ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ по теме: «Дыхание – источник звука. Роль дыхания в вокальном обучении». 2 год обучения, продвинутый уровень
учебно-методический материал
Пение – одно из проявлений высшей психической деятельности, и если учащийся будет работать вяло, не сосредоточенно и без должного творческого подъема, правильного звучания он не получит.
Овладение певческим дыханием является очень сложным процессом. Огромная работа должна быть проделана начинающим певцом для того, чтобы добиться полной свободы в передаче музыкальных образов.
Личность каждого ученика сугубо индивидуальна: у каждого свой особый психологический склад, характер, волевые качества, в той или иной мере выраженные музыкальные способности.
Общее положение педагогики об индивидуальном подходе к учащемуся имеет большое значение при вокальном обучении. На передний план выходит необходимость учета особенностей звучания голоса и голосообразования каждого обучающегося, которые обусловлены особенностями строения и работы его голосового аппарата. Каждый новый ученик для педагога – вокалиста оказывается неповторимой задачей, которую ему приходится решать, гибко преломляя и сочетая методы и приемы педагогического воздействия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Никитенко Елена Юрьевна,
руководитель Образцового детского коллектива
Вокальная студия «Фантазия»,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
центр развития МУДО ДШИ «Гармония»,
г.о. Власиха Московской области.
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
по теме:
«Дыхание – источник звука. Роль дыхания в вокальном обучении».
2 год обучения, продвинутый уровень, 26.02.2020 года.
Цель: Улучшение качества вокального звучания по средствам поэтапной работы над постановкой голоса.
Задачи:
Обучающие:
- расширить знания учащегося в области вокального искусства и музыкальной грамотности;
- закрепление теоретических понятий: «Голосообразование», «Дыхание и его типы» «Певческое дыхание», «Гигиена голоса»;
- закрепление основных понятий о певческом голосе, артикуляции, элементов дыхательного комплекса;
- обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе работы на уроке;
- - повышение уровня самооценки, стремление к самоусовершенствованию и творческой самореализации.
Развивающие:
- развитие и укрепление певческого дыхания с помощью упражнений дыхательного комплекса;
- развитие подвижности голоса и чистоты интонации вокальными упражнениями на дыхании;
- продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
- продолжение развития гармонического слуха;
- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;
- расширить музыкальный и общий кругозор детей в процессе теоретических и практических занятий.
Воспитательные:
- воспитание у детей потребности в общении с искусством, способность чувствовать и понимать музыку, наслаждаться ею;
- воспитание этических норм поведения, способность работать в коллективе и подчиняться общим правилам.
Метод обучения: беседа, практическая работа,
творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию.
Форма обучения:
групповая, с элементами индивидуальной работы.
Тип занятия: комбинированный.
Ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение ранее полученных навыков и умений.
Педагогические технологии, используемые на занятии:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- технология компетентного и деятельного подхода.
Деятельность учащихся: практическая работа
Оборудование:
фортепиано, компьютер, проектор, микшерский пульт, акустическая система, микрофоны, ноты произведений для преподавателя, дидактический материал для обучающихся, фонограммы.
Предварительная работа:
Работа над упражнениями на дыхание, дикцию, звукообразование. Работа с обучающимися по повторению произведений группового
(«Куда уходит детство» муз. А.Зацепина, «Над городом» муз. А.Миронова)
и сольного репертуара («Белое небо» муз. Тины Кароль).
ПЛАН ЗАНЯТИЯ.
1.Вступление.
Организация детей на работу. Создание положительной установки на ход и результаты занятия. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации.
Представление присутствующих на открытом занятии:
- группа №5 «Fresh» (2 год обучения, продвинутый уровень программы обучения; за 2019-2020уч. год - Диплом Лауреата Гран-ПРИ, группа и солисты:18 Дипломов Лауреата 1 и 2 степени Международных конкурсов и т.д.) и гостей открытого урока.
Краткий обзор темы открытого занятия.
Раздача дидактического материала для детей и гостей урока.
2.1. Процесс голосообразования.
Человеческий голос - самый совершенный из всех музыкальных инструментов, и этим инструментом нужно научиться владеть. Только здоровый голосовой аппарат, хорошая вокальная выучка, регулярные тренировки могут служить основой, на которой выстраивается высокое творческое достижение певца.
