Рабачая программа и календарно- тематическое планирование учебного материала по биологии. 5 кл. ( 34ч)
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Дзитоева Людмила Темирикоевна

Рабочая программа  и ктп по биологии для 5 класса.( конц) Базовый учебник: Предметная линия учебников изд. " Вентана- Граф" 5-9 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.Биология 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._rabochaya_programmaktp_5_kl.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии

5 класс

1. Пояснительная записка

Программа по учебному предмету "Биология" разработана на основе:

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
  • Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных программ.
  • Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно - лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. МИНОБРН России от 24.11.2011 №МД - 1552/03
  • Примерной программы по биологии для учащихся 5-9 классов.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
  • Образовательный (учебный) план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения   средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ардона РСО-Алания на 2018-2019 учебный год
  • Программа по учебному предмету "Биология" 5-9  классов  разработана на основе: Примерной  программ  по  биологии,  а  также         программы  по биологии   для   5–9   классов   авторы:   Пономарёва   И.Н.,   Корнилова   О.А., Кучменко         В.С.,  Константинов  В.Н.,  Бабенко  В.Г.,  Маш  Р.Д.,  Драгомилов А.Г.,        Сухова        Т.С.         и др.        И соответствует положениям         Федерального государственного        образовательного        стандарта основного общего образования.

Базовый учебник:  Предметная линия учебников издательства Вентана- Граф  5-9 классы. Авторы :   Пономарёва   И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.

2. Общая характеристика курса

        Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ№4 г. Ардона РСО-Алания. В  соответствии  с  учебным        общеобразовательным  планом  школы  курсу биологии  на  ступени         основного  общего образования предшествует  курс «Окружающий мир».        

        Содержание курса биологии в основной школе является базой  для изучения общих    биологических  закономерностей,  законов,  теорий  в  старшей  школе. Таким  образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой   базовое   звено   в системе непрерывного биологического образования  и        является основой для последующей уровневой   профильной дифференциации 

3. Описание места учебного предмета «Биология»  в учебном плане.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -280 часов. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).

 Требования к образовательным результатам для учащихся 5 классов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология».

Личностными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются следующие умения:

5–6  классы

  • Осознавать  единство  и  целостность  окружающего  мира,  возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать  жизненные  ситуации  с  точки  зрения  безопасного  образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность  и  поступки  других  людей  с  точки  зрения  сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

Метапредметными результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются следующие умения:

Регулятивные УУД: 5–6-й  классы

  • Самостоятельно  обнаруживать  и  формулировать  учебную  проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять  (индивидуально  или  в  группе)  план  решения  проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия        с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД: 5–6-й  классы

  • Анализировать,  сравнивать,  классифицировать  и  обобщать  факты  и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение,   классификацию, самостоятельно выбирая  основания  и  критерии  для  указанных  логических  операций
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать  информацию из  одного  вида  в  другой  (таблицу  в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные        источники необходимых         сведений, производитьпоиск  информации, анализировать        и оценивать        ее достоверность.

Коммуникативные УУД:  5–6-й классы                                                                                                                              Самостоятельно организовывать        учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными  результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:  5-й класс

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

–   приводить   примеры   приспособлений   организмов   к   среде   обитания   и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

–  различать (по таблице) основные группы живых  организмов  (бактерии: безъядерные,   ядерные: грибы,  растения,  животные)   и   основные   группы растений  (водоросли,  мхи,  хвощи,  плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

–объяснять строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

–  характеризовать  методы  биологической  науки  (наблюдение,  сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

–проводить  биологические  опыты и эксперименты и объяснять         их результаты;

-пользоваться увеличительными  приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

–   использовать   знания   биологии   при   соблюдении   правил   повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

4. Материально- техническое обеспечение     информационное  обеспечение

Перечень оснащения кабинета биологии     (для 5 класса)

Микропрепараты: животная клетка; растительная клетка;

гриб мукор, поперечный срез лишайника, дрожжи

Коллекция: Голосемянных растений, Шишек, плодов, семян,   мхи на коре дерева.

Гербарий: Дикорастущие растения. По курсу ботаники. Культурных растений

Набор муляжей: плодовых тел грибов,  

Мультимедийные средства обучения  КиМ CD  Уроки биологии «Растения», презентации по ботанике.

