Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Надежда Георгиевна Смышляева

         Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
  • Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы:  Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.

                 Рабочая программа реализуется  по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):

  • Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных уч­реждений / Н. И. Сонин, В.Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).
  • Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Со­нина, В.Б. Захаров / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендовано:

методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол №1

от «30» августа 2018г.

Руководитель ШМО

___________/Н.Г. Махрина____/

Рассмотрено:

Протокол заседания методического совета  

Заместитель директора

НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

__________ О.Г. Сивоченко

от «30» августа 2018г.

Утверждаю:

Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

__________ Е.В. Бабушкина

Приказ № 435-0 от 31 августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного  предмета «Биология»

для 7 класса

на 2018-2019  учебный год

( в неделю 2 часа, в год 70 часов)

Составитель программы:

 Смышляева Н. Г., учитель биологии,

I квалификационной категории

  1. Пояснительная записка.

         Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
  • Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы:  Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.

        Рабочая программа реализуется  по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):

  • Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, В.Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).
  • Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, В.Б. Захаров / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).

        В программу внесены следующие изменения:

  • Из темы 1. «Введение» перенесен один час в раздел 3. «Царство Грибы. Лишайники» для зачетного урока по разделам 1 и 2.
  • Из темы 1. «Введение» перенесен один час в раздел 3 «Царство Растений» тему 6 «Высшие споровые растения» для контрольной работы за 1 четверть.
  • В раздел 3 «Царство Растений» теме 6 «Высшие споровые растения» целесообразно провести дополнительную лабораторную работу «Строение хвоща лесного», т.к. данное растение произрастает на территории Югры.
  • Из раздела 4 «Царство Животные» темы 12 «Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» взят 1 час и перенесен в раздел 4 «Царство Животные» тему 11 «Подцарство Многоклеточные» для проведение контрольной работы за 2 четверть.
  •  Из раздела 1 «Царство Прокариоты» темы 2 «Царство Прокариоты» перенесен 1 час в раздел 3 «Царство Растений» тему 8  «Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения» для проведения тематической контрольной работы по темам «Высшие растения», «Отдел Голосеменные», «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.
  • В разделе 3 «Царство Растений» теме 8 «Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения» целесообразно провести 3 лабораторных работы, т.к. это способствует углубленному изучению темы.
  • Из резерва взят 1 час на углубление раздела 4 «Царство Животные» темы 20. « Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы».
  • Из резерва взят 1 час в раздела 4 «Царство Животные» тему 19 «Тип Хордовые. Бесчерепные животные»  на контрольную работу за 3 четверть
  • Из резерва взят 1 час на углубление раздела 4 «Царство Животные» темы 24 «Млекопитающие».
  • 1 час перенесен из темы «Заключение» в раздела 4 «Царство Животные» тему 24 «Млекопитающие» для проведения итоговой контрольной работы.

        Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

        Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Курс биологии на ступени основного общего об-разования в 7 классе посвящен изучению растений. Он опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» начальной ступени образования, курсов «Введение в биологию. 5 класс» и «Живой организм. 6 класс».

        Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, а также о человеке как биосоциальном существе. В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Отбор содержания осуществлен исходя из современных представлений биологической науки о живой природе и ее важнейших атрибутах – уровневой (системной) организации, эволюции, адаптации (взаимосвязи живых систем со средой); усилена прикладная, практическая направленность содержания курса. В соответствии с культурологическим подходом учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной

жизни и практической деятельности.

Цели изучения биологии в 7 классе:

• систематизация знаний об объектах живой природы, которые учащиеся получили при изучении пропедевтического курса в начальной школе, курсов «Введение в биологию. 5 класс» и «Живой организм. 6 класс»;

• приобретение новых знаний об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

        Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

        Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.

  1. Планируемые результаты учебного предмета

РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (2 часа)

Учащийся научиться:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
  • разнообразие и распространение бактерий;
  • роль бактерий в природе и жизни человека;
  • методы профилактики инфекционных заболеваний.

Ученик получит возможность:

  • давать общую характеристику бактерий;
  • характеризовать формы бактериальных клеток;
  • отличать бактерии от других живых организмов;
  • объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
  • пользоваться поисковыми системами Интернета.

РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)

Учащийся научиться:

  • основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клетки;
  • строение и основные процессы жизнедеятельности гриба;
  • особенности организации шляпочного гриба;
  • разнообразие и распространение грибов;
  • роль грибов в природе и жизни человека;
  • методы профилактики грибковых заболеваний.

