Опыт интеграции детей с множественными нарушениями в развитии в среду учащихся с легкой степенью умственной отсталости средствами игры и игротерапии.
статья по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_nauchno-prakticheskoy_konferentsii.docx | 25.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья для научно-практической конференции: “Междисциплинарный подход в сопровождении детей с множественными нарушениями развития.
17.04.2014
Докладчик: педагог-психолог Быстрова Е. И.
Тема: опыт интеграции детей с множественными нарушениями в развитии в среду учащихся с легкой степенью умственной отсталости средствами игры и игротерапии.
В нашей школе накоплен большой опыт по включению детей с различными степенями дефекта в систему общешкольной работы, по использованию различных педагогических и коррекционных технологий, позволяющих каждому ученику раскрыть свои индивидуальные возможности.
Коллектив школы работает над проектом по теме: «Инклюзивное образование в пространстве коррекционной школы».
Одним из направлений этой работы является включение детей с множественными нарушениями в развитии в среду учащихся с легкой степенью умственной отсталости средствами игровой деятельности, что влечет за собой их успешную социализацию в жизнь.
Введение предмета «Игра и игротерапия» в коррекционный процесс школы VIII вида направлено на развитие социального опыта, коррекцию когнитивной и эмоциональной сферы учащихся, на сохранение здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Игротерапия выполняет функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. Она служит дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает школьникам наиболее эффективно использовать свои способности к учению.
Мной разработана авторская программа по «Игре и игротерапии», которая утверждена на кафедре специальной (коррекционной) педагогики в АППО.
Цель программы – социальная адаптация и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами игры и игротерапии.
Программа включает три взаимосвязанных и последовательных направления работы:
- Развитие эмоций
- Формирование навыков общения
- Развитие психических процессов.
Работа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.
В своей работе я использую методы обучения:
- игротерапию,
- психо-гимнастику
- арт-терапию
- телесную терапию
- сказкотерапи
- социальную терапию
- релаксационные технологии и др.
Работа по программе предполагает использование разнообразного наглядного и игрового материала: таблиц, рисунков, предметных и сюжетных картинок; дидактических и развивающих игр; всевозможных игрушек; разных видов театров: пальчикового, настольного, би-ба- бо, масок животных и др.
Форма проведения: групповая и индивидуальная.
Основная идея, которую я призвана донести до сознания учащихся в ходе работы по своей программе, определяется золотым правилом:
поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.
Программа рассчитана на детей с легкой степенью умственной отсталости, но ввиду того, что в нашей школе обучаются воспитанники ДДИ №4, №5, количество детей с множественными нарушениями в развитии с каждым годом увеличивается, я включаю этих воспитанников, а также учеников классов «Особый ребенок», в свои занятия и уроки.
Прежде чем приступить к работе с такими детьми, я провела оценку уровня их развития. Позволило мне это сделать консультирование с учителями, воспитателями, родителями, а также я ознакомилась с картами индивидуального развития каждого ребенка. Мониторинг необходимо для того, чтобы правильно выбрать стратегию работы с ребенком с различными по степени выраженности и сложности дефектом умственного развития, гибко подойти к определению чему его следует учить, т.е. определить «зону ближайшего развития».
Полученные результаты выявили не только проблемы, которые имеются у каждого ребенка, но и те достижения, отталкиваясь от которых можно преодолеть большинство трудностей.
К, сожалению, интегрировать к занятиям по игре и игротерапии всех воспитанников не представляется возможным, в силу их психофизических возможностей. В связи с этим я разработала критерии:
- Степень сложности потребностей ребенка ( уровень развития);
- степень коммуникативности (реагирование на говорящих с ним людей, умение выразить свое желание, использование жестов и мимики)
- индивидуальные поведенческие особенности
Свою работу я построила по трем направлениям:
- Ознакомление с окружающим миром
Цель: формирование целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о труде взрослых
- Театральная деятельность
Цель: развитие речи и коммуникативных способностей средствами выразительности (интонация, мимика, пантомима)
- Расширение знаний о социальном мире
Цель: формирование навыков и умений гуманного взаимодействия со сверстниками (слайд 5)
Перед собой я поставила следующие задачи:
- Компенсация нарушений в интеллектуальной, моторной и эмоциональной сфере.
- Изменение окружения детей с множественными нарушениями развития – пребывание не только с такими же, как он, а говорящими и способными оказать помощь в игре сверстниками.
