КТП по биологии 6 класс (ФГОС, линейный курс.) 70ч.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Дзитоева Людмила Темирикоевна

Тематическое планирование (ФГОС) для 6 кл. по программе авторов: Пономарева И.Н., Кучменко В.С.и др. к учебнику " Биология 5-6 класс". Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И.,2016. 34 ч.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по ФГОС- 6 класс по программе авторов: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова,   А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (II вариант) к учебнику «Биология 5-6 класс» Т.С.Сухова, В.И. Строганов,2016.

 (34 ч, из них 8 ч — резервное время)

(экскурсии и практические работы проводятся за счёт резервного времени)

№ п/п

по теме

Тема урока

Содержание рабочей программы по темам уроков

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Д.з

Планируемые результаты

                                     Раздел 2. Многообразие живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания

                                                            Тема 4. Классификация живых организмов (9 ч+2ч из резерва)

1

1

Многообразие живого мира

Расселение живых организмов по планете. Границы жизни. Живые

организмы разных природных зон, их приспособленность к жизни в определенных условиях. Расселение

живых организмов по ярусам.

Применять ранее полученные значения об условиях, необходимых для жизни, в новой ситуации.

Использовать ресурс Интернета для поиска

примеров приспособленности живых организмов к условиям разных природных зон. Высказывать предположения, обосновывать свои доводы, касающиеся неравномерного расселения организмов по планете, по природным зонам и по ярусам

П.29

 

Личностные результаты
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
 

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и

2

2

Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)

Понятие о систематике и систематических группах. Принцип объединения организмов в одну систематическую группу. Понятие о виде.

Царства живой природы. Место человека в системе живого мира

Объяснять значение понятий «систематика»,

«вид», «царство».

Называть царства живой природы.

Выделять общие признаки организмов, объединенных в родственную группу

П.30

 

3

3

Царство Бактерии

Общая характеристика царства.

Значение бактерий в природе и жизни человека.

Называть признаки царства Бактерии. Приводить примеры полезных для человека бактерий и бактерий-паразитов.

Использовать знания о бакте- риях в повседневной жизни.

Объяснять необходимость соблюдения санитарных

правил в школе и дома

П.31

 

4

4

Практическая работа «Контроль санитарного состояния

классных комнат и коридоров»

формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

5

5

Царство Растения

Многообразие видов растений. Общие признаки царства. Растения.

Выявлять общие признаки представителей

царства Растения, используя результаты собственных исследований -лабораторные работы № 2 (§ 8) и № 3 (§ 9).

Объяснять отличие опыта от наблюдения. Называть опыты и наблюдения, проведённые  с растениями в 5 классе самостоятельно.

Оценивать ответы одно классников, объясняющих цель, ход и результаты проведённых ими опытов с растениями

П.32

 

6

6

Практическая работа «Изучение состояния деревьев

и кустарников на при школьном участке»

7

7

Царство Грибы

Общая характеристика царства Грибы. Одноклеточные и многоклеточные грибы, их роль в природе и жизни человека. Ядовитые и съедобные грибы своей местности. Понятие о лишайниках.

Выделять общие признаки представителей царства Грибы. Дополнять предложенное в тексте описание грибов, используя собственные исследования

в ходе лабораторной работы № 3 (§ 9) и проведении опыта по выращиванию плесени на хлебе (§ 11).

Приводить примеры разных способов добывания грибами готовых органических веществ.

Познакомиться с ядовитыми и съедобными грибами своей местности

П.33

 

8

8

Царство Животные

Многообразие видов жи вотных. Разнообразие размеров и способов передвижения. Одноклеточные и многоклеточные животные. Общие признаки царства Животные. Значение животных в природе и жизни человека.

Выявлять существенные признаки представителей царства. Преобразовывать информацию, полученную

из рисунка, в устную речь.

Завершать текст, вписывая в него недостающую информацию

 

П.34

 

9

9

Одноклеточные животные под микроскопом

Лабораторная работа № 6

«Рассматривание простейших под

микроскопом»

Соблюдать правила работы с микроскопом. Фиксировать результаты исследований, зарисовать изучаемые объекты. Проводить сравнение клеток-организмов, делать выводы из проведенного сравнения. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным  оборудован.

