Методическая разработка по теме "Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения, их структура и функции"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения.
ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.
Задачи:
а) образовательная - формировать знания о строении и функциях большого и малого кругов кровообращения человека;
б) развивающая - прививать умения и навыки о значении артериального давления и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний;
в) воспитательная - развивать память, логическое мышление, четкость ответов.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, элементы технологии критического мышления.
Наглядности: таблицы «Строение сердца», «Схема движения крови», «Схема кругов кровообращения», «Сердечный цикл», диаграммы , опорные схемы, стенды, муляж сердца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_3.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Дусеева А.Б., учитель биологии школы-гимназии №17 г.Актобе
Тема урока: Кровеносные сосуды. Большой и малый круги кровообращения,
их структура и функции.
Цель: систематизировать и развивать знания о значении кровообращения.
ознакомить учащихся с разнообразием кровеносных сосудов, изучить строение и значение кругов кровообращения.
Задачи:
а) образовательная - формировать знания о строении и функциях большого и малого кругов кровообращения человека;
б) развивающая - прививать умения и навыки о значении артериального давления и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний;
в) воспитательная - развивать память, логическое мышление, четкость ответов.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: частично – поисковый, словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный, эвристическая беседа, элементы технологии критического мышления.
Наглядности: таблицы «Строение сердца», «Схема движения крови», «Схема кругов кровообращения», «Сердечный цикл», диаграммы , опорные схемы, стенды, муляж сердца.
Ход урока:
- Организационный момент. Постановка цели и задач урока.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Э. Межелайтис
- Этапы урока:
- побуждение (работа с терминами) – составление кластера «Состав крови»
- осмысление – трехуровневая таксономия Блума
10 баллов (1 уровень)
- Какова масса сердца? Где оно находится?
- Какое строение имеет сердце?
- Какую функцию выполняет сердце?
50 баллов (2 уровень)
- Какие приспособления в строении сердца обеспечивают движение крови в одном направлении?
- Что такое систола? Диастола?
- Почему стенка левого желудочка толще стенки правого желудочка?
Артерии – сосуды, по которым движется кровь от сердца. Их стенки имеют три слоя:
- наружный (соединительнотканный) слой обеспечивает прочность и упругость;
- средний (гладкомышечный) слой содержит эластичные волокна;
- внутренний слой состоит из одного слоя плоских эпителиальных клеток.
Вены – сосуды, несущие кровь насыщенную углекислотой (венозную) кровь от органов и тканей к сердцу. Их стенки тоже состоят из трех слоев, но они тоньше, так как давление в венах меньше. В стенках вен есть полулунные клапаны, препятствующие обратному току крови.
Капилляры – самые мелкие кровеносные сосуды, находятся между артериями и венами в кругах кровообращения. Они тоньше человеческого волоса в 15 раз. Стенки состоят из одного слоя плоских эпителиальных клеток, через которые плазма крови обменивается с тканевой жидкостью питательными веществами и продуктами обмена. У человека более 15 млрд.капилляров общей длиной св
100 баллов (3 уровень)
- Когда берут кровь с вен предплечья, врач накладывает жгут и предлагает несколько раз сжать руку в кулак.
Вены набухают и становятся хорошо заметными. Почему это происходит?
- Существуют сосудорасширяющие и сосудосужающие лекарственные препараты. Определите, какое лекарство следует давать
Больному, у которого наблюдается спазмы сосудов сердца?
- При быстром восхождении в гору у здоровых туристов развивается «горная болезнь» - одышка, сердцебиение, головокружение,
слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Как вы думаете, какие изменения происходят при этом
в крови человека?
- Объяснение нового материала.
Что называют кровообращением?
Сколько кругов кровообращения имеют представители типа хордовых?
По каким сосудам происходит движение крови?
А) Строение сердечно – сосудистой системы.
ыше 100 тыс.км.
Аорта – артерии – артериоллы – капилляры – венулы – вены. Скорость тока крови зависит от просвета сосудов.
В аорте максимальная скорость – 0,5 м/с, в венах – 0,25 м/с, минимальная скорость в капиллярах – 0,5 -12 мм/с.
В) Большой и малый круги кровообращения
Большой круг кровообращения - путь от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов тела до правого предсердия. Круговорот в нем происходит за 23 секунды. Из левого желудочка артериальная кровь выбрасывается в аорту – самую крупную артерию человека, от которой вниз идет грудная аорта, переходящая в брюшную аорту. На границе аорты и левого желудочка находятся полулунные клапаны. От аорты отходят артерии – артериоллы – капилляры, где происходит газообмен и обмен веществ между тканевой жидкостью и плазмой. Кровь становится венозной и поступает в вены: верхнюю и нижнюю полые вены, впадающие в правое предсердие.
Малый (легочный) круг кровообращения – путь от правого желудочка через артерии, капилляры и вены легких до левого предсердия. Круговорот в нем происходит за 4 секунды. В артериях малого круга течет венозная кровь. На границе легочной артерии и правого желудочка находятся полулунные клапаны, имеющие вид кармашков на внутренней поверхности сосудов. От правого желудочка отходит легочной ствол, который делится на правую и левую легочные артерии, ветвящиеся до капилляров и оплетающих легочные альвеолы, где происходит газообмен. Артериальная кровь по четырем легочным венам попадает в левое предсердие.
Полное обращение происходит за 20 – 28 секунд, у подростков – за 38 секунд, у ребенка – за 15 секунд.
- Рефлексия (заполнение таблицы).
Большой круг кровообращения | Малый круг кровообращения | ||
1 | Где начинается? | ||
2 | Где заканчивается? | ||
3 | Как называются сосуды, образующие его? | ||
4 | Как изменяется состав крови? | ||
5 | Как изменяется цвет крови? |
- Подведение итогов урока и задание на дом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация методической разработки раздела программы по биологии для 8 класса "Кровообращение и лимфоток"
«Методическая разработка раздела учебной программы»...
План-конспект урока: Движение крови по сосудам. Большой и малый круги кровообращения
урок в 8 классе с использованием презентации, видеофрагментов большого и малого кругов кровообращения, с раздаточным материалом для закрепления материала, работой в парах....
методическая разработка урока тема Длина окружности и площадь круга. Связь формул с правильным многоугольником.
урок формирование новых знаний: различные способы доказательства формул площади круга, длины окружности. Проведение самостоятельной исследовательской работы...
Урок по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "
Урок по Биологии в 8 классе по теме: "Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам "...
Методическая разработка урока «Сообщающиеся сосуды» для 7 класса
Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединенные между собой в нижней части....
Биология 8 класс. Конспект урока "Большой и малый круги кровообращения"
Урок разработан с ипользованием материалов библиотеки ЦОК Минпросвещения России....
Методическая разработка урока обществознания для 10 класса по теме "Религия: понятие, структура, функции и виды"
Урок рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих обществознание на базовом уровне и учитывает их способности и познавательные потребности. В уроке использованы элементы следующих современных образовате...