рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Канунникова Людмила Николаевна

рабочая программа по биологии 5 класс 51 час (1,5ч/нед.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5_klass.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Примокшанская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено и одобрено на МО                        Согласовано:                                Утверждаю

естественно-математического цикла               зам.директора поУВР                 Директор школы

Руководитель МО                                                Канунникова Л.Н.______          Кармишева Л.П.______                      

Коверова Л.П._______                                      «30» августа 2018г.                        Приказ № ____                        

Протокол №___1____                                                                                                 от «01» сентября 2018г.                          

от «29» августа 2018г.

Рабочая программа по курсу Биология. Бактерии.Грибы.Растения

5 класс

2018 – 2019 учебный год.

Программа: В.В.Пасечник «Биология» Рабочие программы 5-9 классы;

Учебник:  В.В.Пасечник «Биология. Бактерии.Грибы. Растения» М.:Просвещение 2016г.

Количество часов: 1,5/51

 Составитель: учитель биологии Канунникова Л.Н.

2018 год

Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы по биологии являются:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
•  объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Знать/ понимать:

  • строение и функции клетки;;
  • сведения о таксономических единицах;
  • роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека,
  • охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

Уметь:

  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
  • вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых растений, грибов данной местности

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Введение (7 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Раздел 1 Клеточное строение организмов (10 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ  в  клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2  Царство Бактерии (3 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3 Царство Грибы (7 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Раздел 4 Царство Растения (13 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация                                                                                                                                             Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы                                                                                                                                        Строение зеленых водорослей.                                                                                                                       Строение мха (на местных видах).                                                                                                             Строение спороносящего хвоща.                                                                                                                                           Строение спороносящего папоротника.                                                                                                                  Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (5 класс)

на 2018-2019  учебный год. 1,5 /51 часа (2часа в 1 полугодии и 1час во 2-м)

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Дата по плану

Дата факт.

Введение 7 часов

1

1

 Биология — наука о живой природе

2

2

 Методы исследования в биологии

3

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

4

4

Среды обитания живых организмов.        

5

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы        

6

6

Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений»

7

7

Обобщающий урок по теме «Введение»

Глава 1" Клеточное строение организмов " 10 часов

8

1

Устройство увеличительных приборов

9

2

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»

10

3

Строение клетки

11

4

Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»

12

5

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

13

6

Жизнедеятельность клетки:  ее деление и рост.

14

7

Л.р.№3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»

15

8

Понятие «ткань»

16

9

Л.р.№4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

17

10

Обобщающий урок по теме «Клеточное строение оргнанизмов»

Глава 2 " Царство Бактерии» 3 часа

18

1

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

19

2

Роль бактерий в природе и жизни человека

20

3

Обобщающий урок по теме «Бактерии»

Глава 3 «Царство Грибы " 7 часов

21

1

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека.

22

2

Шляпочные грибы.

23

3

Л.р.№5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

24

4

Плесневые грибы и дрожжи.

25

5

Л.р.№6 «Изучение  особенностей строение плесневого гриба мукора и дрожжей.».

26

6

Грибы-паразиты

27

7

Обобщающий урок по теме «Царство Грибы»

Глава 4 " Царство Растения " 13 часов

28

1

Ботаника — наука о растениях

29

2

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Одноклеточные и многоклеточные зеленые водоросли

30

3

Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей.»

31

4

Красные и бурые водоросли. Значение и использование водорослей

32

5

Лишайники

33

6

Мхи

34

7

Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).»

35

8

Папоротники, хвощи, плауны.

36

9

Л.р.№9« Строение спороносящего хвоща»

37

10

Л.р.№10« Строение спороносящего папоротника»

38

11

Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека.

39

12

Голосеменные растения.

40

13

Л.р.№11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

41

14

Многообразие голосеменных.

42

15

Покрытосеменные растения

43

16

Л.р №12 «Строение цветкового растения»

44

17

Многообразие покрытосеменных

45

18

Происхождение растений

46

19

Основные этапы развития растительного

Мира.

47

20

Обобщение и повторение изученного материала по теме «Царство Растения»

48

21

Обобщение и повторение материала по изученному курсу

49

22

Итоговое тестирование по изученному курсу

50

23

Анализ зачетных работ

51

24

Подведение итогов. Летние задания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...