Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, программы Н.И. Сонин М.: Дрофа, 2013. дополнительно к содержанию курса и планированию имеются контрольно- измерительные материалы, материально- техническое обеспечение курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_fgos_posl_variant.doc | 329.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа пос. Шумовский муниципального района Большечерниговский Самарской области
Согласовано с заместителем директора по УВР ________________Т.Н.Волкова | «Утверждаю» Директор школы ______________В.Е. Шкоденко Протокол педсовета №________ от ________________ Приказ по школе №________ от ________________ |
Рабочая программа
по биологии
для основной школы. 5,6 классы
Рабочую программу составил:
учитель 1 категории
Остроухова Светлана Анатольевна
Рассмотрена на ШМО учителей
естественно - научного цикла
Протокол №______ от ______________
Руководитель ШМО________________
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, программы Н.И. Сонин М.: Дрофа, 2013
пос. Шумовский
2014 год
Пояснительная записка
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Цели и задачи:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными.
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя,
пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом,
работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность.
Система оценивания.
Мониторинг и оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью самостоятельных работ, практических, тестовых, контрольных работ. Системы обобщающих уроков и поурочных опросов производимых в фронтальной, индивидуальной, устной и письменной формах. Используются дидактические карточки, биологические диктанты, интерактивные опросы.
Формы деятельности учащихся
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса биологии используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах, проектная работа, подготовка сообщений, рефератов,
исследовательская деятельность, информационно-поисковая деятельность, выполнение лабораторных работ.
Сроки реализации рабочей программы
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. Курс рассчитан на 280 часов с 5 по 9 классы.
Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования; в содержание курса интегрированы сведения из биологии, географии, химии и экологии.
Структура Рабочей программы:
1. Пояснительная записка
2. Основное содержание
3. Тематическое планирование
4. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение.
5. Планируемые результаты.
6. Материалы контрольный и проверочных работ.
7. Список литературы.
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В ходе изучения биологии учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных. В курсе биологии рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов. Получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.
Место учебного предмета
Предмет биология входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 280 часов для обязательного изучения биологии в 5-9 классах
Класс | Общее кол. часов. | Кол. Час. в неделю | Кол. контрольных | Кол. лабораторных, практических | Кол. экскурсий |
5 Введение в биологию | 35 | 1 | 3 | 8 | 0 |
6 Живой организм | 35 | 1 | 2 | 14 | 1 |
7 Многообразие живых организмов | 70 | 2 | 3 | 18 | 2 |
8 Человек. | 70 | 2 | 4 | 14 | 1 |
9 Общие закономерности | 70 | 2 | 5 | 5 | 2 |
Ценностные ориентиры содержания биологии
Учебный предмет «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, позволяет формировать у учащихся целостную картину мира, пробуждать у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создавать условия для формирования системы ценностей, действовать и оценивать свои действия и действия других людей по определенным ценностным критериям.
Ведущую роль в курсе биологии играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых — изучение природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые у школьников в процессе изучения биологии, проявляются в:
отношении к:
- биологическому научному знанию как одному из компонентов культуры наряду с другими естественно - научными знаниями;
- окружающему миру как миру живых систем и происходящих в них процессов и явлений;
- познавательной деятельности как источнику знаний;
понимании:
- практической значимости и достоверности биологических знаний для решения глобальных проблем человечества
- ценности биологических методов исследования объектов живой природы;
- сложности и противоречивости самого процесса познания
В содержание учебного предмета «Биология» включаются ценности труда и быта:
отношение к:
- трудовой деятельности как естественной физической и интеллектуальной потребности;
- труду как творческой деятельности, позволяющей применять знания на практике; понимание необходимости:
- полной реализации физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности;
Содержание учебного предмета включает совокупность нравственных ценностей:
отношение к:
- жизни как высшей ценности во всех ее проявлениях;
- своему труду (добросовестное, ответственное исполнение своих трудовых и учебных обязанностей, признание важности своего труда и результатов труда других людей;
- природе (бережное отношение к ее богатству, нетерпимость к нарушениям экологических норм и требований, экологически грамотное отношение к сохранению всех компонентов биосферы);
- понимания необходимости уважительного отношения к достижениям отечественной науки, исследовательской деятельности российских ученых.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
освоения биологии.
Личностные результаты:
-знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
-сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
результатами изучения курса «Биология» в 6 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.)..