П.35

 

10

10

Царство Вирусы

Вирусы — неклеточные формы жизни. Отличие вирусов от представителей других царств. Вирусы, поражающие бактерии, растения, жи вотных и человека. Пути передачи вирусных инфекций. Вирус СПИДа. Профилактика заболевания

гриппом. Понятие о вирусологии

Комментировать приведённые в тексте рисунки. Объяснять значение понятий «паразит», «вирус», «вирусология».Приводить примеры вирусных заболеваний. Называть пути передачи вирусных инфекций. Использовать понятие «воздушно-капельный путь» для объяснения ограничения контакта больного гриппом с окружающими

П.36

 

11

11

Обобщающий урок «Как можно

различить представителей разных царств живой природы?»

Называть условия, необходимые для жизни. Приводить примеры приспособленности организмов к разным условиям обитания.

Выделять пять крупных систематических групп — царств. Объяснять значение понятия «систематика»,

знать принцип объединения живых организмов в одну систематическую группу.

П.37

 

Тема 5. Взаимосвязь организмов со средой обитания (9 ч+1ч из резерва  )

12

1

Среда обитания. Факторы среды

Понятие о среде обитания. Факторы среды: факторы неживой природы, факторы живой природы, антропогенный фактор. Воздействие человека на окруж. его

среду. Экологические факторы. Экология — наука о взаимоотноше-

ниях живых организмов между собой и с окружающей его средой

Высказывать предположения, заполняя в таблице пропущенные строки. Давать определение понятий: «среда обитания», «факторы среды», «экология».Приводить примеры влияния факторов живой природы на организмы. Заполнять таблицу, требующую знания основных понятий

урока

П.38

 

Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.  Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника:
– осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии;

– использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат

технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты:
 -осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
-рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
-оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

осознание роли жизни:
– объяснять роль растений в сообществах и их взаимное влияние друг на друга.
 -рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений цветковых растений к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельств. об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. использование биологических знаний в быту:

13

2

Среды жизни, освоенные обитателями нашей планеты

Наземно-воздушная среда, водная среда, почва и живой организм.

Разнообразие обитателей разных

сред обитания

Комментировать рисунки — источники информации.

Приводить примеры организмов, обитающих

в разных средах, используя личные наблюдения в природе и ранее полученные значения. Развивать общеучебные навыки работы с текстом: выделять части текста, относящиеся к характеристике определённой среды обитания; выявлять наиболее существенную информацию; составлять вопросы для одноклассников

П.39

 

 

14

3

Почему всем хватает места на Земле?

Благоприятные и не благоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к сохранению потомства. Причины гибели

организмов.

Опыт в домашних условиях

«Проращивание семян»

Высказывать свои предположения о том, почему всем хватает места на Земле. Называть причины гибели организмов.

Доказывать эксперимент. путём влияние неблагоприятных

факторов на прорастание семян. Развивать навыки самостоятельной исследо-

вательской деятельности.

Фиксировать результаты исследования. Формировать личностные качества, необходимые исследователю: внимание, терпение, объективность в оценке результатов своей

работы

П.40

 

15

4

Как живые организмы переносят

неблагоприятные для жизни условия?

Приспособленность живых организмов к неблагоприятным условиям среды. Взаимоотношения между живыми организмами. Роль отношений «хищник — жертва» и «паразит — хозяин» в регуляции численности организмов. Роль растений в жизни животных и человека

Закреплять понятия о благоприятных и неблагоприятных для жизни условиях, заполняя

в таблице пропущенные слова. Решать поисковые задачи, объясняя предложенные в рисунке «загадки природы». Доказывать значение биологического разнообразия, пользуясь схемой цепи питания.

Конструировать схему, поясняющую зависимость жизни человека от других живых организмов.

Разработать проект «Способы ловли рыбы,

наносящие наименьший вред природе» (применительно к условиям своей местности)

П.41

 

16

5

Кто живёт в воде?

Вода — первая среда обитания живых организмов на Земле. Характерные особенности водной среды. Приспособленность организмов к обитанию в воде (планктон, активно плавающие организмы, обитатели дна)

Выявлять черты сходства у представителей разных систематических групп, живущих в водной среде. Доказывать приспособленность обитателей воды к разным условиям водной среды (наличие света, кислорода, температуры, давления).

Формировать систему работы с текстом: выделять базовые понятия; находить в тексте ответы на вопросы опережающего характера; использовать текст для заполнения таблицы

П.42

 

17

6

Обитатели наземно-воздушной среды

Важнейшие экологические факторы для наземных организмов: свет,

температура, влажность. Теневыносливые и светолюбивые растения. Свет в жизни наземных животных.

Морозостойкие и теплолюбивые

организмы. Приспособленность организмов к получению и сохранению влаги.

Объяснять значение понятий, выделенных

в тексте жирным шрифтом.

