Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.
Рабочая программа реализуется по учебникам (концентрический курс):
- Н.И. Сонин М.Р. Сапин Биология: Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2018. - (УМК «Сфера жизни»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 8 класс | 64.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано: методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол №1 от «30» августа 2018г. Руководитель ШМО ___________/Н.Г. Махрина____/ | Рассмотрено: Протокол заседания методического совета Заместитель директора НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» __________ О.Г. Сивоченко от «30» августа 2018г. | Утверждаю: Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» __________ Е.В. Бабушкина Приказ № 435-0 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
для 8 класса
на 2018-2019 учебный год
( в неделю 2 часа, в год 70 часов)
Составитель программы:
Смышляева Н. Г., учитель биологии,
I квалификационной категории
Пояснительная записка
- Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.
Рабочая программа реализуется по учебникам (концентрический курс):
- Н.И. Сонин М.Р. Сапин Биология: Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2018. - (УМК «Сфера жизни»).
В программу внесены следующие изменения:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии в 8 классе складывается следующим образом: 2 часа в неделю или 70 часов в год из федерального компонента.
В программу внесены следующие изменения:
увеличено количество часов за счёт резерва на изучение тем:
- Целесообразно оставить 2 часа вместо 7 на изучение раздела 3. «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека», т.к. эти темы подробно изучались в 5 и 6 классах.
- Из раздела 3. «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» перенести 2 часа в Раздел 14. «Размножение и развитие».
- Из раздела 3. «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» перенести 1 час в Раздел 7. «Внутренняя среда организма» для более глубокого изучения темы «Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус - фактор».
- Из раздела 3. «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» перенести 1 час в Раздел 8. «Транспорт веществ» для контрольной работы по темам: «Опора и движение» «Внутренняя среда организма» «Транспорт веществ».
- Из раздела 3. «Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека» перенести 1 час в Раздел 15. «Высшая нервная деятельность» для итоговой контрольной работы.
- Из раздела 6. «Опора и движение» перенести 1 час в Раздел 10. «Пищеварение» для лабораторной работы «Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний», как профилактики заболеваний, наиболее распространённых среди молодежи.
- Из раздела 5. «Координация и регуляция» перенести 1 час в Раздел 11. «Обмен веществ и энергии» для более глубокого изучения темы «Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь», т.к. материал вызывает затруднение.
- Из раздела 16. «Человек и его здоровье» перенести 2 часа в Раздел 15. «Высшая нервная деятельность» для проведение лабораторной работы «Типы нервной деятельности».
- И з резервного времени добавить 1 час в раздел 13 «Покровы тела» для контрольной работы по темам: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы тела».
- В разделе 4 «Общий обзор строения и функций организма человека» проводиться дополнительная лабораторная работа по теме: «Клеточное строение организма. Химический состав клетки», т.к. в 5-7 классах уделяется не достаточное количество времени.
- В раздел 6 «Опора и движение» добавлена дополнительная лабораторная работа: «Строение, свойства костей», т.к. эта тема больше не изучается в 9-11 классах, но часто встречается в заданиях ОГЭ и ЕГЭ.
- В раздел 8 «Транспорт веществ» добавлена дополнительная лабораторная работа по теме: «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» с целью обучения оказания первой доврачебной помощи.
- В раздел 9 «Дыхание» добавлена дополнительная лабораторная работа по теме: «Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения» с целью обучения оказания первой доврачебной помощи.
Формы промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Цели и задачи изучаемого раздела:
Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества. Обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.
Обеспечить экологическое образование и знание, формирование знаний об организации и эволюции органического мира. Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием.
Сформировать умение учебного труда, как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.
- Планируемые результаты учебного предмета
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)
Учащийся научиться:
- Признаки, доказывающие родство человека и животных.
Ученик получит возможность:
- анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян;
- анализировать древних предков человека;
- анализировать представителей рас.
Раздел 2. Происхождение человека (2 часа)
Учащийся научиться:
- биологические и социальные факторы антропогенеза;
- основные этапы эволюции человека;
- основные черты рас человека.
