Урок биологии в 9 классе по теме "Движение крови по сосудам"
методическая разработка (9 класс) по теме
- Задачи урока: сформировать представление о причине движения крови по сосудам, кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать умения частично-поисковой деятельности, пополнять и обогащать активный словарный запас; воспитывать бережное отношение к своему организму, умение сопереживать людям; воспитывать толерантность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_uroka.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока – комбинированный с элементами лабораторно - практической работы.
Тема урока. Движение крови по сосудам.
Цель: Продолжить формирование знаний о кровеносной системе.
Задачи: - сформировать представление о причине движения крови по сосудам, кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса;
- развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, развивать умения частично – поисковой деятельности, пополнять и обогащать активный словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к своему организму, умение сопереживать людям; воспитывать толерантность.
Оборудование: таблица «Круги кровообращения», иллюстрация «Кровяное давление в кровеносных сосудах предплечья», карточки для повторения домашнего задания, инструктивная карточка для проведения лабораторной работы, прибор для измерения давления.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Психологический настрой
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд, за новыми знаниями!
II. Проверка знаний.
1 повторение ключевых слов по теме «Кровообращение»:
а) сосуды, приносящие кровь к сердцу (вены);
б) сосуды, уносящие кровь от сердца (артерии);
в) самая крупная артерия нашего тела (аорта);
г) самые мелкие кровеносные сосуды в организме (капилляры);
д) движение крови по сосудам (кровообращение).
2 показать большой круг кровообращения;
3 показать малый круг кровообращения;
(работа по таблице «Схема кровообращения»)
4 фронтальный письменный опрос по карточкам; проверка задания
Карточка №1
( для основного состава учащихся)
Задание. Вставьте пропущенные слова.
Большой круг кровообращения – это путь крови из ____________ желудочка по_____________________________ в ___________ предсердие. В большом круге кровообращения кровь отдаёт органам _______________ _______________ и ___________, а забирает ненужные вещества и _________________ _______.
Малый круг кровообращения начинается в ______________ желудочке, кровь поступает в ____________, где она насыщается __________________ и освобождается от __________________ _________. Возвращается кровь в ______________ предсердие.
Карточка №2
( для слабого состава учащихся)
Задание. Вставьте пропущенные слова.
Большой круг кровообращения – это путь крови из ____________ желудочка по_____________________________ в ___________ предсердие. В большом круге кровообращения кровь отдаёт органам _______________ _______________ и ___________, а забирает ненужные вещества и _________________ _______.
Малый круг кровообращения начинается в ______________ желудочке, кровь поступает в ____________, где она насыщается __________________ и освобождается от __________________ _________. Возвращается кровь в ______________ предсердие.
Пропущенные слова в тексте: левого, всему организму, правое, питательные вещества, кислород, углекислый газ, правом, лёгкие, кислородом, углекислого газа, левое предсердие.
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
- Скажите, зачем происходит движение крови в организме? (Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, а забирает из органов ненужные вещества и углекислый газ).
- Куда движется кровь? (Кровь движется по двум кругам кровообращения).
-А сегодня мы узнаем, почему движется кровь, выясним причины движения крови по сосудам, познакомимся с понятием артериального давления, научимся измерять его, узнаем о некоторых заболеваниях кровеносной системы и о том как их предупредить, самостоятельно изучим раздел параграфа «Пульс» и проведём лабораторную работу.
IV. Изучение нового материала.
Работать будем по следующему плану (план заранее написан на доске)
План -
1.причины движения крови по сосудам
2.пульс
3.перераспределение крови в организме (план заранее написан на доске)
Итак, кровь движется по двум кругам кровообращения.
- какова же причина движения крови по сосудам? (сердце сокращается и выбрасывает кровь в кровеносные сосуды)
- Давайте выясним, почему кровь движется по сосудам.
Кровь выбрасывается из сердца с силой и давит на стенки сосудов. Эту силу называют «кровяное давление» и измеряют в миллиметрах ртутного столба. Обозначают мм рт. ст. (записывается на доске)
- Работа с иллюстрацией «Кровяное давление в кровеносных сосудах предплечья» (приложение №2).
Посмотрите на схему кровяного давления в сосудах. Обсудите с соседом по парте: как меняются показатели кровяного давления по мере продвижения крови по сосудам и предположите причину движения крови по сосудам.
Вывод: Причиной движения крови по кругам кровообращения является разность давления в артериях и венах, создаваемая работой сердца.
- от какого давления и к какому движется кровь?
(Кровь движется из области большего давления к местам с наименьшего давления.)
Кровяное давление в кровеносной системе меняется, во время сокращения желудочков оно наибольшее, когда сердце расслаблено оно наименьшее. У здорового человека кровяное давление равняется при сокращении желудочков 120 мм рт. ст. (верхнее значение давления) и при расслаблении 70 мм. рт. ст. (нижнее значение давления). Показ записи кровяного давления на доске (120/70 мм рт. ст.). У подростков показатели артериального давления в норме составляет 110-115/60-80 мм рт. ст.
Величина артериального кровяного давления – показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. Артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора, который называется тонометр (слово записывается на доске).
- демонстрация прибора, измерение кровяного давления у нескольких учеников, запись значений в тетради.
