КТП по биологии 5 класс (ФГОС, линейный курс.) 70ч.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
Тематическое планирование по биологии для 5 кл. ( линейный курс) , 70 часов( 2ч в неделю) к учебнику " Биология 5-6 классы". Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП по биологии 5 класс, 70ч. Линейный курс. | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока дата | Тема урока | Цель, содержание урока | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Планируемые результаты: Л - личностные М - метапредметные П - предметные | Формы организации деятельности. Методы обучения. | Средства обучения | Термины | Домашнее задание | ||
Раздел 1. Биология о живом мире – 11 ч | ||||||||||
1 | 1-2 | Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем | Методы изучения живой и неживой природы: опыт, наблюдение, описание, измерение. Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Знакомство с увеличительными приборами | Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой.Работать с рисунками учебника как источниками информации.Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Л. Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения. М. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать, выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования. П. овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый. | Лабораторная посуда: Пробирка, стаканчик, колба, спиртовка; лабораторный штатив, термометр, линейка, весы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d3-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm | Опыт Наблюдение измерение описание | §1 | |
2-3 4 | 1-2 3 | Различаются ли тела живой и неживой природы?
Экскурсия: Живая и неживая природа. | Общие признаки тел живой и неживой природы: масса, форма, цвет, размер. Наличие в телах живой и неживой природы сходных веществ. Выявление опытным путём признака органических веществ — обугливания при горении | Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы. Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу. Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации | Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. Демонстрация. | Таблицы, иллюстрации, тела живой и неживой природы | Тело Вещество Органические и неорганические вещества | §2 | |
5-6 | 1-2 | Какие вещества содержатся в живых организмах? | Белки, жиры, углеводы — важнейшие органические вещества, необходимые для жизни. Вода — необходимое условие жизни. Содержание воды и минеральных солей в живых организмах. Источники органических веществ и минеральных солей для различных живых организмов | Анализировать содержание демонстрационных опытов, определять цель, ход и результат каждого опыта. Формировать выводы. Применять полученные опытным путём результаты в повседневной жизни. Работать с рисунком как источником информации | Л. Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ. М. умение извлекать информацию из различных источников (учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы. П. выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. Демонстрация /опыты по обнаружению воды и жира в семенах, крахмала в муке ./ | ЭОР, пробирки, спиртовка, салфетка, держатель, пипетка, йод, мука, семена подсолнечника, тыквы. Вода и минеральные соли в жизни клетки Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fe-1000-4ddd-6a1d-260046b3269f/041.swf | §, зап.Таб, стр14 | ||
7-8 | 1-2 | Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы? | Свойства живых организмов — обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология — наука о живом. | Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства. Давать определение науки биологии. Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по прорастанию семян в домашних условиях | Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. Демонстрация. | Таблицы, рисунки, фотографии, ЭОР Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000451-1000-4ddd-6a55-000046bc4315/011.swf | Дыхание Питание Выделение Обмен веществ Размножение Рост Развитие | §4 | |
9 | 1 | Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы? | Свойства живых организмов — обмен веществ (дыхание, питание, выделение), рост, развитие, размножение, раздражимость, наследственность, изменчивость. Биология — наука о живом. | Выделять в тексте базовые понятия, необходимые для формирования системного мышления. Решать поисковые задачи, обосновывать приводимые доказательства. Давать определение науки биологии. Развивать навыки исследовательской работы при проведении самостоятельного опыта по прорастанию семян в домашних условиях | Л. Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. М. умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) П. выявление существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. Демонстрация. | Таблицы, рисунки, фотографии, ЭОР Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000451-1000-4ddd-6a55-000046bc4315/011.swf | Раздражимость Наследственность Изменчивость биология | §4 | |