- Приобретение ребенком определенного социального опыта, включение его вместе с другими детьми в игровую деятельность, обучение его разнообразным игровым навыкам.
Учитывая разный контингент обучающихся и необходимость решать задачи интеграции различных детей, я использую многочисленные формы работы. Провожу комбинированные и интегрированные занятия, в которых участвуют дети с различными проблемами в развитии, в них проводится тренировка познавательной деятельности (задания подбираются с учетом различных возможностей, но в рамках одной тематики).
Занятия с детьми я провожу в русле арт-терапии, игр-драматизаций, игр-инсценировок, тренингов, театрализованных постановок.
Но если в группу включены дети со сложным дефектом, то делаю упор на сказкотерапию, ролевые игры, спортивные, подвижные и хороводные игры.
Со старшими школьниками я провожу занятия – тренинги, направленные на профориентацию, провожу беседы и проигрывание трудных жизненных ситуаций.
Тематика групповых занятий затрагивает общечеловеческие ценности: добро - зло, правда - ложь, дом, семья, родители, счастье, любовь, толерантность, успех, взаимопомощь, жизненные цели и др.
Очень важно создать для всех детей, занимающихся вместе, ситуацию успеха, активности, равноправия.
Вместе со своими учениками участвую во всех общешкольных мероприятиях, праздниках: «Новый год», «8 Марта», Широкая масленица», «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки», «Спортивные старты» и др. В таких веселых и творческих делах успешно проявляют себя как учащееся с легкими, так и дети с более серьёзными проблемами в развитии. Ребятам удается почувствовать значимость каждого из участников, обучиться взаимопомощи, почувствовать себя членом коллектива, а не просто зрителем.
Мы стремимся к тому, чтобы ученики чувствовали себя единым школьным сообществом, чтоб ни у кого не возникло антипатии или отторжения при общении с ребенком, имеющем специфические особенности внешности или явно выраженный дефект развития. Дети и подростки становятся более терпимыми к тем, кто в силу психофизических особенностей отличается от остальных.
Психо-коррекционный эффект игротерапевтического воздействия на ребенка обеспечивается тем, что вся работа идет на положительном эмоциональном настрое с максимально положительной поддержкой со стороны учителя, с воздействием на все органы чувств, строго учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.
Уже позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны учителем для конкретного ребенка здесь и сейчас, либо за определенный период.
Я считаю, что мне удалось наладить контакт с детьми с множественными нарушениями в развитии, достичь поставленных целей. Эти дети с удовольствием обучаются, получают своевременную помощь по коррекции индивидуальных особенностей развития, а самое главное эффективно взаимодействуют с окружающими, оказывают помощь друг другу, и чувствуют себя вполне комфортно.
Конечно, в моей работе встречается еще очень много острых углов, трудностей, несовершенств, но, я думаю, что в конечном итоге мои усилия и огромный труд моих коллег приведут к значительным положительным сдвигам в развитии каждого ребенка, и окажут полезное влияние на его дальнейшую судьбу и жизнь в социуме.
Своё выступление хочу закончить словами: «Интеграция – это встречное движение общества и лиц с проблемами в развитии навстречу друг другу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Опыт социализации и элементарного трудового обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в Городецкой (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
В докладе показаны направления работы по социализации детей с глубокой умственной отсталостью; описана работа по профилю"Озеленитель"....
Статья:«Работа с пластилином как средство развития формообразующих движений у школьников с умственной отсталостью»
В данной статье подробно раскрыты виды и приёмы работы с пластилином....
Развитие познавательной активности дошкольника с умственной отсталостью средствами дидактической игры
В основе теории развивающего обучения положено понятие деятельности. Именно деятельность определяет самостоятельность и ответственность ребёнка в собственном развитии и даёт возможность педагогу отчёт...
Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для учащихся с умеренной умственной отсталостью
Программа по предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»для учащихся с умеренной умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренно...
Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме: «Пути повышения эффективности учебного процесса по развитию коммуникативных функций учащихся с умеренной умственной отсталостью»
Изучение опыта работы российских и зарубежных специалистов по теме:«Пути повышения эффективности учебного процесса по развитиюкоммуникативных функции учащихся с умеренной умственнойотсталостью&r...
Развитие функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью, средствами педагогических технологий.
В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности....
Педагогический опыт "Игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)"
В опыте описаны игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость....