Рабочая программа и КТП по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей _______________________
________/______________/ ФИО Протокол №_______ от «___» __________2016 г | Согласовано Заместитель директора по УВР
_________/____________/ ФИО
«___» ___________2016 г | Утверждаю Директор школы
__________/_____________/ ФИО
Приказ №______ от «___» ___________2016 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы
Очур-оол Саяна Сергеевна
Учитель биологии высшей категории
2016г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
___________ ______________
(подпись) (расшифровка)
«____» _____________2016 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс 9
Учитель Очур-оол Саяна Сергеевна
Количество часов:
Всего 70 часов;
в неделю 2 часа;
Плановых контрольных уроков 4
Количество контрольных уроков 4
Тестовых работ после каждого раздела
Практических и лабораторных работ 3; 3
Планирование составлено на основе рабочей программы
для общеобразовательных программ школ, гимназий, лицеев при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.
Очур-оол Саяна Сергеевна
Рассмотрено руководителем методического объединения учителей биологии
Очур-оол С.С. Протокол №_____ от « » ___________ 2016 г
Согласовано Заместителем директора УВР Дирчин С.А. __________ от «_____» __________ 2016 г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Д/З | Дата | ||
Кол-во часов часов | План | Факт | ||||||
Введение (3 ч) | ||||||||
1 | Биология- наука о живой природе. | уинт | Биология – наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биология», «микология», «бриология», «альгология», «палеоботаника», «генетика», «биофизика», «радиобиология», «космическая биология». Приводят примеры практического применения достижений биологии. Биология как комплексная наука, роль биологии в современном обществе. Приводят примеры профессий, связанные с биологией. | § 1 | 1 | ||
2 | Методы исследования в биологии | уинт | Понятие о науке. Методы научного познания. Этапы научного исследования. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: :наука», «научное исследование», «научный метод», «научный факт», «наблюдение», «эксперимент», «гипотеза», «закон», «теория». Характеризуют основные методы научного познания, этапы научного исследования. Самостоятельно формулируют проблемы исследования. Составляют поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования. | § 2 | 1 | ||
3 | Сущность жизни и свойства живого | уинт | Сущность понятия «жизнь». Свойства живого. Уровни организации живой природы. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «жизнь», «жизненные свойства», «биологические системы», «обмен веществ», «процессы биосинтеза и распада», «раздражимость», «размножение», «наследственность», «изменчивость», «развитие», «уровни организации живого». Дают характеристику основных свойств живого. Объясняют причины затруднений, связанных с определением «жизнь». Приводят примеры биологических систем разного уровня организации. Сравнивают свойства, проявляющиеся у объектов живой и неживой природы. | § 3 | 1 | ||
Раздел 1. Молекулярный | уровень (11 ч) | |||||||
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика | ку | Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды). Биополимеры. Мономеры. Основные понятия: микроэлементы, макроэлементы. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэлементы, макроэлементы», «органические вещества», белки, углеводы жиры, биополимеры, мономеры. Характеризуют молекулярный уровень организации живого. Описывают особенности строения органических веществ как биополимеров. Объясняют причины изучения свойств органических веществ именно в составе клетки; разнообразия свойств биополимеров, входящих в состав живых организмов. анализируют текст учебника с целью самостоятельного выявления биологических закономерностей. | §4 | 1 | ||
5 | Углеводы | ку | Углеводы или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: углеводы или сахариды. Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды. Характеризуют состав и строение молекул углеводов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями углеводов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры углеводов, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль. | § 5 | 1 | ||
6 | Липиды | ку | Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Липиды. Жиры. Гормоны. Функции липидов: энергетическая, запасающая, защитная, строительная, регуляторная. Дают характеристику состава и строения молекул липидов. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями липидов на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры липидов, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль. | §6 | 1 | ||
7 | Состав и строение белков | ку | Состав и строение белков. Белки или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белков. Денатурация белка | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: Белки или протеины. Простые и сложные белки. Аминокислоты. Полипептид. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белков. Дают характеристику состава и строения молекул белков. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль. Приводят примеры денатурации белков. | § 7 | 1 | ||
