Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии 9 класс автор учебника И.Н.Пономарева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_9klass.doc | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа составлена
- на основе программы
авторского коллектива под руководством
И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2001 г. стр. 57-108), рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)
- в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова
«Основы общей биологии» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2003г./
Изучение биологии направлено на достижение cледующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Задачи раздела «Основы общей биологии»
Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 68 уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников.
- добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
- продолжить формирование у школьников общеучебных умений:
конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение - 3 часа.
Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: самовоспроизведение, автотрофы, гетеротрофы, рост, развитие, биосистема, уровни организации жизни | на повышенном уровне: гидробионты, аэробионты, террабионты, педобионты, эндобионты |
Тема 1 «Основы цитологии» - 10 часов.
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клетки.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества (их особенности и функции в клетке).
Строение клетки: строение и функции основных компонентов.
Разнообразие клеток: прокариоты и эукариоты. Вирусы.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка. Фотосинтез.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: углеводы, липиды, белки, фермент, мономер, полимер, ДНК, нуклеотид, комплементарность, РНК (т-РНК, и-РНК, р-РНК), АТФ, мембрана, цитоплазма, ядро, рибосома, митохондрии, ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, пластиды, ассимиляция, диссимиляция, фотосинтез, транскрипция, трансляция, биосинтез, ген, генетический код, триплет | на повышенном уровне: репликация, микротрубочки, матричный синтез, метаболизм, катаболизм, анаболизм, строма, грана, тилакоид, ламелла |
Тема 2 «Организм, его свойства и развитие» - 5 часов.
Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Деление клетки. Митоз, его фазы. Особенности половых клеток. Оплодотворение.
Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: вегетативное размножение, спора, почкование, половое размножение, яйцеклетка, сперматозоид, гамета, зигота, гаплоидный и диплоидный набор хромосом, клеточный цикл, митоз, мейоз, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, онтогенез, эмбриональное развитие, постэмбриональное развитие | на повышенном уровне: конъюгация, партеногенез, овогенез, сперматогенез, кроссинговер |
Тема 3 «Основы генетики» - 9 часов.
Основные понятия генетики.
Генетические эксперименты Г. Менделя. Законы наследственности.
Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Наследственные болезни, сцепленные с полом у человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Опасность загрязнения природной среды мутагенами.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: генетика, наследственность, изменчивость, ген, генотип, фенотип, аллельные гены альтернативные признаки, гомологичные хромосомы, гомозиготная и гетерозиготная особи доминантный и рецессивный признаки, моногибридное и дигибридное скрещивание, гибрид, модификация, вариационный ряд, вариационная кривая, мутация, мутагенный фактор | на повышенном уровне: неполное доминирование, анализирующее скрещивание, сцепленное наследование, взаимодействие генов, полимерия, цитоплазматическая наследственность, норма реакции, хромосомные мутации, генные мутации, геномные мутации |
Тема 4 «Основы селекции» - 4 часа.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Клеточная инженерия.
Достижения селекции животных.
Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: сорт, порода, гибридизация, индивидуальный отбор, массовый отбор, биотехнология | на повышенном уровне: чистая линия, инбридинг, аутбридинг, гетерозис, полиплоидия, мутагенез, генная инженерия, клоновая селекция |
Тема 5 «Происхождение жизни и развитие органического мира» - 6 часов
Представление о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза А. И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях.
Развитие жизни на Земле в Архейскую, Протерозойскую, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: жизнь, биогенез, абиогенез | на повышенном уровне: коацерваты |
Тема 6 «Эволюционное учение» - 10 часов.
Идея развития органического мира в биологии. Метафизический период в истории биологии.
Ч. Дарвин – создатель материалистической теории эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина.
Современная теория эволюции органического мира, основанная на популяционном принципе. Вид, его критерии и структура. Популяционная структура вида. Основные закономерности эволюции.
Образование новых видов в природе. Понятие о микро- и макроэволюции. Основные направления эволюции.
Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания и многообразие видов в природе. Проблема вымирания и сохранения редких видов.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне:
Ч. Дарвина
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: эволюция, движущие силы эволюции, сравнительная анатомия, рудименты, атавизмы, палеонтология, ископаемые переходные формы, биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, вид, популяция, микроэволюция, макроэволюция, видообразование, адаптации, систематика | на повышенном уровне: гомологи аналоги онтогенез филогенез изоляция дивергенция конвергенция |
Тема 7 «Происхождение человека» - 6 часов.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходства с животными. Морфо-анатомические отличительные особенности человека. Речь как средство общения людей. Биосоциальная сущность человека. Движущие сила и этапы эволюции человека.
Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: антропогенез, социальные и биологические факторы, австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец, кроманьонец, расы, расизм | на повышенном уровне: парапитек, дриопитек, социальный дарвинизм |
Тема 8 « Основы экологии» - 14 часов.
Экология как наука. Условия жизни на Земле. Экологические факторы и среды. Общие законы действия факторов среды на организм.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Экологические группы и жизненные формы организмов. Суточные, сезонные, приливно-отливные ритмы жизнедеятельности организмов.Основные понятия экологии популяций. Внутривидовые и внутрипопуляционные связи. Динамика численности популяций. Биотические связи.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Структура природных биогеоценозов, ярустность, экологические ниши. Основные типы взаимосвязей в сообществах. Первичная и вторичная биологическая продукция. Продуктивность разных типов экосистем на Земле.
Биогеоценоз как экосистема, ее компоненты: продуценты, консументы и редуценты. Связи в экосистемах. Цепи питания. Развитие и смена биогеоценозов. Понятие сукцессии. Разнообразие типов наземных и водных экосистем. Агроценоз, его особенности и значение для человека.
Биосфера, ее структура и свойства. Учение В. И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Биосфера как глобальная экосистема.
Рациональное использование биологических ресурсов. Биосферные функции человека. Понятие о ноосфере.
В соответствии со cтандартом биологического образования учащиеся должны знать
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
учащиеся должны уметь
на базовом уровне:
| на повышенном уровне:
|
термины и понятия, которые необходимо знать
на базовом уровне: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенный, биогеоценоз, биотоп, экологическая ниша, продуценты, консументы, редуценты, цепи питания, биосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, ноосфера, заповедники, заказники | на повышенном уровне: оптимальный фактор, ограничивающий фактор, фотопериодизм, мутуализм, комменсализм, емкость среды, самоизреживание, миграционные процессы, жизненные стратегии, правило экологической пирамиды, сукцессии, мониторинг, круговорот веществ, национальные парки, памятники природы |
Учебно-методическое обеспечение:
∙ литература для учащихся:
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Основы общей биологии"
(М., "Вентана-Граф", 2003г.)
- Киселева З. С., Мягкова А. Н. «Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся» (М., «Просвещение», 1983 год)
- Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. «Эволюция органического мира» (М., «Наука», 1996 год)
- Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму
(М., «Просвещ
∙ литература для учителя:
- Мягкова А. Н., Комиссаров Б. Д. «Методика обучения общей биологии» (М., «Просвещение», 1985 год)
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах»
(Москва, «Мир», 1993 год)
- Муртазин Г. М. «Задачи и упражнения по общей биологии» (М., «Просвещение», 1981 год)
- Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания» («Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
- по цитологии и генетике:
- Быков В. Л. «Цитология и общая гистология»
(Санкт - Петербург, СОТИС, 1998 год)
- Ауэрбах Ш. «Генетика» (Атомиздат, 1979 год)
- Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)
- Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)
- по эволюции органического мира:
- Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 1980 год)
- Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
- по экологии:
- Чернова Н. М., Былова А. М. «Экология»
(М., «Просвещение», 1981 год)
Календарно – тематическое планирование раздела
«Основы общей биологии»
Тема урока | Тип урока | Форма урока | Форма организации позна-вательной деятельности | Методы урока | Конт-роль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ВВЕДЕНИЕ (3 часа) | |||||
