Технологическая карта урока "Ткани"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Ваганова Елена Родионовна

Урок-исследование по изучению тканей растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский», ХМАО-Югра.

Муниципальный конкурс «Лучший творческий урок»

Номинация: «Лучший творческий урок учителя предмета естественно-научного цикла (география, биология, химия)».

Урок биологии по теме «Ткани».

(5 класс)

                                                                                                      Урок разработан учителем биологии

                                                                                           МБОУСОШ №2 г. Советский

                                                                                                 Вагановой Еленой Родионовной.

                                                                                                           Высшая квалификационная категория.

2016г.


Технологическая карта урока.

Предмет: Биология            класс: 5

Тема «Ткани».

Место урока: 7 урок из 10 по теме «Клеточное строение организмов».

Тип урока: открытие новых знаний (структура урока по Л.Г.Петерсону)

Форма урока: урок-исследование

Форма учебной деятельности: групповая работа

 Методы обучения: публичное выступление, защита работ, работа с учебником,

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма.

Задачи урока:

Предметные: сформировать и закрепить знания об основных типах тканей растительного организма: строении и функциях.

Метапредметные:

1.Познавательные УУД:

  - закрепить умение представлять информацию в виде таблицы; работать с микроскопом.

 - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы;

2.Регулятивные УУД:

  - формировать умение концентрировать внимание;

-принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

  3. Коммуникативные УУД:

     - формировать умение работать в группе;

     -  представлять результат своей деятельности,

4.Личностные: формировать научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.

Предполагаемый результат

Предметный результат:

-знают типы растительных тканей, особенности их строения и выполняемые функции;

- умеют находить связь между особенностями строения тканей и выполняемыми функциями;

-умеют приводить примеры тканей, находить их на микропрепаратах;

Метапредметные результаты / УУД:

Личностные:

  • владеют навыками коллективной работы (при выполнении исследовательских заданий)
  • владеют компетенциями выполнения исследовательских и творческих заданий;
  • могут самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;  находить информацию в предложенных источниках;
  • могут давать самооценку деятельности и подводить итоги работы;

Познавательные:

  • могут  ориентироваться в своей системе знаний:
  • находить ответы на вопросы, используя свои знания, жизненный опыт и информацию, полученную на предыдущих уроках.

Коммуникативные:

  • имеют навыки сотрудничества; могут представлять результат работы, высказывать свою точку зрения.

Регулятивные:

  • определяют границы знания- незнания
  • выбирают действия по достижению цели
  •  умеют планировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Оценивают свою работу.

Педагогические технологии

Оборудование, литература

- исследовательские методы обучения,

- приемы технологии РКМ

1.Пасечник В.В.  Биология 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений/ М.: Дрофа, 2013г;

2.Методическое пособие к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс».

3.Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс».

4.Ноутбук с проектором, презентация «Ткани растений»,

5.Микроскопы с микропрепаратами «Корневой волосок и корневой чехлик», «Кожица лука», «Срез стебля липы»; поперечный спил сосны, мякоть яблока, лист фиалки;

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/приемы, формы контроля

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности- 2 мин

- проверяет готовность к уроку;

- создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на уроке

- настраивает на получение конечного результата

Готовят к уроку учебные принадлежности,

-включаются  в деловой ритм;

Коммуникативные УУД:

- слушают учителя

-строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывают свое рабочее место;

- планируют свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

-самооценка готовности к уроку;

- оценка эмоционального состояния;

Педагогический прием «Цветовой индекс»

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии-2мин

На столах у обучающихся лежат биологические объекты: лист фиалки, спил сосны, срез яблока. Учитель предлагает

- найти общее между данными объектами;

- найти различия между данными объектами;

Учащиеся обсуждают, предлагают свои ответы:

- органы растений;

-клеточное строение;

-выполняют разные функции;

- состоят из разных клеток;

Познавательные УУД:

- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта,

- ориентируются в своей системе знаний – незнаний,

Коммуникативные УУД:

- слушают и понимают речь других;

- строят  высказывания;

- отстаивают свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполняют учебные действия;

- выяснение готовности класса к изучению нового материала;

Педагогический прием «Корзина идей»

Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности-2мин

Вы правы, все эти объекты состоят из клеток. Почему  клетки, из которых состоят данные органы, не рассыпаются? Что их связывает между собой?

Название структур, из которых образованы органы растений, есть тема сегодняшнего урока.

Выдвигают свои предложения, ставят цель урока «Необходимо выяснить причины связи клеток между собой, узнать из каких структур образуются органы растений».

Находят в учебнике параграф 10, определяют тему урока и записывают в тетрадь.