8 | Функции белков | ку | Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая. | Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями белков на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Приводят примеры белков, входящих в состав организма, места их локализации и биологическая роль. | § 8 | 1 | ||
9 | Нуклеиновые кислоты | ку | Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК, рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цистеин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК. Рибосомальная РНК. Информационная РНК. Нуклеотид. Двойная спираль ДНК. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: нуклеиновая кислота. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК, рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цистеин, тимин, урацил. Комплементарность. Транспортная РНК. Рибосомальная РНК. Информационная РНК. Нуклеотид. Двойная спираль ДНК. Дают характеристику состава и строения молекул нуклеиновых кислот. Устанавливают причинно-следственные связи между химическим строением, свойствами и функциями нуклеиновых кислот на основе анализа рисунков и текстов в учебнике. Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности) | § 9 | 1 | ||
10 | Практическая работа «Решение биологических задач на применение принципа комплементарности» | уп | Нуклеиновые кислоты. Дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК, рибонуклеиновая кислота, или РНК. Азотистые основания: аденин, гуанин, цистеин, тимин, урацил. Комплементарность. | Решают биологические задачи (на математический расчет; на применение принципа комплементарности). Обсуждают результаты с одноклассниками. | § 9 | 1 | ||
11 | АТФ и другие органические соединения клетки | ку | Аденозинтрифосфат (АТФ). Аденозиндифосфат (АДФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ). Макроэргическая связь. Витамины жирорастворимые и водорастворимые Характеризуют состав и строение молекул АТФ. Приводят примеры витаминов, входящих в состав организмов, и их биологической роли. Готовят выступление с сообщением о роли витаминов в функционировании организма человека. Обсуждают результаты работы с одноклассниками. | § 10 | 1 | ||
12 | Биологические катализаторы | ку | Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. Кофермент. Активный центр фермента. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «катализатор», «фермент», «кофермент», «активный центр фермента». Характеризуют роль биологических катализаторов в клетке. Описывают механизм работы ферментов. Приводят примеры ферментов, их локализации в организме и их биологической роли. Устанавливают причинно- следственные связи между белковой природой ферментов и оптимальными условиями их функционирования. | § 11 | 1 | ||
13 | Лабораторная работа «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» | уп | Понятие о катализаторах. Биологические катализаторы. Фермент. | Отрабатывают умения формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты на основе содержания лабораторной работы | § 11 | 1 | ||
14 | Вирусы | уинт | Вирусы. Капсид. Самосборка вирусных частиц. Цикл развития вируса | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вирусы», «капсид», «самосборка». Характеризуют вирусы как неклеточные формы жизни, описывают цикл развития вируса. Описывают общий план строения вирусов. Приводят примеры вирусов и заболеваний, вызываемых ими. Обсуждают проблемы происхождения вирусов. | § 12 | 1 | ||
Раздел 2 Клеточный уровень
| (12 ч) | |||||||
15 | Клеточный уровень: общая характеристика | уинт | Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Химический состав клетки. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «клетка», «методы изучения клетки», «центрифугирование», «клеточная теория». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники | §13 | 1 | ||
16 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | ку | Общие сведения о строении клеток. Цитоплазма. Ядро. Органоиды. Мембрана. Клеточная мембрана. Фагоцитоз. Пиноцитоз | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «цитоплазма», «ядро», «органоиды», «мембрана», «фагоцитоз», «пиноцитоз». Характеризуют клетку как структурную и функциональную единицу жизни, ее химический состав, методы изучения. Объясняют основные положения клеточной теории. Сравнивают принципы работы и возможности световой и электронной микроскопической техники. | § 14 | 1 | ||
17 | Ядро | ку | Ядро, его строение и функции в клетке. Прокариоты. Эукариоты. Хромосомный набор клетки. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», «хроматин», «хромосомы», «кариотип», «соматические клетки», «диплоидный набор». Характеризуют строение ядра клетки и его связи с эндоплазматической сетью. Решают биологические задачи на определение числа хромосом в гаплоидном и диплоидном наборе | §15 | 1 | ||
