Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс 3 часа
рабочая программа по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Общая биология. Естественнонаучный профиль 10 класс (105 ч. 3 ч в неделю)
Учебник Биология Общая биология 10-11 классы А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник
Учитель Очур-оол С.С.
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Д/З | К-во часов | Дата | ||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||
Раздел I. Биология как наука (3 ч) | |||||||||||||||||
1 | Введение в общую биологию. Задачи и цели курса. Значение предмета для понимания единства всего живого | уипз | Биология как наука. Место биологии в системе наук. | Знать признаки биологических объектов. Уметь: определять место биологии в системе естественных наук; выделять объект биологического исследования; сравнивать, проводить самостоятельный поиск информации по биологии. | С.7-9 по Н.И.Сонин §1 В.В. Пасечник | 1 | |||||||||||
2 | Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы | уосз | Жизнь, гомеостаз, онтогенез, филогенез, уровни организации. Методы познания природы. | Знать: определение понятий «жизнь», «гомеостаз», «онтогенез», «филогенез». Уметь объяснять проявления иерархичности принципа организации живой природы. | С13-17 §2,4 | 1 | |||||||||||
3 | Критерии живых систем | ку | Критерии живых систем | Знать: основные свойства живых организмов Уметь: сравнивать, обобщать, анализировать; объяснять единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды; | С19-29 §3 | 1 | |||||||||||
Тема: Химическая организация клетки (11 ч) | |||||||||||||||||
4 | Химический состав клетки. | ку | Цитология. Предмет и задачи цитологии. Биоэлементы, макро-микроэлементы, ультрамикроэлементы. | Знать определение ключевых понятий; Характеризовать значение макро- и микроэлементов в клетке. Объяснять единство органического мира на основе сопоставительного анализа состава химических элементов. | с.84 §6 | 1 | |||||||||||
5 | Неорганические вещества клетки (вода, минеральные соли). | ку | Вода. Функции воды и минеральных солей. Буферность, гидрофильные и гидрофобные вещества. | Знать определение понятий «буферность», «гидрофильные и гидрофобные вещества». Уметь развернуто обосновывать зависимость функций воды в клетке от строения ее молекул; характеризовать значение воды и минеральных солей. | С. 85-87 §7,8 | 1 | |||||||||||
6 | Органические вещества, входящие в состав клетки. Органические биополимеры – белки. | ку | Строение белка. Структуры белка, образование пептидной связи Денатурация, ренатурация, полипептид. | Знать определение ключевых понятий, свойства белков. Уметь объяснять механизм образования первичной, вторичной, третичной структуры белка; устанавливать соответствие между пространственной структурой белка и типом химической связи | С.90-95 §11 | 1 | |||||||||||
7-8 | Функции белков. П/Р «Наблюдения расщепления пероксида водорода ферментом каталазой» | ку | Функции белков. Ферментативный катализ. Механизм химического иммунитета | Уметь осуществлять самостоятельный поиск информации о механизме действия ферментов; выделять особенности ферментов; характеризовать роль белков в живой природе; развивать практические умения, направленные на установление роли в клетке белков ферментов | С. 95-99 §11 | 2 | |||||||||||
9 | Органические молекулы – углеводы. | уипз | Углеводы. Моносахариды, дисахариды, полисахариды. Строение и функции. | Знать определение ключевых понятий по теме Уметь выделять особенности углеводного состава растительных и животных клеток; характеризовать строение углеводов; устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке. | C.100-101 §9 | 1 | |||||||||||
10 | Органические молекулы – жиры и липоиды. | уипз | Жиры, липоиды, строение и функции | Знать определение ключевых понятий по теме. Уметь описывать химический состав жиров; устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке | С.102-105 §10 | 1 | |||||||||||