Одно из важнейших условий в пении - умение владеть дыханием. Если считается, что дыхание - это жизнь, то для певца правильно поставленное дыхание – фундамент его профессии.
Правильное певческое дыхание способствует естественному развитию голоса, свободному пению, оздоровлению всего организма и, прежде всего, голосового аппарата. Правильный вдох и выдох - лучшее средство для укрепления легких.
Великий певец Энрике Карузо говорил: «Невозможно художественно петь, не владея в совершенстве контролем дыхания».
Дыхание – это двигательная сила голоса, без него голосовой аппарат при всем его природном совершенстве будет мертв.
Очень важно с самого начала занятий обращать внимание на правильное распределение и постепенное развитие дыхания. Как голос делается сильнее и звучнее благодаря постоянным занятиям, так же вследствие упражнений усиливается и дыхание. Оно делается более послушным, позволяя ученику управлять им вполне осознанно и побеждать трудности, казавшиеся непреодолимыми.
При формировании и развитии вокальных навыков все время происходит коррекция работы участвующих органов: отметаются лишние, закрепляются и совершенствуются нужные движения, особенно те, которые отражаются в нашем сознании в виде ощущений и выполняют исключительно важную роль в развитии голосовых навыков.
Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат.
В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости.
В голосообразовании принимает участие и нервная система. Приказы, исходящие из центральной нервной системы в результате ее сложной деятельности при пении, исполняются органами, участвующими в голосообразовании.
2.2. Дыхание. Типы дыхания.
Дыхание – это основа основ вокального искусства.
Искусство пения – говорили старые мастера – это искусство вдоха и выдоха.
Э.Карузо: «На умении набрать достаточно воздуха и умении его правильно и экономно использовать зиждется все искусство пения. У певца может быть самый надежный слух и лучшие намерения. Но если он не умеет управлять дыханием, он будет петь нечисто или будет издавать безжизненные, жалкие звуки».
Г.Ломакин: «Кто не владеет своим дыханием, тот не может быть искусным певцом».
Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые краски. В пении мы сталкиваемся с той же системой органов, что и в речи.
Пение связано с образованием специфического, певческого звука, где высота остается строго постоянной в соответствии с музыкальной мелодией. Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но оно во многом отличается от обычного дыхания.
Фонация происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Изменяется не только ритм, но и темп обычного дыхания. Дыхательных движений в минуту становится гораздо меньше.
В зависимости от того, какие органы принимают наиболее активное участие в дыхании, мы говорим о типах дыхания.
Различают следующие типы дыхания:
1.Грудное дыхание. При нем наиболее активно работают мышцы грудной клетки, особенно ее верхне-среднего отдела. Диафрагма малоподвижна. Разновидностью грудного дыхания является ключичное дыхание, при котором очень энергично работают мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно неприемлемо для пения, т.к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограничены движения гортани и потому затруднено голосообразование.
2.Грудо-брюшное (косто-абдоминальное дыхание). Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.
3.Брюшное или диафрагмальное дыхание. При этом типе дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной полости.
Деление дыхания на отдельные типы является условным. На практике же чистых типов дыхания и резких границ между ними нет.
В вокально-педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно-диафрагмальное дыхание, т.е. смешанное дыхание (или еще его называют абдоминальное), при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота.
В процессе занятий выявляется наиболее удобная форма работы органов дыхания в зависимости от индивидуальных особенностей организма ребенка. Певческий вдох берется бесшумно, достаточно глубоко. Выдох должен быть плавным, организованным, без напряжения. Выдох происходит при работе мышц брюшного пресса, рёбер и диафрагмы.
Основными задачами правильного певческого выдоха являются: экономное расходование дыхания на музыкальную фразу; смена дыхания между фразами; опора и выравнивание голоса. Учащиеся должны научиться регулировать фазы дыхания самостоятельно, избегая форсирования дыхания, что очень важно для обучения.
2.3.Дыхательная гимнастика. Что дают дыхательные упражнения?
Дыхательные упражнения оздаравливают систему дыхания, улучшают систему желудка и всего желудочно-кишечного тракта, оздаравливают нервную систему. Большое значение в дыхательных упражнениях имеет дыхание с задержкой, которое экономит кислород, стимулирует активность легочных пузырьков, изгоняет продукты распада из крови.
