Тест по теме: "Особенности строения и жизнедеятельности стебля и листа растений"
тест по биологии (9 класс) на тему
Данный тест предназначен для подготовки к ОГЭ по биологии и содержит вопросы. которые позволят проверить уровень подготовки учащихся по указанным темам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trenirovochnyy_test_oge_po_teme_stebel_list.docx | 63.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренировочный тест ОГЭ по теме: «Вегетативные части растения: стебель, лист»
Выберите один верный ответ.
1. Специализированным органом воздушного питания растения является
1) зелёный лист 2) корнеплод 3) цветок 4) плод
2. Что происходит с дыханием у растения, которое перенесли из освещенного помещения в тёмное?
1) усиливается 2) замедляется 3) не изменяется 4) прекращается
3. Отличаются по строению, но являются видоизменениями одного и того же органа растения
1) лист мака и стебель одуванчика 3) корень ржи и побег кукурузы
2) клубень картофеля и плод георгина 4) луковица тюльпана и корневище ландыша
4. Ситовидные трубки древесного стебля входят в состав
1) древесины 2) камбия 3) луба коры 4) пробки коры
5. На рисунке изображена схема строения побега. Какой буквой на нём обозначена пазуха листа? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
6. Главной функцией стебля является
1) воздушное питание растений 3) запасание воды и питательных веществ
2) проведение воды и питательных веществ 4) испарение воды
7. Почка ––это
1) зачаточное растение 2) зачаточный побег 3) конус нарастания 4) пазуха листа
8. Расположение листьев на побегах по нескольку в узле (три и более) называют
1) мутовчатым 2) очередным 3) спиральным 4) супротивным
9. Корневище –– это видоизменённый1) побег 2) клубень 3) главный корень 4) придаточный корень
10. При развитии вегетативной почки образуется
1) видоизменённый стебель 2) новая почка 3) побег с листьями 4) соцветие
11. Ствол растёт в толщину благодаря делению клеток 1) древесины 2) камбия 3) коры 4) луба
12. Клубень ––видоизменённый побег, это доказывает наличие на клубне
1) плёнчатых чешуек 3) почек-глазков
2) мясистых и сочных чешуй 4) плоского стебля ––донца
13. Роль стебля в жизни растения состоит в
1) укреплении растения в почве 3) образовании органических веществ
2) передвижении веществ по растению 4) поглощении воды и минеральных солей
14. Садовод может прогнозировать урожай яблок по количеству образовавшихся на побегах
1) листьев 2) придаточных корней 3) генеративных почек 4) междоузлий
15. Луковица - видоизмененный побег 1) лилии 2) картофеля 3) пырея 4) папоротника
16. Камбий обеспечивает
1) верхушечный рост стебля 3) верхушечный рост корня
2) рост стебля в толщину 4) ветвление побега
17. Слой клеток растения, за счёт которого осуществляется рост стебля в толщину, ––это
1) луб 2) камбий 3) древесина 4) сердцевина
18. По какой части стебля происходит передвижение воды и минеральных веществ?
1) древесине 2) камбию 3) коре 4) сердцевине
19. На рисунке изображён фрагмент внутреннего строения стебля многолетнего растения. Какой цифрой на нём обозначен камбий?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
20. Передвижение воды и минеральных солей в стебле происходит по
1) сердцевине 3) сосудам древесины
2) ситовидным трубкам луба 4) клеткам образовательной ткани
21. Корневище –– видоизменённый побег, это доказывает наличие на корневище
1) главного корня 3) плёнчатых чешуек
2) плоского стебля –– донца 4) механических волокон
22. Плод картофеля называют1) клубнем 2) коробочкой 3) столоном 4) ягодой
23. Фотосинтез протекает в клетках
1) корня мышиного горошка 3) листа красного перца
2) грибницы подосиновика 4) семян лесной земляники
24. Сходство клубня картофеля с побегом тополя заключается в наличии
1) почек 2) запаса крахмала 3) листьев 4) глазков
25. Образовавшиеся в процессе фотосинтеза органические вещества с током воды перемещаются по
1) камбию 2) механической ткани 3) ситовидным трубкам 4) сосудам
26. На рисунке изображены результаты опыта, иллюстрирующего у растений
1) синтез полимеров из мономеров
2) образование кислорода в процессе фотосинтеза
3) выделение углекислого газа в процессе дыхания
4) испарение воды листьями
27. Семена у картофеля образуются в результате
1) развития корня 3) оплодотворения
2) формирования клубней 4) вегетативного размножения
28. Рост древесного стебля в толщину происходит за счёт деления и роста клеток
1) луба 2) коры 3) камбия 4) сердцевины
29. Испарение воды листьями способствует
1) передвижению минеральных солей в растении 3) снабжению листьев органическими веществами
2) усвоению углекислого газа хлоропластами 4) повышению скорости образования органических веществ
30. Что представляют собой копытообразные наросты на деревьях?
