Рабочая программа 5 класс биология ФГОС 2018-19 уч.год
рабочая программа по биологии (5 класс)

Ниязов Мансур Ниязович

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).

1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);

- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060);

- Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;

- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253);

- Приказ Минобрнауки россии от 17.12.2010 г. №1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”.

  1. Писем Минобрнауки России:

- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;

- от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:

- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей»;

- от 05.10.2010  № 1450-рп «О плане действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011-2015 г.г.».

1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018  «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;

-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя    общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г. г., утвержденный приказом директора школы  № 102-од от 31.08.2016.;

Рабочая программа по биологии составлена на основании: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов программа основного общего образования по биологии. 5—9 классы  - М.: Дрофа, 2012г. ФГОС 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_kl_biologiya_fgos.docx57.52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ВАГАЙСКОГО РАЙОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«Рассмотрено»                                                       «Согласовано»                                            «Утверждаю»

на заседании МО учителей языковедов              Зам.директора по УВР                             Директор МАОУ Осиновская СОШ

МАОУ Осиновская СОШ                                       __________ Абушева В,С.                     ___________Л.М. Баширова

Руководитель МО ______Р.М.Азисова               «31 » августа  2018г                                 Приказ № ______________

« 25 » мая  2018 г.                                                                                                                        от « 31 » августа  2018г

Протокол № ____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 5 КЛАССА

НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составлена на основе основной образовательной                                                             Составитель:

программы основного общего образования и авторской                                                   Ниязов Мансур Ниязович,

издательской программы                                                                                                  учитель биологии и географии,

В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов,                                                                 соответствие занимаемой должности.

программа основного общего образования по

биологии. 5—9 классы  - М.: Дрофа, 2012г.

2018 г.

Пояснительная записка

 Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 № 145-ФЗ, от 06.04.2015 № 68-ФЗ, от 02.05.2015 № 122-ФЗ);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологичекие требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 года, 25 декабря 2013 года).

1.2. Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

- Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального  общего, основного общего и среднего общего образования от 30августа 2013 г. № 1015 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 28.05.2014 № 598);

- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. № 1060);

- Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при реализации образовательных программ от 09 января 2014 № 2;

- Об утверждении федерального перечня учебников (Приказ Минобрнауки РФ то 31.03.2014 г. № 253);

- Приказ Минобрнауки россии от 17.12.2010 г. №1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”.

  1.  Писем Минобрнауки России:

- от 10.02.2011 № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;

- от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

1.4. Распоряжения Правительства Тюменской области:

- от 22.10.2012 №2162-рп «О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей»;

- от 05.10.2010  № 1450-рп «О плане действий по модернизации общего образования в Тюменской области на 2011-2015 г.г.».

1.5. Приказы по МАОУ Осиновская СОШ:

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 41-од от 28 мая 2018  «Об утверждении учебного плана на 2018-2019 учебный год»;

- Приказ по МАОУ Осиновская СОШ № 60-од от 31.08.2018 «Об утверждении рабочих программ»;

-Основная образовательная программа муниципального автономного общеобразовательного учреждения Осиновская средняя    общеобразовательная школа Вагайского района Тюменской области за курсы основной общеобразовательной и средней общеобразовательной школы за 2016-2021 г. г., утвержденный приказом директора школы  № 102-од от 31.08.2016.;

Рабочая программа по биологии составлена на основании: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов программа основного общего образования по биологии. 5—9 классы  - М.: Дрофа, 2012г. ФГОС 2.

         

Общие цели образования цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели  формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопление обществом в сфере биологической науки;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно – познавательными, информационными, ценностно – смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

          Общая характеристика учебного предмета в рабочей программе нашли отражение цели изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по биологии. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Принятие нового государственного стандарта основного общего образования для 5—9 классов привело к изменению структуры школьного биологического образования. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Настоящая программа включает следующие разделы:

1) основное содержание;

2) тематическое планирование;

3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;

4) ожидаемые результаты обучения.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника.

Учебное содержание курса биологии включает следующие разделы:

1) «Бактерии. Грибы. Растения» — 35 часов (5 класс);

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

            Описание места учебного предмета учебном плане  на основании В.В.Пасечник, Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл.  под редакцией: учеб. /, - М.: Дрофа, 2012г. курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.  Согласно учебному плану МАОУ Осиновская СОШ курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

       

            Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

 Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

 

Основное содержание обучения

Биология.

Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс

(34 часов, 1 час в неделю)

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;

— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

— экологические факторы;

— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

— правила работы с микроскопом;

— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

— отличать живые организмы от неживых;

— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

— характеризовать среды обитания организмов;

— характеризовать экологические факторы;

— проводить фенологические наблюдения;

— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— составлять план текста;

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрации 

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение клетки;

— химический состав клетки;

— основные процессы жизнедеятельности клетки;

— характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

— работать с лупой и микроскопом;

— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;

— распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать объекты под микроскопом;

— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

— работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 часов)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

— разнообразие и распространение бактерий и грибов;

— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику бактериям и грибам;

— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

— отличать съедобные грибы от ядовитых;

— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 3. Царство Растения (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;

— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

— роль растений в биосфере и жизни человека;

— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику растительного царства;

— объяснять роль растений биосфере;

— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 1 по теме: Изучение увеличительных приборов

Лабораторная работа № 2 по теме: Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Лабораторная работа № 3 по теме: Движение цитоплазмы в клетках элодеи

Лабораторная работа № 4 по теме: Особенности строения мукора и дрожжей

Лабораторная работа № 5 по теме: Строение хвои и шишек хвойных

Тематическое распределение количества часов

№ Урока

Тема урока

Количество часов

1

Биология - наука о живой природе. Методы изучения биологии. Инструктаж по ТБ.        

