Календарно – тематическое планирование учебного материала по предмету биология 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Календарно – тематическое планирование учебного материала по предмету биология 6 класс на 2014/2015учебный год (72 часа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование учебного материала
по предмету биология 6 класс
на 2014/2015учебный год
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание | Д/з | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
Раздел 1.Строение и свойства живых организмов. 22 (часа) | |||||||
1-2 | Основные свойства живых организмов. | 2 | Комбинированный урок | Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. | § 1 | ||
3 | Химический состав клеток | 1 | Урок изучения нового материала | Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. | § 2 | ||
4 | Лабораторные работы | 1 | Практикум | Определение физических свойств белков, жиров, углеводов. | Стр. 17 | ||
5 | Строение растительной и животной клеток. | 1 | Урок изучения нового материала | Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. | § 3 | ||
6 | Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)». | 1 | Практикум | Клеточные структуры и их значение | Стр. 24 | ||
7-8 | Деление клетки. | 2 | Комбинированный урок | Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение. | § 4 | ||
9 | Ткани растений. Лабораторная работа. «Ткани растительных организмов». | 1 | Комбинированный урок | Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. | § 5 стр.29-31 | ||
10 | Ткани животных. Лабораторная работа. «Ткани животных организмов». | 1 | Комбинированный урок | Типы тканей животных организмов, их строение и функции. | § 5 стр. 33-35 | ||
11-12 | Органы и системы органов. Лабораторная работа «Строение корневых систем» | 2 | Комбинированный урок | Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. | § 6 стр. 36-38 | ||
13-14 | Органы и системы органов. Лабораторная работа «Строение почек» | 2 | Комбинированный урок | Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. | § 6 стр. 39-40 | ||
15-16 | Органы и системы органов. Лабораторная работа «Сухие и сочные плоды» | 2 | Комбинированный урок | Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. | § 6 стр. 41-44 | ||
17-18 | Органы и системы органов. Лабораторная работа «Строение семян» | 2 | Комбинированный урок | Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения. | § 6 стр. 46-49 | ||
19 | Тестирование по теме «Органы и системы органов» | 1 | Тест | Основные органы растения; системы органов животных. | |||
20 | Обобщающее повторение по теме «Органы и системы органов» | 1 | Комбинированный урок | Основные органы растения; системы органов животных. | § 6 | ||
21-22 | Растения и животные как целостные организмы. | 2 | Урок изучения нового материала | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда. | § 7-9 | ||
Раздел 2.Жизнедеятельность организма. 36 (часов) | |||||||
23-24 | Питание и пищеварение. | 2 | Комбинированный урок | Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). | § 10 стр. 62-67 | ||
25-27 | Питание и пищеварение. | 3 | Комбинированный урок | Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. | § 10 стр. 68-71 | ||
28-30 | Питание и пищеварение. | 3 | Комбинированный урок | Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | § 10 стр. 72 | ||
31-33 | Дыхание. | 3 | Комбинированный урок | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. | § 11 | ||
34-36 | Передвижение веществ в организме. | 3 | Комбинированный урок | Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови). | § 12 | ||
37 | Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | 1 | Практикум | Перенос веществ в организме. | § 12 стр. 83 | ||
38-41 | Выделение. | 4 | Комбинированный урок | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. | § 13-14 | ||
42 | Опорные системы | 1 | Урок изучения нового материала | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. | § 15 | ||
43 | Лабораторная работа. «Разнообразие опорных систем животных». | 1 | Практикум | Опорные системы животных. | § 15 стр. 102 | ||
44 | Движение. Лабораторная работа «Движение инфузории туфельки». | 1 | Комбинированный урок | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. | § 16 | ||
45 | Движение. Лабораторная работа «Перемещение дождевого червя». | 1 | Комбинированный урок | Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. | § 16 стр. 113 | ||
46-49 | Регуляция процессов жизнедеятельности. | 4 | Комбинированный урок | Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений. | § 17 | ||
50 | Тестирование по теме «Регуляция процессов жизнедеятельности.» | 1 | Тесты. | Определения терминов «раздражимость», «рефлекс», «инстинкт»;роль эндокринной системы. | § 17 стр. 126 | ||
51-53 | Размножение | 3 | Комбинированный урок | Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | § 18 | ||
