Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.
Рабочая программа реализуется по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):
- Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, В.Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).
- Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, В.Б. Захаров / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 7 класс | 71 КБ |
рабочая программа по биологии 7 класс, 70 часов | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано: методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол №1 от «30» августа 2018г. Руководитель ШМО ___________/Н.Г. Махрина____/ | Рассмотрено: Протокол заседания методического совета Заместитель директора НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» __________ О.Г. Сивоченко от «30» августа 2018г. | Утверждаю: Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» __________ Е.В. Бабушкина Приказ № 435-0 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
для 7 класса
на 2018-2019 учебный год
( в неделю 2 часа, в год 70 часов)
Составитель программы:
Смышляева Н. Г., учитель биологии,
I квалификационной категории
- Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.
Рабочая программа реализуется по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):
- Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, В.Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).
- Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, В.Б. Захаров / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).
В программу внесены следующие изменения:
- Из темы 1. «Введение» перенесен один час в раздел 3. «Царство Грибы. Лишайники» для зачетного урока по разделам 1 и 2.
- Из темы 1. «Введение» перенесен один час в раздел 3 «Царство Растений» тему 6 «Высшие споровые растения» для контрольной работы за 1 четверть.
- В раздел 3 «Царство Растений» теме 6 «Высшие споровые растения» целесообразно провести дополнительную лабораторную работу «Строение хвоща лесного», т.к. данное растение произрастает на территории Югры.
- Из раздела 4 «Царство Животные» темы 12 «Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» взят 1 час и перенесен в раздел 4 «Царство Животные» тему 11 «Подцарство Многоклеточные» для проведение контрольной работы за 2 четверть.
- Из раздела 1 «Царство Прокариоты» темы 2 «Царство Прокариоты» перенесен 1 час в раздел 3 «Царство Растений» тему 8 «Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения» для проведения тематической контрольной работы по темам «Высшие растения», «Отдел Голосеменные», «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.
- В разделе 3 «Царство Растений» теме 8 «Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения» целесообразно провести 3 лабораторных работы, т.к. это способствует углубленному изучению темы.
- Из резерва взят 1 час на углубление раздела 4 «Царство Животные» темы 20. « Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы».
- Из резерва взят 1 час в раздела 4 «Царство Животные» тему 19 «Тип Хордовые. Бесчерепные животные» на контрольную работу за 3 четверть
- Из резерва взят 1 час на углубление раздела 4 «Царство Животные» темы 24 «Млекопитающие».
- 1 час перенесен из темы «Заключение» в раздела 4 «Царство Животные» тему 24 «Млекопитающие» для проведения итоговой контрольной работы.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Курс биологии на ступени основного общего об-разования в 7 классе посвящен изучению растений. Он опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» начальной ступени образования, курсов «Введение в биологию. 5 класс» и «Живой организм. 6 класс».
Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, а также о человеке как биосоциальном существе. В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Отбор содержания осуществлен исходя из современных представлений биологической науки о живой природе и ее важнейших атрибутах – уровневой (системной) организации, эволюции, адаптации (взаимосвязи живых систем со средой); усилена прикладная, практическая направленность содержания курса. В соответствии с культурологическим подходом учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной
жизни и практической деятельности.
Цели изучения биологии в 7 классе:
• систематизация знаний об объектах живой природы, которые учащиеся получили при изучении пропедевтического курса в начальной школе, курсов «Введение в биологию. 5 класс» и «Живой организм. 6 класс»;
• приобретение новых знаний об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
- Планируемые результаты учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (2 часа)
Учащийся научиться:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
- разнообразие и распространение бактерий;
- роль бактерий в природе и жизни человека;
- методы профилактики инфекционных заболеваний.
Ученик получит возможность:
- давать общую характеристику бактерий;
- характеризовать формы бактериальных клеток;
- отличать бактерии от других живых организмов;
- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
- пользоваться поисковыми системами Интернета.
РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)
Учащийся научиться:
- основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клетки;
- строение и основные процессы жизнедеятельности гриба;
- особенности организации шляпочного гриба;
- разнообразие и распространение грибов;
- роль грибов в природе и жизни человека;
- методы профилактики грибковых заболеваний.
