Внеурочная деятельность 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс)
На сегодняшний день очевидны проблемы здоровья граждан России. Именно общество в лице образовательных учреждений формирует систему приоритетов и ценностей, определенный стиль жизни, так называемые социально одобряемые нормы поведения. Поэтому если учащийся не очень понимает необходимость сохранения своего здоровья, то задача образовательного учреждения состоит в разъяснении того, что ты сам в состоянии ответить за свое будущее и твоя успешность напрямую зависит от состояния твоего здоровья. Необходимо найти новые формы пропаганды и внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую систему социально-культурных ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных приоритетов.
Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и углубить знания по биологии (анатомии человека), валеологии. Он поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника. Курс проводится в виде лекционно-практических-исследовательских занятий с оформлением содержания занятия в рабочих тетрадях.
В течение всего курса внеурочной деятельности учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, проектов и т.д. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.
Для профориентации на такие конференции могут приглашаться медицинские работники.
Предусмотрено ознакомление с приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание важности выполняемого дела.
Программа имеет прикладное значение – профориентации. Ребята также могут посещать курс с целью получения элементарных знаний об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, о способах сохранения и укрепления здоровья, особенностях влияния вредных привычек и окружающей среды на здоровье человека, навыков оказания первой помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_8_klass.docx | 45.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4 г. Ак-Довурак
Рассмотрено На заседании ШМО учителей биологии, химии и географии ___________Сарыглар А.А. «___»____________2018г. | Согласовано Зам. директора по УВР. __________Сарыглар У.М. «___»___________2018г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №4 г. Ак-Довурак __________Салчак А.А. «___»__________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по биологии
для 8 класса
«За страницами учебника биологии»
На 2018-2019 учебный год
Направление: общеинтеллектуальное
Составила:
Учитель биологии
Ооржак О.В.
Ак-Довурак, 2018г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
- методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;
- письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
На сегодняшний день очевидны проблемы здоровья граждан России. Именно общество в лице образовательных учреждений формирует систему приоритетов и ценностей, определенный стиль жизни, так называемые социально одобряемые нормы поведения. Поэтому если учащийся не очень понимает необходимость сохранения своего здоровья, то задача образовательного учреждения состоит в разъяснении того, что ты сам в состоянии ответить за свое будущее и твоя успешность напрямую зависит от состояния твоего здоровья. Необходимо найти новые формы пропаганды и внедрения ценностей здорового образа жизни, культуры здоровья, выработать новую систему социально-культурных ценностей, в которой здоровье будет одним из основных личностных приоритетов.
Также предлагаемый курс внеурочной деятельности может поддержать и углубить знания по биологии (анатомии человека), валеологии. Он поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускника. Курс проводится в виде лекционно-практических-исследовательских занятий с оформлением содержания занятия в рабочих тетрадях.
В течение всего курса внеурочной деятельности учащиеся работают с дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде реферативных работ, проектов и т.д. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.
Для профориентации на такие конференции могут приглашаться медицинские работники.
Предусмотрено ознакомление с приёмами оказания доврачебной помощи, повышающие понимание важности выполняемого дела.
Программа имеет прикладное значение – профориентации. Ребята также могут посещать курс с целью получения элементарных знаний об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, о способах сохранения и укрепления здоровья, особенностях влияния вредных привычек и окружающей среды на здоровье человека, навыков оказания первой помощи.
Результатом изучения курса: "За страницами учебника биологии" является урок-зачет с элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое знание вопросов, но и практические навыки, полученные на занятиях курса.Или итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии, либо защитить проект или исследовательскую работу по какой-либо тематике.
Цель:Формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, развитиекультуры здорового образа жизни и расширение кругозора в области медицины.
Практические задачи данной программы:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, повышение мотивации для укрепление своего здоровья;
- адаптация их к жизни в обществе;
- формирование общей культуры, в том числе культуры здорового образа жизни;
Учебно-воспитательные задачи следующие:
- сознание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;
- развитие у учащихся причинно-следственных и межпредметных связей в ходе реализации программы;
- формирование у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.
- повышение мотивации к изучению предмета «Анатомия человека»
- Датьобучающимся знания и обучить практическим навыкам оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях.
В программу введен не только анатомо-физиологический и морфологический материал, но и сведения по экологии человека, растений и животных, о влиянии разнообразных экологических факторов на организм человека, о зависимости процессов жизнедеятельности и здоровья людей от природных и социальных факторов окружающей среды. Практические занятия ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости обучающихся.
- Формирование культуры здорового образа жизни.
