Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Колесова.
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 8 класс по учебнику Колесова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_8_klass_fgos.docx | 48.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО МБОУ «Марсовская СОШ» ________Хуснетдинова А.С. Протокол №1 от «____» августа 2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ « Марсовская СОШ»
____________Аббазова Р.И. «____» августа 2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Марсовская СОШ ________Шарафутдинова Г.Х. Приказ № ___ от «____» августа 2018 г. |
Рабочая программа
по биологии для 8 -ого класса
МБОУ «Марсовская средняя общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан
( базовый уровень)
Учитель Якупова Гульнара Ирфановна
Категория первая
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № __ от
« ___ » августа 2018 г.
2018/ 2019 учебный год
Тематическое планирование
По биологии
Класс 8
Учитель Якупова Гульнара Ирфановна
Количество часов 70
Всего 70 часов; в неделю 2 часов.
Плановых контрольных тестов 6, зачетов 5, лабораторных работ 6 ч.;
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты обучения
-знание и применение учащимися правил поведения в природе;
-понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
-умение реализовывать теоретические познания на практике;
-понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
-воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим животный мир, и эстетических чувств от общения с животными;
-признание учащимися права каждого на собственное мнение;
-формирование эмоционально-положительного отношения сверстников к себе через глубокое знание зоологической науки;
-проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-умение отстаивать свою точку зрения;
-критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
-умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся научатся:
-анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
-осуществлять описание изучаемого объекта;
-определять отношения объекта с другими объектами;
-определять существенные признаки объекта;
-классифицировать объекты;
-проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией;
-анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
-под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
-различать объем и содержание понятий;
-различать родовое и видовое понятия;
-определять аспект классификации;
-осуществлять классификацию;
-под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
-организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Предметные результаты:
Учащийся научится:
-выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
-аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
-аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
-аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
-выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
-использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
-знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
-анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
-описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
-объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
-находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
-находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
-анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
-создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного материала
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ | Вводный инструктаж. Введение. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. | (4 часов) |
ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма Проведение простых биологических исследований: строение клеток и тканей на готовых препеаратах и их описание, Распознавание на таблицах органов и систем органов человека Лабораторные и практические работы Выявление особенностей строения клеток разных тканей | ( 5 часов) |
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Строение и процессы жизнедеятельности организма. Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови .Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. Лабораторные и практические работы Изучение строения головного мозга; Выявление особенностей строения позвонков Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия; Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки; Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления; Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения Изучение строения и работы органа зрения. | (57 часа) |
Календарно-тематическое планирование
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Дата | |
По плану | Факт | |||
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (4 часа) | ||||
1 | Вводный инструктаж. Введение. Биологическая и социальная природа человека. Формирование наук о человеке | 1 | 03.09 | |
2 | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. | 1 | 05.09 | |
3 | Этапы становления человека | 1 | 10.09 | |
4 | Расы человека. | 1 | 12.09 | |
Строение организма ( 6 чсов) | ||||
5 | Органы и системы органов. | 1 | 17.09 | |
6 | Клеточное строение организмов . | 1 | 19.09 | |
7 | Физиология клетки | 1 | 24.09 | |
8 | Ткани. Лабораторная работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей» тест | 1 | 26.09 | |
9 | Рефлекторная регуляция. | 1 | 01.10 | |
10 | Зачетны урок на тему” Строение и процессы жизнедеятельности организма человека” | 1 | 03.10 | |
Опорно-двигательная ситема ( 9 часов) | ||||