Ученик получит возможность:
- анализировать представителей рас.
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)
Учащийся научиться:
- вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека;
Ученик получит возможность:
- объясняют роль наук о человеке в сохранении и поддержании его здоровья.
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Учащийся научиться:
- основные признаки организма человека;
- узнавать основные структурные компоненты клетки тканей на таблицах и микропрепаратах;
Ученик получит возможность:
- устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функцией клеток тканей, органов и их систем.
Раздел 5. Координация и регуляция (9 часов)
Учащийся научиться:
- роль регуляторных систем;
- механизм действия гормонов.
Ученик получит возможность:
- выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
- соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.
Раздел 6. Опора и движение (7 часов)
Учащийся научиться:
- части скелета человека;
- химический состав и строение костей;
- основные скелетные мышцы человека.
Ученик получит возможность:
- распознавать части скелета человека на наглядных пособиях;
- находить на наглядных пособиях основные мышцы;
- оказывать первую доврачебную помощь при травмах..
Раздел 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Учащийся научиться:
- признаки внутренней среды организма;
- признаки иммунитета;
- сущность прививок и их значение.
Ученик получит возможность:
- сравнивать между собой строение и функции клеток крови;
- объяснять механизмы свертывания и переливания крови.
Раздел 8. Транспорт веществ (5 часов)
Учащийся научиться:
- существенные признаки транспорта веществ в организме.
Ученик получит возможность:
- различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
- измерять пульс и кровяное давление;
- оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.
Раздел 9. Дыхание (5 часов)
Учащийся научиться:
- органы дыхания, их строение и функции;
- гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний.
Ученик получит возможность:
- выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;
- оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом.
Раздел 10. Пищеварение (6 часов)
Учащийся научиться:
- органы пищеварительной системы;
- гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.
Ученик получит возможность:
- характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3 часов)
Учащийся научиться:
- особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
- роль витаминов.
Ученик получит возможность:
- выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.
Раздел 12. Выделение (2 часа)
Учащийся научиться:
- органы мочевыделительной системы;
- меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Раздел 13. Покровы тела (4 часа)
Учащийся научиться:
- строение и функции кожи;
- гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой.
Ученик получит возможность:
- объяснять механизм терморегуляции;
- оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах.
Раздел 14. Размножение и развитие (5 часов)
Учащийся научиться:
- строение и функции органов половой системы человека;
- основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (8 часов)
Учащийся научиться:
- особенности высшей нервной деятельности человека;
- значение сна, его фазы.
Ученик получит возможность:
- выделять существенные признаки психики человека;
- характеризовать типы нервной системы.
Раздел 16. Человек и его здоровье (2 часа)
Учащийся научиться:
- приемы рациональной организации труда и отдыха;
- отрицательное влияние вредных привычек.
Ученик получит возможность:
- соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
- оказывать первую доврачебную помощь.
- Содержание учебного предмета
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек - часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.
Демонстрация
- скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Раздел 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство.
Демонстрация:
- модели «Происхождение человека»;
- видеофрагмент «Происхождение человека»;
- иллюстраций представителей различных рас человека.
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 часа)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация:
- портреты великих учёных - анатомов и физиологов.
Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация:
- схемы систем органов человека.
Лабораторная работа:
- «Строение животной клетки».
- «Изучение микроскопического строения тканей».
- Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Раздел 5. Координация и регуляция (9 часов)
Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма.
Демонстрация.
- схемы строения эндокринных желёз;
- таблицы строения, биологической активности и точек приложения гормонов;
- слайды с фотографиями больных с различными нарушениями функции эндокринных желёз.
Нервная регуляция. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.
Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.
Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность.
Демонстрация:
- модели головного мозга, органов чувств;
- схема рефлекторных дуг безусловных рефлексов;
- схема безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторная работа:
- «Изучение головного мозга человека (по муляжам)».
Практическая работа:
- Изучение изменения размера зрачка.
Раздел 6. Опора и движение (7 часов)
Скелет человека, его отделы; осевой скелет, скелет поясов конечностей. Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.
Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.
Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.
Демонстриция:
- скелет человека, отдельных костей, распилов костей;
- приёмы оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа:
- «Типы соединения костей».
- «Изучение внешнего строения костей».
Практическая работа:
- Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
- Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей
Раздел 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания.
Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
Демонстрация:
- схемы и таблицы, посвящённых составу крови, группам крови.
Лабораторная работа:
- Изучение микроскопического строения крови.
Раздел 8. Транспорт веществ (5 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, га предупреждение.
Демонстрация:
- модель сердца человека;
- таблицы и схемы строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторная работа:
- Измерение кровяного давления.
- Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
- Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Раздел 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.
Демонстрация:
- модели гортани, лёгких;
- схемы, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха;
- приёмы искусственного дыхания.
Лабораторная работа:
- Определение частоты дыхания.
- Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.
Раздел 10. Пищеварение (6 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.
Демонстрация:
- модель торса человека;
- муляж внутренних органов.
- Лабораторная работа:
- Качественная реакция на углеводы.
- Строение ротовой полости. Зубы. Слюнные железы.
- Действие слюны на крахмал.
- Цветные реакции на белок.
- Пищеварение в желудке.
Лабораторная работа:
- Пищеварение в ротовой полости.
- Пищеварение в желудке.
- Определение рационального питания.
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (3 часов)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Раздел 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация:
- модели почек.
Раздел 13. Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.
Демонстрация:
- схемы строения кожных покровов человека;
- производные кожи.
Раздел 14. Размножение и развитие (5 часов)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (8 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Роль И М. Сеченова. И. П. Павлова. А. А. Ухтомского. П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон. его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Лабораторная работа:
- Типы нервной системы.
Раздел 16. Человек и его здоровье (2 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Лабораторная работа:
- Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье
- Тематическое планирование
название раздела или темы | к-во часов | лабораторные и практические работы | контрольные работы |
Раздел 1. Место человека в системе органического мира. | 2 | ||
Раздел 2. Происхождение человека. | 2 | ||
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | 2 | 1 | |
Раздел 4. Общий обзор организма человека. | 4 | 3 | 1 |
Раздел 5. Координация и регуляция. | 9 | 2 | 1 |
Раздел 6. Опора и движение. | 7 | 4 | 1 |
Раздел 7. Внутренняя среда организма. | 4 | 1 | |
Раздел 8. Транспорт веществ. | 5 | 3 | 1 |
Раздел 9. Дыхание. | 5 | 2 | |
Раздел 10. Пищеварение. | 6 | 3 | |
Раздел 11. Обмен веществ и энергии. | 3 | ||
Раздел 12. Выделение. | 2 | ||
Раздел 13. Покровы тела. | 4 | 1 | |
Раздел 14. Размножение и развитие. | 5 | 1 | |
Раздел 15. Высшая нервная деятельность. | 8 | 1 | 1 |
Раздел 16. Человек и его здоровье. | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО: | 70 | 20 | 9 |
5. Календарно-тематическое планирование.
