Урок по теме "Ракообразные"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 7 классе.
Тема: «Тип членистоногие»
Тип: учебное занятие закрепления знаний
Цель: вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению
Задачи:
- образовательная – актуализировать и корректировать основные знания, умения, навыки, полученные на предыдущих уроках темы «Особенности строения и жизнедеятельности насекомых»; характеризовать взаимосвязь изученных животных со средой обитания, их роль в природе и хозяйственной деятельности человека; используя знания о метаморфозе, показывать приспособительную роль его в жизни насекомых;
- воспитательная – продолжить формирование мировоззренческих понятий: причинно-следственные связи, развитие природы;
- развивающая – продолжить формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изученные факты и понятия.
Оборудование: учебник В. В. Латюшин, В. А. Шапкин «Животные-7», печатная тетрадь В. В. Латюшин, Е. А. Ламехова «Животные-7», учебные таблицы, динамическое пособие «Развитие насекомых», учебное электронное издания «Биология 6-11» республиканского мультимедиа центра, 2004 года
Ход урока:
I. Организация начала занятия
II. Проверка выполнения домашнего задания и подготовка к основному этапу занятия
III. Закрепление знаний и способов действия
IV. Контроль и самопроверка знаний
V. Подведение итогов занятия
- Организация начала занятия
Задача этапа: подготовить учащихся к работе на занятии.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Сегодня мы повторим и закрепим знания о насекомых, полученные на предыдущих уроках по теме «Тип Членистоногие», сравним строение и образ жизни ракообразных, паукообразных и насекомых и в конце урока выполним контрольный тест.
Задание №1. Заполните таблицу: II. Проверка выполнения домашнего задания и подготовка к основному этапу занятия
Задача этапа: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить и ликвидировать пробелы, подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.
Учитель: сейчас у доски 3 человека выполнят индивидуальные задания, а позже мы вместе их проверим.
Задание №2. Заполните таблицу:
Системы органов | Класс ракообразные |
Части тела | |
Количество ходильных ног | |
Количество усиков | |
Органы зрения | |
Скелет | |
Особенности кровеносной системы | |
Особенности дыхательной системы | |
Особенности нервной системы | |
Особенности размножения |
Системы органов | Класс паукообразные |
Части тела | |
Количество ходильных ног | |
Количество усиков | |
Органы зрения | |
Скелет | |
Особенности кровеносной системы | |
Особенности дыхательной системы | |
Особенности нервной системы | |
Особенности размножения |
Задание №3: Заполните таблицу:
Системы органов | Класс насекомые |
Части тела | |
Количество ходильных ног | |
Количество усиков | |
Органы зрения | |
Скелет | |
Особенности кровеносной системы | |
Особенности дыхательной системы | |
Особенности нервной системы | |
Особенности размножения |
В то время, как учащиеся выполняют работу у доски, учитель организует фронтальную беседу.
Учитель: проверим, как вы справились с заданиями в тетради на печатной основе.
Начнем с задания №1 на странице 34.
Предполагаемый ответ учащихся: на рисунке последовательно представлены ротовые аппараты насекомых: грызущий, колюще-сосущий, сосущий, грызуще-сосущий, лижущий.
Задание № 6, страница 35.
Предполагаемый ответ учащихся: Пища насекомых очень разнообразна, у видов приспособленных к питанию определенной пищей ротовой аппарат имеет определенное строение. Например, у бабочек, питающихся нектаром он сосущий, а у кузнечиков ротовой аппарат приспособлен к разгрызанию пищи, он грызущий и т. п.
Задание №4, страница 35.
Предполагаемый ответ учащихся: Не смотря на то, что насекомые относятся к типу членистоногих, у них другое количество ног, чем у ракообразных и паукообразных.
У них 3 пары ходильных ног, имеются крылья, ведь насекомые освоили все среды жизни. Среди них есть прекрасные бегуны, летуны, пловцы, землекопы.
Учитель: пришло время проверить работу ребят.
Организуется взаимопроверка, и в итоге на доске появляется сравнительная таблица.
