План-конспект урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Зусько Людмила Николаевна

урок в 8 классе с использованием презентации, видеофрагментов большого и малого кругов кровообращения, с раздаточным материалом для закрепления материала, работой в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no4_v_8-b_klasse.docx38.06 КБ
Файл prezentatsiya_no4_8-b.pptx2.82 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по биологии

Дата 25. 01.2018 г.                                                                  № урока   35  

Класс   8-Б

Тема урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения.

Цель: изучить движение крови по сосудам, большой и малый круги кровообращения.

Задачи:

Образовательная: продолжить изучение движения крови по сосудам, познакомить учащихся с большим и малым кругами кровообращения.

Развивающая: развивать умение конкретизировать, обобщать, анализировать, совершенствовать навыки работы с дидактическим материалом, умения   выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, графические навыки учащихся;

 Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес, навыки здорового образа жизни.

Оборудование: презентация, проектор, мультимедийная доска, плакат «Круги кровообращения», линейка, секундомер, видеофрагменты «Большой и малый круги кровообращения), карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Вспомните, какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции? (замкнутая и незамкнутая);
  2. В чем разница между замкнутой и незамкнутой кровеносными системами? (незамкнутая кровеносная система - сосуды прерываются щелевидными пространствами; замкнутая кровеносная система - кровь движется только по сосудам в одном направлении);
  3. Какое значение имело полное разделение сердца на две половины? (кровь не смешивается, постоянство температуры тела).

  1. Изучение нового материала
  1. Определение темы и целей урока.

Проблемный вопрос.

У позвоночных животных, живущих на суше, 2 круга кровообращения- большой и малый. Почему два, как вы думаете? (малый легочный круг появился в связи с выходом на сушу). Учащиеся   не дают правильного ответа.

В ходе урока при изучении новой темы вы сможете ответить на данный вопрос, а сейчас назовите тему сегодняшнего урока… (тема записывается на доске и в тетрадях) (слайд №1)

 Что вы хотите узнать по данной теме? (формируем цели)

  1. Объяснение нового материала (презентация, видеофрагменты большого и малого кругов кровообращения)

Беседа с учащимися по вопросам:

-Назовите органы системы кровообращения? (слайд №2)

- Что такое артерии? Их особенности строения? (слайд №3)

-Что такое вены? Их особенности строения? (слайд №3)

-Что такое капилляры? Их особенности строения? (слайд №4)

Мы с вами вспомнили, какие сосуды существуют в нашем организме, а сейчас мы рассмотрим большой и малый круги кровообращения.

(видеофрагмент «Малый круг кровообращения)

Малый круг кровообращения (МКК): 4 сек, открыл М. Сервет.

Вопросы

  1. Как называется сосуд, по которому кровь из правого желудочка течет в легкие?
  2. Какая кровь (артериальная или венозная) течет в этом сосуде?
  3. Что происходит с легочной артерией в легких?
  4. Где происходит превращение венозной крови в артериальную?
  5. По какому сосуду и в какой отдел сердца кровь возвращается в сердце?
  6. Почему малый круг кровообращения называют легочным?
  7. В чем особенность малого круга кровообращения?

Еще раз (по слайду №5) рассматриваем малый круг кровообращения. В правую часть сердца попадает венозная, бедная кислородом кровь. Сокращаясь, правый желудочек выбрасывает кровь в легочную артерию. По двум ветвям, на которые делится легочная артерия, кровь направляется к легким. В легких ветви легочной артерии распадаются на все более мелкие артерии и переходят в капилляры, густо оплетающие многочисленные легочные пузырьки, куда поступает атмосферный воздух. Когда кровь течет по капиллярам легких, в неё поступает кислород. Одновременно углекислый газ из крови переходит в воздух, заполняющий легкие, т.е. в капиллярах легких венозная кровь становится артериальной. Затем  артериальная кровь собирается в вены. Сливаясь друг с другом, они образуют четыре легочные вены, впадающие в левое предсердие.

Путь крови от правого желудочка через артерии, капилляры и вены легких до левого предсердия называется малым кругом кровообращения.

Составление схемы МКК:

правый желудочек         легочные артерии (венозная кровь!)        капилляры легких

левое предсердие         легочные вены (артериальная кровь)

(видеофрагмент «Большой круг кровообращения»)

Большой круг кровообращения (БКК): 23 сек, открыл В.Гарвей.

Вопросы:

  1. В каком отделе сердца он начинается?
  2. По каким сосудам кровь поступает к органам тела?
  3. В каких происходит газообмен?
  4. По каким сосудам кровь поступает в правое предсердие?

Еще раз (по слайду №6) рассматриваем большой круг кровообращения.