1) годичные кольца 3) грибницу осенних опят
2) разрастание коры и древесины 4) плодовые тела грибов-трутовиков
31. Что развивается из вегетативной почки цветкового растения?
1) цветок или соцветие 3) стебель с листьями и почками
2) сочные или сухие плоды 4) зародыш семени с эндоспермом
32. Развитие новых побегов у тополей после опиливания верхушки происходит благодаря почкам
1) верхушечным 2) возобновления 3) генеративным 4) спящим
33. Любой простой лист имеет
1) основание и черешок 3) листовую пластинку и основание
2) листовую пластинку и черешок 4) листовую пластинку, основание и черешок
34. Сходство клубня картофеля с побегом липы заключается в том, что у клубня есть
1) почки 2) запас крахмала 3) листья 4) цветки
35. Поступление воды в растение зависит от
1) процесса деления и роста клеток корня 3) скорости роста и развития растения
2) скорости оттока питательных веществ из листьев 4) корневого давления и испарения воды листьями
36. Какую роль выполняют жилки листа?
1) накапливают крахмал 3) обеспечивают прочность
2) осуществляют фотосинтез 4) уменьшают испарение воды
37. Подземный побег можно отличить от видоизменённых корней по наличию у него
1) почек 2) корневых волосков 3) боковых и придаточных корней 4) запасающей ткани
38. Какой слой поперечного среза древесного стебля не виден невооружённым глазом?
1) кора 2) камбий 3) древесина 4) сердцевина
39. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
А. Корневище –это орган минерального питания растений.
Б. В нижней части луковицы репчатого лука расположен плоский стебель ––донце, на нём развиваются видоизменённые листья.
40. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) семейство Крестоцветные 2) отдел Покрытосеменные 3) род Редька
4) класс Двудольные 5) царство Растения
41. Установите последовательность расположения зон в молодом побеге липы, начиная с поверхности. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) пробка 2) сердцевина 3) камбий 4) луб 5) древесина
42. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, доказывающего потребление кислорода семенами при дыхании.
1) добавьте немного воды на дно банки 4) внесите зажжённую свечу в банку
2) накройте банку пластмассовой крышкой 5) положите в стеклянную банку семена
3) оставьте банку в таком состоянии на 24 часа
43. Установите последовательность появления на Земле основных групп растений в процессе эволюции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) псилофиты 4) одноклеточные зелёные водоросли
2) многоклеточные зелёные водоросли 5) папоротникообразные
3) голосеменные
44. Установите последовательность процессов, вызывающих листопад.
В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) отделение черешка листа от побега 3) пожелтение листьев
2) образование пробкового слоя у основания черешка листа 4) уменьшение длины светового дня
45. Верны ли следующие суждения о процессах роста растений?
А. У двудольных растений, выросших из черенков, развивается мочковатая корневая система.
Б. От главного корня растений отрастают придаточные корни.
46. Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений?
А. Растения картофеля окучивают для того, чтобы развивались придаточные корни и столоны.
Б. Для образования большого количества листьев растения подкармливают калийными удобрениями.
47. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
А. Внутренние мясистые и сочные листья луковицы лука содержат запасы воды и питательных веществ.
Б. На корневищах растений находятся плёнчатые чешуйки ––видоизменённые листья.
