Обобщающий урок по теме "Системы счисления"
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

Трофимова Вера Владимировна

Разработка обобщающего урока. Урок построен на деятельностной основе с использованием игровой технологии. Главная цель урока – повторить и обобщить знания о системах счисления – достигается  за счет осмысления дополнительного материала во время игры. Игровую форму при моделировании урока мы выбрали, исходя из типа и задач урока. На уроке реализованы принципы научно-технического образования, обеспечено развитие познавательной деятельности учащихся с помощью игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_sistemy_schisleniya.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»

(Игра «Информатик-бизнесмен»)

Раздел программы: «Арифметические основы ЭВМ»

Тема урока: повторение темы «Системы счисления»

Тип урока: обобщающий урок

Вид: урок-игра

Технология: игровая технология

Время проведения: шестой урок по теме «Арифметические основы ЭВМ»

Цели урока:

Повторение и обобщение знаний по теме «Арифметические основы ЭВМ», воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, контроль за уровнем усвоения материала, формирования навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

Задачи урока:

  1. Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  2. Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний по системам счисления
  3. Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

 

Правила игры:

  1. В игре участвуют две команды, каждая из которых представляет собой правление банка. Игроки каждой команды выбирают президента банка.
  2. Стартовый капитал команды – 1000 байтиков.
  3. Командам предлагаются задания различной степени сложности, от этого зависит стоимость задания.
  4. Если команда дает правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно, то её капитал уменьшится на 50 % стоимости задания, если эту задачу не решит никто, и на 100%, если на нее даст ответ другая команда.
  5. Победителем объявляется самый богатый банк.

В начале игры каждая команда должна зарегистрировать свой банк.

Оформление кабинета: плакаты.

Плакаты:

  1. По кремнистым ступеням

      Взбираясь к опасным вершинам,

      Никогда не отдаст человек

      Своего превосходства

      Даже умнейшим машинам

  1. Дорогу осилит идущий, а информатику – мыслящий.

  1. Хорошо думать – значит подавить беспорядочность потока мыслей.(Гюстав Гийом)

  1. Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндранат Тагор)

  1. Успех совершаемого – в продумывании, неудачи – в бездумье (Хань Юю)

  1. Ритм – это повторение. Ритм – одна из составляющих прекрасного.

План урока:

  1.  Конкурс банкиров
  2. Конкурс консультантов
  3. Конкурс контролеров
  4. Конкурс менеджеров
  5. Конкурс президентов банков
  6. Конкурс кассиров
  7. Конкурс охранников
  8. Подведение итогов

Ход игры.

 Определяются роли участников:

Президент

Банкир

Кассир

Контролер

Консультант

Менеджер

Охранник

       

       1-й конкурс.  Конкурс банкиров.(100 байтиков)

Используя Правило Счета, запишите первые 20 целых чисел в десятичной, двоичной, троичной, пятеричной и восьмеричной системах счисления.

Ответы:  а) 0,1,2,3,4,5,6,7,8,910,11,12,13,14,15,16,17,18,19;

б) 0,1,2,10,11,100,101,110,111,1000,1001,1010,1011,1100,1101,1110,1111,10000,10001,10010,

в) троичная: 0, 1, 2, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 100, 101, 102, 110, 111, 112, 120, 121, 122, 200, 201;

г) пятеричная: 0, 1, 2, 3, 4, 10, 11, 12, 13, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 30, 31, 32, 33, 34.

2-й конкурс. Конкурс консультантов.(150 байтиков)

Переведите числа в десятичную систему счисления:

а) 10110112;

г) 5178;

ж) 1F16;

б) 101101112;

д) 10108

з) ABC16;

в) 0111000012;

е) 12348;

и) 101016;

Ответы:

а) 91; б) 183; в) 225; г)  335; д) 520; е) 668; ж) 31; з) 2748; и) 4112.

3-й конкурс. Конкурс контролеров (100 байтиков)

Контролеры должны с помощью программы Калькулятор проверить  ответы соперников.

     4-й конкурс. Конкурс менеджеров ( 50 байтиков)

Менеджеры должны ответить на вопросы теста:

1 команда

1. Верно ли, что в древности люди считали в двоичной системе счисления:

2. Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов:

3. Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?

4. Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?

5.Верно ли, что число 34 363 может быть записано в пятиричной системе счисления?

Ответы: нет, нет, да, да, нет.

2 команда

1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?

2. Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?

3. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?

4. Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?

5. Верно ли, что римская система счисления была непозиционной?

Ответы: да, да, нет, да, да

5-й конкурс. Конкурс кассиров. (200 байтиков)

Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную

1 команда:

2 команда:

а) 100111111011101112;

 г) 1011110011100112;

б) 111010101110111012;

д) 1011111111011112;

в) 101110011011001112;

е) 1100010101110012.

Ответы: 1 команда   а)2375678 и 13F7716;  б) 3527358 и 1D5DD16; в) 2715478 и 1736716.

               2 команда   г)571638 и 5Е7316;     д)577578 и 5FEF16;  е) 612728 и 62В916.

6-й конкурс. Конкурс охранников.(100 байтиков)

Охранники проверяют работу кассиров с помощью программы Калькулятор.

   7-й конкурс. Конкурс президентов банков.(250 байтиков)

    Даны  два числа в десятичной системе счисления. Перевести их в двоичную систему счисления, выполнить 4 арифметических действия, ответы записать в десятичной системе счисления.

 1 команда:  числа 36 и 6

2 команда: числа 24 и 6

Ответы:  

1 команда                                                                    2 команда

3610=1001002                                                                                                 2410=110002

610=1102                                                                                         610= 1102

1001002+1102=1010102                                                 110002+1102=111102

1001002-1102=111102                                                    110002-1102=100102

1001002*1102=110110002                                             110002*1102=100100002

1001002 :1102=1102                                                       110002:1102=1002

Подведение итогов игры

Жюри, которое ведет «лицевые счета»  команд, определяет победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -КВН "Системы счисления"

КВН - это всегда праздник, веселое настроение, море шуток, выдумки. Игра открывает совсем другие стороны информатики, те, на которые не всегда и обращаешь внимание на уроке, п...

Урок информатики "Системы счисления" 6 класс Босова Л.Л.

Урок информатики "Системы счисления" 6 класс, автор Л.Л. Босова...

Обобщающий урок – игра «Слабое звено» по теме «Системы счисления»

Повторение и обобщение знаний по теме «Системы счисления»....

Урок «Двоичная система счисления»

Урок представлен с конспектом, сопроводительной презентацией, индивидуальными карточками....

Урок ИКТ "Системы счисления"

Урок включает конспект и презентацию...

урок "Двоичная система счисления"

                                                      ...