Левый желудочек, сокращаясь, выбрасывает артериальную кровь в аорту. От нее ответвляются артерии, снабжающие кровью все органы, включая само сердце. В каждом органе артерии постепенно ветвятся, образуя густые сети мелких артерий и капилляров. Из капилляров большого круга кровообращения ко всем органам и тканям тала поступает кислород и питательные вещества, а из клеток в капилляры переходит углекислый газ. При этом кровь превращается из артериальной в венозную. Капилляры сливаются в вены, сначала мелкие, а затем в более крупные. Из них вся кровь собирается в две большие полые вены. Верхняя полая вена несет в сердце кровь от головы, шеи, рук, а нижняя полая вена – от всех остальных частей тела. Обе полые вены впадают в правое предсердие.

Путь от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов тела до правого предсердия называют большим кругом кровообращения.

Составление схемы БКК:

левый желудочек          аорта        артерии  

                                                                                      капилляры органов

правое предсердие          (верхняя полая, нижняя полая) вены

Основная причина движения крови по сосудам. (слайды №7,8)

4.Физкультминутка

5. Закрепление изученного материала

1.Работа в парах.  Самонаблюдение №6. «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа».

Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его

розовая часть и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается.

Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. Уберите

указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть.

Повторите опыт, зафиксируйте по секундомеру время до полного покрасне-ния ногтя. Потом разделите длину на время. Вы узнаете скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа.

2. Двое учащихся по желанию на оценку рассказывают у доски круги кровообращения.

3.  Карточка 1. (для I варианта). Вставьте пропущенные слова.

Малый круг кровообращения начинается в _____________ желудочке. Из _________ кровь по легочным артериям поступает в __________. Здесь происходит ____________. Кровь отдает _________ и насыщается кислородом. По легочным венам она поступает в _________ предсердие.

Карточка 2. (для II варианта). Вставьте пропущенные слова.

Большой круг кровообращения – это путь крови из _________ через ________ в ____________.

По большому кругу кровь проходит за ________. По артериям большого круга течет ________ кровь, по венам - __________ кровь. В малом круге кровообращения по артериям течет __________ кровь, по венам ________ кровь.

Взаимопроверка:

Учащиеся обмениваются карточками и оценивают друг друга:

«5» - полностью справился с заданием;

«4» - выполнил задание с 2 ошибками;

«3» - выполнил задание с 3 ошибками;

«2» - не справился с заданием, много ошибок.

6.Рефлексия.

Можете вы теперь ответит на вопрос, который был задан вам в начале урока: У позвоночных животных, живущих на суше, 2 круга кровообращения- большой и малый. Почему два, как вы думаете? (учащиеся отвечают на вопрос)

Что было легко? С какими трудностями столкнулись в ходе урока?

7.Выставление оценок

8.Домашнее задание.

Параграф _____, ответить на вопросы, выучить определения и схемы большого и малого кругов кровообращения.

Творческие задания (по желанию):

1.        В чем выражается взаимосвязь строения и функций кровеносных сосудов?

2.        Объясните, почему при замкнутой системе необходима промежуточная среда – тканевая жидкость?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения

Слайд 2

Сердце Сосуды: артерии, вены, капилляры. Органы кровообращения

Слайд 3

Стенки артерий и вен состоят из 3 оболочек: внутренней , средней и наружной. В отличие от вен в стенках артерий имеется большое количество эластичных волокон. В венах внутренняя оболочка имеет клапаны Сосуды

Слайд 4

В большинстве случаев капилляры образуют артериально - венозную сеть. В ней можно различить артериальные капилляры со стороны артерий и венозные - со стороны вен.

Слайд 5

Малый круг кровообращения. начинается в правом желудочке Заканчивается в левом предсердии

Слайд 6

Большой круг кровообращения Начинается в левом желудочке Заканчивается в правом предсердии

Слайд 7

Основная причина движения крови – разность кровяного давления в разных участках кровеносной системы Наибольшее давление в аорте Наименьшее давление в крупных венах Движение крови

Слайд 8

Давление крови изменяется в разные фазы сердечного цикла Во время сокращения желудочков давление наибольшее, или максимальное Во время расслабления сердца давление минимальное Разность между максимальным и минимальным давлением называется пульсовым давлением. Давление здорового молодого человека 120 / 70 мм рт . ст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения, их структура и функции"

Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения. ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.Задачи:а)  об...

Презентация к уроку "Движение крови по сосудам"

Презентация к уроку  биологии "Движение крови по сосудам"...

Урок по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "

Урок по Биологии в 8 классе по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "...

Биология 8 класс. Конспект урока "Большой и малый круги кровообращения"

Урок разработан с ипользованием материалов библиотеки ЦОК Минпросвещения России....