54 | Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1 | Практикум | Вегетативное размножение комнатных растений | § 18 стр. 132 | ||
55-57 | Рост и развитие | 3 | Комбинированный урок | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. | § 19-22 | ||
58 | Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале). | 1 | Практикум | Прямое и непрямое развитие насекомых | § 23 | ||
59 | Обобщающее повторение по теме «Жизнедеятельность организмов» | 1 | Систематизация, обобщение и закрепление знаний | Жизнедеятельность организмов | |||
Раздел 3.Организм и среда. 4 (часа) | |||||||
60-61 | Среда обитания. Факторы среды | 2 | Комбинированный урок | Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов. | § 24 | ||
62-63 | Природные сообщества | 2 | Комбинированный урок | Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. | § 25-26 | ||
64 | Обобщающее повторение по теме «Организмы и среда. Природные сообщества» | 1 | Систематизация, обобщение и закрепление знаний | Организмы и среда. Природные сообщества | |||
65 | Экскурсия «Природное сообщество леса» | 1 | |||||
66 | Экскурсия «Природное сообщество пруда» | 1 | |||||
67 | Экскурсия «Природное сообщество луга» | 1 | |||||
68 | Реферат – Презентация « Природное сообщество» | 1 | Практикум | ||||
69 | Итоговая контрольная работа | 1 | Тесты | ||||
70 | Анализ итоговой контрольной работы. Основные понятия курса | 1 |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебник «БИОЛОГИЯ» для 6 класса входит в состав учебно-методического комплекта (УМК) по биологии для учеников 6 – 9 классов общеобразовательной школы. В его концепции заложены научность, гуманизм, историзм, связь биологии с другими отраслями знания, системно-структурный подход к обучению биологии. Он последовательно формирует у учащихся основополагающие биологические и экологические понятия, закладывает представление о живом и об общих признаках жизни.
В состав УМК для каждого класса входят:
Учебник биологии.
Рабочая тетрадь для учащихся.
Методическое пособие для учителя.
Набор электронных приложений на компакт-диске «Электронные материалы к урокам биологии».
Книга для дополнительного чтения по биологии.
Перечисленные издания находятся в редакционной подготовке и составляют первую часть полной «линейки» УМК, обеспечивающего изучение курса биологии с 6 по 9 класс.
Данный УМК ориентируется на Базисный учебный план (федеральный компонент) общеобразовательной школы 2004 г., стандарты основного общего образования по биологии.
В школьном образовании на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления. Достижения биологической науки и изменения в окружающем мире предъявляют к школьному биологическому образованию требование сформировать у подрастающего поколения биологическую грамотность, экологическую культуру.
Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Биология» изучается в 6 классе в объеме 35 учебных часов. На эту минимальную траекторию обучения и рассчитан объем учебника «Биология» для 6 класса.
Данный курс является вводным в систему биологических знаний и знакомит учащихся с систематикой, признаками и разнообразием живого мира и дает представление об основных царствах живых организмов: животных, растениях, грибах, бактериях. Формирует навыки выполнения практических работ, закладывает основы формирования межпредметных связей.
Базисный учебный план предполагает, что для изучения биологии в 6 классе отводится 35 учебных часов (федеральный минимум). Для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов рекомендуется использовать дополнительные часы на биологию из регионального компонента. Учебник рассчитан на использование в рамках двух траекторий обучения: минимальной (35 часов) и с дополнительным использованием регионального компонента (всего 70 часов вместе с федеральным компонентом Базисного учебного плана). В соответствие с этим разработана структура учебника, включающая основной текст (рассчитан на минимальную траекторию обучения) идополнительные материалы (изучаются по выбору учителя в случае выделения дополнительных часов на биологию). Разнообразие дополнительных материалов позволяет также выстраивать индивидуальную траекторию обучения с учетом особенностей учащихся.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- овладение знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
- формирование системы знаний об основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы;
- гигиеническое и экологическое воспитание;
- усиление междисциплинарных связей в школьном образовании;
- пропедевтика понятий основного курса биологии;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
- развитие личности учащихся, стремление к применению биологических знаний на практике, к участию в трудовой деятельности в области сельского хозяйства, охраны природы.
