рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
рабочая программа по биологии 5 класс 51 час (1,5ч/нед.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5_klass.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Примокшанская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и одобрено на МО Согласовано: Утверждаю
естественно-математического цикла зам.директора поУВР Директор школы
Руководитель МО Канунникова Л.Н.______ Кармишева Л.П.______
Коверова Л.П._______ «30» августа 2018г. Приказ № ____
Протокол №___1____ от «01» сентября 2018г.
от «29» августа 2018г.
Рабочая программа по курсу Биология. Бактерии.Грибы.Растения
5 класс
2018 – 2019 учебный год.
Программа: В.В.Пасечник «Биология» Рабочие программы 5-9 классы;
Учебник: В.В.Пасечник «Биология. Бактерии.Грибы. Растения» М.:Просвещение 2016г.
Количество часов: 1,5/51
Составитель: учитель биологии Канунникова Л.Н.
2018 год
Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы по биологии являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Знать/ понимать:
- строение и функции клетки;;
- сведения о таксономических единицах;
- роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
Уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Введение (7 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1 Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Изучение клеток растения с помощью лупы.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2 Царство Бактерии (3 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3 Царство Грибы (7 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение дрожжей.
Раздел 4 Царство Растения (13 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (5 класс)
на 2018-2019 учебный год. 1,5 /51 часа (2часа в 1 полугодии и 1час во 2-м)
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Дата по плану | Дата факт. |
Введение 7 часов | ||||
1 | 1 | Биология — наука о живой природе | ||
2 | 2 | Методы исследования в биологии | ||
3 | 3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | ||
4 | 4 | Среды обитания живых организмов. | ||
5 | 5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | ||
6 | 6 | Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | ||
7 | 7 | Обобщающий урок по теме «Введение» | ||
Глава 1" Клеточное строение организмов " 10 часов | ||||
8 | 1 | Устройство увеличительных приборов | ||
9 | 2 | Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» | ||
10 | 3 | Строение клетки | ||
11 | 4 | Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.» | ||
12 | 5 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | ||
13 | 6 | Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост. | ||
14 | 7 | Л.р.№3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.» | ||
15 | 8 | Понятие «ткань» | ||
16 | 9 | Л.р.№4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | ||
17 | 10 | Обобщающий урок по теме «Клеточное строение оргнанизмов» | ||
Глава 2 " Царство Бактерии» 3 часа | ||||
18 | 1 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | ||
19 | 2 | Роль бактерий в природе и жизни человека | ||
20 | 3 | Обобщающий урок по теме «Бактерии» | ||
Глава 3 «Царство Грибы " 7 часов | ||||
21 | 1 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | ||
22 | 2 | Шляпочные грибы. | ||
23 | 3 | Л.р.№5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | ||
24 | 4 | Плесневые грибы и дрожжи. | ||
25 | 5 | Л.р.№6 «Изучение особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей.». | ||
26 | 6 | Грибы-паразиты | ||
27 | 7 | Обобщающий урок по теме «Царство Грибы» | ||
Глава 4 " Царство Растения " 13 часов | ||||
28 | 1 | Ботаника — наука о растениях | ||
29 | 2 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли | ||
30 | 3 | Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей.» | ||
31 | 4 | Красные и бурые водоросли. Значение и использование водорослей | ||
32 | 5 | Лишайники | ||
33 | 6 | Мхи | ||
34 | 7 | Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).» | ||
35 | 8 | Папоротники, хвощи, плауны. | ||
36 | 9 | Л.р.№9« Строение спороносящего хвоща» | ||
37 | 10 | Л.р.№10« Строение спороносящего папоротника» | ||
38 | 11 | Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека. | ||
39 | 12 | Голосеменные растения. | ||
40 | 13 | Л.р.№11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | ||
41 | 14 | Многообразие голосеменных. | ||
42 | 15 | Покрытосеменные растения | ||
43 | 16 | Л.р №12 «Строение цветкового растения» | ||
44 | 17 | Многообразие покрытосеменных | ||
45 | 18 | Происхождение растений | ||
46 | 19 | Основные этапы развития растительного Мира. | ||
47 | 20 | Обобщение и повторение изученного материала по теме «Царство Растения» | ||
48 | 21 | Обобщение и повторение материала по изученному курсу | ||
49 | 22 | Итоговое тестирование по изученному курсу | ||
50 | 23 | Анализ зачетных работ | ||
51 | 24 | Подведение итогов. Летние задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...