Демонстрация( работа с группой и гостями ) дыхательных упражнений по системе А.Стрельниковой и оперной певицы Л.Казарновской:
1).Вдохнуть полное дыхание, удержать, сделав остановку дыхания, медленный выдох (счет - 1,2,3,4,5 и т.д.) – очистительное дыхание;
2). Вдохнуть полное дыхание, удержать, сделав остановку дыхания, выдохнуть очень сильно одним дыханием через широко открытый рот – возбуждающее дыхание;
3). Комплексное дыхание (по Казарновской):
– вдох через нос, локти развести. Выдох – локти соединить перед собой (упражнение в медленном темпе);
- вдох через нос, локти развести. Задержка. Выдох – локти соединить перед собой, наклон вперед (упражнение в медленном и быстром темпе).
2.4.Вокально-хоровые упражнения.
Проводится работа с группой обучающихся над углублением знаний в области вокально-технических навыков.
Певческий вдох и выдох.
Голосообразованию предшествует вдох. Эту фазу дыхания мы можем регулировать сознательно, что очень важно для обучения.
Хорошо организованная дыхательная энергия определяет певческое состояние организма, влияет на силу звука, тесно связанную с работой гортани и артикуляционного аппарата.
Основное внимание педагога должно быть направлено на организацию выдоха и верное звучание голоса:
- покойный, умеренный, глубокий вдох с ощущением полузевка,
- небольшая задержка перед началом звука
- плавная подача дыхания и умение его распределять –
вот те необходимые принципы дыхания, которыми следует пользоваться в работе с учеником.
Если позволять ученику дышать часто, он так привыкает к этому, что потом ему будет чрезвычайно трудно исполнять длинные фразы на одном дыхании. Следует приучать ученика не прерывать музыкальную фразу ради дыхания.
2.5.Правила управление голосовыми связками.
Петь на дыхании с опорой на диафрагму – развивать ощущение взаимосвязи дыхания (область брюшного пресса) и звуковой волны: при напряжении на диафрагму усиливается звук, и наоборот. Голосовые связки, сжимаясь и разжимаясь, создают серию звуковых волн (вибрацию). Когда выдыхаемый воздух достигает голосовых вязок, они вместе с мышцами гортани управляют потоком воздуха, определяя его высоту и интенсивность звука.
Опора при пении является исключительным состоянием, не похожим не на какую иную двигательную функцию человека. В явлении опоры принимают участие одновременно и вдыхательные и выдыхательные мышцы. Полнота звучания голоса зависит от явления опоры.
Певческая опора – это результат согласованной работы всех частей голосового аппарата. Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука.
Опора связана с чувством:
1) Напряжения дыхательных мышц.
2) Давления воздуха, находящегося под голосовыми складками.
3) Определенными ощущениями в области глотки и ротовой полости.
Правильная подача дыхания способствует не только определенному звучанию голоса, но и хорошей дикции.
Необходимо следить, чтобы сохранение вдыхательной позиции не было сопряжено с перенапряжением. Занимайтесь дыхательными упражнениями, чтобы не только понять, что такое «опора» звучания, но и научиться петь на опоре, когда воздух из легких выходит без толчков, ровно и не встречает на своем пути никаких преград, словно луч света, исходящий от маяка, и этот луч прорывает темноту неба и указывает путь кораблям.
Запомните этот образ, и во время пения воздух будет расходоваться правильно и экономно, а звучание голоса приобретет свободу и полетность.
При неправильном дыхании мышцы быстро утомляются, страдает сила, тембровая окраска звука. Голосовые складки перенапрягаются, изменяется их нормальная работа. Звук становится форсированным, крикливым, маловыразительным.
У начинающего петь, прежде всего, необходимо ликвидировать вредные дыхательные движения, которые могут помешать успешному развитию певческого дыхания, особенно привычку поднимать плечи при вдохе. Это неразрывно связано с поверхностным ключичным дыханием. Нужно следить за тем, чтобы у поющего ученика при вдохе верхний отдел грудной клетки оставался в покое. Этот недостаток особенно распространен среди детей младшего школьного возраста.
Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично.
При упражнениях первоначально рекомендуется дышать через нос по следующим соображениям:
1. Дыхание через нос более естественно и гигиенично;
2. Оно дает меньше возможностей для перебора воздуха;
3. Самый процесс дыхания через нос имеет большое психофизиологическое значение, так как при нем более нормально работают нервная система и мозговые центры, управляющие автоматической установкой голосового аппарата, правильнее вырабатываются нужные рефлексы.
