Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
- Закона « ОБ образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- примерной программы основного общего образования по биологии рекомендуемой Министерством образования и науки,
- авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова ,Биология. Общие закономерности 9 класс.
Сонин Н.И., Агафонова И.Б., Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Биология 9. класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности 9 класс». – М.: Дрофа, 2015;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 9 класс | 67.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе:
- Закона « ОБ образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ,
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- примерной программы основного общего образования по биологии рекомендуемой Министерством образования и науки,
- авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова ,Биология. Общие закономерности 9 класс.
Сонин Н.И., Агафонова И.Б., Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Биология 9. класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности 9 класс». – М.: Дрофа, 2015;
Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по
биологии, 9 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой., входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Для детей с задержкой психического развития, обучающихся в 9 классе созданы условия, соответствующие их особым образовательным потребностям и возможностям. Эти условия включают индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала на уроке, адаптацию требований к контрольным, проверочным, самостоятельным и другим видам работ, контроль планируемых результатов по измененной шкале оценивания.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю 70 часов из федерального компонента.
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В программу внесены следующие изменения:
- Целесообразно объединить темы «Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов» и «Введение. Биология наука о жизни», а освободившийся час перенести в Тему 13. «Биологические последствия адаптации. Макроэволюция» для контрольной работы по пройденным темам.
- Из резервного времени отведен 1 час для контрольной работы в Тему 16. «Развитие жизни на Земле».
- Из резервного времени отведен 1 час для контрольной работы в Тему 6. «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)».
- Из резервного времени отведены 2 часа для лабораторного практикума по решению генетических задач в Тему 7. «Закономерности наследования признаков».
- Из резервного времени отведен 1 час для контрольной работы в Тему 8. «Закономерности изменчивости».
- Из Темы 9. «Селекция растений, животных и микроорганизмов» перенесен 1 час в Тему 17 «Биосфера, ее структура и функции» для контрольной работы.
Формы промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
Содержание курса
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация
- схемы структуры царств живой природы.
Тема 2. Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности.
Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Лабораторная работа
- Неорганические вещества, входящие в состав клетки.
- Органические вещества, входящие в состав клетки.
Тема 3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз.
Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Тема 2.3
Тема 4. Строение и функции клеток (6 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация.
- Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа.
- Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии.
- Модели клетки.
- Схемы строения органоидов растительной и животной клеток.
- Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов.
- Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме.
- Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
- «Изучение растительной и животной клетки под микроскопом»
- «Митоз в корешке лука».
Тема 5. Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация
- плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур;
- микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Лабораторная работа
• «Развитие половых клеток».
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация
- таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий);
- таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Тема 7. Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация.
- Карты хромосом человека.
- Родословные выдающихся представителей культуры.
- Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
- Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет.
- Анализирующее скрещивание.
Практическое занятие
- Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 8. Закономерности изменчивости (4 часа)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация.
- «Примеры модификационной изменчивости».
Лабораторная работа
- «Фенотипическая изменчивость»
Практическая работа
- Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 9. Селекция растений, животных и микроорганизмов (2 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация.
- Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков.
- Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Лабораторная работа
- «Методы селекции растений и животных».
Тема 10. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и э/сивдтных. Эволюционная теория Ж. Б. Латарка.
Демонстрация.
- Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей.
- Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 часа)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация.
- Биография Ч. Дарвина.
- Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 12. Микроэволюция (3 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторная работа
- «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»
Тема 13. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 14. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Лабораторная работа
- «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Тема 15. Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 16. Развитие жизни на Земле (6 часов)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Лабораторная работа
«Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Тема 17. Биосфера, ее структура и функции (9 часов)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация:
- схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части;
- таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
- карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
- диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
- примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
- структура биосферы
Практическая работа
- «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме
Тема 18. Биосфера и человек (3 часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация
- карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа
- «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».
Лабораторная работа
- «Охрана природы и основы рационального природопользования».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 9 КЛАСС
В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны:
знать/понимать:
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь:
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
- владеть языком предмета.
Тематическое планирование
название темы | кол-во часов | Лабораторные работы | Контрольные работы |
Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | 2 | ||
Тема 2. Химическая организация клетки. | 2 | 2 | |
Тема 3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | 2 | ||
Тема 4. Строение и функции клеток. | 6 | 2 | |
Тема 5. Размножение организмов. | 2 | 1 | |
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). | 4 | 1 | |
Тема 7. Закономерности наследования признаков. | 10 | 4 | |
Тема 8. Закономерности изменчивости. | 4 | 1 | 1 |
Тема 9. Селекция растений, животных, микроорганизмов. | 2 | 1 | |
Тема 10. Развитие биологии в додарвиновский период | 2 | ||
Тема 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. | 4 | ||
Тема 12. Микроэволюция. | 3 | 1 | |
Тема 13. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. | 3 | 1 | |
Тема 14. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. | 4 | 1 | |
Тема 15. Возникновение жизни на Земле. | 2 | ||
Тема 16. Развитие жизни на Земле. | 6 | 1 | |
Тема 17. Биосфера, ее структуры и функции. | 9 | 2 | 1 |
тема 18. Биосфера и человек. | 3 | 2 | |
ИТОГО | 70 | 17 | 5 |
Материально-техническое оборудование
- Компьютер;
- Проектор + экран;
- Таблицы, плакаты;
- Муляжи;
- Готовые препараты для лабораторно-практических работ;
- Учебные диски;
- Интернет-ресурсы (онлайн-тесты).
