении, жизнедеятельности, классификации  и значении; овладение понятийным аппаратом биологии (речной рак, паук-крестовик, клещи, таракан, майский жук). Развитие с полным и неполным

освоения умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать,

умение находить анализировать и оценивать биологическую информацию из разных источников;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

формирование личностных представлений о ценности природы,

освоение социальных норм и правил поведения, формирование

 

учебник таблицы, коллекция

 

17

Класс паукообразные

УОНЗ

Вопр. стр 116,  п.24

 

учебник таблицы,

 

18

 

Класс Насекомые.

 Л/Р 3. «Внешнее строение насекомого»

 

 

УОНЗ

 

Вопр. стр.

120-121,   п.25,  

Вопр. стр.125,  

п. 26,  

 

учебник таблицы, коллекция

   

 .

19

Обществе нные насекомы

УОНМ

Вопр.стр. 129,   п.

27,

 

учебник таблицы,

 


 

 

е. Охрана насекомы х

 

 

УОНМ

 

сообщения

Вопр.стр.

132-133,  

п.28,  

 

превращением. Общественные насекомые, пчёлы, муравьи)

объяснение родства, общности происхождения животных;

овладение методами биологической науки (наблюдение, описание, сравнение)

их;

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать схемы

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

нравственных чувств и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях

коллекция

 

 

 

 

Тема 8 «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» 3ч

20

 

 

 

 Общая характеристика тина Хордовые

 Л/Р

№4

«Внешнее и внутреннее строение рыб»

 

УОНЗ

 

 

Вопр. стр.140  п.29

Вопр. стр. 144,  п.30,  

Вопр. стр. 149,   п.

31

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,

формирование первоначальных систематизированных представлений о типе Хордовые, надклассе рыбы, их строении, жизнедеятельности, классификации  и значении; овладение понятийным аппаратом биологии

(бесчерепные, класс Ланцетники, черепные или позвоночные, живорождение, миграции,  хрящевые,

освоение умений самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,

умение находить анализировать и оценивать биологическую информацию из разных источников;

умение соотносить свои

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

формирование личностных представлений о ценности природы,

освоение социальных норм

 

учебник таблицы,

 

  скелет

 

 

21

Особенности размножения рыб

УОНЗ

Вопр. стр. 152,  п.32

 

учебник таблицы, влажный

 


костные, лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие, кистепёрые, промысловые рыбы, прудовое хозяйство, акклиматизация, аквариумные рыбы)

объяснение родства, общности происхождения животных;

овладение методами биологической науки (наблюдение, описание, сравнение)

действия с планируемыми результатами и корректировать их

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать  схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии, и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование нравственных чувств и

ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях

препарат

22

 

Основные систематически е группы рыб.  

 

УОНМ

 

Вопр. стр. 156

п.33,  

Вопр. стр.

159-160,  

п.34,  

 

учебник таблицы,

 

 

Тема 9 «Класс Земноводные, или Амфибии» 2ч

23

 

Общая характеристика  класса Земноводные.

УОНЗ

 

Вопр. стр. 166,  п.35

Вопр. стр. 170, п. 36

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,

формирование первоначальных систематизированных представлений  о классе Земноводные, их строении, жизнедеятельности, классификации  и значении; овладение

понятийным аппаратом биологии (отряды бесхвостые, хвостатые, безногие земноводные)

объяснение родства, общности

освоения умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать,

умение находить анализировать и оценивать биологическую информацию из разных источников;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

формирование личностных представлений о ценности природы,

 

учебник таблицы,

 

 влажный препарат, скелет

 

24

Размножение и происхождение земноводных

УОНЗ

Вопр. стр. 173,  п.37

 

учебник таблицы, влажный препарат

 


 

 

 

 

происхождения животных;

овладение методами биологической науки (наблюдение, описание, сравнение)

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их;

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

освоение социальных норм и правил поведения, в группах и сообществах, формирование нравственных чувств и

ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях

 

 

Тема 10 «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» 2ч

25

 

Внешнее строение и внутреннее строение  пресмыкающих ся.