11 | Биополимеры – нуклеиновые кислоты (ДНК, РНК). | уипз | Биологические полимеры. Мономеры. Типы связей. Комплементарность. Уровни организации ДНК Редупликация ДНК. Функции нуклеиновых кислот. Правило Чаргаффа | Знать особенности строения нуклеиновых кислот. Уметь раскрыть механизм передачи наследственной информации. | С. 106-109 §12 | 1 | |||||||||||
12 | Рибонуклеиновые кислоты. АТФ. | ку | Рибонуклеиновые кислоты. АТФ. | Знать особенности строения и функциях молекул РНК и локализации их в клетке; о строении и функциях АТФ в обмене веществ Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функции молекул РНК и АТФ в клетке. | С109-113 §12,13 | 1 | |||||||||||
13 | Практическая работа « Решение задач по молекулярной биологии» АТФ | уп | Комплементарность. Аминокислоты. Генетический код. АТФ. | Уметь составлять и решать биологические задачи. | С. 109-113 §12, задача на с.53 | 1 | |||||||||||
14 | Зачет «Химия клетки» | ук | Знать: основные понятия тем Уметь применять на практике полученные знания. | Повторить материал 9 класса по теме «Клетка» | 1 | ||||||||||||
Тема: Строение и функции клеток (11 ч) | |||||||||||||||||
15 | Цитология наука о клетке. Клеточная теория строения организмов. | уипз | Цитология. Методы изучения клетки. Положения клеточной теории. Эукариоты, прокариоты. | Знать определение понятию «цитология»; методы цитологии и основные положения клеточной теории; ученых внесших большой вклад в развитии клеточной теории. Уметь применять полученные знания при обосновании единства живой природы. | С.179-180 Конспект лекции. | 1 | |||||||||||
16 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Наружная цитоплазматическая мембрана. | ку | Строение эукариотической клетки. Строение и функции мембраны и цитоплазмы. Пиноцитоз. Фагоцитоз. Жидкостно-мозаичное строение мембраны; Мембранный транспорт, диффузия, активный транспорт. | Знать ключевые понятия «пиноцитоз», «фагоцитоз»; функции наружной цитоплазматической мембраны. Уметь: характеризовать механизм мембранного транспорта; сравнивать процессы пиноцитоза и фагоцитоза; характеризовать цикл внутриклеточного пищеварения. | С.142-147 §14 Принести лук | 1 | |||||||||||
17 | Практическая работа « Явление плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке» | пр | Плазмолиз и деплазмолиз, которые являются существенными признаками клетки как живой системы | Изучить явления плазмолиза и деплазмолиза, анализировать и делать выводы о функциях клеточной мембраны и цитоплазмы. | 1 | ||||||||||||
18 | Одномембранные органоиды эукариотической клетки. | ку | Особенности строения и функции одномембранных органоидов: ЭПС, Комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоли, клеточные включения. | Знать принципы структурной организации клетки; особенности строения и функциях одномембранных органоидов клетки; Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки | С.147-153 §16 | 1 | |||||||||||
19 | Двумембранные органоиды эукариотической клетки. | ку | Особенности строения и функции двумембранных органоидов: митохондрии, пластиды. | Знать принципы структурной организации клетки; особенности строения и функциях двумембранных органоидов клетки; Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки | С.147-153 §17 | 1 | |||||||||||
20 | Немембранные органоиды эукариотической клетки. | ку | Особенности строения и функции немембранных органоидов: рибосомы, клеточный центр, цитоскелет, жгутики, реснички. | Знать принципы структурной организации клетки; особенности строения и функциях немембранных органоидов клетки; Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки | С.147-153 §15 | 1 | |||||||||||
21 | Клеточное ядро. Строение и функции хромосом. | уипз | Кариоплазма. Ядро. Строение и функции. Хромосомы, как носителях наследственности | Уметь доказывать, что ядро-центр управления жизнедеятельностью клетки; устанавливать взаимосвязи строения и функций ядра; характеризовать строение и функции хромосом. | С.157-163 §14 | 1 | |||||||||||
