Педагогический опыт "Игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)"
материал
В опыте описаны игровые технологии развития математических способностей младших подростков , имеющих умственную отсталость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_e.m._eliseevoy.doc | 1018 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Владимирской области «Мстерская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
Педагогический опыт
Игровые технологии развития математических способностей младших подростков, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)
Учитель
высшей квалификационной категории
Елисеева Елена Михайловна
Владимир 2023
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
№ | стр. | |
1 | Условия возникновения опыта | 3 |
2 | Актуальность и перспективность опыта | 3 |
3 | Практическая значимость опыта | 4 |
4 | Ведущая педагогическая идея опыта | 4 |
5 | Теоретическая база опыта | 4 |
6 | Технология опыта | 6 |
7 | Результативность опыта | 9 |
8 | Адресная направленность | 14 |
8 | Литература | 14 |
9 | Приложения | 15 |
- УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПЫТА
Наиболее трудным учебным предметом для обучающихся, поступающих в специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат в младшем подростковом возрасте и имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) становится математика. Такие обучающиеся чаще всего не успевали в массовой общеобразовательной школе именно по математике, потому что в условиях массовой школы они не научились преодолевать трудности, возникающие в процессе учебных занятий. Ребята плохо выполняли учебную работу, получали низкие оценки, поэтому их интерес к математике снизился, математика стала нелюбимым предметом.
Игровые технологии, на наш взгляд, являются ценным средством развития математических способностей, воспитания умственной активности детей, они активизируют психические процессы, вызывают у обучающихся живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
- АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА
Проводя уроки математики в классах начального и среднего звена, мы столкнулись с трудностями, возникающими у обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения): снижены учебная мотивация к урокам математики, уровень качества ЗУНов, уровень развития способности классифицировать, обобщать, уровень способности к оперированию числовой и знаковой символикой, а также уровень способности к пространственным представлениям. Математика в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате решает важные задачи обучения младших подростков с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и специфических личностных качеств, а также является одним из средств социальной адаптации обучающихся. Поэтому математическое образование должно быть направлено, прежде всего, на развитие у обучающихся элементарных мыслительных операций, которые позволили бы им не только успешно использовать приобретенные знания, умения, навыки, но и самостоятельно добывать новые.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОПЫТА
Опыт содержит разработки уроков с использованием игровых форм, приёмов, заданий, направленных на формирование и развитие математических способностей обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), дидактические игры, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, которыми мы хотим поделиться.
- ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Оптимальное сочетание различных игровых технологий, позволяющих возбуждать познавательный интерес, формировать положительное отношение к математике, является условием для успешного формирования и развития математических способностей у обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. В.А. Крутецкий в своей книге «Психология математических способностей» различает следующие способности (компоненты математических способностей):
• способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
• способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
• способность к последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
• способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
• способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
• гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
• математическая память, характерные особенности которой также вытекают из особенностей математической науки, это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
• способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Наблюдения и специальные исследования В.Г. Петровой показывают, что именно эти компоненты, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у обучающихся, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), развиты чрезвычайно слабо.
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задачи и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность». А.И. Сорокина подчеркивает, что дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение и углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательных интересов, на развитие познавательных способностей.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Целью нашего опыта является решение проблемы развития математических способностей обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения). В соответствии с целью нами были поставлены задачи:
1. Рассмотреть компоненты математических способностей применительно к младшим подросткам с нарушениями интеллекта.
2. Разработать систему заданий на развитие приемов умственных действий средствами дидактических игр.
3. Развивать познавательную активность обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната.
4. Включать обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) в творческую деятельность, развивать математическую речь.
5. Создавать на уроках благоприятную эмоциональную среду, интересную для обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
6. Систематически применять разнообразные формы работы, способствующие развитию математических способностей обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
С нашей точки зрения, решение проблемы развития математических способностей обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) возможно, если:
- процесс обучения математике будет целенаправленно организован и связан с возбуждением познавательных интересов;
- методический аппарат разработки материала будет соответствовать требованиям развивающего обучения;
- в учебно-воспитательном процессе систематически будут применяться уроки с игровой основой, способствующие возникновению интереса к математике, достижению самостоятельности и активности обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения);
- будет осуществляться индивидуальный подход к детям;
- будут поощряться успехи детей, развиваться вера в собственные силы и возможности.
Для решения проблемы мы предприняли следующие действия:
1. Изучили и проанализировали психолого – педагогическую, методическую литературу по проблеме.
2. На основе анализа изученной литературы отобрали наиболее приемлемые игры, приёмы, методы, формы обучения, способствующие развитию математических способностей обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
3. Апробировали отобранные игры, приёмы, методы, формы обучения, способствующие развитию математических способностей обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
4. Провели диагностическое исследование с целью выявления результативности и успешности применяемых игр, форм, методов и приёмов обучения.