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
2 | Раздел 1. Место человека в системе органического мира | |
05.09 | Место человека в системе органического мира | |
07.09 | Особенности человека | |
2 | Раздел 2. Происхождение человека | |
12.09 | Происхождение человека. Этапы его становления | |
14.09 |
| Расы человека, их происхождение и единство |
2 | Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | |
19.09 |
| История развития знаний о строении и функциях организма |
21.09 |
| Контрольная работа по темам: "Место человека в системе органического мира", "Происхождение человека", "Краткая история развития знаний о человеке" |
4 | Раздел 4. Общий обзор строения и функций организма человека | |
26.09 |
| Лабораторная работа: Клеточное строение организма. Химический состав клетки |
28.09 |
| Лабораторная работа: Ткани и органы |
03.10 |
| Лабораторная работа: Органы, системы органов. Организм. |
05.10 |
| Контрольная работа по теме: "Общий обзор организма человека" |
9 | Раздел 5. Координация и регуляция | |
10.10 |
| Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения. |
12.10 |
| Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы |
17.10 |
| Спинной мозг |
19.10 |
| Лабораторная работа: Строение и функции головного мозга |
24.10 |
| Полушария большого мозга |
26.10 |
| Лабораторная работа: Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. |
07.11 |
| Анализаторы слуха и равновесия. |
09.11 |
| Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость |
14.11 |
| Контрольная работа по темам: «Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы». «Анализаторы» |
7 | Раздел 6. Опора и движение | |
16.11 |
| Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и строение. |
21.11 |
| Лабораторная работа: Строение, свойства костей. |
23.11 |
| Лабораторная работа: Типы соединения костей. |
28.11 |
| Лабораторная работа: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей |
30.11 |
| Мышцы, их строение и функции |
05.12 |
| Работа мышц. Лабораторная работа: Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. |
07.12 |
| Контрольная работа по теме: "Опора и движение" |
4 | Раздел 7. Внутренняя среда организма | |
12.12 |
| Внутренняя среда организма, |
14.12 |
| Лабораторная работа: Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции |
19.12 |
| Иммунитет |
21.12 |
| Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус - фактор |
5 | Раздел 8. Транспорт веществ | |
26.12 |
| Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения |
28.12 |
| Работа сердца. Лабораторная работа: Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений. |
09.01 |
| Лабораторная работа: Движение крови и лимфы по сосудам |
11.01 |
| Заболевания сердечно – сосудистой системы, их предупреждение. Лабораторная работа: Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. |
16.01 |
| Контрольная работа по темам: «Опора и движение» «Внутренняя среда организма» «Транспорт веществ» |
5 | Раздел 9. Дыхание | |
18.01 |
| Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. |
23.01 |
| Газообмен в легких и тканях. |
25.01 |
| Лабораторная работа: Дыхательные движения и их регуляция. Определение частоты дыхания. |
30.01 |
| Заболевания органов дыхания, их предупреждения |
01.02 |
| Лабораторная работа: "Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения" |
6 | Раздел 10. Пищеварение | |
06.02 |
| Пищевые продукты и питательные вещества |
08.02 |
| Лабораторная работа: Пищеварение в ротовой полости. |
13.02 |
| Пищеварение в ротовой полости. |
15.02 |
| Лабораторная работа: Пищеварение в желудке |
20.02 |
| Повторение по теме: "Пищеварение в ротовой полости". Пищеварение в кишечнике |
22.02 |
| Лабораторная работа: Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний. Определение рационального питания. |
3 | Раздел 11. Обмен веществ и энергии | |
27.02 |
| Обмен веществ. |
01.03 |
| Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. |
06.03 |
| Витамины |
2 | Раздел 12. Выделение | |
13.03 |
| Выделение. Строение и работа почек |
15.03 |
| Заболевание почек и их предупреждение |
4 | Раздел 13. Покровы тела | |
20.03 |
| Строение и функции кожи |
22.03 |
| Роль кожи в терморегуляции организма |
03.04 |
| Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви |
05.04 |
| Контрольная работа: «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Выделение», «Покровы тела» |
5 | Раздел 14. Размножение и развитие | |
10.04 |
| Размножение. Половые органы мужчины и женщины. |
12.04 |
| Половой акт. Оплодотворение. Беременность. Роды. |
17.04 |
| Постэмбриональное развитие человека. |
19.04 |
| Заболевания половой системы. Контрацепция. |
24.04 |
| Контрольная работа: "Размножение и развитие человека" |
8 | Раздел 15. Высшая нервная деятельность | |
26.04 |
| Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. |
08.05 |
| Торможение, его виды и значение |
15.05 |
| Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы |
17.05 |
| Лабораторная работа: Типы нервной деятельности |
22.05 |
| Память. Эмоции. Особенности психики человека. |
24.05 |
| Познавательные процессы. Гигиена умственного труда. |
29.05 |
| Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна |
31.05 |
| Итоговая контрольная работа за год. |
2 | Раздел 16. Человек и его здоровье | |
|
| Лабораторная работа: Человек и его здоровье. |
05.06 |
| Человек и его здоровье |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...