Рабочая программа 8 класс биология ФГОС 2018-19 уч.го
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).
1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);
- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);
- Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;
- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).
- Писем Минобрнауки России:
- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:
- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей».
1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018 «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;
-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г. г., утвержденный приказом директора школы № 102-од от 31.08.2016.;
Рабочая программа по биологии составлена на основании: Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. Шестакова С.Н., – М.: ВАКО, 2017.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., Дрофа, 2015;
2. Шестакова С.Н., Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. – М.: ВАКО, 2017.
Общая цель биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предмет ном, с учетом требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели являются общими для основного общего и среднего (полного) общего образования. Они формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом. Цели изучения биологии в 8 классе:
• формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
• приобретение новых знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека как представителя органического мира;
• овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами и справочниками; проводить наблюдения за своим организмом;
• развитие познавательных качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения особенностей анатомии, физиологии и гигиены человека, проведения наблюдений и экспериментов;
• воспитание позитивного ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
• создание условий для осознанного усвоения правил и норм здорового образа жизни;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для сохранения и укрепления своего здоровья;
• развитие представлений о жизни как величайшей ценности;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными. Основные задачи обучения (биологического образования) в 8 классе:
• знакомство с основами анатомии, физиологии и гигиены человека;
• систематизация знаний о строении органов и систем органов организма человека;
• формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебных исследований;
• умение применять полученные знания в повседневной жизни;
• развитие устойчивого интереса к изучению особенностей организма человека;
• формирование основ экологических знаний,ценностного отношения к природе и к человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_kl_biologiya_fgos.docx | 66.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ВАГАЙСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей языковедов Зам.директора по УВР Директор МАОУ Осиновская СОШ
МАОУ Осиновская СОШ __________ Абушева В,С. ___________Л.М. Баширова
Руководитель МО ______Р.М.Азисова «31 » августа 2018г Приказ № ______________
« 25 » мая 2018 г. от « 31 » августа 2018г
Протокол № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составлена на основе основной образовательной Составитель:
программы основного общего образования и авторской Ниязов Мансур Ниязович,
издательской программы учитель биологии и географии,
В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, соответствие занимаемой должности.
программа основного общего образования по
биологии. 5—9 классы - М.: Дрофа, 2012г.
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).
1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);
- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);
- Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;
- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).
- Писем Минобрнауки России:
- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:
- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей».
1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018 «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;
-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г. г., утвержденный приказом директора школы № 102-од от 31.08.2016.;
Рабочая программа по биологии составлена на основании: Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. Шестакова С.Н., – М.: ВАКО, 2017.
Общая цель биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предмет ном, с учетом требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели являются общими для основного общего и среднего (полного) общего образования. Они формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом. Цели изучения биологии в 8 классе:
• формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей;
• приобретение новых знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека как представителя органического мира;
• овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами и справочниками; проводить наблюдения за своим организмом;
• развитие познавательных качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения особенностей анатомии, физиологии и гигиены человека, проведения наблюдений и экспериментов;
• воспитание позитивного ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
• создание условий для осознанного усвоения правил и норм здорового образа жизни;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для сохранения и укрепления своего здоровья;
• развитие представлений о жизни как величайшей ценности;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными. Основные задачи обучения (биологического образования) в 8 классе:
• знакомство с основами анатомии, физиологии и гигиены человека;
• систематизация знаний о строении органов и систем органов организма человека;
• формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебных исследований;
• умение применять полученные знания в повседневной жизни;
• развитие устойчивого интереса к изучению особенностей организма человека;
• формирование основ экологических знаний,ценностного отношения к природе и к человеку.
Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа ориентирована на использование учебника Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс» (М.: Дрофа, 2015). Учебник входит в учебно-методический комплект «Биология. 5–9 классы», разработанный под руководством В.В. Пасечника и построенный по концентрическому принципу. Включен в Федеральный перечень учебников. Рабочая программа включает следующие разделы:
• пояснительную записку;
• учебно-тематический план;
• календарно-тематическое планирование;
• учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся.
