Урок биологии 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок биологии, 7 класс (7 класс по программе Н.И.Пономарева)
Тема: Значение и охрана птиц. Обобщение знаний по теме.
Тип урока:
Цель урока показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны.
Обучающие задачи
- Изучить роль птиц в природе и в жизни человека.
- Обоснование необходимости их охраны.
- Обобщение и систематизация знаний.
Развивающие задачи
- Развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, раздаточным материалом, с различными ЭОРами.
- Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.
Воспитывающие задачи
- Продолжить формирования интереса к предмету.
- Воспитание научного мировоззрения, бережного отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация ( самоопределение) к учебной деятельности | Включение в деловой ритм | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Погружение в деятельность | Создает условия для возникновения проблемной ситуации Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы подумайте о чем сегодня пойдет речь на уроке. | Личностное присвоение проблемы Формулируют (уточняют) тему урока, ставят цели. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание; Познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы. |
3. Обобщение и систематизация знаний. 1 этап Самостоятельная работа в парах по заполнению таблицы | Учитель - птицы один из важнейших природных компонентов, т. е. они входят в круговорот веществ, и их роль значительна. Обусловлено это и большим видовым разнообразием птиц – 9000 видов; вообще на земном шаре около 100 млрд. птиц. Давайте подумаем, какова же роль птиц в природе. (Идет заполнение колонки « Роль птиц в природе» таблицы «Значение птиц»). 1.Ограничивает рост растений. 2.Опыление цветковых растений. 3.Распространение семян. 4.Цепи питания. 5.Санитары. Вывод: птицы необходимы в природе для поддержания баланса. 1Промысловые и домашние птицы. 2.Пух (морская утка – гага, самый теплый пух, для скафандров космонавтов, для костюмов полярников). 3.Удобрения (гуано). 4.Предмет спортивной охоты (куропатки, фазаны, рябчики, перепела, гуси, утки). 5.Уничтожают вредителей сельскохозяйственных растений (цесарки уничтожают колорадских жуков); уничтожают разносчиков опасных инфекционных заболеваний человека и животных. 6.Эстетическое и научное значение. 7.Украшения. | Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу, с последующей взаимопроверкой. | Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение работать в паре. Регулятивные: коррекция – умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
4. Обобщение и систематизация знаний. 2 этап | Работа в группах Защита мини-проектов, заслушивание сообщений. Приложение 1 О птицах сложено немало песен, стихотворений, сказок, басен. Тема птиц нашла свое отражение и в устном народном творчестве: потешках, скороговорках, прибаутках, пословицах и поговорках «Пословицы, поговорки, поверья.»:
- У меня вопросы к вам, дорогие юные друзья природы, а почему бытуют и появляются некоторые поговорки, выражения? Вот, например: Глухая тетеря? (отв. Глухарь - птица осторожная, близко к ней не подойдёшь. Но во время весеннего тока, когда глухарь ищет себе пару и заводит весеннюю песню, он несколько секунд ничего не слышит, даже выстрела ружья). - Как с гуся вода? Вышел сухим из воды? (отв. Гусь выходит сухим из воды, т.к. его плотно прилегающие перья смазаны жиром из копчиковой железы). - Заладил как дятел? (отв. Если дятел долбит, работает, то так усердно, что не остановишь, даже близко к нему подойти можно) . Продолжается урок, мне хотелось бы прочесть строки поэта К.В. Авилова: -Вы услышите сквозь грохот столетий. К сожалению, птицам грозит беда – они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения. Собщения учащихся об исчезнувших птицах. | Каждая группа заранее получила творческие домашние задания. 1 группа Художественные произведения, где говорится о птицах. Пословицы и поговорки. 2 группа Защита мини-проекта «Вымершие птицы» 3 группа Защита мини-проекта «Птицы Красной книги Саратовской области» | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; поиск и выделение информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Личностные: действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся. Коммуникативные: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4. Вывод | Птицы - удивительные существа. Благодаря им мы нашли ответы на многие вопросы. Доказано, что маленький ребенок и птица наиболее психологически совместимые, их коммуникативные системы близки, на определенном этапе может происходить параллельное развитие психики ребенка и психики птицы. Тот, кто растет в дружбе с птицами, как правило, не совершает преступления, не станет вести неправильный образ жизни. Но каждый из нас должен знать, что без н ас птицам не выжить. Итак, от нас с вами много зависит. Вспомните слова великого друга природы Михаила Пришвина: «Все прекрасное на земле - от солнца, | ||
Рефлексия | Создает условия для осознания своей роли в достижении успеха. На доске рисунок неба, учащиеся должны прикрепить птичек разных цветов. Синяя- все понятно. Желтая- понятно, но не все. Черная- ничего не понял (а). | Приобретают навык рефлексии результатов деятельности, оценки и самооценки. | Регулятивные: оценка и самооценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"
Данный урок является заключительным по теме "Птицы". Используется вместе с презентацией....
Конспект урока по биологии 8 класс "Биомарафон", обобщение знаний по теме "кровь и кровообращение".
Технология использования в обучении игровых методов....
Урок биологии. 7 класс. Тема: Значение и охрана птиц. Редкие и исчезающие птицы Тувы.
На уроке показать разнообразное значение птиц и их практическое значение. Обосновать необходимость охраны птиц и выяснить их происхождение. научить детей к бережному отношению к орружающей среде,...
урок на тему "Класс Головоногие моллюски. Обобщение знаний по теме." биология – 7 класс
сформировать знания об основных классах типа Моллюски, о происхождении современных моллюсков и их значении;систематизировать и проверить знания семиклассников....
Открытый урок по биологии на тему: "Значение и охрана птиц. Происхождение птиц"
Цель данного урока:1) показать разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны; выяснить происхождение птиц.2) воспитание научного мирово...
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц
Значение и охрана птиц. Происхождение птиц...
технологическая карта урока по биологии в 8 классе "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""
разработка открытого урока по биологии "Обобщение знаний по теме: "Класс Млекопитающие""....