Урок биологии в 7 классе на тему: «Значение червей в природных экосистемах и жизни человека»
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Урок биологии в 7 классе на тему: «Значение червей в природных экосистемах и жизни человека».
Цель урока: сформировать знания о роли червей в природных экосистемах, в жизни человека; обобщить и систематизировать знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности червей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_znacheniy_chervey_na_konkurs.docx | 116.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 7 классе
Тема урока: «Значение червей в природных экосистемах и жизни человека»
Цель урока: сформировать знания о роли червей в природных экосистемах, в жизни человека; обобщить и систематизировать знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности червей.
Задачи: Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях строения и процессах жизнедеятельности червей, сформировать знания о роли червей в природных экосистемах о значении в жизни человека, знания о роли российской науки и учёных в изучении червей, в частности, паразитических; сформировать представления о правилах профилактики гельминтозов.
Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать информацию, делать выводы, сравнивать; продолжить формирование и совершенствовать умение работать с учебником, дополнительной литературой; развивать навыки исследовательской работы, развивать логическое мышление и речь учащихся, умения выступать перед аудиторией.
Воспитательные: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает;
развивать уважительное отношение к живым организмам, природе, привитие чувства гордости за российских учёных, изучение их вклада в развитие биологической науки, медицины.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); Наглядные (таблицы, презентация, раздаточный материал, портреты учёных); Практические (работа с карточками, решение тестовых заданий, решение кроссворда, цифровой диктант).
Технологии: в основе - системно-деятельностный подход, с элементами проблемного обучения, применение технологии развития критического мышления, технологии учебно-поисковой деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Планируемые результаты:
Предметные: умения находить и извлекать необходимую информацию, знания базовых биологических терминов и понятий по изучаемой теме, умения применять полученные ранее знания для решения проблемных вопросов и ситуаций, отвечать на переформулированные вопросы; формирование научного типа мышления.
Метапредметные: осуществлять сравнение, обобщение, классификацию, умение строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; самостоятельно определять цель учебной деятельности; умения работать с учебником и дополнительной литературой; самостоятельно организовывать работу в группе, умение общаться; умение выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; владение основами самоконтроля и взаимоконтроля.
Личностные: воспитание гражданской идентичности: патриотизма и чувства гордости за российских учёных-биологов, их вклад в развитие биологической науки, медицины; формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении:
готовности вести диалог с другими людьми, отстаивать своё мнение, приводя аргументы, выступать перед аудиторией; воспитание основ экологической культуры, бережного отношения к живым организмам, в частности, к червям, понимание их роли в экологических системах, знание и соблюдение гигиенических норм для профилактики гельминтозов, сохранения своего здоровья.
Междисциплинарные связи: экология, география, история, химия.
Оборудование: рабочие тетради, учебник биологии для 7 класса, рисунки и таблицы, раздаточный дидактический материал, портреты учёных.
Базовые понятия и термины: бионика, гирудин, гирудотерапия, вермикультура, гельминты, гельминтология, гумус (перегной).
