Рабочая программа 7 класс биология ФГОС 2018-19 уч.год
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).
1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);
- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);
- Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;
- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).
1.3.Писем Минобрнауки России:
- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:
- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей».
1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018 «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;
-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г. г., утвержденный приказом директора школы № 102-од от 31.08.2016.;
Рабочая программа по биологии составлена на основании: Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл. под редакцией В.В.Пасечник: учеб. /, - М.: Дрофа, 2006г.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1.В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Биология животные 7 кл., - М.: Дрофа. 2005г;
2. В.В.Пасечник, Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл. учеб. /, - М.: Дрофа, 2006г.
Общая цель программ изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз- личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_kl_biologiya_fgos.docx | 58.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ВАГАЙСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО учителей языковедов Зам.директора по УВР Директор МАОУ Осиновская СОШ
МАОУ Осиновская СОШ __________ Абушева В,С. ___________Л.М. Баширова
Руководитель МО ______Р.М.Азисова «31 » августа 2018г Приказ № ______________
« 25 » мая 2018 г. от « 31 » августа 2018г
Протокол № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составлена на основе основной образовательной Составитель:
программы основного общего образования и авторской Ниязов Мансур Ниязович,
издательской программы учитель биологии и географии,
В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, соответствие занимаемой должности.
программа основного общего образования по
биологии. 5—9 классы - М.: Дрофа, 2012г.
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).
1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам; – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089);
- О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 (Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 N 69);
- Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;
- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253).
- Писем Минобрнауки России:
- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:
- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей».
1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018 «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;
- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;
-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г. г., утвержденный приказом директора школы № 102-од от 31.08.2016.;
Рабочая программа по биологии составлена на основании: Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл. под редакцией В.В.Пасечник: учеб. /, - М.: Дрофа, 2006г.
Общая цель программ изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, раз- личных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общая характеристика учебного предмета Программа ориентирована на реализацию ведущих идей курса биологии: разно-уровневая организация живой природы, взаимосвязь строения и функция организма, учение об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, экологические закономерности. Использованные при разработке рабочей программы системно-структурный и эколого-эволюционный подходы создают условия для рассматривания типов животных как элементов системы органического мира, обоснования необходимости сохранения разнообразия органического мира и защиты окружающей среды.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и окружающей среды.
Описание места учебного предмета учебном плане – на основании: Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл. под редакцией В.В.Пасечник: учеб. /, - М.: Дрофа, 2006г. курс рассчитан на 70 часов, 1 час в неделю. На основании письма управления образования от 21.06.2017 об обновлении содержания биологии для 7 класса и согласно учебному плану МАОУ Осиновская СОШ курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Основное содержание обучения
Животные 7 класс (1 часа в неделю, 34 часа)
1. Царство Животные (2 часа)
Многообразие и значение животных в природе и жизни человека. Зоология – наука о животных. Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие взаимоотношений животных в природе.
Метапредметные понятия: орган, система, организм, среда, процесс, логистика, краеведение
Региональный компонент: Виртуальная экскурсия в Мини-зоопарк: п. Винзили (Тюм. р-н), п.Менделеевский (Тоб.р-н), г.Ялуторовск (Ялут. р-н), краеведческие музеи - многообразие животных Тюменской области.
Предметные: Признаки животных, значение, многообразие.
Метапредметные:
Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы.
Познавательные: поиск и отбор информации
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям. Знание многообразия животного мира своей страны.
2. Одноклеточные животные или Простейшие (1час)
Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Демонстрация
Живые инфузории. Микропрепараты простейших
Лабораторная работа
- Изучение строения и передвижения одноклеточных животных
Метапредметные понятия: система, движение, диффузия, здоровьесбережение
Актуальная тематика для региона:
Знакомство в п.Заречном Вагайского района Тюменской области с очистными сооружениями для воды
Предметные: Виды ткани животных, органы и системы органов
Метапредметные:
Регулятивные: Составление таблиц, определение последовательности действий при работе с учебником.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы.