В основу курса биологии для 6 класса положены следующие идеи:
- целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса биологии. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 7–9 кл. (основной курс);
- дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения биологии: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
- научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
- практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках биологии, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных лабораторных работ и проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
- развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области биологии, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
Структура учебника
Согласно концепции авторов, учебник «БИОЛОГИЯ» для 6 класса представляет собой информационно-открытую систему, предназначенную для творческого использования учителем. Текст делится на основной (обязательный для изучения) и дополнительный, который включает краткие комментарии к основному тексту, материал для дополнительного чтения, вопросы по ходу основного текста. Дополнительный текст используется по выбору учителя в случаях, когда на изучение биологии выделены дополнительные часы и регионального компонента.
Вопросы по ходу текста и комментарии несут разнообразную методическую нагрузку. Они расширяют кругозор учащихся, показывают межпредметные связи (биологии с другими науками). Ответы на вопросы по ходу основного текста требуют от ученика творческого подхода, выхода за информационные рамки учебника. Для ответа на творческие вопросы учащиеся должны уметь обращаться к справочным (в том числе – электронным) материалам и базам данных, читать дополнительную литературу (например, «Книгу для дополнительного чтения по биологии» для 6 класса), развивать логическое мышление. Именно такой подход соответствует авторской концепции учебника как информационно-открытой среды. Учащиеся должны осознавать, что за пределами учебников содержится большой массив важной биологической информации, уметь привлекать ее для ответов на вопросы и для обсуждения изучаемой темы.
В конце каждого параграфа дано краткое содержание, которое может служить как для первичного закрепления материала, так и для быстрого повторения параграфа в дальнейшем. Краткое содержание является вспомогательным материалом, облегчающим работу учащихся с учебником. На уроках оно используется по выбору учителя.
Вопросы в конце параграфа ориентированы как на первичное закрепление знаний, так и на сравнение аналогичных биологических явлений в разных систематических группах организмов. Вопросы повышенной сложности выделены звездочками.
В конце параграфа даны рекомендуемые лабораторные работы. Особенностью лабораторных работ является вариативность: в зависимости от местных условий учитель может выбирать вариант проведения той или иной лабораторной работы. Например, лабораторную работу «Размножение комнатных растений» авторы предлагают проводить в одном из вариантов: «Размножение комнатных растений черенками», «Проведение прививки комнатных растений», «Размножение традесканции отводками» и т.д. Методика проведения лабораторных работ будет отражена в «Методическом пособии для учителя» и в «Рабочей тетради».
Содержание тем учебного курса
РАЗДЕЛ 1
Строение и свойства живых организмов (22 часов).
Тема 1.1
Основные свойства живых организмов (2 час)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2
Химический состав клеток (тема изучается по усмотрению учителя) (2 час)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
■ Лабораторные работы
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Должны: знать, какие вещества входят в состав клеток.
Тема 1.3
Строение растительной и животной клеток (2 часа)
Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.
Различия в строении растительной и животной клеток.
■ Лабораторные и практические работы
Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)*.
Должны: называть клеточные структуры и их значение; давать определение «клетка»
Тема 1.4
Деление клетки (2 часа)
Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.
■ Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растенийю.
Тема 1.5
Ткани растений и животных (2 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
■ Лабораторная работа
Ткани живых организмов*.
Должны: распознавать и описывать строение и функции тканей растений и животных;
давать определение термину ткань.
Тема 1.6
Органы и системы органов (10 часа)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.
Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.
Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю.
Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.
Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
■ Лабораторная работа
Изучение органов цветкового растения.
Распознавание органов у растений и животных*.
