открытый урок по теме: Дыхание, 5 класс
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Потапова Елена Александровна

Разработка урока по теме: Дыхание для пятых классов, содержит раработку урока и учебный материал для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока181 КБ
Office presentation icon презентация к уроку735 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме:

Тип урока:  Урок – обобщение знаний.

Цель: 

закрепить знания учащихся по теме «Дыхание», о том, что растительные и животные организмы дышат одинаково, если являются аэробами. Подвести итог годовому опыту работы с компьютером на уроках биологии, в программах текстовых редакторов, программе рисования Paint, подчеркнуть важность здорового образа жизни.

Задачи:

  • образовательная: закрепление знаний в области взаимосвязи строения органов дыхания и выполняемых ими функций, закрепление знаний учащихся в пользовании компьютерных программ и поиска по Интернету, умения преподносить грамотно свои мысли.
  • Воспитательная: воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, пропаганда здорового образа жизни, подчеркнуть важность знания собственного организма.
  • Развивающая: формирование активной жизненной позиции, взаимосвязь всех живых организмов и важность роли каждого из них. Умение работать в команде на достижение единого результата. Подчеркнуть не только умение пользоваться всеми современными технологиями, но и огромную важность живого общения друг с другом, что Интернет является лишь средством работы, поиска информации для выполнения работы, а не «средой существования» современных молодых людей.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

учитель разбивает учащихся по парам, один человек из пары садиться за компьютер, второй работает за партой. Учащиеся за компьютерами выполняют операции под руководством учителя информатики, вторая группа работает за столами с учителем биологии.

Работа первой группы занимает за компьютером 10-15 минут. Учащиеся составляют таблицу:

Органы дыхания

строение

функции

В таблице ими заполняется только первая и третья графа. Вторая графа остается пустой.

Вторая группа учащихся работает с учителем биологии одновременно с первой. Они работают с предложенным раздаточным материалом.

Для первой группы:

  1. Следите за стрелками. Дайте пояснение процессам, в каких организмах они проходят?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните таблицу:

Признак

Дыхание

Фотосинтез

1. Поглощаемый газ

2. Выделяемый газ

3. В каких клетках происходит

4. Роль для живого организма

2. Вставьте в текст пропущенные слова: 

Дышать нужно через …………………….

Носовая полость выстлана…………….., покрыта многочисленными……………., которые задерживают……………………………………

Клетки носовой полости выделяют…………………………………., которая задерживает частички пыли и микробы.

Для второй группы:

  1. Следите за стрелками. В каких органах организмов проходят эти процессы?

Какова роль кислорода в нашем организме? 

2. Ответьте на вопросы теста.

1. Процесс дыхания характерен для:

а) всех живых организмов;
б) только для животных;
в) только для растений.

 

2. Органы дыхания млекопитающих:

а) жабры;
б) лёгкие;
в) сердце.

3. Человек вдыхает:

а) только кислород, содержащийся в воздухе;
б) воздух;
в) только углекислый газ, содержащийся в воздухе.

4. В результате процесса дыхания:

а) образуются органические вещества;
б) выделяется кислород из организма в окружающую среду;
в) освобождается энергия, необходимая для работы клеток.

5. В процессе дыхания растения:

а) выделяют углекислый газ;
б) выделяют кислород;
в) поглощают световую энергию.

6. Систему органов дыхания животных составляют:

а) кровь, сердце, лёгкие;
б) воздухоносные пути, лёгкие(жабры…)
в) почки, печень, желудок.

  1. Момент отдыха для обеих групп от работы за компьютером. Учитель биологии показывает презентацию по теме «Типы дыхания» и выполняет с учащимися дыхательные восстановительные движения. Работа занимает 5-7 минут.
  2. Вторая группа учащихся перемещается за компьютер, первая группа получает раздаточный материал от  учителя биологии и работает с ним(текст см. выше).
  3. Домашнее задание. Дети задают себе сами. Учащиеся первой группы для учащихся второй и наоборот.  Следующий урок начнется с ответов учащихся на предложенные ими же вопросы.

Выводы по уроку:

Уроки такого типа позволяют проверить знания учащихся в игровой форме, незаметно для них самих, что особенно важно для пятиклассников в момент сложного перехода к уровню средней школы. Работа в команде дисциплинирует учащихся настраивает на получение результата, но не акцентирует внимание на оценке, что крайне важно для закрепления материала – устраняется момент волнения, но уделяется должное внимание обобщению знаний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дыхание

Слайд 2

Типы дыхания: В зависимости от того, какие мышцы задействованы во время дыхания, различают четыре типа дыхания: нижнее, среднее, верхнее и смешанное. Нижнее дыхание, или, по-другому, брюшное, диафрагмальное, когда в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений. При этом в основном вентилируется нижняя часть легких и немного средняя. .

Слайд 3

Среднее дыхание , или, по-другому, «реберное», когда в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется в стороны и несколько поднимается вверх. Диафрагма при этом слегка поднимается . Верхнее дыхание , или, по-другому, ключичное, когда дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч вверх, при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы. При этом в основном вентилируются верхушки легких и немного средняя часть

Слайд 4

Смешанное дыхание , или, по-другому, «полное дыхание йогов», объединяет в себе все вышеуказанные типы дыхания, равномерно вентилируя все части легких.

Слайд 5

Курение

Слайд 6

Курение способно не только спровоцировать рак легких, но и подстегнуть рост уже существующих опухолей. Согласно одной из теорий, никотин из сигаретного дыма может стимулировать деление и размножение раковых клеток в легких.

Слайд 7

В листьях табака содержится один из самых ядовитых растительных алкалоидов - никотин. Никотин вырабатывается в корнях растения и оттуда поступает в другие части, в том числе и в листья. Разные сорта табака содержат от 0,3 до 7% никотина.

Слайд 8

Всемирная Организация здравоохранения (ВОЗ) считает курение одной из глобальных угроз здоровью и благополучию населения планеты. По данным международной организации, ежегодно от связанных с курением болезней умирают более 5 миллионов человек . Каждые восемь секунд в мире преждевременно умирает курильщик, причем каждый десятый из них - россиянин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"

разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации...

Открытый урок на тему: "Приобретение навыков дыхания и звукообразования в классе эстрадного пения"

Основы дыхания и звукообразования: упражнения на дыхание, распевки...

План – конспект открытого урока на тему: «Дыхание растений». 6 класс

Цели урока:Обучающие: изучить дыхание растений, установить, как происходит газообмен в растениях, выяснить, что дыхание у растений связано с окислением сложных веществ и выделением энергии; показать р...

План - конспект открытого урока На тему: «Семья» Класс: 6А

План конспект урока 6 класс по учеднику Enjoy English 5 - 6 класс М.З. Биболетова....

Открытый урок по теме "Основные классы неорганических веществ"

Обобщающий урок по теме "Основные классы неорганических веществ". Урок проводится в форме игры. Класс делится на несколько команд, каждая команда выполняет предложенные задания. В конце урок...

открытый урок по теме: Дыхание, 5 класс

Разработка урока по теме: Дыхание для пятых классов, содержит раработку урока и учебный материал для учащихся...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по теме: «Дыхание – источник звука. Роль дыхания в вокальном обучении». 2 год обучения, продвинутый уровень

     Пение – одно из проявлений высшей психической деятельности, и если учащийся будет работать вяло, не сосредоточенно и без должного творческого подъема, правильного звуч...