Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
  • Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы:  Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.

                 Рабочая программа реализуется  по учебникам (концентрический курс):

  • Н.И. Сонин М.Р. Сапин Биология: Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных уч­реждений / Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2018. - (УМК «Сфера жизни»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендовано:

методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол №1

от «30» августа 2018г.

Руководитель ШМО

___________/Н.Г. Махрина____/

Рассмотрено:

Протокол заседания методического совета  

Заместитель директора

НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

__________ О.Г. Сивоченко

от «30» августа 2018г.

Утверждаю:

Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

__________ Е.В. Бабушкина

Приказ № 435-0 от 31 августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного  предмета «Биология»

для 8 класса

на 2018-2019  учебный год

( в неделю 2 часа, в год 70 часов)

Составитель программы:

 Смышляева Н. Г., учитель биологии,

I квалификационной категории

Пояснительная записка

  1. Пояснительная записка.

         Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
  • Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы:  Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.

        Рабочая программа реализуется  по учебникам (концентрический курс):

  • Н.И. Сонин М.Р. Сапин Биология: Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2018. - (УМК «Сфера жизни»).

        В программу внесены следующие изменения:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 8 классе складывается следующим образом: 2 часа в неделю или 70 часов в год из федерального компонента.

В программу внесены следующие изменения:

увеличено количество часов за счёт резерва на изучение тем:

  • Целесообразно оставить 2 часа вместо 7 на изучение раздела 3. «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека», т.к. эти темы подробно изучались в 5 и 6 классах.
  • Из  раздела 3. «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» перенести 2 часа в Раздел 14. «Размножение и развитие».
  • Из  раздела 3. «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» перенести 1 час в Раздел 7. «Внутренняя среда организма» для более глубокого изучения темы «Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус - фактор».
  • Из  раздела 3. «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» перенести 1 час в Раздел 8. «Транспорт веществ» для контрольной работы по темам: «Опора и движение» «Внутренняя среда организма» «Транспорт веществ».
  • Из  раздела 3. «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» перенести 1 час в Раздел 15. «Высшая нервная деятельность» для итоговой контрольной работы.
  • Из  раздела 6. «Опора и движение» перенести 1 час в Раздел 10. «Пищеварение» для лабораторной работы «Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний», как профилактики заболеваний, наиболее распространённых среди молодежи.
  • Из  раздела 5. «Координация и регуляция» перенести 1 час в Раздел 11. «Обмен веществ и энергии» для более глубокого изучения темы «Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь», т.к. материал вызывает затруднение.
  • Из  раздела 16. «Человек и его здоровье» перенести 2 часа в Раздел 15. «Высшая нервная деятельность» для проведение лабораторной работы «Типы нервной деятельности».
  • И з резервного времени добавить 1 час в раздел 13 «Покровы тела» для контрольной работы по темам: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы тела».
  • В разделе 4 «Общий обзор строения и функций организма человека» проводиться дополнительная лабораторная работа по теме: «Клеточное строение организма. Химический состав клетки», т.к. в 5-7 классах уделяется не достаточное количество времени.
  • В раздел 6 «Опора и движение» добавлена дополнительная  лабораторная работа:  «Строение, свойства костей», т.к. эта тема больше не изучается в 9-11 классах, но часто встречается в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.
  • В раздел 8 «Транспорт веществ» добавлена дополнительная лабораторная работа по теме: «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» с целью обучения оказания первой доврачебной помощи.
  • В раздел 9 «Дыхание» добавлена дополнительная лабораторная работа по теме: «Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения» с целью обучения оказания первой доврачебной помощи.

Формы промежуточной аттестации: итоговая  контрольная работа.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

 Цели и задачи изучаемого раздела:

Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества. Обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.

Обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира. Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием.

Сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.

  1. Планируемые результаты учебного предмета

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

Учащийся научиться:

  • Признаки, доказывающие родство человека и животных.

Ученик получит возможность:

  • анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян;
  • анализировать древних предков человека;
  • анализировать представителей рас.