22 | Лабораторная работа «Наблюдение клеток растений, животных, грибов под микроскопом» Особенности строения растительной клетки. | ку | Особенности строения растительной клетки; Растительная клетка. Животная клетка. | Знать ключевые понятия «пластиды»; отличие растительной клетки от животной клетки; Уметь наблюдать строение растительной клетки под микроскопом и описывать его; характеризовать пластиды растительной клетки; выявлять особенности строения растительной клетки, сравнивать растительную и животную клетку | С.176-178 §19 | 1 | |||||||||||
23 | Прокариотическая клетка. | уипз | Представление о двух уровнях клеточной организации: эукариотическом и прокариотическом; Прокариоты. Кольцевая хромосома. Мезосома. Спорообразование. Строение и функции бактерии и цианеи, их строение и жизнедеятельность. | Знать уровни клеточной организации. Уметь описывать строение прокариотической клетки; выделять особенности размножения бактерий; обосновывать значение прокариот в биоценозе. | С136-139 §18 | 1 | |||||||||||
24 | Неклеточные формы жизни – вирусы. | ку | Вирусология. Вирусы. Роль вирусов в природе и в жизни людей. | Знать ключевых понятий «вирус», «бактериофаг», «вирусология». Уметь сравнивать строение вирусов, бактерий и клеток эукариот. | С.181-185 §20 Подготовка к зачету | 1 | |||||||||||
25 | Зачет «Клеточные структуры и их функции» | уз | Клетка. Вирусы. | Знать основные понятия Уметь: обобщить знания о клеточных структурах для выполнения теста. | Повторить материал | 1 | |||||||||||
Тема: Обеспечение клеток энергией (7 ч) | |||||||||||||||||
26 | Метаболизм – основа существования живых организмов. Обмен веществ и энергии в клетке. Способы питания. | уипз | Метаболизм. Анаболизм. Катаболизм. Способы питания организмов; | Знать определение ключевых понятий по теме. Характеризовать процессы анаболизма и катаболизма, устанавливать их связь; способы питания организмов | § 21, 23 | 1 | |||||||||||
27 28 | Энергетический обмен – катаболизм. Этапы энергетического обмена. | уипз | Катаболизм, гликолиз, диссимиляция. Три этапа обмена | Знать определение ключевых понятий по теме; основные этапы энергетического обмена; Уметь объяснять роль АТФ в обмене веществ и энергии; значение энергетического обмена | С.123-126 §22 | 2 | |||||||||||
29 30 | Автотрофный тип питания. Фотосинтез. | ку | Автотрофы, фототрофы тилакоиды; фотосинтез, и его значение. | Знать определение ключевых понятий по теме. Уметь объяснять роль фотосинтеза, характеризовать фазы фотосинтеза; доказывать что основной источник энергии на Земле – Солнце; | С.126-129 §24 | 2 | |||||||||||
31 | Хемосинтез. | уипз | Хемосинтез, хемотрофы, серобактерии, нитрифицирующие бактерии | Знать ключевые понятия по теме. Уметь сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза; характеризовать роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. | С129-130 §25 Подготовка к зачету | 1 | |||||||||||
32 | Зачет «Обеспечение клеток энергией» | уп | Сущность обмена веществ в живых организмах. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. | Знать сущность метаболизма. Уметь обобщать и применять на практике знания о процессах жизнедеятельности клеток. | 1 | ||||||||||||
Тема: Наследственная информация и реализация ее в клетке (6 ч) | |||||||||||||||||
33 | Генетическая информация в клетке. Генетический код свойства и функции. | уипз | Генетический код. Свойства кода | Уметь объяснять сущность генетического кода | С.119-123 §26 | 1 | |||||||||||
34 35 | Реализация наследственной информации – биосинтез белка. | ку | Биосинтез белка. Транскрипция. Трансляция. | Уметь объяснять сущность матричных реакций; механизм списывания информации с ДНК на РНК, значение точности этого процесса для жизнедеятельности клетки и организма. | § 26 | 2 | |||||||||||
36 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. Современное представление о гене | Биосинтез белка. Оперон и репрессор. Механизм регуляции синтеза белка у прокариот и эукариот Гипотеза Жакобо Моно – Львова (гипотеза оперона). Строение гена. Репрессор. | Знать сущность транскрипции и трансляции. Уметь объяснять строение гена | Конспект в тетради | 1 | ||||||||||||