 5. Тематическое  планирование  на 5 класс

                                                         ТЕМА

Часы

Сроки изучения

Практическая часть

1. Введение

1

сентябрь

2. Биология- наука о живом мире

8

Сентябрь-октябрь

Л\р № 1,2

3. Многообразие живых организмов

11

Ноябрь-январь

Л\р № 3,4

4. Жизнь организмов на планете Земля

8

Февраль март

5. Человек на планете Земля

6

Апрель-май

ИТОГО                                                                      

34

Л\р -4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ДЛЯ 5 КЛАССА

                                              Перечень лабораторных работ

урока

                                                 Тема

2. Биология – наука о живом мире

5

4

Увеличительные приборы Л\р №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

6

5

Строение клетки. Ткани. Л\р№2 «Знакомство с клетками растений»

3. Многообразие живых организмов

13

4

Растения. Л\р №3 «Знакомство с внешним строением растений»

14

5

Животные. Л\р №4 « Наблюдение за передвижением животных»

ИТОГО       4

         

                                       Поурочное планирование по биологии 5 класс  

                                                 Тема

Часы

Прак

тика

д/з

Дата

Коррекция

1.

1

1. Введение 

1

Стр 3

2

2. Биология – наука о живом мире

8

2

1

Наука о живой природе

§1

3

2

Свойства живого

§2

4

3

Методы изучения природы

§3

5

4

Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Л/р №1

§4

6

5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

Л/р №2

§5

7

6

Химический состав клетки

§6

8

7

Процессы жизнедеятельности

§7

9

8

Систематизация знаний

Стр 33

3. Многообразие живых организмов

11

10

1

Царства живой природы

§8

11

2

Бактерии: строение и жизнедеятельность

§9

12

3

Значение бактерий в природе и для человека

§10

13

4

Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»

Л/р №3

§11

14

5

Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Л/р №4

§12

15

6

Значение растений и животных в природе и для человека

§12

16

7

Грибы

§13

17

8

Многообразие и значение грибов

§14

18

9

Лишайники

§15

19

10

Значение живых организмов в природе и жизни человека

§16

20

11

Систематизация знаний

Стр73

4. Жизнь организмов на планете Земля

8

21

1

Среды жизни планеты Земля

§17

22

2

Экологические факторы среды

§18

23

3

Приспособления организмов к жизни в природе

§19

24

4

Природные сообщества

§20

25

5

Природные зоны России

§21

26

6

Жизнь организмов на разных материках

§22

27

7

Жизнь организмов в морях и океанах

§23

28

8

Систематизация знаний

 Стр104

5. Человек на планете Земля

7

 

29

1

Как появился человек на Земле

§24

30

2

Как человек изменял природу

§25

31

3

Важность охраны живого мира планеты

§26

32

4

Сохраним богатство живого мира

§27

33

5

Систематизация  и обобщение знаний

Стр120

34

7

Задания на лето

Стр123

ИТОГО

34

Л/р   4


Учебно-тематическое планирование по биологии 5 класс (34часа, 1 час в неделю)

Тема урока

Основное содержание

Тип учебного занятия

Форма организации деятельности учащегося

Планируемые образовательные результаты

Предметные

УУД: Регулятивные,  Познавательные, Коммуникативные

Личностные

Д.З

1.Введение (1)

1

Введение

Живая и неживая природа. Многообразие живой природы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологич. приборами и инструментами

урок-изучения нового

Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой.

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам.

Регулятивные: следовать установленным
правилам в планировании и контроле способа решения;

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть
диалоговой формой коммуникации, формулировать собственное
мнение и позицию; задавать вопросы;

        учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;

Стр 3

2.Биология – наука о живом мире (8)

2

Наука о живой природе

Человек и природа. Биология – наука о жизни и живых организмах. Биологич. науки: ботаника, микология, зоология и т.д.

Комбинирован-ный

Работать с рисунками учебника как источниками информации.

давать определения терминам

Регулятивные: осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;
 адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;                                                     Познавательные ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

Коммуникативные допускать возможность
существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении;

§ 1

3

Свойства живого

Свойства живого: обмен веществ, раздражимость рост, размножение, развитие. Органы. Организм – единое целое

Комбинирован-

ный

Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы.

