Урок по биологии в 8 классе на тему: « Строение и работа сердца».
план-конспект урока по биологии по теме

Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное , чуткое, щедрое, открытое и черствое ,глухое, черное,  сердце матери и сердце друга… Какое оно мое сердце?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_i_rabota_serdtsa.doc47.5 КБ
Office presentation icon stroenie_i_rabota_serdtsa.ppt349 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 8 классе на тему: « Строение и работа сердца.»

учитель биологии МБОУ «СОШ №10»  Березина Г.В.

Цель: добиться усвоения знаний о строении и работе сердца; сердечном цикле, автоматизме сердца, нервной и гуморальной регуляции его деятельности.

Задачи:

1.Общеобразовательные:

    Повторить строение крови, кровеносных сосудов, круги                  кровообращения;

2.Развивающие:

   Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.; продолжить работу с текстом учебника, рисунками и таблицами.

3.Воспитательные:

      Продолжить формирование научного мировоззрения;

воспитывать  эстетическую культуру обучающихся.

4.Здоровьесберегающие:

     Формировать отношение к своему здоровью как к ценности;

воспитывать потребность к психологической и физической разгрузки путем проведения физкультминуток, создания положительного эмоционального настроя;

соблюдать санитарно-гигиенические нормы в классе.

Методы обучения:

частично – поисковый, групповая работа, проблемное обучение, самостоятельная работа, метод упражнений, межпредметное обучение, использование ИКТ.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: «Схема кровообращения», «Сердце», «Фазы работы сердца».

1Опрос: 

 1.Письменный опрос – 5чел.

2.Фронтальный опрос.

11.Изучение нового материала:

а)Введение:

« - Что сделал я для людей? – Сильнее грома крикнул Данко.

  И вдруг он разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

  Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.

 - Идем!- крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям..

  Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.

  Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»

                                                     (М. Горький).

«Михель выдвинул какой-то ящик и достал оттуда каменное сердце.

 - Это? – переспросил Петер, задыхаясь, и холодная дрожь пробежала у него по спине.

 - Мраморное сердце? Но ведь от него должно быть очень холодно в груди.

 - Конечно, оно холодит, - сказал Михель. – Да и зачем сердце непременно жолжно быть горячим? Главное – оно-то уж не забьется у тебя ни от страха, ни от тревоги, ни от жадности. Очень удобно…»

                        (Вильгельм Гауф  «Холодное сердце»).

Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное , чуткое, щедрое, открытое и черствое ,глухое, черное,  сердце матери и сердце друга… Какое оно мое сердце?

  Оно неутомимо бьется день и ночь, всю жизнь… За сутки сердце сокращается примерно 100 тыс. раз, перекачивая более 7 тыс. л крови, что равносильно поднятию железнодорожного товарного  вагона на высоту 1м.

 За 1 год сердце делает 40 млн ударов, а за жизнь сокращается 25 млрд раз. Этой работы достаточно, чтобы поднять ж/д состав на гору Монблан.

 Кровью, которую перекачивает сердце в течении жизни человека, можно наполнить 4375 железнодорожных цистерн, а если б сердце перекачивало не кровь , а воду, то за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км

 Нет  такого органа, который был бы изучен также хорошо, как сердце, но оно все еще таит в себе удивительные загадки, не решенные по сей день.

 Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о  «живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1628г от В, Гарвея ведет свое начало научная кардиология – учение о сердце и системе кровообращения.

 

Б) Внешнее и внутренне строение сердца- с/р со ст. «Положение сердца в грудной полости» (до ст.  «Особенности серд. мышцы»)

 Беседа: 1) Где располагается сердце?                                                                                                                                                                                                                                            

               2) Каково строение сердце?

               3) Назовите отделы сердца? Определите, какой желудочек имеет толстую стенку. Объясните, с чем это связано

               4) Как узнать, где левая и  правая половина сердца? Определите, какой желудочек имеет толстую стенку. Объясните, с чем это связано

               5) Какие клапаны различают в сердце, и каково их значение? Для ответа на последний вопрос используйте рис.учебника.

