Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа по биологии 11 класс автор учебника И.Н.Пономарева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dlya_11_klassa.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами, а так же в соответствии с программой (Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. 10-11 классы. Базовый уровень (34 часа, 1 час в неделю). //Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009. – с.84-96)
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 – 11 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы);
Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
- формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
- формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
- приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
- воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
- создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Программа 10-11 класса (базовый уровень)
Программа по биологии для учащихся 10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
В зависимости от подготовленности учащихся, количество часов, взятое на изучение определённых тем, изменено. Тема 1 «Введение в курс общебиологических явлений» вместо 6 часов на изучение данной темы берётся 5 часов, освободившийся час используется при проведении темы 4. «Популяционно-видовой уровень жизни». Тема 2 «Биосферный уровень организации жизни» изучается в течение 8 часов вместо 9 часов. Освободившийся час, использован для изучения темы 3: «Биогеоценотический уровень организации жизни».
Для систематического и разноуровневого контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 10-11 классах, а также для подготовки к ЕГЭ в старших класса используются новые учебные пособия: Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
В пособиях предлагаются задания для поурочного и тематического контроля знаний учащихся по школьным курсам биологии - «Животные», «Человек», общая биология и экология. Все задания по типологии и форме соответствуют аттестационным материалам ЕГЭ и материалов вступительных экзаменов в вузы. Вопросы, тесты и задания выстроены по вариантам в соответствии со структурой и содержанием как линейных, так и концентрических программ (линия Пономаревой И.Н. – является концентрической), обеспечивающих Обязательный минимум содержания образования по биологии.
Кроме того, при ведении курса в 10-11 классе используется серия мультимедийных уроков и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.)
Учебно-методический комплект.
Перечень учебников, по завершённой линии Пономаревой И.Н. издательства Москва, «ВЕНТАНА-ГРАФ»:
6 класс: «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» под редакцией И.Н. Пономаревой. Авторы: И. Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, 2009.
КТП составлено в соответствии с рекомендациями для базового уровня изучения биологии в 6 классе и рассчитано на 1 час в неделю в связи с введением регионального компонента и выделением для этого отдельно 1 часа в неделю. Курс рассчитан на 34 часа в год. В тематическом плане соблюдены все рекомендации в соответствии с Федеральным компонентом образования.
7 класс: «Биология. Животные». Авторы: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко под редакцией И.Н. Пономаревой, 2009.
8 класс: «Биология. Человек». Авторы: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш под редакцией И.Н. Пономаревой. Москва, 2007.
9 класс: «Основы общей биологии».Авторский коллектив: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова, 2009.
10 класс: «Биология. Общая биология». Авторы: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощилина, 2-е издание, переработанное.
Содержание учебного предмета.
- Введение в курс общебиологических явлений (5ч)
Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого.
Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы.
Биологические методы изучения природы (наблюдение, измерение, описание и эксперимент).
Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.
Живой мир и культура. Творчество в истории человечества. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой.
- Биосферный уровень организации жизни (8ч)
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.
Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.
Особенности биосферного уровня организации живой материи.
Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.
Лабораторная работа:
1.Определение пылевого загрязнения воздуха
2.Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов.
- Биогеоценотический уровень организации жизни (9ч)
Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.
Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.
Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования.
Лабораторная работа:
3. Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов разных ярусов).
- Популяционно-видовой уровень (13 ч)
Вид, его критерии и структура. Популяция как форма существования вида.
История эволюционных идей. Роль Ч.Дарвина в учении об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Движущие силы и факторы эволюции. Результаты эволюции. Система живых организмов на Земле. Приспособленность организмов к среде обитания.
Видообразование как процесс увеличения видов на Земле. Современное учение об эволюции – синтетическая теория эволюции (СТЭ).
Человек как уникальный вид живой природы. Этапы происхождения и эволюции человека. Гипотезы происхождения человека.
Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация. Биологический прогресс и биологический регресс.
Биоразнообразие – современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия как основа устойчивого развития биосферы. Всемирная стратегия сохранения природных видов.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Лабораторные работы:
4. Выявление морфологических признаков при описании разных видов рода бегония.