18 | Органоиды клетки. Эндоплазмотическая сеть. Рибосомы. Комплекс гольджи. Лизосомы. | ку | Эндоплазмотическая сеть. Рибосомы. Комплекс гольджи. Лизосомы. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эндоплазмотическая сеть», «рибосомы», «комплекс гольджи», «лизосомы». Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно- следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника. | § 16 | 1 | ||
19 | Органоиды клетки. Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | ку | Митохондрии. Кристы. Пластиды: лейкопласты, хромопласты, хлоропласты. Граны. Клеточный центр. Цитоскелет. Микротрубочки. Центриоли. Веретено деления. Реснички. Жгутики. Клеточные включения. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют строение перечисленных органоидов клетки и их функции. Устанавливают причинно- следственные связи между строением и функциями биологических систем на примере клетки, ее органоидов и выполняемых ими функций. Работают с иллюстрациями учебника. | § 17 | 1 | ||
20 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот | ку | Прокариоты. Эукариоты. Анаэробы. Споры. Черты сходства и различия клеток прокариот и эукариот. Лабораторные и практические работы Рассматривание клеток бактерий, растений и животных под микроскопом | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «прокариоты», «эукариоты», анаэробы», «споры». Характеризуют особенности строения клеток с целью выявления сходства и различий. | § 18 | 1 | ||
21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | уинт | Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «ассимиляция», «диссимиляция», «метаболизм». Обсуждают в классе проблемные вопросы, связанные с процессами обмена веществ в биологических системах | § 19 | 1 | ||
22 | Энергетический обмен в клетке | ку | Неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы. Гликолиз. Полное кислородное расщепление глюкозы. Клеточное дыхание. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы», «гликолиз», «полное кислородное расщепление глюкозы», «клеточное дыхание». Характеризуют основные этапы энергетического обмена в клетках организмов. сравнивают энергетическую эффективность гликолиза и клеточного дыхания. | § 20 | 1 | ||
23 | Фотосинтез и хемосинтез | ку | Значение фотосинтеза. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Хемосинтез. Хемотрофы. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Раскрывают значение фотосинтеза. Характеризуют световую и темновую фазы фотосинтеза по схеме, приведенной в учебнике. Сравнивают процессы фотосинтеза и хемосинтеза. Решают расчетные математические задачи, основанные на фактическом биологическом материале. | § 21 | 1 | ||
24 | Автотрофы и гетеротрофы | ку | Автотрофы. Гетеротрофы. Фототрофы. Хемотрофы. Сапрофиты. Паразиты. Голозойное питание | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Сравнивают организмы по способу получения питательных веществ. Составляют схему «Классификация организмов по способу питания» с приведением конкретных примеров (смысловое чтение) | § 22 | 1 | ||
25 | Синтез белков в клетке | уинт | Синтез белков в клетке. Ген. Генетический код. Триплет. Кодон. Транскрипция. Антикодон. Трансляция. полисома | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют процессы, связанные с биосинтезом белка в клетке. Описывают процессы транскрипции и трансляции, применяя принцип комплементарности и генетического кода. | § 23 | 1 | ||
26 | Деление клетки. Митоз | ку | Жизненный цикл клетки. Митоз. Интерфаза. Профаза. Метафаза. Анафаза. Телофаза. Редупликация. Хроматиды. Центромера. Веретено деления. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «митоз», «интерфаза», «профаза», «метафаза», «анафаза», «телофаза», «редупликация», «хроматиды», «центромера», «веретено деления». Характеризуют биологическое значение митоза. Описывают основные фазы митоза. Устанавливают причинно-следственные связи межу продолжительностью остального периода жизненного цикла клетки. | § 24 | 1 | ||
Раздел 3 | Организменный уровень (15 ч) | |||||||
27 | Размножение организмов | уинт | Общая характеристика организменного уровня. Размножение организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. Семенники. Яичники. Сперматозоиды. Яйцеклетки | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют организменный уровень организации живого, процессы бесполого и полового размножения, сравнивают их. Описывают способы вегетативного размножения растений. Приводят примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем | § 25 | 1 | ||
28 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | ку | Стадии развития половых клеток. Гаметогенез. Мейоз: мейоз 1 и мейоз 2. Коньюгация и кроссинговер. Направительные тельца. Оплодотворение. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют стадии развития половых клеток и стадий мейоза по схемам. Сравнивают митоз и мейоз. Объясняют биологическую сущность митоза и оплодотворения. | § 26 | 1 | ||