Свою работу по формированию и развитию математических способностей обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) мы представили в виде схемы:
Работа по формированию и развитию математических способностей
Урочная Внеурочная
Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по сравнению с традиционной, более перспективна. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес обучающихся к предмету, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, алгоритмы, «раскрепощают ученика».
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Проблемы, связанные с формированием и развитием математических способностей, успешно решаются и во внеурочной деятельности, а именно на занятиях кружка «Занимательная математика», при проведении ежегодной предметной недели по математике. Занятия кружка организуем с учётом индивидуальных возможностей и интересов обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
Практическая апробация подтвердила, что системное применение нетрадиционных форм уроков, использование игровых методов и приёмов обучения, а также активная внеурочная работа с учащимися являются оптимальными для повышения познавательной активности школьников, а в дальнейшем и для формирования и развития математических способностей обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
- РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
В целях определения результативности нами была проведена диагностика уровня сформированности умственных действий обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) на уроках математики.
Методика «Классификация предметов»
Цель: выявить уровень сформированности умения делить объекты на классы по данному основанию.
Шифр ребёнка | 4 класс | 6 класс | ||||
Андрей К. | 6 | 7 | ||||
Даниил М. | 6 | 8 | ||||
Сергей Х. | 3 | 7 | ||||
Данил Х. | 1 | 3 | ||||
Павел Ш. | 0 | 1 | ||||
Максим Ш. | 4 | 6 | ||||
Владислав Б. | --- | 6 | ||||
Итого | Высокий 0% | Средний 50 % | Низкий 50% | Высокий 43% | Средний 28,5 % | Низкий 28,5% |
Результаты диагностики показывают, что повысилось количество обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), имеющих высокий уровень развития способности классифицировать, снизилось количество обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) со средним и низким уровнем.
Модифицированный тест по Э.Ф. Замбицявичене (2, 4 субтест).
Цель: Развитие уровня операции обобщения.
Шифр ребёнка | 5 класс | 6 класс | ||||
Андрей К. | 5 | 6 | ||||
Даниил М. | 7 | 7 | ||||
Сергей Х. | 3 | 5 | ||||
Данил Х. | 1 | 3 | ||||
Павел Ш. | 0 | 1 | ||||
Максим Ш. | 4 | 5 | ||||
Владислав Б. | 4 | 6 | ||||
Итого | Высокий 14% | Средний 57 % | Низкий 29% | Высокий 43% | Средний 43 % | Низкий 14% |
Результаты тестирования показали положительную динамику развития операций обобщения.
Сравнительная характеристика уровня способности к оперированию числовой и знаковой символикой
Шифр ребёнка | 4 класс | 5 класс | 6 класс |
Андрей К. | 3 | 3.5 | 3.5 |
Даниил М. | 3 | 3.5 | 4 |
Сергей Х. | 2 | 3 | 3 |
Данил Х. | 1 | 2 | 2.5 |
Павел Ш. | 1 | 1 | 2 |
Максим Ш. | 2 | 2.5 | 3 |
Владислав Б. | - | 2.5 | 3.5 |
Сравнительная характеристика уровня способности
к пространственным представлениям
Шифр ребёнка | 4 класс | 5 класс | 6 класс |
Андрей К. | 2 | 3 | 3.5 |
Даниил М. | 2 | 3 | 4 |
Сергей Х. | 1 | 2 | 3 |
Данил Х. | 1 | 1 | 2 |
Павел Ш. | 1 | 1 | 1 |
Максим Ш. | 2 | 3 | 3 |
Владислав Б. | - | 2.5 | 3.5 |
За три учебных года у обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), повысился уровень способности к оперированию числовой и знаковой символикой, а также уровень способности к пространственным представлениям.
Уровень усвоения программного материала по математике
обучающихся 4 класса
Обучающиеся по списку | Оценки | % успеваемости | % качества | |||
7 человек | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» | «3»- 57% «4»- 43 % «5» - 0% | 43 % | |
4 обучающихся | 3 обучающихся | 0 обучающихся |
Уровень усвоения программного материала по математике
обучающихся 6 класса
Обучающиеся по списку | Оценки | % успеваемости | % качества | |||
7 человек | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» | «3»- 43% «4»- 43% «5» - 14 % | 57% | |
3 обучающихся | 3 обучающихся | 1 обучающийся |
Сравнительный анализ таблиц позволяет наглядно проследить рост успеваемости и качества усвоения программного материала в период с 4 по 6 класс.
Анкетирование обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) по ранжированию учебных дисциплин и выявлению наиболее интересных видов учебной деятельности на уроках математики с точки зрения школьников.
