Методическая разработка по биологии
методическая разработка по биологии (9 класс)
Данная методическая разработка является авторской. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит основные разделы: пояснительную записку, содержание курса по разделам, планируемые результаты, учебно-тематический план, список использованной литературы и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_biologii.docx | 54.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Федосеевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО с метод советом школы директором школы
Протокол Протокол Приказ
______2018 г. №____ __________2018 г. № _____ _______________ ___________№_____
Серовой Н.Ю. ______ Хорольцевой Г.А.__________ Мудрой В.Ф. __________
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Формирование биологической и экологической культуры обучающихся через активизацию познавательной активности на уроках биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов»
для учащихся 9 класса
Направление – общеинтелектуальное
Составитель: Серова Н.Ю.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности «Формирование биологической и экологической культуры обучающихся через активизацию познавательной активности на уроках биологии, как средство достижения предметных и метапредметных результатов» для учащихся 9 классов составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО, Приказ МО РФ от 17.12.2010 г. № 1897) ) с изменениями;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Письмом Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09 – 1672 «О методических рекомендациях по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности»;
- Главой 3, п.3.3 Устава МБОУ Федосеевской СОШ;
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Федосеевской СОШ на 2014 – 2019 гг. Приказ от 25.08.2014 г. №88 с изменениями на 01.09.2018г;
- Календарным учебным графиком МБОУ Федосеевской СОШ на 2018-2019 учебный год.
на основании:
- Примерных программ внеурочной деятельности для обучающихся 5-8 классов: обще-интелектуальное направление/отв. Ред. А. П. Сухарева.- Омск. 2013 г.
Цель: Повысить уровень биологических знаний выпускников основной школы и подготовить их к сдаче ОГЭ.
Задачи:
- определить степень овладения учащимися учебным материалом,
- провести корректировку биологических знаний,
- предоставить консультативную помощь по трудным вопросам,
- закрепить умение работать с экзаменационным материалом.
Методы и формы обучения: для овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии используются следующие формы организации:
∙ проведение коллективного исследования (опытная, экспериментальная деятельность);
∙ организация и проведение долговременного, кратковременного проекта;
∙ лекционные занятия и беседы;
∙ виртуальные экскурсии.
Место курса в учебном плане
По учебному плану МБОУ Федосеевской СОШ на 2018-2019 учебный год в рамках ФГОС ООО, на изучение курса «Биология в вопросах и ответах» для учащихся 9 классов отводится во втором полугодии 1 час в неделю, всего 18 недель. В соответствии с календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год, школьным расписанием разработанная мною рабочая программа предусматривает изучение курса в течение 18 часов (занятия проводятся по вторникам).
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована потребность в самовыражении и самореализации.
В рамках деятельностного компонента будет сформирован устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Регулятивные универсальные учебные действия
ученик научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия во внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ученик научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные универсальные учебные действия
ученик научится:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся
Обращение с устройствами ИКТ
ученик научится:
- входить в информационную среду ОУ, в том числе и через Интернет;
- выводить информацию на бумагу;
Поиск и организация хранения информации.
Ученик научится использовать разные приемы поиска информации на персональном компьютере, в ИС ОУ и в образовательном пространстве.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
ученик научится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.
ученик получит возможность научиться находить способы проверки противоречивой информации.
Метапредметные
Создание условий для формирования умений:
- устанавливать причинно- следственные связи;
- осуществлять поиск информации;
- объяснять явления, анализировать, сравнивать, формулировать выводы.
Предметные
Ученик научится:
- определять и называть признаки разных групп живых организмов;
- классифицировать живые организмы в соответствии с их признаками и свойствами;
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять суть процессов происходящих в живой природе;
- осознавать необходимость соблюдения правил по технике безопасности ;
- различать живые организмы разных царств: бактерии, грибы, растения, животные.
- применять знания на практике.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Биология как наука. Методы биологии.
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Раздел 2. Признаки живых организмов.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Раздел 3. Система, многообразие и эволюция живой природы.
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Царство Растения. Роль растений в природе, жизни
человека и собственной деятельности.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Раздел 4. Человек и его здоровье.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности Человека.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система.
Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая Системы. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система Выделения. Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Органы чувств, их роль в жизни человека.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность
мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека.
Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания).
Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными – переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Виды деятельности, формы контроля | Количество часов | ||
Общее | Теорет. | Практич. | |||
Раздел 1. Биология как наука. Методы биологии. | |||||
1 | Биология как наука. Методы биологии. | Беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
Раздел 2. Признаки живых организмов. | |||||
2 | Химический состав клетки. | Беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
3 | Строение прокариотической и эукариотической клеток. | Беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
4 | Одноклеточные и многоклеточные организмы. | Беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
5 | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. | Беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
6 | Размножения организмов. | Беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
Раздел 3. Система, многообразие и эволюция живой природы. | |||||
7 | Ткани растений и животных. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
8 | Царство Растения: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
9 | Царство Животные. Простейшие. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
10 | Черви. Моллюски. Членистоногие. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
11 | Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
12 | Птицы. Млекопитающие. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
Раздел 4. Человек и его здоровье. | |||||
13 | Ткани и органы. Внутренняя среда организма. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
14 | Покровная, опорно-двигательные системы. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
15 | Кровеносная, пищеварительная, нервная, половая, эндокринная системы. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
16 | Дыхательная система, органы чувств. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
17 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
18 | Итоговое занятие. | беседа, работа со сборником | 1 | 0.5 | 0.5 |
Итого: | 18 | 9 | 9 |
4. Учебно-методическое обеспечение курса:
1. Наглядные пособия по разделам курса «Ботаника»,
2. Наглядные пособия по разделам курса «Зоология»,
3. Наглядные пособия по разделам курса «Общая биология».
Литература:
- Богданов Н.А. Биология. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Изательство «Экзамен», 2017
- Лернер Г.И ОГЭ 2017. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся. ФИПИ
- Богданов Н.А. Биология. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Изательство «Экзамен»,2018
- Лернер Г.И ОГЭ 2018. Биология. Комплект материалов для подготовки учащихся. ФИПИ
- Интернет ресурсы: http://www.fipi.ru/, https://bio-oge.sdamgia.ru/
- Приложения
Тест по теме «Бактерии»
Выберите 1 верный ответ в заданиях 1-9, несколько верных ответов в задании 10.
1. Важную роль в накоплении кислорода на земле сыграли:
1. Цианобактерии
2. Бациллы
3. Спириллы
4. Вибрионы
2.Споры бактерий служат для:
1. Размножения
2. Приспособления к выживанию в неблагоприятных условиях
3. Передвижения
4. Для питания
3 Наибольшее количество бактерий содержится в:
1. Воде
2. Воздухе
3. Почве
4. Горных породах
4.Характерным признаком бактерии является
1 Отсутствие ядра
2. Отсутствие цитоплазмы
3. Присутствие ядра
4. Присутствие цитоплазмы
5.Бактерии изогнутой формы носят названия
1.Кокки
2.Спириллы
3.Вибрионы
4. Бациллы
6. Бактерии, питающиеся готовыми органическими веществами и неспособные самостоятельно создавать органические вещества, носят название
1. Гетеротрофы
2. Автотрофы
3. Симбионты
4. Травоядные
7. Как называются бактерии, поселяющиеся в корнях бобовых растений
1.Клубеньковые
2.Молочнокислы
3.Цианобактерии
4.Бактерии бруцеллеза
8 Дезинфекция – это
1. Заболевание растений
2.Тесная полезная взаимосвязь между 2 организмами
3. Процесс превращения сахара в молочную кислоту
4.Способ уничтожения бактерий
9. Бактерии разложения
1.Разрушают сложные органические вещества до простых, которые легко используются растениями
2. Поглощают азот из воздуха и выделяют азотистые соединения, которые легко используются растениями
3. Питаются сахаром и образуют молочную кислоту
4. Отравляют организм продуктами своей жизнедеятельности
10 Выбери номера фраз, указывающих на отрицательное значение бактерий
- Цианобактерии играли важную роль в накоплении кислорода воздуха
- Бактерии попадают в организм человека разными путями и вызывают заболевания
- Клубеньковые бактерии усваивают азот воздуха
- Почвенные бактерии разрушают отмершие остатки организмов в доступные для растений вещества
- Бактерии портят продукты питания
- Бактерии разрушаю древесину упавших деревьев.