 Новые термины: перикард-околосердечная сумка; эпикард-покрывает сердце; миокард- сердечные мышечные волокна,

Дем. слайдов.

Сердце человека прилегает к левому легкому. Вершиной сердце обращено вниз и влево и доходит до пятого межреберья. Основание сердца расширено, обращено вверх и вправо.

 Клапан (сердечный) – от нем.  «клаппе»- « крышка, заслонка, закрывание просвета» Считается, что возникновение этого слова было подражательным.                                                                                    Масса сердца- 300г, что составляет 1/200 массы тела, однако на его работу затрачивается 1/20 всех энергетических ресурсов организма.                                                              Размер сердца – сжатый кулак левой руки.

        Почему сердце работает  не утомляясь?

1.Задача: Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в мин, при каждом сокращении выбрасывая около 150 куб см крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?

 Решение:

 70 х 45 =31 500 раз сократится сердце за урок.

31 500 х 150 = 472 500см = 472,5 л крови будет перекачено за урок.

472,5 х 6 = 2 835 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.

 Чем объясняется такая высокая работоспособность сердца?

Познакомимся с работой сердца и механизмом его работы.

В)Работа сердца: прочитайте в *19 ст «Сердечный цикл», изучите рис. 41 учебника. Заполните таблицу:

                  Сердечный цикл.

Фаза                Предсердие             Желудочки         Продолжительно-

                                                                                             сть фазы

1.                         +                             --                                  0,1сек.

2.                        --                              +                                  0,3 сек.                          

3.                        --                             --                                   0,4 сек.

Новые термины: систола-сокращение, диастола-полное расслабление сердца.

 Зная сердечный цикл и время сокращения сердца в 1 мин. ( 70 ударов) можно определить, что из 80 лет жизни: мышцы желудочков отдыхают – 50 лет, а мышцы предсердий отдыхают – 70 лет.

 Работа сердца значительна.Так, при одном ударе совершается работа, с помощью которой можно поднять груз в 200г на высоту 1м. За 1мин. сердце подняло бы этот груз на 70 м, т.е. на высоту почти 20-этажного дома. Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 часов удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета (около 2450м), а на 30-31 день на вершины Джомолунгмы- высочайшую точку земного шара (8848м)! ( Или работа сердца в сутки равна 170-180 тыс. кДж и приравнивается работе подъемного крана, поднимающего груз, равный 1т на высоту 5-этажного дома)

 Высокая работоспособность сердца обусловлена:

а) Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в сердце.

б) Усиленным снабжением сердечной мышцы кровью.

в) Строгим ритмом его работы.

Г).Автоматия сердца. Однажды Андрея Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был его ужас и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце!

 Почему же  все-таки сокращалось сердце трупа?

Сердце – живучий орган. Русский физиолог А.А. Кулябко (1903г) оживил сердце 3-мес. ребенка, умершего от пневмании, через 20 часов после его смерти. С.С Брюхоненко сумел оживить сердце через 100 часов после наступления смерти .

Почему сердце сокращается даже  вне организма?

С\Р с учебником :в ст.  « Особенности сердечной мышцы» ( с. 112 учебника) найдите слова, выделенные курсивом. Объясните их значение.

Д) Регуляция сердечных сокращений (рассказ)-

Происходит под действием- автоматизма сердечной мышцы, нервной и гуморальной регуляции. Работа камер сердца сохраняется при любых условиях, но под влиянием внешних и внутренних причин интенсивность работы сердца может измениться

 Физическая работа, эмоциональное состояние, умственное напряжении сказывается на работу сердца.

 Блуждающий                 Центральная боль,           Симпатическая

     Пара-                               эмоции                            работа

Ауетилхолин                  РЕГУЛЯЦИЯ                   адреналин

                                            Сердца

 К+                                  Гуморальная                         Са+    

111.Д/З: п.22, в. (!)с.114.

Закрепление: вопросы на стр.114 (?)