10-11 | 1-2 | Подведем итоги | Подтверждать свою точку зрения авторским рисунком. Определять методы биологических исследований. Использовать рисунок как источник информации. Формировать системное мышление, выделяя общебиологические (системообразующие) понятия: «живой организм», «свойстваживого», «биология». Обмениваться с одноклассниками информацией, обсуждать результаты собственных исследований. Формировать систему организации учебной деятельности, анализируя опыты по единому предложенному плану | Л. Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. М. умение работать с различными источниками информации умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. выделение существенных признаков живых систем, | Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний. | Тесты. | §5 | |||
Раздел 2. Клеточное строение организмов( 14ч) | ||||||||||
12-13 | 1-2 | Клеточное строение — общий признак живых организмов | Клеточное строение бактерий, грибов, растений, животных, человека. Вирусы — неклеточная форма жизни. Строение растительной и животной клеток, их сходство и различие. Функции клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. | Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки. Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание. Устанавливать взаимосвязь строения растительной и живой клеток и разных способов питания растений и животных | Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов. П. формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани | Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль. | Таблицы, ЭОР, мультимедиа., http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b1705f5-0a01-022a-0153-f141d2e4b070/%5BBIO7_02-06%5D_%5BIM_01%5D.swf | Клетка, Клеточная мембрана, оболочка, цитоплазма, ядро, | §6 | |
14 | 1 | Клеточное строение — общий признак живых организмов | Понятие об органоидах клетки. Взаимосвязь строения растительной и животной клеток со способом питания растений и животных. Пластиды — органоиды растительной клетки. Роль хлоропластов | Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки. Выделять в тексте базовые понятия, объяснять их содержание. Устанавливать взаимосвязь строения растительной и живой клеток и разных способов питания растений и животных | Л. Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия. М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов. П. формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани | Демонстрация | Таблицы, ЭОР, мультимедиа. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f36dbeee-add4-4602-a5ec-6aed0c4defac/%5BBIO6_02-07%5D_%5BIM_03%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b1705f5-0a01-022a-0153-f141d2e4b070/%5BBIO7_02-06%5D_%5BIM_01%5D.swf | вакуоль, пластиды, хлоропласты | §6 | |
15 | 1 | Прибор, открывающий невидимое | Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. | Научиться работать с микроскопом, изучить его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Проверять правильность подготовки микроскопа к работе. Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. | Микроскопы, ручные и штативные лупы. Портреты Левенгука, Гука, ЭОР, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e984c07c-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/03_02_01_05.swf | микроскоп | §7 | |
16 | 1 | Прибор, открывающий невидимое | Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом. | Научиться работать с микроскопом, изучить его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Проверять правильность подготовки микроскопа к работе. Проводить самооценку и взаимооценку правильности настройки микроскопа. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа «Знакомство с микроскопом | Микроскопы, лабораторная работа Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c572-0a01-022a-007f-3b8a48964b83/%5BBIO6_02-06%5D_%5BIM_01%5D.SWF, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c572-0a01-022a-007f-3b8a48964b83/%5BBIO6_02-06%5D_%5BIM_01%5D.SWF | Объектив, окуляр, тубус, Увеличение микроскопа | §7 | |
17-18 | 1-2 | Твоё первое исследование. Живое и неживое под микроскопом Л.р.»Плесень под микроскопом»
| Пузырьки воздуха и клетки зеленого растения под микроскопом | Научиться готовить микропрепарат. Соблюдать правила приготовления микропрепарата, проводить взаимооценку правильности его приготовления. Находить в клетках листа хлоропласты. Объяснить роль хлорофилла для жизни на Земле. Формировать систему в организации учебного труда, выполняя правила подготовки рабочего места для исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа «Живое и неживое под микроскопом» Опыт в домашних условиях.«Выращивание плесени на хлебе.» Л.р.»Плесень под микроскопом» | Микроскопы, вода, таблицы мякоть арбуза, плоды томатов. | микропрепарат, хлорофилл | §8 | |