Ученик получит возможность:

  • давать общую характеристику грибов;
  • объяснять строение грибов и лишайников;
  • характеризовать роль грибов и лишайников в биогеоценозах;
  • отличать несъедобные шляпочные грибы;
  • объяснять роль грибов и лишайников в природе и жизни человека.
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
  • пользоваться поисковыми системами Интернета.

РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (18 часов)

Учащийся научиться:

  • основные методы изучения растений;
  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
  • роль растений в биосфере и жизни человека;
  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Ученик получит возможность:

  • давать общую характеристику растений;
  • объяснять роль растений в биосфере и жизни человека;
  • характеризовать основные группы растений и основные этапы развития растительного мира;
  • характеризовать распространение растений в различных климатических зонах;
  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

РАЗДЕЛ 4. Царство Животные (41 часов)

Учащийся научиться:

  • основные свойства животных организмов;
  • признаки организма как целостной системы;
  • сходство и различия между растительным и животным организмом;
  • что такое зоология, какова ее структура.

Ученик получит возможность:

  • представлять эволюционный путь развития животного мира;
  • объяснять структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;
  • классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
  • характеризовать распространение растений в различных климатических зонах;
  • использование знаний по зоологии в повседневной жизни;
  • применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
  • объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведение редких и охраняемых животных, выведение новых пород животных.
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

РАЗДЕЛ 5. Вирусы (2 часа)

Учащийся научиться:

  • общи е принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
  • пути проникновения вирусов в организм;
  • этапы взаимодействия вируса и клетки;
  • меры профилактики вирусных заболеваний.

Ученик получит возможность:

  • объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
  • характеризовать опасные вирусные заболевания человека;
  • выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
  • осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
  1. Содержание курса (70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Введение (1 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (2 часа)

Тема 2.  Царство Прокариоты (2 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

           Демонстрация

  • Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике.
  • Строение клеток различных прокариот.
  • Строение и многообразие бактерий.

РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)

Тема 3. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

           Демонстрация

  • Схемы строения представителей различных систематических групп грибов.
  • Различные представители Царства Грибы.
  • Строение плодового тела шляпочного гриба.

        Лабораторные и практические работы

  • Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
  • Строение плодового тела шляпочного гриба.

РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (18 часов)

Тема 4. Общая характеристика растений (2 час)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

    Демонстрация

  • Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений.
  • Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 5. Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

   Демонстрация

  • Схемы строения водорослей различных отделов.

   Лабораторная работа

  • Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры.

Тема 6. Высшие споровые растения (5 часов)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация

  • Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов.
  • Различные представители мхов, плаунов и хвощей.
  • Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные.
  • Схема развития папоротника.
  • Различные представители папоротников.

        Лабораторная работа

  • Изучение строения кукушкина льна.
  • Строение хвоща лесного.
  • Изучение внешнего строения папоротника.

Тема 7. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

           Демонстрация

  • Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.
  • Различные представители голосеменных.

        Лабораторная работа

  • Изучение строения и многообразия голосеменных.

Тема 8. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов)

        Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

    Демонстрация

  • Схема строения цветкового растения; строения цветка.
  • Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение).
  • Представители различных семейств покрытосеменных растений.

    Лабораторная работа

  • Изучение строения шиповника
  • Изучение строения представителей крестоцветных.
  • Строение пшеницы.

РАЗДЕЛ 4. Царство Животные (41 часов)

Тема 9. Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

    Лабораторная работа

  • Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Тема 10. Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

    Демонстрация. 

  • Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки.
  • Представители различных групп одноклеточных.

    Лабораторная работа

  • Строение амебы и инфузории туфельки.

Тема 11. Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

        Демонстрация.

  • Типы симметрии у многоклеточных животных.
  • Многообразие губок.

Тема 12. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

        Демонстрация. 

  • Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры.
  • Биоценоз кораллового рифа.
  • Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

    Лабораторная работа

  • Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры.

Тема 13. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

        Демонстрация. 

  • Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.
  • Различные представители ресничных червей.
  • Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

        Лабораторная работа

  • Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 14. Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час)

        Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

         Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

        Лабораторная работа

  • Жизненный цикл человеческой аскориды.

Тема 15. Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

    Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

   Лабораторная работа

  • Внешнее строение дождевого червя.

Тема 16. Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

        Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

        Лабораторная работа

  • Внешнее строение моллюсков.

Тема 17. Тип Членистоногие (7 часов)

        Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

          Демонстрация.

  • Схема строения речного рака.
  • Различные представители низших и высших ракообразных.
  • Схема строения паука-крестовика.
  • Различные представители класса.
  • Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

  Лабораторная работа

  • Изучение внешнего строения речного рака.
  • Изучение внешнего строения паука.
  • Внешнее строение насекомого.

Тема 18. Тип Иглокожие (1 час)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

   Демонстрация. 

  • Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.
  • Схема придонного биоценоза.

Тема 19.Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

        Демонстрация. 

  • Схема строения ланцетника.

Тема 20. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (3 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

            Демонстрация. 

  • Многообразие рыб.
  • Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

           Лабораторная работа

  • Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Тема21. Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

    Демонстрация. 

  • Многообразие амфибий.
  • Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

   Лабораторная работа

  • Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Тема 22. Класс Пресмыкающиеся (3 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

        Демонстрация.   

  • Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 23. Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

   Демонстрация. 

  • Многообразие птиц.
  • Схема строения рептилий и птиц.

   Лабораторная работа

  • Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Тема 24. Класс Млекопитающие (6 часов)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

 Демонстрация.

  • Схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих.
  • Многообразие млекопитающих.
  • Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

  • Изучение внутренне строения  млекопитающих.
  • Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.

РАЗДЕЛ 5. Вирусы (2 часа)

Тема 25.  Вирусы (2 час)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

    Демонстрация. 

  • Модели различных вирусных частиц.
  • Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции.
  • Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы, раздела.

Количество часов

лабораторные

контрольные

Тема 1. Введение

1

РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты

2

РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники

5

2

1

РАЗДЕЛ 3. Царство Растения

18

8

2

РАЗДЕЛ 4. Царство Животные

42

15

5

РАЗДЕЛ 5. Вирусы

2

ИТОГО

70

25

8

  1. Календарно-тематическое планирование.

Часов

Название темы/урока

План

Дата

1

Тема 1. Введение

04.09

Мир  живых организмов. Уровни организации живого

2

Раздел 1. Царство Прокариоты. Тема 2. Царство Прокариоты

06.09

 

Общая характеристика бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности прокариот.

11.09

 

Разнообразие бактерий. Их роль в природе и практическое значение

5

Раздел 2. Царство Грибы. Лишайники. Тема 3.Царство Грибы. Лишайники  

13.09

 

Царство Грибы. Особенности строения, роль, значение

18.09

 

Плесневые грибы. Л.р: "Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей."

20.09

 

Шляпочные грибы. Л.р: "Строение плодового тела шляпочного гриба."

25.09

 

Лишайники.

27.09

 

Контрольная работа по теме: Царство Прокариоты. Царство Грибы.

2

Раздел 3. Растения. Тема 4.Царство Растения. Общая характеристика растений

02.10

 

Общая характеристика царства Растения.

04.10

 

Систематика растений.

2

Раздел 3. Растения. Тема 5. Низшие растения

09.10

 

Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей. Л.р: "Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры."

11.10

 

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

5

Раздел 3. Растения. Тема 6.Высшие споровые растения

16.10

 

Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные. Л.р: "Изучение внешнего строения мха"

18.10

 

Отдел  Плауновидные  

23.10

 

Контрольная работа за 1 четверть.

25.10

 

Отдел  Хвощевидные. Л.р:  "Строение хвоща лесного"

06.11

 

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников. Л.р: "Изучение внешнего строения папоротника."

2

Раздел 3. Растения. Тема 7.Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения.

08.11

 

Отдел Голосеменные растения.

13.11

 

Многообразие голосеменных. Л.р:  "Изучение строения и многообразия голосеменных."

7

Раздел 3. Растения. Тема 8. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

15.11

 

Происхождение и особенности строения покрытосеменных.

20.11

 

Размножение покрытосеменных Класс Двудольные

22.11

 

 Класс  Двудольные. Семейство Розоцветные. Л.р: "Изучение строения шиповника"

27.11

 

Семейства Крестоцветных и Пасленовых. Л.р: "Изучение строения представителей крестоцветных"

29.11

 

Семейства Злаковых. Л.р: "Строение пшеницы"

04.12

 

Семейства Лилейных

06.12

 

Контрольная работа по темам «Высшие растения», «Отдел Голосеменные», «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

1

Раздел 4. Царство Животные. Тема 9. Царство Животные. Общая характеристика животных

11.12

 

Общая характеристика Царства Животные. Л.р: "Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях"

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 10. Подцарство Одноклеточные  

13.12

 

Общая характеристика простейших. Л.р: "Строение амебы и инфузории туфельки."