Познавательные УУД:

- выдвигают предложения о связи клеток в органах;

Коммуникативные УУД:

-  строят речевые высказывания в устной форме;

- формулируют и аргументируют свое мнение;

Регулятивные УУД:

- определяют и формулируют цель урока и учебной деятельности,

- планируют пути реализации целей и задач урока

-  оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению;

- оценка умения формулировать тему урока;

Педагогический прием «Тема-вопрос»

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания ) -3мин

  Откройте учебник параграф 10. Найдите определение «ткань» и укажите главные составляющие понятия.

Учитель вводит понятие «Гистология» (слайд № 2)

Предлагает изучить типы тканей, используя групповую работу (группа 5 человек). Распределяет задания для работы в группах:

1 группа изучает особенности покровной ткани; исследуют в микроскоп кожицу лука;

2 группа - изучает особенности механической ткани;

3 группа изучает особенности проводящей ткани; исследуют в микроскоп срез стебля липы

4 группа изучает особенности основной ткани; готовят микропрепарат мякоти яблока и исследуют в микроскоп.

5 группа изучает особенности образовательной ткани;исследуют в микроскоп корневой волосок;

- осуществляют поиск и выделение необходимой информации;

- записывают определения «ткань, гистология» в тетрадь (маршрутный лист, задание №1)

- планируют деятельность членов своей группы, планируют пути достижения цели своего исследования.

Познавательные УУД:

-выполняют предложенные задания, используя заданные алгоритмы.

Коммуникативные УУД:

-выполняют задания, взаимодействуя в группах.

Регулятивные УУД:

- планируют свою учебную деятельность;

- определяют способы выхода из затруднения;

- самоконтроль,

-  оценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

Реализация построенного проекта-10мин

Организует деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности, помогает учащимися выбрать оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения;

Изучают информацию в источниках, распределяют обязанности между членами группы, собирают материал, оформляют сравнительную таблицу: Маршрутный лист задание №2.

Название ткани

Примеры

Особенности строения

Функции

Познавательные УУД:

-извлекают необходимую информацию из текста параграфа;

Коммуникативные УУД:

- строят монологическую речь;

- осуществляют работу в группе;

Регулятивные УУД:

- ищут пути решения проблемы;

-  анализируют работу;

- самоконтроль,

- самооценка постановки учебной задачи, планировать действия по её решению.

Педагогический прием «Мини-исследование»

Первичное закрепление-5мин

Направляет работу учащихся в правильное русло, помогает найти правильный выход из сложных ситуаций.

Задает вопросы по теме «Ткани», обучающиеся поднимают руки, если вопросы относятся к их работе:

  1. Эта ткань находится на поверхности листьев.
  2. Состоят из сосудов
  3. Придают прочность
  4. В них накапливаются питательные вещества
  5. Обеспечивают рост растения
  6. Примером является камбий
  7. Примером является мякоть яблока
  8. Примером является древесина березы
  9. Примером является кора.
  10. Примером является кожица лука.

Работают с текстом учебника, сравнительной таблицей и отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

- устанавливать причинно-следственные связи, заносят информацию на лист бумаги, извлекают информацию из текста, таблицы;

 - используют результаты опыты для решения поставленных задач

Коммуникативные УУД:

- строят связанные монологические высказывания в соответствии с коммуникативной задачей;

- осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь.

Регулятивные УУД:

-решают задания и сравнивают свой результат с эталоном;

- применяют алгоритм действий в самостоятельной деятельности;

Самооценка действий по достижению планируемых результатов,

Педагогический прием «Игра-тренинг»

Физкультминутка- 1 мин.

Включение в систему знаний и повторение-15мин

1.Организует представление результатов совместной деятельности групп. Во время презентации работы учащимися, демонстрирует слайды с информацией о тканях (слайды №№4-8).

2.Повторение и закрепление знаний, используя задания «Маршрутного листа».

3. Проводит устное закрепление полученных знаний, используя материал слайда № 9.

4.Проводит контрольный тест на закрепление знаний: «Укажите тип ткани» (карточки для каждого учащегося в группе)

Вариант 1

  1. Кончик корня – это…ткань
  2. Клетки имеют крупное ядро- … ткань
  3. Придают опору стеблю…ткань
  4. Мякоть яблока это…ткань
  5. Жилки листа – это … ткань.

Вариант 2

  1. Накапливает вещества…ткань
  2. Скорлупа ореха -… ткань
  3. Обеспечивает рост…ткань
  4. Мякоть рябины…ткань
  5. Древесина -…ткань

Вариант 3.

  1. Кора березы … ткань
  2. Защищает лист …ткань
  3. Камбий-…ткань
  4. Кожица лука-…ткань
  5. Состоит из мертвых клеток…ткань

Вариант 4.

  1. Конус нарастания - …ткань
  2. Проводит воду -…ткань
  3. Клетки имеют вид трубочек- ...ткань.
  4. Находится на поверхности листьев-…ткань
  5. Участвует в фотосинтезе -…ткань

Вариант 5

  1. Ситовидные трубки луба-…ткань
  2. Придает прочность-..ткань.
  3. Клетки постоянно делятся -…ткань
  4. Может накапливать воду-…ткань
  5. Клетки имеют утолщенные оболочки -…ткань.