29 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | ку | Онтогенез. Эмбриональный период онтогенеза (эмбриогенез). Постэмбриональный период онтогенеза. Биогенетический закон. Филогенез. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют периоды онтогенеза. Описывают особенности онтогенеза на примере различных групп организмов. объясняют биологическую сущность биогенетического закона. Устанавливают причинно-следственные связи на примере животных с прямым и непрямым развитием. | § 27 | 1 | ||
30 | Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. моногибридное скрещивание. | уинт | Генетика, ген, генотип, аллельные гены, изменчивость, наследственность, фенотип, чистые линии. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «генетика», «ген», «генотип», «фенотип», «аллельные гены»; признаки биологических объектов-генов и хромосом. Характеризуют сущность гибридологического метода. Описывают опыты, проводимые Г. Менделем по моногибридному скрещиванию. Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание. | § 28 | 1 | ||
31 | Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание» | уп | Задачи на моногибридное скрещивание. | Составляют схемы скрещивания. Объясняют цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании. Решают задачи на моногибридное скрещивание. | § 28 | 1 | ||
32 | Неполное доминирование. Генотип. Фенотип. Анализирующее скрещивание. | ку | Неполное доминирование. Генотип. Фенотип. Анализирующее скрещивание. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «неполное доминирование», «анализирующее скрещивание» «генотип», «фенотип». Характеризуют сущность анализирующего скрещивания. Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании | § 29 | 1 | ||
33 | Практическая работа «Решение генетических задач на наследование признаков при неполное доминировании» | уп | закономерности наследования признаков при анализирующем скрещивании, при неполном доминировании. | Составляют схемы скрещивания. Решают задачи на наследование признаков при неполном доминировании | § 29 | 1 | ||
34 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | ку | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное скрещивание. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «дигибридное скрещивание», «закон независимого наследования признаков», «полигибридное скрещивание». Дают характеристику и объясняют сущность закона независимого наследования признаков. Составляют схемы скрещивания и решетки Пеннета. Решают задачи на дигибридное скрещивание. | § 30 | 1 | ||
35 | Практическая работа «Решение генетических задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании» | уп | закономерности наследования признаков при дигибридном скрещивании. | Решают задачи на дигибридное скрещивание. | § 30 | 1 | ||
36 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | уинт | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Аутасомы. Половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Сцепление гена с полом. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «аутасомы», «половые хромосомы», «гомогаметный пол», «гетерогаметный пол», «сцепление гена с полом». Дают характеристику и объясняют закономерности наследования признаков, сцепленных с полом. Составляют схемы скрещивания. | § 31 | 1 | ||
37 | Практическая работа «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом» | уп | Наследование признаков, сцепленных с полом. | Решают задачи на наследование признаков, сцепленных с полом. | §31 | 1 | ||
38 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции | уинт | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции Лабораторная работа «Выявление изменчивости организмов» | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «изменчивость», «модификации», «модификационная изменчивость», «норма реакции». Характеризуют закономерности модификационной изменчивости организмов. приводят примеры модификационной изменчивости и проявлений нормы реакции. Устанавливают причинно-следственные связи на примере организмов с широкой и узкой нормой реакции. Выполняют практическую работу по выявлению изменчивости у организмов. | §32 | 1 | ||
39 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | уинт | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Причины мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «мутация», «генные мутации», хромосомные мутации», «геномные мутации», «мутагенные вещества». Характеризуют закономерности мутационной изменчивости организмов. Приводят примеры мутаций у организмов. сравнивают модификации и мутации. Обсуждают проблемы изменчивости организмов. | § 33 | 1 | ||
40 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | ку | Селекция. Гибридизация. Массовый отбор. Индивидуальный отбор. Чистые линии. Близкородственное скрещивание. Гетерозис. Межвидовая гибридизация. Искусственный мутагенез. Биотехнология. Антибиотики. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют методы селекционной работы. Сравнивают массовый и индивидуальный отбор. Готовят сообщения к уроку семинару «селекция на службе человека». | § 34 Подготовиться к семинару | 1 | ||