Давление может изменяться по разным причинам (понервничал человек, получил плохое известие, а может быть, наоборот, сильно обрадовался чему-либо, покурил). Проходит некоторое время и давление восстанавливается. Но если воздействия на организм длительные, то развиваются уже заболевания.
Если у человека отмечается пониженное артериальное давление – заболевание называется гипотония.
Заболевание, связанное с повышенным давлением – гипертония (слова записываются на доске). Более часто встречающееся заболевание – гипертония.
Прочитайте причины вызывающие гипертонию (на доске заранее написаны причины гипертонии)
Причины гипертонии:
нервные нагрузки
неумение планировать свою работу
шумный отдых
отрицательные эмоции (гнев, злость, обида)
положительные эмоции (радость, сопереживание)
вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков).
Учитель обращает внимание на то, что у курильщиков и употребляющих алкоголь возникают спазмы кровеносных сосудов, вызывающие тяжёлые сердечные приступы и даже смерть. Никотин и алкоголь отравляют сердечную мышцу, вызывают резкие изменения сосудистого тонуса, ведут к тяжёлым заболеваниям и могут привести к смерти.
Что же нужно делать, чтобы предупредить гипертонию? Открывается закрытая часть доски, где написано:
Профилактика гипертонии:
соблюдение режима дня
сочетание труда и отдыха
прогулки на свежем воздухе
регулярные занятия спортом
отказ от вредных привычек
Пульс. Самостоятельное чтение статьи о пульсе.
Задание: найти и прочитать:
- что такое пульс? (Ритмичные колебания стенок артерий называются пульсом)
- От чего он возникает?
(При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает её стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий.)
- В каких местах легко прощупать пульс?
(По бокам шеи, на висках, у основания кисти)
- Какой пульс считается нормой?
(60-70 ударов в минуту)
Лабораторная работа. Подсчет частоты пульса.(у каждого учащегося на парте лежит инструктивная карточка, руководствуясь которой он выполняет лабораторную работу) Предварительно инструкция прочитывается учителем.
Инструктивная карточка
Лабораторная работа.
Подсчёт частоты пульса.
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Ход работы:
1.Запишите в тетрадь название лабораторной работы, оборудование. Ниже сделайте запись:
пульс в спокойном состоянии
пульс после десяти приседаний
2.Пальцами правой руки нащупайте пульс у основания кисти левой руки, напротив большого пальца.
3.По команде учителя сосчитайте число ударов пульса в минуту в спокойном состоянии. Запишите это значение в тетрадь.
4.Встаньте из-за парты, сделайте десять приседаний. Сядьте за парту, нащупайте пульс, сосчитайте число ударов в минуту. Запишите это значение в тетрадь.
5.Сравните количество ударов пульса в спокойном состоянии и после выполнения физических упражнений. Сделайте вывод, почему пульс участился.
Учащиеся подсчитывают пульс в спокойном состоянии и после выполнения физических упражнений, оформляют работу в тетради.
Отчёт о проделанной работе.
Ответы на вопросы:
- как изменился ваш пульс?
- почему пульс участился?
- Что можно узнать по пульсу?
Перераспределение крови в организме.
В организме человека не так уж много крови, а работающий орган нуждается в усиленном притоке крови, т. к. ему требуется гораздо большее количество кислорода и питательных веществ.
- Как же достигается кровоснабжение работающего органа в полном объёме?
Показ схемы опыта с изменением кровоснабжения органов.
Человека кладут на доску, уравновешивают её. При решении устной арифметической задачи доска наклоняется в сторону головы. Какой вывод следует из этого опыта?
(Если орган работает, то к нему усиленно притекает кровь, которая приносит дополнительный кислород и питательные вещества. Приток крови к неработающему органу уменьшается. Происходит перераспределение крови)
IV. Закрепление:
- Что обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам? (разность давления в кровеносных сосудах)
- Как достигается в организме экономное использование кислорода и питательных веществ? (в организме происходит перераспределение крови, приток крови увеличивается к работающему органу и уменьшается к неработающему)
- Почему вредно есть и одновременно читать книгу?
- Во время Великой Отечественной войны у солдат на передовой повышалось артериальное давление. Объясните это явление.
- Приведите примеры ситуаций из повседневной жизни, которые могут привести к повышению артериального давления. (конфликт с одноклассниками, волнение перед контрольной работой, конфликт со взрослыми, курение и т.д.)
- как следует вести себя в школе, чтобы избежать повышения артериального давления у окружающих тебя людей? (выполнять правила поведения для учащихся, не вступать в конфликты с одноклассниками, уважать взрослых и т.д.)
V. Рефлексия:
- Какие открытия для себя вы сделали сегодня?
- Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови». Урок биологии 8 класс.
Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и знач...
Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов
Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...
Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов
Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...
Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »
Цели урока. Образовательная: • раскрыть причины движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различны...
урок биологии 8 класс "Внутренняя среда. Кровь, состав и функции."
Урок билогии 8 класс входит в раздел "Внутренняя среда организма" Урок освоения новых знаний...
Урок биологии 8 класс " Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции".
Цели урока: познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.Задачи: - образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях; особ...
Урок биологии 8 класс к разделу "Кровь. Кровообращение", презентация на тему "Тканевая совместимость. Группы крови".
Данная презентация содержит материал, который полностью расскрывает тему "Тканевая совместимость". На слайдах присутствует информация, которая завладевает вниманием учеников с первых минут урока. В не...