Раздел 2. Происхождение человека (2 часа)

Учащийся научиться:

  • биологические и социальные факторы антропогенеза;
  • основные этапы эволюции человека;
  • основные черты рас человека.

Ученик получит возможность:

  • анализировать представителей рас.

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)

Учащийся научиться:

  • вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека;

Ученик получит возможность:

  • объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья.

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Учащийся научиться:

  • основные признаки организма человека;
  • узнавать основные структурные компоненты клетки тканей на таблицах и микропрепаратах;

Ученик получит возможность:

  • устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функцией клеток тканей, органов и их систем.

Раздел 5. Координация и регуляция (9 часов)

Учащийся научиться:

  • роль регуляторных систем;
  • механизм действия гормонов.

Ученик получит возможность:

  • выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
  • соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.

Раздел 6. Опора и движение (7 часов)

Учащийся научиться:

  • части скелета человека;
  • химический состав и строение костей;
  • основные скелетные мышцы человека.

Ученик получит возможность:

  • распознавать части скелета человека на наглядных пособиях;
  • находить на наглядных пособиях основные мышцы;
  • оказывать первую доврачебную помощь при травмах..

Раздел 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Учащийся научиться:

  • признаки внутренней среды организма;
  • признаки иммунитета;
  • сущность прививок и их значение.

Ученик получит возможность:

  • сравнивать между собой строение и функции клеток крови;
  • объяснять механизмы свертывания и переливания крови.

Раздел 8. Транспорт веществ (5 часов)

Учащийся научиться:

  • существенные признаки транспорта веществ в организме.

Ученик получит возможность:

  • различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
  • измерять пульс и кровяное давление;
  • оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.

Раздел 9. Дыхание (5 часов)

Учащийся научиться:

  • органы дыхания, их строение и функции;
  • гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний.

Ученик получит возможность:

  • выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;
  • оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.

Раздел 10. Пищеварение (6 часов)

Учащийся научиться:

  • органы пищеварительной системы;
  • гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.

Ученик получит возможность:

  • характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3 часов)

Учащийся научиться:

  • особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
  • роль витаминов.

Ученик получит возможность:

  • выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.

Раздел 12. Выделение (2 часа)

Учащийся научиться:

  • органы мочевыделительной системы;
  • меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

Раздел 13. Покровы тела (4 часа)

Учащийся научиться:

  • строение и функции кожи;
  • гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.

Ученик получит возможность:

  • объяснять механизм терморегуляции;
  • оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах.

Раздел 14. Размножение и развитие (5 часов)

Учащийся научиться:

  • строение и функции органов половой системы человека;
  • основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (8 часов)

Учащийся научиться:

  • особенности высшей нервной деятельности человека;
  • значение сна, его фазы.

Ученик получит возможность:

  • выделять существенные признаки психики человека;
  • характеризовать типы нервной системы.

Раздел 16. Человек и его здоровье (2 часа)

Учащийся научиться:

  • приемы рациональной организации труда и отдыха;
  • отрицательное влияние вредных привычек.

Ученик получит возможность:

  • соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
  • оказывать первую доврачебную помощь.
  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек - часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.

Демонстрация

  • скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Раздел 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство.

Демонстрация:

  • модели «Происхождение человека»;
  • видеофрагмент «Происхождение человека»;
  • иллюстраций представителей различных рас человека.

Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация:

  • портреты великих учёных - анатомов и физиологов.

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация:

  • схемы систем органов человека.

Лабораторная работа:

  • «Строение животной клетки».
  • «Изучение микроскопического строения тканей».
  • Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Раздел 5. Координация и регуляция (9 часов)

Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма.

Демонстрация.

  • схемы строения эндокринных желёз;
  • таблицы строения, биологической активности и точек приложения гормонов;
  • слайды с фотографиями больных с различными нарушениями функции эндокринных желёз.

Нервная регуляция. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.

Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность.