41 | Урок семинар | уп | Селекция на службе человека | Выступают с сообщениями, обсуждают сообщения с одноклассниками и учителями. | 1 | |||
Раздел 4. Популяционно - | видовой уровень (10 ч) | |||||||
42 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристика | уинт | Понятие о виде. Критерии вида. Популяционная структура вида. Свойства популяций. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «вид» «популяция». Дают характеристику критерии вида, популяционной структуры вида. Описывают свойства популяций. Объясняют роль репродуктивной изоляции и поддерживании целостности вида. | §35 Подготовиться к л/р | 1 | ||
43 | Лабораторная работа «Изучение морфологического критерия вида» | уп | Изучение морфологического критерия вида | Выполняют практическую работу по изучению морфологического критерия вида. | 1 | |||
44 | Экологические факторы и условия среды | ку | Понятие об экологических факторах. Условия среды. Экологические условия: температура, влажность, свет. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «экология», «абиотические», «биотические», «антропогенные факторы» и их влияния на организмы. Дают характеристику основных экологических факторов и условий среды. Устанавливают причинно-следственные связи на примере влияния экологических условий на организмы. | § 36 | 1 | ||
45 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. | ку | Основные заслуги К.Линнея, Ж.Б. Ламарка перед наукой. Сущность взглядов Линнея, становление систематики. Сущность взглядов Ламарка, его эволюционная теория. | Характеризуют основные заслуги и ошибочные взгляды К.Линнея и Ж.Б. Ламарка | § 37 Поготовить сообщения | 1 | ||
46 | Основные положения теории Ч.Дарвина. | ку | Основные положения теории Ч.Дарвина. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция». Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж.Б.Ламарка и основные положения учения Ч.Дарвина. Готовят сообщения или презентации о Ч.Дарвине. | § 37 | 1 | ||
47 | Популяция как элементарная единица эволюции | уинт | Популяционная генетика. Изменчивость генофонда. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «популяционная генетика», «изменчивость генофонда».называют причины изменчивости генофонда. Приводят примеры, доказывающие приспособительный характер изменений генофонда. Обсуждают проблемы движущих сил эволюции с позиций современной биологии. | §38 | 1 | ||
48 | Борьба за существование | ку | Борьба за существование. Формы борьбы за существование. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «борьба за существование», «формы борьбы за существование». Характеризуют формы борьбы за существование. Приводят примеры их проявления в природе. | § 39 | 1 | ||
49 | Естественный отбор | ку | Естественный отбор. Формы естественного отбора. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «естественный отбор», «формы естественного отбора». Характеризуют формы естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. | § 39 | 1 | ||
50 | Видообразование | ку | Понятие о микроэволюции. Изоляция. Геогафическое и экологическое видообразование. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «микроэволюция», «изоляция», «географическое и экологическое видообразование». Характеризуют механизмы географического видообразования с использованием рисунка учебника. | § 40 | 1 | ||
51 | Макроэволюция | ку | Понятие о макроэволюции. Направления макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «макроэволюция», «ароморфоз», «идиоадаптация», «дегенерация», «биологический прогресс», «биологический регресс». Характеризуют главные направления эволюции. Сравнивают микро и макро эволюции. | § 41 | 1 | ||
Раздел 5. Экосистемный уровень | (6 ч) | |||||||
52 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | уинт | Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. биогеоценоз | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «биотическое сообщество, или биоценоз», «экосистема», « биогеоценоз». Описывают и сравнивают экосистемы различного уровня. Приводят примеры экосистем разного уровня. Характеризуют аквариум как искусственную экосистему | § 42 | 1 | ||
53 | Состав и структура сообщества | ку | Видовое разнообразие. Морфологическая и пространственная структура сообщества. Трофическая структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Жизненные формы. Трофический уровень. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют морфологическую и пространственную структуру сообществ. Анализируют структуру биотических сообществ по схеме | § 43 | 1 | ||
54 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме | ку | Типы биотических взаимоотношений. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Приводят примеры положительных и отрицательных взаимоотношений организмов в популяциях | § 44 | 1 | ||
55 | Потоки веществ и энергии в экосистеме | уинт | Потоки веществ и энергии в экосистеме. Пирамиды численности и биомассы | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Дают характеристику роли автотрофных и гетеротрофных организмов в экосистеме. | § 45 | 1 | ||
