Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы Н. И. Сонина (Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2012
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_biologiya_6_.docx | 48.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ужовская средняя школа
Принята на педагогическом совете Утверждаю
Протокол № ____ от _________2015 г Директор школы
_______________ /Добряева Т.В. /
Приказ №_____ от ____________2015 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология. Живой организм
Рабочая программа учебного предмета «Биология. Живой организм» для 6 класса (концентрический курс) разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Программа разработана
Учителем биологии
МБ ОУ Ужовская СШ
Чивкуновой Е.В.
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания основного общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, федерального перечня учебников, базисного учебного плана, авторской учебной программы Н. И. Сонина (Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Н.И. Сонина. Биология. Живой организм. 6 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2012
Цели обучения:
- Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи обучения:
- Формирование целостной научной картины мира;
- Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- Овладение научным подходом к решению различных задач;
- Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
- Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
- развитие навыков обучения;
- формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
- формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- осознание значения семьи в жизни человека;
- уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
- Выявлять причины и следствия простых явлений;
- Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
- Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
- В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
- Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
- Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- Понимать смысл биологических терминов;
- Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- Знать
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
- Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (13 ч)
Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (1 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток (2ч)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы:
- Определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система (3 ч)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы:
- Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).
Тема 1.4. Ткани растений и животных (3 ч)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы:
- Ткани живых организмов.
Тема 1.5. Органы и системы органов (3ч)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды, их значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные и практические работы:
- Распознавание органов растений и животных.
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы (1 ч)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— суть понятий и терминов: «клетка», «ядро», «мембрана», «оболочка», «пластида», «органоид», «хромосома», «ткань», «орган», «корень», «стебель», «лист», «почка», «цветок», «плод», «семя», «система органов», «пищеварительная система», «кровеносная система», «дыхательная система», «выделительная система», «опорно-двигательная система», «нервная система», «эндокринная система», «размножение»;
— основные органоиды клетки, ткани растений и животных, органы и системы органов растений и животных;
— что лежит в основе строения всех живых организмов;
— строение частей побега, основных органов систем органов животных, указывать их значение.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать и показывать на таблицах основные органоиды клетки, растительные и животные ткани, основные органы и системы органов растений и животных;
— исследовать строение основных органов растения;
— устанавливать основные черты различия в строении растительной и животной клеток;
— устанавливать взаимосвязь между строением побега и его функциями;
— исследовать строение частей побега на натуральных объектах, определять их на таблицах;
— обосновывать важность взаимосвязи всех органов и систем органов для обеспечения целостности организма.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с дополнительными источниками информации;
— давать определения;
— работать с биологическими объектами.
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (19 ч)
Тема 2.1. Питание и пищеварение (2 ч)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрация
Действие желудочного сока на белок. Действие слюны на крахмал. Опыты, доказывающие образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. Дыхание (2ч)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация
Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян; дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (3 ч)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа. Кровь и её составные части (плазма, клетки крови).
Демонстрация
Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю растения. Микропрепараты «Строение клеток крови лягушки» и «Строение клеток крови человека».
Лабораторные работы:
- Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии (2 ч)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5. Опорный системы (1 ч)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация
Скелеты млекопитающих. Распилы костей. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.
Лабораторные работы:
- Разнообразие опорных систем животных.
Тема 2.6. Движение (2 ч)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (2 ч)
Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Тема 2.8. Размножение (2ч)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Демонстрация
Способы размножения растений. Разнообразие и строение соцветий.
Лабораторные и практические работы
- Вегетативное размножение комнатных растений.
Тема 2.9. Рост и развитие (2 ч)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Демонстрация
Способы распространения плодов и семян. Прорастание семян.
Тема 2.10. Организм как единое целое (1 ч)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Организм функционирует как единое целое. Организм — биологическая система.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— суть понятий и терминов: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт», «фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад», «обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение», «почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие», «прямое развитие», «непрямое развитие»;
— органы и системы, составляющие организмы растения и животного.
Учащиеся должны уметь:
— определять и показывать на таблице органы и системы, составляющие организмы растений и животных;
— объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;
— обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;
— исследовать строение отдельных органов организмов;
— фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
— соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— организовывать свою учебную деятельность;
— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
— составлять план работы;
— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— составлять план ответа;
— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах;
— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Раздел 3. Организм и среда (2ч)
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (1 ч)
Влияние факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества (1 ч)
Природное сообщество. Экосистема. Структура и связи в природное сообществе. Цепи питания.
