Обобщающий урок по теме "Системы уравнений".
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Системы уравнений". 8 класс. Учебник Г. В. Дорофеев и др.
Цель урока – обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы уравнений».
Задачи урока:
- создать условия для обобщения, систематизации и развития знаний по теме «Системы уравнений», подготовить к контрольной работе;
- создать условия для развития математического мышления, вычислительных и графических навыков, внимательности, устной и письменной математической речи;
- воспитание культуры общения и поведения, аккуратности и трудолюбия, коммуникативных качеств личности.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_sistemy_uravneniy.docx | 82.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгебра. Урок №75. 8 класс. Дата:____________________
Обобщающий урок. Системы уравнений.
Цели урока – обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы уравнений».
Задачи урока:
- создать условия для обобщения, систематизации и развития знаний по теме «Системы уравнений», подготовить к контрольной работе;
- создать условия для развития математического мышления, вычислительных и графических навыков, внимательности, устной и письменной математической речи;
- воспитание культуры общения и поведения, аккуратности и трудолюбия, коммуникативных качеств личности.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Структура урока.
I. Организационный момент.
Один из великих философов сказал: «Где есть желание – найдется путь!» Надеюсь, что вы сегодня на уроке с желанием будете решать системы, определяя свой рациональный путь.
II. Постановка целей и задач урока.
Итак, тема нашего урока – повторения «Системы уравнений». Запишите тему урока в тетради.
Скажите, какие цели вы поставите для себя на сегодняшний урок? Записать на доске.
- повторить, что такое системы уравнений, решение системы уравнений;
- вспомнить способы решения систем уравнений;
- вырабатывать умения в решении систем уравнений;…
У вас на столах лежат оценочные листы. За каждый этап урока выставляйте себе оценку.
III. Проверка домашнего задания.
Учащиеся сдают тетради с домашним заданием.
а) Страница 183 №7. Ответ: (3; 5); ( -1; -3)
б) №9. у = 2 + х
х2 + у2 = 10
х2 + (2 + х)2 = 10, х2 + 2х – 3 =0; D = 16; х1= 1; х2= - 3. Ответ: (1; 3); (-3; -1)
IV. Проверка теоретического материала в форме игры «Крестики-нолики».
Если вы согласны с утверждением, ставите крестик, если не согласны – нолик.
1. Решить систему уравнений, значит найти все ее решения или доказать, что решений нет.
2. Решением системы уравнений является пара чисел, обращающих в верное равенство хотя бы одно из уравнений.
3. Система уравнений может иметь бесконечно много решений.
4. Решить систему уравнений можно способом умножения.
5. Достоинство графического метода-наглядность.
6. Способ сложения предполагает исключение одной переменной.
7. Решить систему способом подстановки, это значить выразить только переменную у через х.
Самопроверка. Ответы: Х0Х0ХХ0. Не забываем выставлять оценки в оценочные листы.
V. Актуализация опорных знаний.
а) Выразите одну переменную через другую: 2х – 2у = 4; 7х – у = 1; х • у = 9 х2 + у – 9 = 0.
б) Является ли пара чисел (2; -1) решением системы?
х + у = -1 х + у =1; х – у = 3;
х – 2у = 6. нет 4х – 3у = 11. да 2х + у = 3. да
в) Установите соответствие между формулой и графиком. Слайды 2,3.
VI. Решение заданий обязательной части.
- Какие способы решения систем уравнений вы знаете? Слайд 4.
Слайд 4. - В чем заключается способ подстановки решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными? (каждому ученику распечатать алгоритмы)
-Применяя этот способ, решить систему уравнений: (задание дано на карточках)
№1. 2х + у = 2
6х – 2у = 1 (решают на доске и в тетрадях)
- В чем заключается способ сложения? Решить систему уравнений способом сложения.
№2. 2х + 2у = 10
3х - 4у= 1 (решают на доске и в тетрадях)
- В чем заключается графический способ решения системы уравнений с двумя переменными? Решить графическим способом систему уравнений:
№3. у – 2х = 5
4х + 2у = 6 (решают на доске и в тетрадях)
Ребята, напоминаю вам, что графический способ решения систем уравнений трудоемок и дает приблизительные ответы, но бывают такие виды систем нелинейных уравнений, которые можно решить только этим способом.
VII. Физкультминутка.
Много ль надо нам, ребята, для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата, а на них огромный круг.
А потом еще кружочек, треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень развеселый чудачок.
(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)
VIII. Решение задач с помощью систем уравнений.
- Где находит применение теория систем уравнений? (при решении задач)
(Повторяется схема решения задач с помощью систем уравнений). Слайд 5.
- Сейчас вы увидите только часть решения некоторой задачи. Попробуйте по этой части сформулировать всю задачу. Слайд 6.
Пусть стороны прямоугольника будут х и у см. Тогда имеем:
х – у = 4
2(х + у) = 20 Ученики составляют задачу.
Задача. Периметр прямоугольника равен 20 см., а одна из сторон больше другой на 4 см.. Найдите стороны прямоугольника.
- А теперь откройте учебник на стр. 183, решаем задачу № 10.
3х + 5у = 50 -6х – 10у = -100
6х + 3у = 51 -7у = -49; у = 7 авторучек; 3х + 35 = 50; х = 5 карандашей.
IX. Тестовые задания.
ТЕСТ по теме «Системы линейных уравнений».
1. Какие из перечисленных уравнений являются линейными?
а) х – 2у = 1; б) ху + 3у = - 18
в) х2 + 2у = 5; г) – х – у = - 11.
2. Какая из перечисленных пар чисел является решением системы уравнений
2х + у = 12,
х – 2у = 2?
а) (2; 0); б) (1; -2); в) (4; 4); г) (5,2; 1,6).
3. Какая из перечисленных систем не имеет решения?
а) 2х + у = 5 б) 2х + 3у = 8 в) х – у = 6,
4х +2у = 10 3х – у = - 9 х – у = - 3
4. Какая из перечисленных систем имеет одно решение?
а) 2х + у = 5 б) 2х + 3у = 8 в) х – у = 6,
4х +2у = 10 3х – у = - 9 х – у = - 3
5. Какая из перечисленных систем имеет множество решений?
а) 2х + у = 5 б) 2х + 3у = 8 в) х – у = 6,
4х +2у = 10 3х – у = - 9 х – у = - 3
Ответы: 1) а; г 2) г 3) в 4) б 5) а
X. Странички истории.
Существует, ребята, еще один способ решения систем уравнений, который мы с вами еще не рассматривали. Это метод - метод перебора или подбора. Например, дается система:
х + у = 7,
х – у = 1
Можно легко подобрать значения х и у: х = 4, у = 3
-Попробуйте решить систему методом подбора:
х + у = 5
х2 - у = 7, х = 3, у = 2
Все эти способы решения систем уравнений знали люди давно. Точной даты неизвестно, но они имеются в книге Ньютона «Всеобщая арифметика», которая была издана в 1707 году.
XI. Итоги урока.
- Итак, ребята, мы заканчиваем изучение темы «Системы уравнений».
А сейчас, ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:
1.Чему вы учились сегодня на уроке?
2. Какой способ решения систем уравнений с двумя переменными вам понравился больше?
3. Где могут применяться знания о системах уравнений с двумя переменными?
( Математические методы используются при решении задач с практическим содержанием. Это могут быть задачи по физике, химии, расчет биополей по биологии и т.д.)
4. А какие системы окружают нас повседневной жизни? Слайды 7,8,9,10
(ученики вспоминают о предметах, где они встречали системы: русский язык - соединительные союзы, биология -система кровообращения человека, физика - система СИ, химия - периодическая система элементов, астрономия - Солнечная система.)
б) В оценочных листах выставите себе итоговую оценку. Оценки за урок, комментирование.
XII. Домашнее задание. повторять п. 4.1 – п. 4.6, составить математические модели к задачам, одну решить (по выбору). Учащимся карточки.
Домашнее задание.
- Задача иранского ученого XVI века Бехаэддина: Разделить число 10 на 2 части, разность которых 5.
- Задача Бхаскары: Некто сказал другу: «Дай мне 100 рупий и я буду богаче тебя вдвое». Друг ответил: «Дай мне только 10 и я стану в 6 раз богаче тебя». Сколько рупий было у каждого?
- Задача из рассказа А.П.Чехова «Репетитор»: Купец купил 130 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин он купил того и другого, если синее сукно стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?
- Задача Ал – Хорезми: Найти два числа, зная, что их сумма равна 10, а отношение 4.
XIII. Рефлексия . Слайд 11.
Прием рефлексии «Мишень». Учащиеся должны поставить точку в каждом секторе.
Учащимся карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Уравнения. Функции. Неравенства».
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Уравнения. Функции. Неравенства»....
Обобщающий урок по теме "Уравнение"
Урок "Уравнения" для 9 класса....
Обобщающий урок по теме: « Уравнения » 7 класс
урок подготовлен и проведен в форме "Своя игра", где каждый может проверить и показать свои знания....
обобщающий урок по теме "уравнения" в 11 классе
Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, учить применять при решении заданий ЕГЭ...
Компьютерная презентация к обобщающему уроку алгебры " Квадратные уравнения"
Данный материал будет полезен для учителя при проведении урока обобщения по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе....
Обобщающий урок по теме: "Уравнение" (5 класс)
Конспект урока+презентация к уроку...
Презентация к обобщающему уроку "Решение тригонометрических уравнений и неравенств"
Презентация может использоваться для самостоятельной работы при обобщении материала и подготовке к контрольной работе....
- Мне нравится (1)