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Регулятивные: выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные1)осуществлять синтез как составление целого из частей; 2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные допускать возможность
существования различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии

1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познаватель-ные и
внешние мотивы

2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

§ 2

4

Методы изучения природы

Основные методы: наблюдение, описание, измерение, экспериментмоделирование сравнение.

Комбинирован-ный

Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах.

Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

Регулятивные 1)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

2)адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования

Коммуникативные строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;

§ 3

5

Увеличительные приборы

Лупа, микроскоп. Строение микроскопа. Работа с микроскопом

Л/р №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами.

Применять на практике умение работать с увеличительными приборами

Регулятивные: 1)следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

2)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату;

Познавательные проводить сравнение,  
классификацию изученных объектов по
заданным критериям;

Коммуникативные учитывать другое мнение и
позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, т.е. на
самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи

§ 4

6

Строение клетки. Ткани.

Клетка - основная структурная единица организма растения. Оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль, включения, движение цитоплазмы Особенности    животных и растительных тканей.

Лабора-торная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание.

Приготовление микропрепаратов.

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляет-ся

§ 5

7

Химический состав клетки

Неорганические и органические вещества. Роль неорганических и органических веществ.

Комбинирован-ный

групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки.

Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляет-ся.

§ 6

8

Процессы жизнедеятельнос-

ти

Рост, деление, дыхание, питание. Обмен веществ и размножение – главные процессы жизнедеятельности клетки. Клетка – структурная единица живого организма

Комбинирован-ный

Доказывать, что размножение – общее свойство всего живого. Давать определение понятию «размножение». Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов.

Регулятивные:

планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в
открытом информационном пространстве, в
т.ч.контролируемом пространстве Интернета;

Коммуникативные строить монологическое
высказывание, владеть диалоговой формой
коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

Ориентация на понимание причин
успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата,
на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок
учителей, товарищей, родителей и
других людей

§ 7

9

Систематизация знаний

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

Стр  33

3. Многообразие живых организмов (11)

10

Царства живой природы

Классификация, систематика. Основные царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Вирусы – неклеточная форма жизни. Вид – единица классификации

урок-изучения нового

Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения,

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены

Определять роль в природе различных групп организмов;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию  

партнёров по общению,  создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

§ 8

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Бактерии как древнейшая группа живых организмовПрокариоты, эукариоты.  Автотрофы

гетеротрофыОтличие клеток бактерий от  клеток растений. Питание. Дыхание бактерий.

Комбинирован-ный

По рисунку учебника определить  отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания

Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания

Регулятивные:

уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные

создать условия для  развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

§ 9

12

Значение бактерий в природе и для человека

Распространение, значение. Клубеньковые бактерии, симбиоз.

Комбинирован-ный

Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания бактерий

Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесбере-гающего поведения

§ 10

13

Растения

Корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосеменные

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строе-нием растений»

Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы

Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, своей этнической
принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

§ 11

14

Животные

Основные свойства животных. Одноклеточные или простейшие, многоклеточные. Влияние природы на животных

Лабораторная работа №4 « Наблюдение за передви-жением живот-ных»

Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

Проводить наблюдение за объектами живой природы.

Регулятивные: 1)следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; 2)осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результату;

Познавательные

проводить сравнение,   классификацию изученных объектов по заданным критериям;

Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Самоопределе-ние,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

§ 12

15

Значение растений и животных в природе и для человека

Значение растений и животных в природе и для человека

Комбинирован-ный

Выделять существенные признаки растений и животных. Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах.

Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

§ 11, 12

16

Грибы

Грибы, как отдельная группа живых организмов. Питание, дыхание грибов. Распространение Грибница, гифы, плодовое тело, грибокорень.

Комбинирован-ный

По рисунку учебника определить  отличия в строении грибного и растительного организмов. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов.

Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные

1)задавать вопросы;

2)контролировать действия партнера

Самоопределе-ние,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

§13

17

Многообразие и значение грибов

Грибы съедобные, ядовитые, плесневые, паразиты. Значение грибов для человека. Антибиотик.

Комбинирован-ный

Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о грибах, приобретённые в повседневной жизни

различать съедобные и ядовитые грибы и  своей местности.

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию;

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

§ 14

18

Лишайники

Лишайники,

их разнообра-зие, особенности Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников

Комбинирован-ный

Использовать свои знания о грибах и водорослях. Объяснять особенности размножения растений частями тела на примере лишайников

Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников (включая при
возможности электронные, цифровые) в
открытом информационном пространстве, в
т.ч. контролируемом пространстве Интернета

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и
способам решения новой задачи

§ 15

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Значение живых организмов в природе и жизни человека. Биологическое разнообразие.