37 | Решение задач на биосинтез белка. | ку | Задачи на биосинтез белка. Комплементарность | Уметь использовать теоретические знания при решении задач по молекулярной биологии. | Подготовка к зачету | 1 | |||||||||||
38 | Зачет по теме «Наследственная информация и реализация ее в клетке» | ку | Сущность метаболизма. Наследственная информация и реализации ее в клетке. | Знать сущность метаболизма; Наследственная информация и реализации ее в клетке, о биосинтезе белка. Уметь применять на практике полученные знания. | Повторить материал «Учение об обмене веществ» за 9 класс | 1 | |||||||||||
Тема: Размножение и развитие организмов (12 ч) | |||||||||||||||||
39 | Жизненный цикл клетки. Митотический цикл клетки. Лабораторная работа « Изучение фаз митоза в клетках корешка лука» | ку | Жизненный и митотический цикл, интерфаза, редупликация. Работа с микропрепаратом «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука» | Знать ключевые понятия «Жизненный цикл», «митотический цикл» Уметь: объяснять значение интерфазы в жизненном цикле клетки; характеризовать процессы интерфазы. Давать определения ключевым понятиям. Объяснять биологический смысл митоза. Описывать микропрепарат «Митоз в клетках корешка лука» Характеризовать митоз. | С.167-170 §28 | 1 | |||||||||||
40 | Митоз. Фазы митоза. | уинм | Митотический цикл. Амитоз. Биологическое значение митоза. Стадии митоза | Знать: определения ключевых понятий. Уметь: объяснять биологический смысл митоза; характеризовать митоз; определять фазы митоза по немым рисункам. | С.170-173 §29 | 1 | |||||||||||
41 42 | Мейоз. Фазы мейоза. | ку | Гаплоидный набор хромосом. Конъюгация. Кроссинговер. Мейоз. Биологическое значение мейоза | Знать определения ключевых понятий. Уметь описать изменения, происходящие с хромосомами в процессе кроссинговера; объяснять биологическое значение мейоза; определять фазы митоза по немым рисункам. | С.202-208 §30 | 2 | |||||||||||
43 | Бесполое размножение. Вегетативное размножение. | ку | Бесполое размножение. Вегетативное размножение, органная регенерация. Бесполое размножение. Роль в природе. | Уметь характеризовать распространение в природе и роль в сельском хозяйстве вегетативного размножения; биологическое значение бесполого размножения; сравнивать бесполое и половое размножение. | С.193-197 §31 | 1 | |||||||||||
44 | Половое размножение. Развитие половых клеток – гаметогенез. | ку | Гаметогенез. Гаметы, гермафродиты, овогенез, репродуктивный период, сперматогенез. Стадии развития половых клеток | Знать определение ключевых понятий. Уметь устанавливать связь между строением и функцией половых клеток; характеризовать этапы гаметогенеза; сравнивать этапы гаметогенеза и овогенеза; выделять эволюционное преимущества полового размножения. | С.199-202 §32,33 | 1 | |||||||||||
45 | Оплодотворение. Оплодотворение цветковых растений и позвоночных животных. | ку | Оплодотворение. Его виды, биологическая роль. | Уметь выделять эволюционные преимущества полового размножения; обосновывать зависимость типа оплодотворения от условий среды обитания. | С.208-210 §34 | 1 | |||||||||||
46 | Онтогенез. Дробление. Гаструляция. Органогенез. | ку | Дробление. Гаструляция. Органогенез. Энтодерма, эктодерма, мезодерма. | Уметь сравнивать стадии зиготы и бластулы; объяснять биологическое значение дробления, механизм гаструляции и органогенеза. | С.215-223 §35 | 1 | |||||||||||
47 | Эмбриональное развитие организмов. Эмбриональная индукция. | ку | Эмбриональная индукция. | Знать определения ключевых понятий «Эмбриональная индукция» Уметь сравнивать механизм гаструляции и органогенеза; характеризовать вклад российских ученых в развитие эмбриологии. | С.223-225 §35 | 1 | |||||||||||
48 | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. | ку | Гомология. К.Бэр и его закон. Закон Геккеля – Мюллера. А.Н.Северцов. | Знать стадии эмбрионального развития, определения понятий «биогенетический закон»; Уметь характеризовать сущность проявления биогенетического закона; роль ученых внесших заслугу в развитии биогенетического закона. | С.235-238 | 1 | |||||||||||
