Рабочая программа по биологии,9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011. – 92 с.) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта.
Программа рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_9kl.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
к утверждению методическим Директор МБОУ «Первомайская
советом средняя общеобразовательная
школа ______(А.Ю. Самохвалов)
Протокол от 27.08.2015г. № 1 Приказ от 31.08.2015 №122
Рабочая программа
по биологии
для 9 класса И
на 2018-2019 год
Составитель: Шипилова Вера Михайловна,
учитель биологии
Согласовано
Зав.филиалом
__________ (Т.Д.Некрасова)
п. Первомайский, 2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника (Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011. – 92 с.) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта.
Программа рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).
Рабочая программа содержит: перечень предметных тем, примерное распределение учебных часов, тематику лабораторных и практических работ, экскурсий, в том числе обязательных (указаны значком*), требования к уровню подготовки выпускников. Большинство лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
При составлении рабочей программы учтена последовательность изложения материала в учебнике В.В. Пасечника «Биология. Введение в общую биологию».
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
При освоении программы особое внимание уделяется формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
В процессе обучения использую деятельностный, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подход: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых в значительной степени отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся 10-11 классов, как в отношении контролируемого объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Содержание
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1
Уровни организации живой природы(54 часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2.Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрации
модели клетки
расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках
■ Лабораторная работа
Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрации
микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных
формы изменчивости организмов
■ Лабораторная работа
Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрации
гербарии, коллекции, живых растений и животных
признаки вида
экологические факторы
■ Лабораторная работа
Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5.Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрации
коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах;
модели экосистем
структура экосистемы
пищевые цепи и сети
круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм)
агроэкосистема
■ Практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
■ Экскурсия
Биогеоценоз.
Тема 1.6.Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрации
границы биосферы
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрации
живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора
■ Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3
Возникновение и развитие жизни(5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрации
скелеты позвоночных животных
- Лабораторная работа
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | В том числе | |
Демонстраций | Лабораторных работ | |||
Введение | 2 | |||
1 | Уровни организации живой природы. | 54 | 10 | 3 |
1.1 | Молекулярный уровень | 10 | ||
1.2 | Клеточный уровень | 15 | 1 | |
1.3 | Организменный уровень | 14 | 1 | |
1.4 | Популяционно-видовой уровень | 3 | 1 | |
1.5 | Экосистемный уровень | 8 | ||
1.6 | Биосферный уровень | 4 | ||
2 | Эволюция. | 7 | 1 | - |
3 | Возникновение и развитие жизни. | 5 | 1 | |
Итого: | 68 | 12 | 3 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса ученик должен знать/понимать
• признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,
уметь
• объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
▪ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
• соблюдения правил поведения в окружающей среде;
• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
общие признаки живых организмов;
признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции;
природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;
применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств;
о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Учебно - методический комплекс:
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/ авт.-сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2011.
3. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2011.