18.12

 

Многообразие и значение простейших

2

Раздел 4. Царство Животные.  Тема 11. Подцарство Многоклеточные  животные

20.12

 

Контрольная работа за 2 четверть.

25.12

 

Особенности организации многоклеточных животных. Тип Губки

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 12. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

27.12

 

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. "Л.р: Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры".

10.01

 

Размножение и развитие Кишечнополостных. Многообразие и роль в природных сообществах. Тип Губки.

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 13. Трехслойные животные. Тип Плоские черви

15.01

 

Особенности организации плоских червей

17.01

 

Плоские  черви - паразиты. Л.р:  "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".

1

Раздел 4. Царство Животные. Тема 14. Первичнополостные. Тип Круглые черви

22.01

 

Тип  Круглые черви, особенности организации. Л.р: "Жизненный цикл человеческой аскориды".

3

Раздел 4. Царство Животные. Тема 15. Тип Кольчатые черви

24.01

 

Тип  Кольчатые черви, особенности организации. Л.р: "Внешнее строение дождевого червя".

29.01

 

Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые.

31.01

 

Контрольная работа по темам: Типы: Плоские черви, Круглые Черви, Кольчатые черви

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 16. Тип Моллюски

05.02

 

Особенности организации моллюсков, из происхождение. Л.р: "Внешнее строение моллюсков"

07.02

 

Многообразие и значение моллюсков

7

Раздел 4. Царство Животные. Тема 17. Тип Членистоногие

12.02

 

Особенности  строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Л.р:  "Изучение внешнего строения речного рака".  

14.02

 

Класс Паукообразные. Особенности  строения и жизнедеятельности. Л.р: "Изучение внешнего строения паука".

19.02

 

 Многообразие  паукообразных, их роль в природе

21.02

 

Класс Насекомые Особенности  строения и жизнедеятельности. Л.р: "Внешнее строение насекомого".

26.02

 

Размножение и развитие насекомых

28.02

 

Значение и многообразие насекомых

05.03

 

Контрольная работа по темам: Тип Моллюски и Тип Членистоногие.

1

Раздел 4. Царство Животные. Тема 18. Тип Иглокожие

07.03

 

Особенности  строения и жизнедеятельности иглокожих

1

Раздел 4. Царство Животные. Тема 19. Тип Хордовые. Бесчерепные животные

12.03

 

Особенности  организации хордовых Подтип Бесчерепные

4

Раздел 4. Царство Животные. Тема 20. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

14.03

 

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.

19.03

 

Основные группы рыб, их роль и значение

21.03

 

Контрольная работа за 3 четверть

02.04

 

Л.р: Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 21. Класс Земноводные

04.04

 

Земноводные. Особенности  строения и жизнедеятельности. Л.р: "Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни".

09.04

 

Размножение и развитие земноводных. Многообразие и роль в природе

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 22. Класс Пресмыкающиеся

11.04

 

Класс Пресмыкающиеся.  Особенности  строения и жизнедеятельности

16.04

 

Многообразие и роль пресмыкающихся.  

4

Раздел 4. Царство Животные. 23. Класс Птицы

18.04

 

 Птицы. Особенности  строения и  организации, связанные с полетом.

23.04

 

 Размножение и развитие птиц

25.04

 

 Экологические группы птиц

30.04

 

Л.р: Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

6

Раздел 4. Царство Животные. Тема 24. Класс Млекопитающие

07.05

 

Млекопитающие. Особенности  строения и жизнедеятельности. Л.р: "Изучение внутренне строения  млекопитающих".

14.05

 

 Плацентарные млекопитающие. Особенности  строения и жизнедеятельности

16.05

 

 Сумчатые и Первозвери

21.05

 

Особенности  организации животных, их роль.

23.05

 

Итоговая контрольная работа.

28.05

 

Л.р: Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.

2

Раздел 5. Вирусы. Тема 25.  Вирусы  

30.05

 

Вирусы

04.06

 

Значение вирусов



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендовано:

методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол №1

от «30» августа 2018г.