Ученик получит возможность:
- давать общую характеристику грибов;
- объяснять строение грибов и лишайников;
- характеризовать роль грибов и лишайников в биогеоценозах;
- отличать несъедобные шляпочные грибы;
- объяснять роль грибов и лишайников в природе и жизни человека.
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
- пользоваться поисковыми системами Интернета.
РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (18 часов)
Учащийся научиться:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Ученик получит возможность:
- давать общую характеристику растений;
- объяснять роль растений в биосфере и жизни человека;
- характеризовать основные группы растений и основные этапы развития растительного мира;
- характеризовать распространение растений в различных климатических зонах;
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
РАЗДЕЛ 4. Царство Животные (41 часов)
Учащийся научиться:
- основные свойства животных организмов;
- признаки организма как целостной системы;
- сходство и различия между растительным и животным организмом;
- что такое зоология, какова ее структура.
Ученик получит возможность:
- представлять эволюционный путь развития животного мира;
- объяснять структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;
- классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
- характеризовать распространение растений в различных климатических зонах;
- использование знаний по зоологии в повседневной жизни;
- применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
- объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведение редких и охраняемых животных, выведение новых пород животных.
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
РАЗДЕЛ 5. Вирусы (2 часа)
Учащийся научиться:
- общи е принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
- пути проникновения вирусов в организм;
- этапы взаимодействия вируса и клетки;
- меры профилактики вирусных заболеваний.
Ученик получит возможность:
- объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
- характеризовать опасные вирусные заболевания человека;
- выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
- осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
- Содержание курса (70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Введение (1 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (2 часа)
Тема 2. Царство Прокариоты (2 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация
- Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике.
- Строение клеток различных прокариот.
- Строение и многообразие бактерий.
РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)
Тема 3. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация
- Схемы строения представителей различных систематических групп грибов.
- Различные представители Царства Грибы.
- Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
- Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
- Строение плодового тела шляпочного гриба.
РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (18 часов)
Тема 4. Общая характеристика растений (2 час)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация
- Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений.
- Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 5. Низшие растения (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
- Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторная работа
- Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры.
Тема 6. Высшие споровые растения (5 часов)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация
- Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов.
- Различные представители мхов, плаунов и хвощей.
- Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные.
- Схема развития папоротника.
- Различные представители папоротников.
Лабораторная работа
- Изучение строения кукушкина льна.
- Строение хвоща лесного.
- Изучение внешнего строения папоротника.
Тема 7. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
- Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.
- Различные представители голосеменных.
Лабораторная работа
- Изучение строения и многообразия голосеменных.
Тема 8. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
- Схема строения цветкового растения; строения цветка.
- Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение).
- Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторная работа
- Изучение строения шиповника
- Изучение строения представителей крестоцветных.
- Строение пшеницы.
РАЗДЕЛ 4. Царство Животные (41 часов)
Тема 9. Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Лабораторная работа
- Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Тема 10. Подцарство Одноклеточные (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация.
- Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки.
- Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторная работа
- Строение амебы и инфузории туфельки.
Тема 11. Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация.
- Типы симметрии у многоклеточных животных.
- Многообразие губок.
Тема 12. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация.
- Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры.
- Биоценоз кораллового рифа.
- Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторная работа
- Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры.
Тема 13. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация.
- Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.
- Различные представители ресничных червей.
- Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторная работа
- Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 14. Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Лабораторная работа
- Жизненный цикл человеческой аскориды.
Тема 15. Тип Кольчатые черви (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лабораторная работа
- Внешнее строение дождевого червя.
Тема 16. Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторная работа
- Внешнее строение моллюсков.
Тема 17. Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация.
- Схема строения речного рака.
- Различные представители низших и высших ракообразных.
- Схема строения паука-крестовика.
- Различные представители класса.
- Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Лабораторная работа
- Изучение внешнего строения речного рака.
- Изучение внешнего строения паука.
- Внешнее строение насекомого.
Тема 18. Тип Иглокожие (1 час)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация.
- Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.
- Схема придонного биоценоза.
Тема 19.Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация.