Должны : распознавать и описывать основные органы растения; знать системы органов животных.
Тема 1.7
Растения и животные как целостные организмы (2 час)
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.
Должны: называть признаки взаимосвязи органов.
доказывать, что живые организмы – биосистема.
РАЗДЕЛ 2
Жизнедеятельность организма (36 часа)
Тема 2.1
Питание и пищеварение (8 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).
Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
■ Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.
Должны: описывать механизмы питания животных и растений.
Тема 2.2 Дыхание (3 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
■ Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Должны: выделять приспособления растений для дыхания; сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания;знать разнообразие дыхательных систем животных.
Тема 2.3
Передвижение веществ в организме (4 часа)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.
Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.
Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
■ Практическая работа
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю*.
■ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.
Тема 2.4 Выделение (4 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Должны: описывать механизмы выделительных процессов у живых организмов.
Тема 2.5
Опорные системы (2 часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
■ Лабораторная работа
Разнообразие опорных систем животных.
■ Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Должны: перечислять опорные системы живых организмов, их строение и функции.
Тема 2.6 Движение (2 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
■ Лабораторные и практические работы.
Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7
Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часа)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
■ Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей нервных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.
Должны: давать определения терминам «раздражимость», «рефлекс», «инстинкт»;знать роль эндокринной системы.
Тема 2.8 Размножение (4 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
■ Практическая работа
Вегетативное размножение комнатных растений*.
■ Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.
Должны: описывать процессы опыления и оплодотворения цветковых растений.
Выделять отличительные особенности полового и бесполого размножени1.
Отличать оплодотворение от опыления.
Тема 2.9
Рост и развитие(4 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практические работы
Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)*.
■ Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.
Должны: распознавать и описывать по рисунку стадии развития растения и животных,их последовательность.
Выделять различия между процессами роста и развития.
Приводить примеры гибели растений от влияния условии среды.
РАЗДЕЛ 3
Организм и среда (4 часа)
Тема 3.1
Среда обитания. Факторы среды (2 час)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.
■ Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2
Природные сообщества (2 час)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
■ Демонстрация моделей экологических систем.
Должны: называть основные типы природных сообществ.
Приводить примеры естественных сообществ.
Описывать видовой состав природных сообществ.
Объяснять, почему растения считаются основой круговорота веществ.
Демонстрации:
- Классификация организмов
- Строение растительной клетки
- Ткани, органы растительного организма (на примере покрытосеменных)
- Строение и многообразие бактерий
- Строение шляпочного гриба
- Многообразие грибов
- Грибы – паразиты
- Ткани, органы, системы органов организма животного (на примере млекопитающего)
- Животные – возбудители и переносчики заболеваний
- Строение вируса
- Результатов опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.
- Результатов опытов, иллюстрирующих наличие в составе растений минеральных и органических веществ.
Лабораторные и практические работы:
- Наблюдение за ростом и развитием растений и животных.
- Наблюдение за сезонными изменениями в жизни растений и животных.
- Опыты по изучению состава почвы.
- Изучение органов цветкового растения
- Выявление роли света и воды в жизни растений
- Размножение комнатных растений
- Изучение строения плесневых грибов
- Распознавание съедобных и ядовитых грибов
- Изучение внешнего строения млекопитающего
- Изучение внутреннего строения млекопитающего
- Наблюдение за поведением животных
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и наиболее распространенных животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации и находить: в тексте учебника – отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках –значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; ВИЧ-инфекцией,
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Теоретические сведения, содержащиеся в учебнике, сопровождаются развернутой системой вопросов, позволяющих закрепить изучаемый материал, задействовать имеющийся жизненный опыт школьников и знания, получаемые ими при изучении других предметов. Такая структура представления учебного материала позволяет каждому ученику выбрать индивидуальную траекторию обучения, реализовать свои потребности, возможности и желания по широте и глубине освоения данного предмета; она формирует умение выбирать и отвечать за свой выбор; способствует развитию навыков поиска и использования информации.
Учебно – тематический план.