Руководитель ШМО

___________/Н.Г. Махрина____/

Рассмотрено:

Протокол заседания методического совета  

Заместитель директора

НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

__________ О.Г. Сивоченко

от «30» августа 2018г.

Утверждаю:

Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ»

__________ Е.В. Бабушкина

Приказ № 435-0 от 31 августа 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного  предмета «Биология»

для 7 класса

на 2018-2019  учебный год

( в неделю 2 часа, в год 70 часов)

Составитель программы:

 Смышляева Н. Г., учитель биологии,

I квалификационной категории

  1. Пояснительная записка.

         Рабочая программа составлена на основе:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
  • Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы:  Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.

        Рабочая программа реализуется  по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):

  • Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, В.Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).
  • Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, В.Б. Захаров / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).

        В программу внесены следующие изменения:

  • Из темы 1. «Введение» перенесен один час в раздел 3. «Царство Грибы. Лишайники» для зачетного урока по разделам 1 и 2.
  • Из темы 1. «Введение» перенесен один час в раздел 3 «Царство Растений» тему 6 «Высшие споровые растения» для контрольной работы за 1 четверть.
  • В раздел 3 «Царство Растений» теме 6 «Высшие споровые растения» целесообразно провести дополнительную лабораторную работу «Строение хвоща лесного», т.к. данное растение произрастает на территории Югры.
  • Из раздела 4 «Царство Животные» темы 12 «Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» взят 1 час и перенесен в раздел 4 «Царство Животные» тему 11 «Подцарство Многоклеточные» для проведение контрольной работы за 2 четверть.
  •  Из раздела 1 «Царство Прокариоты» темы 2 «Царство Прокариоты» перенесен 1 час в раздел 3 «Царство Растений» тему 8  «Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения» для проведения тематической контрольной работы по темам «Высшие растения», «Отдел Голосеменные», «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.
  • В разделе 3 «Царство Растений» теме 8 «Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения» целесообразно провести 3 лабораторных работы, т.к. это способствует углубленному изучению темы.
  • Из резерва взят 1 час на углубление раздела 4 «Царство Животные» темы 20. « Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы».
  • Из резерва взят 1 час в раздела 4 «Царство Животные» тему 19 «Тип Хордовые. Бесчерепные животные»  на контрольную работу за 3 четверть
  • Из резерва взят 1 час на углубление раздела 4 «Царство Животные» темы 24 «Млекопитающие».
  • 1 час перенесен из темы «Заключение» в раздела 4 «Царство Животные» тему 24 «Млекопитающие» для проведения итоговой контрольной работы.

        Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

        Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Курс биологии на ступени основного общего об-разования в 7 классе посвящен изучению растений. Он опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» начальной ступени образования, курсов «Введение в биологию. 5 класс» и «Живой организм. 6 класс».

        Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, а также о человеке как биосоциальном существе. В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Отбор содержания осуществлен исходя из современных представлений биологической науки о живой природе и ее важнейших атрибутах – уровневой (системной) организации, эволюции, адаптации (взаимосвязи живых систем со средой); усилена прикладная, практическая направленность содержания курса. В соответствии с культурологическим подходом учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной

жизни и практической деятельности.

Цели изучения биологии в 7 классе:

• систематизация знаний об объектах живой природы, которые учащиеся получили при изучении пропедевтического курса в начальной школе, курсов «Введение в биологию. 5 класс» и «Живой организм. 6 класс»;

• приобретение новых знаний об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.

        Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

        Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.

  1. Планируемые результаты учебного предмета

РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (2 часа)

Учащийся научиться:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
  • разнообразие и распространение бактерий;
  • роль бактерий в природе и жизни человека;
  • методы профилактики инфекционных заболеваний.

Ученик получит возможность:

  • давать общую характеристику бактерий;
  • характеризовать формы бактериальных клеток;
  • отличать бактерии от других живых организмов;
  • объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
  • пользоваться поисковыми системами Интернета.

РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)

Учащийся научиться:

  • основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клетки;
  • строение и основные процессы жизнедеятельности гриба;
  • особенности организации шляпочного гриба;
  • разнообразие и распространение грибов;
  • роль грибов в природе и жизни человека;
  • методы профилактики грибковых заболеваний.