56 | Саморазвитие экосистемы Смена биогеоценоз | ку | Экологическая сукцессия. Равновесие. Первичная и вторичная сукцессия. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют процессы саморазвития экосистемы. Сравнивают первичную и вторичную сукцессии. | § 46 | |||
57 | Обобщающий урок - экскурсия | Экскурсия в биогеоценоз | 1 | |||||
Раздел 6. Биосферный уровень | (10 ч) | |||||||
58 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | уинт | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: биосферы», структура биосферы, свойства биосферы. Уметь характеризовать живое, биокосное вещество биосферы; объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; | § 47 | 1 | ||
59 | Круговорот веществ в биосфере | круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Многократное использование биогенных элементов. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Уметь описывать биохимические циклы воды, С, N, Р.; объяснять значение круговорота веществ в природе; характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах, роль живых организмов в жизни планеты и устойчивости биосферы. | § 48 | 1 | |||
60 | Эволюция биосферы | уинт | Эволюция биосферы. Живое вещество. Биогенное вещество. Биокосное вещество. Косное вещество. Экологический кризис | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы. Характеризуют процессы раннего этапа эволюции биосферы. Устанавливают причинно-следственные связи между деятельностью и экологическими кризисами | § 49 | 1 | ||
61 | Гипотезы возникновения жизни | уинт | Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза стационарного состояния. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «гипотеза», этапы развития жизни. Уметь характеризовать основные представления о возникновении жизни; объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни; высказывать свою точку зрения по вопросу возникновения жизни. | § 50 | 1 | ||
62 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современнее состояние проблемы | уинт | Развитие представлений о происхождении жизни. Современнее состояние проблемы | Характеризуют основные этапы возникновения и развития жизни на земле. Описывают положения основных гипотез возникновения жизни. Сравнивают гипотезы А.И. Опарина и Дж. Холдейна. | § 51 | 1 | ||
63 | Развитие жизни на земле. Эры древнейшей и древней жизни | ку | Развитие жизни на земле. Эры древнейшей и древней жизни | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: ароморфоз; приспособления растений и животных в протерозое. Пприводят примеры растений и животных протерозоя и палеозоя. Причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. | § 52 | 1 | ||
64 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | ку | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | Приводят примеры растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое. Ароморфозы растений и животных в мезозое и кайнозое. Примеры идиоадаптаций. Причины процветания отдельных групп животных и растений и причины их вымирания; причины заселения динозаврами различных сред жизни; выделять факторы, которые в наибольшей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов | § 53 | 1 | ||
65 | Антропогенное воздействие на биосферу | ку | Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера. Природные ресурсы | Знают роль человека в биосфере факторы вызывающие экологический кризис; антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Высказывают предположения о последствиях вмешательства человека в процессы биосферы; предлагать пути преодоления экологического кризиса; анализировать и оценивать: последствия деятельности человека и экосистемах; объяснять необходимость защиты окружающей среды; использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. | § 54 | 1 | ||
66 | Основы рационального природопользования | ку | Основы рационального природопользования. Общество одноразового потребления. | современные глобальные экологические проблемы; антропогенные факторы, вызывающие экологические проблемы. Анализируют и оценивают последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; прогнозировать последствия экологических проблем; предлагать пути решения глобальных экологических проблем | § 55 | 1 | ||
67 | Обобщающий урок - конференция | Урок - конференция | Знают основные понятия тем Умеют применять на практике полученные знания. | 1 | ||||
68-70 | Резервное время – 3 ч |
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Биология. Введение в общую биологию» для учащихся 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2004). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа, 2013 г.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов Биология. Введение в общую биологию 9 класс – М.: Дрофа, 2014.- 288 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов Биология. Введение в общую биологию 9 класс; Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в общую биологию 9 класс. – М.: Дрофа, 2016. – 118 с.
