Рабочая программа и КТП по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Очур-оол Саяна Сергеевна

Рабочая программа и КТП по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_prog_ktp.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Рассмотрено

       Руководитель

методического

объединения учителей _______________________

 

________/______________/

                            ФИО

Протокол №_______

от «___» __________2016 г

Согласовано

   Заместитель

директора по УВР

 

_________/____________/

                            ФИО

 

 «___» ___________2016 г

Утверждаю

     Директор школы

 

 

__________/_____________/

                            ФИО

 

Приказ №______

от «___» ___________2016  г

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по биологии

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)

 

ДЛЯ  5 КЛАССА

 

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

                                                                                                                              Составитель программы

Очур-оол Саяна Сергеевна

Учитель биологии  высшей  категории

 

  

 

  

2016г.

                                                                                            

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»

 

    СОГЛАСОВАНО                                                    

Заместитель директора по УВР:

 ___________        ______________

(подпись)                (расшифровка)

 «____» _____________2016 г.

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

по биологии

Класс  5

 

Учитель  Очур-оол Саяна Сергеевна

 

Количество часов: 

       Всего  35  часов;          

       в неделю  1  часа;

Плановых контрольных уроков  4

Количество контрольных уроков 4

Тестовых работ после каждого раздела

Практических и лабораторных работ  11

Планирование составлено на основе рабочей программы

для  общеобразовательных программ школ, гимназий, лицеев при Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.

Очур-оол Саяна Сергеевна

Рассмотрено руководителем методического объединения учителей биологии

Дирчин С.А. Протокол  №_____  от «          » ___________ 2016 г

Согласовано Заместителем директора УВР Дирчин С.А. __________ от «_____» __________ 2016 г   


Календарно-тематическое планирование

Биология Бактерии, грибы, растения 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю)

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

УУД

Д/З

К-во часов

Дата

план

факт

Введение (6 ч)

1

Биология – наука о живой природе

уонз

Раскрыть сущность курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»; познакомить учащихся с многообразием растительного мира. Значение биологии. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий); изучение содержание параграфа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями; индивидуальная работа с текстом параграфа по предложенному алгоритму при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой

Предметные:

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология».

Раскрывают

значение биологических знаний в современной жизни.

Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

Метапредметные:

Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.

Регулятивные:

Организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Коммуникативные:

Слушать учителя и одноклассников; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации

 §1

1

2

Методы исследования в биологии.

Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью»

уонз

Познакомить с основными методами исследования биологии. Учить проводить фенологические наблюдения

Предметные:

Знать методы исследования биологии.

Уметь давать характеристику  каждого метода. Выделять  сезонные изменения в природе, жизни растений животных.

Метапредметные:

Познавательные:

Работать с различными источниками информации; осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные:

Определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.

Коммуникативные:

Воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп

 §2

1

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

уонз

Показать многообразие растений и животных, воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за нее.

Предметные:

Знать  признак живых организмов; .выявлять отличительные признаки живого от неживого.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую; давать определения понятий; структурировать учебный материал; разделить текст на смысловые блоки и составлять план параграфа.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работать в составе творческих групп; эффекивно взаимодействовать со сверстниками

 §3

1

4

Среды обитания организмов

уонз

Сформировать понятие о среде обитания организмов и ее факторах; научить объяснять влияние экологич. факторов на организмы.

Предметные:

Знать понятие о среде обитания; разные среды обитания; уметь давать характеристику каждому среду обитания.

Метапредметные:

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; составлять план параграфа.

Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения

§4

1

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

уонз

Ввести понятие о факторах среды, о взаимосвязи организмов с факторами неживой природы.

Предметные:

Знать факторы неживой природы; понимать значение терминов. Давать определение экологические факторы; различать биотические, абиотичекие, антропогенные экологические факторы;  характеризовать влияние факторов на живые организмы.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; осуществлять подбор материала по заданной теме; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: определять цель работы, планировать и осуществлять ее выполнение; представлять результаты работы, делать выводы о ее качестве.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы

§5

1

6

Контрольно-обобщающий урок по теме «Введение»

(экскукрсия)

ук

Конкретизировать и углубить знания.

Формирование у учащихся способности к рефлексии;  развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины этих затруднений; сравнение результатов с эталоном.