Познавательные: поиск и отбор информации
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям.
3. Тип Кишечнополостные (2 час)
Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и значение. Кишечнополостных в природе и жизни человека.
Демонстрация
Микропрепарат пресноводной гидры. Образцы коралла. Влажный препарат медузы.
Метапредметные понятия: система, движение, диффузия, дифференциация, туризм
Предметные: особенности Кишечнополостных; правила оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными
Метапредметные:
Познавательные: умение работать с различными источниками информации,
Регулятивные: умение определять цель работы, планировать ее выполнение
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы.
Личностные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в приобретении новых знаний
4. Черви (3 час)
Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые, кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Лабораторная работа
- Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
Метапредметные понятия: орган, система, организм, среда, процесс, краеведение, здоровьесбережение, паразитизм
Актуальная тематика для региона:
Экскурсия в ветеринарную службу с.Вагай; ИП Смашная Ирина Борисовна зоомагазин «Добрые руки» с.Вагай. Проектная деятельность «Форма по разведению дождевых червей» Тюменская область Тюменский район п.Андреевский.
Предметные: приспособления организмов к паразитическому образу жизни; основные правила, позволяющих избежать заражения паразитами
Метапредметные:
Познавательные: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные: умение слушать учителя.
Личностные: умение применять полученные на уроке знания на практике
5. Тип Моллюски.(2час)
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие Моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Демонстрация
Многообразие моллюсков и их раковин
Лабораторная работа
3. Изучение строения раковин моллюсков.
Метапредметные понятия: фильтрация, диффузия, движение, среда, система
Предметные: общая характеристика строения Моллюсков; их значение в природе и жизни человека
Метапредметные:
Познавательные: получают знания о местообитании, строении, образе жизни Моллюсков
Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему в индивидуальной учебной деятельности.
Коммуникативные: в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы
Личностные: Воспитание бережного отношения к природе
6. Тип Членистоногие (5 час)
Общая характеристика типа Членистоногих. Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана Ракообразных.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.
Лабораторная работа
4. Многообразие ракообразных
5. Изучение внешнего строения насекомого.
6. Изучение типов развития насекомых.
Метапредметные понятия: производство, движение, система, среда, здоровьесбережение,
Актуальная тематика для региона:
Виртуальные экскурсия на пасеки Вагайского района Тюменской области с.Вагай, с.Чёрное «Организация жизни пчелиной семьи. Производство меда»
Предметные: Признаки Членистоногих; их значение в природе и жизни человека
Метапредметные:
Познавательные: знания о многообразии членистоногих
Регулятивные: составлять план решения проблемы
Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы
Личностные: иллюстрируют примерами значение членистоногих в природе и жизни человека
7. Тип Хордовые (11 час)
Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. Общая характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения Пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез – опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Их охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Лабораторная работа
7. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
8. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;
9. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.
Метапредметные понятия: система, систематика, органы, классификация, логистика, производство, краеведение, среда, метод, морфология, движение
Актуальная тематика для региона:
Виртуальная экскурсия в г. Тюмень Тюменскую область на предприятия по переработке и разведению рыбы, птицы.
ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство», ООО «Кристалл» (Тобольск), ООО «Рыба Сибири» (Аромашевский р-н), ИП Угренюк А.А., ИП Родыгин С.П. (Исетский р-н), Боровская птицефабрика и ее филиалы, ИП «Страусиная ферма».
Экскурсии на предприятия по переработке и разведению свиней и КРС СХПК «Желнинский» с.Шишкина Вагайского района, СХПК «Рассвет» с.Дубровное Вагайского района, СХПСК «Транссервисмолоко» с.Куларово Вагайского района
Предметные: признаки основных классов типа Хордовых, особенности строения
Метапредметные:
Познавательные: распознают и описывают внешнее строение представителей основных классов типа Хордовых в связи со средой обитания
Регулятивные: определять цель работы, корректировать свои знания
Коммуникативные: умение работать в парах, высказывать свою точку зрения, выражать в ответах свои мысли
Личностные: развивают любознательность, развивают интерес к окружающему миру. Осознают и осмысливают информацию
8. Происхождение животных. Эволюция строения и функций основных органов и их систем. (6 часов)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация
Влажные препараты, скелеты, модели и муляжи.