Вопросы анкеты | классы | классы | |||||
5 8 чел. | 6 7 чел. | 6 8 чел. | 7 7чел. | ||||
I блок Выбрали математику | 33 % | 42 % | 62 % | 44 % | |||
II блок 1 | 56% | 57% | 75% | 60% | |||
2 | 33% | 29% | 25% | 40% | |||
3 | 33% | 29% | 25% | 20% | |||
4 | 33% | 43% | 38% | 40% | |||
5 | 44% | 71% | 50% | 76% | |||
6 | 22% | 14% | 25% | 20% | |||
7 | 56% | 57% | 63% | 60% |
Результаты анкетирования показывают положительную динамику роста числа обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), выбравших математику как « понравившийся» школьный предмет; высокие показатели тех видов деятельности, которые базируются на игровой основе.
Таким образом, в результате проводимой работы, описанной в опыте, у обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) повысилась учебная мотивация к урокам математики; повысился уровень качества ЗУНов, наблюдается положительная динамика уровня развития способности классифицировать, обобщать; уровня способности к оперированию числовой и знаковой символикой, а также уровня способности к пространственным представлениям.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
Данный опыт может быть использован учителями начальных классов, учителями математики специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, а также массовых школ, воспитатели специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов при проведении самоподготовки и занятий с обучающимися.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жикалкина Т.К., Игровые и занимательные задания по математике, 1 класс. [Текст] / М.: Просвещение, 1989г.
2. Коваленко В.Г., Дидактические игры на уроках математики.[Текст]/М.: «Просвещение» 1990г.
3. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. – М., 1968. – 115 с.
4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. М., 2001. С. 19-29.
5. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. М., 1972. 93с.
6. Петрова В.Г. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы. - М.,1976.
7. Усова А.П., Значение игры в развитии младших школьников. http://festival.1september.ru
Приложение 1
Разработки уроков с использованием игровых форм, приёмов, заданий, направленных на формирование и развитие математических способностей обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)
Урок-путешествие. Урок геометрии в 4 классе по теме
«Ломаные линии»
Форма урока – воображаемое морское путешествие на корабле «Геометрия».
Основу урока составляли задания, которые выполняли учащиеся, посещая острова в ходе совершения «путешествия». На уроке была проведена большая практическая работа: конструирование ломаных линий из проволоки, стеблей – соломинок, пластилина, палочек, классификация картинок с изображением замкнутых и незамкнутых ломаных линий; вычерчивание маршрута путешествия – ломаной линии.
Для того чтобы дать понятия «ломаная линия», «звено», «вершина» использовала компьютерную презентацию, с помощью которой рассказала ребятам сказку о злой колдунье и добром Карандаше.
Уроки- соревнования
Урок математики в 5 классе-повторение по теме «Линии в круге»
Для проведения этого вида игр учащиеся делятся на группы, между которыми идет соревнование. Или же идет соревнование на личное первенство. Такие игры позволяют учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но и весьма сложные вопросы учебной программы.
Игра «Слабое звено». Игра состоит из 5 раундов. В каждом раунде выбывает тот игрок, который допустил наибольшее количество ошибок. Задания, предлагаемые учащимся, были как письменными, так и устными. По окончании игры был выявлен победитель.
Урок математики в 7 классе повторение по теме «Умножение и деление чисел, полученных при измерении» - в форме соревнования «В погоне за пятёрками». Игра проводилась аналогично игре «Слабое звено».
Урок- игра. Урок математики в 7 классе по теме «Письменное сложение и вычитание многозначных чисел»-форма-«Математические шашки».
Предварительно обучающиеся были поделены на 2 команды, которые соперничали друг с другом на шашечном поле на протяжении всего урока, выполняя задания. Основной акцент на уроке был сделан на вызов познавательного интереса обучающихся к материалу урока через применение игровой формы урока, использование игровых приёмов, мультимедийной презентации. В процессе индивидуальной работы ребята разгадывали шифровки, располагая многозначные числа в порядке убывания (возрастания). Пример:
Задания имели разный уровень сложности и были адресованы обучающимся в зависимости от их возможностей. В результате решения шифровок детьми были составлены слова, относящиеся к истории шашек как вида спорта («шашки», «Египет», «Мономах», « Пётр I», «Пушкин»). Также была проведена групповая работа, в ходе которой ребята заполняли «девятиклеточные логиконы», устанавливая в них закономерности, называли разрядные единицы, которыми отличались числа.
30 415 | 200 002 | |
621 202 | 200 001 | |
30 215 | 631 202 |
Закрепление навыков письменного сложения и вычитания многозначных чисел проводилось в основной части урока посредством решения составной арифметической задачи и примеров. Разбор условия задачи был организован с опорой на картографическую наглядность на слайде презентации. На фрагменте географической карты условными знаками были отображены города, направления и расстояния, упоминаемые в условии задачи.