Тест по теме «Грибы»
Задания с выбором одного правильного ответа
A1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу
1) род
2) отдел
3) царство
4) семейство
А2. По типу питания грибы являются организмами
1) гетеротрофными
2) автотрофными
3) фотосинтезирующими
4) хемосинтезирующими
А3. Вегетативное тело грибов образовано
1) корнями
2) побегом
3) мицелием
4) системой органов
А4. Грибы размножаются бесполым способом с помощью
1) гамет
2) семян
3) спор
4) спермиев
А5. Взаимовыгодные отношения между растением и грибом — это пример
1) симбиоза
2) паразитизма
3) конкуренции
4) хищничества
А6. Плесневый гриб, весь мицелий которого состоит из одной клетки, — это
1) гриб мукор
2) белый гриб
3) дрожжи
4) пеницилл
А7. Сморчки и строчки близки по систематическому положению к грибам
1) шляпочным
2) пенициллу
3) дрожжам
4) мукору
А8. В плодовом теле шляпочного гриба
1) созревают споры
2) сливаются гаметы
3) созревают семена
4) закладываются почки
А9. В круговороте веществ в природе грибы играют роль
1) производителя органических веществ
2) фотосинтезирующего организма
3) растительноядного организма
4) разрушителя органических веществ
Верны ли следующие утверждения?
Б1. А. В клетках грибов запасается питательное вещество гликоген.
Б. Грибница шляпочных грибов имеет клеточное строение.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Верны ли следующие утверждения?
А. Среди представителей царства грибов отсутствуют паразитические организмы.
Б. Плодовое тело шляпочного гриба образовано гифами.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б3. Выберите три верных утверждения. В состав клетки грибов входит
1) наружная мембрана
2) хлоропласт
3) неоформленное ядро
4) цитоплазма
5) клеточная стенка
6) жгутик
Б4. Выберите три верных утверждения. Ведут паразитический образ жизни грибы
1) фитофтора
2) мукор
3) спорынья
4) трутовик
5) дрожжи
6) подосиновик
Б5. У становите соответствие между особенностью жизнедеятельности организмов и их принадлежностью к царству живой природы
Особенность жизнедеятельности
А. Образуют органические вещества на свету
Б. Запасают питательное вещество — гликоген
В. Запасают вещество — крахмал
Г. Питаются, поглощая готовые питательные вещества
Царство живой природы
1. Грибы
2. Растения
Б6. У становите соответствие между видами шляпочных грибов и систематическими группами, к которым их относят.
Виды шляпочных грибов
А. Трутовик
Б. Сморчок
В. Дрожжи
Г. Бледная поганка
Систематические группы
1. Сумчатые грибы
2. Шляпочные грибы
Тест по теме «Голосеменные растения»
1. Какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений?
1) побегами
2) семенами
3) корневищами
4) корнями
2. К вегетативным органам растений относят:
1) семя
2) цветок
3) плод
4) стебель
3. Что свидетельствует о более высокой организации папоротников по
сравнению со мхами?
1) клеточное строение
2) размножение спорами
3) наличие у них корней
4) чередование полового и бесполого поколений
4. Каждый отдел растений подразделяют на:
1) царства
2) отряды
3) классы
4) типы
5. У голосеменных растений, в отличие от покрытосеменных, отсутствуют:
1)плоды
2)семена
3)половые клетки
4)зиготы
6. Хвойные вытеснили древних папоротникообразных благодаря
преимуществу – наличию:
1)семян
2)цветков
3)спор
4)плодов
7.При половом размножении растений образуются
1) споры
2) семена
3) цисты
4) почки
8. Семена хвойных растений, в отличие от цветковых:
1)развиваются на чешуйках шишек
2)не имеют семенной кожуры
3)образуются в плодах
4)содержат зародыш с запасом питательных веществ
9.У голосеменных растений, в отличие от папоротников, отсутствует:
1) размножение спорами
2) образование гамет
3) развитие зародыша из зиготы
4) оплодотворение
10. Семя, в отличие от споры, представляет собой:
1) видоизменённый зачаточный побег
2) зародыш с запасом питательных веществ
3) сформировавшийся одноклеточный зародыш
4) генеративную почку
11. Шишка голосеменных растений – это:
1)видоизменённый цветок
2)видоизменённый побег с семенами
3)видоизменённый стебель
4)плод с семенами
В1.Установите соответствие между признаком растения и систематической
группой, для которой он характерен.
