Урок по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "
методическая разработка по биологии (8 класс)
Урок по Биологии в 8 классе по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krugi_krovoobrashcheniya.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
8 класс
Тема: Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам.
Цель:
Образовательная:
Учащиеся по окончание урока должны знать особенности движения крови по кругам кровообращения.
Развивающая:
Учащиеся в течение урока будут развивать умения работать в группах, в парах.
Воспитательная:
Учащиеся научатся бережно относится к своему здоровью.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
- Распределение учеников на группы. 1 ряд «Вены», 2 ряд «Артерии», 3 ряд «Капилляры». Вспомнить особенности строения вен, артерий и капилляров.
- Работа в группах. Приём «Мозаика».
Учитель выдает группам по конверту, в которых находятся задания. Это части разрезанного рисунка – один лист , другой лист части разрезанного текста параграфа домашнего задания с пробелами.
2. Тест-опрос (коррекция памяти): самостоятельная работа
1 вариант
1. Самый мелкий кровеносный сосуд:
А) капилляр Д) аорта
В) артерия Е) вена
С) легочная артерия
2. При малокровии в крови уменьшается содержание:
А) кровяной плазмы Д) эритроцитов
В) лейкоцитов Е) тромбоцитов
С) лимфы
3. Группа крови у человека:
А) изменяется после пятидесяти лет В) изменяется 2 – 3 раза в детском возрасте
С) не изменяется в течение жизни Д) изменяется после переливания
Е) изменяется только у универсальных доноров
4. Между предсердием и желудочком располагается клапан:
А) лунный Д) ступенчатый
В) полулунный Е) створчатый
С) венозный
5. Основная функция кровеносной системы:
А) перенос веществ Д) движение
В) накопление питательных веществ Е) расщепление питательных веществ
С) синтез белков
6. Свертыванию крови препятствует:
А) тромбин Д) гемоглобин
В) фибриноген Е) гепарин
С) фибрин
7. Гипертония – заболевание системы органов:
А) дыхательной Д) мочевыделительной
В) половой Е) сердечно - сосудистой
С) пищеварительной
8. Тромбоциты:
А) поглощают и переваривают микробов Д) препятствуют свертыванию крови
В) участвуют в свертывании крови Е) переносят питательные вещества
С) переносят кислород
9. Стенки кровеносных сосудов образованы из:
А) поперечно – полосатой сердечной мышцы
В) гладкой мышечной ткани С) двуглавой мышцы
Д) трехглавой мышцы Е) поперечно – полосатой скелетной мышцы
10. Сужают просвет артерий отложения:
А) холестерина Д) ацетилхолина
В) гемоглобина Е) гликогена
С) адреналина
2 вариант
- Кровь – это:
а) эпителиальная ткань; б) соединительная ткань; в) нервная ткань; г) мышечная ткань;
- Функция кровеносной системы:
а) регуляция процессов жизнедеятельности; б) накопление питательных веществ;
в) газообмен; г) перенос веществ;
- К элементам крови не относятся:
а) лейкоциты; б) кровяные пластинки; в) эритроциты; г) нейтроны;
- Эритроциты – это:
а) бесцветные клетки, имеют ядро; В) бесформенные клетки крови
б) безъядерные окрашенные клетки; г) красные пластинки
5. Внутренней средой организма является:
а) кровь и лимфа; б) лимфа и тканевая жидкость; в) тканевая жидкость, лимфа,
кровь;
6. В превращении фибрина в фибриноген участвует:
а) лейкоциты; б) плазма крови; в) эритроциты; г) тромбоциты;
7. Эритроциты:
а) участвуют в свёртывании крови; б) переносят кислород;
в) защищают организм от инфекций; г) переносят питательные вещества;
8. Лейкоциты:
а) переносят кислород; б) участвуют в свёртывание крови;
в) защищают организм от инфекций; г) переносят углекислый газ;
9. Лейкоциты в отличие от эритроцитов:
а) имеют округлую форму; б) не имеют ядра; в) способны самостоятельно
передвигаться; г) очень мелкие;
10. Кровь людей I группы можно переливать людям:
А) только со 2 группой крови
В) с любой группой крови
С) только с 3 группой крови
Е) только с 1 группой
3. Найдите ошибку в тексте и объясните их
1.Сердце человека- это трехкамерный мышечный орган.2. Оно помещается в околосердечной сумке из соединительной ткани, внутри которой находиться жидкость, уменьшающая трение при сокращениях.3. Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает кровь по большому кругу кровообращения .4.Между левым и правым желудочками находится межжелудочная перегородка, поэтому кровь в большом круге кровообращения смешанная.
