Внеурочная деятельность
методическая разработка по биологии (5 класс)
Программа по внеурочной деятельности в 5 классе с использованием методического комплекта "Байкальский сундучок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baykalskiy_sunduchok.docx | 42.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа по внеурочной деятельности обучающихся 6 классов разработана в соответствии:
- с Приказом Министерства образования и науки России (далее – Минобрнауки России) от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644);
- Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 303-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций»;
- Основной образовательной программой начального общего и основного общего образования МАОУ СОШ №26;
- Учебно-методическим комплектом для учащихся младшего и среднего школьного возраста «Байкальский сундучок» в рамках проекта «Каждая капля имеет значение»
Курс «Байкальский сундучок» направлен на формирование экологической культуры обучающихся среднего звена.
Актуальность программы
Во все времена взаимоотношения между Человеком и Природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи. В настоящее время для сохранения жизни на Земле необходимо освоение новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от Природы. Для этого создаётся система непрерывного экологического воспитания и образования. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Озеро Байкал является одним из крупнейших пресноводных озер мира, которое содержит 20 процентов поверхностных ресурсов пресной воды Земли. Качество воды в озере подвержено рискам, связанным с деятельностью человека. Точечные и рассредоточенные источники загрязнения увеличиваются в связи с промышленной деятельностью, а также с «диким» туризмом и расширением туристических объектов и летних построек вокруг озера Байкал, представляя растущую угрозу водной экосистеме Байкала. Отсутствие осведомленности среди местного населения и туристов также является причиной роста нагрузки на окружающую среду. Все эти факторы приводят к ухудшению качества водных ресурсов.
Программа «Байкальский сундучок» адресована обучающимся 6 класса.
Цель курса – привлечение учащихся к вопросам изучения и сохранения озера Байкал – уникального на планете Земля, сформировать экологическое мировоззрение, мышление, сознание, культуру, направленные на рациональное экономическое использование природных ресурсов Байкала.
Задачи обучения:
- расширить знания учащихся об истории образования озера, о природе Байкала и его побережья, об его уникальных эндемичных обитателях, о ценных природных качествах, особенности природных условий и современного состояния;
- рассмотреть и определить экономическую роль и значение озера Байкал в жизни людей;
- формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу.
- развитие наблюдательности у учащихся, способности живо откликаться на события жизни;
- развитие творческой активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
- создание условий для практической и исследовательской деятельности учащихся;
- вовлечение в посильные природоохранные дела.
- воспитание личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности;
- формирование и воспитание у школьников любви и бережного отношения к своей Родине;
- воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
Программа разработана таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Содержание познавательного блока занятий составляют сведения о Байкале, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы вокруг Байкала, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений Байкала, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся, таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряду с этими знаниями дети приобретут пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса экологии. Кроме того, показывать на карте Прибайкалья и Забайкалья основные высотные пояса; составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;
оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье; у детей будут формироваться нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская. Активизации деятельности учащихся способствует разнообразие форм работы: занятия в классе продолжаются экскурсиями в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, фотовыставки, встречи с интересными людьми, викторины, экологические праздники, изготовление стенгазет, коллажей и др.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат
На изучение курса «Байкальский сундучок» отведён 1 час в неделю, 34 учебные недели (34 часа в учебный год). Срок реализации программы – один учебный год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
личностные результаты:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения экологических задач;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижение цели в различных сферах самостоятельной деятельности;
- передавать партнеру последовательно и полно информацию;
- вступать в диалог, ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнером;
- работать в группе, осуществлять взаимный контроль;
предметные результаты:
- называть особенности географического положения озера Байкал; основные притоки озера; особенности климатических и погодных условий на озере; особенности пищевых отношений; возникновение и геологическое происхождение Байкала,
- характеризовать на уровне общих представлений водный баланс озера, водообмен, химические свойства байкальской воды, течения;
- кратко характеризовать историю открытия озера Байкал, современные методы изучения озера Байкал;
- перечислять и кратко характеризовать основные особо охраняемые природные территории в Прибайкалье и Забайкалье, важнейшие природоохранные проблемы на Байкале.
метапредметные результаты:
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- делать умозаключение и выводы на основе аргументации; иметь опыт презентаций; осваивать познавательные, регулятивные, коммуникативные ключевые компетенцию
- взаимодействовать в социальных сетях, работать в группе над сообщением с использованием возможностей интернета;
- адекватно оценивать правильность выполнения экологических действий и вносить необходимые коррективы;
- отображать в речи содержание совершаемых действий, анализировать свои действия в отношении природы Бурятии, Байкала.
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность:
- выполнять наблюдения и практические исследовательские работы, фиксировать их результаты;
- составлять рефераты на основе собственных наблюдений за природными процессами и явлениями, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, подобранной самостоятельно.
