Урок биологии в 9 классе по теме "Движение крови по сосудам"
методическая разработка (9 класс) по теме

Алещенко Наталья Васильевна
  • Задачи урока: сформировать представление о причине движения крови по сосудам, кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, развивать умения частично-поисковой деятельности, пополнять и обогащать активный словарный запас; воспитывать бережное отношение к своему организму, умение сопереживать людям; воспитывать толерантность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_uroka.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока – комбинированный с элементами лабораторно - практической работы.

Тема урока. Движение крови по сосудам.

Цель: Продолжить формирование знаний о кровеносной системе.

Задачи: - сформировать представление о причине  движения крови по сосудам,   кровяном давлении и перераспределении крови в организме; выяснить природу пульса;

           - развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, развивать умения частично –  поисковой деятельности, пополнять и обогащать активный словарный запас;  

           -   воспитывать бережное отношение к своему организму, умение сопереживать людям; воспитывать толерантность.

Оборудование: таблица «Круги кровообращения», иллюстрация «Кровяное давление в кровеносных сосудах предплечья», карточки для повторения домашнего задания, инструктивная карточка для проведения лабораторной работы, прибор для измерения давления.

Ход урока.

I. Организационный момент.

        

Психологический настрой

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд, за новыми знаниями!

        

 II. Проверка знаний.

1 повторение ключевых слов по теме «Кровообращение»:

а) сосуды, приносящие кровь к сердцу (вены);

б) сосуды, уносящие кровь от сердца (артерии);

в) самая крупная артерия нашего тела (аорта);

г) самые мелкие кровеносные сосуды в организме (капилляры);

д) движение крови по сосудам (кровообращение).

 2 показать большой круг кровообращения;

 3 показать малый круг кровообращения;

(работа по таблице «Схема кровообращения»)  

 4 фронтальный письменный опрос по карточкам; проверка задания  

Карточка №1

( для основного состава учащихся)

Задание. Вставьте пропущенные слова.

        

Большой круг кровообращения – это путь крови из ____________ желудочка по_____________________________ в ___________ предсердие. В большом круге кровообращения кровь отдаёт органам _______________ _______________ и ___________, а забирает ненужные вещества и _________________ _______.

        Малый круг кровообращения начинается в ______________ желудочке, кровь поступает в ____________, где она насыщается __________________ и освобождается от __________________ _________. Возвращается кровь в ______________ предсердие.

Карточка №2

( для слабого состава учащихся)

Задание. Вставьте пропущенные слова.

Большой круг кровообращения – это путь крови из ____________ желудочка по_____________________________ в ___________ предсердие. В большом круге кровообращения кровь отдаёт органам _______________ _______________ и ___________, а забирает ненужные вещества и _________________ _______.

        Малый круг кровообращения начинается в ______________ желудочке, кровь поступает в ____________, где она насыщается __________________ и освобождается от __________________ _________. Возвращается кровь в ______________ предсердие.

Пропущенные слова в тексте: левого, всему организму, правое, питательные вещества, кислород, углекислый газ, правом, лёгкие, кислородом, углекислого газа, левое предсердие.

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

- Скажите,   зачем происходит движение крови в организме? (Кровь разносит по организму питательные вещества и кислород, а забирает из органов ненужные вещества и углекислый газ).

- Куда движется кровь? (Кровь движется по двум кругам кровообращения).

 -А сегодня мы узнаем, почему движется кровь, выясним причины    движения крови по сосудам,  познакомимся с понятием артериального давления, научимся измерять его, узнаем о некоторых заболеваниях кровеносной системы и о том как их предупредить, самостоятельно изучим раздел параграфа «Пульс» и проведём лабораторную работу.  

IV. Изучение нового материала.  

Работать будем по следующему плану (план заранее написан на доске)                                

План                        -

1.причины движения крови по сосудам

2.пульс

3.перераспределение крови в организме (план заранее написан на доске)

        

Итак, кровь движется по двум кругам кровообращения.