Тема урока | Кол-во часов |
Раздел 1.Строение и свойства живых организмов. | 22 |
Тема 1.1.Основные свойства живых организмов. | 2 |
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов | |
Тема 1.2. Химический состав клеток | 2 |
Тема 1.3.Строение растительной и животной клеток. | 2 |
Клетка – элементарная единица живого.безъядерные и ядерные клетки. | |
Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов» | |
Тема 1.4. Деление клетки. | 2 |
Тема 1.5. Ткани растений и животных | 2 |
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. | |
Лабораторная работа «Ткани живых организмов | |
Тема 1.6. Органы и системы органов. | 10 |
Понятие «орган». Лабораторная работа «распознавание органов у растений и животных». | |
Строение и значение корневых систем. | |
Строение побега. | |
Системы органов животного организма. | |
Тема 1.7.Растения и животные как целостные организмы. | 2 |
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. | |
Раздел 2.Жизнедеятельность организма. | 36 |
Тема 2.1.Питание и пищеварение. | 8 |
Сущность понятия «питания».Особенности питания растительного организма. | |
Воздушное питание. | |
Особенности питания животных. | |
Пищеварение и его значение. | |
Тема 2.2.Дыхание. | 3 |
Дыхание растений. | |
Дыхание животных. | |
Тема 2.3 Передвижение веществ в организме. | 4 |
Передвижение веществ в растении. Практическая работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». | |
Особенности переноса веществ в организмах животных. | |
Тема 2.4 Выделение. | 4 |
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов.Выделение у растений. | |
Выделение у животных. | |
Тема 2.5 Опорные системы | 2 |
Опорные системы растений. | |
Лабораторная работа «Разнообразие опорных систем животных». | |
Тема 2.6.Движение | 2 |
Движение как важнейшая особенность животных организмов. | |
Механизмы , обеспечивающие движение живых организмов. Лабораторная работа «Перемещение дождевого червя» | |
Тема 2.7.Регуляция процессов жизнедеятельности. | 5 |
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. | |
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | |
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. | |
Тема 2.8.Размножение | 4 |
Виды размножения.Бесполоеразмножение животных. | |
Бесполое размножение растений.Практическая работа «Вегетативное размножение комнатных растений» | |
Половое размножение. | |
Тема 2.9 Рост и развитие | 4 |
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. | |
Условия прорастания семян.Питание и рост проростков. | |
Особенности развития животных организмов. Лабораторная работа «Прямое и непрямое развитие насекомых» | |
Раздел 3.Организм и среда. | 4 |
Тема 3.1.Среда обитания. Факторы среды | 2 |
Влияние факторов неживой природы на живые организмы. | |
Тема 3.2Природные сообщества | 2 |
Природное сообщество и экосистема. |
Перечень учебно-методического обеспечения (литература).
- Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе. – М.: Дрофа, 2005. – 156с.
- Айзек Азимов. Краткая история биологии. От алхимии до генетики. Пре. с англ. - М: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 98с.
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
- Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) - М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5 за знания», 2006.- 112с.
- Природоведение. Биология. Экология: 5- 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. -176с.
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно тематическое планирование учебного материала по биологии в 5 классах
Пояснительная запискаКурс природоведение в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является проведенческим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической ге...
Календарно-тематическое планирование учебного материала во 2 классе
Календарно-тематическое планирование учебного материала во 2 классе по учебнику "Английский в фокусе" 2 класс (ФГОС)....
Календарно тематическое планирование учебного материала в 6 классе по «Spotlight» Ваулина Ю.Е., Дули Дж.с УУД
КТП составлен по всем требованиям с УУД...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование учебной программы ОБЖ 9 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ планирование учебной программы ОБЖ 9 класс...
Рабачая программа и календарно- тематическое планирование учебного материала по биологии. 5 кл. ( 34ч)
Рабочая программа и ктп по биологии для 5 класса.( конц) Базовый учебник: Предметная линия учебников изд. " Вентана- Граф" 5-9 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Математика». 5 класс
Математика. 5 класс...
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Математика». 6 класс
Математика. 6 класс...