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
-Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
-Использование дополнительных источников информации.
-Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
Коммуникативные УУД:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе
-Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
-Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
Предметные результаты:
Знать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, организмов животных;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение растений;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления растительных организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека, влияние собственных поступков на живые организмы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации
Контрольно – измерительные материалы
- Контрольно – измерительные материалы. Биология. 5 класс. Сост. Н.А.Богданов, М.: ВАКО, 2014
- Контрольно – измерительные материалы. Биология. 6 класс. Сост. Н.А.Богданов, М.: ВАКО, 2014
Инструментарий для оценивания результатов
Критерии оценки учебной деятельности по биологии:
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка уровня знаний учащихся.
Оценка устного ответа:
«5» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком. Ответ самостоятельный.
«4» - ответ полный, правильный на основании изученных теорий. Материал изложен в логической последовательности, литературным языком, при этом допущены 2 – 3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
«3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, не самостоятельный, нарушена логическая последовательность.
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимися основного содержания, или допущены существенные ошибки, которые ученик не смог исправить. Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя. Допущены грубые ошибки в определениях, терминах.
Оценка лабораторной работы.
«5» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности.
«4» - эксперимент, практическое задание выполнено полностью, сделаны правильные наблюдения и выводы. Соблюдены все правила техники безопасности. Но при этом допущены несущественные ошибки в оформлении.
«3» - работа выполнена не менее, чем наполовину, или допущена существенная ошибка в наблюдениях, выводах, в соблюдении правил по технике безопасности.
«2» - работа выполнена не менее, чем наполовину, но допущены 2 и более существенные ошибки в наблюдениях, выводах, или нарушены правила техники безопасности, или практическая работа не выполнена, или работа не оформлена в соответствии с правилами оформления
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 15-20 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 24 вопросов.
Время выполнения работы: 20-30 мин.
Оценка «5» - 22-24 правильных ответов, «4»- 17-21, «3» - 13-16 , «2» - менее 12
Содержание учебного предмета
5 класс
Тема 1. Живой организм: строение и изучение (10 часов)
Изучение природы человеком. Естественные науки. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований Строение клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Практические работы
- Знакомство с оборудованием для научных исследований.
- Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Тема 2. Многообразие живых организмов (15 часов)
Как развивалась жизнь на Земле. Разнообразие живого. Особенности представителей царства Бактерий, Грибов, Растений и Животных. Значение растений и животных в природе и для жизни человека.
Практическая работа
- Изучение отличительных особенностей растений и животных.
Тема 3. Среда обитания живых организмов (4 часа)
Среды обитания организмов. Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков.
Растения и животные разных материков.
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практические работы
- Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.
- Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.
Тема 4. Человек на Земле (6 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный.
Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Практические работы
- Измерение своего роста и массы тела.
- Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи
- Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
6 класс
- Строение и свойства живых организмов (14ч.)
- Основные свойства живых организмов
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.
2. Химический состав клетки
Содержание химических элементов в клетке. Неорганические и органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные работы
- Органические вещества семени
3. Строение растительной и животной клетки
Клетка - элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Различия в строении растительной и животной клетки.
Лабораторные работы
- Строение растительной клетки.
- Строение животной клетки.
4. Деление клетки
Деление клетки - основа роста и размножения организмов.
5. Ткани растений и животных
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные работы
- Ткани растений.
- Ткани животных.
6. Органы и системы органов.
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Органы и системы органов животных.
Лабораторные работы
- Корневые системы.
- Строение почек цветковых растений.
- Расположение почек на стебле. Простые и сложные листья.
- Строение цветка
- Строение семян. Сухие и сочные плоды
- Распознавание органов животных
7. Растения и животные как целостные организмы. Обобщение.
Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Жизнедеятельность организма (16ч.)
- Питание и пищеварение
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Значение фотосинтеза. Особенности питания животных. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
- Дыхание.
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ
и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Дыхание животных организмов. Органы дыхания животных организмов.
- Передвижение веществ в организме
Процесс переноса веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Лабораторные работы
- Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
- Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ растительных организмов. Обмен веществ животных организмов.
- Опора и движение
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Движение – важнейшая особенность животных организмов.
Лабораторные работы
- Движение инфузории- туфельки
- Перемещение дождевого червя.
6.Регуляция процессов жизнедеятельности
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений.