19-20 21-22 | 1-2 1-2 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов» Проектная работа «Удивительный микромир». | Клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо. Разделение клеток многоклеточного организма по функциям. Взаимосвязь строения клеток с выполняемой ими функцией. Понятие о ткани. | Сравнивать функции клеток одноклеточного и многоклеточного организмов. Доказывать, что клетка одноклеточного организма — самостоятельное живое существо. Называть признаки живого. Использовать рисунки учебника и собственные исследования для доказательства взаимосвязи строения клеток и тканей с выполняемой ими функцией. Формировать навыки самостоятельной исследовательской работы. Использовать биологические знания в повседневной жизни. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Л. Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. М. умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. П. овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Приобретение знаний. Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов» | Микроскопы,микропрепараты http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/575b3fee-59ba-416b-a295-a01c2b9ad8a9/%5BBIO7_03-11%5D_%5BIM_03%5D.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000208-1000-4ddd-74dc-550046b3269f/064.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000207-1000-4ddd-7ca8-4d0046b3269f/062.swf | ткань | §9 | |
23 24-25 | 1 1-2 | Обобщающий урок «Что ты знаешь о клеточном строении живых организмов?» Проектная работа «Клетка - современный мегаполис». | Доказывать, что клеточное строение — общий признак живых организмов, использовать для аргументации ответа результаты собственных исследований. Применять ранее полученные знания в новой ситуации. Проверять знания в ходе заполнения схем. Оценивать результаты опыта, проведенного одноклассниками в домашних условиях. Проводить совместное обсуждение правильности приведённых ответов | Л. Знание строения клетки и микроскопа; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. М. умение работать с различными источниками информации умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. выделение существенных признаков живых систем, | Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний. | Тесты. | §10 | |||
Раздел 3. Жизнедеятельность организмов(38ч.) | ||||||||||
26-27 | 1-2 | Как идет жизнь на Земле | Продолжительность жизни разных организмов. Экспериментальные доказательства появления живого от неживого. Опыты Ф. Реди и ванГельмонта. | Использовать рисунок как источник информации при решении поисковой задачи. Высказывать свою точку зрения при анализе результатов опытов, описанных в тексте учебника. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Знакомиться с качествами, необходимыми исследователю природы. Проводить самоанализ своей готовности к проведению опыта | Л. Анализировать взгляды разных ученых и высказывать свои предположения и выводы М. умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей в исследовательской деятельности П. сформировать общебиологическую закономерность что «живое только от живого, у каждого существа есть родители». | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный. Приобретение и первичный контроль знаний. | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. | размножение, споры | §11 | |
28-29 | 1-2 | Как размножаются живые организмы | Половое и бесполое размножение. Мужские и женские гаметы. Образование зиготы. Развитие зародыша. Появление нового организма. Сочетание у потомков признаков обоих родителей при половом размножении. Появление точных копий материнского организма при бесполом размножении | Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Давать определение базовых понятий: «размножение», «бесполое размножение», «половое размножение», «гамета», «зигота», «зародыш». Использовать символические обозначения мужских () и женских () гамет. Проверять знания при поиске «запланированной» ошибки на рисунке учебника | Л.умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. М. умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); П. формирование общебиологического понятия наследственности как свойства всего живого в процессе работы с учебником | Групповая, фронтальная. Проектный метод. Приобретение знаний, само и взаимоконтроль. | Таблицы, иллюстрации, презентация | Бесполое и половое размножение, гаметы, зигота | §12 | |
30 | 1 | Как размножаются животные? | Бесполое и половое размножение у животных. Клетки, участвующие в половом и бесполом размножении животных. Половое и бесполое размножение гидры. Обоеполые организмы. Дождевой червь и виноградная улитка — гермафродиты. Миф о Гермафродите | Использовать знания о животных, приобретённые в повседневной жизни (в том числе при уходе за аквариумом). Развивать общеучебные навыки, используя таблицы и рисунки учебника для проверки знаний о различиях полового и бесполого размножения. Пополнять свой словарный запас, работая с новыми терминами | Л.умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. М. формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР) при изучении различных способов размножения П. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития | Индивидуальная, фронтальная. Сообщения учащихся, беседа, работа с учебником. Приобретение знаний. Первичный контроль знаний, само и взаимоконтроль. | Таблицы, иллюстрации,, презентация | гермафродит | §13 | |
31 32 | 1 1 | Как размножаются растения? Л.р.Изучение строение семени. | Цветок, плод, семя — органы, служащие для размножения растений. Понятие о половом размножении цветковых растений. Строение семени, несущего зародыш нового растения. | Применять для решения поисковых задач личные наблюдения за цветковыми растениями в природе или на приусадебном участке. Развивать навыки самостоятельной исследовательской работы. Научиться работать с лупой. Находить части зародыша семени. Делать выводы из полученных результатов исследования. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием | Л. Формирование целостного мировоззрения в процессе изучения способов размножения растений; развитие коммуникативных свойств в ходе выполнения работы в парах; соблюдение правил работы в кабинете биологии. М. умение осуществлять исследовательскую деятельность; умение преобразовывать информацию из одного вида в другой в ходе выполнения лабораторной работы. П.овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение) | Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный. Приобретение знаний. | Таблицы, иллюстрации, презентация | Семена, зародыш, семядоля | §14 | |
33-34 | 1-2 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? | Бесполое размножение растений: частями, стебля, корня, листьями, усами и др. Знакомство с комнатными растениями, размножающимися без помощи семян. | Объяснять особенности размножения растений частями тела. Приводить примеры комнатных, дикорастущих и декоративных растений, в том числе своей местности, размножающихся частями тела. *Вырастить растения для кабинета биологии без помощи семян. Использовать на практике полученные знания при уходе за комнатными растениями | Л. Формирование основ экологической культуры и уметь применять их на практике М. развитие аналитического мышления обучающихся используя работу с текстом и рисунками учебника, практического опыта по разведению растения, работой с дополнительной литературой;развивать приемы самоконтроля при работе с таблицами П. формирование общебиологического понятия о бесполом размножении | Индивидуальная, фронтальная. Беседа, сообщения учащихся. | Таблицы, иллюстрации, презентация | Черенок, Усы, | §15 | |
35 | 1 | Обобщающий урок «Как живые организмы производят потомство? " | Доказывать, что размножение — общее свойство живого. Давать определение понятий: «размножение», «гамета», «зигота». Строить схему, поясняющую образование зиготы. Объяснять значение символов. Приводить примеры полового и бесполого размножения растений и животных. Развивать умение находить на рисунке информацию, нужную для обоснованного ответа | Л. Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. П. формирование общих понятий и выявление закономерностей наследственности; формирование умений давать аргументированный ответ | Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний. | Тесты, карточки с заданиями. | §16 | |||
36-37 | 1-2 | Как питаются растения? | Значение солнечного света в жизни растений. Образование хлорофилла на свету. Солнце, жизнь и хлорофилл. Экспериментальные подтверждения образования растением органических веществ из неорганических (опыт ванГельмон- та). К.А. Тимирязев о значении зелёных растений на Земле | Выделять условия, необходимые для образования растением органического вещества. Объяснять роль света и хлорофилла в жизни растений. Проводить проверку своих знаний с помощью «немых» рисунков. Комментировать высказывания учёных по изучаемой проблеме. Участвовать в совместном обсуждении результатов проведённых экспериментов. Вести диалог с собеседником, уважать иное мнение | Л. Формирование ответственного отношения к лабораторному оборудованию М. умение извлекать информацию из различных источников (учебник, ЭОР, справочник, опыт), анализировать её, делать выводы. П. формирование общебиологического понятия о питании как общем признаке живых организмов; понятия о потреблении животными готовых органических веществ и роли растений в жизни животных и человека | Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ. Словесный, наглядный. Приобретение знаний. | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. | хлорофилл | §17 | |
38-39 40 | 1-2 1 | Только ли лист кормит растение? Практическая работа. Уход за комнатными раситениями. | Роль корней в жизни растений. Корень — орган минерального питания. Экспериментальное доказательство содержания в почве минеральных солей. Растения-хищники | Объяснять значение корней в жизни растения. Фиксировать результаты собственных исследований, использовать их для аргументированного ответа. Объяснять значение корней в жизни растения. Фиксировать результаты своих исследований. Использовать результаты собственных исследований для аргументированного ответа. Развивать навыки работы с источниками дополнительной информации. Воспитывать чувство своего бережного отношения к природе. | Л. развитие интереса к природе и наукам, изучающим ее М. формирование умений самостоятельно получать информацию из учебника; формирование экологических понятий о взаимосвязи растений и неживой природы и пищевых связей «хищник – жертва» П. формирование общих биологических закономерностей связанных с питанием | Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. Приобретение и углубление знаний. Л.Р. Рассматривание корней растений | Таблицы, иллюстрации, видеофрагмент http://eruditor.blogspot.ru/p/blog-page_03.html, | корень | §18 | |