- Осознанный выбора детьми здорового образа жизни.
Проверка ожидаемых результатов:
1. Конкурс для обучающихся на составление собственной программы здоровья.
2. Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у данной категории подростков для выявления отношения их к алкоголю и других вредных привычек.
3. Защита мини – проектов «Программа моего здоровья».
4. Оказание первой доврачебной помощи.
Программа способствует формированию у школьников следующих видов универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- Самоопределение.
- Смыслообразование.
- Самооценка и личностное самосовершенствование.
- Нравственно-этическая установка на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Высказыватьсвои версии на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану.
- Составлять конспект и план ответа по определенной тематике.
Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации:
- Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Составлять ответы на основе простейших моделей (рисунков, схем, таблиц.)
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и работать в группе в паре.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Метапредметные:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- осуществлять самоконтроль и коррекцию деятельности;
- организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками в ходе учебной деятельности;
- работать с различными источниками информации.
- устанавливать взаимосвязи здоровья и образа жизни; воздействие природных и социальных факторов на организм человека; влияние факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
- систематизировать основные условия сохранения здоровья; факторы, укрепляющие здоровье в процессе развития человеческого организма;
Виды деятельности: организационно – деятельностные игры, викторины, выпуск буклетов, защита проектов, беседы, исследования,лекции.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем ведения «Дневника здоровья».
Планируемые результаты
Школьники приобретут знания об основных вопросах медицины, физиологии и гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального питания, о “полезных” и “вредных” продуктах, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья. Осуществляетпоиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя. Используетсредства профилактики ОРЗ, ОРВИ и др.болезней. Определяет благоприятные факторы, воздействующие на здоровье. Заботиться о своем здоровье.Использует навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе. Оказывает первую медицинскую помощь. Задает вопросы, для организации собственной деятельности. Знает основные (самые распестрённые) болезни систем органов, клинику и профилактику болезней человека, источники инфекции, профилактическиепрививки.
Поурочное планирование программы “За страницами учебника биологии”
Тема. Кол-во часов. | № занятия | Занятия по данной теме | Практические и лабораторные работы экскурсии, видеофильмы, проекты. |
Тема № 1.(2 часа) Введение | 1-2 | Занятие № 1.Понятие здоровья. Продолжительность жизни людей. Календарный и биологический возраст. Занятие № 2. Биологические науки, изучающие организм человека: валеология, геронтология, биометеорология, анатомия, физиология, гигиена и психология человека. | Просмотр видеофильма «Ключи от долголетия» |
Тема № 2. ( 4 часа) Окружающая среда и здоровье. | 3-4-5-6 | Занятие № 1.Почему смена погоды влияет на состояние здоровья человека. Повышение и снижение атмосферного давления. Занятие № 2.Как влияют перепады температуры на состояние здоровья человека. Магнитные бури. Занятие № 3.Проблема загрязнения воздуха. Воздух жилых помещений. Занятие № 4. Вода и здоровье. Основные источники загрязнения воды. Минеральная вода, показания к применению. | Практикум № 1. Составление рекомендаций метеозависимым людям. Практикум № 2. Составление рекомендаций людям, подверженных влиянию магнитных бурь. Лабораторная работа №1. Какие заболевания провоцирует загрязнение воздуха. |
Тема № 3. (3 часа) Экстремальные факторы. | 7-8-9 | Занятие № 1.Влияние перегрузок и невесомости на организм человека. Занятие № 2.Электрические и магнитные поля и их влияние на человека. Занятие № 3. Радиация. Рентгеновское излучение. | Просмотр видеофильма «Человек в космосе» Просмотр видеофильма «Чем опасна радиация». |
Тема №4.Режим дня. ( 2 часа) | 10-11 | Занятие № 1.Режим дня. Биологические ритмы. Занятие № 2. Роль сна на здоровье человека. Сколько должен спать человек. Нарушение сна. | Практикум № 3.Разработка собственного режима дня с учетом школьных занятий и подготовки Д/З. |