- Схема строения ланцетника.
Тема 20. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (3 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация.
- Многообразие рыб.
- Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторная работа
- Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Тема21. Класс Земноводные (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация.
- Многообразие амфибий.
- Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторная работа
- Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Тема 22. Класс Пресмыкающиеся (3 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация.
- Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 23. Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация.
- Многообразие птиц.
- Схема строения рептилий и птиц.
Лабораторная работа
- Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Тема 24. Класс Млекопитающие (6 часов)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация.
- Схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих.
- Многообразие млекопитающих.
- Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
- Изучение внутренне строения млекопитающих.
- Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.
РАЗДЕЛ 5. Вирусы (2 часа)
Тема 25. Вирусы (2 час)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация.
- Модели различных вирусных частиц.
- Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции.
- Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы, раздела. | Количество часов | лабораторные | контрольные |
Тема 1. Введение | 1 | ||
РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты | 2 | ||
РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники | 5 | 2 | 1 |
РАЗДЕЛ 3. Царство Растения | 18 | 8 | 2 |
РАЗДЕЛ 4. Царство Животные | 42 | 15 | 5 |
РАЗДЕЛ 5. Вирусы | 2 | ||
ИТОГО | 70 | 25 | 8 |
- Календарно-тематическое планирование.
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
1 | Тема 1. Введение | |
04.09 | Мир живых организмов. Уровни организации живого | |
2 | Раздел 1. Царство Прокариоты. Тема 2. Царство Прокариоты | |
06.09 |
| Общая характеристика бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. |
11.09 |
| Разнообразие бактерий. Их роль в природе и практическое значение |
5 | Раздел 2. Царство Грибы. Лишайники. Тема 3.Царство Грибы. Лишайники | |
13.09 |
| Царство Грибы. Особенности строения, роль, значение |
18.09 |
| Плесневые грибы. Л.р: "Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей." |
20.09 |
| Шляпочные грибы. Л.р: "Строение плодового тела шляпочного гриба." |
25.09 |
| Лишайники. |
27.09 |
| Контрольная работа по теме: Царство Прокариоты. Царство Грибы. |
2 | Раздел 3. Растения. Тема 4.Царство Растения. Общая характеристика растений | |
02.10 |
| Общая характеристика царства Растения. |
04.10 |
| Систематика растений. |
2 | Раздел 3. Растения. Тема 5. Низшие растения | |
09.10 |
| Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей. Л.р: "Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры." |
11.10 |
| Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение |
5 | Раздел 3. Растения. Тема 6.Высшие споровые растения | |
16.10 |
| Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные. Л.р: "Изучение внешнего строения мха" |
18.10 |
| Отдел Плауновидные |
23.10 |
| Контрольная работа за 1 четверть. |
25.10 |
| Отдел Хвощевидные. Л.р: "Строение хвоща лесного" |
06.11 |
| Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников. Л.р: "Изучение внешнего строения папоротника." |
2 | Раздел 3. Растения. Тема 7.Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения. | |
08.11 |
| Отдел Голосеменные растения. |
13.11 |
| Многообразие голосеменных. Л.р: "Изучение строения и многообразия голосеменных." |
7 | Раздел 3. Растения. Тема 8. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | |
15.11 |
| Происхождение и особенности строения покрытосеменных. |
20.11 |
| Размножение покрытосеменных Класс Двудольные |
22.11 |
| Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Л.р: "Изучение строения шиповника" |
27.11 |
| Семейства Крестоцветных и Пасленовых. Л.р: "Изучение строения представителей крестоцветных" |
29.11 |
| Семейства Злаковых. Л.р: "Строение пшеницы" |
04.12 |
| Семейства Лилейных |
06.12 |
| Контрольная работа по темам «Высшие растения», «Отдел Голосеменные», «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения |
1 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 9. Царство Животные. Общая характеристика животных | |
11.12 |
| Общая характеристика Царства Животные. Л.р: "Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях" |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 10. Подцарство Одноклеточные | |
13.12 |
| Общая характеристика простейших. Л.р: "Строение амебы и инфузории туфельки." |
18.12 |
| Многообразие и значение простейших |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 11. Подцарство Многоклеточные животные | |
20.12 |
| Контрольная работа за 2 четверть. |
25.12 |
| Особенности организации многоклеточных животных. Тип Губки |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 12. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные | |
27.12 |
| Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. "Л.р: Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры". |
10.01 |
| Размножение и развитие Кишечнополостных. Многообразие и роль в природных сообществах. Тип Губки. |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 13. Трехслойные животные. Тип Плоские черви | |
15.01 |
| Особенности организации плоских червей |
17.01 |
| Плоские черви - паразиты. Л.р: "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня". |
1 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 14. Первичнополостные. Тип Круглые черви | |
22.01 |
| Тип Круглые черви, особенности организации. Л.р: "Жизненный цикл человеческой аскориды". |
3 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 15. Тип Кольчатые черви | |
24.01 |
| Тип Кольчатые черви, особенности организации. Л.р: "Внешнее строение дождевого червя". |
29.01 |
| Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые. |
31.01 |
| Контрольная работа по темам: Типы: Плоские черви, Круглые Черви, Кольчатые черви |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 16. Тип Моллюски | |
05.02 |
| Особенности организации моллюсков, из происхождение. Л.р: "Внешнее строение моллюсков" |
07.02 |
| Многообразие и значение моллюсков |
7 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 17. Тип Членистоногие | |
12.02 |
| Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Л.р: "Изучение внешнего строения речного рака". |
14.02 |
| Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р: "Изучение внешнего строения паука". |
19.02 |
| Многообразие паукообразных, их роль в природе |
21.02 |
| Класс Насекомые Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р: "Внешнее строение насекомого". |
26.02 |
| Размножение и развитие насекомых |
28.02 |
| Значение и многообразие насекомых |
05.03 |
| Контрольная работа по темам: Тип Моллюски и Тип Членистоногие. |
1 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 18. Тип Иглокожие | |
07.03 |
| Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих |
1 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 19. Тип Хордовые. Бесчерепные животные | |
12.03 |
| Особенности организации хордовых Подтип Бесчерепные |
4 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 20. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | |
14.03 |
| Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные. |
19.03 |
| Основные группы рыб, их роль и значение |
21.03 |
| Контрольная работа за 3 четверть |
02.04 |
| Л.р: Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 21. Класс Земноводные | |
04.04 |
| Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р: "Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни". |
09.04 |
| Размножение и развитие земноводных. Многообразие и роль в природе |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 22. Класс Пресмыкающиеся | |
11.04 |
| Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности |
16.04 |
| Многообразие и роль пресмыкающихся. |
4 | Раздел 4. Царство Животные. 23. Класс Птицы | |
18.04 |
| Птицы. Особенности строения и организации, связанные с полетом. |
23.04 |
| Размножение и развитие птиц |
25.04 |
| Экологические группы птиц |
30.04 |
| Л.р: Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни. |
6 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 24. Класс Млекопитающие | |
07.05 |
| Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р: "Изучение внутренне строения млекопитающих". |
14.05 |
| Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности |
16.05 |
| Сумчатые и Первозвери |
21.05 |
| Особенности организации животных, их роль. |
23.05 |
| Итоговая контрольная работа. |
28.05 |
| Л.р: Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека. |
2 | Раздел 5. Вирусы. Тема 25. Вирусы | |
30.05 |
| Вирусы |
04.06 |
| Значение вирусов |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано: методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол №1 от «30» августа 2018г. Руководитель ШМО ___________/Н.Г. Махрина____/ | Рассмотрено: Протокол заседания методического совета Заместитель директора НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» __________ О.Г. Сивоченко от «30» августа 2018г. | Утверждаю: Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» __________ Е.В. Бабушкина Приказ № 435-0 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
для 7 класса
на 2018-2019 учебный год
( в неделю 2 часа, в год 70 часов)
Составитель программы:
Смышляева Н. Г., учитель биологии,
I квалификационной категории
- Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.
Рабочая программа реализуется по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):
- Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, В.Б. Захаров. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).
- Захаров В.Б. Биология: Многообразие живых организмов. 7 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, В.Б. Захаров / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).