41-42 43 | 1-2 1 | Как питаются разные животные? Проектный метод. Как питаются разные животные? | Питание животных и человека готовыми органическими веществами. Понятие о растительноядных, хищниках и паразитах. Разнообразие приспособлений у животных, питающихся разной пищей. Наблюдение за питанием домашних животных. | Определять по рисунку, кто, чем питается. Объяснять значение понятий: «хищник», «паразит», «растительноядное животное». Выделять общий признак всех животных и человека — питание готовыми органическими веществами. Проводить наблюдение за объектами живой природы. Высказывать личную точку зрения, комментируя результаты наблюдений. Оказывать практическую помощь животным, подкармливая птиц зимой. Соблюдать правила поведения в природе | Л. Формирование и развитие эстетического сознания и формирование социальных норм и правил поведение во время еды М. Развитие логического мышления с помощью рисунков учебника;установление взаимосвязи между способами питания животных и средой, в которой оно обитают П. формирования понятий о разнообразии способов добывания пищи | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. Проектный метод. | Таблицы, иллюстрации, презентация | растительноядные, хищники, паразиты, зубы | §19 | |
44 | 1 | Как питаются паразиты? | Многообразие паразитов. Приспособленность паразитов к обитанию в организме хозяина. Паразитизм как способ питания. | Давать, определение понятий «паразит», «паразит — хозяин». Работать с рисунком как источником информации о многообразии паразитов. Выделять общие признаки паразитов. Развивать умение анализировать примеры, приведенные из дополнительных источников | Л. Формирование интеллектуальных умений знания правил личной гигиены М. использование рисунков в качестве источника информации; развитие самоконтроля с помощью текста учебника П. формирование экологических понятий о роли пищевой связи «паразит – хозяин» в регулировании численности других живых организмов | Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные. | Таблицы, иллюстрации, презентация, https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid=ZtX3ssYQy6id3M&tbnid=fR9Go73tI42k3M:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fla-kasbah-agadir.com%2Fvnimanie-tropicheskie-parazity%2F&ei=5et9UY2sNLTW4QTFioHACQ&bvm=bv.45645796,d.bGE&psig=AFQjCNEuTOvEXKHt1YGP0dUJi_2tky3vmQ&ust=1367293254936823 | Паразит, хозяин | §20 | |
45 46 | 1 1 | Как питаются паразиты? Проекная рабата «Паразиты внутри нас». | Общие признаки паразитов. Роль паразитов в регулировании численности других организмов | Давать, определение понятий «паразит», «паразит — хозяин». Работать с рисунком как источником информации о многообразии паразитов. Выделять общие признаки паразитов. Развивать умение анализировать примеры, приведенные из дополнительных источников | Л. Формирование интеллектуальных умений знания правил личной гигиены М. использование рисунков в качестве источника информации; развитие самоконтроля с помощью текста учебника П. формирование экологических понятий о роли пищевой связи «паразит – хозяин» в регулировании численности других живых организмов | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся. | Таблицы, иллюстрации, презентация | Паразит, хозяин | §20 | |
47 | 1 | Обобщающий урок «Одинаково ли питаются разные животные организмы?» | Объяснять роль зелёного листа и корня, в питании растений. Называть способы питания животных. Обосновывать значение хлорофилла для жизни на Земле. Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений | Л. Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. П. продолжить формирование знаний о пищевых цепях | Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний. | Тесты, карточки с заданиями. | §21 | |||