Демонстрация
Модели экологических систем, коллекции, иллюстрирующие пищевые цепи и сети.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— суть понятий и терминов «среда обитания», «факторы среды», «факторы неживой природы», «факторы живой природы», «пищевые цепи», «пищевые сети», «природное сообщество», «экосистема»;
— как тот или иной фактор среды может влиять на живые организмы;
— характер взаимосвязей между живыми организмами в природном сообществе;
— структуру природного сообщества.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— организовывать свою учебную деятельность;
— планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);
— составлять план работы;
— участвовать в групповой работе (малая группа, класс);
— осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;
— работать с текстом параграфа и его компонентами;
— составлять план ответа;
— составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;
— узнавать изучаемые объекты на таблицах;
— оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.
Личностные результаты обучения
— формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
— развитие навыков обучения;
— формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
— формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
— осознание значения семьи в жизни человека;
— уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | |
всего | Из них на практические | |||
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов | 13 | 4 | ||
1 | Тема 1.1. Основные свойства живых организмов | 1 | - | Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов |
2 | Тема 1.2. Химический состав клеток | 2 | 1 | Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями) |
3 | Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система | 3 | 1 | Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции. Различают на таблицах микропрепараты органоиды клетки. Обосновывают биологическое значение процесса деления клеток |
4 | Тема 1.4. Ткани растений и животных | 3 | 1 | Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей |
5 6 | Тема 1.5. Органы и системы органов | 3 | 1 | Определяют понятие «орган». Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения. Устанавливают связь между строением и функциями органов. Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме |
Тема 1.6. Растения и животные как целостные организмы | 1 | - | Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм — это единое целое | |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (19 ч) | 19 | 3 | ||
7 | Тема 2.1. Питание и пищеварение | 2 | - | Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе. Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой |
8 | Тема 2.2. Дыхание | 2 | - | Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип питания |
9 10 11 12 13 14 15 16 | Тема 2.3. Передвижение веществ в организме | 3 | 1 | Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Называют части проводящей системы растений. Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения |
Тема 2.4. Выделение. Обмен веществ и энергии | 2 | - | Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого | |
Тема 2.5. Опорный системы | 1 | 1 | Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями | |
Тема 2.6. Движение | 2 | - | Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений | |
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности | 2 | - | Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде | |
Тема 2.8. Размножение | 2 | -1 | Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян | |
Тема 2.9. Рост и развитие | 2 | - | Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов | |
Тема 2.10. Организм как единое целое | 1 | - | Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями | |
Раздел 3. Организм и среда | 2 | - | ||
17 | Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды | 1 | - | Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания |
18 | Тема 3.2. Природные сообщества | 1 | - | Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
- Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012.
- Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. Биология. Живой организм. 6 класс. Авторы Н. И. Сонин.
- Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2012.
- Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс (концентрический курс).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-наглядные пособия:
Гербарии лекарственных растений
Гербарий ядовитых растений
Модель цветка яблони
Микропрепараты по ботанике и зоологии
Микроскопы
Семена различных растений
Таблицы:
- Грибы
- Образовательные ткани
- Лишайники
- Органы цветкового растения
- Зоны корня. Микориза.
- Семена
- Клетка зеленого листа
- Побег. Почки.
- Клеточное строение листа
- Видоизмененные побеги
- Ткани стебля тыквы
- Разнообразие листьев
- Клеточное строение стебля липы
- Сухие плоды
- Сочные плоды. Соплодие
- Корни. Корневые системы
- Цветок. Соцветие
- Полезные насекомые
- Многообразие рыб.
- Многообразие земноводных
- Многообразие пресмыкающихся
- Многообразие и экологические группы птиц
- Многообразие млекопитающих
- Строение клетки
- Типы клеток и тканей
- Микробы и вирусы
- Схема строения биосферы
- Связи в лесном биоценозе
- Строение молодого корня.
- Внутренне строение стебля
Мультимедийный материал:
- Уроки биологии КиМ. Растения,бактерии,грибы. 6 класс.- виртуальная школа Кирилла и Мефодия.-М.,2004.
- Ядовитые растения нижегор –пр
- Электронное приложение к учебнику: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс (концентрический курс). М.: Дрофа.2014.
Модули ОМС по биологии
- Фотосинтез
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс рабочая программа по биологии. Н.И.Сонин (6 - 9 классы)
Планирование содержит перечень уроков по биологии с лабораторными уроками по программе Н.И.Сонина...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 8 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 9 класс
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...
рабочая программа по биологии фгос линия Пасечник 5-9 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1).Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 20...
Рабочие программы по биологии по линии Сонина
Рабочие программы по биологии 5-9 класс(По учебнику Сонина), 10-11класс по учебнику Беляева...