Называть важнейшие экологические факторы, влияющие на наземные организмы. Приводить примеры приспособленности обитателей наземно-воздушной среды к изменению температуры окружащей среды (на

примере своей местности).

П.43

 

18

7

Экскурсия

«Живые организмы зимой»

Соблюдать правила поведения в природе

19

8

Кто живёт в почве?

Особенности почвы как среды обитания. Обитатели почвы — представители разных царств живой природы. Постоянные «жильцы»

и «квартиранты». Взаимосвязь обитателей почвы: растений, животных, грибов, бактерий

Выделять особенности почвы как среды обитания.

Приводить примеры организмов, приспособленных к обитанию в почве. Называть особенности строения и жизнедеятельности организмов, позволяющие им жить в условиях, характерных для данной среды

П.44

 

20

9

Организм как среда обитания

Полезные для организма обитатели. Взаимоотношения «паразит —хозяин». Примеры паразитов — представителей разных царств живой природы. Особенности строения

и жизнедеятельности паразитов. Роль организма-хозяина в жизни паразитических организмов. Источники возможного заражения

человека паразитами

 Называть полезных обитателей живого орга-

низма. Использовать полученные ранее знания об

организмах-паразитах разных царств живой

природы. Давать определение понятия «паразит», выделять его характерные признаки.

Фиксировать в тетради информацию об источниках возможного заражения человека паразитами, необходимую в повседневной жизни

П.45

 

21

10

Обобщающий урок «Какие среды жизни освоили обитатели нашей

планеты?»

Давать определение понятия «среда обитания». Называть среды обитания и приводить примеры обитателей этих сред. Использовать собственный рисунок для доказательства внешнего сходства рыбы, дельфина, кальмара, обитающих в водной среде. Приводить доказательства влияния факторов неживой природы на сезонные изменения в жизни растений и животных (с привлечением материалов отчёта об экскурсии в природу).Применять знания о влиянии света, температуры и влажности на живые организмы при уходе за комнатными растениями и обитателями аквариума

П.46

 

П.47

 

– объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности.
объяснять мир с точки зрения биологии:
– различать цветковые растения, однодольные и двудольные, приводить примеры растений изученных семейств цветковых растений (максимум – называть характерные признаки цветковых растений изученных семейств);
– определять основные органы растений (лист, стебель, цветок, корень);
– объяснять строение и жизнедеятельность цветкового растения;
– понимать смысл биологических терминов;

Тема 6. Природное сообщество. Экосистема (5 ч+3ч из резерва на экскурсию и практические работы)

22

1

Что такое природное сообщество?

Понятие о растительном сообществе. Взаимосвязи растений, животных, грибов и бактерий в природ ном сообществе, или биоценозе. Пищевые цепи — цепи передачи веществ и энергии.

Давать определение понятий: «растительное

сообщество», «природное сообщество, или биоценоз», «пищевая цепь».

Использовать ранее изученный материал о средах обитания для характеристики природного сообщества. Составлять схемы пищевых связей в одном из природных сообществ своей местности.

Излагать свое отношение к природе родного края в виде сочинения, короткого рассказа. Соблюдать правила поведения в природе

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
оценивать риск взаимоотношений человека и природы:
– соблюдать и объяснять правила поведения в природе.
оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– различать съедобные и ядовитые цветковые растения своей местности.

23

2

Экскурсия

«Живые организмы весной»

24

3

Как живут организмы в природном

сообществе?

Характер взаимоотношений живых организмов в природном сообществе: взаимовыгодные отношения,

отношения хозяин — паразит, хищник — жертва, конкуренция

Проводить самоконтроль, проверяя свое значение понятий «хищник», «паразит». Использовать личный опыт наблюдения

в природе взаимовыгодных отношений гриба

и дерева. Приводить примеры полезных, вредных и нейтральных взаимоотношений организмов

П.48

 

25

4

Что такое экосистема?

Система как целое, состоящее из

взаимосвязанных частей. Влияние

факторов неживой природы на живые организмы природного сообщества. Понятие об экосистеме. Эксперимен тальные доказательства роли растений в экосистеме. Участие живых организмов в круговороте веществ. Единство природы

Анализировать результаты опытов Дж. Пристли и демонстрационного опыта «Выделение кислорода листьями на свету».

Формировать систему в работе, используя

предложенный ранее алгоритм описания проводимого эксперимента.