Структура программы
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; основное содержание курса с перечнем разделов; тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы, перечнем лабораторных работ и определением основных видов учебной деятельности школьников; требованием к уровню подготовки; список литературы; нормы и критерии оценивания.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.
Общая характеристика предмета
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Литература
1.Федеральный Государственный стандарт.
2.Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3.Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.
4. В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов Биология. Введение в общую биологию 9 класс.– М.: Дрофа, 2014.- 288 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Г.Г. Швецов Биология. Введение в общую биологию 9 класс; Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в общую биологию 9 класс. – М.: Дрофа, 2016. – 118 с.
Дополнительная литература для учителя:
1) Биология. Введение в общую биологию 9 класс: Методическое пособие.- М.: Вента-Граф, 2005.
2) Лернер Г. И. ГИА - 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс- М.: Эксимо, 2011.
3) Введение в общую биологию 9 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника/ авт-сост Е.Ю.Щелчкова. - Издательство «Учитель».
Содержание тем учебного курса
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс (70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (3 ч)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация
Портреты ученых, внесших значительный вклад в развитие биологической науки.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- свойства живого;
- методы исследования в биологии;
- значение биологических знаний в современной жизни;
- профессии, связанные с биологией;
- уровни организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень (11 ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
- представления о молекулярном уровне организации живого;
- особенности вирусов как неклеточных форм жизни;
Учащиеся должны уметь:
- проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.
Раздел 2. Клеточный уровень (12 ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы.
Демонстрация
Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. Модель-аппликации, иллюстрирующие деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные методы изучения клетки;
- особенности строения клетки эукариот и прокариот;
- функции органоидов клетки;
- основные положения клеточной теории;
- химический состав клетки;
- клеточный уровень организации живого;
- строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
- обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;
- рост, развитие и жизненный цикл клеток;
- особенности митотического деления клетки.
Учащиеся должны уметь:
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.
Раздел 3. Организменный уровень (15 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости организмов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- сущность биогенетического закона;
- мейоз;
- особенности индивидуального развития организма;
- основные закономерности передачи наследственной информации;
- закономерности изменчивости;
- основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
- особенности развития половых клеток.
Учащиеся должны уметь:
- описывать организменный уровень организации живого;
- раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
- характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень (10 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция – элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида.
Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- критерии вида и его популяционную структуру;
- экологические факторы и условия среды;
- основные положения теории эволюции Ч.Дарвина;
- движущие силы эволюции;
- пути достижения биологического прогресса;
- популяционно-видовой уровень организации живого;
- развитие эволюционных представлений;
- синтетическую теорию эволюции.
Учащиеся должны уметь:
- использовать методы биологической науки и проводить несложные биологические эксперименты для изучения морфологического критерия видов.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6 ч)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация
Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.
Экскурсия
Биогеоценоз.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- определение понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;
- структуру разных сообществ;
- процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой.
Учащиеся должны уметь:
- выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов;
- характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Раздел 6. Биосферный уровень (10 ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия
В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные гипотезы возникновения жизни на Земле;
- особенности антропогенного воздействия на биосферу;
- основы рационального природопользования;
- основные этапы развития жизни на Земле;
- взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
- круговороты веществ в биосфере;
- этапы эволюции биосферы;
- экологические кризисы;
- развитие представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;
- значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать биосферный уровень организации живого;
- рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
- приводить доказательства эволюции;
- демонстрировать знание основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; осознавать необходимость действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;
- классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
- самостоятельно формулировать проблемы исследования и составлять поэтапную структуру будущего самостоятельного исследования;
- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- формулировать выводы;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями;
- применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- владеть приемами смыслового чтения, составлять тезисы и планы-конспекты по результатам чтения;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке сообщений, мультимедийных презентаций;
- демонстрировать экологическое мышление и применять его в повседневной жизни.
Личностные результаты обучения
- Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека и проявление готовности к самостоятельным поступками действиям на благо природы;
- умение реализовывать теоретические познания в повседневной жизни;
- понимания значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- признания права каждого на собственное мнение;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.
Резервное время – 3ч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов
Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)...
Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...
Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...
Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)
Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)...