7.Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Половое размножение растений. Цветок как орган полового размножения, соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Лабораторные работы
- Вегетативное размножение комнатных растений.
8. Рост и развитие
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Особенности развития животных организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные работы
- Условия прорастание семян
- Прямое и непрямое развитие насекомых.
- Организм и среда (5ч.)
Среда обитания. Экологические факторы. Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Природные сообщества и экосистемы. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Тематическое планирование учебного материала
курса «Биологии» в 5 классе
№ | Раздел, тема | Кол час. | Кол. контр., практич. работ | УУД | Основные виды Учебной деятельности |
Живой организм: строение и изучение. | 10 | Контр – 1 Практ -3 | Предметные Ученик должен знать: комплекс наук о природе. Строение клетки. Ученик должен уметь: обобщать знания о живых организмах. Приготовить и рассмотреть под микроскопом микропрепараты Регулятивные УУД: Личностные УУД: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; | Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук | |
Многообразие живых организмов | 15 | Контр – 1 Практ - 1 | Предметные Ученик должен знать: среды обитания организмов; растения и животных разных материков; природные зоны Земли; представителей морей и океанов. Ученик должен уметь: исследовать разнообразия растений с использованием гербарных материалов, коллекций. Регулятивные УУД: -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели, Познавательные УУД: -осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Личностные УУД: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении | |
Среда обитания живых организмов | 4 | Практ - 2 | Предметные Ученик должен знать: среды обитания организмов; растения и животных разных материков; природные зоны Земли; представителей морей и океанов. Ученик должен уметь: исследовать разнообразия растений с использованием гербарных материалов, коллекций. Регулятивные УУД: -составлять план решения проблемы (выполнения проекта). -работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно. -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Характеризуют основные среды обитания, называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. | |
4. | Человек на Земле | 6 | Контр – 1 Практ - 3 | Предметные Ученик должен знать: научные представления о происхождении человека. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека Важнейшие экологические проблемы. Правила поведения в опасных ситуациях. Ученик должен уметь: Проводить наблюдения, опыты и измерения. Регулятивные УУД: Познавательные УУД: -уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Личностные УУД: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. | Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья |
Тематическое планирование учебного материала
курса «Биологии» в 6 классе
№ | Раздел, тема | Кол. час. | Кол. контр., практич работ | УУД | Основные виды Учебной деятельности |
Строение и свойства живых организмов | 14 | Контр- 1 Лабор - 9 | Предметные Знать: многообразие живых организмов, основные свойства живых организмов, строение клетки, вещества клетки. Давать определение понятиям: ткань, орган, системы органов. Знать основные части цветка, Уметь называть основные свойства живого. Уметь находить отличия в растительных и животных клетках. Приготовить и рассмотреть микропрепарат, распознавать различные виды тканей на рисунках. Регулятивные УУД: Личностные УУД: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. | Выделяют основные признаки живого, Описывают основные функции живых организмов Называют вещества, входящие в состав клетки. Объясняют роль органических и неорганических веществ Работают с учебником (текстом и иллюстрациями) Выделяют и называют основные признаки строения клетки. Определяют понятие «ткань». Определяют понятие «орган». Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм — это единое целое | |
Жизнедеятельность организма | 16 | Контр- 1 Лабор - 5 | Предметные знать: Значение фотосинтеза. Примеры травоядных животных, хищников, трупоедов, симбионтов, паразитов. Пищеварение и его значение. Значение дыхания. Дыхание растений, животных. Особенности переноса веществ в организмах растений и животных. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Значение опорных систем в жизни организмов. Движение, органы движения. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой Биологическое значение размножения. Виды размножения уметь: Распознавать органы, участвующие в питании и пищеварении, дыхании, в переносе веществ растений и животных, выделении, органы, осуществляющие опору и движение в организмах растений и животных, различать виды размножения и развития. Выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке Регулятивные УУД: - искать самостоятельно средства достижения цели, -осуществлять сравнение, классификацию, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи. Личностные УУД: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. | Определяют особенности питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе. Определяют тип питания животных. Определяют сущность процесса дыхания. Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Характеризуют процесс кровообращения у животных. Отмечают существенные признаки процесса выделения. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Называют и характеризуют способы движения животных. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. объясняют роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян. Описывают особенности роста и развития растения. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов | |
Организм и среда | 5 | Контр- 1 Лабор - 0 | Предметные знать: понятия биоценоз, биосфера, среда обитания, сообщества. уметь: составлять простейшие цепи питания. Оценивать факторы среды Регулятивные УУД: -составлять план решения проблемы сверять свои действия с целью, Познавательные УУД: -строить логическое рассуждение, создавать схематические модели. Коммуникативные УУД: -самостоятельно организовывать учебное взаимодействие | Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы |
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение учебного процесса
Учебно-методический комплект
- Биология. Введение в биологию.5 кл . :учебник для общеобразовательных учреждений Н.И. Сонин, А.А. Плешаков .- М.: Дрофа, 2012 г.
- Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс. Учебник .М.: Дрофа, 2013г.(1.2.4.2.9.2)
- Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Рабочая тетрадь . М.: Дрофа,2013
- Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа, 2013
- Томанова З. А., Сивоглазов В. И. Биология. Живой организм. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2013
- Сонин Н. И., Агафонова И. Б. Твои открытия. 6 класс. Альбом-задачник к учебнику «Биология. Живой организм» / М.: Дрофа, 2013
- Акперова И. А., Сысолятина Н. Б., Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 класс. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений М.: Дрофа, 2013
- Семенцова В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Живой организм. 6 класс. Тетрадь для оценки качества знаний / М.: Дрофа, 2013
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013
Высоцкая М.В. Биология 5-11 классы. Нетрадиционные уроки.
- Исследование, интегрирование, моделирование. – Волгоград: Учитель, 2008
- Тесты по естествознанию: 5 класс: к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина,
М.: Издательство « Экзамен». 2014г.
Литература для учащихся
- Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
- Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
- Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
- Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
- Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
- Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
- Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
Материально – техническое обеспечение
1.Натуральные объекты, коллекции, модели.
- живые растения,
- гербарии растений,
- муляжи грибов,
- коллекции насекомых: вредители леса, вредители поля, вредители сельскохозяйственных культур, пчела мдоносная, представители отрядов
- модели цветков: картофеля, гороха, пшеницы, вишни
- минеральные удобрения,
- модели размножения растений : мхи, водоросли, папоротники,
- модели по зоологии: строение яйца, мозг позвоночного животного
- набор по происхождению человека
- гербарии: по морфологии растений, по систематике растений, основные группы растений, растения разных зон, дикорастущих растений.
- Муляжи: плоды сельскохозяйственных растений, фруктов, овощей, плодовых тел съедобных и ядовитых грибов.
2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
3. Демонстрационные таблицы, карты
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
- Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии)
- Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
- Таблицы по биологии 6-9 классы
- Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений.
- Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
- Технические средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Микроскопы - 6 шт
- Комплект микропрепаратов
5. Электронно-програмное обеспечение
- Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова
- Курс «Биология» - электронное издание. М.: 1С Репетитор, 2005. – 1СD- ROM
- Биология 6-11 классы. Лабораторный практикум (2СD- ROM) Национальный фонд подготовки кадров, 2006
- Электронно-образовательные ресурсы: Сайты: www.itn.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
- Презентационное оборудование
- Выход в Интернет
Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик 5 класса получит возможность научиться:
знать / понимать:
- естественные науки, методы изучения природы
- многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы
- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов
- как человек появился на Земле (на уровне представлений);
- как люди открывали новые земли
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека
- важнейшие экологические проблемы
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
В результате изучения биологии ученик 6 класса получит возможность научиться:
- Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), практическую значимость
- Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты, объяснять их результаты, описывать биологические объекты, процессы.
- Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи)
- Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников, последствия деятельности человека в природе.
Материалы контрольных и проверочных работ
Проверочная работа . Биология 5 класс.
Тема «Живой организм: строение и изучение»
- Перечислите свойства живых организмов.
- Какие элементы самые распространенные на Земле?
- Как называется наука о живых организмах?
- Назовите методы изучения биологии.
5.Назовите имена ученых, которые внесли вклад в развитие биологии
Контрольная работа. 5 класс. Тема « Жизнь на Земле»
- Когда и где началось развитие жизни на Земле?
- Какие вымершие животные древнего мира вам известны?
- Назовите главные части живой клетки.
- На какие царства ученые делят живую природу? Назовите представителей царств (по 2-3).
- Перечислите среды обитания и назовите представителей каждой среды (по 2-3).