5. Выявление ароморфозов на примере комнатных растений и идиоадаптаций у насекомых.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № | 10 класс Тема урока | Л/р | Тип урока, форма проведения | оборудование | Д/з | |||
1. Введение в курс общебиологических явлений. (5ч.) | |||||||||
1 | 1. Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. | комбинированный | Презентации, ЦОР, таблицы | П.1,2, тетрадь | |||||
2 | 2. Уровни организации живой природы. | комбинированный | Презентации, ЦОР, таблицы | П.3, тетрадь | |||||
3 | 3. Значение практической биологии | комбинированный | Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильма | П.4. приготовить презентации, достижения современной биологии | |||||
4 | 4 . Методы биологических исследований | комбинированный | Презентации, ЦОР, таблицы | П.5. сообщения по методам, тетрадь, задания по группам | |||||
5 | 5. Семинар: «Живой мир и культура. Культура и цивилизация. Творчество в истории цивилизации. Труд и искусство, их влияние друг на друга, взаимодействие с биологией и природой». | семинар | Фрагменты фильма, Презентации, ЦОР, таблицы | П. 6.,рабочая тетрадь, задания по группам | |||||
2. Биосферный уровень организации жизни. (8ч.) | |||||||||
6 | 1. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Л\р №1 «Определение загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов» | Л\р 1 | практикум | Презентации, ЦОР, таблицы | П.10., приготовить сообщения, в 2 слайдах презентации, по темам | ||||
7 | 2. Гипотезы возникновения жизни на Земле. | семинар | Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильма | П.12.,выступления по теме. Приготовить рефераты | |||||
8 | 3. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. | комбинированный | Презентации, ЦОР, таблицы | П.14.,Выступления, презентации, тетрадь | |||||
9 | 4. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. | комбинированный | Презентации, ЦОР, таблицы | П.16, тетрадь схема. Приготовить опорные конспекты по круговоротам | |||||
10 | 5. Человек как житель биосферы. Роль взаимоотношение человека и природы в развитии биосферы. | семинар | Презентации, ЦОР, таблицы | П.18, тетрадь, презентация, выступления, реферат | |||||
11 | 6. Особенности биосферного уровня жизни материи. Экологические факторы. Их значение. | комбинированный | Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильма | П.19,20, тетрадь, опорный конспект, таблица, приготовить выступления к следующему уроку ( индивидуальные задания) | |||||
12 | 7. Семинар: «Мир живой биосферы в литературе. Естественное и духовное. Значимость живого мира и ценностное, гуманистическое отношение ко всему живому. Явления живой природы в древних памятниках культуры». | семинар | Презентации, ЦОР, таблицы | Стр.79-84 Пов.п. 10-20 | |||||
13 | 8. Зачет: «Биосфера – оболочка Земли.» | Обобщение и систематизация знаний | Презентации, ЦОР, таблицы, КИМы | Фоторолики «Биосфера – оболочка Земли.» Составить самостоятельно5 вопросов тестов по теме | |||||
3. Биогеоценотический уровень организации жизни. (9ч.) | |||||||||
14 | 1. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. | Презентации, ЦОР, таблицы | П.22,23., тетрадь, презентации | ||||||
15 | 2. Пространственная и внутривидовая структура биогеоценоза. Строение и свойства экосистем. | комбинированный | Презентации, ЦОР, таблицы, Виртуальня эксурсия ( Диск Экология) | П.24, тетрадь, схемы, опорные конспекты, задания по группам | |||||
16 | 3. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. | Урок - проект | Презентации, ЦОР, таблицы | П.28, тетрадь, презентация | |||||
17-18 | 4-5. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема. Л/р №2 «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе». | Л/р 2 | практикум | Презентации, ЦОР, таблицы | П.30-31, тетрадь, приготовить выступления по группам , презентации в индивидуальном порядке | ||||
19 | 6. Сохранение разнообразия биогеоценозов. | Урок- конференция | Презентации, ЦОР, таблицы | П.33., тетрадь, Сотавить резолюцию конференции | |||||
20 | 7. Экологические законы природопользования. | Урок- проект | Презентации, ЦОР, таблицы | П.34, составление опорных конспектов , правил по охране природы, законов природопользования | |||||
21 | 8. Семинар: «Образ леса в художественных произведениях и народном творчестве. Лес как основа формирования мировоззрения. Лес как достояние страны и всего народа; проблемы гибели леса, сохранение и восстановление леса». | семинар | Презентации, ЦОР, таблицы | П.35 Пов.22-35, тетрадь, презентации по группам | |||||