48 | 1 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | Пути поступления минеральных солей в организм растений, животных и человека. Минеральные соли, необходимые человеку. Борьба с загрязнением почвы, воды, продуктов питания. Понятие о нитратах, их отрицательном влиянии на организм | Использовать ранее полученные знания о минеральном питании растений. Доказывать зависимость жизнедеятельности организмов от состояния окружающей среды. Применять знания о нитратах в повседневной жизни при использовании овощей в пищу. Осваивать элементы проектной деятельности, предлагая авторские схемы путей поступления загрязняющих веществ в организм человека | Л. формирование понятия о влиянии деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей М. развитие интереса обучающихся к работе с дополнительной литературой; обсуждение таблиц и рисунков учебника П. развитие общебиологических понятий о минеральных веществах | Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, сообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний | Таблицы, иллюстрации, презентация https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&docid=5UkGVSQATteIyM&tbnid=vgo7oM_ZUpkZ6M:&ved=0CAUQjRw&url=http%3A%2F%2Fagrodacha.ru%2Fsad_iscelitel%2Fmineralnie_soli%2F&ei=B-x9UaDHNIzU4QTTyYCYAw&bvm=bv.45645796,d.bGE&psig=AFQjCNFhvP2HhvH3lZbtRXrNFJ-Qb1_BKA&ust=1367293316421948 | Минеральные вещества, нитраты | §22 | |
49 | 1 | Можно ли жить без воды? | Вода — необходимое условие жизни, составная часть всех живых организмов. Экспериментальные доказательства наличия воды в живых организмах. Вода — растворитель веществ, входящих в состав живого организма. | Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований. Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте. Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке | Л. формирование основ экологической грамотности, обсуждение практического задания по наблюдению за расходом воды в семье М. Умение обучающихся строить доказательства, используя рисунки; использование умения выделять главные положения текста П.формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, рассказ, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний | Таблицы, иллюстрации, презентация | §23 | ||
50 51 | 1 1 | Можно ли жить без воды? Проектная работа. Можно ли жить без воды? | Испарение воды листьями. Значение процесса испарения в жизни живых организмов. Приспособленность живых организмов к добыванию и сохранению воды. Охрана воды — условие сохранения жизни на Земле. | Находить нужную информацию, работая с «немым» рисунком. Составлять план ответа, объясняющего значение воды в жизни живых организмов. Анализировать результаты проведённых демонстрационных опытов, делать выводы. Планировать, проводить опыт самостоятельно, фиксировать результаты собственных исследований. Оценивать отчёты одноклассников о проведённом опыте. Объяснять необходимость охраны воды, используя доказательства, полученные на уроке | Л. формирование основ экологической грамотности, обсуждение практического задания по наблюдению за расходом воды в семье М. Умение обучающихся строить доказательства, используя рисунки; использование умения выделять главные положения текста П. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Приобретение и первичный контроль знаний. | Таблицы, иллюстрации, презентация | пища, движение | §23 | |
52 53 | 1 1 | Можно ли жить, не питаясь? Проектная работа. Можно ли жить , не питаясь? | Пища — источник энергии, необходимой для жизни. Растения — преобразователи энергии Солнца, создатели органического вещества богатого энергией. Растительная пища — источник энергии для растительноядных животных. Растительноядные как источник энергии для хищника. Процесс питания как процесс получения энергии | Использовать ранее полученное знание понятий: «хищник», «паразит», «растительноядный». Объяснять значение растений, осуществляющих связь «Земля — космос». Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Использовать полученные знания в новой ситуации, применимой в повседневной жизни | Л. Формирование ценности здорового полноценного питания М. развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. П. выделение общебиологических закономерностей об органических веществах как основном источнике энергии для животных и человека; закрепление понятий «растительноядный», «хищник», «паразит» | Индивидуальная, фронтальная. Словесные. Беседа, работа с учебником. Приобретение знаний. | Таблицы, иллюстрации, презентация | §24 | ||
54 | 1 | Как можно добыть энергию для жизни? | Взаимосвязь способов питания растений и животных с их строением и образом жизни. Активное передвижение — свойство животных. Разнообразие способов передвижения животных. Движение органов растения. Активное передвижение как способ добывания пищи — источника энергии, необходимой для жизни. Сравнительная характеристика свободноживущего червя и червя-паразита. Наблюдение за движением домашних животных. | Сопоставлять подвижный образ жизни животных и человека с возможностью растения жить и питаться «не сходя с места». Использовать рисунок как источник информации. Проводить сравнение биологических объектов, используя ранее полученные значения. Проводить наблюдение за движением домашних животных. Планировать собственную деятельность при подготовке и проведении опыта в домашних условиях. Фиксировать результаты эксперимента, делать выводы | Л.Формирование целостного мировоззрения развития растительного и животного мира М. формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, анализировать, делать выводы при выполнении заданий;.развитие умения использовать рисунки в качестве источника информации П. использование биологического эксперимента для развития самостоятельной учебной деятельности | Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. | Таблицы, иллюстрации, презентация | §25 | ||