Содержание учебного материала
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | |
До начала урока учитель раздаёт карточки (каждому учащемуся двух цветов – красного и зелёного), полоски бумаги для цифрового диктанта (4 см ×8 см). Приветствие учащихся. Проверка присутствующих учащихся в классе. | Подготовка и проверка рабочего места, настрой на работу. Повторение домашнего задания. |
II. Актуализация знаний и умений | |
Организация работы учащихся в группе; некоторые учащиеся получают карточки для работы (технология разноуровневой дифференциации); Приём «Светофор» («Да-Нет») проводится одновременно, пока группа учащихся составляет схемы, учитель зачитывает утверждения. | Работа в группе: составление схем классификации червей из предложенных карточек с систематическими категориями и представителями; составление схем на доске с помощью магнитов. Затем проводят самопроверку под контролем учителя (на слайдах 1, 2, 3 - ответы). Некоторые учащиеся, получившие карточки, работают индивидуально. Приём «Светофор»: определение правильности утверждений (верное - учащиеся поднимают зелёную карточку, неверное - красную). |
III. Целеполагание, формулировка темы урока | |
Учитель предлагает учащимся самим определить тему и цель урока: на подготовленных карточках в конвертах послания, якобы от имени червей (где указывается их роль в природе, жизни человека). После определения цели и темы урока, учитель и учащиеся записывают дату и тему урока на доске. | Самостоятельно определяют тему и цель урока: зачитывают «послания», якобы, от имени животных. Записывают в рабочую тетрадь дату, тему урока. |
VI. Изучение нового материала (этап включает также воспроизведение знаний на новом уровне - переформулированные вопросы) | |
Приём «Инсерт» или «Моё эмоциональное отношение». Учитель предлагает учащимся выразить своё отношение к червям, нарисовав в тетради «смайлик» (улыбающийся - положительное, понимание их роли в природе, жизни человека, хмурый – отрицательное, без эмоций – неопределённое отношение, или неоднозначное)? (мотивация к учебной деятельности) Учитель формулирует проблемные вопросы, ситуационные задания; направляет деятельность учащихся, подводит учащихся, по итогу обсуждения проблемного вопроса, к формулировке выводов. Организует работу учащихся, которые получили опережающее задание – сообщения на определённую тему. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, применяя полученные ранее знания о процессах жизнедеятельности червей; рассуждают, формулируют выводы, составляют опорный конспект в рабочей тетради. Некоторые учащиеся выступают с приготовленными заранее короткими сообщениями (опережающее задание). Составляют опорный конспект. Рассуждают, отвечают на вопросы учителя, формулируют правила памятки по профилактике гельминтозов. |
V. Закрепление полученных знаний и умений | |
Решение кроссворда (слайд 4 презентации); учитель зачитывает вопросы к кроссворду, в результате решения – предлагает определить фамилию учёного – русского биолога, внесшего значительный вклад в развитие биологии. | Отвечают на вопросы, решают кроссворд, применяя полученные на уроке знания. |
VI. Контроль усвоения материала | |
Цифровой диктант. Учитель объясняет правила написания цифрового диктанта (из перечня пронумерованных утверждений нужно выбрать только определённые, относящиеся к тому или иному типу червей). Распределяет задания по вариантам. Зачитывает утверждения. Организует взаимопроверку и оценивание работ учащихся. | Выполняют задания (записывают на листах бумаги ответы: номера утверждений через запятую). Осуществляют взаимопроверку и оценивание работ. |
VII. Рефлексия | |
Приём «Инсерт». Учитель предлагает в конце опорного конспекта нарисовать «смайлик», выражающий эмоциональное отношение учащихся к червям, сравнить с отношением в начале этапа изучения материала. Изменилось ли отношение учащихся, если да, то в какую сторону и почему? | Учащиеся рисуют «смайлик», выражая своё отношение к червям. Комментируют, если изменили своё отношение, объясняя, что узнали нового, что больше запомнилось на уроке. |
VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание | |
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся, объявляет домашнее задание. Благодарит за подготовку сообщений, активную работу учащихся на уроке. | Записывают домашнее задание, выставляют оценки в дневники. |
ХОД УРОКА
I. Организационный момент, приветствие учащихся (1 мин).
Здравствуйте, ребята! Проверьте своё рабочее место, настройтесь на работу. Начнём урок. Проверка присутствующих учащихся в классе.
II. Актуализация знаний и умений (7 мин).
Учитель: Ребята, давайте повторим с вами особенности строения и процессов жизнедеятельности червей.
1. Некоторые учащиеся получают карточки с заданиями (разноуровневая дифференциация). На работу 5-7 минут, выполняют индивидуально.
2. Работа в группе.
Учитель предлагает трём учащимся выйти к доске, из предложенных карточек необходимо составить схему, изображающую систематику типов червей. На карточках (или полосках бумаги) записаны систематические категории и отдельно их названия, а также представители. Учащимся предлагается 2-3 минуты для работы, результат в виде схемы прикрепляется на доску магнитами, стрелки рисуются мелом (при отсутствии магнитной доски, приклеивается на ватман с помощью клея, стрелки - маркером).