11 | Опора и движение . Опорно-двигательная система. Значение опорно – двигательной системы, её состав. Строение костей. | 1 | 08.10 | |
12 | Скелет человека, его строение и значения. | 1 | 10.10 | |
13 | Пояса и свободные конечности. Соединения костей. | 1 | 15.10 | |
14 | Строение мышц. Тест | 1 | 17.10 | |
15 | Работа мышц и их регуляция. Лабораторная работа №2 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц» | 1 | 22.10 | |
16 | Осанка. Профилактик плоскостопия. | 1 | 24.10 | |
17 | Профилактика травматизма. Лабораторная работа № 3 «Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.» | 1 | 29.10 | |
18 | Развитие опорно-двигательной системы. | 1 | 31.10 | |
19 | Зачет «Опорно-двигательная система» | 1 | 07.11 | |
Внутрення среда организма ( 5 часов ) | ||||
20 21 | Внутренняя среда организма.,Кровь и её состав.. | 2 | 12.11 14.11 | |
22 23 | Иммунитет. Лабораторная работа №4 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.» Кровь. Группы крови .Переливание крови | 2 | 19.11 21.11 | |
24 | Иммунология. Кровь. Группы крови .Переливание крови | 1 | 26.11 | |
Кровеносная и лимфатическая системы ( 7 часов) | ||||
25 | Транспортные системы организма. | 1 | 28.11 | |
26 27 | Круги кровообращения | 2 | 03.12 05.12 | |
28 29 | Строение и работа сердца. Тест | 2 | 10.12 12.12 | |
30 | Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Лабораторная работа №5 «Подсчет ударов пульса» | 1 | 17.12 | |
31 | Гигиена сердечно- сосудистой системы. Заболевания органов кровообращения. | 1 | 19.12 | |
32 | Артериальное и венозное кровотечения. Лабораторная работа №6 «Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.»” | 1 | 24.01 | |
33 | Зачет на тему “Кровь. Круговорот крови” | 1 | 09.01 | |
Дыхание ( 6 часов ) | ||||
34 | Дыхание | 1 | 14.01 | |
35 | Легкие. Дыхание в легких и тканях. | 1 | 16.01 | |
36 | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. | 1 | 21.01 | |
37 | Дыхание и здоровье | 1 | 23.01 | |
38 | Приемы оказания первой помощи при травмах органов дыхания, при отравлении угарным газом, спасении утопающего | 1 | 28.01 | |
39 | Зачет на тему «Дыхание» | 1 | 30.01 | |
Пищеварение ( 6 часов ) | ||||
40 | Питание и пищеварение | 1 | 04.02 | |
41 | Пищеварение в ротовой полости. | 1 | 06.02 | |
42 | Пищеварение вжелудке и в двенадцатиперстной кишке. Роль ферментов в пищеварении | 1 | 11.02 | |
43 | Фукции тонкой и толстой кишки. Всасывание. Печень. Аппендицит. | 1 | 13.02 | |
44 | Регуляция пищеварения. | 1 | 18.02 | |
45 | Заболевания пищеварительной системы. Гигиена питания. | 1 | 20.02 | |
Обмен веществ и энергии ( 5 часов) | ||||
46 | Обмен веществ и превращения энергии | 1 | 25.02 | |
47 48 | Витамины | 2 | 27.02 | |
49 | Превращения энергии и рацион притания в организме человека. | 1 | 04.03 | |
50 | Зачет по темам “Обмен веществ “ и “ Пищеварение” | 1 | 06.03 | |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. ( 3 часа) | ||||
51 | Кожа- наружный покровной орган. | 1 | 11.03 | |
52 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи. Закаливание. тест | 1 | 13.03 | |
53 | Выделение.. | 1 | 18.03 | |
Нервная система ( 5 часов) | ||||
54 | Значение нервной системы | 1 | 20.03 | |
55 | Строение нервной системы. Спинной мозг. | 1 | 01.04 | |
56 57 | Строение головного мозга. | 2 | 03.04 08.04 | |
58 | Вегетативная и соматическая отделы нервной системы. | 1 | 10.04 | |
Анализаторы. Органы чувств. ( 2 часа) | ||||
59 | Анализаторы. Зрительный анализатор | 1 | 15.04 | |
60 | Слуховой анализатор. Органы равновесия. Кожно – мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. тест | 1 | 17.04 | |
Высшая нервная деятельность. Психика ( 4 часа) | ||||
61 | Вклад отечественных учёных в разработку учения о ВНД | 1 | 22.04 | |
62 | Вражденные и приобретенные программы поведения. | 1 | 24.04 | |
63 | Сон, его значение. Речь, мышление. . | 1 | 29.04 | |
64 | Эмоции и сознание человека | 1 | 06.05 | |
Эндокриная система ( 2 часа) | ||||
65 66 | Эндокринная система.Роль внутренних желез. | 2 | 13.05 15.05 | |
Индивидуальное развитие организма ( 4 часа) | ||||
67 | Индивидуаьное развитие организма. Наследственные заболевания человека. Заболевания котрые передаются половым путем. | 1 | 20.05 | |
68 | Развитие ребёнка после рождения. Становление личности.Интересы, талант. | 1 | 22.05 | |
69 | Обобщение. Итоговая контрольная работа (тест) | 1 | 27.05 | |
70 | Итоговый урок | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии к учебнику «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой, 1час.
Рабочая программа составлена с учетом уменьшения часов биологии в 6 классе согласно базисному учебному плану....
Рабочая программа по биологии по учебнику Сонина.
Рабочая программа рассчитана на два часа в неделю. Содержит требования к уровню подготовки учащихся, основные УУД...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
рабочая программа по биологии для учебников Сивоглазова В.И. 5-9 ФГОС
рабочая программа с пояснительной запиской, тематическим планом и основными видами деятельности учеников. Биология 5-9 классы....
Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...
Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. К учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ
Рабочая программа по биологии. 8 класс. ФГОС. к учебнику Д.В. Колесова "Биология. Человек", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...
Рабочая программа по биологии к учебнику В. В. Пасечника
Рабочая программа содержит пояснительную записку с определенными разделами....