В программу внесены следующие изменения:
- Из темы 1. «Введение» перенесен один час в раздел 3. «Царство Грибы. Лишайники» для зачетного урока по разделам 1 и 2.
- Из темы 1. «Введение» перенесен один час в раздел 3 «Царство Растений» тему 6 «Высшие споровые растения» для контрольной работы за 1 четверть.
- В раздел 3 «Царство Растений» теме 6 «Высшие споровые растения» целесообразно провести дополнительную лабораторную работу «Строение хвоща лесного», т.к. данное растение произрастает на территории Югры.
- Из раздела 4 «Царство Животные» темы 12 «Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные» взят 1 час и перенесен в раздел 4 «Царство Животные» тему 11 «Подцарство Многоклеточные» для проведение контрольной работы за 2 четверть.
- Из раздела 1 «Царство Прокариоты» темы 2 «Царство Прокариоты» перенесен 1 час в раздел 3 «Царство Растений» тему 8 «Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения» для проведения тематической контрольной работы по темам «Высшие растения», «Отдел Голосеменные», «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.
- В разделе 3 «Царство Растений» теме 8 «Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения» целесообразно провести 3 лабораторных работы, т.к. это способствует углубленному изучению темы.
- Из резерва взят 1 час на углубление раздела 4 «Царство Животные» темы 20. « Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы».
- Из резерва взят 1 час в раздела 4 «Царство Животные» тему 19 «Тип Хордовые. Бесчерепные животные» на контрольную работу за 3 четверть
- Из резерва взят 1 час на углубление раздела 4 «Царство Животные» темы 24 «Млекопитающие».
- 1 час перенесен из темы «Заключение» в раздела 4 «Царство Животные» тему 24 «Млекопитающие» для проведения итоговой контрольной работы.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Курс биологии на ступени основного общего об-разования в 7 классе посвящен изучению растений. Он опирается на знания обучающихся, полученные ими при освоении курса «Окружающий мир» начальной ступени образования, курсов «Введение в биологию. 5 класс» и «Живой организм. 6 класс».
Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, а также о человеке как биосоциальном существе. В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Отбор содержания осуществлен исходя из современных представлений биологической науки о живой природе и ее важнейших атрибутах – уровневой (системной) организации, эволюции, адаптации (взаимосвязи живых систем со средой); усилена прикладная, практическая направленность содержания курса. В соответствии с культурологическим подходом учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной
жизни и практической деятельности.
Цели изучения биологии в 7 классе:
• систематизация знаний об объектах живой природы, которые учащиеся получили при изучении пропедевтического курса в начальной школе, курсов «Введение в биологию. 5 класс» и «Живой организм. 6 класс»;
• приобретение новых знаний об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
- Планируемые результаты учебного предмета
РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (2 часа)
Учащийся научиться:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
- разнообразие и распространение бактерий;
- роль бактерий в природе и жизни человека;
- методы профилактики инфекционных заболеваний.
Ученик получит возможность:
- давать общую характеристику бактерий;
- характеризовать формы бактериальных клеток;
- отличать бактерии от других живых организмов;
- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
- пользоваться поисковыми системами Интернета.
РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)
Учащийся научиться:
- основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клетки;
- строение и основные процессы жизнедеятельности гриба;
- особенности организации шляпочного гриба;
- разнообразие и распространение грибов;
- роль грибов в природе и жизни человека;
- методы профилактики грибковых заболеваний.
Ученик получит возможность:
- давать общую характеристику грибов;
- объяснять строение грибов и лишайников;
- характеризовать роль грибов и лишайников в биогеоценозах;
- отличать несъедобные шляпочные грибы;
- объяснять роль грибов и лишайников в природе и жизни человека.
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
- пользоваться поисковыми системами Интернета.
РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (18 часов)
Учащийся научиться:
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Ученик получит возможность:
- давать общую характеристику растений;
- объяснять роль растений в биосфере и жизни человека;
- характеризовать основные группы растений и основные этапы развития растительного мира;
- характеризовать распространение растений в различных климатических зонах;
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
РАЗДЕЛ 4. Царство Животные (41 часов)
Учащийся научиться:
- основные свойства животных организмов;
- признаки организма как целостной системы;
- сходство и различия между растительным и животным организмом;
- что такое зоология, какова ее структура.