Затем ученики в ходе фронтальной работы записали условие задачи и приступили к самостоятельному решению. Проверка правильности решения задачи проводилась с помощью элементов программированного контроля. Обучающиеся выбирали на слайде правильный пример (среди трёх предъявляемых) промежуточного и конечного
В ходе дифференцированной работы по решению примеров обучающиеся выполняли задания разного уровня сложности. Результат правильности решения примеров дети отслеживали самостоятельно, используя карточки – матрицы с числами – ответами и зашифрованными фамилиями известных российских шашистов (Георгиев, Шварцман, Чижов).
Б 14517 | Ш 3749 | В 526547 | А 655775 | П 26047 | А 42081 | Н 74386 |
Г 99831 | Е 17142 | О 400103 | Р 183352 | Ц 590716 | М 72640 | С 21456 |
Ч 26791 | И 163033 | Ж 90921 | Г 554157 | И 26773 | Е 488332 | Й 44210 |
Д 45104 | Ф 23485 | Я 5624 | З 42856 | Т 35740 | В 300000 | Щ 9876 |
Урок – сюжетно – ролевая игра. Урок математики в 6 классе по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
Форма урока – сюжетно- ролевая игра «Математическое кафе». На уроке соблюдались основные требования проведения сюжетно- ролевой игры, а именно:
- моделирование условий, в которых протекает деятельность (вывеска, меню, спецодежда (фартуки, поварские колпаки), инвентарь (скалки);
- моделирование определенных видов практической деятельности («приготовление блюд» - выполнение заданий);
- наличие ролей у участников игры (учащиеся – «поварята», учитель – «шеф – повар»)
- наличие общей цели у игрового коллектива;
- индивидуальное оценивание деятельности участников игры.
Перед началом игры ребята были ознакомлены с меню.
Меню
Закуски
- Домашние заготовки «Пальчики оближешь»
- Салат «Преобразуй»
- Канапе «Соточка»
Первые блюда
- Борщ «Кто успел, тот и съел» со сметаной «Задачино»
- Уха
Вторые блюда
- Математические рулетики «Сосчитай»
- Пюре из примеров «Решайка»
Напиток
- Компот «Дружная семейка»
Десерт
Мороженое с загадочной начинкой
На этапе повторения опорных знаний шло воспроизведение и систематизация знаний учащихся с целью дальнейшего применения их в новых ситуациях. В процессе фронтальной работы дети вставляли пропущенные слова в стихотворение, а затем заполняли кластер.
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой - ________ (числитель), знайте
Под чертою - ________ (знаменатель).
Дробь такую, непременно,
Надо звать _____________ (обыкновенной).
При проверке домашнего задания (Домашние заготовки «Пальчики оближешь») корригировались функции сравнения. Учащимся было предложено прочитать получившиеся при решении примеров ответы в порядке возрастания.
На этапе устного счёта (Салат «Преобразуй») велось закрепление способов действий по преобразованию обыкновенных дробей. В ходе фронтальной работы ребята по очереди выходили к доске и выполняли задания (сокращали правильные дроби, преобразовывали неправильные).
Комплексное применение знаний, умений учащихся по сложению и вычитанию обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями проводилось в основной части урока посредством решения составной арифметической задачи и примеров («приготовление» борща «Кто успел, тот и съел» со сметаной «Задачино» и математических рулетиков «Сосчитай»)
Перед решением задачи ребята выходили к доске и выбирали карточки с изображением продуктов, необходимых для приготовления борща. Если карточка была выбрана правильно, то на обратной стороне размещался напечатанный текст задачи (Для приготовления борща повар израсходовал кочана капусты, а для приготовления салата на меньше. Какую часть капусты израсходовал повар для приготовления салата и борща?).
В ходе фронтальной работы было разобрано условие задачи и определены опорные слова. Далее учащиеся приступили к самостоятельной работе по решению задачи
После окончания работы была проведена практическая проверка правильности решения задачи с реальным предметом (кочаном капусты) в соответствии с действительностью.
В ходе дифференцированной работы по решению примеров обучающиеся выполняли задания разного уровня сложности (решали примеры с недостающими компонентами или придумывали примеры с заданными ответами).
Групповая работа по решению примеров (на карточке записана цепочка примеров. Ответ первого примера является началом для второго примера и т.д.). Правильно решив пример и записав ответ, дети собирали изображения фруктов необходимых для приготовления компота.
На десерт ребятам было предложено «приготовить» дома мороженое с загадочной начинкой - разгадать математический кроссворд по теме «Обыкновенные дроби».
На уроке была проведена динамическая пауза, дети выполняли комплекс гимнастики со скалками для снятия напряжения с плечевого пояса.
Урок математики в 7 классе по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».
Тип урока – урок повторения, обобщения и систематизации ЗУНов по классификации М.Н.Перовой. Форма урока – «урок - телепередача» (из группы уроков по аналогии с организованными событиями – С.В.Кульневич, Т.П. Лакоценина).