Ученик получит возможность:

  • давать общую характеристику грибов;
  • объяснять строение грибов и лишайников;
  • характеризовать роль грибов и лишайников в биогеоценозах;
  • отличать несъедобные шляпочные грибы;
  • объяснять роль грибов и лишайников в природе и жизни человека.
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
  • пользоваться поисковыми системами Интернета.

РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (18 часов)

Учащийся научиться:

  • основные методы изучения растений;
  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
  • роль растений в биосфере и жизни человека;
  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Ученик получит возможность:

  • давать общую характеристику растений;
  • объяснять роль растений в биосфере и жизни человека;
  • характеризовать основные группы растений и основные этапы развития растительного мира;
  • характеризовать распространение растений в различных климатических зонах;
  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

РАЗДЕЛ 4. Царство Животные (41 часов)

Учащийся научиться:

  • основные свойства животных организмов;
  • признаки организма как целостной системы;
  • сходство и различия между растительным и животным организмом;
  • что такое зоология, какова ее структура.

Ученик получит возможность:

  • представлять эволюционный путь развития животного мира;
  • объяснять структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;
  • классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
  • характеризовать распространение растений в различных климатических зонах;
  • использование знаний по зоологии в повседневной жизни;
  • применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
  • объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведение редких и охраняемых животных, выведение новых пород животных.
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

РАЗДЕЛ 5. Вирусы (2 часа)

Учащийся научиться:

  • общи е принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
  • пути проникновения вирусов в организм;
  • этапы взаимодействия вируса и клетки;
  • меры профилактики вирусных заболеваний.

Ученик получит возможность:

  • объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
  • характеризовать опасные вирусные заболевания человека;
  • выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
  • осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
  1. Содержание курса (70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Введение (1 часа)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (2 часа)

Тема 2.  Царство Прокариоты (2 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

           Демонстрация

  • Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике.
  • Строение клеток различных прокариот.
  • Строение и многообразие бактерий.

РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)

Тема 3. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

           Демонстрация

  • Схемы строения представителей различных систематических групп грибов.
  • Различные представители Царства Грибы.
  • Строение плодового тела шляпочного гриба.

        Лабораторные и практические работы

  • Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
  • Строение плодового тела шляпочного гриба.

РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (18 часов)

Тема 4. Общая характеристика растений (2 час)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

    Демонстрация

  • Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений.
  • Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

Тема 5. Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

   Демонстрация

  • Схемы строения водорослей различных отделов.

   Лабораторная работа

  • Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры.

Тема 6. Высшие споровые растения (5 часов)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

Демонстрация

  • Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов.
  • Различные представители мхов, плаунов и хвощей.
  • Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные.
  • Схема развития папоротника.
  • Различные представители папоротников.

        Лабораторная работа

  • Изучение строения кукушкина льна.
  • Строение хвоща лесного.
  • Изучение внешнего строения папоротника.

Тема 7. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 часа)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

           Демонстрация

  • Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.
  • Различные представители голосеменных.

        Лабораторная работа

  • Изучение строения и многообразия голосеменных.

Тема 8. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов)

        Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

    Демонстрация

  • Схема строения цветкового растения; строения цветка.
  • Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение).
  • Представители различных семейств покрытосеменных растений.

    Лабораторная работа

  • Изучение строения шиповника
  • Изучение строения представителей крестоцветных.
  • Строение пшеницы.

РАЗДЕЛ 4. Царство Животные (41 часов)

Тема 9. Общая характеристика животных (1 час)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

    Лабораторная работа

  • Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.

Тема 10. Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

    Демонстрация. 

  • Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки.
  • Представители различных групп одноклеточных.

    Лабораторная работа

  • Строение амебы и инфузории туфельки.

Тема 11. Подцарство Многоклеточные (1 час)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

        Демонстрация.

  • Типы симметрии у многоклеточных животных.
  • Многообразие губок.

Тема 12. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

        Демонстрация. 

  • Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры.
  • Биоценоз кораллового рифа.
  • Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

    Лабораторная работа

  • Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры.

Тема 13. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

        Демонстрация. 

  • Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.
  • Различные представители ресничных червей.
  • Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

        Лабораторная работа

  • Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.

Тема 14. Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час)

        Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

         Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.

        Лабораторная работа

  • Жизненный цикл человеческой аскориды.

Тема 15. Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

    Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

   Лабораторная работа

  • Внешнее строение дождевого червя.

Тема 16. Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

        Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

        Лабораторная работа

  • Внешнее строение моллюсков.