Тема № 5.Вредные привычки (3 часа). | 12-13 | Занятие № 1.Влияние алкоголя и никотина на организм человека и последствия. Алкоголизм. Табакокурение. Электронные сигареты - вредно или нет. Занятие № 2. Наркотики и наркомания. Влияние наркотиков на организм человека в подростковом возрасте. | Просмотр видеофильма «Вредные привычки как разрушители здоровья» |
Тема №6. Влияние физкультуры и спорта на организм человека. | 14-15 | Занятие № 1.Значение физической активности в современном обществе. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Занятие № 2. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови. | |
Тема № 7. Питание и здоровье. ( 4 часа). | 16-17-18 | Занятие № 1. Понятие о правильном питании и режиме приема пищи. Занятие № 2. Химический состав пищи. Калорийность. Занятие № 3.Сбалансированное питание – залог здоровья. Роль витаминов в обмене веществ. | Практикум № 4. Составление индивидуального рациона питания. Практикум № 5. Изучение этикеток продуктов питания. Практикум № 6. Расчет калорийности обеда. |
Тема № 8. Влияние физкультуры и спорта на организм человека (4 часа). | 19-20-21-22 | Занятие № 1.Значение физической активности в современном обществе. Занятие № 2. Укрепление и развитие опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Занятие № 3. Влияние физической активности на укрепление дыхательной и кровеносной системы. Занятие №4. Повышение иммунитета и качественные изменения в составе крови. | Практикум № 7. Измерение жизненного объема легких у тренированного и нетренированного человека. |
Тема № 9. (2 часа) Диагностические процедуры больных | 23-24 | Занятие № 1. Лечебные и диагностические процедуры Занятие № 3. Клинические анализы и их расшифровка. | Экскурсия в ЦРБ. Клиническая лаборатория. Пригласить фельдшера. |
Тема №10. Бактерии, вирусы и человек. (5часов) | 25-26-27-28-29 | Занятие №1. Общие сведения об инфекциях. Источники заражения и пути их передачи. Сроки инкубационного периода некоторых И.Б. Сроки изоляции больных и средства защиты (пути) лиц, обращающихся с ними. Занятие №2-3. Бактерии, возбудители болезней: скарлатины, коклюша, ангины, пневмонии, чумы, ботулизма, туберкулеза – клиника, лечение и профилактика. Занятие №4. Антибиотики, их влияние на организм человека. Занятие №5. Вирусы, возбудители болезней: краснухи, ветрянки, свинки, гриппа, СПИДа - клиника, лечение и профилактика. | Практикум № 8. Выращивание бактерии- картофельной палочки. |
Тема № 11. (3 часа) Уход за больными
| 30-31-32 | Занятие № 1. Уход за больными пожилого возраста и лежачими больными. Занятие №2. Уход за инфекционными больными. Занятие №3. Уход за новорожденными детьми. | Экскурсия в ЦРБ. |
Тема №12. (2 часа) Прививки и вакцины. | 33-34 | Занятие № 1. Активная и пассивная иммунизация. Профилактические прививки. Занятие №2. Виды вакцинации. Как изготавливают вакцины. | Просмотр видеофильма «Вакцина» |
Тема №13 Заболевания опорно-двигательной системы.(3 часа) | 35-36-37 | Занятие № 1. Возрастные изменения в опорно-двигательном аппарате. Занятие № 2. Клиника и признаки заболевания артроза, радикулита, остеохондроза, сколиоза, плоскостопия. Занятие №3. Травмы: растяжения, вывихи, переломы и оказание первой помощи. | Практикум №9 «Диагностика плоскостопия и сколиоза». Практикум №10 «Разработка мер по профилактике сколиоза в школе и дома» Практикум№11. «Наложение шины при переломах» |
Тема № 14. Основные болезни сердечно - сосудистой системы. (4 часа) | 38-39-40-41 | Занятие № 1. Возрастные изменения в сердечно - сосудистой системе, Изменение кровообращения. Занятие № 2. Клиника и признаки заболевания ишемической болезни сердца, гипертонии, гипотонии, артериосклероза. Занятие № 3. Профилактика и лечение инфаркта миокарда, инсульта, анемии. Занятие № 4. Кровотечения, оказание первой помощи. | Практикум№12. Измерение артериального давления. Практикум №13.Наложение стерильных повязок на голову, грудь, живот, конечности. Практикум №14. Наложение жгута при кровотечениях. |
Тема № 15. Дыхательная система (3 часа). | 42-43-44 | Занятие № 1. Возрастные изменения дыхательной системы. Причины возникновения и признаки заболеваний. Занятие № 2. Клиника и признаки заболевания ринита, ОРЗ, гайморита, горной болезни. Занятие № 3. Клиника и признаки заболевания бронхиальной астмой, пневмонией, раком легких, туберкулезом. | Практикум №15. «Измерение ЖОЛ» Практикум №16 «Оказание первой помощи при остановке дыхания» |
