Урок по биологии в 8 классе на тему: « Строение и работа сердца».
план-конспект урока по биологии по теме
Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное , чуткое, щедрое, открытое и черствое ,глухое, черное, сердце матери и сердце друга… Какое оно мое сердце?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stroenie_i_rabota_serdtsa.doc | 47.5 КБ |
stroenie_i_rabota_serdtsa.ppt | 349 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по биологии в 8 классе на тему: « Строение и работа сердца.»
учитель биологии МБОУ «СОШ №10» Березина Г.В.
Цель: добиться усвоения знаний о строении и работе сердца; сердечном цикле, автоматизме сердца, нервной и гуморальной регуляции его деятельности.
Задачи:
1.Общеобразовательные:
Повторить строение крови, кровеносных сосудов, круги кровообращения;
2.Развивающие:
Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.; продолжить работу с текстом учебника, рисунками и таблицами.
3.Воспитательные:
Продолжить формирование научного мировоззрения;
воспитывать эстетическую культуру обучающихся.
4.Здоровьесберегающие:
Формировать отношение к своему здоровью как к ценности;
воспитывать потребность к психологической и физической разгрузки путем проведения физкультминуток, создания положительного эмоционального настроя;
соблюдать санитарно-гигиенические нормы в классе.
Методы обучения:
частично – поисковый, групповая работа, проблемное обучение, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: «Схема кровообращения», «Сердце», «Фазы работы сердца».
1Опрос:
1.Письменный опрос – 5чел.
2.Фронтальный опрос.
11.Изучение нового материала:
а)Введение:
« - Что сделал я для людей? – Сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.
- Идем!- крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям..
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.
Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»
(М. Горький).
«Михель выдвинул какой-то ящик и достал оттуда каменное сердце.
- Это? – переспросил Петер, задыхаясь, и холодная дрожь пробежала у него по спине.
- Мраморное сердце? Но ведь от него должно быть очень холодно в груди.
- Конечно, оно холодит, - сказал Михель. – Да и зачем сердце непременно жолжно быть горячим? Главное – оно-то уж не забьется у тебя ни от страха, ни от тревоги, ни от жадности. Очень удобно…»
(Вильгельм Гауф «Холодное сердце»).
Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное , чуткое, щедрое, открытое и черствое ,глухое, черное, сердце матери и сердце друга… Какое оно мое сердце?
Оно неутомимо бьется день и ночь, всю жизнь… За сутки сердце сокращается примерно 100 тыс. раз, перекачивая более 7 тыс. л крови, что равносильно поднятию железнодорожного товарного вагона на высоту 1м.
За 1 год сердце делает 40 млн ударов, а за жизнь сокращается 25 млрд раз. Этой работы достаточно, чтобы поднять ж/д состав на гору Монблан.
Кровью, которую перекачивает сердце в течении жизни человека, можно наполнить 4375 железнодорожных цистерн, а если б сердце перекачивало не кровь , а воду, то за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км
Нет такого органа, который был бы изучен также хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные по сей день.
Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628г от В, Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.
Б) Внешнее и внутренне строение сердца- с/р со ст. «Положение сердца в грудной полости» (до ст. «Особенности серд. мышцы»)
Беседа: 1) Где располагается сердце?
2) Каково строение сердце?
3) Назовите отделы сердца? Определите, какой желудочек имеет толстую стенку. Объясните, с чем это связано
4) Как узнать, где левая и правая половина сердца? Определите, какой желудочек имеет толстую стенку. Объясните, с чем это связано
5) Какие клапаны различают в сердце, и каково их значение? Для ответа на последний вопрос используйте рис.учебника.
Новые термины: перикард-околосердечная сумка; эпикард-покрывает сердце; миокард- сердечные мышечные волокна,
Дем. слайдов.
Сердце человека прилегает к левому легкому. Вершиной сердце обращено вниз и влево и доходит до пятого межреберья. Основание сердца расширено, обращено вверх и вправо.
Клапан (сердечный) – от нем. «клаппе»- « крышка, заслонка, закрывание просвета» Считается, что возникновение этого слова было подражательным. Масса сердца- 300г, что составляет 1/200 массы тела, однако на его работу затрачивается 1/20 всех энергетических ресурсов организма. Размер сердца – сжатый кулак левой руки.
Почему сердце работает не утомляясь?
1.Задача: Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в мин, при каждом сокращении выбрасывая около 150 куб см крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?
Решение:
70 х 45 =31 500 раз сократится сердце за урок.
31 500 х 150 = 472 500см = 472,5 л крови будет перекачено за урок.
472,5 х 6 = 2 835 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.
Чем объясняется такая высокая работоспособность сердца?
Познакомимся с работой сердца и механизмом его работы.
В)Работа сердца: прочитайте в *19 ст «Сердечный цикл», изучите рис. 41 учебника. Заполните таблицу:
Сердечный цикл.
Фаза Предсердие Желудочки Продолжительно-
сть фазы
1. + -- 0,1сек.
2. -- + 0,3 сек.
3. -- -- 0,4 сек.
Новые термины: систола-сокращение, диастола-полное расслабление сердца.
Зная сердечный цикл и время сокращения сердца в 1 мин. ( 70 ударов) можно определить, что из 80 лет жизни: мышцы желудочков отдыхают – 50 лет, а мышцы предсердий отдыхают – 70 лет.
