Тематическое планирование по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
тематическое планирование по биологии 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_urokov_biologii_po_uchebniku_a.docx | 56.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование уроков биологии по учебнику А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша., 8 класс.
(2 часа в неделю, всего 68 час.)
№ | Название темы | Кол-во часов | Лабораторные, практические работы | Экскурсии |
1 | Общий обзор организма человека | 5 | 3 | |
2 | Опорно-двигательная система | 9 | 5 | |
3 | Кровеносная система. Внутренняя среда организма | 7 | 4 | |
4 | Дыхательная система (7 ч) | 7 | 3 | |
5 | Пищеварительная система (7 ч) | 8 | 3 | |
6 | Обмен веществ и энергии (3 ч) | 3 | - | |
7 | Мочевыделительная система (2 ч) | 2 | - | |
8 | Кожа (3 ч) | 3 | - | |
8.1 | Эндокринная и нервная системы (5 ч) | 5 | 3 | |
8.2 | Органы чувств. Анализаторы (6 ч) | 6 | 4 | |
8.3 | Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч) | 9 | 2 | |
8.4 | Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч) | 4 | - | |
Итого: | 68 | 27 |
№ урока | Дата проведения | Тема, раздел урока | Примечание | |||||||||
планируемая | фактическая | |||||||||||
1 | 06.09 | Тема 1.Общий обзор организма человека (5 ч) Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе Искусственная (социальная) и природная среда. Биосоциальная природа человека. Анатомия. Физиология. Гигиена. Методы наук о человеке. Санитарно-эпидемиологические институты нашей страны. Части тела человека. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида | ||||||||||
2. | 09.09 | Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки Части клетки. Органоиды в животной клетке. Процессы, происходящие в клетке: обмен веществ, рост, развитие, размножение. Возбудимость. Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | ||||||||||
3. | 13.09 | Ткани организма человека Лабораторная работа № 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | ||||||||||
4. | 16.09 | Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов Практическая работа «Изучение мигательного рефлекса и его торможения» | ||||||||||
5. | 20.09 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека» | ||||||||||
Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч) | ||||||||||||
6. | 23.09 | Строение, состав и типы соединения костей Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение костей. Состав костей. Типы соединения костей. Лабораторная работа № 3 «Строение костной ткани» Лабораторная работа № 4 «Состав костей» | ||||||||||
7. | 27.09 | Скелет головы и туловища Отделы черепа. Кости, образующие череп. Отделы позвоночника. Строение позвонка. Строение грудной клетки | ||||||||||
8. | 30.09 | Скелет конечностей Строение скелета поясов конечностей, верхней и нижней конечностей. Практическая работа «Исследование строения плечевого пояса и предплечья» | ||||||||||
9. | 04.10 | Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы | ||||||||||
10. | 07.10 | Строение, основные типы и группы мышц Гладкая и скелетная мускулатура. Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц. Практическая работа «Изучение расположения мышц головы» | ||||||||||
11. | 12.10 | Работа мышц Мышцы — антагонисты и синергисты. Динамическая и статическая работа мышц. Мышечное утомление | ||||||||||
12. | 14.10 | Нарушение осанки и плоскостопие Практические работы «Проверка правильности осанки», «Выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника» | ||||||||||
13. | 18.10. | Развитие опорно-двигательной системы Развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления. Значение двигательной активности и мышечных нагрузок. Физическая подготовка. Статические и динамические физические упражнения | ||||||||||
14. | 21.10 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система» | ||||||||||
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (7 ч) | ||||||||||||
15. | 25.10 | Значение крови и её состав Лабораторная работа № 5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | ||||||||||
16. | 28.10 | Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки. Причины несовместимости тканей. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови | ||||||||||
17. | 08.11 | Сердце. Круги кровообращения | ||||||||||
18. | 11.11 | Движение лимфы Лимфатические сосуды. Лимфатические узлы. Роль лимфы в организме. Практическая работа «Изучение явления кислородного голодания» | ||||||||||
19. | 15.11 | Движение крови по сосудам Практические работы «Определение ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу» | ||||||||||
20 | 18.11 | Регуляция работы органов кровеносной системы Отделы нервной системы, управляющие работой сердца. Гуморальная регуляция сердца. Автоматизм сердца. Практическая работа «Доказательство вреда табакокурения» | ||||||||||
21 | 22.11 | Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях Физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы. Влияние курения и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы. Виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное). | ||||||||||
Тема 4. Дыхательная система (7 ч) | ||||||||||||
22 | 25.11 | Значение дыхательной системы. Органы дыхания Связь дыхательной и кровеносной систем. Строение дыхательных путей. Органы дыхания и их функции | ||||||||||
23 | 29.11 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях Строение лёгких. Процесс поступления кислорода в кровь и транспорт кислорода от лёгких по телу. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода. Лабораторная работа № 6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | ||||||||||
24 | 02.12 | Дыхательные движения Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких. Лабораторная работа № 7 «Дыхательные движения» | ||||||||||
25 | 06.12 | Регуляция дыхания Контроль дыхания центральной нервной системой. Бессознательная и сознательная регуляция. Рефлексы кашля и чихания. Дыхательный центр. Гуморальная регуляция дыхания. Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки» | ||||||||||
26 | 09.12 | Заболевания дыхательной системы Практическая работа «Определение запылённости воздуха» | ||||||||||