Комбинирован-ный

Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. Приводить примеры, использовать информацию, полученную из дополнительной литературы.

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

§ 16

20

Систематизация знаний

урок-обобщение

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные:

выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

Стр 73

4. Жизнь организмов на планете Земля (8)

21

Среды жизни планеты Земля

Среда обитания и условия существованияВзаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружаю-щей их средой.

урок-изучения нового

Работать с рисунками учебника, уметь сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания

Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные: Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками.

§ 17

22

Экологические факторы среды

Абиотичес-кие, биотические антропоген-ные факторы

Комбинирован-ный

Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.

Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения

Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся

§18

23

Приспособления организмов к жизни в природе

Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса

Комбинирован-ный

Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

Регулятивные: различать способ и результат действия

Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

§ 19

24

Природные сообщества

Природное сообщество - биосистема, его разновидности. Пищевая цепь, круговорот веществ в природе. Производители потребители, разлагатели.

Комбинирован-ный

Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами.

Выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, срав-нивать, обобщать и делать вы-воды

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

§ 20

25

Природные зоны России

Многообра-зие природных зон: тундра, тайга, степь, широколиственный лес. Обитатели природных зон, приспособления к жизни в определен-ных условиях.

Комбинирован-ный

Умение работать с текстом.     Определять роль в природе различных групп организмов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Регулятивные: выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные

осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч.в ситуации столкновения интересов

Самоопределение,

нравственно-этическое оценивание,

формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

§ 21

26

Жизнь организмов на разных материках

Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды.

Комбинирован-ный

Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;

Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

широкая мотивационная основа
учебной деятельности, включая
социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы

§ 22

27

Жизнь организмов в морях и океанах

Прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы. Планктон. Обитатели глубин.

Комбинирован-ный

Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Регулятивные: выполнять учебные действия в
устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные осуществлять поиск необходимой
информации для выполнения учебных заданий
с использованием учебной литературы,
энциклопедий, справочников

Коммуникативныедоговариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности, в т.ч.в ситуации столкновения интересов

Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы.

§ 23

28

Систематизация знаний

урок-обобще-ние

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательныеспособствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

Стр 104

5. Человек на планете Земля (7)

29

Как появился человек на Земле

Австралопитек человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец. Деятельность человека в природе.

урок-изучения нового

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательныевыдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

осознание своей гражданской
идентичности: «Я» как гражданин
России, своей этнической
принадлежности, чувства
сопричастности гордости за свою Родину, народ

§ 24

30

Как человек изменял природу

История влияния человека на природу. Осознание человека своего влияния на природу. Лесопосадки.

Комбини-рованный

Осознание своего влияния на природу. Формулировать проблему и предлагать пути её решения

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок

Познавательныепомочь учащимся осознать практическую  значимость изучаемого материала

Коммуникативныевладение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки

§ 25

31

Важность охраны живого мира планеты

Угроза для жизни. Животные, истребленные человеком. Заповедни-ки, заказники.

Комбини-рованный

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других людей

Познавательные создать условия для  развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии

принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесбере-гающего поведении

§ 26

32

Сохраним богатство живого мира

Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения  на отдыхе. Красная книга.

Комбини-рованный

Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по проблеме спасения природы

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа.

Регулятивные: планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;                                                     Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

§ 27

33

Систематизация и обобщение знаний

урок-обобще-ние

Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами

Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательныеспособствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обоб-щать и делать выводы

Коммуникативные

1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности;

Стр 120

34

Задания на лето

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться
на позицию партнера в общении и взаимодействии

способность к самооценке на основе
критериев успешности учебной
деятельности

Стр 123


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу

В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...

Календарно тематическое планирование учебного материала по биологии в 5 классах

Пояснительная запискаКурс природоведение в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является проведенческим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической ге...

Календарно – тематическое планирование учебного материала по предмету биология 6 класс

Календарно – тематическое планирование учебного материала по предмету биология 6 класс на 2014/2015учебный год (72 часа)...

Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 9 класса ФГОС по программе В.Я.Коровиной

КТП по литературе для 9 класса составлено из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год....