Предметные:

Умение применять знания при выполнении письменных работ.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

1

Глава 1 Клеточное строение организмов (7 ч)

7

Устройство увеличительных приборов    

Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами»

ку

Сформировать представление о клетке; о клеточном строении организмов; познакомить с основными увеличительными приборами.

Предметные:

Научиться давать определение понятия клетка; объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки; описывать устройство увеличительных приборов, правила работы ними.

Отрабатывают умение работать с микроскопом.

Метапредметные:

Познавательные: давать определения понятий; работать с приборами; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками

§ 6

1

8

Строение клетки

уонз

Изучить строение растительной клетки и значение ее частей. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя.

Предметные: научиться давать определение понятия клетка;  выделяют существенные признаки строения клетки.

 Уметь распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки.

Метапредметные:

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками

§ 7

 1

9

Строение клеток кожицы чешуи лука

Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

ку

Изучить строение растительной клетки и значение ее частей. Развивать

умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами.

Предметные:

Научиться давать определение понятия клетка; описывать особенности строения растительной  клетки; различать на рисунках и микропрепаратах основные части и структуры растительной клетки; сравнивать клетки мякоти плодов и клетки кожицы чешуи лука;

 Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом

Метапредметные:

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками

§ 7

1

10

Химический состав клетки

уонз

Сформировать представление о химическом составе клетки, их роль в клетке. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, с биологическими терминами, схемами и иллюстрациями. Развитие у учащихся навыков классификации биологических объектов на основании определенных критериев, построения схем, таблиц; индивидуальная работа с текстом.

Предметное:

Знать химические вещества;

уметь объяснять роль веществ; характеризовать химический состав клетки; различать понятия химический элемент и химическое вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки;

Метапредметные:

Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы.

Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения

§8

1

11

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост

Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

ку

Дать первоначальное представление о жизнедеятельности клетки; закрепить базовые понятия по строению клетки. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя.

Предметное:

Научиться описывать процессы жизнедеятельности клетки; наблюдать при помощи увеличительных приборов за движением цитоплазмы; описывать процесс взаимодействия между соседними клетками; различать молодые и старые растительные клетки.

Метапредметные:

Познавательные: давать описание процессов и явлений; осуществлять наблюдения и делать на их основе выводы.

Регулятивные: выполнять работу, пользуясь готовым планом; представлять результаты работы и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; строить речевые высказывания в устной форме.

§ 9

1

12

Ткани

Лабораторная работа №4 « Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

ку

Систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растительной клетки; дать элементарные знания о тканях растительного организма и о функциях.

Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя.

Предметные:

Знать определение понятия ткань; различать на рисунках, таблицах типы растительных тканей; описывать особенности строения и функционирования основных растительных тканей.

Уметь объяснять значение каждого типа ткани в растительном организме.

Метапредметные:

Познавательные: давать определения понятий; структурировать учебный материал; разделить текст на смысловые блоки и составлять план параграфа.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий; оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: работать в группах; строить эффективное взаимодействие со сверстниками

§ 10

1

13

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»

ук

Конкретизировать и углубить знания о клетке,  о клеточном строении организмов;

Предметные:

Умение применять знания при выполнении письменных работ.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

 1

Разнообразие организмов (22 ч)

Глава 2  Царство бактерии (2 ч)

14

Строение и жизнедеятельность бактерий.

уонз

Сформировать представления о бактериях; об особенностях строения и жизнедеятельности бактерий Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Предметные:

Научиться описывать  особенности   строения и жизнедеятельности бактерий; различать формы бактериальных клеток и называть их; объяснять причины широкого распространения бактерий;

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения

§ 11

1

15

Роль бактерий в природе и жизни человека.

ку

Знакомить с различными группами бактерий, их ролью в природе и жизни человека.

 Предметные:

Научиться описывать  особенности   строения и жизнедеятельности бактерий; различать формы бактериальных клеток и называть их; объяснять причины широкого распространения бактерий; роль различных групп бактерий.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; составлять план и конспект параграфа

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Коммуникативные: слушать учителя и одноклассников; грамотно формулировать вопросы; аргументировать свою точку зрения

§ 12

1

Глава 3 Царство грибы (5 ч)

16

Общая характеристика грибов

Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

ку

Подчеркнуть особое положение грибов в системе орг. мира; выделить характерные признаки грибов, особенности их строения.

Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя.

Предметное:

Научиться характеризовать  особенности строения жизнедеятельности грибов; уметь различать грибы - сапротрофы и грибы – паразиты. Описывать процессы питания и размножения грибов; различать одноклеточные и многоклеточные грибы.

Метапредметное:

Познавательные: работать с различными источниками информации; характеризовать и сравнивать объекты; составлять конспект урока в тетради.

Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; анализировать и оуенивать результаты своей работы.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы и отвечать на них

§ 13

1

17

Шляпочные грибы

уонз

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Развивать понятия о многообразии живых организмов; об особенностях строения шляпочных грибов.

Понятие симбиоз.

Предметное:

Научиться описывать особенности строения шляпочных грибов; различать на рисунках и муляжах трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы; объяснять значение спорообразования у грибов; сравнивать споры бактерий и грибов; объяснять значение симбиоза между шляпочными грибами и растениями.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: планировать выполнение заданий учителя и представлять результаты работы.

Коммуникативные: работать в составе творческих групп; выступать перед аудиторией

§ 14

1

18

Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей»

ку

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Предметные:

Научиться характеризовать  особенности строения жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей; уметь различать мукор, пеницилл, дрожжи на рисунках и натуральных объектах; выращивать культуру мукора и дрожжей; готовить микропрепараты плсневых грибов и дрожжей; объяснять значение мукора и дрожжей.

Метапредметное:

Познавательные: работать с

Натуральными объектами и приборами; осуществлять элементарные научные исследования.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя  по готовому плану; представлять результаты работы; оценивать качество выполнения работы и вносить коррективы в случае необходимости.

Коммуникативные: работать в группах; осуществлять эффективное взаимодействие со сверстниками

§ 15

1

19

Грибы – паразиты.

уонз

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Предметные:

Научиться давать определение понятия паразит; сравнивать симбиоз и паразитизм; приводить примеры паразитических грибов; определять по внешним признакам растения вид заразившего гриба; описывать строение гриба трутовика.

Метапредметные:

Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; формулировать вопросы и отвечать на них

§ 16

1

20

Контрольно-обобщающий урок по теме «Бактерии. Грибы»

ук

Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины этих затруднений.

Предметные:

Умение обобщать и применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

1

Глава 4 Царство растения (15 ч)

21

Разнообразие, распространение, значение растений.

уонз

Сформировать представление о многообразии царства растений; с разнообразием мест обитания растений; выяснить значение растений в природе и жизни человека.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Предметные: научиться характеризовать ботанику как науку о растениях; характеризовать растения как представителей самостоятельного царства живой природы;  различать низшие и высшие растения; раскрыть роль растений в природе и жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: классифицировать объекты по заданным критериям; составлять конспект урока в тетради.

Регулятивные работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы.

Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения

§ 17

1

22

Водоросли.

Лабораторная работа № 7 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей»

ку

Формировать представления о различных отделах растительного мира; выделить особенности строения одноклеточных водорослей.

Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя.

Предметные:

Знать что водоросли самые древние растения на Земле; водоросли низшие растения; особенности строения одноклеточных водорослей; различать на рисунках и в таблицах представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей; приводить примеры зеленых, бурых, красных водорослей.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты.

Регулятивные: работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы.

Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения.

 §18

1

23

Многообразие водорослей. Роль в природе и в жизни человека.

уонз

Изучить особенности строения многоклеточных водорослей; познакомиться с красными и бурыми водорослями. Роль в природе и в жизни человека. Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Предметные:

Знать что водоросли самые древние растения на Земле; водоросли низшие растения; особенности строения одноклеточных водорослей; различать на рисунках и в таблицах представителей одноклеточных и многоклеточных водорослей; приводить примеры зеленых, бурых, красных водорослей.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты.

Регулятивные: работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы.

Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения.

§ 18

 1

24

Лишайники

уонз

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний; изучение содержания параграфа учебника; работа с текстом, его структурирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям; работа с биологическими терминами, схемами, иллюстрациями.

Познакомить с особенностями строения, приспособленностью к симбиотическому образу жизни; определить их роль в природе и в жизни человека.

