Рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 6 класса соответствует ФГОС. Авторы учебника биологии И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию и делам молодежи
Администрации Солонешенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноануйская основная общеобразовательная школа»
Программа утверждена в соответствии С Положением о рабочей программе педагога |
«Согласовано» Руководитель МО _____ /___________ _/ ФИО Протокол №____ от «___» _________20__г. | «Утверждаю»: Директор школы: _____ /__________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________20__г. |
Рабочая программа
учебного предмета «биология»
образовательная область «естествознание»
основное общее образование, 6 класс
на 2018 -2019 учебный год
Разработчик:
Учитель биологии Табакаева Нина Леонидовна
с. Солонешное
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2014 г), основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения МБОУ «Красноануйская Основная Общеобразовательная школа », Примерной программы основного общего образования по биологии, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ , авторской программы по биологии 5-9 кл системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф» авторов И.Н. Пономарёвой и других.
Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с. : ил., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно основной образовательной программе муниципального образовательного учреждения МБОУ» Красноануйская Основная Общеобразовательная школа» на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час в неделю (35 ч в год). В соответствии с приказом № 54 от 25 августа 2018 г.
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО (2014 г).
Курс биологии 6 класса нацелен на формирование у учащихся представлений о царстве растений, посвящен их изучению и продолжает развивать общую концепцию: системно структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены 6 лабораторных работ и 1 экскурсия, предусмотренные авторской программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные работы являются частью урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н.Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.
Достижению результатов обучения шестиклассников способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно-ориентированного обучения, технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование следующих методов обучения (проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный) через различные формы организации учебной деятельности (коллективные, групповые, индивидуальные) на различных видах уроков (урок-проект, урок-моделирование, урок исследование, урок с использованием ИКТ), где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение 11-и лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.
Результаты освоения курса биологии учащимися 6 класса
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 6 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 6 класса являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 6 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере.
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация)взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности.
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере. Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Основное содержание по темам рабочей программы
Наука о растениях – ботаника (4 ч)
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Органы растений (9 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Лабораторная работа № 1«Изучение строения семени фасоли».
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.
Лабораторная работа№ 2«Строение корня проростка».
Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Лабораторная работа № 3«Строение вегетативных и генеративных почек».
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».
Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторная работа № 6 «Изучение строения мхов (на местных видах)».
Природные сообщества (5 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия
«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)»
Поурочно-тематический план
Раздел программы | № п/п | Тема урока | Лабораторных работ | Экскурсий |
Наука о растениях – ботаника (4ч) | 1. | Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений | ||
2. | Многообразие жизненных форм растений | |||
3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки | |||
4. | Ткани растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника» | |||
Органы растений ( 9 ч ( 9 ч) ( | 1/5 | Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли» | 1 | |
2/6 | Условия прорастания семян | |||
3/7 | Корень, его строение и значение. Лабораторная работа № 2 «Строение корня проростка» | 1 | ||
4/8 | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек» | 1 | ||
5/9 | Лист, его строение и значение | |||
6/10 | Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» | 1 | ||
7/11 | Цветок, его строение и значение | |||
8/12 | Плод. Разнообразие и значение плодов | |||
9/13 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» | |||
Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч) | 1/14 | Минеральное питание растений и значение воды. | ||
2/15 | Воздушное питание растений — фотосинтез | |||
3/16 | Дыхание и обмен веществ у растений | |||
4/17 | Размножение и оплодотворение у растений | |||
5/18 | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений» | 1 | ||
6/19 | Рост и развитие растений. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» | |||
Многообразие и развитие растительного мира (11 ч) | 1/20 | Систематика растений, её значение для ботаники | ||
2/21 | Водоросли, их многообразие в природе. | |||
3/22 | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений» | 1 | ||
4/23 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. | |||
5/24 | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. | |||
6/25 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение | |||
7/26 | Семейства класса Двудольные | |||
8/27 | Семейства класса Однодольные | |||
9/28 | Историческое развитие растительного мира | |||
10/29 | Многообразие и происхождение культурных растений | |||
11/30 | Дары Старого и Нового Света. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | |||
Природные Сообщества (5 ч) | 1/31 | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | ||
2/32 | Совместная жизнь организмов | |||
3/33 | Смена природных сообществ и её причины. Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества» | |||
4/34 | Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)» | 1 | ||
5/35 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. Обсуждение заданий на лето | |||
итого | 35 | 6 | 1 |
Лист коррекции
№ п/п урока | Тема урока | Контрольные, лабораторные работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»
Рабочая программа по биологии 5 кл.ФГОС Предметная линия учебников «Линия жизни»...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по биологии 5 кл. ФГОС
Рабочая программа по биологии 5 кл. ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5-9 ФГОС
Рабочая программа по биологии 5-9 ФГОС...
Рабочая программа по биологии 10 кл. ФГОС
Рабочая программа по биологии 10 кл. ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 кл ФГОС
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по биологии 5 кл ФГОС....
Рабочая программа по биологии 10-11кл ФГОС В.В. Пасечник , Г. Г. Швецов, Т. М. Ефимова."Линия жизни"
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для общеобразовательных школ (сборник Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников...