Внеурочная деятельность 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)
Новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 34 академических часа, включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_6_klass.docx | 41.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Ак-Довурак
Рассмотрено На заседании ШМО учителей биологии, химии и географии ___________Сарыглар А.А. «___»_____________2018г. | Согласовано Зам. директора по УВР. __________Сарыглар У.М. «___»___________ 2018г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №4 г. Ак-Довурак __________Салчак А.А. «___»_________2018г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Зеленая лаборатория»
Направление:общеинтеллектуальное
Класс: 6
Составила:
Ооржак Оксана Викторовна
Учитель биологии
Ак-Довурак, 2018г.
Пояснительная запискаВведение
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже XX - XXI веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлен раздел изучения особенностей природы Самарской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.
Курс, рассчитанный на 34 академических часа, включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель: Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Задачи программы:
Образовательные
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
- Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
- Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
- Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
- Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
- Развитие навыков общение и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к миру живых существ.
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы
- Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 12 – 13 лет.
- Продолжительность образовательного процесса - 1 года.
- Количество часов - 1 учебный час в неделю.
- За год (34 недели) - 34 занятия.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
- Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
- Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
- Частично-поисковые методы:(при систематизации коллекционного материала).
- Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
- Наглядность:просмотр видео-, кинофильмов,. компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Планируемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Зеленая лаборатория»обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
- умение работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение особенностей строения клеток, тканей и органов и процессов жизнедеятельности растений;
- приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
- различение на части и органоидов клетки, органов цветкового растения;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений растений к среде обитания;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3.В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Планируемый результат
- положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
- повышениекоммуникативности;
- появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
- умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
- сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
- ведение здорового образа жизни
Способы проверки ожидаемых результатов:
- демонстрация практических умений и навыков
- смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).
- творческие отчёты, доклады
- дискуссия.
- проектно-исследовательская работа.
- конференция.
- творческий отчет о экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.
- отчетная выставка.
Для фиксирования оценок качества обучения можно использовать такие формы, как:
- диагностические карты;
- табель развития;
- папка достижений («Портфолио»).
Содержание программы.
Материал курса разделен на темы.
Первая тема «Осенние явления в природе»расширяет знания детей об осенних изменениях в жизни растений, животных, птиц. Правила сбора и переработки грибов.
Во второй теме «Природа под микроскопом»учащиеся знакомятся с разнообразием организмов на Земле. Царства живой природы. Одноклеточные организмы. Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
В третьей теме «Зеленый мир»учащиеся рассматривают основные процессы, протекающие в растении и с помощью различных опытов отвечают на вопросы «Как растут растения? Что едят? Как двигаются? Как из семени прорастает растение? Какие условия необходимы для прорастания семян и т.д.» Школьники приобретают не только умения работать с лабораторным оборудованием, но описывать и анализировать полученные результаты.
Четвертая тема «Весна в природе» расширяет знания детей об весенних изменениях в жизни растений, животных, птиц. Предполагает практическую деятельность, в ходе которой на основе полученных знаний учащиеся выращивают растения для клумб.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Всего часов | Аудиторные занятия | Внеаудиторные занятия |
1. | Осенние явления в природе | 8 часов | 3 часа | 5 часов |
2. | Природа под микроскопом | 9 часов | 3 часа | 6 часов |
3. | Зеленый мир | 8 часов | 3 часа | 5 часов |
4. | Весна в природе | 9 часов | 3 часа | 6 часов |
Итого | 34 часа | 12 часов | 22 часа |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во | Формы работы | Вид занятия | Дата |
Осенние явления в природе (8 часов) | |||||
1 | Введение. Сезонность в природе. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности | теория | |
2 | Осень в жизни растений и животных. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа | теория | |
3 | Осенние пейзажи. | 1 | Экскурсия, фотосессия | практика | |
4 | Грибное царство. | 1 | Беседа, проектная деятельность | практика | |
5 | Что мы знаем о грибах. | 1 | Проектная деятельность | теория | |
6 | «Тихая охота». Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении. | 1 | Беседа, экскурсия с фотоаппаратом | практика | |
7 | Подготовка выставки и презентации мини-проектов. | 1 | Практическая работа | практика | |
8 | О чем нам осень рассказала. | 1 | Выставка, презентация | практика | |
Природа под микроскопом (9 часов) | |||||
9 | Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности. | теория | |
10 | Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа | практика | |
11 | Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий. | 1 | Рассказ, организация работы по мини-проектам | теория | |
12 | Бактерии в жизни человека. | 1 | Беседа, проектная деятельность | теория | |
13 | Бактерии в жизни человека. | 1 | Проектная деятельность | практика | |
14 | «Суд над бактерией» | 1 | Деловая Игра | практика | |
15 | Простейшие организмы. | 1 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом | практика | |
16 | Клетки растений и животных. | 1 | Рассказ, исследовательская работа с микроскопом | практика | |
17 | Что показал нам микроскоп. | 1 | Викторина, отчетное занятие | практика | |
Зеленый мир (8 часов) | |||||
18 | Мир растений. Особенности и многообразие растений. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы, экскурсия. | теория | |
19 | Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практическая работа | теория | |
20 | Кто такие? Где живут? Определение растений. | 1 | Практическая работа с гербарием | практика | |
21 | Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». | 1 | Практическая работа. | практика | |
22 | Роль растений в природе и жизни человека. | 1 | Беседа. Проектная деятельность | теория | |
23 | Съедобные и ядовитые растения. | 1 | Игра | практика | |
24 | Лекарственные растения. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. | практика | |
25 | Растения красной книги Республики Тыва и меры по их охране. | 1 | Рассказ, проектная деятельность. | практика | |
Весна в природе (9 часов) | |||||
26 | Признаки весны. | 1 | Вводная лекция с элементами беседы. Стихи. Загадки. Экскурсия | теория | |
27 | Весна в жизни растений. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Проращивание семян (опыты) | практика | |
28 | Первоцветы под охраной. По страницам красной книги Самарской области. | 1 | Рассказ учителя, проектная деятельность | теория | |
29 | Вырастить растение своими руками. Основы растениеводства. | 1 | Рассказ. Практическая работа Выращивание рассады овощных и комнатных растений. | практика | |
30 | Способы вегетативного размножения растений. | 1 | Беседа. Практическая работа | практика | |
31 | Весна в жизни животных. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. | теория | |
32 | Весенние пейзажи | 1 | Экскурсия в лес, фотосессия | практика | |
33 | Секреты перелетных птиц. | 1 | Рассказ. Проектная деятельность. | практика | |
34 | Итоговое отчетное занятие | 1 | Конкурс проектов. Конференция | практика |
Материально-техническое обеспечение
• учебный класс;
• лаборантская с большим количеством пособий, моделей и макетов;
• микроскопы, лупы, штативные лупы
• телевизор, видеомагнитофон;
• мультимедийный комплекс;
• плакаты биологической и экологической тематики;
• динамические пособия (+ магнитная доска)
• коллекция комнатных растений;
Методическое обеспечение
• библиотечка литературы (биологической, экологической, методической), необходимой для работы и проведения занятий;
• коллекция видео-, кинофильмов;
• компьютерные презентации биологической тематики;
• электронные уроки;
• виртуальные лабораторные работы (компьютерная программа «Открытая биология»).
Список литературы.
- Азбука среды. Фуфаева И.В. Нижний Новгород: Экоцентр «Дронт», 2001.
- Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о растениях. - Ярославль: Академия развития, 1997.
4. Бакка С.В., Киселева Н.Ю. Пути и методы сохранения биологического разнообразия. Метод. пособие. - Нижний Новгород, 2007
5. Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 2007
6. Балобанов В.В., Максимцева Т.А. Педметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2008.
7. Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1997.
8. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2007.
9. Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1994.
10. Плешаков А.А. Зеленый дом: программно-методические материалы. – М., 2000г
11. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1996
12. Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.
13. Смирнов А.В. Мир растений. – М.:Дрофа, 2003.
14. Сорокоумова Е.А. Уроки Экологи. - АО "Мэрил", 2007.
15. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 2007.
16. Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»,2007.
17. Ушакова М.М. По страницам экологического календаря.-Н.Новгород, Экоцентр «Дронт», 2005.
18. Экология России. Хрестоматия - М., 1995.
19. Юный эколог. 1 – 4 классы: программа кружка, разработка занятий, методические рекомендации/ Александрова Ю. Н. – Волгоград: Учитель, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса
Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...
Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»
В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....