Метапредметные понятия: система, систематика, органы, классификация, эволюция, метод, морфология, гомеостаз, диффузия
9. Биоценозы (2 часа)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Метапредметные понятия: система, закономерность, энергия, масса, краеведение, туризм, среда, круговорот веществ, стабильность, биосфера, закон, мониторинг
Актуальная тематика для региона:
Экскурсия в «Полуяновский бор» Вагайского района
Лабораторные работы
№ | Тема |
1 | Изучение строения и передвижения одноклеточных животных |
2 | Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. |
3 | Изучение строения раковин моллюсков. |
4 | Многообразие ракообразных |
5 | Изучение внешнего строения насекомого. |
6 | Изучение типов развития насекомых. |
7 | Изучение внешнего строения и передвижения рыб. |
8 | Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц |
9 | Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. |
Тематическое распределение количества часов
Тема урока | Количество часов |
История развития зоологии. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Современная зоология. | 1 |
Простейшие. Лабораторная работа №1 по теме: Знакомство с многообразием водных простейших. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Тип Кишечнополостные. | 1 |
Тип Кишечнополостные. | 1 |
Тип Плоские черви. | 1 |
Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы | 1 |
Классы кольчецов. Лабораторная работа №2 по теме: Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Тип Моллюски. Лабораторная работа № 3 по теме: Изучение строения раковин моллюсков. | 1 |
Классы моллюсков. Тип Иглокожие. | 1 |
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 4 по теме: Многообразие ракообразных. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Класс Насекомые. Лабораторная работа №5 по теме: Изучение внешнего строения насекомого. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки, стрекозы, вши, жуки, клопы. | 1 |
Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. | 1 |
Отряды насекомых: перепончатокрылые. Лабораторная работа № 6 по теме: Изучение типов развития насекомых. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Тип Хордовые. Класс Рыбы. | 1 |
Класс Хрящевые Рыбы. Костные рыбы. Лабораторная работа № 7 по теме: Изучение внешнего строения и передвижения рыб. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Класс Земноводные. | 1 |
Класс Пресмыкающиеся. Отряды Пресмыкающихся. | 1 |
Класс Птицы. Отряды птиц. Лабораторная работа № 8 по теме: Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Отряды птиц: дневные, хищные, куриные, воробьинообразные, голенастые. | 1 |
Класс Млекопитающие. | 1 |
Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные. | 1 |
Отряды млекопитающих: китообразные, ластоногие, хоботные и хищные. | 1 |
Отряды млекопитающих: парнокопытные, непарнокопытные. Лабораторная работа № 9 по теме: Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. Инструктаж по ТБ. | 1 |
Отряды Приматы. | 1 |
Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 1 |
Кровеносная система. Кровь. | 1 |
Органы выделения. | 1 |
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | 1 |
Доказательство эволюции животных. Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 |
Усложнение строения животных, многообразие видов как результат эволюции. | 1 |
Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 |
Законы России об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. | 1 |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата по Плану/ факту | Тема урока | Домашнее задание | Количество часов | |
1 | 05.09 | История развития зоологии. Инструктаж по ТБ. | Параграф 1 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
2 | 12.09 | Современная зоология. | Параграф 2 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
3 | 19.09 | Простейшие. Лабораторная работа №1 по теме: Знакомство с многообразием водных простейших. Инструктаж по ТБ. | Параграф 3,4 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
4 | 26.09 | Тип Кишечнополостные. | Параграф 6 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
5 | 03.10 | Тип Кишечнополостные. | Параграф 6 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
6 | 10.10 | Тип Плоские черви. | Параграф 7 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
7 | 17.10 | Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви, или Кольчецы | Параграф 8,9 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
8 | 24.10 | Классы кольчецов. Лабораторная работа №2 по теме: Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения. Инструктаж по ТБ. | Параграф 10 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
9 | 07.11 | Тип Моллюски. Лабораторная работа № 3 по теме: Изучение строения раковин моллюсков. | Параграф 11 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
10 | 14.11 | Классы моллюсков. Тип Иглокожие. | Параграф 12,13 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