Интернет-ресурсы:
ПОУРОЧНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАСС
(по учебнику А.А.Каменского, В.В.Пасечника , 2 ч/н., всего 68 часов)
№ темы | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание урока | Виды, формы контроля | Д/з | Дата проведения | |||||||||
По плану | По факту | ||||||||||||||||
Тема: ВВЕДЕНИЕ ( 2ч.) | |||||||||||||||||
I | 1. | Биология как наука и методы ее исследования. Значение биологической науки в деятельности человека. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, научный метод, научный факт, основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнительный, описательный, исторический. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 1,2 | 03.09. 2018 | |||||||||
2. | Современные научные представления о сущности жизни. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3 | 06.09. | |||||||||||
Тема: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ ( 54ч.) Молекулярный уровень ( 10 ч.) | 10.09.2018 | ||||||||||||||||
II | 1 | Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | Урок изучения нового материала | Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный; мономер, полимер, живая природа | Фронтальный опрос, словесные методы | § 1.1 | 10.09. | |||||||||
2 | Углеводы. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Моносахариды, дисахариды, полисахариды, функции углеводов. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 1.2 | 13.09. | ||||||||||
3 | Липиды. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Липиды, свойства липидов. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 1.3 | 17.09. | ||||||||||
4 | Состав и строение белков. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Аминокислота, мономер, уровни структурной организации белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная, четвертичная. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 1.4 | 20.09. | ||||||||||
5 | Функции белков. | 1 | Лабораторная работа | Функции белков: каталитическая, строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 1.5 | 24.09. | ||||||||||
6 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | Урок изучения нового материала | ДНК, РНК, типы РНК, принцип комплиментарности. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 1.6 | 27.09. | ||||||||||
7 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | Урок изучения нового материала | Строение АТФ, биологическая роль АТФ. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 1.7 | 01.10. | ||||||||||
8 | Биологические катализаторы. | 1 | Урок изучения нового материала | Катализаторы, ферменты | Фронтальный опрос, словесные методы | § 1.8 | 04.10. | ||||||||||
9 | Вирусы. | 1 | Урок изучения нового материала | Вирус, вирусология, фаги. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 1.9 | 08.10. | ||||||||||
10 | К.Р. Молекулярный уровень | 1 | Контрольная работа | Тестирование | 11.10. | ||||||||||||
Клеточный уровень ( 15 ч.) | 18.10.2018 | ||||||||||||||||
III | 1 | Основные положения клеточной теории. | 1 | Урок изучения нового материала | Цитология, царства живой природы, особенности строения растительных и животных клеток, клеточная теория. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.1 | 15.10. | |||||||||
2 | Клетка. Общие сведения о клетках. Клеточная теория. | 1 | Урок изучения нового материала | Цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.2 | 18.10. | ||||||||||
3 | Строение клетки. Ядро. | 1 | Урок изучения нового материала | Прокариоты, эукариоты, хроматин,ядрышки, хромосомы, кариотип, соматические клетки, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, гаметы. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.3 | 22.10. | ||||||||||
4 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | Урок изучения нового материала | Эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.4 | 25.10 | ||||||||||
5 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | Урок изучения нового материала | Лизосомы, митохондрии, кристы, пластиды: лейкопласты, хромопласты, хлоропласты; граны. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.5 | 08.11. | ||||||||||
6 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | Урок изучения нового материала | Клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено деления, реснички, жгутики, базальное тельце, клеточные включения. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.6 | 12.11. | ||||||||||
7 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот. | 1 | Урок изучения нового материала | Анаэробы, споры. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.7 | 15.11. | ||||||||||
8 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | Урок изучения нового материала | Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка, фотосинтез. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.8 | 19.11. | ||||||||||
9 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | Урок изучения нового материала | АТФ, макроэнергитическая связь, полное и неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы, гликолиз, клеточное дыхание. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.9 | 22.11. | ||||||||||
10 | Питание клетки. | 1 | Урок изучения нового материала | Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.10 | 26.11. | ||||||||||