1.1.«Биология – наука о жизни» | Урок – актуализация | Беседа | Фронтальная | Репродуктивный | |
2.2.«Общие свойства живого» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
3.3.«Многообразие форм жизни» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Репродуктивный | Устный текущий |
«ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ» (10 часов) | |||||
4.1.«Химический состав клетки: вода, минеральные соли, углеводы, липиды» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | |
5.2.«Химический состав клетки: белки, нуклеиновые кислоты» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
6.3.«Строение клетки: мембрана, цитоплазма ядро» | Комбинированный урок | Лекция | Парная | Проблемный, частично-поисковый | Проверочная работа №1 |
7.4.«Строение клетки: мембран-ные и немембранные органои-ды» | Урок изучения нового материала | Сам.работа с учебни-ком | Индивидуальная | Репродуктивный | Устный текущий |
8.5.«Обмен веществ – основа существования клеток» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Проверочная работа №2 |
9.6.«Биосинтез белков в живой клетке» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
10.7.«Биосинтез углеводов – фотосинтез» | Урок изучения нового материала | Сам. работа с учебни-ком | Индивидуаль- ная | Проблемный | Проверочная работа №3 |
11.8.«Обеспечение клеток энергией» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
12.9.«Разнообразие клеток живой природы» | Комбинированный урок | Беседа | Фронтальная, парная | Проблемный, частично-поиско-вый | Устный текущий |
13.10.Зачет по теме «Основы учения о клетке» | Урок контроля знаний | Устные ответы у доски, выпол-нение пись-менных заданий | Инди-видуальная | Репродуктивный, проблемный, частично-поиско-вый | Тематический контроль |
«ОРГАНИЗМ, ЕГО СВОЙСТВА И РАЗВИТИЕ» (5 часов) | |||||
14.1.«Типы размножения организмов» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Репродуктивный, проблемный | |
15.2.«Клеточное деление: митоз» | Комбинированный урок | Лекция | Фронтальная, парная | Проблемный, частично-поиско-вый | Устный текущий |
16.3.«Клеточное деление: мейоз» | Урок изучения нового материала | Лекция | Проблемный | Устный текущий | |
17.4.«Особенности образования половых клеток.. Оплодотворение» | Урок изучения нового материала | Сам. работа с учебни-ком | Индии-видуальная | Репродуктивный | Устный текущий |
18.5.«Индивидуальное развитие организмов и его этапы» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Проверочная работа №4 |
«ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ» (9 часов) | |||||
19.1.«Из истории развития генетики» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Репродуктивный | |
20.2.«Генетические опыты Менделя: моногибридное скрещивание» | Урок изучения нового материала | Лекция, решение задач | Фронтальная, индиви-дуальная | Проблемный, репродуктивный | Устный текущий |
21.3.«Генетические опыты Менделя: дигибридное скрещивание» | Урок изучения нового материала | Лекция, решение задач | Фронтальная, индивидуаль-ная | Проблемный, репродуктивный | Проверочная работа №5 |
22.4.«Сцепленное наследование генов и кроссинговер» | Урок изучения нового материала | Лекция, решение задач | Фронтальная, индиви-дуальная | Проблемный, репродуктивный | Проверочная работа №6 |
23.5.«Взаимодействие генов и их множественное действие» | Урок изучения нового материала | Лекция, решение задач | Фронтальная, индивидуаль-ная | Проблемный, репродуктивный | Устный текущий |
24.6.«Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом» | Урок изучения нового материала | Лекция, решение задач | Фронтальная, индиви-дуальная | Проблемный, репродуктивный | Устный текущий |
25.7.«Наследственная изменчивость» | Урок изучения нового материала | Сам. работа с учебни-ком | Индивиду-альная | Репродуктивный | Устный текущий |
26.8.«Другие типы изменчивости» | Комбинированный урок | Лекция | Фронтальная, индиви-дуальная | Проблемный, репродуктивный | Проверочная работа №7 |
27.9.Зачет по теме «Основы генетики» | Урок контроля знаний | Устные ответы у доски, заполне-ние крос- сворда, решение задач | Индив-идуальная | Проблемный, репродуктивный, частично-поиско-вый | Тематический кон-роль |
«ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ» (4 часа) | |||||
28.1.«Генетические основы селекции организмов» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | |
29.2.«Особенности селекции растений» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
30.3.«Особенности селекции животных» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная, индивидуаль-ная | Проблемный, репродуктивный | Устный текущий |
31.4.«Основные направления селекции микроорганизмов. Биотехнология» | Урок изучения нового материала | Самостоятель-ный поиск инфор-мации в разных источни-ках | Индииви-дуальная | Проблемный | Проверочная работа № 8 |
«ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ» (6 часов) | |||||