Календарно-тематическое планирование
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
2 | Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов | |
05.09 |
| Введение. Биология – наука о жизни |
07.09 |
| Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. |
2 | Тема 2. Химическая организация клетки | |
12.09 |
| Лабораторная работа: Неорганические вещества, входящие в состав клетки. |
14.09 |
| Лабораторная работа: Органические вещества, входящие в состав клетки. |
2 | Тема 3. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке | |
19.09 |
| Пластический обмен. Биосинтез белков |
21.09 |
| Энергетический обмен |
6 | Тема 4. Строение и функции клеток | |
26.09 |
| Прокариотическая клетка |
28.09 |
| Эукариотическая клетка |
03.10 |
| Лабораторная работа: Изучение растительной и животной клетки под микроскопом |
05.10 |
| Эукариотическая клетка. Ядро |
10.10 |
| Деление клеток. Лабораторная работа: «Митоз в корешке лука» |
12.10 |
| Клеточная теория строения клеток |
2 | Тема 5. Размножение организмов | |
17.10 |
| Бесполое размножение |
19.10 |
| Половое размножение. Развитие половых клеток. Лабораторный практикум на компьютере. |
4 | Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | |
24.10 |
| Эмбриональный период развития |
26.10 |
| Постэмбриональный период развития |
07.11 |
| Общие закономерности развития. Биогенетический закон |
09.11 |
| Контрольная работа по теме: "Размножение и индивидуальное развитие организмов" |
10 | Тема 7. Закономерности наследования признаков | |
14.11 |
| Основные понятия генетики. |
16.11 |
| Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя |
21.11 |
| Первый закон Г.Менделя. Полное и неполное доминирование. |
23.11 |
| Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет. Лабораторный практикум на компьютере. |
28.11 |
| Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. |
30.11 |
| Анализирующее скрещивание. Лабораторный практикум на компьютере. |
05.12 |
| Лабораторный практикум: Решение генетических задач |
07.12 |
| Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом |
12.12 |
| Взаимодействие генов |
14.12 |
| Решение генетических задач и составление родословных». Лабораторный практикум на компьютере. |
4 | Тема 8. Закономерности изменчивости | |
19.12 |
| Наследственная (генотипическая) изменчивость |
21.12 |
| Фенотипическая изменчивость. Лабораторный практикум на компьютере. |
26.12 |
| Практическая работа: Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой |
28.12 |
| Контрольная работа по теме: "Закономерности наследования признаков", "Закономерности изменчивости" |
2 | Тема 9. Селекция растений, животных и микроорганизмов | |
09.01 |
| Центры многообразия и происхождения культурных растений |
11.01 |
| Методы селекции растений и животных. Лабораторный практикум на компьютере. Селекция микроорганизмов |
2 | Тема 10. Развитие биологии в додарвиновский период | |
16.01 |
| Становление систематики |
18.01 |
| Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка |
4 | Тема 11. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора | |
23.01 |
| Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина |
25.01 |
| Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе |
30.01 |
| Учение Ч.Дарвина о естественном отборе |
01.02 |
| Формы естественного отбора |
3 | Тема 12. Микроэволюция | |
06.02 |
| Вид, его критерии и структуры |
08.02 |
| Лаб. раб: Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора |
13.02 |
| Эволюционная роль мутаций |
3 | Тема 13. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция | |
15.02 |
| Главные направления эволюции |
20.02 |
| Общие закономерности биологической эволюции |
22.02 |
| Контрольная работа по теме: "Микроэволюция", "Биологические адаптации" |
4 | Тема 14. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | |
27.02 |
| Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных |
01.03 |
| Лабораторная работа: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» |
06.03 |
| Забота о потомстве |
13.03 |
| Физиологические адаптации |
2 | Тема 15. Возникновение жизни на Земле | |
15.03 |
| Современные представления о возникновении жизни |
20.03 |
| Начальные этапы развития жизни |
6 | Тема 16. Развитие жизни на Земле | |
22.03 |
| Жизнь в архейскую и протерозойскую эру |
03.04 |
| Жизнь в палеозойскую эру |
05.04 |
| Жизнь в мезозойскую эру |
10.04 |
| Жизнь в кайнозойскую эру |
12.04 |
| Происхождение человека |
17.04 |
| Контрольная работа по теме: "Возникновение жизни на Земле", "Развитие жизни на Земле" |
9 | Тема 17. Биосфера, ее структура и функции | |
19.04 |
| Структура биосферы. Лабораторный практикум на компьютере. |
24.04 |
| Круговорот веществ в природе |
26.04 |
| Биогеоценозы и биоценозы |
08.05 |
| Абиотические факторы среды |
15.05 |
| Интенсивность действия факторов среды |
17.05 |
| Биотические факторы среды |
22.05 |
| Взаимоотношения между организмами. Практическая работа «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме» |
24.05 |
| "Селекция растений, животных и микроорганизмов", "Биосфера, её структуры и функции" |
29.05 |
| Итоговая контрольная работа |
3 | Тема 18. Биосфера и человек | |
31.05 |
| Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Практическая работа «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» |
05.06 |
| Охрана природы и основы рационального природопользования. Лабораторный практикум на компьютере |
07.06 |
| Природные ресурсы и их использование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...