11 | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | Урок изучения нового материала | Световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды, хемосинтез, хемотрофы, нитрифицирующие и серо- бактерии | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.11 | 29.11. | ||||||||||
12 | Гетеротрофы. | 1 | Урок изучения нового материала | Сапрофиты, паразиты, голозойное питание. | Фронтальный опрос, словесные методы | §2.12 | 03.12 | ||||||||||
13 | Синтез белков в клетке. | 1 | Урок изучения нового материала | Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция, полисома. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.13 | 06.12 . | ||||||||||
14 | Деление клетки. Митоз. | 1 | Урок изучения нового материала | Митоз, жизненный цикл клетки: интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза; редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 2.14 | 10.12. | ||||||||||
15 | К.Р. Клеточный уровень | 1 | Контрольная работа | Тестирование | 13.12 . | ||||||||||||
Организменный уровень ( 14 ч.) | 24.12.2018 | ||||||||||||||||
IV | 1 | Бесполое размножение. | 1 | Урок изучения нового материала | Бесполое размножение, почкование, деление тела, споры, вегетативное размножение. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.1 | 17.12. | |||||||||
2 | Половое размножение организмов. | 1 | Урок изучения нового материала | Гаметы, гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетка, период размножения, период роста и созревания; мейоз, конъюгация, направительные тельца. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.2 | 20.12 | ||||||||||
3 | Оплодотворение. | 1 | Урок изучения нового материала | Оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение, эндосперм. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.3 | 24.12 | ||||||||||
4 | Индивидуаньное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | Урок изучения нового материала | Онтогенез, эмбриональный и постэмбриональный период онтогенеза; дробление, бластомеры, бластула, гаструла; эктодерма, энтодерма, мезодерма; нейрула, биогенетический закон, филогенез. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.4 | 27.12. | ||||||||||
5 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | Урок изучения нового материала | Генетика, гомозигота и гетерозигота, гибридологический метод, моногибридное скрещивание, закон чистоты гамет. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.5 задачи | 29.12 | ||||||||||
6 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | Урок изучения нового материала | Неполное доминирование, генотип и фенотип, анализирующее скрещивание. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.6 задачи | 14.01. 2019 | ||||||||||
7 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | Урок изучения нового материала | Дигибридное и полигибридное скрещивание; закон независимого наследования признаков. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.7 задачи | |||||||||||
8 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. | 1 | Урок изучения нового материала | Сцепленное наследование признаков,закон Т.Моргана, локус гена, перекрест. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.8 задачи | |||||||||||
9 | Взаимодействие генов. | 1 | Урок изучения нового материала | Кодоминирование, комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерное и плейотропное действие генов. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.9 задачи | |||||||||||
10 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | Урок изучения нового материала | Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, наследование признаков. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.10 задачи | |||||||||||
11 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. | 1 | Лабораторная работа | Изменчивость, модификации, норма реакции. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.11 | |||||||||||
12 | Закономерности изменчивости: мутациционная изменчивость. | 1 | Урок изучения нового материала | Мутации: генные, хромосомные, геномные, утрата, деления, дупликация, инверсия, синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.12 | |||||||||||
13 | Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. | 1 | Урок изучения нового материала | Селекция, центры происхождения культурных растений; закон гомомологичных рядов наследственной изменчивости. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.13 | |||||||||||
14 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | Урок обобщения материала | Гибридизация, массовый и индивидуальный отбор, гетерозис, близкородственное скрещивание, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики | Фронтальный опрос, словесные методы | § 3.14 | |||||||||||
Популяционно-видовой уровень (3 ч.) | |||||||||||||||||
V | 1 | Вид. Критерии вида. | 1 | Урок изучения нового материала | Вид, критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, ареал. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 4.1 | ||||||||||
2 | Популяции. Биологическая классификация. | 1 | Лабораторная работа | Популяция, экология, биотические сообщества, самовоспроизводство, демографические показатели. Систематика, бинарная номенклатура, систематические категории. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 4.2 | |||||||||||