- Заполните таблицу
Материк | Растение | Животное |
Евразия | ||
Баобаб | ||
Сев. Америка | ||
Дровосек | ||
Эвкалипт | ||
Антарктида |
- Назовите природные зоны. От чего зависит распространение природных зон на Земле?
- Перечислите живые организмы, обитающие в морях и океанах. (8-10)
Итоговая контрольная работа. 5 класс.
- Какие методы используются для изучения природы?
- Назовите главные части живой клетки.
- На какие царства ученые делят живую природу? Назовите представителей царств (по 2-3).
- Заполните таблицу
Материк | Растение | Животное | |
- Какие экологические проблемы стоят перед человечеством?
Контрольный срез . 6 класс.
Тема: «Строение клетки»
Срок проведения сентябрь
Время выполнения 20 минут
1. На какие группы по строению клеток делятся живые организмы?
2. Назовите органоиды клетки.
3. Заполните таблицу:
Название органоида | Особенности строения | Выполняемые функции |
4. Выполните тест:
Какие утверждения верны:
- Все клетки живых организмов имеют ядро.
- Цитоплазма – вязкое полужидкое вещество.
- В рибосомах образуются сложные углеводы.
- В митохондриях образуются белки.
- Лизосомы обеспечивают процесс внутриклеточного пищеварения.
- Клеточный центр принимает участие в делении клетки.
- Хромосомы находятся в ядре.
- Все клетки живых организмов имеют пластиды.
5. Какие факты свидетельствуют о единстве происхождения всех живых организмов?
6. В чем сходство и различие в строении растительной и животной клеток?
Контрольная работа по теме
«Органы цветковых растений»
Срок проведения ноябрь
Время выполнения 20 минут
1. Заполните таблицу:
Название органа | Особенности строения | Значение |
2. Какое строение имеет цветок? Почему тычинки и пестики – главные части цветка?
3. Какое строение имеет семя? Что такое эндосперм? Каково его значение?
4. Подпишите указанные части растения, цветка, семени.
Биология . 6 класс. Контрольный тест.
Срок проведения декабрь
Время выполнения 20 минут
Задания уровня А.
Выбери один правильный ответ из четырех предложенных.
А1.Раздражимость характерна
- для всех природных тел 3) только для растений
- только для животных 4) для всех живых существ
А2. Клеточное строение имеют
1)все природные тела 2) только животные 3) только растения 4) все живые существа
A3. Химическим элементом является
1)белок 2) углерод 3)вода 4) жир
А4. Нуклеиновые кислоты участвуют в
- переносе кислорода 2)защите организма от инфекций
3) движении 4)хранении и передаче наследственной информации
А5. Образование белков происходит в
- Рибосомах 2)лизосомах 3) митохондриях 4)хромосомах
А6. Цитоплазма клетки
- осуществляет связь между частями клетки
- способствует соединению клеток между собой
- выполняет защитную функцию
- обеспечивает поступление веществ в клетку
А7. В результате митоза образуется
- 1 клетка 2)2 клетки 3) 3 клетки 4) 4 клетки
А8. В результате мейоза образуются
- четыре клетки с одинарным набором хромосом
- две клетки с тройным набором хромосом
- две клетки с двойным набором хромосом
- четыре клетки с двойным набором хромосом
А9. Ткань, которая обеспечивает передвижение по растению воды, минеральных и органических веществ, называют
- механической 2)покровной 3) образовательной 4) проводящей
А10. Свойством мышечной ткани является (-ются)
- только сократимость 3) только возбудимость
- сократимость и проводимость 4) возбудимость и сократимость
A11. У пшеницы корневая система
1)стержневая 2) мочковатая 3)отсутствует 4)состоит из дыхательных корней
А12. Побегом следует считать
- корень и лист 2)стебель и корень 3)корень, стебель и почки
4)стебель с листьями и почками
А13. Простые листья у
1)клёна 2) акации 3)рябины 4) шиповника
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1. Основным признаком нервной ткани является
- проводимость
- сократимость
- возбудимость
- способность к быстрому размножению
- отсутствие межклеточного вещества
- наличие коротких и длинных отростков
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В2. Установите соответствие между организмами и типами их тканей.
ТИПЫ ТКАНЕЙ ОРГАНИЗМЫ
- эпителиальная 1) животные
Б) мышечная 2) растения - механическая
Г)нервная
Д) проводящая
Е) соединительная
В3.Установите последовательность уровней усложнения организации живой материи.
