«Применение дидактических игр на уроках биологии, как средство повышения познавательной активности в 9 классах на этапе повторения и закрепления знаний»
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель биологии МБОУ «СОШ №106 г. Челябинска»
Праздничных Виктория Олеговна
«Применение дидактических игр на уроках биологии,
как средство повышения познавательной активности
в 9 классах на этапе повторения и закрепления знаний».
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988).
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и(или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Представляю вам перечень игр применяемых на уроках биологии в 9 классах на этапе повторения и закрепления знаний.
- Крокодил
«Естественнонаучный крокодил» - это аналог игры «Крокодил», в которой загаданные слова необходимо показывать с помощью мимики и жестов.
Оборудование: карточки со словами и фразами; таблицы для подсчета баллов; доска, на которой будут записываться промежуточные результаты; секундомер; свисток.
Правила:
- Мы не произносим слова вслух и не говорим слова, как-то связанные с отгадываемым словом;
- Мы не жестикулируем губами;
- Мы не отгадываем слово по буквам;
- Мы понимаем, что игра очень эмоциональная, но просим вас следить за своей речью.
За нарушение правил, команда получает жёлтую карточку. Три жёлтые карточки меняются на красную, и это означает, что игрок, последним нарушивший правила, покидает команду насовсем, а команда при этом теряет 100 баллов и вынуждена будет продолжить игру в меньшинстве.
- Ролевые игры
С помощью ролевых игр можно сложные процессы дать в простом виде.
Каждому из игроков дается роль. Пример: процесс фотосинтеза (роли – вода, хлорофилл, углекислый газ, глюкоза).
К игре имеется сценарий (изученный на уроке процесс) и по сценарию (дети должны его знать) дети выполняют свою роль в процессе.
С помощью таких игр иною были разобраны процессы фотосинтеза, энергетического обмена, а так же решались генетические задачи.
- Да – Нет
Игра в данетки, или, как ещё говорят, "ситуации", — это игра в загадки, когда для того, чтобы разгадать загадку, надо задавать вопросы, ответом на которые может быть только "да" или "нет". Отсюда и название — "данетки".
Наиболее распространён вариант игры в данетки, когда водящий загадывает некоторую ситуацию, а игроки по очереди задают наводящие вопросы. Водящий отвечает только "да" или "нет". Кто первым разгадает ответ, становится победителем.
В нашем случае применяются биологические определения по окончанию урока, или процессы изученные на уроке.
Можно разделить класс на команды или играть индивидуально (по желанию), на оценку.
- Alias
Alias (алиас, элиас, скажи иначе) — настольная игра, в которой целью игроков является объяснение загаданного слова напарникам по команде (в некоторых случаям и игрокам противоположной команды), без использования жестов и произнесения загаданного слова и однокоренных с ним слов.
Игроки делятся на группы, причем количество игроков в каждой группе не обязательно должно быть равным.
В начале игры карточки со словами тщательно перемешиваются и кладутся на центр стола. Далее разыгрывается очередность хода между командами.
К игре приступает первая команда, один участник будет выступать в роли объясняющего, остальные — стараться отгадать требуемое слово. После чего ведущий берет в руки колоду и приступает к объяснению слов.
- Своя игра
Хотя и название данной игры совпадает с известной телевизионной программой «Своя игра», правила игры полностью не совпадают, из игры взята только суть: каждый вопрос имеет свою цену, которая зависит от уровня сложности вопроса. То есть, чем больше баллов, тем сложнее вопрос. Основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать, как можно большее баллов. В начале игры у каждого из команд на счету 0 очков.
Вопросы задаются по очереди. На каждый вопрос выделяется определённое время. В случае неправильного ответа, право ответа передаются соперникам, тем, кто быстрее поднял руку. В игре вы сами составляете разделы по выбранной вами теме. Команда, набравшая больше баллов, считается победителем.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/13/picture-85311.jpg)
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-164915-1355751733.jpg)
Использование информационных технологий и интернет ресурса на уроках биологии, как средство повышения познавательной активности учащихся
Мастер-класс по использованию ИКТ на уроках биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/09/picture-23162.jpg)
Использование групповых технологий на уроках географии, как средство повышения познавательной активности обучающихся.
Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач и , прежде всего, повышать интенсивность урока, развивать самостоятельность учащихся, способствовать углубленному усвоению программного ма...
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/09/picture-11929.jpg)
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОВЗ.
Статья где изложен обобщенный опыт работы по обозначенной теме....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/14/picture-683430-1447484738.jpg)
Доклад «Применение ИКТ на уроках биологии как средство повышения познавательной деятельности учащихся»
Огромное значение имеет применение ИКТ на уроках биологии: компьютерные программы могут взять на себя функцию контроля знаний, самоконтроля, экономить время на уроке, богато иллюстрировать...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/21/picture-992799-1618976320.jpg)
Применение технологии КСО на уроках технологии как средство повышения познавательной активности учащихся
Суть коллективного способа обучения (КСО) можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/14/picture-902373-1642164463.jpg)
Дидактические игры на уроках биологии как средство повышения познавательных интересов обучающихся 5-9 классов
Методическая разработка урока по биологии содержит подробное рассмотрение понятия "игра", цели и фунцкции игр....