Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечник В.В.) Шляпочные грибы с использованием ЭОР
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Разработка урока содержит технологическую карту и презентацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx40.88 КБ
PDF icon shlyapochnye_griby_1.pdf2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечник В.В.)

Шляпочные грибы

учитель химии  и биологии  Бударина Наталия Алексеевна филиала МБОУ «Стрелецкая СОШ» в с. Авдеевка

 Цели  урока:

  1. Образовательная: создание условий для самостоятельной деятельности,направленной на изучение шляпочных грибов.              

  2. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом; навык распознавания съедобных и ядовитых грибов, навык правильного сбора грибов.

  3. Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе, воспитание у школьников бережного отношения и любви к природе, экологической культуры;

Предполагаемые результаты:

Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов

Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Метапредметные: развитие умений работы с текстом и иллюстрациями учебника, таблицами.

Тип урока: изучение нового материала,.

 Оборудование: ПК, медиапроектор,  маринованные грибы,презентация по теме «Шляпочные грибы»

                                                                           

Содержательная часть урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Развиваемые УУД

1.Организационный момент

(1 мин)

Слайд 1

Слайд 2

Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.

Здравствуйте, ребята. Наш урок я хочу начать с таких слов:

- Добрый день! - тебе сказали

- Добрый день! -  ответил ты

Как две ниточки связали теплоты и доброты.

А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и громко скажем «Добрый день!».

Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке. 

Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.

2. Актуализация

(5 мин)

Слайд 3

Слайд 4

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Проверка домашнего задания.Графический диктант.

  На прошлом уроке мы с вами начали изучать новое Царство Грибы. Давайте проверим знания, которые вы приобрели

 

На против утверждения ставим + если согласны, - если не согласны с утверждением.

Утверждения:

1. грибы поглощают пищу путём всасывания +

2. Грибы–сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами+

3. хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+

4.грибы относят к царству растения-

      5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека-

Сделаем взаимопроверку, и оценим работу товарища. Обменяйтесь листочками.

Отвечают на вопросы

Работа с карточками.

Работают в паре.

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата

( что необходимо сделать, чтобы лучше усвоить учебный материал?).

Регулятивные: оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные: оценка действий партнёра.

3. Мотивация

(2мин)

Слайд 5

Ребята, на урок я принесла волшебную корзину, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать. Для того чтобы отгадать что в ней лежит, я предлагаю ответить на загадку.

Под сосною у дорожки 
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть - 
Нет головы.

Заслушать ответы учащихся

Пригласить учащегося, чтобы открыть корзину и огласить

тему  урока. 

Правильно, грибы.

Ребята, мы с вами знаем с прошлого урока несколько групп грибов, а к какой из групп относятся грибы из нашей корзинки?

Предполагаемый ответ:

грибы

Предполагаемый ответ:

 к шляпочным

4. Изучение нового материала.

(3мин)

Слайд 6

Цель,

Задачи

Новый материал

ОМS «Строение грибов»

Слайд 7, 8

(7 мин)

Слайд 9

(1 мин)

Слайд 10

(2 мин)

Слайд 11

(2 мин)  

Слайд 12

(5мин)

Слайд 13

(2мин)

Слайд 14 - 18

( 8 мин)

Формулируем тему и цель урока.

Изучали ли вы подробно шляпочные грибы?

Значит, какова цель нашего урока?

А что нам нужно сделать, чтобы понять, что такое шляпочные грибы?

Совершенно верно, итак вот и наши задачи

 - узнать строение шляпочных грибов

- познакомиться с видами шляпочных грибов

- научиться различать съедобные и несъедобные грибы

Но у нас будет ещё одна важная задача с вами на уроке. Попробуем ее сформулировать.

Вспомните, где в лесу чаще всего растут грибы?

Тогда что мы должны ещё понять?

Правильно, это и будет наша 4 задача.

Новый материал

1. Строение шляпочных грибов

Ребята, познакомимся со строением шляпочных грибов.

2. Грибы трубчатые и пластинчатые

ОМS «Строение грибов»

Пользуясь инструктивной карточкой, в паре выполняем «Лабораторную работу».

1 Лабораторная работа « Строение шляпочного гриба».

Инструктивная карта №1:

  1. Рассмотрите  плодовое тело шляпочного гриба. Найдите ножку и шляпку.
  2. Рассмотрите нижнюю часть шляпки. Чем она образована?
  3. Прочитайте текст учебника стр.70-71«Строение шляпочного гриба 
  4. Выполните в тетради Лабораторную работу на стр.31., пользуясь учебником стр.  70 - 71,  рисунком 41  
  5. Какие грибы вы рассмотрели: трубчатые или пластинчатые?
  6. Пользуясь учебником и полученными знаниями, сформулируйте определения пластинчатых и трубчатых грибов. Запишите их в тетрадь стр. 31

ФИЗМИНУТКА

Вырос гриб на тонкой ножке.

Встань и ты, постой немножко.

Крышу сделай над собой,

Как из шляпки грибной.

Гриша шел, шел, шел.

И грибок нашел.

Раз грибок. Два грибок.

Положил их в кузовок.

Все тихонечко вздохнем.

Вновь грибы учить начнем.

3.Образование спор.

В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются особые клетки— споры. Во влажной почве споры грибов прорастают, из них развиваются нити грибницы. Грибница, возникающая из одной споры, редко образует новые плодовые тела. У большинства видов грибов плодовые тела развиваются на грибницах, образованных слившимися клетками нитей, берущих начало от разных спор. Поэтому клетки такой грибницы двухъядерные.