1. Представляют результаты своей деятельности, выступают публично перед классом. Во время выступления остальные учащиеся заполняют таблицу недостающими характеристиками тканей (Маршрутный лист, задание №2)

2.Выполняют задание №3 «Маршрутного листа», тест «Укажите правильность суждений, используя слова «да-нет».

3. Работают устно, используя материал презентации, слайд № 9.

4.Выполняют задания теста и проводят взаимоконтроль. Ответы на слайде №10.

Коммуникативные УУД:

- формируют навыки речевой деятельности, публичных выступлений,

Регулятивные УУД:

- планируют  свои  действия;

Дают оценку результатов исследования других групп, проводят

взаимооценку  результатов теста.

Педагогический прием «блиц-контроль»

Рефлексия учебной деятельности (итог урока) -3мин

Предлагает проанализировать и оценить полученные знания, используя тест «Незаконченные предложения»:

1.Я узнал…

2.Мне понравилось…

3. Мне было трудно …

4. Мне пригодится в жизни…

5. Мое настроение…

Систематизируют информацию. Формулируют собственное мнение.

Познавательные УУД:

- систематизируют, обобщают изученный материал;

- делают выводы по изученному материалу;

Коммуникативные УУД:

-строят монологическое высказывание;

- адекватно воспринимают критику,

Регулятивные УУД:

-адекватно воспринимают оценку;

-  осуществляют самооценку.

Оценивают результативность и деятельность на уроке.

Педагогический прием «Продолжите предложение»

Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению-2мин

А) Ответить устно на вопросы параграфа 10.

Б) Творческое задание (выполнить одно задание):

1.Составить кроссворд по теме урока из 10 слов.
2. Написать сообщение или составить презентацию(5-8 слайдов) на тему «Использование тканей растений человеком».

Записывают задание в рабочую тетрадь или дневник.

Познавательные УУД:

-систематизируют изученный материал, используя вопросы параграфа;

- применяютзнания в новой ситуации,

Коммуникативные УУД:

-слушают объяснения учителя,

- задают уточняющие вопросы.

Регулятивные УУД:

-соотносят полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

- объективно оценивают свои результаты,

-самооценка умения применять полученные знания при решении упражнений


Маршрутный лист к уроку

 «Ткани».

Задание №1. Найдите в параграфе 10 определение «Ткани» и выпишите его в тетрадь.

Задание №2. В соответствии с полученным заданием заполните таблицу «Сравнительная характеристика тканей»

Название ткани

Примеры

Особенности строения

Функции

1.

Задание №3. Проверьте друг друга усвоение материала по теме «Ткани» («да-нет»)

  1. Выделяют 4 основных типа тканей.
  2. Пластиды расположены в основной ткани.
  3. Растение растет за счет деления клеток образовательной ткани.
  4. Скорлупа грецкого ореха – это пример покровной ткани.
  5. Вода передвигается по сосудам механической ткани.
  6. Механическая ткань состоит из мертвых клеток.
  7. Функцию запаса веществ выполняет покровная ткань.
  8. Клетки образовательной ткани имеют тонкую оболочку и крупное ядро.
  9. Поверхность листьев и стеблей образована покровной тканью.
  10. Камбий – это пример проводящей ткани.

Задание №4. Используя слайд № 9 презентации, определите типы тканей, особенности их строения и выполняемые функции. Работу выполните в группе устно.

Задание №5. Решите задания теста и проведите взаимоконтроль, используя готовые ответы, слайд № 10 (тестовые задания получает каждый учащийся).

Задание №6. Проведите анализ полученных знаний, свое психологическое состояние, используя тест «Незаконченные предложения»:

1.Я узнал…

2.Мне понравилось …

3. Мне было трудно …

4. Мне пригодится в жизни…

Задание №7. Запишите домашнее задание.

А) Ответить устно на вопросы параграфа 10.

Б) Творческое задание (выполнить одно задание):

1.Составить кроссворд по теме урока из 10 слов.
2. Написать сообщение или составить презентацию (5-8 слайдов) на тему «Использование тканей растений человеком».

Литература.

1. В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.

2.В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.

3.В.В. Пасечник методическое пособие к учебнику  «Биология. Бактерии, грибы, растения 5класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Пасечник, М.: Дрофа, 2014.

4.А.А.Калинина Поурочные разработки по биологии –М.:Вако, 2009

5. Электронное приложение к учебнику - www/drofa/ru

6. http://900igr.net/fotografii/biologija/Tkani-rastenij/ Ткани растений

7. http://go.mail.ru/ ткани растений фото.

4. http://www.kmspb.narod.ru/posobie/priem.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...