49 | Постэмбриональный период развития. | ку | Дорепродуктивный период, метаморфоз, непрямое развитие, постэмбриональный период, прямое развитие, репродуктивный период. | Уметь приводить примеры неопределенного и определенного роста; объяснять значение метаморфоза, сравнивать прямое и непрямое развитие. | С.228-232 §37 Подготовка к зачету | 1 | |||||||||||
50 | Зачет «Воспроизведение биологических систем» | ук | Знать сущность развития и размножения организмов. Уметь сравнить митоз и мейоз; применить полученные знания при выполнении работы. | Повторить материал 9 класса «Генетика» | 1 | ||||||||||||
Тема: Генетика (20 ч) | |||||||||||||||||
51 | Основные понятия генетики. Генетическая символика. | уинт | Генотип, гены, гетерозигота, гомозигота, изменчивость, наследственность, локус, признак, фенотип, методы генетики. | Знать определение ключевых понятий. Уметь: приводить примеры рецессивных и доминантных признаков; схематично обозначать хромосомы, расположение аллельных генов в диплоидном и гаплоидном наборах; объяснять сущность генотипа как совокупности взаимодействующих генов | С.253-255 Записи в тетради | 1 | |||||||||||
52 | Гибридологический метод изучения наследственности. | ку | Гибрид, гибридизация, доминирование, моно- гибридное скрещивание, чистые линии, альтернативные признаки | Уметь: раскрывать сущность гибридологического метода; характеризовать моногибридное скрещивание; | С.261-262 §38 | 1 | |||||||||||
53 | Первый закон Менделя- закон единообразия (доминирование). Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. | ку | Гибрид, гибридизация, доминирование, моно- гибридное скрещивание, чистые линии, альтернативные признаки | Уметь: записывать генетическими символами условие и решение задач; раскрывать сущность объяснять цитологические основы проявления первого и второго закона Менделя. | С.263-269 §39 | 1 | |||||||||||
54 | Цитологические основы законов Г.Менделя. Гипотеза чистоты гамет. | ку | Хромосомная теория наследственности. | Уметь: обосновывать цитологические основы проявления законов Менделя; характеризовать положения хромосомной теории. | С.269-271 §39 | 1 | |||||||||||
55 | Решение генетических задач на моногибридное скрещивание. | уп | Генотип, гибриды первого поколения, фенотип, вероятность проявления признака, число типов гамет. | Уметь: решать биологические задачи по теме «Моногибридное скрещивание» | Задачи | 1 | |||||||||||
56 | Анализирующее сращивание. Неполное доминирование. | ку | Анализирующее сращивание, его практическое значение. | Уметь составлять схемы анализирующего скрещивания; решать биологические задачи. | С.276-277 §40 | 1 | |||||||||||
57 | Статистический характер законов наследственности | ку | Статистика. Статистический характер законов наследственности | Уметь раскрывать статистическую природу закона независимого наследования признаков; доказывать статистический характер явления расщепления признаков | Записи в тетради | 1 | |||||||||||
58 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя- закон независимого комбинирования признаков. | ку | Дигибридное скрещивание, цитологические основы проявления третьего закона Менделя, закона независимого комбинирования признаков. | Уметь: рассчитывать число типов гамет и составлять решетку Пеннета, объяснять цитологические основы третьего закона. | С.272-276 §41 | 1 | |||||||||||
59 | Решение генетических задач на дигибридное скрещивание. | уоисз | Дигибридное скрещивание. | Знать: сущность третьего закона Менделя. Уметь: решать задачи на дигибридное скрещивание. | Задачи | 1 | |||||||||||
60 61 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. | ку | Группа сцепления, кроссинговер, морганиды, перекрест хромосом, сцепленное наследование. | Уметь: объяснять механизм нарушения сцепления генов; обосновывать цитологические основы проявления законов Менделя; характеризовать положения хромосомной теории | С.280-284 §42 | 2 | |||||||||||
62 | Пр. раб. №4. Решение задач на сцепленное наследование. | Расстояние между генами | Уметь: решать биологические задачи по теме «Сцепленное наследование» | Задачи | 1 | ||||||||||||
63 | Генетика пола. Наследование признаков сцепленных с полом. | ку | Группа сцепления, кроссинговер, морганиды, перекрест хромосом, сцепленное наследование Аутосомы, гетерохромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол, практическое значение генетики пола для человека | Уметь: приводить примеры гомогаметного и гетерогаметного пола у животных; объяснять цитологический механизм наследования признаков, сцепленных с полом; составлять схему хромосомного определения пола; сравнивать кариотип мужчины и женщины | С.285-288 §45 | 1 | |||||||||||
64 | Решение задач на наследование, сцепленное с полом» | уп | Наследование гемофилии и дальтонизма у человека. | Уметь решать биологические задачи по теме «Сцепленное с полом наследование» | Задачи | 1 | |||||||||||
65 | Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных генов. | ку | Генотп – система взаимодействующих генов. Кодоминирование, | Знать ключевые понятия о генотипе; Уметь: приводить примеры аллельного взаимодействия генов; объяснять явления кодоминирования; раскрыть проявление взаимосвязи и взаимодействия друг с другом генов, влияющих на проявление различных признаков | Записи в тетради | 1 | |||||||||||
66 | Взаимодействие неаллельных генов | ку | комплементарность, полимерия, эпистаз, плейотропия. | Уметь: приводить примеры аллельного взаимодействия генов; объяснять явления комплементарности, эпистаза; характеризовать формы взаимодействия неаллельных генов | §43 | 1 | |||||||||||
67 | Цитоплазматическая наследственность | уинт | Цитоплазматическая наследственность Внеядерная наследственность. Митохондриальные гены. Наследственность, связанная с пластидами. | Знать ключевые понятия; уметь сравнивать свойства ядерной и внеядерной изменчивости | §44 | 1 | |||||||||||
68 | Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных генов. | уп | Наследование групп крови у человека. | Уметь решать биологические задачи по теме «Неаллельное взаимодействие генов»; объяснять механизм наследования групп крови у человека. | Задачи Подготовка к зачету | 1 | |||||||||||
69 | Зачет «Решение генетических задач» | ук | Знать: основные понятия тем Уметь применять на практике полученные знания. | 1 | |||||||||||||
70 | Зачет по теме «Основные закономерности явлений наследственности» | ук | Уметь обосновывать универсальный характер законов наследственности; характеризовать генетические законы; выявлять доминантные и рецессивные признаки и свойства растений и животных; Знать генетические термины | 1 | |||||||||||||
Тема: Закономерности изменчивости (13 ч) | |||||||||||||||||
71 | Изменчивость признаков организмов. Закономерности изменчивости. | уинт | Изменчивость. Виды изменчивости, причинах и закономерностях ее проявления. | Знать основные понятия темы. Уметь давать характеристику типов изменчивости; различать качественные и количественные признаки; влияние среды на формирование качественных и количественных признаков. | Конспект в тетради, соответствующий материал в учебнике. | 1 | |||||||||||
72 | Наследственная изменчивость. | уипз | Виды изменчивости. Мутаген, мутагенез. Виды мутаций. | Знать уровни возникновения комбинаций генов. | §46 | 1 | |||||||||||
73 | Виды мутаций | уинт | Виды изменчивости. Мутаген, мутагенез. Виды мутаций. | Знать уровни возникновения комбинаций генов. | §47 | 1 | |||||||||||
74 75 | Классификация мутаций по уровню их возникновения. Генные мутации. Хромосомные мутации. Геномные мутации. | уизп | Классификация мутаций. Причины мутаций. Последствия их влияния на организм. Генные, хромосомные и геномные мутации. Значение мутаций | Уметь: объяснять причины наследственных изменений, генных и хромосомных мутаций; приводить примеры разных типов классификации мутаций; выявлять источники мутагенов в окружающей среде; обосновывать биологическое значение мутаций | §47 | 2 | |||||||||||
76 | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | ку | Гомологические ряды, их роль и значение | Уметь: характеризовать закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова | Сообщения «Исследования Н.И.Вавилова» | 1 | |||||||||||