Карточки (разрезаются учителем на полоски до урока):
Тип (3 шт.) | Класс (7 шт.) | Вид (11 шт.) | Род | Сосальщики |
Ленточные | Плоские | Круглые | Кольчатые | Нематоды |
Многощетинковые | Малощетинковые | Пиявки | Бычий цепень | Планария молочно-белая |
Печёночный сосальщик | Аскарида человеческая | Острица | Дождевые черви | Пиявка медицинская |
Трубочник | Нереида | Ресничные |
Ответ учащихся в виде схем:
1 2
3
3. Приём «Светофор» («Да-Нет») (проводится одновременно, пока группа учащихся составляет схемы классификации червей у доски)
Учитель читает утверждения, задача учащихся определить верность утверждений. Учащимся перед уроком раздаются карточки двух цветов: зелёного и красного. Если утверждение верное («Да»)- учащиеся поднимают зелёную карточку, если ошибочное («Нет») - красную.
Учитель: (в скобках указаны комментарии учащихся и учителя).
1. Тело Круглых червей состоит из множества сегментов (нет)
2. В теле окончательного хозяина происходит половое размножение паразитов (да)
3. Для червей характерна двусторонняя симметрия тела (да)
4. Круглые черви имеют замкнутую пищеварительную систему (нет) (сквозная)
5. Тип Плоские черви - исключительно паразитические организмы (нет)
(Класс Ресничные черви - свободноживущие)
6. Заражение свиным цепнем происходит при употреблении немытых фруктов (нет)
(а как? ответ: при употреблении заражённой свинины, плохо обработанной термически)
7. Заражение аскаридой происходит через грязные руки (да)
8. Острицы - паразиты кишечника человека (да)
9. Пиявки - это представители типа Плоских червей (нет) (ответ: Тип Кольчатые черви)
10. Человек может заразиться паразитическими червями через рукопожатие (да)
(например, острица)
III. Целеполагание, формулировка темы урока (2-3 мин).
Учащиеся (зачитывают полученные «послания») (Презентация, СЛАЙД 1):
1. «Привет тебе из почвы! Я рыхлю почву и повышаю её плодородие! Берегите меня, и получите хороший урожай!»
2. «Не оторвать, коль присосусь
и крови досыта напьюсь,
А как только толстой стану,
Сама от вас тогда отстану
Не бойтесь, кровь плохую пью,
Зато здоровье вам дарю» [7] (СЛАЙД 2)
Учитель: Итак, от кого мы получили «послания»? О чём пойдёт речь на нашем уроке сегодня? (Учащиеся: о значении червей в природе и жизни человека) (СЛАЙД 3)
IV. Изучение нового материала (этап включает также воспроизведение знаний на новом уровне - переформулированные вопросы) (20 мин).
Учащиеся записывают число и тему урока в рабочей тетради.
1. Приём «Инсерт» или «Моё эмоциональное отношение» (СЛАЙД 4)
Учитель: Ребята, каково ваше отношение к этим животным - червям? Нарисуйте в тетради «смайлик», выражая своё эмоциональное отношение к червям («улыбающийся» - положительное отношение, понимание их роли в природе, «грустный» - отрицательное, «без эмоций» - неопределённое отношение).
2. Воспроизведение знаний на новом уровне.
(переформулированные вопросы: проблемные вопросы, ситуационные задания, одновременно с этим учащиеся составляют опорный конспект в рабочей тетради)
1. Учитель: Откройте учебник на стр.85, прочитаем рубрику «Биофокус» [2]:
Историческая справка (сообщение учащегося, опережающее задание): «Учёные заметили такой факт, что осетровые рыбы быстрее растут в Азовском море, чем в Каспийском. При изучении осетровых, их кормовой базы, учёные обнаружили, что в Азовском море эти рыбы едят червей, а в Каспийском море таких червей нет. В 1939- 1941 годах под руководством русского учёного Л. А. Зенкевича в Каспийское море на самолётах перевезли около 65 тысяч таких червей. В Каспийском море они размножились и служат кормом для рыб». Учитель: Итак, какой вывод о роли червей мы можем сделать?