11 | 21.11 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа № 4 по теме: Многообразие ракообразных. Инструктаж по ТБ. | Параграф 14 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
12 | 28.11 | Класс Насекомые. Лабораторная работа №5 по теме: Изучение внешнего строения насекомого. Инструктаж по ТБ. | Параграф 15 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
13 | 05.12 | Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки, стрекозы, вши, жуки, клопы. | Параграф 16,17 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
14 | 12.12 | Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. | Параграф 18 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
15 | 19.12 | Отряды насекомых: перепончатокрылые. Лабораторная работа № 6 по теме: Изучение типов развития насекомых. Инструктаж по ТБ. | Параграф 19 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
16 | 26.12 | Тип Хордовые. Класс Рыбы. | Параграф 20,21 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
17 | 16.01 | Класс Хрящевые Рыбы. Костные рыбы. Лабораторная работа № 7 по теме: Изучение внешнего строения и передвижения рыб. Инструктаж по ТБ. | Параграф 22,23 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
18 | 23.01 | Класс Земноводные. | Параграф 24 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
19 | 30.01 | Класс Пресмыкающиеся. Отряды Пресмыкающихся. | Параграф 25,26 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
20 | 05.02 | ИП Айбатуллина Е.Р | Класс Млекопитающие. Урок трансформаии. География 9 класс. | Параграф 31 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 |
21 | 13.02 | Отряды птиц: дневные, хищные, куриные, воробьинообразные, голенастые. | Параграф 29,30 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
22 | 20.02 | Класс Птицы. Отряды птиц. Лабораторная работа № 8 по теме: Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц. Инструктаж по ТБ. | Параграф 27,28 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
23 | 27.02 | Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные. | Параграф 32 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
24 | 06.03 | Отряды млекопитающих: китообразные, ластоногие, хоботные и хищные. | Параграф 33 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
25 | 13.03 | Отряды млекопитающих: парнокопытные, непарнокопытные. Лабораторная работа № 9 по теме: Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих. Инструктаж по ТБ. | Параграф 34 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
26 | 20.03 | Отряды Приматы. | Параграф 35 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
27 | 27.03 | Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | Параграф 39,40 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
28 | 03.04 | Кровеносная система. Кровь. | Параграф 41 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
29 | 10.04 | Органы выделения. | Параграф 42 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
30 | 17.04 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | Параграф 43,44 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
31 | 24.04 | Доказательство эволюции животных. Чарлз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Параграф 49,50 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
32 | 08.04 | Усложнение строения животных, многообразие видов как результат эволюции. | Параграф 51 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
33 | 19.04 | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | Параграф 53,54,55,56 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 | |
34 | 19.05 | Парковые зоны | Законы России об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. Урок трансформации. География 7 класс. | Параграф 59,60 прочитать, определения написать, ответить на вопросы | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1.В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Биология животные 7 кл., - М.: Дрофа. 2005г;
2. В.В.Пасечник, Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл. учеб. /, - М.: Дрофа, 2006г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
Ученик получит возможность научиться:
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;
- классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- работать в группе;
- основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научиться:
- проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
- давать определения понятиям;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии ФГОС 5-6 класс. Учебно-методический комплект серии "Линия ...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс
Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...
Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа 5 класс биология ФГОС 2018-19 уч.год
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...
Рабочая программа 8 класс биология ФГОС 2018-19 уч.го
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...