77 | Зависимость проявления генов от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость) | уипз | Вариационный ряд, модификации, морфоз, норма реакции, причины модификаций | Уметь описывать проявления модификационной изменчивости; объяснять причины ненаследственных изменений; обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания | Конспект в тетради, соответствующий материал в учебнике. | 1 | |||||||||||
78 | Фенотипическая изменчивость. Норма реакции. | ку | Норма реакции. | Знать: сущность понятия «норма реакции» Уметь: объяснять модификационную изменчивость. | Конспект в тетради, соответствующий материал в учебнике. | 1 | |||||||||||
79 | Особенности модификационной изменчивости. | уипз | Вариационный ряд, модификации, морфоз, норма реакции, причины модификаций | Знать: сущность понятия «норма реакции» Уметь: объяснять особенности модификационной изменчивость. | Запись в тетради | 1 | |||||||||||
80 | Статистические закономерности модификационной изменчивости. | ку | Вариационный ряд, вариационная кривая, варианта, статистика модификаций | Уметь объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку; использовать математические методы статистики в биологии | Принести семена фасоли, листья тополя | 1 | |||||||||||
81 | Лаб. Раб. «Выявление изменчивости у особей одного вида, построение вариационного ряда и вариационной кривой» | уп | Вариационный ряд, вариационная кривая, варианта, статистика модификаций | Уметь объяснять результаты учебно-исследовательской работы, осуществлять их проверку; использовать математические методы статистики в биологии | Подготовиться к обобщающему уроку | 1 | |||||||||||
82 | Обобщающий урок по теме « Закономерности изменчивости» | ук | Наследственная и фенотипическая изменчивость. | Уметь: сравнивать свойства мутационной и модификационной изменчивости | Подготовка к зачету | 1 | |||||||||||
83 | Зачет по теме «Основные закономерности явлений изменчивости» | ук | Законы изменчивости | Знать основные понятия темы Уметь применять полученные знания при выполнении работы | Подготовить сообщения | 1 | |||||||||||
Тема: Генетика человека(12 ч) | |||||||||||||||||
84 | Особенности и методы изучения генетики человека. | уп | Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод. Схемы родословных | Уметь составлять родословную своей семьи | Записи в тетради | 1 | |||||||||||
85 | Хромосомы и генетические карты человека. | уипз | Хромосомы и генетические карты человека | Уметь распознавать генетические карты человека. Знать основные понятия определений | Записи в тетради | 1 | |||||||||||
86 | Генеалогический метод и анализ родословных. | уп | Методы изучения генетики человека. Генеалогический метод. Схемы родословных | Уметь составлять родословную своей семьи | Записи в тетради | 1 | |||||||||||
87 | Пр. раб. №7. Составление схем родословных. | уп | Генные и хромосомные болезни. Наследование резус-фактора. Меры профилактики | Уметь: объяснять механизм наследования резус-фактора; характеризовать генные и хромосомные болезни; обосновывать меры их профилактики | Составить схему своей родословной | 1 | |||||||||||
88 89 90 | Практическая работа № «Решение задач на родословную человека» | уп | Типы наследования: аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное, сцепленное с полом. | Устанавливать тип наследования на основе анализа схемы родословной. | 3 | ||||||||||||
91 | Близнецовый метод исследования в генетике человека. | уипз | Генные и хромосомные болезни. Наследование резус-фактора. Меры профилактики | Уметь: объяснять механизм наследования резус-фактора; характеризовать генные и хромосомные болезни; обосновывать меры их профилактики | Записи в тетради | 1 | |||||||||||
92 93 | Наследственные болезни человека. | уипз | Генные и хромосомные болезни. Наследование резус-фактора. Меры профилактики | Уметь: объяснять механизм наследования резус-фактора; характеризовать генные и хромосомные болезни; обосновывать меры их профилактики | Записи в тетради | 1 | |||||||||||