Вывод учащихся: «Черви – звено в цепи питания» (записать в конспект)
2. Учитель: Был проведён такой опыт: в стеклянную банку с песком и почвой поместили дождевых червей. Их кормили листьями, ботвой растений, увлажняя песок. Через некоторое время подвели итоги: в слое песка появились тёмные комочки почвы. Какой вывод из этого опыта можно сделать? (СЛАЙД 5)
Учащиеся предлагают варианты ответов, с помощью учителя формулируют вывод: «Дождевые черви участвуют в образовании гумуса (перегноя), тем самым, повышая плодородие почвы, также участвуют в перемешивании слоёв почвы».
Учитель: Было подсчитано, что длина ходов дождевых червей на 1 кв.м. почвы превышает 1 км, а иногда достигает 8 км! Ребята, объясните, как эта деятельность червей влияет на особенности почвы. (СЛАЙД 6)
Учащиеся высказывают предположения. Учитель подводит к формулировке следующего вывода: «Повышение рыхлости, пористости почвы – улучшается аэрация и дренаж, что важно для жизнедеятельности растений и микроорганизмов»
Проблемный вопрос: (СЛАЙД 7) Почему дождевые черви получили такое название? (Во время дождя выползают на поверхность почвы). Да, но почему это происходит? (Так как черви имеют кожное дыхание и начинают страдать от недостатка кислорода в переувлажненной почве)
Сообщение учащегося (опережающее задание) на тему «Роль дождевых червей в процессах почвообразования» [4]. В сообщении даётся определение термину – вермикультура [5].
(СЛАЙД 8)
3. Физкультминутка. Учащиеся под контролем учителя выполняют гимнастику для глаз. (СЛАЙД 9)
4. Учитель (проблемный вопрос): Ребята, наверняка вы слышали, что морские корабли и подводные лодки имеют внутренние герметические перегородки. Для чего? (учащиеся предполагают). Если борт пробит, то вода, заливает только один отсек. А остальные, сохраняют плавучесть повреждённого корабля. Скажите, а как данный факт связан с червями? С каким типом червей? (Учащиеся высказывают предположения) (СЛАЙД 10)
Учитель: Всё верно, человек использовал знания о строении кольчатых червей. На границе двух наук – биологии и техники, возникла научная дисциплина – бионика (записать в опорный конспект). У большинства кольчатых червей повреждение одного сегмента тела, не влечёт за собой гибель всего животного. Перегородки внутри тела защищают организм при ранениях.
5. Учитель: А сейчас в роли учителя выступит … (называет фамилию учащегося, опережающее задание)
Учащийся: «Послушайте отрывок из рассказа: «… караван остановился у небольшого водоёма: и люди и животные поспешили утолить жажду. «Пейте только из посуды и не забудьте бросить в неё дезинфицирующую таблетку,» - сказал старший. Но Карим только махнул рукой: «Я глоточек, чтоб рот освежить», - и нагнулся к воде. После отдыха караван приготовился продолжать путь, но произошла вынужденная задержка. С Каримом стряслось что-то неладное: из горла пошла кровь. Решили отвезти его на ближайший медпункт. Там с большим трудом извлекли у Карима из глотки … » [6].