А)ткань Б)клетка В) система органов Г)орган Д)организм
Биология . 6 класс. Контрольный тест.
Срок проведения март
Время выполнения 20 минут
Задания уровня А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
А1. Питание — это процесс
- получения организмом веществ и энергии
- выделения кислорода
- выделения кислорода и поглощения углекислого газа
- образования углекислого газа
А2. Пищеварение — это процесс
- получения пищи
- механической и химической переработки пищи
- выделения кислорода и поглощения углекислого газа
- получения кислорода
A3. При дыхании выделяется
- кислород 3) азот
- углекислый газ 4) озон
А4. Лист получает углекислый газ через
- чечевички 3) устьица
- жилки листа 4) клетки камбия
А5. Движение органических веществ у растений осуществляется по
- сосудам 3) ситовидным трубкам
- капиллярам 4)венам
А6. Кровь движется от сердца по
- венам 3) артериям
- полостям 4) капиллярам
А7. Выделение у позвоночных животных осуществляется через
- зелёные железы
- устьица
- кожу
- кожу, лёгкие и почки
А8. У дождевого червя выделение осуществляется через
- сократительные вакуоли
- устьица
3)нефридии
4)почки
А9. К теплокровным животным относятся
- рыбы 3) рептилии
- земноводные 4) млекопитающие
А10. Наружный скелет не имеют
- моллюски 3) насекомые
- рыбы 4) ракообразные
All. Внутренний скелет имеет
- рак 3) амёба
- кролик 4) жук
А12. С помощью ресничек передвигается
1) амёба 3) хлорелла
2) эвглена зелёная 4) инфузория
Задания уровня В
Выберите три правильных ответа
В1. К теплокровным животным относятся
1)лягушка 2)заяц 3)лев 4)змея 5)карась 6)волк
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В2. Установите соответствие между органами и системами, к которым они относятся
к которым они относятся.
Органы Система органов
А) почка 1) выделительная
Б) сердце 2) кровеносная
В) мочеточник
Г) артерия
Д) вена
Е) мочевой пузырь
В3. Установите соответствие между организмами и типами их скелетов.
Организмы Типы скелетов
А) мидия 1) внутренний
Б) рыба 2) наружный
В) краб
Г) жук
Д) лягушка
Е) голубь
Установите правильную последовательность биологических
процессов
В4. Установите последовательность этапов пищеварения у млекопитающих.
- основные процессы переваривания пищи
Б) механическая обработка пищи
Итоговая контрольная работа. 6 класс.
Срок проведения май
Время выполнения 20 минут
- Назовите основные свойства живых организмов.
- Какое строение имеет клетка?
- Перечислите ткани растений и животных.
- Заполните таблицу «Органы цветкового растения»
Органы | Особенности строения | Значение |
- Заполните таблицу « Жизнедеятельность живых организмов»
Система органов | Органы | Значение | |
растений | животных | ||
- Как осуществляется регуляция процессов жизнедеятельности организма и его связи с окружающей средой?
- Каково биологическое значение размножения? Какие способы размножения существуют в природе?
- Что такое экология? Перечислите экологические факторы.
Список литературы
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
- Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения утвержденного приказом МОРФ от 17.12.2010 № 1897.
- Примерная программа основного общего образования по биологии для 5-9 классов, допущенная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
- Авторская программа для общеобразовательных школ по предмету биология 5-9 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2012.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебном году.
- Учебный план ГБОУ ООШ пос. Шумовский на 2014-2015 учебный год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии УМК "Сферы" 5 класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе программы Л.Н, Сухоруковой, В.С. Кучменко издательства "Просвещение"...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 5-6 класс. Учебно-методический комплект серии "Линия ...
Рабочие программы по биологии 5 и 6 классы ( линия И.Н.Пономарёвой) ФГОС второго поколения
Когда в 2012 -2013 учебном году наш Центр образования стал пилотной школой по внедрению Стандартов второго поколения ,я столкнулось с проблемой составления рабочей программы , не имея даже учебн...
рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 5 класса (автор Сонин Н. И.)
Рабочая программа по биологии (ФГОС) для обучающихся 5 класса разработана на основе программы к учебнику Н. И. Сонина "Введение в биологию" 5 класс....
рабочая программа по биологии ФГОС для 6 класс
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт ос...