- какова же причина движения крови по сосудам? (сердце сокращается и выбрасывает кровь в кровеносные сосуды)        

 - Давайте выясним, почему кровь движется по сосудам.

Кровь выбрасывается из сердца с силой и давит на стенки сосудов. Эту силу называют  «кровяное давление» и  измеряют  в миллиметрах ртутного столба. Обозначают мм рт. ст. (записывается  на доске)

        - Работа с иллюстрацией «Кровяное давление в кровеносных сосудах предплечья» (приложение №2).

Посмотрите на схему кровяного давления в сосудах. Обсудите с соседом по парте: как меняются показатели кровяного давления по мере продвижения крови по сосудам и предположите причину движения крови по сосудам.

Вывод: Причиной движения крови по кругам кровообращения является разность давления в артериях и венах, создаваемая работой сердца.

- от какого давления и к какому движется кровь?

(Кровь движется из области большего давления к местам с  наименьшего давления.)

        Кровяное давление в кровеносной системе меняется, во время сокращения желудочков оно наибольшее, когда сердце расслаблено оно наименьшее. У здорового человека кровяное давление равняется при сокращении желудочков 120 мм рт. ст. (верхнее значение давления) и при расслаблении 70 мм. рт. ст. (нижнее значение давления). Показ записи кровяного давления на доске (120/70 мм рт. ст.).        У подростков показатели артериального давления в норме составляет 110-115/60-80 мм рт. ст.

        Величина артериального кровяного давления – показатель здоровья человека. По нему можно судить о работе сердца. Артериальное давление измеряют в плечевой артерии с помощью специального прибора, который называется тонометр (слово записывается на доске).

- демонстрация прибора, измерение кровяного давления у нескольких учеников, запись значений в тетради.

        Давление может изменяться по разным причинам (понервничал человек, получил плохое известие, а может быть, наоборот, сильно обрадовался чему-либо, покурил). Проходит некоторое время и давление восстанавливается. Но если воздействия на организм длительные, то развиваются уже заболевания.        

Если у человека отмечается пониженное артериальное давление – заболевание называется гипотония.

 Заболевание, связанное с повышенным давлением – гипертония (слова записываются на доске). Более часто встречающееся заболевание – гипертония.

Прочитайте причины вызывающие гипертонию (на доске заранее  написаны причины гипертонии)

 

Причины гипертонии:

нервные нагрузки

неумение планировать свою работу

шумный отдых

отрицательные эмоции (гнев, злость, обида)

положительные эмоции (радость, сопереживание)

вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков).

         Учитель обращает внимание на то, что у курильщиков и употребляющих алкоголь возникают спазмы кровеносных сосудов, вызывающие тяжёлые сердечные приступы и даже смерть. Никотин и алкоголь отравляют сердечную мышцу, вызывают резкие изменения сосудистого тонуса, ведут к тяжёлым заболеваниям и могут привести к смерти.

Что же нужно делать, чтобы предупредить гипертонию?  Открывается закрытая часть доски, где написано:

Профилактика гипертонии:

соблюдение режима дня

сочетание труда и отдыха

прогулки на свежем воздухе

регулярные занятия спортом

отказ от вредных привычек

 

 

Пульс. Самостоятельное чтение статьи о пульсе.

Задание: найти и прочитать:

- что такое пульс?  (Ритмичные колебания стенок артерий называются пульсом) 

 

- От чего он возникает?

 (При сокращении левого желудочка кровь с большой силой выбрасывается в аорту и растягивает её стенки. При этом возникает волна колебаний, которая быстро распространяется по стенкам артерий.)

- В каких местах легко прощупать пульс?

 (По бокам шеи, на висках, у основания кисти)

- Какой пульс считается нормой?

(60-70 ударов в минуту)

Лабораторная работа. Подсчет частоты пульса.(у каждого учащегося на парте лежит инструктивная карточка, руководствуясь которой он выполняет лабораторную работу)  Предварительно инструкция прочитывается учителем.