Предметные:

Знать строение слоевища лишайника; о том, что лишайник – это симбиоз водоросли и гриба; значение лишайников в природе; уметь различать кустистые, листоватые, накипные лишайники; выявить у лишайников признаки растений и признаки грибов; приводить примеры лишайников с разной формой слоевища.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

§ 19

1

25

Мхи.

Лабораторная работа № 8

«Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов)

ку

Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Строение и происхождение мхов. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. Подготовка сообщений и создание презентаций с последующим выступлением и взаимопроверкой результатов

Предметное:

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов как высших споровых растений; различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов печеночные и листостебельные мхи; сравнивать мхи с многоклеточными водорослями и делать выводы на основе сравнения; объяснить значение спор в жизни мхов; описывать процесс размножения мхов на примере кукушкина льна; строение и жизнедеятельность сфагнума.

Метапредметное:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их.

§ 20

1

26

Многообразие мхов.

ку

Познакомить с многообразием, практическим значением мха сфагнума.

Предметное:

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов как высших споровых растений; различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов печеночные и листостебельные мхи; сравнивать мхи с многоклеточными водорослями и делать выводы на основе сравнения; объяснить значение спор в жизни мхов; описывать процесс размножения мхов на примере кукушкина льна; строение и жизнедеятельность сфагнума. Объясняют роль мхов природе и жизни человека

Метапредметное:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

§ 20

1

27

Плауны. Хвощи. Папоротники.

Лабораторная работа № 9 «Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

ку

Познакомить с особенностями строения хвощей, плаунов, папоротников; отметить усложнение в их строении. Практическое значение.

Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. Подготовка сообщений и создание презентаций с последующим выступлением и взаимопроверкой результатов

Предметное:

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей, папоротников как высших споровых растений; Знать условия, необходимые для жизни плаунов, хвощей, папоротников; строение. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Объясняют роль мхов в природе и в жизни человека.

Метапредметные:

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения

§ 21

1

28

Голосеменные.

уонз

Сформировать представление о голосеменных; отличием от споровых. Строение хвои и шишек, фитонциды.

Предметные:

научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности голосеменных как высших семенных растений; объяснять механизм образования семени у голосеменных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым

Выделяют существенные признаки голосеменных растений.

Метапредметные:

Познавательные:

работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения

§ 22

 1

29

Многообразие голосеменных Лабораторная работа

№10 « изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов)

ку

Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: парное или групповое выполнение лабораторной работы при консультативной помощи учителя. Подготовка сообщений и создание презентаций с последующим выступлением и взаимопроверкой результатов

Предметное:

Уметь распознавать и описывать, выявлять приспособления, узнавать на рисунках; определять значение в природе и жизни человека. Метапредметное:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

§ 22

1

30

Покрытосеменные или цветковые

уинт

Особенности строения покрытосеменных растений; приспособленности к условиям жизни покрытосеменных растений.

Жизненные формы растений.

Предметные: научиться характеризовать особенности строения цветковых как высших семенных растений; Знать что цветок – орган семенного размножения покрытосеменных растений; что семена защищены плодом; о жизненных формах. Выделяют существенные признаки.

Метапредметные:

Познавательные:

работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения

§ 23

1

 

31

Многообразие и значение покрытосеменных.

ку

Познакомить с многообразием, практическим значением покрытосеменных растений.

 Предметные: научиться различать однолетние, двулетние, многолетние растения, приводить примеры; объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

Метапредметное:

Познавательные: работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их

§ 23

 1

32

Контрольно-обобщающий урок «Отделы растений»

ук

Формирование у учащихся способности к рефлексии, развитие умений фиксировать собственные затруднения, находить причины этих затруднений.

Предметные:

Умение обобщать и применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

1

33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

ку

Познакомить с основными этапами исторического развития и усложнения растений. Формирование у учащихся деятельностных способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания; индивидуальное заполнение таблицы при опоре на теоретические материалы при консультативной помощи учителя с последующим представлением результатов и взаимопроверкой

Предметные: научиться описывать методы изучения древних растений; приводить доказательства усложнения строения растений в процессе эволюции; характеризовать этапы развития растительного мира описывать строение первых наземных растений.

Метапредметные:

Познавательные: работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения

§ 24

1

34

Развитие семенных растений.

ку

Выход растений на сушу. происхождение высших споровых растений, развитие семенных растений.

Описывают  основные этапы развития растительного мира. Определяют ключевые понятия палеонтология, палеоботаника

§ 24

1

35

Итоговый  урок.

Летние задания.

ку

Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольных функций: представление учащимися вариантов работ, понятийно обоснованных эталонов выполнения заданий и объективно обоснованных критериев оценивания каждого задания работы; индивидуальное написание проверочной работы с последующим анализом ее результатов с заданным эталонов; оценивание полученных результатов

Предметные:

Умение обобщать и применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; работать с тестами различного уровня сложности.

Регулятивные: организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: вести диалог в доброжелательной форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам

 л/з

1


Пояснительная записка

Программа по биологии для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии, базисного учебного плана и ориентирована на использование учебника В.В.Пасечника

Общая характеристика предмета

Курс биологии для 5 класса "Бактерии. Грибы. Растения" имеет комплексный характер и включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Тематическая последовательность обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному – биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, формирование научной картины мира и понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и основы ее устойчивого развития, формирование навыков практической деятельности.

Распределение времени на изучение отдельных тем курса указано ориентировочно. Программа разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования второго поколения.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии для 5 класса «Бактерии. Грибы. Растения», разработанной авторским коллективом в составе В.В.Пасечника. В рабочей программе отсутствуют изменения авторской программы.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится 35 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 5 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Структура программы

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников;  список литературы; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов; отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий;

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 5 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии  основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей  навыками и установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

  Цели изучения курса

Изучение биологии в  5 классе  направлено на достижение следующих целей:

Освоение  знаний о живой природе, общих методах ее изучения;

формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе выполнения экспериментальных исследований, проведения наблюдений за живыми организмами;

воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде, общей культуры поведения в природе;

формирование компетентности в сфере защиты окружающей среды, ухода за растениями, сохранения собственного здоровья на основе использования в повседневной жизни биологических знаний и умений.

Требования к подготовке школьников

Называть (приводить примеры):

  • общие признаки живого организма;
  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
  • примеры природных и искусственных растительных сообществ, приспособленности растений к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

  • строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений;
  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, организмов, лишайника как комплексного организма;
  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;
  • растительные сообщества, роль растений в природе, приспособленность растительных организмов к жизни в сообществе;
  • роль человека в жизни растений.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, природных сообществ;
  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам.

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы бактерий, грибов, растений;
  • клетки, органы и системы органов растений;
  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений своего региона,
  • растения разных семейств, классов, отделов; съедобные и ядовитые грибы.

Соблюдать правила: 

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды     обитания под влиянием деятельности человека;
  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;
  • выращивания культурных растений.

Владеть умениями: 

излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная; Групповая; Парная; Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод обучения; Самостоятельная работа с электронным учебным пособием; Поисковый метод; Проектный метод; Игровой метод; Метод проблемного обучения; Метод эвристической беседы; Анализ; Дискуссия; Диалогический метод; Практическая деятельность; Проектирование.

Содержание контроля:

знание понятия, термины; умение самостоятельно отбирать   материал,  анализировать деятельность  человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения; умение использовать полученные знания на практике

Формы контроля:

тестирование; устный контроль; самоконтроль; выполненные задания в рабочей тетради; результаты лабораторных  работ; выполненные проекты.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ. Оценка.

   

 Используемая литература:

1. «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.

2. Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию

3 Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.

4.  Пасечник В. В., Снисаренко Т. А. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2012.

5. Пасечник В. В. «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 кл. Методическое пособие к учебнику. – М.: Дрофа, 2012.

6. В.Н.Семенцова Биология Технологические карты уроков 6,7 классы  / Санкт-Петербург 2003

7. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника 6 класс.

Электронные ресурсы:

  1. 1С: Школа. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  2. Лабораторный практикум. Биология 6-11  класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004. 
  3. Тесты для учащихся. Биология – 6-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2008.
  4. ЦОРы Единой коллекции: «Биология 6 класс»  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/dc6be3c8-58b1-45a9-8b23-2178e8ada386/?interface=pupil&class=48&subject=29 .
  5. Уроки биологии с применением информационных технологий. Электронное приложение. Москва Издательство «Глобус» 2010.