Тематическое планирование
№ | Перечень разделов и тем | Количество часов |
Введение. История и география озера Байкал | 11 | |
1 | Введение. День рождения Байкала | 1 |
2 | Почему наше озеро зовётся Байкалом? | 1 |
3 | Байкальская горная страна | 1 |
4 | Острова, мысы Байкала | 1 |
5 | Реки, впадающие в Байкал | 1 |
6 | Погода на Байкале | 1 |
7 | Байкальские ветры | 1 |
8 | Загадочные глубины Байкала | 1 |
9 | Маленькие озёра у большого Байкала | 1 |
10-11 | Думаем, играем, экспериментируем, творим! | 2 |
Жизнь на байкальских берегах | 11 | |
12 | Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья | 1 |
13 | Синичкин день | 1 |
14 | Горные леса | 1 |
15 | Степь | 1 |
16 | Луга и болота | 1 |
17 | Особо охраняемые природные территории | 1 |
18 | Всемирный день китов и морских млекопитающих | 1 |
19 | Забайкальский национальный парк (ЗНП) | 1 |
20 | Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники | 1 |
21 | Памятники Природы на побережье Байкала. | 1 |
22 | Думаем, играем, экспериментируем, творим | 1 |
Жизнь в озере Байкал | 8 | |
23 | Эндемизм обитателей Байкала | 1 |
24 | Международный день защиты бельков | 1 |
25 | Зоопланктон. Всемирный День Воды | 1 |
26 | Байкальские моллюски | 1 |
27 | Всемирный День Земли | 1 |
28 | Рыбы Байкала | 1 |
29 | День подснежника | 1 |
30 | Думаем, играем, экспериментируем, творим | 1 |
Человек на Байкале | 4 | |
31 | Охрана окружающей среды. День Солнца | 1 |
32 | Влияние человека на озеро Байкал | 1 |
33 | Как мы охраняем озеро Байкал | 1 |
34 | Думаем, играем, экспериментируем, творим | 1 |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Количество часов | Формы организации учебных занятий | Виды учебной деятельности |
1 | Введение. День рождения Байкала | 1 | Элементы лекции. Практическая работа с рисунками и картой. | Поиск на карте местоположение озера, работа со словарём, картой. |
2 | Почему наше озеро зовётся Байкалом? | 1 | Путешествие - исследование с элементами лекции. Практическая работа со словарями | Поиск информации в разной литературе. Работа со словарем. |
3 | Байкальская горная страна | 1 | Путешествие по карте с элементами лекции. Практическая работа с картой | Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. |
4 | Острова, мысы Байкала | 1 | Путешествие по книге «Байкальский сундучок» Практическая работа с рисунками и картой | Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. |
5 | Реки, впадающие в Байкал | 1 | Путешествие с элементами лекции. Практическая работа с рисунками и картой | Работа с картами, схемами, таблицами, рисунками. |
6 | Погода на Байкале | 1 | Практическая работа с рисунками и картой | Работа с картами, схемами, таблицам, рисунками. |
7 | Байкальские ветры | 1 | Исследование с элементами лекции. Практическая работа с рисунками и картой | Исследовательская работа. Работа с картами, схемами, таблицам, рисунками |
8 | Загадочные глубины Байкала | 1 | Путешествие с элементами исследования. | Исследовательская работа. Работа со схемами, таблицам, рисунками. |
9 | Маленькие озёра у большого Байкала | 1 | Мини-исследование. Практическая работа с рисунками и картой | Исследовательская работа. Карты, рисунки. |
10-11 | Думаем, играем, экспериментируем, творим! | 2 | Практическая работа с картой и тестами. | Исследовательская работа. Карты, рисунки, схемы, таблицы. |
12 | Биологическое разнообразие Прибайкалья и Забайкалья | 1 | Практическое занятие с элементами лекции. Практическая работа с рисунками и картой. | Отметить на карте места обитания отдельных растений и животных. Физическая и контурная карты Прибайкалья и Забайкалья. |
13 | Синичкин день | 1 | Практическая работа с картой. | Физическая и контурная карты Фотоматериалы разных птиц Байкала. |
14 | Горные леса | 1 | Урок-конференция с использованием кинофрагментов и презентаций. | Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места обитания редких и исчезающих растений и животных горных лесов. Контурные карты и фигурки растений и животных. |
15 | Степь | 1 | Урок-конференция с использованием кинофрагментов и презентаций. | Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места расположения степей в Прибайкалье и Забайкалье. Контурные карты и фигурки растений и животных. |
16 | Луга и болота | 1 | Практическая работа с картой, видеофильм | Отметить по сообщениям учащихся на контурной карте места расположения лугов и болот в Прибайкалье и Забайкалье. Контурные карты, рисунки и фотографии растений и животных. |