Ученик получит возможность:
- представлять эволюционный путь развития животного мира;
- объяснять структуру зоологической науки, основные этапы ее развития, систематические категории;
- классифицировать животные объекты по их принадлежности к систематическим группам;
- характеризовать распространение растений в различных климатических зонах;
- использование знаний по зоологии в повседневной жизни;
- применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;
- объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, разведение редких и охраняемых животных, выведение новых пород животных.
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
РАЗДЕЛ 5. Вирусы (2 часа)
Учащийся научиться:
- общи е принципы строения вирусов животных, растений и бактерий;
- пути проникновения вирусов в организм;
- этапы взаимодействия вируса и клетки;
- меры профилактики вирусных заболеваний.
Ученик получит возможность:
- объяснять механизмы взаимодействия вирусов и клеток;
- характеризовать опасные вирусные заболевания человека;
- выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;
- осуществлять на практике мероприятия по профилактике вирусных заболеваний.
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/ или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительные источников;
- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.
- Содержание курса (70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Введение (1 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты (2 часа)
Тема 2. Царство Прокариоты (2 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
Демонстрация
- Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике.
- Строение клеток различных прокариот.
- Строение и многообразие бактерий.
РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)
Тема 3. Царство Грибы. Лишайники (5 часов)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
Демонстрация
- Схемы строения представителей различных систематических групп грибов.
- Различные представители Царства Грибы.
- Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
- Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
- Строение плодового тела шляпочного гриба.
РАЗДЕЛ 3. Царство Растения (18 часов)
Тема 4. Общая характеристика растений (2 час)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
Демонстрация
- Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений.
- Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 5. Низшие растения (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
- Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторная работа
- Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры.
Тема 6. Высшие споровые растения (5 часов)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация
- Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов.
- Различные представители мхов, плаунов и хвощей.
- Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные.
- Схема развития папоротника.
- Различные представители папоротников.
Лабораторная работа
- Изучение строения кукушкина льна.
- Строение хвоща лесного.
- Изучение внешнего строения папоротника.
Тема 7. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения (2 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
- Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны.
- Различные представители голосеменных.
Лабораторная работа
- Изучение строения и многообразия голосеменных.
Тема 8. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7 часов)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
- Схема строения цветкового растения; строения цветка.
- Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение).
- Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторная работа
- Изучение строения шиповника
- Изучение строения представителей крестоцветных.
- Строение пшеницы.
РАЗДЕЛ 4. Царство Животные (41 часов)
Тема 9. Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Лабораторная работа
- Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях.
Тема 10. Подцарство Одноклеточные (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Демонстрация.
- Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки.
- Представители различных групп одноклеточных.
Лабораторная работа
- Строение амебы и инфузории туфельки.
Тема 11. Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
Демонстрация.
- Типы симметрии у многоклеточных животных.
- Многообразие губок.
Тема 12. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
Демонстрация.
- Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры.
- Биоценоз кораллового рифа.
- Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Лабораторная работа
- Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры.
Тема 13. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
Демонстрация.
- Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.
- Различные представители ресничных червей.
- Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Лабораторная работа
- Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 14. Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Лабораторная работа
- Жизненный цикл человеческой аскориды.
Тема 15. Тип Кольчатые черви (3 часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
Лабораторная работа
- Внешнее строение дождевого червя.
Тема 16. Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
Лабораторная работа
- Внешнее строение моллюсков.
Тема 17. Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Демонстрация.
- Схема строения речного рака.
- Различные представители низших и высших ракообразных.
- Схема строения паука-крестовика.
- Различные представители класса.
- Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.
Лабораторная работа
- Изучение внешнего строения речного рака.
- Изучение внешнего строения паука.
- Внешнее строение насекомого.
Тема 18. Тип Иглокожие (1 час)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
Демонстрация.
- Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии.
- Схема придонного биоценоза.
Тема 19.Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
Демонстрация.
- Схема строения ланцетника.
Тема 20. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (3 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Демонстрация.
- Многообразие рыб.
- Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.
Лабораторная работа
- Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.
Тема21. Класс Земноводные (2 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Демонстрация.
- Многообразие амфибий.
- Схема строения кистеперых рыб и земноводных.
Лабораторная работа
- Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.
Тема 22. Класс Пресмыкающиеся (3 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
Демонстрация.
- Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 23. Класс Птицы (4 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация.
- Многообразие птиц.
- Схема строения рептилий и птиц.
Лабораторная работа
- Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни.
Тема 24. Класс Млекопитающие (6 часов)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
Демонстрация.
- Схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих.
- Многообразие млекопитающих.
- Схема строения рептилий и млекопитающих.
Лабораторные и практические работы
- Изучение внутренне строения млекопитающих.
- Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.
РАЗДЕЛ 5. Вирусы (2 часа)
Тема 25. Вирусы (2 час)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Демонстрация.
- Модели различных вирусных частиц.
- Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции.
- Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы, раздела. | Количество часов | лабораторные | контрольные |
Тема 1. Введение | 1 | ||
РАЗДЕЛ 1. Царство Прокариоты | 2 | ||
РАЗДЕЛ 2. Царство Грибы. Лишайники | 5 | 2 | 1 |
РАЗДЕЛ 3. Царство Растения | 18 | 8 | 2 |
РАЗДЕЛ 4. Царство Животные | 42 | 15 | 5 |
РАЗДЕЛ 5. Вирусы | 2 | ||
ИТОГО | 70 | 25 | 8 |
- Календарно-тематическое планирование.
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
1 | Тема 1. Введение | |
04.09 | Мир живых организмов. Уровни организации живого | |
2 | Раздел 1. Царство Прокариоты. Тема 2. Царство Прокариоты | |
06.09 |
| Общая характеристика бактерий. Особенности строения и жизнедеятельности прокариот. |
11.09 |
| Разнообразие бактерий. Их роль в природе и практическое значение |
5 | Раздел 2. Царство Грибы. Лишайники. Тема 3.Царство Грибы. Лишайники | |
13.09 |
| Царство Грибы. Особенности строения, роль, значение |
18.09 |
| Плесневые грибы. Л.р: "Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей." |
20.09 |
| Шляпочные грибы. Л.р: "Строение плодового тела шляпочного гриба." |
25.09 |
| Лишайники. |
27.09 |
| Контрольная работа по теме: Царство Прокариоты. Царство Грибы. |
2 | Раздел 3. Растения. Тема 4.Царство Растения. Общая характеристика растений | |
02.10 |
| Общая характеристика царства Растения. |
04.10 |
| Систематика растений. |
2 | Раздел 3. Растения. Тема 5. Низшие растения | |
09.10 |
| Общая характеристика водорослей. Размножение и развитие водорослей. Л.р: "Изучение внешнего строения водорослей. Строение спирогиры." |
11.10 |
| Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение |
5 | Раздел 3. Растения. Тема 6.Высшие споровые растения | |
16.10 |
| Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные. Л.р: "Изучение внешнего строения мха" |
18.10 |
| Отдел Плауновидные |
23.10 |
| Контрольная работа за 1 четверть. |
25.10 |
| Отдел Хвощевидные. Л.р: "Строение хвоща лесного" |
06.11 |
| Отдел Папоротниковидные. Особенности строения и жизнедеятельности папоротников. Л.р: "Изучение внешнего строения папоротника." |
2 | Раздел 3. Растения. Тема 7.Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения. | |
08.11 |
| Отдел Голосеменные растения. |
13.11 |
| Многообразие голосеменных. Л.р: "Изучение строения и многообразия голосеменных." |
7 | Раздел 3. Растения. Тема 8. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | |
15.11 |
| Происхождение и особенности строения покрытосеменных. |
20.11 |
| Размножение покрытосеменных Класс Двудольные |
22.11 |
| Класс Двудольные. Семейство Розоцветные. Л.р: "Изучение строения шиповника" |
27.11 |
| Семейства Крестоцветных и Пасленовых. Л.р: "Изучение строения представителей крестоцветных" |
29.11 |
| Семейства Злаковых. Л.р: "Строение пшеницы" |
04.12 |
| Семейства Лилейных |
06.12 |
| Контрольная работа по темам «Высшие растения», «Отдел Голосеменные», «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения |
1 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 9. Царство Животные. Общая характеристика животных | |
11.12 |
| Общая характеристика Царства Животные. Л.р: "Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях" |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 10. Подцарство Одноклеточные | |
