Обобщающий урок по теме "Системы счисления"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему
Разработка обобщающего урока. Урок построен на деятельностной основе с использованием игровой технологии. Главная цель урока – повторить и обобщить знания о системах счисления – достигается за счет осмысления дополнительного материала во время игры. Игровую форму при моделировании урока мы выбрали, исходя из типа и задач урока. На уроке реализованы принципы научно-технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельности учащихся с помощью игровой технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_sistemy_schisleniya.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»
(Игра «Информатик-бизнесмен»)
Раздел программы: «Арифметические основы ЭВМ»
Тема урока: повторение темы «Системы счисления»
Тип урока: обобщающий урок
Вид: урок-игра
Технология: игровая технология
Время проведения: шестой урок по теме «Арифметические основы ЭВМ»
Цели урока:
Повторение и обобщение знаний по теме «Арифметические основы ЭВМ», воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, контроль за уровнем усвоения материала, формирования навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по системам счисления
- Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Правила игры:
- В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет собой правление банка. Игроки каждой команды выбирают президента банка.
- Стартовый капитал команды – 1000 байтиков.
- Командам предлагаются задания различной степени сложности, от этого зависит стоимость задания.
- Если команда дает правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно, то её капитал уменьшится на 50 % стоимости задания, если эту задачу не решит никто, и на 100%, если на нее даст ответ другая команда.
- Победителем объявляется самый богатый банк.
В начале игры каждая команда должна зарегистрировать свой банк.
Оформление кабинета: плакаты.
Плакаты:
- По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда не отдаст человек
Своего превосходства
Даже умнейшим машинам
- Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий.
- Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей.(Гюстав Гийом)
- Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндранат Тагор)
- Успех совершаемого – в продумывании, неудачи – в бездумье (Хань Юю)
- Ритм – это повторение. Ритм – одна из составляющих прекрасного.
План урока:
- Конкурс банкиров
- Конкурс консультантов
- Конкурс контролеров
- Конкурс менеджеров
- Конкурс президентов банков
- Конкурс кассиров
- Конкурс охранников
- Подведение итогов
Ход игры.
Определяются роли участников:
Президент
Банкир
Кассир
Контролер
Консультант
Менеджер
Охранник
1-й конкурс. Конкурс банкиров.(100 байтиков)
Используя Правило Счета, запишите первые 20 целых чисел в десятичной, двоичной, троичной, пятеричной и восьмеричной системах счисления.
Ответы: а) 0,1,2,3,4,5,6,7,8,910,11,12,13,14,15,16,17,18,19;
б) 0,1,2,10,11,100,101,110,111,1000,1001,1010,1011,1100,1101,1110,1111,10000,10001,10010,
в) троичная: 0, 1, 2, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 100, 101, 102, 110, 111, 112, 120, 121, 122, 200, 201;
г) пятеричная: 0, 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 30, 31, 32, 33, 34.
2-й конкурс. Конкурс консультантов.(150 байтиков)
Переведите числа в десятичную систему счисления:
а) 10110112; | г) 5178; | ж) 1F16; |
б) 101101112; | д) 10108; | з) ABC16; |
в) 0111000012; | е) 12348; | и) 101016; |
Ответы:
а) 91; б) 183; в) 225; г) 335; д) 520; е) 668; ж) 31; з) 2748; и) 4112.
3-й конкурс. Конкурс контролеров (100 байтиков)
Контролеры должны с помощью программы Калькулятор проверить ответы соперников.
4-й конкурс. Конкурс менеджеров ( 50 байтиков)
Менеджеры должны ответить на вопросы теста:
1 команда
1. Верно ли, что в древности люди считали в двоичной системе счисления:
2. Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов:
3. Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
4. Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?
5.Верно ли, что число 34 363 может быть записано в пятиричной системе счисления?
Ответы: нет, нет, да, да, нет.
2 команда
1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
2. Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?
3. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?
4. Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?
5. Верно ли, что римская система счисления была непозиционной?
Ответы: да, да, нет, да, да
5-й конкурс. Конкурс кассиров. (200 байтиков)
Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную
1 команда: | 2 команда: |
а) 100111111011101112; | г) 1011110011100112; |
б) 111010101110111012; | д) 1011111111011112; |
в) 101110011011001112; | е) 1100010101110012. |
Ответы: 1 команда а)2375678 и 13F7716; б) 3527358 и 1D5DD16; в) 2715478 и 1736716.
2 команда г)571638 и 5Е7316; д)577578 и 5FEF16; е) 612728 и 62В916.
6-й конкурс. Конкурс охранников.(100 байтиков)
Охранники проверяют работу кассиров с помощью программы Калькулятор.
7-й конкурс. Конкурс президентов банков.(250 байтиков)
Даны два числа в десятичной системе счисления. Перевести их в двоичную систему счисления, выполнить 4 арифметических действия, ответы записать в десятичной системе счисления.
1 команда: числа 36 и 6
2 команда: числа 24 и 6
Ответы:
1 команда 2 команда
3610=1001002 2410=110002
610=1102 610= 1102
1001002+1102=1010102 110002+1102=111102
1001002-1102=111102 110002-1102=100102
1001002*1102=110110002 110002*1102=100100002
1001002 :1102=1102 110002:1102=1002
Подведение итогов игры
Жюри, которое ведет «лицевые счета» команд, определяет победителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -КВН "Системы счисления"
КВН - это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны информатики, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, п...
Урок информатики "Системы счисления" 6 класс Босова Л.Л.
Урок информатики "Системы счисления" 6 класс, автор Л.Л. Босова...
Обобщающий урок – игра «Слабое звено» по теме «Системы счисления»
Повторение и обобщение знаний по теме «Системы счисления»....
Урок «Двоичная система счисления»
Урок представлен с конспектом, сопроводительной презентацией, индивидуальными карточками....
Урок ИКТ "Системы счисления"
Урок включает конспект и презентацию...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Непозиционные системы счисления
Урок с использованием ЭОР...