3 | Экология. Экологические факторы. | 1 | Урок изучения нового материала | Экология, биотические сообщества | §4.3 | ||||||||||||
Экосистемный уровень (8 ч.) | |||||||||||||||||
VI | 1 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | Урок изучения нового материала | Биосфера, БГЦ, экосистема. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 5.1 | ||||||||||
2 | Состав и структура БГЦ: видовое разнообразие, морфологическая и пространственная структура. | 1 | Урок изучения нового материала | Виды – средообразователи. Морфологическая и пространственная структура., ярусы, жизненные формы. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 5.2 | |||||||||||
3 | Состав и структура БГЦ: трофическая структура. | 1 | Урок изучения нового материала | Цепи питания: продуценты, консументы, редуценты. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 5.2 | |||||||||||
4 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | Урок изучения нового материала | Правило экологической пирамиды. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 5.3 | |||||||||||
5 | Искусственные биоценозы | 1 | Урок изучения нового материала | Искусственные биоценозы | Фронтальный опрос, словесные методы | Инд.зада- ния | |||||||||||
6 | Продуктивность сообщества. | 1 | Урок изучения нового материала | Продукция: чистая, первичная, вторичная. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 5.4 | |||||||||||
7 | Экологическая сукцессия. Саморазвитие экосистемы. | 1 | Урок изучения нового материала | Экологическая первичная и вторичная сукцессия, равновесие. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 5.5 | |||||||||||
8 | К.Р. Экосистемный уровень | 1 | Контрольная работа | Тестирование | |||||||||||||
Биосферный уровень (4 ч.) | |||||||||||||||||
VII | 1 | Понятие о биосфере. | 1 | Урок изучения нового материала | Биосфера. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 6.1 | ||||||||||
2 | Среда обитания: вода, почва. | 1 | Урок изучения нового материала | Водная и почвенная среда обитания. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 6.2 | |||||||||||
3 | Круговорот веществ и энергии в природе. | 1 | Урок изучения нового материала | Механическое и физико-химическое воздействие, перемещение вещества, гумус, фильтрация. Биогеохимический цикл, биогенные вещества, микроэлементы. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 6.3 | |||||||||||
4 | Экологические кризисы. | 1 | Урок изучения нового материала | Тестирование | § 6.3, сообщения | ||||||||||||
Тема: ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч.) | |||||||||||||||||
VIII | 1 | Развитие эволюционного учения. Ч. Дарвин. | 1 | Урок изучения нового материала | Изменчивость, естественный и искусственный отбор, борьба за существование. | Фронтальный опрос, словесные методы | §7.1 | ||||||||||
2 | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | 1 | Урок изучения нового материала | Наследственная и ненаследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип. Популяционная генетика, генетическое равновесие. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 7.2, 7.3 | |||||||||||
3 | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | Урок изучения нового материала | Борьба за существование, естественный отбор, приспособленность. | Фронтальный опрос, словесные методы | §7.4 | |||||||||||
4 | Формы естественного отбора. | 1 | Урок изучения нового материала | Отбор стабилизирующий и движущий. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 7.5 | |||||||||||
5 | Приспособленность и ее относительность. Изоляции. | 1 | Урок изучения нового материала | Виды репродукции: репродуктивная, поведенческая. | Фронтальный опрос, словесные методы | §7.6, 7.7 | |||||||||||
6 | Видообразование и микроэволюция. | 1 | Урок изучения нового материала | Микроэволюция., филогенетические ряды, конвергенция, дивергенция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 7.8 | |||||||||||
7 | К.Р. Макроэволюция | 1 | Контрольная работа | Тестирование | §7.9 | ||||||||||||
Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (5 ч.) | |||||||||||||||||
IX | 1 | Гипотезы возникновения жизни. | 1 | Урок изучения нового материала | Креационизм, самопроизвольное зарождение. Гипотезы: стационарного состояния, панспермии, биохимической эволюции. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 8.1 | ||||||||||
2 | Развитие представлений о происхождении жизни. | 1 | Урок изучения нового материала | Теория Опарина – Холдейна, коацерванты; современные теории. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 8.2, 8.3 | |||||||||||
3 | Развитие жизни на Земле в протерозой и палеозой. | 1 | Урок изучения нового материала | Кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь; трилобиты, риниофиты, кистеперые рыбы, стегоцефалы, ихтиостеги, терапсиды. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 8.4, 8.5 | |||||||||||
4 | Развитие жизни на Земле в мезозой и кайнозой. | 1 | Урок изучения нового материала | Триас, юра, мел, динозавры, сумчатые и плацентарные млекопитающие; палеоген, неоген, антропоген. | Фронтальный опрос, словесные методы | § 8.6, 8.7 | |||||||||||
5 | Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. | 1 | Урок изучения нового материала | Фронтальный опрос, словесные методы | § 8.8, сообщения | ||||||||||||
ИТОГО | 68 |
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...