Внешние мышцы, располагающиеся вне гортани, не должны создавать напряжение, чтобы контролировать высоту и интенсивность звука! Это приводит к зажатости связок!
Только при расслабленной гортани голосовые связки могут легко взаимодействовать с потоком выдыхаемого воздуха, определяя высоту и интенсивность звука. Расслабленное, стабильное положение гортани обеспечивает баланс низких, средних и высоких звуков.
Петь как разговариваешь! Артикуляция во время пения должна быть внятной и четкой.
Петь в высокой певческой позиции, сохраняя естественную окраску голоса. Достигается это посредством сокращения мышц верхнего неба, в результате зевка. Без него голос будет звучать плоско!
Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс. Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем.
Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать!!
2.6. Вокально-хоровые упражнения.
Пение упражнений:
- С закрытым ртом на "М" на одном звуке;
- Упражнение на выработку хорошего унисона, правильного формирования гласных «о» и «а» на одном звуке (Да-дэ-ди-до-ду). Распределение дыхания на певческую фразу;
-Постепенное движение мелодии (До-ре-ми-фа-соль) вверх и вниз – развитие кантилены (плавного звуковедения). Свобода и полнота звучания;
-Пение звуков через ступень (трезвучие) – nonlegato;
- Пение двухголосного произведения – точное интонирование на дыхании, в разном положении корпуса: стоя прямо, стоя согнувшись или на опоре на стул («дуга Казарновской») - р.н.п. «У зори-то, у зореньки».
Работа над опорой в разной динамике mf и f. Двухголосие, восходящее движение мелодии, исполнение legato, динамика mf требует большого крепкого дыхания.
3.1.Сценические навыки. Исполнение произведений репертуара.
Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Использование ранее полученных знаний в работе над произведением:
-чёткое произнесение слов песни;
- певческое дыхание;
-эмоциональное исполнение;
-петь осмысленно и художественно (выделяя акценты).
Учащиеся должны уметь исполнять разнохарактерные музыкальные произведения в группе и соло на сцене с микрофоном.
А также уверенно использовать полученные вокальные навыки, основы актерского мастерства и сценического движения; уметь распознавать средства выразительности (темп, размер, характерность ритма, динамические оттенки); добиваться единства текста и музыки; при исполнении, уже освоенными средствами, уметь расставлять логические ударения, приводить музыкальную фразу к кульминации и делать мягкие окончания (филировать звук).
Важно научить детей не только слышать музыку, но и впустить ее в себя и удержать!
3.2.Наказ вокалисту. 18 век, Италия, маэстро Николо Порпора
Когда человек поёт, его душа обретает крылья.
Стих-наказ существует с XVIII века в монастырях, где певчих обучали пению. Есть версия, что сочинен он в Италии маэстро Николо Порпора.
Чтоб красиво петь до гроба,
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым как труба,
И начните петь со лба.
Ощущайте точки две
В животе и в голове,
Напирайте на живот
И пошлите звук вперёд.
Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться!
Вздох короткий, как хлопок,
И струной тяните слог.
Если вы наверх идёте,
Надо глубже опирать,
Всех тогда перепоёте,
Будет незачем орать.
Если вниз идёте вы,
Не теряйте головы,
Не рычите, точно зверь,
Открывайте мягко дверь.
Что такое звук прикрыть?
Очень трудно объяснить…
Чтоб прикрытие найти,
Нужно к «Е» прибавить «И»,
«А» где «О», а « О» где « У»,
Но не в глотке, а во лбу,
И со лба, до живота
Лишь провал да пустота.
Пойте мягко, не кричите,
Молча партию учите,
И не слушать никого,
Кроме Бога одного!
3.3.Исполнение произведений под фонограмму минус с микрофоном:
- отрывок из песни «Белое небо»(соло);
- 2-х голосие «Над городом» (дуэт);
- 3-х голосие - «Куда уходит детство» (группа).
3.4.Советы обучающимся.
Чтобы стать мастером в любом деле, нужно время. Чтобы найти это время, мы нуждаемся в установлении приоритетов (если что-то достаточно важно для вас, вы всегда сумеете выкроить время, и найдете, что исключить).
1. Мы учимся тогда, когда хотим этого. Поставьте себя в положение, когда необходимо действовать.
2. Получайте удовольствие от преодоления трудностей. Которые сами для себя выбрали.