27 | 13.12 | Первая помощь при повреждении дыхательных органов Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, при электротравмах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца | ||||||||||
28 | 16.12 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» | ||||||||||
Тема 5. Пищеварительная система (7 ч) | ||||||||||||
29 | 20.12 | Строение пищеварительной системы Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Практическая работа «Определение местоположения слюнных желёз» | ||||||||||
30 | 23.12 | Зубы Строение зубного ряда человека. Смена зубов. Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами | ||||||||||
31 | 27.12 | Пищеварение в ротовой полости и желудке Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка. Лабораторная работа № 8 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа № 9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | ||||||||||
32 | 30.12 | Пищеварение в кишечнике | ||||||||||
33 | 17.01 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения. Правильное питание. Питательные вещества пищи. Вода, минеральные вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов) | ||||||||||
34 | 20.01 | Заболевания органов пищеварения Инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь | ||||||||||
35 | 24.01 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» | ||||||||||
36 | 27.01 | Обобщение и систематизация знаний по темам 1–5 | ||||||||||
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) | ||||||||||||
37 | 31.01 | Обменные процессы в организме | ||||||||||
38 | 03.02 | Нормы питания Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи. Практическая работа «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | ||||||||||
39 | 07.02 | Витамины Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие витамины, их значение для организма. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу | ||||||||||
Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч) | ||||||||||||
40 | 10.02 | Строение и функции почек | ||||||||||
41 | 14.02 | Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим Причины заболеваний почек. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена питья. Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой воде. Очистка воды. ПДК | ||||||||||
Тема 8. Кожа (3 ч) | ||||||||||||
42 | 17.02 | Значение кожи и её строение | ||||||||||
43 | 21.02 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожениях. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе | ||||||||||
44 | 24.02 | Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8 | ||||||||||
| Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч) | |||||||||||
45 | 28.02 | Железы и роль гормонов в организме Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма. Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития. Роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет. Роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналин | ||||||||||
46 | 03.03 | Значение, строение и функция нервной системы Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы. Прямые и обратные связи. Практическая работа «Изучение действия прямых и обратных связей» | ||||||||||
47 | 07.03 | Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция Практическая работа «Штриховое раздражение кожи» | ||||||||||
48 | 10.03 | Спинной мозг Строение спинного мозга. Рефлекторная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы). Проводящая функция спинного мозга | ||||||||||
49 | 14.03 | Головной мозг Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий. Практическая работа «Изучение функций отделов головного мозга» | ||||||||||
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч) | ||||||||||||
50 | 21.03 | Принцип работы органов чувств и анализаторов Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Развитость органов чувств и тренировка. Иллюзия | ||||||||||
51 | 24.03 | Орган зрения и зрительный анализатор Значение зрения. Строение глаза. Слёзные железы. Оболочки глаза. Практические работы «Исследование реакции зрачка на освещённость», «Исследование принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | ||||||||||
52 | 04.04 | Заболевания и повреждения органов зрения Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз | ||||||||||
53 | 07.04 | Органы слуха, равновесия и их анализаторы Значение слуха. Части уха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Шум как фактор, вредно влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органа равновесия. Практическая работа «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | ||||||||||
54 | 11.04 | Органы осязания, обоняния и вкуса Практическая работа | ||||||||||
55 | 14.04 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» | ||||||||||
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (9 ч) | ||||||||||||
56 | 18.04 | Врождённые формы поведения | ||||||||||
57 | 21.04 | Приобретённые формы поведения Практическая работа «Перестройка динамического стереотипа» | ||||||||||
58 | 25.04 | Закономерности работы головного мозга | ||||||||||
59 | 28.04 | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | ||||||||||
60 61 | 02.05 05.05 | Психологические особенности личности Регуляция поведения Волевые качества личности и волевые действия. Побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Астенические и стенические эмоции. Непроизвольное и произвольное внимание. Рассеянность внимания. Практическая работа «Изучение внимания» | ||||||||||
62 | 10.05 | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | ||||||||||
63 | 12.05 | Вред наркогенных веществ | ||||||||||
64 | 16.05. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность» | ||||||||||
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч) | ||||||||||||
65 | 19.05 | Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой системы. Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД | ||||||||||
66 67 | 23.05 26.05 | Развитие организма человека Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» | ||||||||||
68 | 30.05 | Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"
В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...