Что же это было? Какое животное, к какому классу относится? (ответ: класс Пиявки, туркестанская пиявка)
Откройте учебник, стр. 85, прочитайте о роли пиявок в жизни человека [2]. Учащийся дополняет: «Для лечения используют особый вид – Медицинскую пиявку. Применяют их с целью улучшения кровотока, восстанавливают кровоснабжение органов, применяют при ишемической болезни сердца, варикозных заболеваниях, инфаркте, инсульте и других заболеваниях. Направление в медицине с использованием пиявок называется – гирудотерапия. Начало применения пиявок для лечения известно ещё в Древнем Египте. При раскопках в некоторых гробницах находили рисунки, символизирующие лечение фараонов пиявками. Позже их стали применять в Древней Греции и Риме. Но существуют и противопоказания: нельзя использовать пиявок при гипотонии, малокровии, кровотечении из носа, гемофилии, язве желудка. Кстати, как вы думаете, почему?» Ответьте на мой вопрос: «Что такое гирудин? Какое значение имеет он для питания пиявок?» [5]. Учитель подводит учащихся к выводу: «Пиявок используют в медицине - гирудотерапия» (записать в конспект) (СЛАЙД 11)
6. Учитель: Ребята, у многих людей упоминание о червях вызывает неприятные эмоции. Почему? (учащиеся вспоминают о паразитических червях). Но, кто же может не бояться паразитических червей? (ответ учащихся: тот, кто знает источники заражения и всегда соблюдает гигиенические правила)
Учитель: Итак, мы с вами составим памятку по профилактике гельминтозов. Я буду называть представителей паразитических червей или определённую деятельность человека, а вы, вспоминая, пути проникновения в организм человека гельминтов, постарайтесь сформулировать правила нашей памятки. (СЛАЙД 12)
Учитель | Учащиеся |
Эхинококк | 1.Тщательно мыть руки |
Человек выпил воды из открытого источника, например, пруда | 2. Пить кипяченую воду. |
Аскарида человеческая | 3. Тщательно мыть овощи, фрукты, зелень. |
Бычий цепень, Свиной цепень, Лентец широкий | 4. Тщательно термически обрабатывать мясо и рыбу |
На обеденный стол и продукты садятся мухи | 5. Оберегать продукты питания от мух |
Сообщение учащегося на тему: «Вклад русских учёных Скрябина К.И. и Павловского Е.Н. в биологическую науку» [3], [5]. (СЛАЙД 13, или учебник, стр.79)
V. Закрепление полученных знаний и умений (4 мин)
Учитель предлагает решить кроссворд (слайд презентации, учащимся раздаются бланки).
Учитель: Решив кроссворд, по горизонтали мы прочитаем фамилию русского учёного, внёсшего большой вклад в изучение гельминтозов – заболеваний, вызываемых паразитическими червями. (СЛАЙД 14)
Вопросы (по вертикали):
- Кольчатые черви, издавна используются человеком для лечения ряда заболеваний.
- Паразит кишечника человека – представитель типа Круглые черви, вызывает заболевание энтеробиоз, часто встречается у детей.
- Великий учёный, первый установил биогенный характер почв и впервые указал на важную роль в процессе образования почв дождевых червей.
- Разведение дождевых червей на специальных фермах.
- Наука, возникшая на границе биологии и техники.
- Русский учёный - биолог, основатель науки о паразитических червях - гельминтологии.
- Паразит кишечника человека, выделяет в полость кишечника токсические вещества, проникнув в тело человека, совершает сложную миграцию.
- Биологически активное вещество, выделяемое слюнными железами пиявок.
Учитель: Итак, фамилия учёного? Учащиеся называют: Павловский. (СЛАЙД 15)
VI. Контроль усвоения материала (5-6 мин).
Тестирование (в форме «Цифровой диктант») (СЛАЙД 16)
Данное задание даёт возможность быстро провести контроль знаний учащихся всего класса, а также провести самопроверку или взаимопроверку знаний. Учащиеся до урока получают листочки бумаги (в виде полосок, 8 см длиной, 3-4 см шириной). Подписывают фамилию. Учитель распределяет варианты (3 варианта); называет признаки, учащиеся выбирают и записывают только тот номер признака, который соответствует номеру варианта:1 вариант - Тип Кольчатые черви, 2 вариант - Тип Круглые черви, 3 вариант - Тип Плоские черви. Признаки:
1 – тело состоит из трёх слоёв клеток;
2 – представители данного типа применяются в гирудотерапии;
3 – характерна лучевая (радиальная) симметрия тела;
4 – отсутствует полость тела;
5 – тело круглое в поперечном сечении;
6 – дышат все поверхностью тела;
7 – к данному типу относится Медицинская пиявка;
8 – тело червей состоит из множества сегментов;
9 – класс Нематоды относится к данному типу;
10 – класс Сосальщики относится к данному типу;
11 – характерна двусторонняя симметрия тела;
12 – представители типа – Бычий цепень, Свиной цепень;
13 – представители типа – Аскарида, Острица.