Урок проходил в воображаемой телестудии на съёмках программы «Жить здорово», которая была посвящена сердцу и его работе.
По аналогии с телепередачей на уроке были выделены рубрики:
- «Про дом»
- «Про жизнь»
- «Про еду»
- «Про медицину»
- «Совет за минуту»
Так как одной из основополагающих задач урока являлась интеграция вопросов ЗОЖ в предметную область, то на урок был приглашён врач – педиатр школы – интерната. Педиатр в качестве консультанта передачи по ходу урока давала советы обучающимся.
На этапе проверки знаний велась работа по развитию вычислительных навыков учащихся, а также работа по развитию процессов анализа и синтеза при подборе пар карточек. А также шло знакомство обучающихся с интересными данными о сердце и его работе. В процессе фронтальной работы дети сопоставляли факты с числовыми выражениями и составляли пары. Затем выделили «лишнее число». В данный этап был органично включён устный счёт. В ходе которого повторяли задачи на разностное сравнение чисел, задачи на нахождение произведения и частного (например:
-На сколько высота сердца больше, чем ширина? (5см 2 мм)
- На сколько граммов масса сердца женщины меньше, чем у мужчины? (70 г)
Рубрика «Про еду»- самостоятельное решение задачи после предварительного анализа.
Рубрика «Про медицину». В ходе дифференцированной работы по решению примеров ребята разгадывали шифровки, располагая получившиеся ответы в порядке убывания (возрастания). В результате решения шифровок детьми были составлены слова и словосочетания: курение, алкоголь, плохие эмоции, активный образ жизни, занятия физкультурой, полезные продукты. Далее обучающиеся выходили к доске и определяли, к какой группе (положительно или отрицательно влияющих на работу сердца) относится тот или иной фактор.
Пример: Реши примеры, расставь получившиеся значения в порядке возрастания, прочти получившееся слово:
Рубрика «Совет за минуту» - совет доктора о профилактической работе по сохранению и укреплению здоровья сердца.
Кроме описанных выше форм проведения уроков в своей деятельности использую следующие методы и приёмы (на уроках математики в начальном и среднем звене):
- Приём «Верите ли вы» (учащиеся отмечали в карточках около утверждений «да» или «нет»)
Например (5 класс): Периметр – это
1.Сумма длин всех сторон многоугольника.
2.Длина забора, ограничивающего пришкольный участок.
- Приём «Дальше, дальше, дальше..» – ученику задаются вопросы в быстром темпе, в таком же темпе он должен отвечать. Если обучающийся не знает ответ, то говорит: «Дальше».
Например, для закрепления знаний мер времени в 4 классе использую данный приём.
-Сколько дней в неделе?
- Год - это …
-Месяц май наступает после …
-Сколько часов в 1 сутках?
-Назови одним словом утро, день, вечер, ночь.
- Сколько секунд в 1 минуте?
- Сколько минут в 1 часе?
-Какой месяц самый короткий?
-Какой месяц находится между декабрём и февралём?
-Назови десятый месяц года.
-Один час дня -это (по – другому) …
- Прием « Потеряшки». Детям предлагаю решить примеры и задачи, где отсутствуют некоторые числа или символы.
Для закрепления знаний табличного умножения (4 класс)
2Х8= 4 Х
3Х =2Х6
7Х3> 4 Х
6 класс, тема «Умножение многозначных чисел на однозначное число»:
Купили 7 глубоких тарелок по цене р. за каждую и столько же мелких по цене р. Дополните задачу и решите её.
- Прием « Дешифратор». На этапе актуализации знаний или при изучении материала с помощью примеров шифрую слово, которое связано или с названием темы.
Например (4 класс)
48 | 40 | 51 | 30 | 100 | 30 | 72 |
л | о | м | а | н | а | я |
23+17 = о 60-12 = л 81 – 9 = я
45 – 15 =а 44 +7 = м 44+56 = н
С помощью недостающих палочек и ключа, расшифруйте тему урока (6 класс – квадрат):
ключ
Распутайте паутинку и прочитайте слово, относящееся к теме урока (5 класс - умножение)
- Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку, о чем сообщаю ученикам, проверяя их внимание.
- Прием «Да – нет» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да – нет». Используется для заинтересованности детей, создание ситуации некоторой интриги. Этот приём учит школьников слушать друг друга, складывать разрозненные факты, систематизировать имеющуюся информацию.
Ученик получает карточку с числом (никому не показывая его). Учитель задает ребенку вопросы, на которые ученик отвечает только «да или нет». Учащиеся класса должны отгадать число.
Уроки математики в 4 классе, на которых изучается табличное умножение и деление:
1.Это число меньше 10?
2. Это число чётное?
3.Это число делится на 2?
4.Это число делится на 4?