В лес отправились ребята,
По маслята и опята.
По грибочку собирали,
И в свое лукошко клали.
До полянки как добрались, 
Очень сильно испугались. 
Грибы в лукошках побросали, 
И из леса убежали. 
Что ж друзей так напугало? 
Из лесу, что их прогнало?

Ведьмины круги

Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает,  словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги».

Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.

  1. Симбиоз грибов и растений

В лес осиновый пойду - подосиновик найду, 
Собирать маслята мне, в ельнике иль сосняке. 
Под березой встречу я - груздь, волнушку, валуя, 
Ну а белый гриб хорош, и вблизи дубов найдешь

Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. И даже носят их названия?

Ребята, знаете ли вы такие грибы?

Грибники давно заметили, что подберезовики встречаются в березовом лесу, подосиновики в осинах, маслята и рыжики в сосновых и еловых лесах. Оказалось, что грибница растет не сама по себе. Она срастается с тонкими корневыми волосками дерева и образует грибокорень, или, как ее назвали ученые микоризу. Обнаружив это люди, сначала решили, что гриб «присосался» к дереву и «грабит» его. Но позже поняли: не только грибам не жить без деревьев, но и деревьям не существовать без грибов. Грибы получают от деревьев необходимые им питательные вещества. И сами не остаются в долгу: они гораздо быстрее добывают из земли воду и отдают ее деревьям вместе с полезными веществами.

Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)

Рассмотрите рис. 43, найдите новое для вас слово, биологический термин

Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина?

Сформулировать определение, записать в тетрадь микориза

5. Грибы съедобные и ядовитые.

Как Вы понимаете пословицу

Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.

   - Что вы знаете о съедобных грибах?                    

 -  Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?

- Какие грибы нельзя употреблять в пищу?

- Какой гриб считают самым ядовитым?

                                                Грибы

                                            /                 \

                                Съедобные       ядовитые

                                          ?                     ?

Самостоятельная работа:

 по ходу демонстрации слайдов заполнять таблицу на стр. 33

Информацию о ядовитых грибах вы найдёте на рис.45

При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение)

Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить

…воспроизведите, что запомнили.

Формулируют цель урока, предлагают план достижения цели.

нет

Изучение шляпочных грибов

Варианты ответов:

Узнать из чего состоят

Узнать какие грибы существуют

Узнать какие можно есть, а какие нельзя

Под деревьями

Какая связь существует между деревом и грибом

Изучение ОМS «Строение грибов»

Анализ текста в учебнике стр.70-71

Самостоятельная работа.

Выполняют упражнение

Предполагаемый ответ:

подосиновик, подберезовик

Проговаривают определение вслух

анализ  Рис.43

грибокорень, микориза

прочитать

микориза - нити грибницы, проникающие в корень дерева.

Предполагаемый ответ:

Грибы бывают ядовитые и съедобные

Самостоятельная работа: по ходу демонстрации слайдов заполнять схему.

Познавательные, общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные, логические:
синтез как составление целого из частей;

       

  

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные, общеучебные: поиск и выделение необходимой информации

Логические: доказательство, построение логической цепи рассуждений.

Познавательные, общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации.,

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

5. Первичное закрепление

Слайд 19

(5 мин)

Установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы 

Вопросы в конце параграфа 14

1. Какие грибы называют шляпочными?

2. Что такое грибница и плодовое тело гриба?

3. Как образуются споры у шляпочных грибов

4. Почему некоторые грибы могут жить только вблизи деревьев?

5. какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете?

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения .

6. Рефлексия учебной деятельности

Слайд 20

(1 мин)

Сегодня я узнал….

Было интересно…

Я научился…

Я понял,что…

Меня удивило…

Выбирают начало фразы и формулируют ответ

Познавательные, общеучебные: контроль и оценка процесса и результата деяьельности.

7. Домашнее задание

Слайд 21

(1 мин)

1. В учебнике §14, вопрос №6.

2. Творческое: подготовить сообщение о выращивании грибов (шампиньоны, вёшенки, опята).

3. Придумать загадки о шляпочных грибах.

Познавательные, общеучебные: выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по биологии 5 класс по ФГОС "Бактерии, Грибы,Водоросли,Лишайники, Мхи"

Урок разработан для 5 класса по ФГОС по программе "Школа 2100"...

Проект урока биологии 5 класс по ФГОС

Урок выполнен с новыми требованиями ФГОС, в таблице: деятельность учителя, учащихся, метапредметные результаты....

Отчёт-презентация по проектному уроку (биология, 6 класс, тема "Шляпочные грибы")

Данная презентация может быть использована и как пример создания отчёта по проведённому уроку, также (частями-слайдами) для использования на уроке о грибах. Презентация проверена, анимация настроена, ...

Урок биологии в 5 классе по ФГОС "Строение клетки растений, животных и грибов"

Урок подготовлен и проведён с использованием УМК "Сферы". Материалы содержат технологическую карту урока, рабочий лист учащегося, задания для работы в группах, оценочный лист учщегося....

Технологическая карта урока в 5 классе "Водоросли" ФГОС. УМК Пасечник В.В. и др.

Тема урока: Водоросли, их многообразие, строение, среда обитанияТип урока: урок открытия новых знанийЦель: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как пр...

Урок биологии 6 класс ФГОС Особенности строения семян однодольных растений ( В.В.Пасечник)

Урок биологии 6 класс (программа В.В.Пасечник, линия "Вертикаль"...