48. Верны ли следующие суждения о видоизменённых органах растений?
А. К видоизменённым корням относят корневища, клубни и луковицы.
Б. У гороха имеются усики, которые представляют собой видоизменённые листья.
49. Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений?
А. Растения картофеля окучивают для того, чтобы развивались придаточные корни и столоны.
Б. Для образования большого количества листьев растения подкармливают калийными удобрениями.
50. Пользуясь таблицей «Некоторые характеристики листовых пластинок цветковых растений», ответьте на следующие вопросы.
Вид | Площадь поверхности листа, см2 | Число устьиц в 1 см2 | |
верхняя сторона листа | нижняя сторона листа | ||
Капуста | – | 14 100 | 22 600 |
Кукуруза | 600–1 350 | 5 200 | 6 800 |
Подсолнечник | 38 | 175 | 325 |
Пшеница | 13–15 | 3 300 | 1 400 |
Фасоль | 49 | 4 000 | 28 100 |
Яблоня | 18 | – | 29 400 |
Картофель | – | 5 100 | 16 100 |
Овёс | 12– 15 | 2 500 | 2 300 |
* Прочерк означает отсутствие данных.
1) Для какого растения из числа приведённых характерна наибольшая листовая пластинка?
2) Какие особенности расположения устьиц на листе характерны для однодольных растений в таблице?
3) Каково назначение устьиц в дыхании растений?
ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
Большинство растений питается за счёт фотосинтеза. Продукты фотосинтеза запасаются в органах растения, а также используются для роста, размножения, синтеза других органических веществ: жиров, белков, витаминов и гормонов.
Поступление необходимых для фотосинтеза воды и минеральных веществ у большинства наземных растений связано с корнем. В зоне всасывания он имеет корневые волоски –клетки покровной ткани с выростами, значительно увеличивающими площадь, через которую в растение может поступать вода с растворёнными в ней минеральными веществами. Вместе с водой через мембрану корневых волосков поступают ионы солей, то есть происходит минеральное питание растения. Вода и растворённые в ней минеральные вещества далее поступают через молодые клетки коры корня в сосуды центрального цилиндра. А затем по сосудам древесины стебля вода поднимается к остальным органам растения, где используется для фотосинтеза, транспорта веществ и испарения через устьица листьев, предохраняющего растение от перегрева.
Необходимый для фотосинтеза свет и углекислый газ улавливают листья. Благодаря уплощённой форме, листовой мозаике и особому порядку размещения на стеблях –листорасположению, листья растений приспособлены к эффективному использованию света. Внутреннее строение листа также отражает выполняемую им функцию. Так, кожица образована прозрачными клетками, свободно пропускающими свет к столбчатой ткани мякоти листа, в которой и происходит фотосинтез. Углекислый газ поступает внутрь листа через устьица, а вода и минеральные вещества –по сосудам жилок –проводящих пучков, состоящих из луба, древесины и волокон. Органические вещества, образовавшиеся в процессе фотосинтеза, затем транспортируются по ситовидным трубкам луба к другим органам растения.
Используя содержание текста «Питание растений», ответьте на следующие вопросы.
1) Какие приспособления внешнего строения органов растения способствуют протеканию фотосинтеза?
2) Какие клетки корня и стебля обеспечивают транспорт воды к листьям?
3) Какие вещества необходимы для обеспечения фотосинтеза?
ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ
Видоизменения корней связаны с выполнением одной из дополнительных функций. Запасающие корни служат для отложения в них запасных веществ (крахмала, сахаров, витаминов и др.). Они разрастаются, становятся толстыми, мясистыми. Различают два типа запасающих корней: корнеплоды и корневые клубни (корневые шишки). Корнеплоды формируются за счёт главного корня и части побега. Корневые клубни формируются за счёт отложения запасных веществ в боковые и придаточные корни (у георгина, ятрышника, чистяка и др.).
Большинство этих растений являются двулетниками или многолетниками. Осенью их надземная часть отмирает, а корни, накопившие питательные вещества, сохраняются и зимуют. Весной из почек запасающих корней развиваются новые надземные органы.