Формировать мировоззренческие позиции

о единстве живого и неживого, о природе как

едином целом. Использовать рисунок как источник информации. Преобразовывать информацию, полученную

из рисунка в тексте, в устную речь

П 49

26

5

Человек — часть живой природы

Отличие человека от животных  (речь, труд, мышление). Человек —

биологическое существо. Потребность человека в воде, пище, воздухе, энергии. Зависимость состояния здоровья от качества окружающей среды. Проблема охраны окружающей среды.

Называть свойство человека как живого организма.

Выделять признаки отличия человека от животных.

Выявлять на рисунках факторы, отрицательно влияющие на здоровье человека. Разрабатывать проект улучшения экологической обстановки в своём городе (посёлке).

П 50

27

6

Экскурсия

«Красота и гармония в природе»

Соблюдать правила поведения в природе.

28

7

Практическая работа

«Наблюдение за расходом электроэнергии в школе и в семье»

Оценивать расход электроэнергии

29

8

Обобщающий урок «Существует ли

взаимосвязь живых организмов

с окружающей средой?»

Давать названия рисункам, используя базовые понятия темы: «растительное сообщество», «природное сообщество», «экосистема».

Объяснять космическую роль растений на Земле.

Проверять своё умение пользоваться алгоритмом описания опыта,

отрабатываемым в течение года. Доказывать, что аквариум — модель экосистемы. Делать практические выводы о правилах содержаниях аквариума как экологической системы.

П.51

 

                                                                     Тема 7. Биосфера — глобальная экосистема (2 ч)

30

1

Влияние человека на биосферу

Понятие о биосфере. В.И. Вернадский — создатель учения о биосфере. Влияние человека на биосферу

в разные этапы развития человечества. Примеры строительного

воздействия человека на биосферу. Проблема охраны окружающей

среды. Охраняемые территории. Новые безотходные технологии,

поиск энергии и др

Давать определение понятий: «система», «экосистема», «биосфера».

Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, в том числе в своей местности. Анализировать результаты практических работ по наблюдению за расходом воды и электроэнергии в школе и дома. Оценивать проведение своей исследовательской работы и работы одноклассников

П.52

 

31

2

Всё ли мы узнали о жизни на Земле?

Роль биологических наук в сохранении многообразия живых организмов и условий, необходимых для жизни на Земле. Понятие о биологии как комплексной науке. Участие физиков, химиков, архитекторов и др. в изучении строения и жизнедеятельности организмов.

Приводить доказательства единства живой и неживой природы. Называть свойства живого. Использовать личный опыт исследований

объектов живой природы в ходе лабораторных, практических работ и опытов, проведённых самостоятельно в домашних условиях. Оценивать результаты своей исследовательской работы и работы одноклассников.

П.53

 

32

1

Подведем итоги. Какова роль человека в фиосфере. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле.

П 53

33

2

Итоговый контроль

Обсуждение основных положений курса:

 Доказательства единства живой и неживой природы.

 Системная организация живого:

клетка — ткани — органы — единый

организм; свойства живых организмов.

 Способы размножения, питания, передвижения. Дыхание как процесс получения энергии.

 Солнце — источник энергии на Земле. Космическая роль растений. Передача вещества и энергии

через пищевые цепи. Вода

 — условие жизни на Земле.

Обсуждать материалы, собранные в ходе экскурсий в природу. Находить с помощью аппарата ориентировки  рисунки для проведения доказательств. Давать определения базовых понятий, необходимых для изучения целостного школьного курса биологии

Роль человека на Земле. Проблемы охраны окружающей среды

Мониторинг

34

3

Задания на лето

       (1час)

Обсуждение содержания заданий

и формы подготовки отчёта о проведённой работе. Разработка «ко-

декса поведения» в природе (с учётом местных условий)

Планировать собственную деятельность по изучению природы. Проводить самостоятельные исслед-я, фиксировать их результаты. Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: наблюдательность, терпение, настойчивость, объективность в оценке своей работы

П.54

 

Итого:  34часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа

КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа...

КТП по биологии 9 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Человек" 2 часа

КТП по биологии 9 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Человек" 2 часа...

КТП по биологии 5 класс (ФГОС, линейный курс.) 70ч.

Тематическое планирование по биологии для 5 кл. ( линейный курс) , 70 часов( 2ч в неделю) к учебнику " Биология 5-6 классы". Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И....

КТП по биологии 7 класс ( ФГОС, линейный курс) 68ч

КТП ориентировано на использование учебника " Биология 7 класс". Авторы: Пономарева и др....

КТП по биологии 8 класс ( ФГОС, линейный курс) 70ч

Тематическое планирование ориентировано на использование учебника " Биология 8 класс. Авторы: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., 2015г....

Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Человек"

Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17....