 

УОНЗ

 

Вопр. стр. 181,   п.

39

Вопр. стр.185,  п. 40

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,

формирование первоначальных систематизированных представлений  о классе Пресмыкающихся, их строении, жизнедеятельности, классификации  и значении; первая помощь при укусах ядовитых змей и их профилактика; древние пресмыкающиеся, причины их вымирания;

освоение умений самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,

умение находить анализировать и оценивать биологическую информацию из разных источников;

умение соотносить свои

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

формирование личностных представлений о ценности природы,

освоение социальных норм

 

учебник таблицы,

 

 

 

 26

Разнообразие пресмыкающихс

    Происхождение

пресмыкающихс я

 

 

УОНМ

Вопр. стр.189,  

п.41.  

Вопр. стр.193,  

п.42,

 

учебник таблицы,в лажный препарат

 

 


доказательства происхождения пресмыкающихся овладение понятийным аппаратом биологии (рептилии, отряды Чешуйчатые, крокодилы, черепахи; динозавры)

объяснение родства, общности происхождения животных;

овладение методами биологической науки (наблюдение, описание, сравнение)

действия с планируемыми результатами и корректировать их;

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

и правил поведения,

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

формирование понимания здорового образа жизни; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях

Тема 11 «Класс Птицы» 3ч

27

 

Класс Птицы Л/Р №5

«Внешнее строение птицы».  

  Л/Р № 6

«Строение скелета птицы»

 

УОНЗ

 

 

Вопр. стр.

198-199,  п. 43,  

тест

Вопр. стр. 202,  п.44,  

 

Вопр. стр.206,   п.45

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,

формирование первоначальных систематизированных представлений  о классе Птицы, их строении, жизнедеятельности, классификации  и значении; строение перьев внешнее и внутреннее  строение птиц в связи с полётом, формирование яйца и развитие зародыша; систематические и экологические группы птиц  доказательства происхождения птиц;

освоение умений самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать,

умение находить анализировать и оценивать биологическую информацию из разных источников;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

формирование личностных представлений о ценности природы,

освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах,

 

учебник таблицы,

 

 

  28

Размножение и развитие птиц

 

УОНЗ

 

Вопр. стр.209,   п. 46

Вопр. стр.215,   п.47

 

учебник таблицы,

модель

яйца

 

 

29

Разнообразие

УОНМ

Вопр. стр.

 

 


 

 

птиц.  

Происхождение птиц

 

 

222,  

п.48,  

Вопр. стр.226,  п.49

 

овладение понятийным аппаратом биологии (выводковые, гнездовые птенцы, кочёвки, миграции, охотничье- промысловые, домашние птицы, архиоптерикс)

объяснение родства, общности происхождения животных;

овладение методами биологической науки (наблюдение, описание, сравнение)

их;

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

формирование нравственных чувств

ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях

учебник таблицы,

 

 

 

Тема 12 «Класс Млекопитающие, или Звери»  3 ч

 30

Класс млекопитающие

 

 Л/Р №7

«Строение скелета млекопитающих

»

УОНЗ

 

Вопр. стр. 232,  п.50

Вопр. стр.238-239,   п.51,

 

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,

формирование первоначальных систематизированных представлений  о классе Млекопитающие, их строении, жизнедеятельности, классификации  и значении, усложнении строения систематических группах млекопитающих доказательства происхождения; сходство человекообразных

освоение умений самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности

Умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать,

умение находить анализировать и оценивать биологическую информацию из разных источников;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений

формирование личностных представлений о ценности природы,

освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах,

 

учебник таблицы,

скелет

 

 

31

 

Размножение   млекопитающих

Происхождение  

УОНЗ

 

Вопр. стр.