ПРИЗНАК
А) в цикле развития преобладает гаметофит
Б) взрослое растение – спорофит
В) споры образуются в коробочках
Г) образует семена
Д) размножение зависит от воды
Е) размножение не зависит от воды
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРУППА
1) Моховидные
2) Папоротниковидные
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
В2. Какие растения относят к Голосеменным?
1)пихту сибирскую
2)хвощ полевой
3)берёзу бородавчатую
4)ель европейскую
5)плаун булавовидный
6)лиственницу европейскую
Ответ:
В3..Распределите по группам :ель, гинкго, пихта, эфедра, саговник ,сосна, можжевельник, тис, вельвичия, диоон, кипарис, лиственница
Саговниковые | Хвойные | Гнетовые | Гинкговые |
С1. Зависит ли размножение Голосеменных от наличия воды? Почему?
С2. Какие прогрессивные черты можно выявить у Голосеменных?
Тест по теме «Покрытосеменные растения»
Часть А
A1. Генеративным органом покрытосеменных является
1) корень
2) стебель
3) цветок
4) лист
А2. Одна из сущностных особенностей покрытосеменных, которая присуща только этой группе растений, — это
1) наличие цветков
2) размножение семенами
3) почвенное питание
4) осуществление фотосинтеза на свету
А3. Сосуды у цветковых растений образованы клетками ткани
1) покровной
2) проводящей
3) запасающей
4) механической
А4. Видоизмененный побег цветкового растения — это
1) семя
2) лист
3) цветок
4) стебель
А5. Семязачатки цветковых растений расположены в
1) чашелистике
2) завязи пестика
3) лепестке венчика
4) пыльнике тычинки
А6. Из оплодотворенной яйцеклетки цветковых растений развивается
1) тычиночная нить
2) зародыш семени
3) рыльце пестика
4) спермий
А7. После двойного оплодотворения у цветковых растений из семяпочки развивается
1) семя
2) плод
3) цветок
4) соцветие
Часть Б
Б1. Верны ли следующие утверждения?
А. Корневая система цветковых растений включает главный, боковые и придаточные корни.
Б. Листья на тропических цветковых растениях сохраняются в течение всей жизни растения.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Неверны оба суждения
Б2. Выберите три верных утверждения. Признаки однодольных растений
1) одна семядоля в семени
2) параллельное жилкование листьев
3) сетчатое жилкование листьев
4) стержневая корневая система
5) мочковатая корневая система
6) цветок пятичленного типа
Б3. Установите соответствие между семейством цветковых растений и его принадлежностью к классу.
Семейство цветковых растений
А. Злаковые
Б. Розоцветные
В. Бобовые
Г. Лилейные
Д. Пасленовые
Класс
1. Однодольные
2. Двудольные
Б4. Установите последовательность этапов эволюции в мире растений
1) Голосеменные
2) Псилофиты (первые наземные растения)
3) Водоросли
4) Цветковые растения
5) Папоротники
Часть В
B1. Задание на работу с рисунком.
А. К какому семейству относят цветковое растение, изображенное на рисунке?
1) Злаковые
2) Бобовые
3) Лилейные
4) Крестоцветные
Б. Особенность строения листьев этого растения
1) сетчатое жилкование
2) параллельное жилкование
3) сложный лист
4) округлая форма
В. Характеристика генеративных органов этого растения
1) одиночные цветки
2) наличие соцветия
3) яркий венчик
4) сочные плоды
Тест по теме «Рыбы»
Выберите один правильный вариант ответа из предложенных.
1. Хорда- это:
А) спинной мозг без сформировавшихся вокруг него костных или хрящевых защитных образований;
Б) плотный эластичный тяж, играющий роль внутреннего скелета;
В) эластичная трубка, в канале которой находится головной мозг.
2. Большинство рыб относится к классу:
А) костных;
Б) хрящевых;
3. К парным плавникам относятся:
А) спинной и хвостовой;
Б) только брюшные;
В) грудные и брюшные.
4. Плавательный пузырь выполняет функции у рыб:
А) только гидростатические;
Б) гидростатические, дыхательные, функции поддержания постоянства состава крови.
5. Орган боковой линии у рыб проходят:
А) от переднего конца тела до заднего,
Б) от головы до середины туловища.