55 56 | 1 1 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? Проектный метод. | Значение запасных питательных веществ для жизнедеятельности организма. Зависимость расхода энергии от образа жизни. Активный и пассивный отдых. Расход питательных веществ в процессе роста и развития организма. Понятия о росте организма за счет деления клеток. Потребность каждой живой клетки в питательных веществах — источниках энергии | Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. Комментировать содержание рисунка, направленного на использование имеющихся знаний в новой ситуации | Л. Формирование представления о здоровом образе жизни человека, режиме труда и отдыха с позиций расхода энергии и отложения питательных веществ про запас М. использование рисунков как источник информации П. формулирование общих закономерностей свойственных растениям, животным, человеку | Работа в группах. Проектный метод. | Таблицы, иллюстрации, презентация | §26 | ||
57 58 | 1 1 | Можно ли жить и не дышать? Проектный метод | Дыхание — общее свойство живого. Понятие о газообмене. Роль органов дыхания в обеспечении процесса газообмена. Экспериментальное доказательство отличия состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Приспособленность животных и растений к получению необходимого для их жизни кислорода. Дыхание как способ добывания энергии. Расход клетками кислорода и питательных веществ. Практическое применение знаний о взаимосвязи процессов питания и дыхания с движением организма | Давать определение понятия «газообмен». Объяснять роль органов дыхания в обеспечении газообмена. Комментировать результаты опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Приводить примеры приспособлений живых организмов к получению кислорода, необходимого для добывания клеткой энергии | Л. Формирование целостного мировоззрения развития растительного и животного мира М. Формирование интеллектуальных умений сравнивать органы дыхания разных живых организмовиспользование рисунков как источник информации П.формирование представлений о дыхании на клеточном уровне, о процессе газообмена | Фронтальная, индивидуальная. Работа в группах. Словесные, наглядные. Рассказ, беседа, к/презентация. Приобретение знаний. | Таблицы, иллюстрации, презентация | Вдох, выдох, органы дыхания | §27 | |
59-60 | Обобщающий урок «Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов?» | Называть общие свойства живых организмов. Проводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Подтверждать приводимоедоказательство рисунками. Завершать предлагаемый текст, вписывая в него соответствующие понятия. Составлять схемы, иллюстрирующие способы размножения живых организмов. Строить модель пищевых связей живых организмов. Объяснять значение биологического разнообразия на Земле | Л. Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. П. продолжить формирование знаний о живой природе и закономерностях ее развития | Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний. | Тесты, карточки с заданиями. | §28 | ||||
61 62 | Обобщающий урок за курс 5 класса Контроль знаний. | Л. Освоение социальных норм, правил поведения на уроке и в природе М. умение аргументировать свою точку зрения, связанно излагать материал. П. продолжить формирование знаний о пищевых цепях | Индивидуальная. Работа в группах. Работа с учебником. Контроль знаний. | Тесты, карточки с заданиями. | ||||||
63 | Задания на лето | Составление и обсуждение «кодекса поведения» в природе (с учётом местных условий). Обсуждение содержания заданий и форм подготовки отчёта о поведенной работе. | Планировать собственную деятельность. Проводить самостоятельные исследования. Фиксировать результаты летних наблюдений |
7ч- резервное время
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа
КТП по биологии 8 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Многообразие живых организмов. Животные" 2 часа...
КТП по биологии 9 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Человек" 2 часа
КТП по биологии 9 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Человек" 2 часа...
КТП по биологии 6 класс (ФГОС, линейный курс.) 70ч.
Тематическое планирование (ФГОС) для 6 кл. по программе авторов: Пономарева И.Н., Кучменко В.С.и др. к учебнику " Биология 5-6 класс". Авторы: Сухова Т.С., Строганов В.И.,2016. 34 ч....
КТП по биологии 7 класс ( ФГОС, линейный курс) 68ч
КТП ориентировано на использование учебника " Биология 7 класс". Авторы: Пономарева и др....
КТП по биологии 8 класс ( ФГОС, линейный курс) 70ч
Тематическое планирование ориентировано на использование учебника " Биология 8 класс. Авторы: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С., 2015г....
Рабочая программа по биологии 9 класс ФГОС линейный курс по УМК Н.И. Сонина "Человек"
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17....