5.Это число меньше 10 на 3?
6. Это число больше 6 на 2?
Число 8.
- Прием «Математический диктант». Такой вид работы развивает внимание, сообразительность, обеспечивает основательное знание учебного материала, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся.
Например, для закрепления и контроля знаний нумерации в пределах 100 провожу такой диктант (и аналогичные):
-Запишите число, которое:
- следует за числом 79;
- предшествует числу 60;
- состоит из 7 десятков и 3 единиц;
- меньше 50 на 1;
- больше 99 на 1;
- состоит из 10 десятков.
Дидактические игры, используемые на уроках, направленные на формирование и развитие математических способностей обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения)
Дидактические игры, используемые на уроках математики в среднем звене:
- «Математический дартс» - учащиеся получают карточки с примерами, по очереди выходят к доске, где расположены 2 мишени с числами, ребята прикрепляют «дротики» к нужному ответу (числу).
- Игра «Стук – стук». С помощью игры закрепляется знание таблицы разрядов и классов. Учитель несколько раз ударяет по тому или иному разряду, а учащиеся отгадывают и называют число.
- Игра «Забей гол в числовые ворота» - закрепление приемов сложения и вычитания чисел. Учитель заранее рисует на доске мячи и числовые ворота. Направление удара мяча зашифровано примером. Ученики должны правильно загнать мяч в числовые ворота.
- Игра «Допиши пропущенные цифры» - перед началом игры учитель на доске решает примеры на сложение или вычитание с пропущенными цифрами. Затем к доске выходят 5 – 6 учеников и решают примеры.
- Игра «Быстрее и легче» - учитель предлагает пример и объясняет ученикам наиболее рациональный способ решения, используя перестановку слагаемых. Например (7 класс «Сложение и вычитание многозначных чисел»: 350 +280 + 650 = 350+650+280 = 1280
- Игра «Четыре вопроса» . Карточки с числами 40, 25, 70, 43, 2, 20, 16, 98, 99. Карточки надо перемешать и перевернуть числами вниз. Учитель берет одну карточку и число, обозначенное на ней, записывает на доске. Учащиеся по отношению к этому числу должны:
- Записать три таких слагаемых, которые в сумме составили бы данное число.
- Написать два таких числа, разность которых была бы равна данному числу.
- Данное число записать в виде произведения двух множителей.
- Написать два таких числа, которые при делении одного на другое дали бы данное число.
- Игра «Какой ряд лишний».
Правило игры: внимательно рассмотрите данные ряды чисел и ответьте на следующие вопросы:
- каким образом из предыдущего числа получается каждое последующее?
- в чем проявляется сходство между рядами и в чем различие?
- какой из указанных рядов не имеет сходства с остальными?
45,40,35,30,25
32,27,22,17,12
28,25,22,19,16
96,91,86,81,76
- Игра «числовые ряды».
Правило игры: проследите, как изменяются числа в каждом ряду и заполните каждый из рядов до конца, вписав еще четыре числа:
1. 15,16,17,25,26,27,35,36,37,…,…,…,… .
2. 12,13,14,22,23,24,32,33,34,…,…,…,… .
3. 29,36,43,50,…,…,…,… .
4. 58,50,32,…,…,…,… .
Большое внимание в своей деятельности (на уроках изучения геометрического материала) уделяю играм на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино». При составлении новой геометрической фигуры из имеющихся учащихся должны уметь анализировать изображения, выделять в них геометрические формы, практически видоизменять фигуры.
Эти игры называют ещё геометрическими конструкторами.
«Колумбово яйцо». Задание: сложить фигуру по образцу. Назвать геометрические фигуры. Показать дуги.
«Пентамино» состоит из 12 элементов, которые напоминают форму латинских букв. Задание: сложить прямоугольник. Измерить длину сторон получившегося прямоугольника, вычислить периметр.
Составить прямоугольник, используя все 12 элементов, очень сложно и занимает много времени, поэтому предлагаю ребятам использовать 3 элемента.
Примеры, сложенных прямоугольников.
Данную игру использую при изучении темы «Симметрия» в 7 классе. Задание составить фигуру по образцу, определить является ли собранная фигура симметричной.
Дидактические игры, используемые на уроках математики в младшем звене.
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу. Например, составляют геометрический узор по образцу и другие.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр, направленных на формирование вычислительных навыков. Приведу пример игры.
«Определи курс движения самолета».