Тема №16 Заболевания пищеварительной системы. (2 часа) | 45-46 | Занятие № 1. Клиника и профилактика болезней желудочно-кишечного тракта: гастрита, язвы желудка, дисбактериоза, панкреатита, холецистита. Занятие № 2. Симптомы и лечение аппендицита, цирроза печени. Неправильное пищевое поведение – анерексия. | Просмотр видеофильма «Живая еда» |
Тема № 17. Лечебное питание больных (3 часа) | 47-48-49 | Занятие № 1. При язвенных болезнях При болезни печени, ожирении. При гастритах, хирургических больных Занятие №2При детских болезнях. Питание беременных. Аллергических болезнях. Занятие №3. Совместимость и калорийность продуктов питания. | Практикум № 17. Составление диет Расчет калорий в сутки. |
Тема №18. Заболевания зубов и гигиена полости рта (2 часа). | 50-51 | Занятие № 1. Признаки и симптомы кариеса и пульпита, уход за полостью рта. Занятие №2. Зубные инфекции с воспалительным процессом: абсцесс и флегмона. | Просмотр видеофильма «Здоровые зубы- здоровый организм». |
Тема №19. Заболевания выделительной системы. (1 час) | 52 | Занятие № 1. Симптомы и причины развития цистита и почечнокаменной болезни. | Просмотр видеофильма «Искусственная почка» |
Тема №20. Распространенные заболевания нервной системы.(3 часа) | 53-54-55 | Занятие № 1. Возрастные изменения нервной системы. Симптомы иклиника течения амнезии, мигрени, рака головного мозга, комы. Занятие № 2. Признаки эпилепсии, менингита, стресса и депрессии. Занятие № 3. Заболевания, связанные с задержкой психологического развития у детей: ЗПР и олигофрения | |
Тема №21. Уход и профилактика болезней кожи. (5 часов) | 56-57-58-59-60 | Занятие № 1. Причины, профилактика и симптомы дерматита, герпеса, меланомы, псориаза, грибковых заболеваний. Занятие № 2. Как избавиться от веснушек, бородавок и угрей.Какие проблемы кожи можно решить с помощью масок? Различные виды масок. Занятие № 3. Обморожения и ожоги их классификация. Занятие №4. Уход за кожей. Способствует ли солярий развитию рака кожи. Занятие №5. Какой должна быть подростковая косметика. Уход за ногтями и волосами. | Просмотр видеофильма (советы врача) «Подростковые угри» Практикум №18. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Практикум №19. Определение типа кожи и подбор крема по уходу за кожей лица. |
Тема №21. Болезни зрительного анализатора. (2 часа) | 61-62 | Занятие №1. Возрастные изменения органов зрения. Особенности развития болезни: катаракта, глаукома, отслоение сетчатки. Занятие № 2.Причины, профилактика и симптомы близорукости, дальнозоркости, конъюнктивита. | Практикум №20. Определение остроты зрения по таблице. Зарядка для глаз. |
Тема №22. Болезни слухового анализатора. (1 час) | 63 | Занятие №1. Возрастные изменения органов слуха. Причины, профилактика и симптомы синусита, отита. серной пробки, тугоухости. | |
Тема №23. Наследственные болезни. (1 час) | 64 | Причины возникновения и симптомы гемофилии, дальтонизма, синдрома Дауна. | |
Тема№24. Иммуномодуляторы (1 час) | 65 | Занятие №1. Современные иммуномодуляторы, можно ли применять без рецепта врача? Занятие №2. Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики. | Исследовательская работа: «Проблемы современной иммунологии, аллергии и генетики». |
Тема №25 Народная медицина. (2 часа) | 66-67 | Занятие №1. Народная медицина сегодня. Лечебные травы и их влияние на организм человека. Занятие №2. Можно ли лечить болезни с помощью массажа, показания для массажа. | Исследовательская работа:«Изучение лечебных свойств некоторых растений и их влияние на организм человека». |
Тема №26. (1 час) Итоговое занятие профориентационной направленности. | 68 | Этика и деонтология в медицине. |
Литература: (для учителя)
- Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
- Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
- Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
- Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.
- Ресурсы Интернета.
- Электронные и энциклопедические справочники.
- Основы медицинских знаний. Е.Е. Тен. Москва. Издательство «Мастерство» 2002 год.
- Основы медицинских знаний. Семейная академия. Р.В. Овчарова. Вопросы и ответы. Москва. «Просвещение». Учебная литература.1996 год
- Основы медицинских знаний учащихся. Пробный учебник для средних учебных заведений, под редакцией М.И. Гоголева. Москва. «Просвещение» 1991год.
Литература: (для детей)
- Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
- Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
- Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.
- Детская энциклопедия. Т. 18. Человек. «Аванта +» Москва, 2002 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса
Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»
В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....