Урок по биологии "Эволюция приматов" 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

МАКСИМОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА

Урок позволяет развивать понятие «эволюция», сформировать представление школьников об одном из возможных вариантов эволюции приматов, об особенностях дриопитеков, австралопитеков; развивать умение выделять главное, составлять логико-структурные схемы, решать биологические задачи; расширить кругозор школьников; продолжить формирование у школьников бережного отношения к окружающей среде 

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии для 11 класса «Эволюция приматов»

Задачи: развивать понятие «эволюция», сформировать представление школьников об одном из возможных вариантов эволюции приматов, об особенностях дриопитеков, австралопитеков; развивать умение выделять главное, составлять логико-структурные схемы, решать биологические задачи; расширить кругозор школьников; продолжить формирование у школьников бережного отношения к окружающей среде  

.

Оборудование: учебник , презентация

Ход урока.

1.Контроль и актуализация знаний.

       

       1) Составить схему, используя следующие понятия и термины: сознание, социальные факторы, популяционные волны, общественный образ жизни, биологические факторы, речь, трудовая деятельность, изоляция, факторы антропогенеза, естественный отбор,  мутационный процесс.

       2) Найти соответствие (связь показать стрелкой).

           Царство                   Настоящие звери

           Тип                          Человек

           П/тип                       Приматы

           Класс                       Животные

           П/класс                    Человекообразные обезьяны

           Отряд                       Хордовые

           Надсемейство          Позвоночные

           Семейство               Человек разумный

            Род                           Млекопитающие

            Вид                          Люди

       3) Фронтальная беседа. Примерные вопросы:

           - что такое атавизмы;

           - что такое рудименты;

           - о чём говорит биогенетический закон;

           - чем человек отличается от животных;

           - на что опираются сравнительно-анатомические доказательства;

           - на что опираются палеонтологические доказательства;

           - на что опираются эмбриологические доказательства;

           - что такое палеонтология;

           - перечислите все доказательства происхождения человека от животных.

2. Изучение нового материала

    1) проблемный вопрос: каким образом в ходе эволюции приматов появился человек. Представление темы и плана урока.

   

    2) Эволюция млекопитающих (презентация, беседа).    

     Примерные вопросы беседы:

     - когда возникли первые живые организмы;

    - в какой среде зародилась жизнь;

    - как происходила животных эволюция в воде;

    - как происходила эволюция на суше;

    - когда началась эволюция млекопитающих?

                                                                                                                 

   3) Систематика приматов (презентация, самостоятельное выделение систематических групп приматов, фронтальное составление, сопоставление составленной схемы с электронным вариантом).    

                             Систематические группы приматов.

     Лемуровые (п/отряд)

     Широконосые обезьяны Нового света (секция)

     Узконосые обезьяны Старого света (секция)

     Человекообразные обезьяны (надсемейство)

     Человек (род)

                                         Систематика приматов                                                  Схема 1

                                                 

                                               Отряд приматы

П/отряд Полуобезьяны                                                                П/отряд Обезьяны

      (Лемуровые):                                                                                    

     Лемуры, долгопяты

           

                                                   

                           Секция  Широконосые обезьяны                        Секция Узконосые обезьяны                                                                                                          

                           (Обезьяны Нового Света): капуцины,                (Обезьяны Старого Света)

                              игрунки  

                                                      Надсемейство Низшие                    Надсемейство                                                        

                                                      узконосые:                                        Человекоподобные

                                                      павианы, мартышки  

                                                                                                                                       

                                                Семейство                       Семейство                     Семейство

                                                Гибоны                           Человекообразные        Люди

                                                                                           Обезьяны:                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                          шимпанзе, горилла,            

                                                                                           орангутан

4)  Эволюция человекообразных обезьян (презентация, составление схемы)

                                   Этапы эволюции высших приматов                                                   Схема 2

                   Горилла            Шимпанзе

                                                     саванны

Предок             Дриопитеки                      Австралопитеки                          Человек умелый

приматов           древесный                         (обезьянолюди)                                  труд

                            стадный                            прямохождение                        

                               образ                                                                                         Древнейшие люди

                               жизни,                              активное исп-е

                            забота о потомстве                      кисти                                  Древние люди        

                                                                        развитии мозга                          

                            развитие мозга                 (V мозга 550 см),

                                                                           кисти,                                        Современные люди

                                                                         измен-е зубного

                                                                         аппарата

   

Комментарии.

  Найдены остатки вымерших приматов, позволившие составить родословную человека. 25 мл лет назад появилась древесные обезьяны или дриопитеки. Анатомически они ближе других приматов стоят к человеку. Это были стадные, активно передвигающиеся по веткам крон деревьев, животные, очень похожие на современных шимпанзе). Хорошая адаптация к древесному образу жизни дриопитеков явилась важной предпосылкой эволюции человека, т. к. сложные активные движения, стадный образ жизни, длительная забота о потомстве (из-за быстрых перемещений в кронах деревьев произошло сокращение числа рождающихся детёнышей) дриопитеков способствовали развитию мозга и кисти.

   4 мл лет назад от дриопитеков произошли более высокоорганизованные приматы – австралопитеки (С.5) Причиной этому стало изменение климата   и природных зон………

  2 мл лет назад от австралопитековых отделилась ветвь, давшая начала человеку умелому

  От человека умелого вероятно произошли древнейшие люди …….  

   

3. Закрепление.

   

Решение задачи. Сколько процентов занимает время эволюции человека от времени эволюции всех живых организмов.

4. Обобщение и выводы.

   Нельзя с абсолютной уверенностью сказать, как именно произошёл человек. На уроке мы рассматривали возможный путь эволюции приматов, признанный многими учёными. Решающими этапами эволюции приматов стали.

1) Развитие головного мозга и кистей передних конечностей   у древесных обезьян. Это связано со сложными, активными движениями при перемещении с ветки на ветку, с длительной заботой о потомстве, компенсирующей низкую плодовитость,  стадным образом жизни.

2) Дальнейшее развитие головного мозга и кистей у степных обезьян, в связи с прямоходением, активным использование передних конечностей для защиты от хищников и добывания пищи. Со временем, это сформировало способность к трудовым операциям.

Учение об эволюции приматов формирует научную картину мира, правильное представление о месте человека в живой природе. Человек появился на Земле, после того, как в течении многих миллионов лет были сформированы устойчивые взаимоотношения  между живыми организмами и неживой природой. Люди существуют ничтожно малый промежуток времени, разрушая ту целостность, которая была создана до них. Сохранить окружающий мир, если человек научится гармоничным отношениям с природой.

5. Домашнее задание.

Параграф 4.2 стр.123-128

    2)  Напишите, какие с вашей точки зрения существуют противоречия в современной теории эволюции приматов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....