17 | Особо охраняемые территории | 1 | Урок-путешествие. Работа в группах. Подготовка информации об охраняемых территориях. | Составление таблицы с информацией об охраняемых территориях. Зарисовки, фотографии, рисунки, карта. |
18 | Всемирный день китов и морских млекопитающих | 1 | Урок-путешествие. Работа в группах. Подготовка информации. | Составление правил по охране морских животных. Зарисовки, фотографии, рисунки, карта. |
19 | Забайкальский национальный парк (ЗНП) | 1 | Виртуальное путешествие. Работа в группах. Подготовка информации о ЗНП | Составление маршрута путешествия по ЗНП. Зарисовки, фотографии, рисунки, карта. |
20 | Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники | 1 | Виртуальное путешествие. Работа в группах. Подготовка информации. | Составление маршрута путешествия. Зарисовки, фотографии, рисунки, карта. |
21 | Памятники Природы на побережье Байкала. | 1 | Виртуальное путешествие. Работа в группах. Подготовка информации. | Составление маршрута путешествия Зарисовки, карта.. |
22 | Думаем, играем, экспериментируем, творим | 1 | Игра - Конкурс между командами. | Маршруты по картам, составление программы путешествий. Карты, фотографии, рисунки. |
23 | Эндемизм обитателей Байкала | 1 | Открытие новых знаний. Поисковая работа | Работа с картой, рисунками, фотографиями. Рисунки, фотографии, карта озера Байкал. Видеофильм. Сообщения ко дню защиты морских млекопитающих. |
24 | Международный день защиты бельков | 1 | Открытие новых знаний. Поисковая работа | Работа с рисунками, фотографиями. Рисунки нерпы, детёнышей. |
25 | Зоопланктон. Всемирный День Воды | 1 | Открытие новых знаний. Поисковая работа | Работа с раздаточным материалом, рисунками. Раздаточный материал, рисунки, кинозарисовки. |
26 | Байкальские моллюски | 1 | Открытие новых знаний. Поисковая работа | Работа с раздаточным материалом, рисунками. Раздаточный материал, рисунки, кинозарисовки. |
27 | Всемирный День Земли | 1 | Конференция. | Работа с микроскопом рассматривание обитателей байкальской воды. Рисунки, кинофрагменты. |
28 | Рыбы Байкала | 1 | Открытие новых знаний. Поисковая работа. | Составление классификационной схемы рыб, обитающих в Байкале. Рисунки рыб, снимки. |
29 | День подснежника | 1 | Киноурок. | Работа с картой Байкала, рисунками и фотографиями. |
30 | Думаем, играем, экспериментируем, творим | 1 | Игра - путешествие | Работа с картами, рисунками, фотографиями. Подготовка презентаций работ. Схемы, карты, графики, рисунки. |
31 | Охрана окружающей среды. День Солнца | 1 | Поиск информации. Открытие новых знаний. | Урок изучения нового материала. Карта России, рисунки, фотографии источников загрязнений |
32 | Влияние человека на озеро Байкал | 1 | Конференция. | Составление карты загрязнений озера. . Карты, рисунки, фото. |
33 | Как мы охраняем озеро Байкал | 1 | Практикум: Решение экологических задач. | Указать на карте территории, на которых запрещены или ограничены виды деятельности. Фотографии, таблицы, тексты законов. |
34 | Думаем, играем, экспериментируем, творим | 1 | Игра «Знатоки Байкала» | Работа с картами, рисунками, фотографиями. Подготовка презентаций работ. Схемы, карты, графики, рисунки. |
Учебно-методическое обеспечение курса:
- «Байкальский сундучок» учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Издательство Бурятского госуниверситета;
- Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Мысль, 2004 г.
- Гольдфарб С.И. Мир Байкала. – Иркутск: ООО «Репроцентр А1», 2016 г.
- Гурулев С.А. Что в имени твоём, Байкал? – Новосибирск: Наука, 2011 г.
- Доржиев Ц.З., Намзалов Б.Б. Байкал. Мир живой природы. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ 2011 г.
- Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991 г.
- Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды животных. – 2-е изд., перераб. и доп. – Улан-Удэ: Изд. Дом «Информполис», 2005 г.
- Красная книга Республики Бурятия: Редкие и исчезающие виды растений и грибов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Наука, 2012г.
- Кузеванова Е. Н. « Контурные карты Байкала», Иркутск 2012г.
- Кузеванова Е.Н. «Байкаловедение. Животный мир Байкала. Человек и Байкал» . Иркутск. 2015 г.
- Ребро И. В. Формирование экологического мировоззрения как средство реализации проектной деятельности // Образование в современной школе. — 2009. — N 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...