Рабачая программа и календарно- тематическое планирование учебного материала по биологии. 5 кл. ( 34ч)
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа и ктп по биологии для 5 класса.( конц) Базовый учебник: Предметная линия учебников изд. " Вентана- Граф" 5-9 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.Биология 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._rabochaya_programmaktp_5_kl.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии
5 класс
1. Пояснительная записка
Программа по учебному предмету "Биология" разработана на основе:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897)
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
- Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных программ.
- Рекомендации по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно - лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся. МИНОБРН России от 24.11.2011 №МД - 1552/03
- Примерной программы по биологии для учащихся 5-9 классов.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189"Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Образовательный (учебный) план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 4 г. Ардона РСО-Алания на 2018-2019 учебный год
- Программа по учебному предмету "Биология" 5-9 классов разработана на основе: Примерной программ по биологии, а также программы по биологии для 5–9 классов авторы: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др. И соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Базовый учебник: Предметная линия учебников издательства Вентана- Граф 5-9 классы. Авторы : Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. Биология. 5 класс.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации; входит в Федеральный перечень учебников.
2. Общая характеристика курса
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ№4 г. Ардона РСО-Алания. В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир».
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой профильной дифференциации
3. Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -280 часов. Общее количество уроков в неделю с 5-го по 9-й класс составляет 8 часов (5-й класс – 1; 6-й класс – 1; 7–9-й классы – по 2 часа в неделю).
Требования к образовательным результатам для учащихся 5 классов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология».
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5–6 классы
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле
Метапредметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Регулятивные УУД: 5–6-й классы
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД: 5–6-й классы
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производитьпоиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД: 5–6-й классы Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 5-й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
–объяснять строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
-пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
4. Материально- техническое обеспечение информационное обеспечение
Перечень оснащения кабинета биологии (для 5 класса)
Микропрепараты: животная клетка; растительная клетка;
гриб мукор, поперечный срез лишайника, дрожжи
Коллекция: Голосемянных растений, Шишек, плодов, семян, мхи на коре дерева.
Гербарий: Дикорастущие растения. По курсу ботаники. Культурных растений
Набор муляжей: плодовых тел грибов,
Мультимедийные средства обучения КиМ CD Уроки биологии «Растения», презентации по ботанике.
5. Тематическое планирование на 5 класс
ТЕМА | Часы | Сроки изучения | Практическая часть |
1. Введение | 1 | сентябрь | |
2. Биология- наука о живом мире | 8 | Сентябрь-октябрь | Л\р № 1,2 |
3. Многообразие живых организмов | 11 | Ноябрь-январь | Л\р № 3,4 |
4. Жизнь организмов на планете Земля | 8 | Февраль март | |
5. Человек на планете Земля | 6 | Апрель-май | |
ИТОГО | 34 | Л\р -4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
Перечень лабораторных работ
№ урока | № | Тема |
2. Биология – наука о живом мире | ||
5 | 4 | Увеличительные приборы Л\р №1 «Изучение строения увеличительных приборов» |
6 | 5 | Строение клетки. Ткани. Л\р№2 «Знакомство с клетками растений» |
3. Многообразие живых организмов | ||
13 | 4 | Растения. Л\р №3 «Знакомство с внешним строением растений» |
14 | 5 | Животные. Л\р №4 « Наблюдение за передвижением животных» |
ИТОГО 4 |
Поурочное планирование по биологии 5 класс
№ | № | Тема | Часы | Прак тика | д/з | Дата | Коррекция |
1. | 1 | 1. Введение | 1 | Стр 3 | |||
2 | 2. Биология – наука о живом мире | 8 | |||||
2 | 1 | Наука о живой природе | §1 | ||||
3 | 2 | Свойства живого | §2 | ||||
4 | 3 | Методы изучения природы | §3 | ||||
5 | 4 | Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Л/р №1 | §4 | |||
6 | 5 | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | Л/р №2 | §5 | |||
7 | 6 | Химический состав клетки | §6 | ||||
8 | 7 | Процессы жизнедеятельности | §7 | ||||
9 | 8 | Систематизация знаний | Стр 33 | ||||
3. Многообразие живых организмов | 11 | ||||||
10 | 1 | Царства живой природы | §8 | ||||
11 | 2 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | §9 | ||||
12 | 3 | Значение бактерий в природе и для человека | §10 | ||||
13 | 4 | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений» | Л/р №3 | §11 | |||
14 | 5 | Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | Л/р №4 | §12 | |||
15 | 6 | Значение растений и животных в природе и для человека | §12 | ||||