6. Слизь, которой покрыто тело рыбы, выделяется:
А) кожными железами;
Б) чешуей;
В) боковой линией.
7. У рыб глаза всегда открыты, потому что:
А) веки срослись и превратились в неподвижную оболочку;
Б) веки отсутствуют;
В) веки неподвижны.
8. Через сердце рыб проходит:
А) артериальная кровь;
Б) смешанная кровь;
В) венозная кровь.
9. Оплодотворение у рыб:
А) внутреннее;
Б) наружное
10. Кровеносная система у рыб:
А) замкнутая;
Б) незамкнутая;
В) замкнутая у костных, незамкнутая у хрящевых.
11. Жаберные тычинки
А) помогают поглощать кислород
Б) помогают усваивать переваренную пищу
В) препятствуют выскальзыванию пищи через жаберные щели
12. Сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения называется…
А) развитием
Б) нерестом
В) условным рефлексом
13. Отряд акулы относится к классу…
А) костных рыб
Б) круглоротые
В) хрящевые рыбы
14. Представители какого отряда нерестятся в реках Дальнего Востока?
А) лососевые
Б) тресковые
В) сельдеобразные
Г) осетровые
15. Органы дыхания рыб:
А) легкие,
Б) кожа
В) жабры.
Выберите три верных ответа из шести.
16. Какие из перечисленных организмов относятся к отряду костно-хрящевых рыб?
1) белуга,
2) катран,
3) осетр,
4) сазан,
5) стерлядь,
6) треска.
17.Расположите в правильном порядке стадии развития окуня:
1) зародыш,
2) икринка,
3) малек,
4) взрослый карась,
5) личинка.
18.Распределите животных в соответствии с расположением их по классам:
Вид животного | класс |
А) сельдевая акула |
|
Б) скат Хвостокол |
|
В) байкальский омуль | |
Г) пиранья обыкновенная | |
Д) европейская белуга | |
Е) химера европейская |
Задания со свободной формой ответа:
19. Что такое боковая линия?
20. Докажите, что акулы и скаты – родственники ланцетников. Что их объединяет?
Тест по теме «Человек»
Выберите правильные утверждения, поставьте рядом слева от цифры (порядкового номера) знак «+».
1. АНАТОМИЯ - наука, изучающая строение организма, его органов, тканей, клеток.
2. Кровь и лимфа - особые виды эпителиальной ткани.
3. Нервная и гуморальная регуляция действуют параллельно независимо друг от друга.
4. Кровь - это соединительная ткань.
5. Малый круг кровообращения заканчивается в правом предсердии.
6. Процесс пищеварения в тонкой кишке состоит из трех последовательных этапов: полостного пищеварения, пристеночного пищеварения, всасывания.
7. Белки, поступающие с пищей, под влиянием пищеварительных соков расщепляются на отдельные аминокислоты.
8. У взрослого человека между позвонками отсутствуют прослойки упругой хрящевой ткани.
9. В природе существует один путь размножения - половой.
10. Анализатор - это система чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих раздражения, которые действуют на человека.
11. Все клетки человека имеют одно ядро.
12. Физиология - наука, изучающая строение и функции клеток.
13. Нейрон-это структурная единица нервной ткани.
14. В состав нервной системы входят головной мозг и нервы.
15. Лейкоциты участвуют в переносе углекислого газа.
16.Единственный орган выделения человека- почки.
17. Лобная кость - это кость лицевой части черепа.
18. Жиры в пищеварительной системе расщепляются до глюкозы.
19. По функциональным особенностям мышцы подразделяются на сгибатели и разгибатели.
20. В ядрах половых и соматических клеток разное число хромосом: в соматических их в два раза больше, чем в половых.
21. Анализатор состоит из рецепторного органа, нервных путей и мозговых центров.
22. Гигиена - наука, изучающая функции целостного организма, отдельных систем, органов и клеток.
23. Основное свойство нейрона - сократимость.
24. Серое вещество головного и спинного - это скопление тел нейронов.
25. Кровь состоит из форменных элементов.
26. Воспаление - это защитная реакция организма.
27. Легкие и кожа выполняют выделительные функции.
28. Пластический обмен - это процесс усвоения органических веществ, которые организм получает из окружающей среды.
29. Позвоночник имеет три изгиба: шейный, грудной, поясничный.