22 | 9. Зачет: «Биогеоценоз. Свойства экосистемы». | Обобщение и сис тематизация знаний | Презентации, ЦОР, таблицы, КИМы | Тетрадь по теме | |||||
4.Популяционно-видовой уровень организации жизни. (12ч.) | |||||||||
23 | 1. Вид, его характеристика и структура. Л/р№ 3 «Выявление морфологических признаков при описании разных видов рода бегония». | Л/р 3 | практикум
| Презентации, ЦОР, таблицы | П.36, тетрадь, таблица | ||||
24 | 2. Популяция как форма существования вида. История популяционных идей | комбинированный | Презентации, ЦОР, таблицы | П. 37, презентации, сообщения, Тетрадь | |||||
25 | 3. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. | комбинированный | Презентации, ЦОР, таблицы | П.39., тетрадь | |||||
26 | 4. Видообразование, как процесс увеличение видов на Земле. Современное учение об эволюции. | лекция | Презентации, ЦОР, таблицы | П.40, тетрадь, записи | |||||
27 | 5. Человек как уникальный вид живой природы. | лекция | Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильма | П.43, тетрадь | |||||
28 | 6. Особенности популяционно-видового уровня жизни. | комбинированный | Презентации, ЦОР, таблицы | П.44, тетрадь | |||||
29 | 7. Основные закономерности эволюции | семинар | Презентации, ЦОР, таблицы | П.45, записи, тетрадь | |||||
30 | 8. Основные направления эволюции. Биологический прогресс и регресс. Л/р №4 «Выявление ароморфозов на примере комнатных растений и идиоадаптаций у насекомых». | Л/р4,5 | практикум | Презентации, ЦОР, таблицы | П.49,50, оформление в тетради, приготовить выс тупления ,ролики- Охрана редких и исчезающих видов | ||||
31 | 9. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Охрана редких и исчезающих видов. | конференция | Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильмов, ролики, Красная книга природы | П.55,тетрадь | |||||
32 | 10. Понятие «редкие», «исчезающие» и «охраняемые» виды. Проблема сохранения биологических видов на Земле в международных программах 21 века. | конференция | Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильмов, ролики, Красная книга природы | П.54, тетрадь | |||||
33 | 11. Идеи сохранения видов в естественно-научных и философских дискуссиях. Значение культуры личности и общества в целом в защите разнообразия видов на Земле. | лекция | Презентации, ЦОР, таблицы, фрагменты фильмов | Повт. П.36-54 | |||||
34 | 12. Зачет: «Основные закономерности эволюции видов». | Обобщение и сис тематизация знаний | Презентации, ЦОР, таблицы, КИМы | Составить самостоятельно 5 вопросов тестов по теме |
Формы контроля и оценки знаний обучающихся.
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.
Отметка – числовой аналог оценки.
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%;
«4» - 82-67%; «2» - менее 50%.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта;
2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, но объём выполненной части позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Контрольные работы в 10 классе.
Номер П/П | Четверть | Тема |
1 | 1 | Основные свойства жизни. Уровни организации живой материи. |
2 | 2 | Учение В.И. Вернадского о биосфере. |
3 | 3 | Особенности популяционно-видового уровня жизни |
4 | 4 | Основные закономерности и направления эволюции. |
Литература и другие средства обучения.
Список рекомендуемой литературы 10-11 класс
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
- Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.
- Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
- Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.
- Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.
- Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.
- Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.
- Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.
- Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176с.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В. Биология: 10 класс: методическое пособие: базовый уровень/И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред.проф.И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 96с.
- Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.
- Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.
- Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.
- Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
- Мне нравится (1)