Особенности членистоногих
Системы органов | Класс паукообразные | Класс насекомые | Класс ракообразные |
Части тела | Головогрудь, брюшко | Голова, грудь, брюшко | Головогрудь, брюшко |
Количество ходильных ног | 4 пары | 3 пары | 5 пар |
Количество усиков | ------- | 1 пара | 2 пары |
Органы зрения | 8 простых глаз | 2 сложных глаза | 2 сложных глаза |
Скелет | Наружный хитиновый панцирь | То же | Наружный хитиновый панцирь |
Особенности кровеносной системы | Незамкнутая, мешковидное сердце, сосуды, гемолимфа | Незамкнутая, трубковидное сердце, гемолимфа бесцветная | Незамкнутая, сердце, сосуды, гемолимфа |
Особенности дыхательной системы | Легкие, трахеи | Трахеи | Кожные жабры |
Особенности нервной системы | Надглоточный нервный узел, большая брюшная нервная цепочка | Надглоточный нервный узел, подглоточный нервный узел, брюшная нервная цепочка | Надглоточный, подглоточный нервные узлы, окологлоточное кольцо, 2 брюшных нервных ствола |
Особенности размножения | Раздельнополые, внутреннее оплодотворение, некоторые – живородящие | Раздельнополые, внутреннее оплодотворение | Раздельнополые, внутреннее оплодотворение |
Особенности пищеварительной системы | Пищевод, желудок (жевательный, железистый), кишка, двухлопастная печень, | ||
Особенности выделительной системы | Парные зеленые железы,, мочевой пузырек. | ||
Образ жизни и значение | Соленная и пресная вода, планктон, бентос, сидячий образ жизни, паразиты. Санитарное значение, употребляются в пищу. |
Учитель: какой вывод мы можем сделать на основании анализа данной информации?
Предполагаемый ответ учащихся: животные класса «Насекомые» наиболее высокоорганизованные.
Учитель: давайте вспомним, как может происходить развитие насекомых?
Задание у доски: используя динамическое пособие составить последовательность этапов развития
бабочки капустной белянки и зеленого кузнечика
яйцо яйцо
имаго личинка имаго личинка
куколка
Учитель: а какова роль метаморфоза в жизни животных?
Этот вопрос может вызвать затруднения, поэтому учителю нужно пояснить: личинка бабочки – гусеница, она питается листьями, а не нектаром как взрослое насекомое, поэтому между ними никогда не возникнет конкуренции за пищу. Следовательно, больше шансов выжить и сформироваться во взрослое животное.
III. Закрепление знаний и способов действия
Задача этапа: обеспечить усвоение знаний и способов действий путем организации самостоятельного выполнения заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Учитель: сейчас вам предстоит поработать самостоятельно, используя электронное учебное издание (Приложение 1).
Программа еще раз в обобщенном виде дает информацию о типе членистоногих и проводит программированный опрос, предполагающий индивидуальную работу над ошибками и возврат к теории при необходимости.
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
IV. Контроль и самопроверка знаний
Задача этапа: выявить качество овладения знаниями, обеспечить их коррекцию.
Учащиеся выполняют контрольный тест. Можно предложить для работы двойные листы с копировальной бумагой, один из которых ребенок сдает учителю, а другой проверяет сам по ключу, выполняя одновременно работу над ошибками.
Один из вариантов теста.
1. Для насекомых характерны следующие признаки:
а) четыре пары ног и одна пара усов
б) три пары ног и одна пара усов
в) головогрудь и брюшко
г) голова, грудь, брюшко
2. Из перечисленных насекомых к отряду перепончатокрылых относят:
а) майский жук
б) белянковая наездница
в) зеленый кузнечик
г) медоносная пчела
3. Дышат насекомые при помощи:
а) легких
б) легких и трахей
в) жабр
г) трахей
4. К биологическим особенностям, дающим насекомым преимущества для распространения, можно отнести:
а) наличие сложных рефлексов
б) способность к полету
в) их небольшие размеры
г) разнообразие ротовых аппаратов
5. Мальпигиевы сосуды – это…
а) вид кровеносных сосудов
б) орган выделения
в) органы пищеварительной системы
6. При развитии с полным превращением насекомое проходит следующие стадии:
а) яйцо – имаго
б) яйцо – личинка – куколка
в) яйцо – личинка – куколка – имаго
г) яйцо – личинка – имаго
7. Комар из рода анофелес является:
а) возбудителем малярии
б) переносчиком возбудителя малярии
в) организмом-хозяином
г) промежуточным хозяином паразита
8. Для представителей отряда чешуекрылых характерны следующие признаки:
а) развитие с неполным превращением
б) сосущий ротовой аппарат
в) развитие с полным превращением
г) личинка-гусеница
9. Уничтожение вредных насекомых с помощью их естественных врагов называют:
а) дезинфекцией
б) биологическим способом борьбы
в) искусственным отбором
г) химическим способом борьбы
10. У насекомых кровеносная система:
а) хорошо развита
б) развита слабо
в) не участвует в транспорте газов
г) переносит питательные вещества и продукты распада
V. Подведение итогов занятия
Задача этапа: оценить успешность работы на уроке, дать учащимся информацию о реальных результатах учения.
Учитель дает общую оценку работы класса и отдельных учащихся, говорит о значении результатов работы для последующих уроков. Индивидуальные оценки будут объявлены на следующем уроке с учетом выполненного теста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...