16 | 7 | Грибы | §13 | ||||
17 | 8 | Многообразие и значение грибов | §14 | ||||
18 | 9 | Лишайники | §15 | ||||
19 | 10 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | §16 | ||||
20 | 11 | Систематизация знаний | Стр73 | ||||
4. Жизнь организмов на планете Земля | 8 | ||||||
21 | 1 | Среды жизни планеты Земля | §17 | ||||
22 | 2 | Экологические факторы среды | §18 | ||||
23 | 3 | Приспособления организмов к жизни в природе | §19 | ||||
24 | 4 | Природные сообщества | §20 | ||||
25 | 5 | Природные зоны России | §21 | ||||
26 | 6 | Жизнь организмов на разных материках | §22 | ||||
27 | 7 | Жизнь организмов в морях и океанах | §23 | ||||
28 | 8 | Систематизация знаний | Стр104 | ||||
5. Человек на планете Земля | 7 |
| |||||
29 | 1 | Как появился человек на Земле | §24 | ||||
30 | 2 | Как человек изменял природу | §25 | ||||
31 | 3 | Важность охраны живого мира планеты | §26 | ||||
32 | 4 | Сохраним богатство живого мира | §27 | ||||
33 | 5 | Систематизация и обобщение знаний | Стр120 | ||||
34 | 7 | Задания на лето | Стр123 | ||||
ИТОГО | 34 | Л/р 4 | |||||
Учебно-тематическое планирование по биологии 5 класс (34часа, 1 час в неделю)
№ | Тема урока | Основное содержание | Тип учебного занятия | Форма организации деятельности учащегося | Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные | Личностные | Д.З | |||||||
1.Введение (1) | ||||||||||
1 | Введение | Живая и неживая природа. Многообразие живой природы. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологич. приборами и инструментами | урок-изучения нового | Соблюдать правила работы в кабинете биологии. Ознакомиться с аппаратом ориентировки учебника, его структурой. Работать с рисунками учебника как источниками информации. | Уметь работать с учебником, пользоваться приборами и инструментами, давать определения терминам. | Регулятивные: следовать установленным Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть | учебно-познавательный интерес к | Стр 3 | ||
2.Биология – наука о живом мире (8) | ||||||||||
2 | Наука о живой природе | Человек и природа. Биология – наука о жизни и живых организмах. Биологич. науки: ботаника, микология, зоология и т.д. | Комбинирован-ный | Работать с рисунками учебника как источниками информации. | давать определения терминам | Регулятивные: осуществлять итоговый и Коммуникативные допускать возможность | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведении; | § 1 | ||
3 | Свойства живого | Свойства живого: обмен веществ, раздражимость рост, размножение, развитие. Органы. Организм – единое целое | Комбинирован- ный | Работать с рисунками учебника как источниками информации. Составлять рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы. | Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. | Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные1)осуществлять синтез как составление целого из частей; 2)устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные допускать возможность | 1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая 2)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | § 2 | ||
4 | Методы изучения природы | Основные методы: наблюдение, описание, измерение, экспериментмоделирование сравнение. | Комбинирован-ный | Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах. | Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. | Регулятивные 1)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; 2)адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования Коммуникативные строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения | учебно-познавательный интерес к | § 3 | ||
5 | Увеличительные приборы | Лупа, микроскоп. Строение микроскопа. Работа с микроскопом | Л/р №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Умение работать с лабораторным оборудованием, увеличительными приборами. | Применять на практике умение работать с увеличительными приборами | Регулятивные: 1)следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; 2)осуществлять итоговый и пошаговый контроль по Познавательные проводить сравнение, Коммуникативные учитывать другое мнение и | ориентация на понимание причин | § 4 | ||
6 | Строение клетки. Ткани. | Клетка - основная структурная единица организма растения. Оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль, включения, движение цитоплазмы Особенности животных и растительных тканей. | Лабора-торная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Приготовление микропрепаратов. | Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляет-ся | § 5 | ||
7 | Химический состав клетки | Неорганические и органические вещества. Роль неорганических и органических веществ. | Комбинирован-ный | групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки. | Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляет-ся. | § 6 | ||
8 | Процессы жизнедеятельнос- ти | Рост, деление, дыхание, питание. Обмен веществ и размножение – главные процессы жизнедеятельности клетки. Клетка – структурная единица живого организма | Комбинирован-ный | Доказывать, что размножение – общее свойство всего живого. Давать определение понятию «размножение». Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. | Характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные строить монологическое | Ориентация на понимание причин | § 7 | ||
9 | Систематизация знаний | урок-обобщение | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | Стр 33 | |||