94 | Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Решение генетических задач на наследование резус – фактора человека. | Ку | Генные и хромосомные болезни. Наследование резус-фактора. Меры профилактики | Знать: основные понятия тем Уметь применять на практике полученные знания. | Записи в тетради Подготовка к зачету | 1 | |||||||||||
95 | Зачет по теме: « Генетика человека». | ук | Знания об особенностях и методах изучения генетики человека, о наследственных болезнях человека | Знать особенности и методы изучения генетики человека. Уметь: характеризовать наследственные болезни; объяснять механизм наследования резус-фактора; решать задачи по теме «Генетика человека» | Повторить материал 9 класса «Селекция» | 1 | |||||||||||
Тема: Селекция (8 ч) | |||||||||||||||||
96 | Селекция, ее задачи, методы. Гомологический ряд в наследственной изменчивости. | уинт | Знания о селекции. Задачи селекции, понятиях «порода», «сорт» | Знать методы селекции, ее задачи. Уметь: объяснять происхождение культурных растений. | С.319-325 §64 | 1 | |||||||||||
97 | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | уипз | Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | Знать методы селекции, ее задачи. Уметь: объяснять происхождение культурных растений. | С.319-325 §64 | 1 | |||||||||||
98 | Создание пород животных и сортов культурных растений. | уипз | Виды отбора, типы скрещивания. Самоопыление, межлинейная гибридизация. Искусственный отбор. Гетерозис | Уметь: выделять признаки сорта; сравнивать отдаленную гибридизацию у растений и животных; характеризовать типы скрещивания в животноводстве | Записи в тетради С.319 §64 | 1 | |||||||||||
99 | Методы селекции растений. | ку | Селекция. Гетерозис. Гибридизация. Искусственный отбор. Порода, сорт, штамм Методы селекции: массовый и индивидуальный отборы. | Знать основные методы селекции растений и животных. Уметь сравнивать массовый и индивидуальный отборы. Объяснить явление гетерозиса. | С.325-330 §65 | 1 | |||||||||||
100 | Методы селекции животных. | ку | Одомашнивание. Селекция. Гетерозис. Гибридизация. Искусственный отбор. Порода, сорт, штамм Методы селекции: массовый и индивидуальный отборы. | Знать основные методы селекции растений и животных. Уметь сравнивать массовый и индивидуальный отборы. Объяснить явление гетерозиса. | С.325-330 §66 | 1 | |||||||||||
101 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология. | ку | Особенности селекции микроорганизмов. Успехи биотехнологии. | Знать методы используемые в селекции микроорганизмов. Уметь: объяснять значение селекции микроорганизмов; успехи биотехнологии. | С.333-335 §67 | 1 | |||||||||||
102 | Достижения и основные направления современной селекции. | ку | Биотехнология, генная инженерия, клонирование, трансгенные организмы (ГМО) | Уметь сравнить клонирование с традиционным методом селекции. Объяснять методы генной инженерии. | С.336-337 §68 Подготовиться к зачету | 1 | |||||||||||
103 | Зачет «Селекция и биотехнология» | уп | Знать методы и задачи селекции. Уметь применять на практике полученные знания. | 1 | |||||||||||||
104 | Контрольный срез знаний | ук | Знать: основные понятия тем Уметь применять на практике полученные знания. | 1 | |||||||||||||
105 | Итоговый урок | ук | Подведение итогов | 1 | |||||||||||||
Всего 105 ч | 105 |
Педагогические технологии, используемые для создания условий для активной познавательной деятельности учащихся и развития их творческого потенциала:
- личностно-ориентированное развивающее обучение (при выполнении домашних заданий, на уроках)
- технология учебного исследования, проектная деятельность (лабораторные, практические работы, мини-проекты)
- информационно-коммуникативные технологии (презентации);
- технология проблемного обучения (создание проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности на уроках);
- технология дифференцированного (профильного) обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое пларирование по математике 6 класс, 6 часов
календарно-тематическое планирование5 класс по учебнику Абылкасымовой...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...