Тема 17. Тип Членистоногие (7 часов)

        Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

          Демонстрация.

  • Схема строения речного рака.
  • Различные представители низших и высших ракообразных.
  • Схема строения паука-крестовика.
  • Различные представители класса.
  • Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

  Лабораторная работа

  • Изучение внешнего строения речного рака.
  • Изучение внешнего строения паука.
  • Внешнее строение насекомого.

Тема 18. Тип Иглокожие (1 час)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

   Демонстрация. 

  • Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.
  • Схема придонного биоценоза.

Тема 19.Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

        Демонстрация. 

  • Схема строения ланцетника.

Тема 20. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (3 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

            Демонстрация. 

  • Многообразие рыб.
  • Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

           Лабораторная работа

  • Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Тема21. Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

    Демонстрация. 

  • Многообразие амфибий.
  • Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

   Лабораторная работа

  • Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

Тема 22. Класс Пресмыкающиеся (3 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

        Демонстрация.   

  • Схема строения земноводных и рептилий.

Тема 23. Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

   Демонстрация. 

  • Многообразие птиц.
  • Схема строения рептилий и птиц.

   Лабораторная работа

  • Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

Тема 24. Класс Млекопитающие (6 часов)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

 Демонстрация.

  • Схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих.
  • Многообразие млекопитающих.
  • Схема строения рептилий и млекопитающих.

Лабораторные и практические работы

  • Изучение внутренне строения  млекопитающих.
  • Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.

РАЗДЕЛ 5. Вирусы (2 часа)

Тема 25.  Вирусы (2 час)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

    Демонстрация. 

  • Модели различных вирусных частиц.
  • Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции.
  • Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы, раздела.

Количество часов

лабораторные

контрольные

Тема 1. Введение

1

РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты

2

РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники

5

2

1

РАЗДЕЛ 3. Царство Растения

18

8

2

РАЗДЕЛ 4. Царство Животные

42

15

5

РАЗДЕЛ 5. Вирусы

2

ИТОГО

70

25

8

  1. Календарно-тематическое планирование.

Часов

Название темы/урока

План

Дата

1

Тема 1. Введение

04.09

Мир  живых организмов. Уровни организации живого

2

Раздел 1. Царство Прокариоты. Тема 2. Царство Прокариоты

06.09

 

Общая характеристика бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности прокариот.

11.09

 

Разнообразие бактерий. Их роль в природе и практическое значение

5

Раздел 2. Царство Грибы. Лишайники. Тема 3.Царство Грибы. Лишайники  

13.09

 

Царство Грибы. Особенности строения, роль, значение

18.09

 

Плесневые грибы. Л.р: "Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей."

20.09

 

Шляпочные грибы. Л.р: "Строение плодового тела шляпочного гриба."

25.09

 

Лишайники.

27.09

 

Контрольная работа по теме: Царство Прокариоты. Царство Грибы.

2

Раздел 3. Растения. Тема 4.Царство Растения. Общая характеристика растений

02.10

 

Общая характеристика царства Растения.

04.10

 

Систематика растений.

2

Раздел 3. Растения. Тема 5. Низшие растения

09.10

 

Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей. Л.р: "Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры."

11.10

 

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

5

Раздел 3. Растения. Тема 6.Высшие споровые растения

16.10

 

Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные. Л.р: "Изучение внешнего строения мха"

18.10

 

Отдел  Плауновидные  

23.10

 

Контрольная работа за 1 четверть.

25.10

 

Отдел  Хвощевидные. Л.р:  "Строение хвоща лесного"

06.11

 

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников. Л.р: "Изучение внешнего строения папоротника."

2

Раздел 3. Растения. Тема 7.Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения.

08.11

 

Отдел Голосеменные растения.

13.11

 

Многообразие голосеменных. Л.р:  "Изучение строения и многообразия голосеменных."

7

Раздел 3. Растения. Тема 8. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

15.11

 

Происхождение и особенности строения покрытосеменных.

20.11

 

Размножение покрытосеменных Класс Двудольные

22.11

 

 Класс  Двудольные. Семейство Розоцветные. Л.р: "Изучение строения шиповника"

27.11

 

Семейства Крестоцветных и Пасленовых. Л.р: "Изучение строения представителей крестоцветных"

29.11

 

Семейства Злаковых. Л.р: "Строение пшеницы"

04.12

 

Семейства Лилейных

06.12

 

Контрольная работа по темам «Высшие растения», «Отдел Голосеменные», «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения

1

Раздел 4. Царство Животные. Тема 9. Царство Животные. Общая характеристика животных

11.12

 

Общая характеристика Царства Животные. Л.р: "Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях"

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 10. Подцарство Одноклеточные  

13.12

 

Общая характеристика простейших. Л.р: "Строение амебы и инфузории туфельки."