     

                   Используемая литература:

1.Колесов Д.В. Биология. Человек: Учебн.,для 8 кл. общеобразоват. учреждений- М.:Дрофа, 2007г

2.Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Универсальные разработки по биологии (человек) 8 класс.- М,: ВАКО_ (В помощь учителю).

3.Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»- Биология.

4.Учебное электронное издание: Лабораторный практикум Биология 6-11кл.; Биология 6-9кл.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение и работа сердца . Сердце МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» п.Березняки , Сергиево-Посадский район учитель биологии Березина Г.В.

Слайд 2

Цель работы: показать роль сердца в жизни человека . Что такое сердце ? Камень твердый ? Яблоко с багрово-красной кожей ? Может быть меж ребер и аортой Бьется шар, на шар Земли похожий ? (Э. Межелайтис)

Слайд 3

Определить местоположение сердца. Познакомиться с внешним и внутренним строением сердца Выяснить роль автоматизма в работе сердца, роль нервной и гуморальной регуляции. Выявить причины болезней сердца и профилактики заболеваний Задачи темы:

Слайд 4

Расположено между правым и левым легким, слегка смещено влево. Удары сердца отчетливо прослушиваются с левой стороны. «Сердце»- от слова «середина» «Сердце»- от слова «середина»

Слайд 5

Внешнее строение Сердце покрыто снаружи околосердечной сумкой Имеет 3 оболочки: наружная - соединительнотканная средняя - мышечная внутренняя - эпителиальная

Слайд 6

Внутреннее строение Сердце человека полое, четырехкамерное 2предсердия,2желудочка Створчатые клапаны – между предсердиями и желудочками Полулунные клапаны – между желудочками и артериями. Роль клапанов –препятствовать обратному току крови.

Слайд 7

Сердечный цикл 1 фаза Сокращение Предсердий 0,1 секунды 2 фаза Сокращение Желудочков 0,3 секунды 3фаза Общее расслабление Сердца 0,4 секунды Работа сердца

Слайд 8

Автоматизм – способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Электрокардиограмма – регистрируемые биоэлектрические сигналы от кожи рук, ног и поверхности грудной клетки. Работа сердца

Слайд 9

Нервная регуляция работы сердца Вегетативная Нервная система Симпатический Отдел – Ускоряет работу сердца Парасимпатический Отдел – Замедляет работу сердца

Слайд 10

Усиливают Сокращение: Адреналин Ионы Са++ Ослабляют сердечную мышцу: Ацетилхолин Ионы К+ Гуморальная регуляция

Слайд 11

Неутомимость сердечной мышцы За 70 лет – 2,5 млрд . сердечных сокращений Без остановки на текущий и капитальный ремонт

Слайд 12

Причины: Врожденные Пороки развития Приобретенные: Гиподинамия Курение Алкоголь стресс Болезни сердца

Слайд 13

Профилактика заболеваний сердца «Если бы мы использовали свой ум и свои ноги больше, а будильник и свой желудок меньше, то мы меньше бы страдали от болезней сердца» (американский ученый Бол Уайт) Меры профилактики: Полноценное питание (ограничение жиров) Разумная физическая нагрузка Борьба со стрессом

Слайд 14

Литература www . loja . ru . www . geiha . www . neurolojist . ru . www . cardiosite . ru . heart . rambler . ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии в 8 классе. Тема "Строение и работа сердца"

Подробный конспект урока по биологии в 8 классе, тема "Строение и работа сердца". К учебнику "Биология. Человек" авторы: Д.В. Колесов, Р.Д. Маш (линия В.В. Пасечника).  На уроке изучается новый м...

Презентация к уроку биологии на тему: Строение и работа сердца 8 класс

Презентация "Строение и работа сердца" является наглядным материалом к проведению урока.Она сопровождает рассказ учителя на протяжении издожения нового материала....

Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"

Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...

Конспект урока биологии в 9 классе по теме « Строение и работа сердца».

Представлен урок усвоения новых знаний с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями.  Данный урок построен на проблемной основе с использованием элементов модели...

Разработка урока по биологии 7 класс по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.

Разработка урока по биологии в 7 классе по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских....

Методическая разработка-конспект урока по биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца..........