3. Многообразие живых организмов (11) | ||||||||||
10 | Царства живой природы | Классификация, систематика. Основные царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Вирусы – неклеточная форма жизни. Вид – единица классификации | урок-изучения нового | Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения, использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены | Определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение | Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | § 8 | ||
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | Бактерии как древнейшая группа живых организмовПрокариоты, эукариоты. Автотрофы гетеротрофыОтличие клеток бактерий от клеток растений. Питание. Дыхание бактерий. | Комбинирован-ный | По рисунку учебника определить отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания | Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания | Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | § 9 | ||
12 | Значение бактерий в природе и для человека | Распространение, значение. Клубеньковые бактерии, симбиоз. | Комбинирован-ный | Решение учебно-познавательных задач по изучению способов питания бактерий | Характеризовать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесбере-гающего поведения | § 10 | ||
13 | Растения | Корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосеменные | Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строе-нием растений» | Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы | Комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее Познавательные 1) самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия | осознание своей гражданской | § 11 | ||
14 | Животные | Основные свойства животных. Одноклеточные или простейшие, многоклеточные. Влияние природы на животных | Лабораторная работа №4 « Наблюдение за передви-жением живот-ных» | Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. | Проводить наблюдение за объектами живой природы. | Регулятивные: 1)следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; 2)осуществлять итоговый и Познавательные проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Самоопределе-ние, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | § 12 | ||
15 | Значение растений и животных в природе и для человека | Значение растений и животных в природе и для человека | Комбинирован-ный | Выделять существенные признаки растений и животных. Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах. | Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. | Регулятивные: Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. Коммуникативные Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. | § 11, 12 | ||
16 | Грибы | Грибы, как отдельная группа живых организмов. Питание, дыхание грибов. Распространение Грибница, гифы, плодовое тело, грибокорень. | Комбинирован-ный | По рисунку учебника определить отличия в строении грибного и растительного организмов. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. | Характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники | Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные 1)задавать вопросы; 2)контролировать действия партнера | Самоопределе-ние, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | §13 | ||
17 | Многообразие и значение грибов | Грибы съедобные, ядовитые, плесневые, паразиты. Значение грибов для человека. Антибиотик. | Комбинирован-ный | Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о грибах, приобретённые в повседневной жизни | различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. | § 14 | ||
18 | Лишайники | Лишайники, их разнообра-зие, особенности Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников | Комбинирован-ный | Использовать свои знания о грибах и водорослях. Объяснять особенности размножения растений частями тела на примере лишайников | Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения | учебно-познавательный интерес к | § 15 | ||
19 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | Значение живых организмов в природе и жизни человека. Биологическое разнообразие. | Комбинирован-ный | Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. Приводить примеры, использовать информацию, полученную из дополнительной литературы. | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей | § 16 | ||
20 | Систематизация знаний | урок-обобщение | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | Стр 73 | |||
4. Жизнь организмов на планете Земля (8) | ||||||||||
21 | Среды жизни планеты Земля | Среда обитания и условия существованияВзаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружаю-щей их средой. | урок-изучения нового | Работать с рисунками учебника, уметь сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания | Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные: Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками. | § 17 | ||
22 | Экологические факторы среды | Абиотичес-кие, биотические антропоген-ные факторы | Комбинирован-ный | Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. | Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. | Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения Коммуникативные слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся | §18 | ||
