Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.
Рабочая программа реализуется по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5.docx | 44.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Куть-Яхская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендовано: методическим объединением НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» Протокол №1 от «30» августа 2018г. Руководитель ШМО ___________/Н.Г. Махрина____/ | Рассмотрено: Протокол заседания методического совета Заместитель директора НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» __________ О.Г. Сивоченко от «30» августа 2018г. | Утверждаю: Директор НРМОБУ «Куть-Яхская СОШ» __________ Е.В. Бабушкина Приказ № 435-0 от 31 августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
для 5 класса
на 2018-2019 учебный год
( в неделю 2 часа, в год 70 часов)
Составитель программы:
Смышляева Н. Г., учитель технологии,
I квалификационной категории
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011) с изменениями от 31.12.2015 № 1577.
- Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический курс. Авторы: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров М.: Дрофа, 2016 г.
Рабочая программа реализуется по учебникам и рабочим тетрадям (концентрический курс):
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М.: Дрофа, 2016. - (УМК «Сфера жизни»).
- Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).
Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: тетрадь для оценки качества знаний к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2017. - (УМК «Сфера жизни»).
При составлении рабочей программы были внесены коррекции
- 1 час взят из резерва в раздел 2 «Многообразие живых организмов» для контрольной работы за 1 полугодие.
- 1 час взят из резерва в раздел 4 «Человек на Земле» для итоговой контрольной работы.
В рабочей программе отдельно не вынесены лабораторные работы т.к. они проводятся внутри урока. Форма промежуточной аттестации: контрольная работа.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
В соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Раздел «Ведение в биологию» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Цели образования для учащихся 5 классов:
1.Подготовка к восприятию предмета биологии в старших классах.
2.Формирование вхождение в мир культуры на основе знакомства с миром природы.
3.Формировать систему познавательных ценностей. Приобщение с помощью содержания материала 5-го класса моральных норм к культуре как к системе ценностей, накопленных в обществе в области биологии.
4.Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.
5.Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативными, информационными, ценностно-смысловыми.
6.Формирование познавательной культуры учащихся.
Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа
2. Планируемые результаты учебного предмета
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов).
Учащийся научиться:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Ученик получит возможность:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 часов).
Учащийся научиться:
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
основные признаки представителей Царств живой природы.
- Ученик получит возможность:
- определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека.
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов).
Учащийся научиться:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Ученик получит возможность:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4. Человек на Земле (6 часов).
- Учащийся научиться:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Ученик получит возможность:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
3. Содержание учебного предмета (35 часов, 1 час в неделю)
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
- «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)
- «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
- «Строение клеток кожицы чешуи лука»
- «Химический состав семян»
- « Описание и сравнение признаков различных веществ. Наблюдение химических реакций»
- «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»
Раздел 2. Многообразие живых организмов (15 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины - степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Лабораторные и практические работы.
- «Определение наиболее распространённых растений и животных»
- «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»
- «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»
Раздел 4. Человек на Земле (6 часов)
- Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи
Демонстрация.
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы.
- « Измерение своего роста и массы тела».
- «Способы оказания первой доврачебной помощи».
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов | лабораторные | контрольные |
Раздел 1. Введение Живой организм: строение и изучение | 8 | 6 | |
Раздел 2. Многообразие живых организмов | 15 | 1 | |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 6 | 3 | |
Раздел 4. Человек на Земле | 6 | 2 | 1 |
ИТОГО | 35 | 11 | 2 |
5. Календарно-тематическое планирование
Часов | Название темы/урока | |
План | Дата | |
8 | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | |
06.09 |
| Основные признаки живого |
13.09 |
| Наука о живой природе |
20.09 |
| Методы изучения природы. Л.р: «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная) |
27.09 |
| Увеличительные приборы. Л.р: «Устройство ручной лупы, светового микроскопа» |
04.10 |
| Живые клетки . Л.р: «Строение клеток кожицы чешуи лука» |
11.10 |
| Химический состав клетки. Л.р: "Химический состав семян" |
18.10 |
| Вещества и явления в окружающем мире. Л.р: "Описание и сравнение признаков различных веществ. Наблюдение химических реакций". Л.Р: "Определение физических свойств белков, жиров, углеводов". |
25.10 |
| Великие естествоиспытатели. Биография К. Линнея, Ч. Дарвина, В. И. Вернадского |
15 | Раздел 2. Многообразие живых организмов | |
08.11 |
| Как развивалась жизнь на Земле |
15.11 |
| Разнообразие живого |
22.11 |
| Бактерии |
29.11 |
| Грибы |
06.12 |
| Растения. Водоросли. |
13.12 |
| Мхи. |
20.12 |
| Контрольная работа за 1 полугодие: «Живой организм: строение и изучение» и «Многообразие живых организмов" |
27.12 |
| Папоротники. |
10.01 |
| Голосеменные растения. |
17.01 |
| Покрытосеменные (цветковые) растения |
24.01 |
| Значение растений в природе и жизни человека |
31.01 |
| Животные. Простейшие. |
07.02 |
| Беспозвоночные. |
14.02 |
| Позвоночные |
21.02 |
| Значение животных в природе и жизни человека (комбинированный) |
6 | Раздел 3. Среда обитания живых организмов | |
28.02 |
| Повторение по теме: "«Многообразие живых организмов". Четыре среды обитания живых организмов. |
07.03 |
| Жизнь на разных материках. |
14.03 |
| Природные зоны Земли. |
21.03 |
| Жизнь в морях и океанах. Л.р: «Определение наиболее распространённых растений и животных» |
04.04 |
| Л.р: «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» |
11.04 |
| Л.р: "Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения" |
6 | Раздел 4. Человек на Земле. | |
18.04 |
| Как человек появился на Земле. Л.р: «Измерение своего роста и массы тела» |
25.04 |
| Как человек изменил Землю |
16.05 |
| Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? |
23.05 |
| Итоговая контрольная работа |
30.05 |
| Здоровье человека и безопасность жизни. |
06.06 |
| Л.р: "Способы оказания первой доврачебной помощи" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...