Учитель обращается к детям: "Летчик-командир придумал для вас задание. Он наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами в указанном порядке от меньшего числа (номера) к большему номеру. Номер каждого города зашифрован (записан) примером. Чтобы расшифровать номера городов, надо решить правильно примеры. Далее надо показать линиями, как двигался самолет от одного города к другому, третьему и т.д. Покажите и расскажите, в каком направлении двигался самолет. Я буду выполняют роль летчика-командира, а вы - роль летчиков-курсантов (учеников)". Игровое действие выполняется поэтапно в соответствии с заданием. Сначала дети расшифровывают номера городов (решают примеры). Далее дети называют номера городов по порядку от меньшего числа к большему. Потом они поочередно показывают линиями путь движения самолета. Затем дети по цепочке рассказывают, в каком направлении двигался самолет. На доске учащиеся записывают ответы примеров и показывают мелом путь движения самолета (можно перемещать рисунок самолета).
Игра «Покормите птиц»
На доске прикреплено изображение кормушки с «прилетевшими» птицами. Учащиеся выбирают картинки с понравившейся птицей, с обратной стороны написан пример, которые учащиеся должны решить. Если учащийся правильно решил пример, значит он покормил птицу.
Игра «Цветик-семицветик»
На магнитной доске выставлен рисунок «цветика-семицветика».
Учитель читает:
Лети, лети, лепесток,
через запад, на восток,
через север, через юг...
возвращайся, сделав круг.
Дети хором:
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Ученики один за другим выходят к доске, отрывают лепесток и выполняют задание. Класс следит за отвечающим. Если ученик верно вычислил, класс хлопает в ладоши, ученик берет лепесток на парту.
Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся. Например, игра "Контролеры".
Учитель распределяет детей на две команды. От каждой команды вызывается к доске по 1 контролеру. Они следят за правильностью ответов: один - за первой командой, другой - за второй командой.
По сигналу учителя (движению руки) ученики первой команды делают несколько ритмичных наклонов влево и вправо и считают про себя. По сигналу учителя - хлопку они называют хором число выполненных наклонов.
Ученики второй команды по сигналу учителя дополняют число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счет про себя (например, 6 - прибавил 1, 7 - прибавил 2, 8 - прибавил 3). Затем они называют число выполненных ими наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками первой и второй команды, называется состав числа. Учитель говорит: "8 - это …", ученики продолжают: "5 и 3". Контролеры показывают зеленые круги, если они согласны с ответом.
Если допущена ошибка, упражнение повторяется.
Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу учителя (движению руки) сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют число приседаний до заданного числа. Называется состав числа.
Контролеры подтверждают или опровергают названный состав числа.
Аналогично анализируется состав числа на основе хлопков, выполненных учениками двух команд. Выигрывает та команда, которая не допустит ни одной ошибки или сделает меньшее число ошибок.
Контролеры подтверждают или опровергают названный состав числа.
Игра «Почтальон»
Учитель выполняет роль почтальона и вручает учащимся почту: телеграммы, письма, открытки. На корреспонденции задание — вычислить выражение, решить задачу. На партах — номера домов. Почтальон раздает учащимся корреспонденцию (учитывая способности детей). Получивший письмо делает вычисления. Почтальон проверяет правильность решения.
Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
При изучении раздела "Нумерация чисел первого десятка" использую, такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа.
На этом этапе можно применять различные игры, на основе которых дети наглядно убеждаются, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путем вычитания единицы из последующего числа. Такие игры можно использовать на этапе объяснения нового материала.
В ходе игры "Составим поезд" учитель предлагает сосчитать число вагонов слева-направо и справа-налево и подводит их выводу: считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропускать ни одного предмета и не сосчитать его дважды.
Учитель вызывает к доске пять человек. Они образуют поезд из пяти вагонов (дети цепляют друг друга - каждый ребёнок кладет правую руку на плечо стоящего впереди ). Затем прицепляются еще 2 вагона – два учащихся (в два приема).
Учитель записывает пример вида: 5+2=7 5+1+1
Дети проговаривают прием прибавления.
Затем отцепляется два вагона (два ученика) по одному в два приема. Ученики записывают и проговаривают прием вычитания 2. 5-3=2 5-1-1
Установлению связи между устной и письменной нумерацией помогает известная игра "Молчанка".
Учитель сообщает, что Незнайка принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Незнайка приглашает по одному ученику с каждого ряда. Незнайка показывает шар с цифрой, например, 8, а дети молча - состав этого числа. Помощники помогают Незнайке проверить ответы товарищей.
Игра "Числа-перебежчики".
Учитель делит класс на две команды. Сначала он вызывает учеников из первой команды и выдает им карточки с цифрами и знаками действий. Дети по заданию учителя составляют пример на сложение вида 4+6=10. Учитель предлагает "числам" (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример на сложение с этими числами. Дети составляют другой "живой" пример на сложение, например 6+4=10.
Аналогично, перебегая на другие места и меняя знаки действий, дети составляют другие примеры вида 10 = 4+ 6, 10 - 4 = 6, 10 - 6 = 4.
Выигрывает команда, которая быстро и правильно составит цепочку взаимосвязанных примеров и сделает вывод о переместительном свойстве сложения.