Ошибки , допущенные в предложениях.
- 1. Сердце у человека четырехкамерное.
- 3.Сердечная мышца сильнее развита в левом желудочке, так как именно он качает кровь в большой круг кровообращения.
- 4.Межжелудочная перегородка полная, а кровь разделена на венозную и артериальную полностью
2. Изучение новой темы.
Проблемный вопрос:
- Зачем нужна кровь?
Ответы учащихся:
Вопросы учителя:
-У человека кровеносная система замкнутая? Или нет? (замкнутая)
-Сколько кругов кровообращения у человека? ( 2)
-Поэтому тема нашего урока будет звучать: «Круги Кровообращения»
- А цель урока: «Изучить особенности кровообращения »
Учитель сообщает:
- Немного из истории. В 1553 году Испанский врач Мигель Сервет описал открытый им малый круг кровообращения. В том же году церковники сожгли его как «богоотступника» вместе с написанной им «еретической» книгой. В 1628 году Уильям Гарвей предложил схему кровообращения, которая признана в настоящее время.
- Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей.
- Малый круг кровообращения (МКК): 4 сек, открыл М. Сервет.
Продолжаем беседу.
-Почему сердце состоит из 4 камер?
-Какая бывает кровь? На рисунке она обозначается разными цветами.
(работа с рисунком.)
-Как вы думаете, с каких отделов должны начинаться круги кровообращения?
Просмотр видеофрагмента «Круги кровообращения человека»
Ребята, а как вы думаете, как движется кровь по кровеносным сосудам в организме человека?
Кровеносные сосуды образуют в теле человека 2 круга кровообращения: большой и малый. Большой круг кровообращения – начинается от левого желудочка – заканчивается в правом предсердии. Артериальная кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту, а из неё в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам, мышцам, костям, к конечностям. Там артерии распадаются на капилляры. Кровь отдаёт клеткам тела кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и ненужные продукты. Кровь становится венозной. По венам она поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в лёгкие. В лёгких артерии образуют густую капиллярную сеть, здесь происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Из венозной кровь превращается в артериальную. По лёгочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, а от него вновь направляется по сосудам большого круга кровообращения.
И так сколько кругов кровообращения?
Какие?
Закрепление новой темы
Работа в группах
Мы познакомились с кругами кровообращения.
Сейчас предлагаю вам поработать в группах.
1 гр – будет работать у нас с таблицей. Вы должны заполнить 2 и 3 столбик.
2 гр – работа с текстом – вставить пропущенные слова.
Ток кровиТок крови | Малый круг кровообращения | Большой круг кровообращения |
В каком отделе сердца начинается? |
|
|
В каком отделе сердца заканчивается? |
|
|
Где располагаются капилляры? |
|
|
В своей работе вы можете использовать текст учебника.
Задание: вставить пропущенные слова в тексте.
Малый круг кровообращения начинается в … желудочке. Из … кровь по лёгочным артериям поступает в …
Здесь происходит … Кровь отдаёт … и насыщается кислородом, по лёгочным венам поступает в … предсердие.
Проверяем работу.
Оценивание.
- Итог урока. Оценки за урок.
- Домашнее задание. п. 36
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения, их структура и функции"
Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения. ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.Задачи:а) об...
Урок биологии в 9 классе по теме "Движение крови по сосудам"
Задачи урока: сформировать представление о причине движения крови по сосудам, кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса; развивать умение устанавливать причинн...
Открытый урок по теме"Движение крови по сосудам.Регуляция кровоснабжения"
Открытый урок в 8 классе по кровеносной системе, с проведением лабораторной работы и наглядным материалом.Данная разработка урока была опубликована на сайте: http://www.prodlenka.org/metodichka.html....
План-конспект урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения
урок в 8 классе с использованием презентации, видеофрагментов большого и малого кругов кровообращения, с раздаточным материалом для закрепления материала, работой в парах....
Конспект урока. "Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения".
Разработка урока....
План-конспект урока по биологии в 9 классе на тему: "Движение крови по сосудам. Круги кровообращения. Состав крови"
План-конспект рассказывает о составе крови, движение крови по сосудам , о большом и малом кругах кровообращения...
Биология 8 класс. Конспект урока "Большой и малый круги кровообращения"
Урок разработан с ипользованием материалов библиотеки ЦОК Минпросвещения России....