Учитель: А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте, проверим работы. Учитель предлагает взаимопроверку учащимся работ. К доске выходят по одному представителю каждого варианта, учитель опять зачитывает утверждения, ребята записывают свои ответы, проверяя работу; или учитель вывешивает лист с правильными ответами для проверки. Можно ответы представить на слайде (для экономии времени при проверке). Ответы: (СЛАЙД 17)
1 вариант Тип Кольчатые черви | 2 вариант Тип Круглые черви | 3 вариант Тип Плоские черви |
1, 2, 6, 7, 8, 11 | 1, 5, 6, 9, 11, 13 | 1, 4, 6, 10, 11, 12 |
Все ответы верны – оценка «5», правильно 4-5 ответа – оценка «4», правильно 2-3 ответа, или более 2х лишних цифр-ошибок – оценка «3», правильный только 1ответ – оценка «2».
VII. Рефлексия (2 мин.)
Приём «Инсерт» (или «Моё эмоциональное отношение») (СЛАЙД 18)
Учитель: Ребята, в начале урока вы рисовали «смайлик», выражая своё эмоциональное отношение к червям. А теперь, в конце конспекта, прошу вас нарисовать опять «смайлик» («улыбающийся» - положительное отношение, понимание роли червей в природе, «грустный» - отрицательное, «без эмоций» - неопределённое отношение). Изменилось ли ваше отношение к этим животным после изучения нашей темы? Если, да, то как? И почему?
Подводя итоги урока, учитель акцентирует внимание на значительной роли червей в процессах почвообразования, использования человеком в различных сферах деятельности (корм для рыб, птиц, рыболовля, гирудотерапия, бионика и др.), а также на важность соблюдать гигиенические правила, чтобы избежать заражения паразитическими червями.
VIII. Подведение итогов урока, домашнее задание (2 мин.)
Учитель: Дома составить либо кроссворд по теме «Черви», либо тестовые задания (от 5-6 вопросов). Надеюсь, каждый из вас нашёл для себя что-то интересное во время урока.
Спасибо всем за работу на уроке!
Список использованной литературы:
- Веселова Е.В. Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников. // Образовательные технологии. [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/8125-sovremennye-formy-i-metody-otsenivaniya-obrazovatelnykh-rezultatov-shkolnikov-2.html.
- Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
- Краткая история развития паразитологии. [Электронный ресурс] URL:http://zhivotnovodstvo.net.ru/parazitologiya.
- Головач А.А. Санитары и рыхлители почвы. [Электронный ресурс] URL:http://www.km.ru/referats.
- http://www.sbio.info/
- http://do.gendocs.ru/
- https://www.moi-detki.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме.
Урок повторения и обобщения материала....
Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина
Данный материал представляет собой развернутый конспект урока биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...
Урок биологии. 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Редкие и исчезающие птицы Тувы.
На уроке показать разнообразное значение птиц и их практическое значение. Обосновать необходимость охраны птиц и выяснить их происхождение. научить детей к бережному отношению к орружающей среде,...
Урок биологии 7 класс. Тема: Значение простейших.
Учащиеся получат представления о многообразии и жизнедеятельности одноклеточных и их роли в биосфере.Личностная значимость изучаемого материала для школьников: профилактика малярии и других паразитарн...
CТАТЬЯ НА ТЕМУ «ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Физическая культура и спорт являются неотделимой частью культуры общества и каждого человека в отдельности. В настоящ...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...
Методическая разработка урока биологии на тему «Значение живых организмов в природе и жизни человека» в 5 классе
Тема урока: Значение живых организмов в природе и жизни человека.Цель урока: Организовать деятельность учащихся по формированию понятия о значении живых организмов в природе, жизни человека и об их вз...