В программе указываются тип урока, вид контроля, описание приемов, помогающих учителю в формировании у школьников познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных навыков, а также технологии, обеспечивающие эффективную работу преподавателя и ученика на уроке. Программа выполняет две основные функции: 1) информационно-методическую – позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета; 2) организационно-планирующую – предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. Данная рабочая программа является примерной и может быть использована педагогом как полностью, так и частично – в качестве основы при составлении собственной рабочей программы.
Описание места учебного предмета учебном плане – на основании: Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. Шестакова С.Н., – М.: ВАКО, 2017г. курс рассчитан на 70 часов, 1 час в неделю. На основании плана МАОУ Осиновская СОШ курс рассчитан на 68 часа, 2 часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Основное содержание обучения
Курс биологии в 8 классе опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курсов биологии в 5–7 классах. Он направлен на формирование представлений о человеке как части живой природы. В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Материал курса разделен на пятнадцать глав.
В главе 1 «Науки, изучающие организм человека» рассказывается о становлении наук о человеке, методах анатомии, физиологии, психологии и гигиены, охране здоровья. Школьники получают представление о том, как правильно выбрать специалистов, способных оказать помощь при нарушениях в работе той или иной системы органов.
В главе 2 «Происхождение человека» представлены сведения об основных этапах эволюции человека, особенностях строения тела и образа жизни предшественников и предков человека, о расах. Обучающиеся учатся использовать сравнительно-анатомические, физиологические и эмбриологические доказательства родства живых организмов, выделять существенные признаки человека, характеризовать представителей основных человеческих рас.
Глава 3 «Строение организма» содержит общую информацию об особенностях организма человека как целостной биологической системы. Углубляются знания о строении животной клетки, тканей животного организма, органов, систем и аппаратов органов. Обучающиеся учатся пользоваться анатомическими рисунками для определения положения внутренних органов в своем теле, наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах, анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги.
Глава 4 «Опорно-двигательный аппарат» знакомит со строением скелета и мускулатуры человека. Обучающиеся узнают об особенностях скелета человека и его отличиях от скелетов остальных млекопитающих, знакомятся с химическим составом костей, изучают принципы работы мышц. Рассматриваются приемы оказания первой доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательной системы. Обучающиеся учатся выявлять нарушения осанки и наличие плоскостопия.
В главе 5 «Внутренняя среда организма» представлена информация о составе и значении крови, лимфы и тканевой жидкости. Рассматриваются виды иммунитета, процесс свертывания крови, способы лечения и профилактики инфекционных заболеваний, правила переливания крови. Обучающиеся учатся наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах, бороться с болезнетворными организмами.
Глава 6 «Кровеносная и лимфатическая системы» содержит сведения о взаимодействии указанных систем, их строении, функционировании и значении. Формируется представление о правилах оказания первой помощи при нарушениях сердечной деятельности и кровотечениях.
Глава 7 «Дыхание» знакомит с органами дыхательной системы человека, их строением и функциями. Изучаются механизм дыхания, процесс газообмена в органах и тканях. Формируется представление о правилах оказания первой помощи при остановке дыхания. Обучающиеся знакомятся с профилактикой заболеваний дыхательных путей и легких.
Глава 8 «Пищеварение» посвящена изучению органов пищеварения и пищеварительной системы человека в целом. Рассматривается ее значение и функционирование. Учащиеся выделяют существенные признаки процессов питания и пищеварения, определяют в своем теле местоположение органов пищеварения, учатся распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать доврачебную помощь при их появлении.
В главе 9 «Обмен веществ и энергии» рассматриваются особенности пластического и энергетического обменов организма. Обучающиеся знакомятся с нормами и режимом питания, учатся составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических трат, проводить функциональные пробы для определения особенностей энергетического обмена при выполнении работы.
Глава 10 «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» посвящена изучению строения и функций кожи человека, а также органов мочевыделительной системы. Обучающиеся учатся ухаживать за кожей, ногтями, волосами, предупреждать заболевания кожи. У школьников формируется представление о правилах оказания первой помощи при повреждениях кожи (ожоги, обморожения, раны), а также при тепловых и солнечных ударах.