1

2

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

1

3

Среды обитания живых организмов.

1

4

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1

5

Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений  и животных»

1

6

Обобщающий урок по теме: Биология наука о живой природе

1

7

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 1 по теме: Изучение увеличительных приборов

1

8

Строение клетки

1

9

Лабораторная работа № 2 по теме: «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

1

10

Пластиды

1

11

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества.

1

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

1

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

1

14

Деление клеток. Лабораторная работа № 3 по теме: Движение цитоплазмы в клетках элодеи

1

15

Ткани

1

16

Обобщающий урок по теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности»

1

17

Строение и многообразие бактерий.

1

18

Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы - неклеточные формы

1

19

Общая характеристика грибов.    

1

20

Шляпочные грибы

1

21

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 4 по теме: Особенности строения мукора и дрожжей

1

22

Грибы паразиты

1

23

Обобщающий урок по теме: Грибы

1

24

Разнообразие, распространение, значение растений

1

25

Водоросли

1

26

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

1

27

Лишайники

1

28

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

1

29

Голосеменные растения Лабораторная работа № 5 по теме: Строение хвои и шишек хвойных

1

30

Покрытосеменные растения

1

31

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

32

Обобщающий урок по теме: «Многообразие живой природы. Охрана природы»

1

33

Экскурсия по теме покрытосеменные растения

1

34

Контрольная работа по теме: курс 5 класс

1

Календарно – тематическое планирование

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Домашнее задание

Количество часов

1

04.09

Биология - наука о живой природе. Методы изучения биологии. Инструктаж по ТБ.        

Параграф 1, 2 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

     1

2

11.09

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

Параграф 3 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

     1

3

18.09

Среды обитания живых организмов.

Параграф 4 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

4

25.09

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Параграф 5 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

5

02.10

Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений  и животных»

Параграф 1-5 повторить

1

6

09.10

Обобщающий урок по теме: Биология наука о живой природе

1

7

16.10

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 1 по теме: Изучение увеличительных приборов

Параграф 6 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

8

23.10

Строение клетки

Параграф 7 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

9

06.11

Лабораторная работа № 2 по теме: «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Параграф 7 повторить

1

10

13.11

Пластиды

Параграф 7 повторить

1

11

20.11

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества.

Параграф 8 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

12

27.11

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Параграф 9 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

13

04.12

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Параграф 9 повторить

1

14

11.12

Деление клеток. Лабораторная работа № 3 по теме: Движение цитоплазмы в клетках элодеи

Параграф 9 повторить

1

15

18.12

Ткани

Параграф 10 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

16

25.12

Обобщающий урок по теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности»

Параграф 10 повторить

1

17

22.01

Строение и многообразие бактерий.

Параграф 11 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

18

29.01

Роль бактерий в природе и жизни человека. Вирусы - неклеточные формы

Параграф 12 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

19

05.02

Общая характеристика грибов.    

Параграф 13 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

20

12.02

Шляпочные грибы

Параграф 14 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

21

19.02

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторная работа № 4 по теме: Особенности строения мукора и дрожжей

Параграф 15 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

22

26.02

Грибы паразиты

Параграф 16 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

23

04.03

Обобщающий урок по теме: Грибы

Параграф 16 повторить

1

24

11.03

Разнообразие, распространение, значение растений

Параграф 17 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

25

18.03

Водоросли

Параграф 18 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

26

25.03

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

Параграф 18 повторить

1

27

08.04

Лишайники

Параграф 19 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

28

15.04

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

Параграф 20,21 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

29

24.04

ТБО Осиновская свалка

Голосеменные растения. Лабораторная работа № 5 по теме: Строение хвои и шишек хвойных. Экскурсия по теме влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Урок трансформации. География 5 класс.

Параграф 22 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

30

29.04

Покрытосеменные растения

Параграф 23 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

31

06.05

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Параграф 24 прочитать, определения написать, ответить на вопросы

1

32

13.05

Обобщающий урок по теме: «Многообразие живой природы. Охрана природы»

Параграф 24 повторить

1

33

20.05

Экскурсия по теме покрытосеменне растения

Написать сообщение по теме: Растения

1

34

27.05

Контрольная работа по теме: Курс 5 класс

1

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

1. В.В. Пасечник, Биология. Бактерии, грибы, растения 5 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений– М.: Дрофа. 2012г;

2. В.В.Пасечник, Программа по биологии для общеобразовательных учреждений 5-9 кл.  под редакцией: учеб. /, - М.: Дрофа, 2012г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

Ученик получит возможность научиться:

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические опыты и объяснять их результаты; описывать биологические объекты;
  • классифицировать живые организмы по царствам; сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • находить информацию о растениях, грибах, бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • работать в группе;
  • основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научиться:

  • проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
  • давать определения понятиям;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения метода наблюдения;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс

Рабочая  программа  и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  5-6  класс. Учебно-методический  комплект  серии  "Линия ...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5 класс

Планирование составлено на основе программы ФГОС БИОЛОГИЯ. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы : программа. — М.: Вентана-Граф, 2...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 классы

Рабочая программа составлена  на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражд...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 6 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа по биологии ФГОС линия Сонина (концентрический курс) 7 класс

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...

Рабочая программа 7 класс биология ФГОС 2018-19 уч.год

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...

Рабочая программа 8 класс биология ФГОС 2018-19 уч.го

Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...