Микориза –особое изменение корня вследствие симбиоза с грибницей грибов. Благодаря грибнице корни получают возможность всасывать воду с гораздо большей площади, а гриб получает доступ к органическим веществам растения. У большинства деревьев грибница гриба не проникает внутрь корня. У многих трав, а также некоторых деревьев –сосны, яблони –грибница и ткани корня плотно срастаются друг с другом, представляя единое целое.
Клубеньки образуются в тканях коры корней бобовых растений из-за того, что там поселяются азотфиксирующие бактерии. Они питаются органическими веществами растения, вызывая разрастание основной ткани и возникновение опухоли –клубенька. При этом бактерии способны преобразовывать атмосферный азот в азотистые соединения, которые усваивает растение, улучшая своё азотное питание. Таким образом, и микориза, и клубеньки –это изменения корней, способствующие улучшению почвенного питания растения.
Используя содержание текста «Видоизменения корней», ответьте на следующие вопросы.
1) Вследствие чего у корней возникают разнообразные видоизменения?
2) Назовите не менее трёх овощных культур, у которых хорошо развит корнеплод.
3) Как называют отношение между корнями бобовых растений и азотфиксирующими бактериями?
Процессы жизнедеятельности в листьях
К основным процессам жизнедеятельности листа относят фотосинтез, газообмен и транспирацию –испарение воды с поверхности листовой пластинки. Фотосинтез происходит в листьях на свету. При этом из углекислого газа и воды образуется органическое вещество –углевод глюкоза, а в атмосферу выделяется кислород. Глюкоза участвует в образовании запасного вещества –крахмала, который накапливается как в листе, так и в других органах растения. Дыхание в листе также очень важный процесс, поскольку именно при нём за счёт окисления органических веществ выделяется энергия, необходимая для всех процессов жизнедеятельности. При этом выделяется углекислый газ, а потребляется кислород, то есть по протеканию дыхание является неким антиподом фотосинтеза. На свету эти процессы происходят одновременно. При отсутствии света протекает лишь дыхание. Поэтому по отношению к листьям применяется термин «газообмен», не уточняющий, о каких именно обменных газах идёт речь, поскольку в одном случае поступает кислород и удаляется углекислый газ (дыхание), а в другом наоборот (фотосинтез).
Однако наиболее интересным процессом, происходящим в листьях, является транспирация. Это очень важный приспособительный механизм, главная роль в котором отводится устьицам. Поскольку в процессе фотосинтеза лист обильно освещается солнечным светом, то он и нагревается. В этот момент устьица открыты, и пары воды свободно покидают поверхность листа ––испаряются, охлаждая нагретую поверхность. В результате лист не перегревается. Ночью, когда устьица закрыты, газообмен с внешней средой сведён к минимуму, и, как следствие, необходимый для фотосинтеза углекислый газ в процессе дыхания накапливается в межклетниках губчатой ткани листа, чтобы потом израсходоваться.
Используя содержание текста «Процессы жизнедеятельности в листьях», ответьте на следующие вопросы.
1) В чём суть процесса фотосинтеза?
2) Какое значение для листа играет дыхание?
3) Какие процессы выполняют аналогичную транспирации роль у млекопитающих животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт учебного занятия по теме: Особенности клеточного строения Кишечнополостных на примере вида Гидра пресноводная.
«Изучение биологии в свете новых стандартов образования». В данной публикации представлен конструкт урока по курсу биологии 7 класса Н.И. Сонина, В.Б. Захарова «Биология. ...
Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся"
Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся...
Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся"
Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся...
Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся"
Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся...
Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся"
Технологическая карта урока с презентацией по биологии кл по теме "Особенности внутреннего строения прасмыкающихся...
Тест по теме "Особенности строения и многообразие земноводных"
Тестпо теме"Земноводные" с выбором одного верного ответа из четырех можно использовать как при проверке домашнего задания , так и при обобщении изученного материала....
Тест по теме: "Особенности строения и жизнедеятельности растений"
Данный тест предназначен для использования в процессе подготовки к ОГЭ по биологии и содержит значительное количество вопросов оп темам: "Особенности строения растений", "Особенности пр...