В главе 11 «Нервная система» представлена информация о значении, особенностях строения и функционирования головного и спинного мозга, о врожденных и приобретенных рефлексах, о функционировании соматического и автономного (вегетативного) отделов нервной системы. Обучающиеся проводят функциональные пробы и физиологические тесты, позволяющие выявить особенности нервной системы.
Глава 12 «Анализаторы. Органы чувств» знакомит с принципами работы указанных органов. Школьники учатся выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов, предупреждать зрительные и слуховые расстройства и использовать методы тренировки анализаторов.
В главе 13 «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» рассматриваются врожденные и приобретенные программы поведения, природа сна и сновидений, памяти, мышления, значение речи в трудовой деятельности. Обучающиеся знакомятся с работами отечественных ученых, внесших вклад в развитие представлений о работе мозга, приобретают навыки тренировки своего внимания и памяти.
Глава 14 «Эндокринная система» посвящена изучению общих принципов гуморальной регуляции процессов, протекающих в организме человека. Обучающиеся учатся устанавливать соответствие между железами внутренней секреции и гормонами, которые они выделяют, узнают о возможных последствиях нарушений в работе эндокринной системы.
Лабораторные работы
№ | Тема |
1 | Лабораторная работа № 1 «Микроскопическое строение кости». |
2 | Лабораторная работа № 2 «Мышцы человеческого тела». |
3 | Лабораторная работа № 3 «Утомление при статической работе». |
4 | Лабораторная работа № 4 «Осанка и плоскостопие». |
5 | Лабораторная работа № 5 «Изучение особенностей кровообращения». |
6 | Лабораторная работа № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». |
7 | Лабораторная работа № 7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». |
8 | Лабораторная работа № 8 «Функциональная проба. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку». |
9 | Лабораторная работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». |
10 | Лабораторная работа № 10 «Действие слюны на крахмал». |
11 | Лабораторная работа № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». |
12 | Лабораторная работа № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». |
13 | Лабораторная работа № 13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». |
14 | Лабораторная работа № 14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа». |
15 | Лабораторная работа № 15 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях». |
Тематическое распределение количества часов
Тема урока | Количество часов |
Введение Инструктаж по ТБ. | 1 |
Науки о человеке. Здоровье и его охрана | 1 |
Становление наук о человеке | 1 |
Систематическое положение человека | 1 |
Историческое прошлое людей | 1 |
Расы человека. Среда обитания | 1 |
Общий обзор организма | 1 |
Клеточное строение организма | 1 |
Ткани | 1 |
Рефлекторная регуляция | 1 |
Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Л.Р. № 1 «Микроскопическое строение кости» | 1 |
Скелет человека. Осевой скелет | 1 |
Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей | 1 |
Строение мышц. Л.Р. № 2 «Мышцы человеческого тела» | 1 |
Работа скелетных мышц и их регуляция. Л.Р. № 3 «Утомление при статической работе» | 1 |
Осанка. Предупреждение плоскостопия. Л.Р. № 4 «Осанка и плоскостопие» | 1 |
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 |
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | 1 |
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | 1 |
Иммунология на службе здоровья | 1 |
Транспортные системы организма | 1 |
Круги кровообращения. Л.Р. № 5 «Изучение особенностей кровообращения» | 1 |
Строение и работа сердца | 1 |
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л.Р. № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Л.Р. № 7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови» | 1 |
Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Л.Р. № 8 «Функциональная проба. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку» | 1 |
Первая помощь при кровотечениях | 1 |
Обобщение и систематизация изученного материала (глава 6) | 1 |
Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей | 1 |
Легкие. Газообмен в легких и других тканях | 1 |
Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 1 |
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Л.Р. № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» | 1 |
Обобщение и систематизация изученного материала (глава 7) | 1 |
Питание и пищеварение | 1 |
Пищеварение в ротовой полости | 1 |
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Л.Р. № 10 «Действие слюны на крахмал» | 1 |
Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | 1 |
Регуляция пищеварения | 1 |
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | 1 |
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ | 1 |
Витамины | 1 |
Энерготраты человека и пищевой рацион. Л.Р. № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» | 1 |
Покровы тела. Строение и функции кожи | 1 |
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | 1 |
Терморегуляция организма. Закаливание | 1 |
Выделение | 1 |
Значение нервной системы | 1 |
Строение нервной системы. Спинной мозг | 1 |
Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. Л.Р. № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» | 1 |
Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария | 1 |
Соматический и вегетативный отделы нервной системы | 1 |
Обобщение и систематизация изученного материала (глава 11) | 1 |
Анализаторы | 1 |
Зрительный анализатор. Л.Р. № 13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» | 1 |
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 |
Слуховой анализатор | 1 |
Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы | 1 |
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | 1 |
Врожденные и приобретенные программы поведения. Л.Р. № 14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа» | 1 |
Сон и сновидения | 1 |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | 1 |