Демонстрация:

  • модели головного мозга, органов чувств;
  • схема рефлекторных дуг безусловных рефлексов;
  • схема безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Лабораторная работа:

  • «Изучение головного мозга человека (по муляжам)».

Практическая работа:

  • Изучение изменения размера зрачка.

Раздел 6. Опора и движение (7 часов)

Скелет человека, его отделы; осевой скелет, скелет поясов конечностей. Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.

Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Демонстриция:

  • скелет человека, отдельных костей, распилов костей;
  • приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа:

  • «Типы соединения костей».
  • «Изучение внешнего строения костей».

Практическая работа:

  • Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
  • Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Раздел 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания.

Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация:

  • схемы и таблицы, посвящённых составу крови, группам крови.

Лабораторная работа:

  • Изучение микроскопического строения крови.

Раздел 8. Транспорт веществ (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, га предупреждение.

Демонстрация:

  • модель сердца человека;
  • таблицы и схемы строения клеток крови и органов кровообращения.

Лабораторная работа:

  • Измерение кровяного давления.
  • Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
  • Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Раздел 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Демонстрация:

  • модели гортани, лёгких;
  • схемы, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха;
  • приёмы искусственного дыхания.

Лабораторная работа:

  • Определение частоты дыхания.
  • Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Раздел 10. Пищеварение (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Демонстрация:

  • модель торса человека;
  • муляж внутренних органов.
  • Лабораторная работа:
  • Качественная реакция на углеводы.
  • Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы.
  • Действие слюны на крахмал.
  • Цветные реакции на белок.
  • Пищеварение в желудке.

Лабораторная работа:

  • Пищеварение в ротовой полости.
  • Пищеварение в желудке.
  • Определение рационального питания.

Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3 часов)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Раздел 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация:

  • модели почек.

Раздел 13. Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.

Демонстрация:

  • схемы строения кожных покровов человека;
  • производные кожи.

Раздел 14. Размножение и развитие (5 часов)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Раздел 15. Высшая нервная деятельность (8 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Роль И М. Сеченова. И. П. Павлова. А. А. Ухтомского. П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон. его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Лабораторная работа:

  • Типы нервной системы.

Раздел 16. Человек и его здоровье (2 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторная работа:

  • Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
  1. Тематическое планирование

название раздела или темы

к-во часов

лабораторные и практические работы

контрольные работы

Раздел 1. Место человека в системе органического мира.

2

Раздел 2. Происхождение человека.

2

Раздел 3. Краткая история развития знаний  о строении и функциях организма человека.

2

1

Раздел 4. Общий обзор организма человека.

4

3

1

Раздел 5. Координация и регуляция.

9

2

1

Раздел 6. Опора и движение.

7

4

1

Раздел 7. Внутренняя среда организма.

4

1

Раздел 8. Транспорт веществ.

5

3

1

Раздел 9. Дыхание.

5

2

Раздел 10. Пищеварение.

6

3

Раздел 11. Обмен веществ и энергии.

3

Раздел 12. Выделение.

2

Раздел 13. Покровы тела.

4

1

Раздел 14. Размножение и развитие.

5

1

Раздел 15. Высшая нервная деятельность.

8

1

1

Раздел 16. Человек и его здоровье.

2

1

1

ИТОГО:                                                                                                          

70

20

9


5.  Календарно-тематическое планирование.

Часов

Название темы/урока

План

Дата

2

Раздел 1. Место человека в системе органического мира

05.09

Место человека в системе органического мира

07.09

Особенности человека

2

Раздел 2. Происхождение человека

12.09

Происхождение человека. Этапы  его становления

14.09

 

 Расы человека, их происхождение и единство

2

Раздел 3. Краткая история развития знаний  о строении и функциях организма человека

19.09

 

 История развития знаний о строении и функциях организма

21.09

 

Контрольная работа по темам: "Место человека в системе органического мира", "Происхождение человека", "Краткая история развития знаний о человеке"

4

Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека

26.09

 

Лабораторная работа: Клеточное строение организма. Химический состав клетки

28.09

 

Лабораторная работа: Ткани и органы

03.10

 

Лабораторная работа: Органы, системы органов. Организм.