23 | Приспособления организмов к жизни в природе | Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса | Комбинирован-ный | Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. | приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | Регулятивные: различать способ и результат действия Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | § 19 | ||
24 | Природные сообщества | Природное сообщество - биосистема, его разновидности. Пищевая цепь, круговорот веществ в природе. Производители потребители, разлагатели. | Комбинирован-ный | Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. | Выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, срав-нивать, обобщать и делать вы-воды Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. | § 20 | ||
25 | Природные зоны России | Многообра-зие природных зон: тундра, тайга, степь, широколиственный лес. Обитатели природных зон, приспособления к жизни в определен-ных условиях. | Комбинирован-ный | Умение работать с текстом. Определять роль в природе различных групп организмов; приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч.в ситуации столкновения интересов | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | § 21 | ||
26 | Жизнь организмов на разных материках | Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды. | Комбинирован-ный | Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации | Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | широкая мотивационная основа | § 22 | ||
27 | Жизнь организмов в морях и океанах | Прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы. Планктон. Обитатели глубин. | Комбинирован-ный | Объяснять значение пищи как источника энергии. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Регулятивные: выполнять учебные действия в Познавательные осуществлять поиск необходимой Коммуникативныедоговариваться и приходить | Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы. | § 23 | ||
28 | Систематизация знаний | урок-обобще-ние | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательныеспособствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | Стр 104 | |||
5. Человек на планете Земля (7) | ||||||||||
29 | Как появился человек на Земле | Австралопитек человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец. Деятельность человека в природе. | урок-изучения нового | находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | Регулятивные:постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательныевыдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | осознание своей гражданской | § 24 | ||
30 | Как человек изменял природу | История влияния человека на природу. Осознание человека своего влияния на природу. Лесопосадки. | Комбини-рованный | Осознание своего влияния на природу. Формулировать проблему и предлагать пути её решения | Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера Познавательныепомочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала Коммуникативныевладение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки | § 25 | ||
31 | Важность охраны живого мира планеты | Угроза для жизни. Животные, истребленные человеком. Заповедни-ки, заказники. | Комбини-рованный | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не | принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесбере-гающего поведении | § 26 | ||
32 | Сохраним богатство живого мира | Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения на отдыхе. Красная книга. | Комбини-рованный | Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно-познавательных задач по проблеме спасения природы | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. | Регулятивные: планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей | § 27 | ||
33 | Систематизация и обобщение знаний | урок-обобще-ние | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательныеспособствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обоб-щать и делать выводы Коммуникативные 1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | Стр 120 | |||
34 | Задания на лето | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не | способность к самооценке на основе | Стр 123 | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно тематическое планирование учебного материала, для спец.группы.Програ спец. группы.Программа по настольному теннису.Программа по баскетболу
В специальной медицинской группе должно быть не меньше 12 человек. 5-8 класс и 9-11класс.(Две возрастные групы)...
Календарно тематическое планирование учебного материала по биологии в 5 классах
Пояснительная запискаКурс природоведение в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является проведенческим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической ге...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование учебного материала по математике
математика 5 - 6 классы, алгебра и геометрия 7 - 9 классы...
Календарно – тематическое планирование учебного материала по предмету биология 6 класс
Календарно – тематическое планирование учебного материала по предмету биология 6 класс на 2014/2015учебный год (72 часа)...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 9 класса ФГОС по программе В.Я.Коровиной
КТП по литературе для 9 класса составлено из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год....
Календарно-тематическое планирование учебного материала по русскому языку для 9 класса ФГОС по программе Т.А.Ладыженской
Рабочая программа для учителей русского языка...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 8 класса ФГОС по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа для учителей литературы...