Воля, эмоции, внимание. Л.Р. № 15 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях» | 1 |
Роль эндокринной регуляции | 1 |
Функция желез внутренней секреции | 1 |
Размножение. Половая система | 1 |
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 1 |
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем | 1 |
Развитие ребенка после рождения. Становление личности | 1 |
Интересы, склонности, способности | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата по Плану/ факту | Тема урока | Домашнее задание | Количество часов | |
1 | 02.09 | Введение Инструктаж по ТБ. | Стр.4-7 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
2 | 04.09 | Науки о человеке. Здоровье и его охрана | Параграф 1 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
3 | 09.09 | Становление наук о человеке | Параграф 2 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
4 | 11.09 | Систематическое положение человека | Параграф 3 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
5 | 16.09 | Историческое прошлое людей | Параграф 4 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
6 | 18.09 | Расы человека. Среда обитания | Параграф 5 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
7 | 23.09 | Общий обзор организма | Параграф 6 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
8 | 25.09 | Клеточное строение организма | Параграф 7 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
9 | 30.09 | Ткани | Параграф 8 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
10 | 02.10 | Рефлекторная регуляция | Параграф 9 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
11 | 07.10 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. Лабораторная работа № 1 «Микроскопическое строение кости». Инструктаж по ТБ. | Параграф 10 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
12 | 09.10 | Скелет человека. Осевой скелет | Параграф 11 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
13 | 14.10 | Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей | Параграф 12 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
14 | 16.10 | Строение мышц. Лабораторная работа № 2 «Мышцы человеческого тела». Инструктаж по ТБ. | Параграф 13 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
15 | 21.10 | Работа скелетных мышц и их регуляция. Лабораторная работа № 3 «Утомление при статической работе». Инструктаж по ТБ. | Параграф 14 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
16 | 23.10 | Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лабораторная работа № 4 «Осанка и плоскостопие». Инструктаж по ТБ. | Параграф 15 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
17 | 05.11 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | Параграф 16 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
18 | 06.11 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма | Параграф 17 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
19 | 11.11 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | Параграф 18 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
20 | 13.11 | Иммунология на службе здоровья | Параграф 19 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
21 | 18.11 | Транспортные системы организма | Параграф 20 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
22 | 20.11 | Круги кровообращения. Лабораторная работа № 5 «Изучение особенностей кровообращения». Инструктаж по ТБ. | Параграф 21 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
23 | 25.11 | Строение и работа сердца | Параграф 22 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
24 | 27.11 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Лабораторная работа № 6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа». Лабораторная работа № 7 «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». Инструктаж по ТБ. | Параграф 23 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
25 | 02.12 | Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Лабораторная работа № 8 «Функциональная проба. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку». Инструктаж по ТБ. | Параграф 24 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
26 | 04.12 | Первая помощь при кровотечениях | Параграф 25 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
27 | 09.12 | Обобщение и систематизация изученного материала (глава 6) | 1 | ||
28 | 11.12 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей | Параграф 26 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
29 | 16.12 | Легкие. Газообмен в легких и других тканях | Параграф 27 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
30 | 18.12 | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | Параграф 28 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
31 | 23.12 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. Лабораторная работа № 9 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». Инструктаж по ТБ. | Параграф 29 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
32 | 25.12 | Обобщение и систематизация изученного материала (глава 7) | 1 | ||
33 | 13.01 | Питание и пищеварение | Параграф 30 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
34 | 15.01 | Пищеварение в ротовой полости | Параграф 31 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
35 | 20.01 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. Лабораторная работа № 10 «Действие слюны на крахмал». Инструктаж по ТБ. | Параграф 32 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
36 | 22.01 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | Параграф 33 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
37 | 27.01 | Регуляция пищеварения | Параграф 34 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
38 | 29.01 | ФАП Осиновская | Терморегуляция организма. Закаливание. Урок трансформаии. Физика. | Параграф 41 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 |
39 | 03.02 | Покровы тела. Строение и функции кожи | Параграф 39 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
40 | 05.02 | Витамины | Параграф 37 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