05.10

 

Контрольная работа по теме:  "Общий обзор организма человека"

9

Раздел 5. Координация и регуляция

10.10

 

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.

12.10

 

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

17.10

 

 Спинной мозг

19.10

 

 Лабораторная работа: Строение и функции головного мозга

24.10

 

 Полушария большого мозга

26.10

 

 Лабораторная работа: Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.

07.11

 

 Анализаторы слуха и равновесия.

09.11

 

 Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость

14.11

 

Контрольная работа по темам: «Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы». «Анализаторы»

7

Раздел 6. Опора и движение

16.11

 

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение.

21.11

 

Лабораторная работа:  Строение, свойства костей.

23.11

 

Лабораторная работа: Типы соединения костей.

28.11

 

Лабораторная работа:  Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

30.11

 

 Мышцы, их строение  и функции

05.12

 

Работа мышц.  Лабораторная работа: Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

07.12

 

 Контрольная работа по теме: "Опора и движение"

4

Раздел 7. Внутренняя среда организма

12.12

 

Внутренняя среда организма,  

14.12

 

Лабораторная работа:  Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции

19.12

 

Иммунитет

21.12

 

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус - фактор

5

Раздел 8. Транспорт веществ

26.12

 

 Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

28.12

 

 Работа сердца. Лабораторная работа: Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

09.01

 

 Лабораторная работа: Движение крови и лимфы по сосудам

11.01

 

Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Лабораторная работа: Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

16.01

 

Контрольная работа по темам: «Опора и движение» «Внутренняя среда организма» «Транспорт веществ»  

5

Раздел 9. Дыхание

18.01

 

Потребность  организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

23.01

 

Газообмен в легких и тканях.

25.01

 

Лабораторная работа: Дыхательные движения и их регуляция. Определение частоты дыхания.

30.01

 

Заболевания органов дыхания, их предупреждения

01.02

 

Лабораторная работа: "Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения"

6

Раздел 10. Пищеварение

06.02

 

Пищевые продукты и питательные вещества

08.02

 

Лабораторная работа:  Пищеварение в ротовой полости.

13.02

 

Пищеварение в ротовой полости.

15.02

 

Лабораторная работа: Пищеварение в желудке

20.02

 

Повторение по теме: "Пищеварение в ротовой полости". Пищеварение в кишечнике

22.02

 

 Лабораторная работа: Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний. Определение рационального питания.

3

Раздел 11. Обмен веществ и энергии

27.02

 

 Обмен веществ.

01.03

 

Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

06.03

 

 Витамины

2

Раздел 12. Выделение

13.03

 

Выделение. Строение и работа почек

15.03

 

 Заболевание почек и их предупреждение

4

Раздел 13. Покровы тела

20.03

 

 Строение и функции кожи

22.03

 

 Роль кожи в терморегуляции организма

03.04

 

 Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви

05.04

 

Контрольная работа: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы тела»

5

Раздел 14. Размножение и развитие

10.04

 

Размножение. Половые органы мужчины и женщины.

12.04

 

Половой акт. Оплодотворение. Беременность. Роды.

17.04

 

Постэмбриональное развитие человека.

19.04

 

Заболевания половой системы. Контрацепция.

24.04

 

Контрольная работа: "Размножение и развитие человека"

8

Раздел 15. Высшая нервная деятельность

26.04

 

 Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.

08.05

 

Торможение, его виды и значение

15.05

 

 Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы

17.05

 

Лабораторная работа:  Типы нервной деятельности

22.05

 

 Память. Эмоции. Особенности психики человека.

24.05

 

Познавательные процессы. Гигиена умственного труда.

29.05

 

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

31.05

 

Итоговая контрольная работа за год.

2

Раздел 16. Человек и его здоровье

 

 

Лабораторная работа: Человек и его здоровье.

05.06

 

Человек и его здоровье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...