32.1.«Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | |
33.2.«Современные теории возникновения жизни на Земле» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
34.3.«Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
35.4.«Этапы развития жизни на Земле: Архей и Протерозой» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
36.5.«Этапы развития жизни на Земле: Палеозой» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
37.6.«Этапы развития жизни на Земле: Мезозой и Кайнозой» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Проверочная работа № 9 |
«ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ» (10 часов) | |||||
38.1.«Идея развития органического мира в биологии» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | |
39.2.«Основные положения теории Ч. Дарвина» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
40.3.«Современные представления об эволюции органического мира» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
41.4.«Вид, его критерии и структура» | Комбинированный урок | Лекция | Фронтальная, индиви-дуальная | Проблемный, частично – поисковый | Устный текущий |
42.5.«Процессы видообразования» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
43.6.«Макроэволюция – результат микроэволюции» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Проверочная работа № 10 |
44.7.«Основные направления эволюции» | Комбинированный урок | Лекция | Фронтальная, индиви-дуальная | Проблемный | Устный текущий |
45.8.«Основные закономерности эволюции» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
46.9.«Результаты эволюции» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
47.10.Зачет по теме «Учение об эволюции» | Урок контроля знаний | Устные ответы у доски, выпол-нение пись-менных заданий | Индивиду-альная | Репродуктивный, проблемный, частично – поисковый | Тематический контроль |
«ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА» (6 часов) | |||||
48.1.«Доказательства эволюционного происхождения человека» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Проблемный | |
49.2.«Эволюция приматов» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
50.3.«Этапы эволюции человека» | Урок изучения нового материала | Самостоятель-ный поиск инфор-мации в разных источни-ках | Индииви-дуальная | Репродуктивный | Устный текущий |
51.4.«Первые современные люди» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
52.5.«Человеческие расы, их родство и происхождение» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
53.6.«Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Репродуктивный, проблемный | Устный текущий |
«ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» (14 часов) | |||||
54.1.«Условия жизни на Земле. Среды жизни и экологические факторы» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Репродуктивный, проблемный | |
55.2.«Общие законы действия факторов среды на организм» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
56.3.«Приспособленность организмов к действиям факторов среды» | Комбинированный урок | Беседа | Фронтальная, индивидуаль-ная | Репродуктивный, проблемный | Устный текущий |
57.4.«Биотические связи в природе» | Урок обобщения и систематизации знаний | Беседа | Фронтальная | Репродуктивный | Устный текущий |
58.5.«Популяции» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Проверочная работа № 11 |
59.6.«Функционирование популяции и динамика ее численности» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
60.7.«Сообщества» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
61.8.«Биогеоценозы, экосистемы и биосфера» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
62.9.«Развитие и смена биогеоценозов» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
63.10.«Основные законы устойчивости живой природы» | Урок изучения нового материала | Лекция | Фронтальная | Проблемный | Устный текущий |
64.11.«Рациональное использование природы и ее охрана» | Урок обобщения и систематизации знаний | Конференция | Фронтальная, индиви-дуальная | Репродуктивный, проблемный | Устный текущий |
65.12.«Лес и водоем как природные экосистемы» | Урок комплексного применения знаний | Экскур-сия | Парная | Репродуктивный, проблемный, частично – поиско-вый | Отчет об экскур-сии |
66.13.«Парк как пример искусст-венного биогеоциноза» | Урок комплексного применения знаний | Экскур-сия | Парная | Репродуктивный, проблемный, частично – поиско-вый | Отчет об экскур-сии |
67.14.Зачет по теме «Основы экологии» | Урок контроля знаний | Выпол-нение письменных заданий | Индииви-дуальная | Репродуктивный, проблемный, частично – поиско-вый | Тематический контроль |
68. 1.Биология 9 класса в терминах. | Урок обобщения и систематизации знаний | Устная и пись-менная работа с терми-нами по общей биологии | Индииви-дуальная | Репродуктивный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
- Мне нравится (1)