41 | 10.02 | Энерготраты человека и пищевой рацион. Лабораторная работа № 11 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки». Инструктаж по ТБ. | Параграф 38 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
42 | 12.02 | ФАП Осиновская | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Урок трансформации. Химия | Параграф 36 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 |
43 | 17.02 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | Параграф 40 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
44 | 19.02 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | Параграф 35 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
45 | 24.02 | Выделение | Параграф 42 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
46 | 26.02 | Значение нервной системы | Параграф 43 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
47 | 03.03 | Строение нервной системы. Спинной мозг | Параграф 44 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
48 | 05.03 | Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. Лабораторная работа № 12 «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка». Инструктаж по ТБ. | Параграф 45 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
49 | 10.03 | Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария | Параграф 46 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
50 | 12.03 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | Параграф 47 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
51 | 17.03 | Обобщение и систематизация изученного материала (глава 11) | 1 | ||
52 | 19.03 | Анализаторы | Параграф 48 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
53 | 31.03 | Зрительный анализатор. Лабораторная работа № 13 «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением». Инструктаж по ТБ. | Параграф 49 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
54 | 02.04 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | Параграф 50 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
55 | 07.04 | Слуховой анализатор | Параграф 51 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
56 | 09.04 | Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы | Параграф 52 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
57 | 14.04 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | Параграф 53 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
58 | 16.04 | Врожденные и приобретенные программы поведения. Лабораторная работа № 14 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа». Инструктаж по ТБ. | Параграф 54 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
59 | 21.04 | Сон и сновидения | Параграф 55 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
60 | 23.04 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | Параграф 56 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
61 | 28.04 | Воля, эмоции, внимание. Лабораторная работа № 15 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях». Инструктаж по ТБ. | Параграф 57 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
62 | 30.04 | Роль эндокринной регуляции | Параграф 58 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
63 | 05.05 | Функция желез внутренней секреции | Параграф 59 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
64 | 07.05 | Размножение. Половая система | Параграф 60 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
65 | 12.05 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | Параграф 61 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
66 | 14.05 | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем | Параграф 62 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
67 | 19.05 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности | Параграф 63 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
68 | 21.05 | Интересы, склонности, способности | Параграф 64 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., Дрофа, 2015;
2. Шестакова С.Н., Рабочая программа по биологии. 8 класс / Сост. – М.: ВАКО, 2017.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
Ученик получит возможность научиться:
- Формирование познавательного интереса к изучению человека как части живой природы; понимание необходимости соблюдения правил работы в кабинете биологии; уважительное отношение к учителю и одноклассникам;
- Формирование познавательного интереса к изучению организма человека; представление о здоровье как одной из основных ценностей, необходимых человеку в процессе его жизнедеятельности; осознание необходимости изучения организма человека для сохранения своего здоровья; принятие ответственности за свои действия;
- Развитие познавательного интереса к изучению биологии; представление о роли личности в науке; оценивание значения трудолюбия, ответственности и целеустремленности в достижении результатов в деятельности; понимание истинных причин;
- успехов и неудач в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- определять цель урока и формулировать задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам работы.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
- аргументировано высказывать свою точку зрения; строить эффективное взаимодействие со сверстниками;
- продуктивно взаимодействовать со сверстниками при выполнении совместной работы;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
- работать с текстом, структурировать его и выделять в нем главное;
- Работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую; строить высказывания в устной форме; устанавливать причинноследственные связи и делать выводы.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 5-6 класс. Учебно-методический комплект серии "Линия ...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс
Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа 5 класс биология ФГОС 2018-19 уч.год
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...
Рабочая программа 7 класс биология ФГОС 2018-19 уч.год
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...
Комментарии
Интересная программа
Интересная программа