13.12 |
| Общая характеристика простейших. Л.р: "Строение амебы и инфузории туфельки." |
18.12 |
| Многообразие и значение простейших |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 11. Подцарство Многоклеточные животные | |
20.12 |
| Контрольная работа за 2 четверть. |
25.12 |
| Особенности организации многоклеточных животных. Тип Губки |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 12. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные | |
27.12 |
| Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. "Л.р: Особенности строения и жизнедеятельности пресноводной гидры". |
10.01 |
| Размножение и развитие Кишечнополостных. Многообразие и роль в природных сообществах. Тип Губки. |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 13. Трехслойные животные. Тип Плоские черви | |
15.01 |
| Особенности организации плоских червей |
17.01 |
| Плоские черви - паразиты. Л.р: "Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня". |
1 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 14. Первичнополостные. Тип Круглые черви | |
22.01 |
| Тип Круглые черви, особенности организации. Л.р: "Жизненный цикл человеческой аскориды". |
3 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 15. Тип Кольчатые черви | |
24.01 |
| Тип Кольчатые черви, особенности организации. Л.р: "Внешнее строение дождевого червя". |
29.01 |
| Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые. |
31.01 |
| Контрольная работа по темам: Типы: Плоские черви, Круглые Черви, Кольчатые черви |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 16. Тип Моллюски | |
05.02 |
| Особенности организации моллюсков, из происхождение. Л.р: "Внешнее строение моллюсков" |
07.02 |
| Многообразие и значение моллюсков |
7 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 17. Тип Членистоногие | |
12.02 |
| Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Л.р: "Изучение внешнего строения речного рака". |
14.02 |
| Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р: "Изучение внешнего строения паука". |
19.02 |
| Многообразие паукообразных, их роль в природе |
21.02 |
| Класс Насекомые Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р: "Внешнее строение насекомого". |
26.02 |
| Размножение и развитие насекомых |
28.02 |
| Значение и многообразие насекомых |
05.03 |
| Контрольная работа по темам: Тип Моллюски и Тип Членистоногие. |
1 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 18. Тип Иглокожие | |
07.03 |
| Особенности строения и жизнедеятельности иглокожих |
1 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 19. Тип Хордовые. Бесчерепные животные | |
12.03 |
| Особенности организации хордовых Подтип Бесчерепные |
4 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 20. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | |
14.03 |
| Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные. |
19.03 |
| Основные группы рыб, их роль и значение |
21.03 |
| Контрольная работа за 3 четверть |
02.04 |
| Л.р: Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни. |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 21. Класс Земноводные | |
04.04 |
| Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р: "Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни". |
09.04 |
| Размножение и развитие земноводных. Многообразие и роль в природе |
2 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 22. Класс Пресмыкающиеся | |
11.04 |
| Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности |
16.04 |
| Многообразие и роль пресмыкающихся. |
4 | Раздел 4. Царство Животные. 23. Класс Птицы | |
18.04 |
| Птицы. Особенности строения и организации, связанные с полетом. |
23.04 |
| Размножение и развитие птиц |
25.04 |
| Экологические группы птиц |
30.04 |
| Л.р: Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни. |
6 | Раздел 4. Царство Животные. Тема 24. Класс Млекопитающие | |
07.05 |
| Млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Л.р: "Изучение внутренне строения млекопитающих". |
14.05 |
| Плацентарные млекопитающие. Особенности строения и жизнедеятельности |
16.05 |
| Сумчатые и Первозвери |
21.05 |
| Особенности организации животных, их роль. |
23.05 |
| Итоговая контрольная работа. |
28.05 |
| Л.р: Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека. |
2 | Раздел 5. Вирусы. Тема 25. Вирусы | |
30.05 |
| Вирусы |
04.06 |
| Значение вирусов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...