18.12

 

Многообразие и значение простейших

2

Раздел 4. Царство Животные.  Тема 11. Подцарство Многоклеточные  животные

20.12

 

Контрольная работа за 2 четверть.

25.12

 

Особенности организации многоклеточных животных. Тип Губки

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 12. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные

27.12

 

Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. "Л.р: Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры".

10.01

 

Размножение и развитие Кишечнополостных. Многообразие и роль в природных сообществах. Тип Губки.

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 13. Трехслойные животные. Тип Плоские черви

15.01

 

Особенности организации плоских червей

17.01

 

Плоские  черви - паразиты. Л.р:  "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня".

1

Раздел 4. Царство Животные. Тема 14. Первичнополостные. Тип Круглые черви

22.01

 

Тип  Круглые черви, особенности организации. Л.р: "Жизненный цикл человеческой аскориды".

3

Раздел 4. Царство Животные. Тема 15. Тип Кольчатые черви

24.01

 

Тип  Кольчатые черви, особенности организации. Л.р: "Внешнее строение дождевого червя".

29.01

 

Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые.

31.01

 

Контрольная работа по темам: Типы: Плоские черви, Круглые Черви, Кольчатые черви

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 16. Тип Моллюски

05.02

 

Особенности организации моллюсков, из происхождение. Л.р: "Внешнее строение моллюсков"

07.02

 

Многообразие и значение моллюсков

7

Раздел 4. Царство Животные. Тема 17. Тип Членистоногие

12.02

 

Особенности  строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Л.р:  "Изучение внешнего строения речного рака".  

14.02

 

Класс Паукообразные. Особенности  строения и жизнедеятельности. Л.р: "Изучение внешнего строения паука".

19.02

 

 Многообразие  паукообразных, их роль в природе

21.02

 

Класс Насекомые Особенности  строения и жизнедеятельности. Л.р: "Внешнее строение насекомого".

26.02

 

Размножение и развитие насекомых

28.02

 

Значение и многообразие насекомых

05.03

 

Контрольная работа по темам: Тип Моллюски и Тип Членистоногие.

1

Раздел 4. Царство Животные. Тема 18. Тип Иглокожие

07.03

 

Особенности  строения и жизнедеятельности иглокожих

1

Раздел 4. Царство Животные. Тема 19. Тип Хордовые. Бесчерепные животные

12.03

 

Особенности  организации хордовых Подтип Бесчерепные

4

Раздел 4. Царство Животные. Тема 20. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы

14.03

 

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.

19.03

 

Основные группы рыб, их роль и значение

21.03

 

Контрольная работа за 3 четверть

02.04

 

Л.р: Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 21. Класс Земноводные

04.04

 

Земноводные. Особенности  строения и жизнедеятельности. Л.р: "Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни".

09.04

 

Размножение и развитие земноводных. Многообразие и роль в природе

2

Раздел 4. Царство Животные. Тема 22. Класс Пресмыкающиеся

11.04

 

Класс Пресмыкающиеся.  Особенности  строения и жизнедеятельности

16.04

 

Многообразие и роль пресмыкающихся.  

4

Раздел 4. Царство Животные. 23. Класс Птицы

18.04

 

 Птицы. Особенности  строения и  организации, связанные с полетом.

23.04

 

 Размножение и развитие птиц

25.04

 

 Экологические группы птиц

30.04

 

Л.р: Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

6

Раздел 4. Царство Животные. Тема 24. Класс Млекопитающие

07.05

 

Млекопитающие. Особенности  строения и жизнедеятельности. Л.р: "Изучение внутренне строения  млекопитающих".

14.05

 

 Плацентарные млекопитающие. Особенности  строения и жизнедеятельности

16.05

 

 Сумчатые и Первозвери

21.05

 

Особенности  организации животных, их роль.

23.05

 

Итоговая контрольная работа.

28.05

 

Л.р: Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.

2

Раздел 5. Вирусы. Тема 25.  Вирусы  

30.05

 

Вирусы

04.06

 

Значение вирусов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...