Учебно-тематический план

урока

Тема урока

К-во

часов

к/р

л/р

экскурсии

Введение (6 ч)

1

Биология – наука о живой природе

1

2

Методы исследования в биологии. Практическая работа «Проведение фенологических наблюдений за изменениями, происходящими в жизни растений осенью»

1

1

1

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов, отличительные признаки живого

1

4

Среды обитания организмов

1

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

1

6

Контрольно-обобщающий урок по теме « Введение»

1

1

Глава 1. Клеточное строение организмов(7 ч)

7

Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Знакомство с увеличительными приборами»

1

1

8

Строение клетки

1

9

Строение клетки

Лабораторная работа №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

1

1

1

10

Химический состав клетки

1

11

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост.

Лабораторная работа №3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

1

1

12

Ткани.

Лабораторная работа №4 « рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

1

1

13

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка»

1

1

Глава 2. Царство Бактерии (2 ч)

14

Строение и жизнедеятельность бактерий

1

1

15

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Глава 3. Царство Грибы (5 ч)

16

Общая характеристика грибов.

Лабораторная работа №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

1

1

1

17

Шляпочные грибы

1

18

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей»

1

1

19

Грибы паразиты

1

20

Контрольно-обобщающий урок по теме «Грибы»

1

1

Глава 4. Царство Растения (15 ч)

21

Разнообразие, распространение, значение растений

1

22

Водоросли.

Лабораторная работа № 7 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей»

1

1

1

23

Многообразие водорослей. Роль в природе и в жизни человека.

1

24

Лишайники

1

25

Мхи лабораторная работа № 8 «Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов)

1

1

26

Многообразие мхов.

1

27

Плауны. Хвощи. Папоротники.

лабораторная работа № 9 «Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

1

1

28

Голосеменные.

1

29

Многообразие голосеменных

Лабораторная работа № 10 « изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов)

1

1

30

Покрытосеменные или Цветковые

1

1

31

Многообразие и значение покрытосеменных.

1

32

Контрольно-обобщающий урок «Отделы растений»

1

1

33

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1

34

Развитие семенных растений.

1

35

Итоговый  урок.

Летние задания.

1

Итого

35

4

11

6

Содержание программы

Введение. Биология – наука о живой природе (6 ч)

Что изучает биология. Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Методы исследования в биологии. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1. Клеточное строение растений (7 ч)

Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.

Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.

Химический состав клетки.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.

Понятие о тканях. Разнообразие тканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Растение – многоклеточный организм.

Лабораторные работы

Приемы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи;

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

2. Царство Бактерии (2 ч.)

Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растений и животных. Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и для человека (экологическое, болезнетворное, биотехнологическое).

3. Царство Грибы (5 ч.)

Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы – Грибы. Питание, строение, споровое размножение грибов. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы; съедобные и несъедобные грибы. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, хищники. Приемы защиты растений от грибов-паразитов. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.

Лабораторные работы

Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов.

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

3. Царство Растения (15 ч.)

Многообразие мира растений, распространение, значение в природе и жизни человека. Признаки растений. Основные органы растений. Ботаника – наука о растениях.

Подцарство Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Многообразие пресноводных и морских водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.

Лишайники. Общая характеристика лишайников, их особенности строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

Отдел Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика печеночных и зеленых мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана моховидных растений.

Отдел Папоротниковидные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Охрана растений и мест их произрастания.

Отдел Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Охрана леса.

Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека.

Лабораторные работы

Изучение особенностей строения зеленых водорослей.

Изучение особенностей строения мха

Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и  папоротника.

Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Развитие семенных растений.

Заключение обобщение знаний.       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Биология в вопросах и ответах » для 9 классов

Цель курса факультатива заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий инаилучшим образом подгот...

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...

Рабочая программа и КТП по биологии для 6 класса средней школы «Биология. Живой организм" Н.И.Сонин, ФГОС

Рабочая программа по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм. 6 класс» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа и КТП по биологии для 8 класса средней школы «Биология. Человек" Н.И.Сонин, ФГОС

    Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по б...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)

Аннотации к рабочим программам по географии 5-6 классы, биологии 5-11 классы, химии 8-11 классы, природоведение 5-6 (ОВЗ), биология 7-9 (ОВЗ)...