30. Человек не только биологическое, но и социальное существо.
31. Формы и размеры клеток, составляющих органы, зависят от выполняемой этими органами функции.
32. Орган - это часть организма, выполняющая определенные функции.
33. Нервный импульс - это электрическая волна, бегущая по нервному волокну.
34. Кровь, межклеточное вещество, лимфа образуют внутреннюю среду организма.
35. Иммунитет - это способность организма защищать себя от болезнетворных микробов, вирусов, а также инородных тел и веществ.
36. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость.
37. Пищевые продукты состоят только из органических веществ.
38. Аппетит - это ощущение потребности в пище.
39. В семенниках образуются сперматозоиды и мужские половые гормоны.
40. Процесс слияния половых клеток называется оплодотворением.
41. Рефлексы, приобретенные организмом в течение жизни, называются безусловными.
42. Изучением строения и функций тканей занимается цитология.
43. Плазма крови без фибриногена называется сывороткой крови.
44. Подкожная клетчатка образована жировой тканью.
45. Пространство между клетками заполнено межклеточным веществом.
46. Печень не относится к органам пищеварения.
46а B коже находятся рецепторы, воспринимающие давление, боль, холод, тепло, вырабатывается витамин с Д.
47. Тазовые кости прочно соединены с поясничным отделом позвоночника.
48. Кровь матери смешивается с кровью зародыша.
49. Секрет слезных желез действует как смазывающая и дезинфицирующая жидкость.
50. Рефлексы, которые вырабатываются в ходе индивидуальной жизни организма, называются условными.
51. Спинной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводниковую.
52. Автоматизм сердца - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражителей под влиянием импульсов, возникающих в нем.
53. Мягкая часть в центре зуба называется пульпой.
54. Стопа образована костями предплюсны, плюсны, пальцев.
55. Навыки- это двигательные условные рефлексы, обеспечивающие автоматизированные действия.
56. Вода составляет в среднем до 80% массы клетки.
57. В ротовой полости происходят только механические изменения пищи: она разжевывается и увлажняется слюной.
58. Все кости покрыты плотной сросшейся с ними оболочкой- надкостницей.
59. Продолговатый головной мозг- это непосредственное продолжение спинного мозга, сходное с ним по строению.
60. Всасывание веществ в основном происходит в желудке.
61. Костная ткань - это разновидность эпителиальной ткани.
62. Пульс-это толчки крови в сосудах.
63. Основной способ деления клеток в организме человека - прямое деление.
64. Ткань - это группа клеток разных по строению и происхождению, но объединенных общей функцией.
65. Инсулин - гормон, вырабатываемый поджелудочной железой.
66. В создании вкусового образа принимают участие обоняние и осязание.
67. Кровеносная система состоит из сердца, сосудов и нервов.
68. Волосы и ногти - это производные собственно кожи.
69. Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ.
70. Половые железы функционируют как железы внешней и внутренней секреции.
71. Большой круг кровообращения берет начало от правого желудочка.
72. Клетки собственно кожи живые и способны к делению.
73. Всасывание питательных веществ происходит в основном в двенадцатиперстной кишке.
74. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно.
75. Безусловные рефлексы формируются в течение жизни.
76. Жиры служат основным строительным материалом клетки.
77. В выработке иммунитета большую роль играют эритроциты.
78.Различные участки языка одинаково воспринимают вкус.
79. Трахея - это трубка, состоящая из сплошных хрящевых колец.
80. Сновидения характерны для периода медленного сна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии для учащихся 7 класса МКС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида по теме: "Семейство Розоцветных".
Ведущий метод моей работы на уроке - объянительно-побуждающий с моей стороны и частично-поисковый со стороны учащихся. В течение урока учащиеся выполняют практическую работу, что позволяет им сф...
Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...
Значение органов чувств. Методическая разработка урока биологии.
Предсталена разработка урока биологии по теме "Значение органов чувств" в 9 классе коррекционной школы 8 вида....
Листопад и его значение. Методическая разработка урока биологии
Методическая разработка урока биологии в 7 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида....
Методическая разработка урока биологии в 11 классе
Урок «Наука экология. Организм и среда» в 11 классеЦель урока:1. Используя презентацию учащейся 11 класса выяснить, что изучает наука эколог...
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...