242-243,   п.52

Вопр. стр. 246,   п.53

 

учебник таблицы, влажный препарат

 

 

32

Важнейшие отряды

УОНМ

Вопр. стр. 251,  

 

учебник

 


 

 

 

 

 

 

 

 

п.54,  

Вопр. стр.257-259,   п.55-56

 

Вопр. стр.

268-269,  

п.58, тест

обезьян с человеком охрана редких и исчезающих млекопитающих; овладение понятийным аппаратом биологии (яйцекладущие, сумчатые, плацентарные; отряды насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, хищные, хоботные, приматы)

объяснение родства, общности происхождения животных;

овладение методами биологической науки (наблюдение, описание, сравнение)

их;

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

формирование нравственных чувств и нравственного поведения,

ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими

в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях

таблицы,

 

 

 

 

 

Тема13 «Развитие животного мира на Земле» 1 ч +2ч

33

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина

УОНЗ

Вопр. стр. 274,   п.59

усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития,

формирование первоначальных систематизированных представлений  о доказательствах эволюции животного мира, теории Ч.Дарвина, эволюционного древа современного

освоение умений самостоятельно определять цели своего

обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы

и интересы своей познавательной деятельности;

Умение давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать,

умение находить анализировать и оценивать биологическую

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию с учётом устойчивых познавательных интересов;

знание основных принципов и правил отношения к живой природе,

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на

 

учебник таблицы,

 

34

Итоговый контроль знаний

УРК

 

 

учебник

 

35

Заклю чительный урок


по курсу биологии 7 класса

животного мира; уровнях организации жизни, круговороте веществ и энергии, деятельности В.И.Вернадского овладение понятийным аппаратом биологии (продуценты, консументы, редуценты, , биогеоценоз, экосистема, биосфера, живое, косное и биокосное вещество)

объяснение родства, общности происхождения животных;

информацию из разных источников;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их;

владение основами самоконтроля и самооценки;

умение создавать, применять и преобразовывать схемы

умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции:

умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

формирование и развитие ИКТ- компетенции.

изучение живой природы; интеллектуальных умений

формирование личностных представлений о ценности природы,

освоение социальных норм и правил поведения, в группах и сообществах, формирование нравственных чувств и

ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и старшими в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях

таблицы,

 Итого 35 час.

УОНЗ – урок освоения новых знаний

УОНМ -Урок изучения нового материала

 

УРК Урок контрольного учета и оценки знаний, умений и навыков


Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

        Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

        Метапредметными результатами освоения материала 7 класса являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии в 7 классе являются:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере.
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, размножение и регуляция жизнедеятельности организма;
  • приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных  в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах органов животных,; на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений животных  к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)
  • В ценностно-ориентационной сфере.
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)
  • В сфере трудовой деятельности.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  • В сфере физической деятельности.
  • освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений)

проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология растений)

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. (элективный курс – экология растений)

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;
  • прилежание и ответственность за результаты обучения;
  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
  • активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении животного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в животном организме, о зависимости жизни животного от среды обитания; (элективный курс – экология растений)
  • знание многообразия представителей царства Животных, из роли в природных сообществах и жизни человека; (элективный курс – экология растений)
  • овладение основными навыками работы с определителями животных, с микроскопом;
  • определение, узнавание различных животных, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;
  • проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;
  • владение грамотной устной и письменной речью;

Раздел V. Учебно-методическое обеспечение

  1. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
  2. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова «Биология. 6 класс. Методическое пособие» М.: издательство «Вентана-Граф», 2013
  3. М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005
  4. Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006
  5. О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011
  6. Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока» Волгоград. издательство «Учитель», 2013
  7. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.livt.netЭлектронная иллюстрированная         энциклопедия "Живые существа"
  2. http://www.floranimal.ru/Портал о растениях и животных
  3. http://www.plant.geoman.ru/Занимательно о ботанике. Жизнь растений
  4. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология».
  5. . www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...