Инструктивная карточка

Лабораторная работа.

Подсчёт частоты пульса.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

1.Запишите в тетрадь название лабораторной работы, оборудование. Ниже сделайте запись:

пульс в спокойном состоянии

 пульс после десяти приседаний  

 

2.Пальцами правой руки нащупайте пульс у основания кисти левой руки, напротив большого пальца.

3.По команде учителя сосчитайте число ударов пульса в минуту в спокойном состоянии. Запишите это значение в тетрадь.

4.Встаньте из-за парты, сделайте десять приседаний. Сядьте за парту, нащупайте пульс, сосчитайте число ударов в минуту. Запишите это значение в тетрадь.

5.Сравните количество ударов пульса в спокойном состоянии и после выполнения физических упражнений. Сделайте вывод, почему пульс участился.

        Учащиеся подсчитывают пульс в спокойном состоянии и после выполнения физических упражнений, оформляют работу в тетради.

        

Отчёт о проделанной работе.

Ответы на вопросы:

- как изменился ваш пульс?

- почему пульс участился?

- почему это произошло?

- Что можно узнать по пульсу?

 

Перераспределение крови в организме.

        В организме человека не так уж много крови, а работающий орган нуждается в усиленном притоке крови, т. к. ему требуется гораздо большее количество кислорода и питательных веществ.

- Как же достигается кровоснабжение работающего органа в полном объёме?

        

Показ схемы опыта с изменением кровоснабжения органов.

Человека кладут на доску, уравновешивают её. При решении устной арифметической задачи доска наклоняется в сторону головы. Какой вывод следует из этого опыта?

(Если орган работает, то к нему усиленно притекает кровь, которая приносит дополнительный кислород и питательные вещества. Приток крови к неработающему органу уменьшается. Происходит перераспределение крови)

IV. Закрепление:

- Что обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам? (разность давления в кровеносных сосудах)

  - Как достигается в организме экономное использование кислорода и питательных веществ? (в организме происходит перераспределение крови, приток крови увеличивается к работающему органу и уменьшается к неработающему)

- Почему вредно есть и одновременно читать книгу?

- Во время Великой Отечественной войны у солдат на передовой повышалось артериальное давление. Объясните это явление.

- Приведите примеры ситуаций из повседневной жизни, которые могут привести к повышению артериального давления. (конфликт с одноклассниками, волнение перед контрольной работой, конфликт со взрослыми, курение и т.д.)

- как следует вести себя в школе, чтобы избежать повышения артериального давления у окружающих тебя людей? (выполнять правила поведения для учащихся, не вступать в конфликты с одноклассниками, уважать взрослых и т.д.)

V. Рефлексия:

- Какие открытия для себя вы сделали сегодня?

- Какие знания, приобретённые на этом уроке, могут вам пригодиться в дальнейшем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Внутренняя среда организма. Значение и состав крови». Урок биологии 8 класс.

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «В.С.О.», составом и знач...

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

Методическая разработка урока по биологии 8 класс "Предупреждение заболеваний сердца и сосудов"включает тест по проверке знаний  темы "Кровь и кровообращение", при мзучении нового материала схему...

Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »

Цели урока. Образовательная: • раскрыть причины движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различны...

урок биологии 8 класс "Внутренняя среда. Кровь, состав и функции."

Урок билогии  8 класс входит в раздел "Внутренняя среда организма" Урок освоения новых знаний...

Урок биологии 8 класс " Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции".

Цели урока:  познакомить учащихся с составом, строением, функциями крови.Задачи: - образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о составе крови, ее функциях;  особ...

Урок биологии 8 класс к разделу "Кровь. Кровообращение", презентация на тему "Тканевая совместимость. Группы крови".

Данная презентация содержит материал, который полностью расскрывает тему "Тканевая совместимость". На слайдах присутствует информация, которая завладевает вниманием учеников с первых минут урока. В не...