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Так, в игре "Угадай-ка" дети сами формулируют правило по рисунку, схеме, по опорным словам.
Перед игрой учитель должен доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.
В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные должны выполнять роли контролеров, судей, учителя и т.д.
Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.
В игре исследует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью следует использовать такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки или разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.
При использовании дидактических очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное - эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки, этому служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих.
При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям. Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу.
Приложение 3
Игровые формы, приёмы, задания, направленные на формирование и развитие математических способностей обучающихся младшего подросткового возраста, имеющих умственную отсталость (интеллектуальные нарушения) во внеурочной деятельности
Кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует закреплению познавательных базовых учебных действий.
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий.
Программа кружка дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. Она позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач
- оформление математических газет
- участие в математической олимпиаде
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
- самостоятельная работа
- работа в парах, в группах
- творческие работы
- практикумы
- эвристические беседы
Содержание программы кружка
Название раздела | Класс | Тема |
Из истории математики | 5 | Что дала математика людям? Зачем её изучать? |
6 | Римские числа | |
7 | Старинные меры длины | |
8 | Старинные меры массы | |
Числа. Действия. | 5 | Четные и нечетные числа |
6 | Интересное вычитание. Любопытное сложение. | |
7 | Числа – великаны. Миллион. Миллиард. | |
8 | Числа – великаны. | |
Математические сказки | 5 | «Плюс и минус» |
6 | «В царстве четырёхугольников» | |
7 | «Родственники» | |
8 | «Величественная дробь» «Большие Числа и трудяга Нолик» | |
Математические игры | 5 | «Волшебные квадраты» |
6 | «Узнай, что здесь написано» | |
7 | «Допиши цифры» | |
8 | «Быстрее и легче» | |
Графические диктанты | 5, 6,7,8 | Графический диктант |
Знакомьтесь | 6 | «Знакомьтесь: Пифагор!» |
7 | «Знакомьтесь: Софья Ковалевская!» | |
8 | «Знакомьтесь: Архимед!» | |
Конструирование | 5 | Игра «Колумбово яйцо» |
6 | Игра «Пентамино» | |
7 | Головоломка «Танграм» | |
8 | Головоломка Архимеда Стомахион | |
Задачи – смекалки, задачи – шутки. | 5, 6,7,8 | Задачи – смекалки, задачи – шутки. |
Час занимательной математики | 5, 6,7,8 | Шарады, метаграммы, логогрифы, кроссворды, ребусы |
Занимательная геометрия | 5 | Составление геометрического орнамента |
6 | Дорисуй фигуру | |
7 | «Симметрия» | |
8 | «Симметрия» | |
Математические фокусы | 5 | «Сколько лет?» |
6 | «Волшебные часы» | |
7 | Угадывание задуманного числа | |
8 | Угадывание числа и месяца рождения | |
Логические упражнения | 5, 6,7,8 | Логические упражнения |
Проектная деятельность «Газета любознательных» | 5, 6,7,8 | «Газета любознательных |
Математика и история | 7 | Математика и памятники истории |
8 | Князья Владимирской земли | |
Реальная математика | 5, 6,7,8 | Решение задач практической направленности |
Школьная математическая олимпиада | 5, 6,7,8 | Школьная математическая олимпиада |
Итоговые игры, конкурсы | 5 | Игра «Кто хочет стать отличником» |
6 | Игра « Счастливый случай» | |
7 | Конкурс знатоков математики | |
8 | Игра «Слабое звено» |
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
- Участие в математических конкурсах, турнирах, олимпиадах
- Выпуск математических газет
Основной формой проведения кружковых занятий является комбинированное тематическое занятие. Примерная структура данного занятия:
- Объяснение учителя или доклад учащегося по теме занятия.
- Самостоятельное решение задач по теме занятия, причем в числе этих задач должны быть задачи и повышенной трудности. После решения первой задачи всеми или большинством учащихся один из учащихся производит ее разбор. Учитель по ходу решения задач формулирует выводы, делает обобщения.
- Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, проведение математических игр и развлечений.
- Подведение итогов занятия, ответы на вопросы учащихся.
В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, четкость, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим...
"Развитие познавательных интересов младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
В статье рассматриваются особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников младших классов и два этапа развития познавательных интересов....
"Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобр...
Консультация для родителей. «Важность коррекции речевого развития обучающихся, имеющих умственную отсталость (интеллектуальное нарушение)»
Хотелось бы несколько минут нашего общения посвятить важности коррекции речевого развития обучающихся.Многие взрослые часто рассуждают: «Зачем моему ребенку посещать коррекционные занятия учител...
Авторские многофункциональные пособия для развития речи обучающихся младших классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Современная коррекционная педагогика находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в разли...
"Важность развития творческих способностей у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
quot;Важность развития творческих способностей у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...