Работа сердца значительна.Так, при одном ударе совершается работа, с помощью которой можно поднять груз в 200г на высоту 1м. За 1мин. сердце подняло бы этот груз на 70 м, т.е. на высоту почти 20-этажного дома. Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 часов удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета (около 2450м), а на 30-31 день на вершины Джомолунгмы- высочайшую точку земного шара (8848м)! ( Или работа сердца в сутки равна 170-180 тыс. кДж и приравнивается работе подъемного крана, поднимающего груз, равный 1т на высоту 5-этажного дома)
Высокая работоспособность сердца обусловлена:
а) Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в сердце.
б) Усиленным снабжением сердечной мышцы кровью.
в) Строгим ритмом его работы.
Г).Автоматия сердца. Однажды Андрея Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был его ужас и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце!
Почему же все-таки сокращалось сердце трупа?
Сердце – живучий орган. Русский физиолог А.А. Кулябко (1903г) оживил сердце 3-мес. ребенка, умершего от пневмании, через 20 часов после его смерти. С.С Брюхоненко сумел оживить сердце через 100 часов после наступления смерти .
Почему сердце сокращается даже вне организма?
С\Р с учебником :в ст. « Особенности сердечной мышцы» ( с. 112 учебника) найдите слова, выделенные курсивом. Объясните их значение.
Д) Регуляция сердечных сокращений (рассказ)-
Происходит под действием- автоматизма сердечной мышцы, нервной и гуморальной регуляции. Работа камер сердца сохраняется при любых условиях, но под влиянием внешних и внутренних причин интенсивность работы сердца может измениться
Физическая работа, эмоциональное состояние, умственное напряжении сказывается на работу сердца.
Блуждающий Центральная боль, Симпатическая
Пара- эмоции работа
Ауетилхолин РЕГУЛЯЦИЯ адреналин
Сердца
К+ Гуморальная Са+
111.Д/З: п.22, в. (!)с.114.
Закрепление: вопросы на стр.114 (?)
Используемая литература:
1.Колесов Д.В. Биология. Человек: Учебн.,для 8 кл. общеобразоват. учреждений- М.:Дрофа, 2007г
2.Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные разработки по биологии (человек) 8 класс.- М,: ВАКО_ (В помощь учителю).
3.Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»- Биология.
4.Учебное электронное издание: Лабораторный практикум Биология 6-11кл.; Биология 6-9кл.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: показать роль сердца в жизни человека . Что такое сердце ? Камень твердый ? Яблоко с багрово-красной кожей ? Может быть меж ребер и аортой Бьется шар, на шар Земли похожий ? (Э. Межелайтис)
Определить местоположение сердца. Познакомиться с внешним и внутренним строением сердца Выяснить роль автоматизма в работе сердца, роль нервной и гуморальной регуляции. Выявить причины болезней сердца и профилактики заболеваний Задачи темы:
Расположено между правым и левым легким, слегка смещено влево. Удары сердца отчетливо прослушиваются с левой стороны. «Сердце»- от слова «середина» «Сердце»- от слова «середина»
Внешнее строение Сердце покрыто снаружи околосердечной сумкой Имеет 3 оболочки: наружная - соединительнотканная средняя - мышечная внутренняя - эпителиальная
Внутреннее строение Сердце человека полое, четырехкамерное 2предсердия,2желудочка Створчатые клапаны – между предсердиями и желудочками Полулунные клапаны – между желудочками и артериями. Роль клапанов –препятствовать обратному току крови.
Сердечный цикл 1 фаза Сокращение Предсердий 0,1 секунды 2 фаза Сокращение Желудочков 0,3 секунды 3фаза Общее расслабление Сердца 0,4 секунды Работа сердца
Автоматизм – способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Электрокардиограмма – регистрируемые биоэлектрические сигналы от кожи рук, ног и поверхности грудной клетки. Работа сердца
Нервная регуляция работы сердца Вегетативная Нервная система Симпатический Отдел – Ускоряет работу сердца Парасимпатический Отдел – Замедляет работу сердца
Усиливают Сокращение: Адреналин Ионы Са++ Ослабляют сердечную мышцу: Ацетилхолин Ионы К+ Гуморальная регуляция
Неутомимость сердечной мышцы За 70 лет – 2,5 млрд . сердечных сокращений Без остановки на текущий и капитальный ремонт
Причины: Врожденные Пороки развития Приобретенные: Гиподинамия Курение Алкоголь стресс Болезни сердца
Профилактика заболеваний сердца «Если бы мы использовали свой ум и свои ноги больше, а будильник и свой желудок меньше, то мы меньше бы страдали от болезней сердца» (американский ученый Бол Уайт) Меры профилактики: Полноценное питание (ограничение жиров) Разумная физическая нагрузка Борьба со стрессом
Литература www . loja . ru . www . geiha . www . neurolojist . ru . www . cardiosite . ru . heart . rambler . ru .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по биологии в 8 классе. Тема "Строение и работа сердца"
Подробный конспект урока по биологии в 8 классе, тема "Строение и работа сердца". К учебнику "Биология. Человек" авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш (линия В.В. Пасечника). На уроке изучается новый м...
Презентация к уроку биологии на тему: Строение и работа сердца 8 класс
Презентация "Строение и работа сердца" является наглядным материалом к проведению урока.Она сопровождает рассказ учителя на протяжении издожения нового материала....
Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"
Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...
Конспект урока биологии в 9 классе по теме « Строение и работа сердца».
Представлен урок усвоения новых знаний с компьютерной презентацией для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Данный урок построен на проблемной основе с использованием элементов модели...
Разработка урока по биологии 7 класс по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.
Разработка урока по биологии в 7 классе по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских....
Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс
Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца..........