3. Мы учимся тогда, когда это забавно. Ищите интересные стороны того, что вам нужно изучить. Экспериментируйте.
4. Регулярно упражняйтесь. Чем дольше вы упражняетесь, тем легче это дается. Чем легче это дается, тем больше это вам нравится. Чем больше вам это нравится, тем лучше вы себя чувствуете.
5.Награда за хорошую учебу – это способность учиться дальше. Хотя на дороге знаний есть верстовые столбы, конца у этой дороги нет.
Вывод:
Пение – одно из проявлений высшей психической деятельности, и если учащийся будет работать вяло, не сосредоточенно и без должного творческого подъема, правильного звучания он не получит.
Овладение певческим дыханием является очень сложным процессом. Огромная работа должна быть проделана начинающим певцом для того, чтобы добиться полной свободы в передаче музыкальных образов.
Личность каждого ученика сугубо индивидуальна: у каждого свой особый психологический склад, характер, волевые качества, в той или иной мере выраженные музыкальные способности.
Общее положение педагогики об индивидуальном подходе к учащемуся имеет большое значение при вокальном обучении. На передний план выходит необходимость учета особенностей звучания голоса и голосообразования каждого обучающегося, которые обусловлены особенностями строения и работы его голосового аппарата. Каждый новый ученик для педагога – вокалиста оказывается неповторимой задачей, которую ему приходится решать, гибко преломляя и сочетая методы и приемы педагогического воздействия.
Главное, что требуется от певца - это научиться контролировать работу мышц и органов, чтобы подготовить их к процессу пения. Благодаря упражнениям складывается динамический стереотип, систематическое поддержание которого позволяет добиться желаемого эффекта с наименьшей затратой труда и времени.
Психофизиология указывает нам, что процесс голосообразования представляет собой чрезвычайно сложный мышечный механизм. Нужно учитывать, что координированная работа мышц, резонаторов, дыхательной системы идёт по принципу автоматизированных движений из отделов центральной нервной системы.
«Воспитывать» голос - значит выявить все лучшие качества, свойственные голосу данного ребенка, прививание соответствующих качеств до того момента, пока голос не приобретёт необходимых профессиональных умений и навыков.
В заключении хочется сказать о том, что среда дополнительного образования может, на мой взгляд, создать условия для развития и формирования потребностей и способностей каждого учащегося, что позволяет сделать более успешной, результативной и эффективной его деятельность, которая является значимой для ребенка и педагога.
На этом наш урок окончен.
Девочки, вам огромное спасибо за работу на уроке, нашим гостям и коллегам спасибо за внимание!
Используемая литература:
- «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Москва: «АСТ», 2005.
- Дмитревский Г. Ансамбль хора//Работа с хором. Методика. Опыт. – М.1972
- Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг/ В.В Емельянов.– 3-е изд., испр. – СПб.: Лань, 2010 – 192с.
- Крюков В.В. «Музыкальная педагогика».
- Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. – Москва, изд-во «Просвещение», 1987.
- Охомуш Т.В. Методика обучения эстрадному вокалу. – Иваново, 2004.
- Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой».
Никитенко Е.Ю.-2019-2020уч.ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по теме«Обучение упражнений со штангой на верхний плечевой пояс и мышцы ног. Обучение и совершенствование техники выполнения упражнений на тренажёрах».
Открытое занятие...
Тема урока: Источники звука. Распространение звука
Урок в 9 классе по теме звуковые колебания. Данный урок сопровождался компьютерной презентацией.Цель данного урока:актуализировать и расширить знания по разделу «Механические колебания и волны. Звук»...
Конспект открытого занятия по теме «Проблема овладения различными штрихами на начальном этапе обучения игры на фортепиано»
Занятие проводилось по предмету общее фортепиано для детей 6 лет....
Урок физики в 9 классе. Тема урока: «Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики звука.»
Урок физики в 9 классе. Тема урока:«Источники звука. Звуковые колебания. Характеристики зв...
Конспект открытого урока по теме: "Строение и функции органов дыхания."
Тема урока: "Строение и функции органов дыхания."Тип урока: изучение нового материала.Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.Цели урока: Образ...
Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»
Конспект открытого занятия на тему: «Весна. Автоматизация звука [С] в словах»...
Роль распевок и вокальных упражнений в обучении пению
Роль распевок и вокальных упражнений в обучении пению ...